Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Организационный комитет приглашает Вас принять участие в международной научно-практической конференции «Менделеевские чтения», которая состоится 26 -...полностью>>
'Документ'
Славный богатырь Жихарь вдоволь нагулялся по белу свету, подвигов поначудил, читающую братию повеселил. Настала очередь помериться с ним молодецкой уд...полностью>>
'Урок'
- Уважаемые гости, дорогие ребята, сегодня мы собрались не на простом уроке, а в литературном салоне. Тема сегодняшней встречи «Серебряный век русско...полностью>>
'Документ'
Любое коммерческое мероприятие, направленное на оказание услуг, принято начинать с составле­ния анализа рынка предоставления таких услуг, оценки собс...полностью>>

Государственная кадровая политика в постсоветской россии: политические функции, модели, воздействие на эффективность политической власти и управления

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЛАТЫПОВ РУСТЕМ ФАРИДОВИЧ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, МОДЕЛИ, ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Специальность 23.00.02 - политические институты,

процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

МОСКВА – 2010

Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Кулинченко Виктор Андреевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Сулемов Владимир Александрович

доктор политических наук, профессор

Лукьянович Николай Васильевич

доктор политических наук, профессор

Суворов Владимир Леонидович

Ведущая организация: Государственный Университет Управления

Защита состоится « 14 » октября 2010 г. в « 14 » 00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.12 в РАГС по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84, учебный корпус 2, аудитория № 3042.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки РАГС (1 учебный корпус).

Сведения о защите и текст автореферата размещены на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ (www.vak.ed.gov.ru).

Автореферат разослан « » 2010 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета А. С. Фалина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена крупнейшими изменениями, которые произошли в нашей стране и в мире. Смена конституционного строя, всей системы властных отношений, вынужденный отказ КПСС от монопольного права на политическую власть, в том числе и от номенклатурного подхода работы с кадрами, побудили вновь возникшие органы федеральной власти разработать новую государственную кадровую политику (ГКП), способную обеспечить смену общественного строя, политической власти и её институтов.

В связи с этим актуальность темы диссертационного исследования объясняется, во-первых, необходимостью формирования новой модели государственной кадровой политики постсоветской России, которая должна быть адекватной сложившейся политической культуре её граждан и вместе с тем способствовать повышению эффективности политической власти и управления российского государства в целях обеспечения инновационного, демократического развития российского общества.

Осуществление демократическими методами революционных по своей сути реформ переходного периода открывает возможность для существенных изменений в функционировании общества, деятельности власти и государства и их политических институтов. Первейшей задачей новой федеральной власти стало решение проблем повышения эффективности системы органов власти и политического управления. Однако, как показывает опыт и наши исследования, радикальные преобразования нуждаются в дальнейшем развитии – необходима корректировка принятых законов, нормативных актов и многочисленных распоряжений, чтобы вновь созданные формы политической жизни отвечали современным возросшим требованиям.

Поскольку смена власти сама по себе ещё не означает, что общество и государство уже освободились от присущих им пороков, для повышения эффективности политического управления обществом необходимо обеспечить чёткое функционирование органов государственной власти. Для достижения данной цели необходимо решить несколько стратегически важных задач:

- разработать новые нормативные установки, которые ориентируют кадры на укрепление вновь созданной власти и складывающейся новой системы общественных отношений;

- сменить полностью или частично команду, правящую элиту, инкорпорировав в её состав людей, способных целеустремлённо и профессионально выполнять указания субъектов власти, направленные на повышение эффективности управления обществом;

- совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров, чтобы она отвечала новым условиям и требованиям деятельности государственных служащих;

- вытеснить клиентелизм в различных его формах из системы рекрутирования политических элит и кадров путём внедрения открытой системы инкорпорации правящего класса.

В связи с этим остро встает вопрос о кадрах, о разработке и реализации качественно иной (по сравнению с номенклатурной ГКП) государственной кадровой политики как нового для России социального явления, основанного на новых принципах организации, отвечающих жизненно важным потребностям политической жизни постсоветского общества.

Во-вторых, эффективность политической власти и политического управления напрямую зависят от успешной реализации политических функций государственной кадровой политики. В процессе формирования и реализации ГКП осуществляется:

- артикуляция политических интересов различных групп и слоёв общества в виде требований, предъявляемых к субъектам и агентам государственной кадровой политики, оказывающим влияние на принятие кадровых решений в органах государственной власти;

- распределение политических статусов или политический рекрутинг аппликантов, обладающих необходимыми профессиональными, личностными и политическими качествами;

- легитимация политической власти, что предусматривает функцию зависимости процессов инкорпорации, карьерного продвижения и экскорпорации кадров в состав (и из состава) правящей элиты государства в зависимости от доверия к ним граждан;

- вторичная политическая социализация кадров политико-административной элиты, в ходе которой осуществляется усвоение политических ценностей государственной службы, в том числе интересы общества, законные права и интересы граждан, интересы государства, сохранение единства страны, стабильность государственного строя, эффективность политического функционирования общества, гуманизм, уважение к национальным и культурным различиям;

- политическая коммуникация, в виде накопления, обмена и защиты информации о политических, профессиональных и личностных качествах лиц входящих в состав политико-административной элиты государства.

В связи с этим необходимо теоретически раскрыть и актуализировать присущие ГКП политические функции, обеспечивающие повышение эффективности деятельности политической власти и управления российским обществом, а так же инновационность его развития, укрепляющие доверие между федеральными и региональными органами власти, с одной стороны, и гражданами, с другой. Это позволит обеспечить целостное развитие постсоветской России и реализацию человека как субъекта социально-политического управления.

В-третьих, построение стратегии модернизации системы государственной службы Российской Федерации требует теоретического осмысления государственной кадровой политики не только как управленческой, но и как политической категории, а также как самостоятельного вида государственной политики. Наличие многообразия политических функций у ГКП придает ей статус категории политической науки. Она проникает в сферу предметной области политологии, во все составляющие жизни общества и политического процесса, неполитические объединения и организации гражданского общества.

Государственная кадровая политика тесно взаимосвязана с такими политологическими понятиями как «политическая деятельность», «политическая власть», «политический процесс», «политические решения», «политическая цель» (стратегические и тактические цели ГКП), «политическая идеология» (ГКП включает в себя определенную кадровую идеологию), «политический выбор» (кадровый рекрутинг должностей политической бюрократии), «политическое управление», «политическая коммуникация» (доступ и распространение кадровой информации, политическая репутация и имидж кадров), «политическая культура», «политическая социализация» (политическое воспитание кадров на принципах национальной политической культуры), «политическое развитие», «политическая модернизация» (ГКП как мощный инструмент развития и модернизации политической системы).

ГКП, будучи важнейшей составляющей более широких понятий «государство» и «кадровая политика», которые охватывают в той или иной мере все звенья государственного пространства, в то же время сама представляет сложное системное организационно-политическое явление, которое, с одной стороны, призвано обеспечить организационно всю совокупность кадровой работы в непосредственно подведомственных государству организациях, объединениях и учреждениях, начиная с подготовки и отбора кадров, определения структуры и функций их деятельности и кончая контролем за исполнением принимаемых решений субъектом ГКП. С другой стороны, вторая ее составляющая определяет лишь конституционно-правовые основы, принципы организации и функционирования общественно-политических объединений, институтов гражданского общества, которые заняты кадровыми вопросами «своей компетенции» различных уровней.

Именно этим определяется двойственное содержание ГКП как совокупности теоретически и методологически обоснованных положений, социально-культурных оснований и ценностей, составляющих ее идейную основу, которые в то же время функционально весьма активно используются при разработке конкретных проблем, практики работы с кадрами во имя достижения обоснованных целей.

Государство и его производная, ГКП – органически связанные и взаимодополняющие друг друга составляющие. Государство, возникнув, разрабатывает свою ГКП, призванную повышать эффективность политической власти, обеспечивать интенсивное функционирование общества, укреплять его единство, целостность и устойчивое развитие.

В-четвёртых, как политическая технология государственная кадровая политика в Российской Федерации может быть использована для улучшения качественного состава правящего класса путём рекрутинга в элиту аппликантов, обладающих высокими деловыми, личностными и политическими качествами, чувством ответственности за судьбу страны и искренним патриотизмом. Она позволит актуализировать накопленный в отечественной и мировой политической мысли потенциал идей для оптимизации работы государства, государственных политических и кадровых служб и научного обоснования принятия кадровых решений, укрепления системы политических отношений.

Реализация конституционных принципов равного доступа к государственной и муниципальной службе граждан имеет существенное значение в деле формирования позитивной репутации российского государства. Как отмечается в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, к числу условий жизнеспособной демократии относится «развитие беспристрастной и эффективной государственной службы, в рамках которой приём на работу и продвижение по службе основывается на системе личных достоинств».

В связи с этим следует подчеркнуть, что ГКП тесно взаимодействует с функциональной деятельностью элиты, которая представляет собой определенный слой общества, осуществляющий государственную власть. «Это высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к разработке политических программ и высшей стратегии развития общества», обладающие престижем, властью, богатством и активной деятельностью в политических сферах (Г.В. Полунина). «Важнейшая функция элиты, конституирующая ее видообразующий признак, - принятия стратегических решений и обеспечение их трансляции…» (О.В.Гаман-Голутвина).

Основной чертой функционирования элиты является ее способность осмыслить обстановку, обосновать и разработать стратегическую линию развития общества, отрасли, принять необходимое для ее реализации политическое решение. Между элитой и кадрами много общего. Но они не тождественны. Их взаимодействие можно наглядно проследить в процессе рекрутирования элит, в ходе которого в последние годы сложилась новая конфигурация: «элитные кадры», «элитная кадровая политика» (Г.А.Ашин). Однако было бы неправильно отождествлять элиту и кадры, кадровую политику с ГКП, а последнюю с деятельностью кадров. Кадры, будучи ядром, штатным составом работников учреждения, работающих на постоянной основе, главным образом сосредоточены в сфере практики, в сфере политического управления. Пригодность кадров – это их готовность к выполнению соответствующих им функций. Она определяется, прежде всего, глубоким знанием дела, производства, новой техники и современных технологий, высокой компетентностью и профессионализмом, преданностью государственным интересам. Судьба стратегической, государственной линии в решающей мере зависит от успешной реализации функций ГКП, от кадров, призванных своей деятельностью приумножать экономическое и оборонное могущество государства, его политический и нравственный авторитет. Вот почему выполнение присущих ГКП политических функций является важнейшей составляющей государства – это и есть стержень диссертационного исследования и его системообразующая проблема.

В-пятых, актуальность представленной работы заключается в том, что государственная кадровая политика приобретает принципиальное значение в переходный период, и, прежде всего в федеративных процессах в аспекте обеспечения баланса полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. В связи с этим политологический анализ данной политической функции ГКП будет способствовать модернизации и повышению эффективности политической власти в Российской Федерации и инновационному развитию всего российского общества.

В-шестых, актуальность темы настоящего диссертационного исследования проявляется также в том, что государственная кадровая политика является одним из ключевых звеньев в деле обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

ГКП как социально-политическое явление во все времена имеет огромное социальное и политическое значение, причём выполняемые ею функции особенно актуализируются в условиях системного кризиса переходного периода.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы реализации политических функций ГКП в сфере подбора и расстановки кадров в органах государственной власти, их профессиональной подготовки и контроля за политической лояльностью должностных лиц нашли отражение в трудах классиков политической мысли, начиная с Античного Мира, Древнего Востока, в частности в трудах Платона, Аристотеля, Конфуция, Шан Яна, Чанакьи Каутильи, М.Т. Цицерона, памятниках римского права, а также политических трактатах развитого Европейского средневековья, эпохи Возрождения и Нового Времени, в частности, М. Падуанского, А. Данте, Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, кардинала и первого министра Франции Армана де Ришельё.

Вместе с тем исследование государственной кадровой политики как самостоятельного предмета научного анализа началось лишь в начале XX столетия в рамках возникшей теории научного менеджмента, а также социологии управления, и связано с именами Ф.У. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля и Г. Эмерсона. В их трудах анализ ГКП осуществлялся в рамках теории управления коммерческим предприятием.

В эти годы в Советской России развернулась широкая деятельность по изучению и практическому осуществлению разнообразных, в том числе и политических функций организации и управления, разрабатывается и реализуется план ГОЭЛРО. «Необходимо было не только убеждать, но организовывать по-новому жизнь миллионов людей». В стране работали десятки институтов, лабораторий, издавалось несколько журналов. В эту работу включились многие государственные деятели: В.И. Ленин, В.В. Куйбышев, Ф.Э. Дзержинский, Г.М. Крижановский, а также такие учёные как П.М. Керженцев, А.К. Гастев, П.А. Попов, О.А. Ерманский и др.

Отдельные политические аспекты государственной кадровой политики всё же исследовалась в рамках политической философии и политической социологии. Здесь, прежде всего, необходимо упомянуть работы классиков европейской политической мысли Д.С. Миля, А.д. Токвиля, Г. Спенсера, К. Маркса, а также политологов XX века: Л.ф. Мизеса, А. Лейпхарта, П. Бурдье, А. Тофлера, Ф. Фукуямы. В своих научных трудах они проанализировали взаимодействие ГКП и политической системы общества и её взаимообусловленность с характером политико-властных отношений в обществе.

Важно отметить труды основоположников теории элит В. Парето, Г. Моска и особенно автора концепции «железного закона олигархии» Р. Михельса, Р. Миллса, исследовавших политические механизмы, влияющие на кадровый рекрутинг, а также автора концепции «революции менеджеров» Д. Бернхейма. Значительный вклад в научное понимание сущности государственной кадровой политики внесла теория «рациональной бюрократии» М. Вебера.

Необходимо подчеркнуть значительный вклад в исследование проблемы классиков российской политической мысли Г. Катошихина, Ф. Прокоповича, М.М. Сперанского, Л.А. Тихомирова, И.А. Ильина, Н.А. Трубецкого, П.А. Флоренского, П.А. Сорокина.

Государственной кадровой политике в органах власти России как управленческой проблеме посвящено немало талантливых, глубоко научных работ и исследований российских учёных, которыми разработана теория государственной кадровой политики, её основные модели, введен в научный оборот огромный массив переводных источников и фактического материала. Ценную фактологическую информацию можно почерпнуть из трудов современных российских социологов и политологов-элитистов – профессоров Г.К. Ашина, О.В. Крыштановской, О.В. Гаман-Голутвиной, В.Я. Гельмана, М.Н. Афанасьева, А.В. Понеделкова, А.А. Мухина, С.Ю. Рыбаса, а также историков: профессоров Р.Г. Пихои, В.А. Михеева, О.Т. Джавланова, С.А. Кислицина.

Особенности кадрового рекрутинга региональных политико-административных элит рассмотрены в работах профессоров А.Е. Чириковой, М.Х. Фарукшина, В.А. Беляева, М.А. Аюпова и Р.Р. Галлямова.

Влияние бизнес-элиты на кадровые назначения в эшелоне высшей бюрократии проанализировано в трудах профессора С.П. Перегудова, А.С. Фалиной и руководителя аналитического департамента фонда «Центр политических технологий» А.В. Макаркина.

Критический анализ сложившихся в СССР номенклатурных практик государственной кадровой политики был проведён в работах М. Джиласа, М.С. Восленского, З. Каца, А.А. Зиновьева.

Современные парадигмы государственной кадровой политики в аспекте политического управления и государственной службы были освещены в трудах профессоров Г.В. Атаманчука, В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова, В.А. Сулемова, В.А. Кулинченко, И.Н. Барцица, В.Д. Граждана, А.И. Турчинова, Г.Е. Асцатурова, Л.М. Тимофеевой, Н.И. Глазуновой, Ю.В. Ирхина, В.В. Черепанова, В.С. Нечипоренко, Л.В. Вагиной, Л.А. Василенко, а также профессоров А.В. Оболонского, В.Г. Игнатова, А.В. Понеделкова, А.С. Панарина, А.А. Хохлова, М.В. Лазарева, Т.В. Игнатовой.

Поствеберианские теории организации государственной службы и государственной кадровой политики (новый государственный менеджмент, «гаверенс», «отзывчивая бюрократия») были рассмотрены в работах зарубежных учёных, в том числе П. Окойна, К. Худа, А. Шеферда, К. Хансена, Р. Канингема, Л. Поларда, М. Тёрнера, Ф. Хендрикса. Проблемы организации ГКП в рамках поствеберианской модели государственной службы были рассмотрены в работах российских политологов Е.А. Капогузова и С.Л. Сергеевой.

Политические и политико-управленческие аспекты подготовки кадров государственной службы глубоко рассмотрены в монографиях В.Л. Романовой, Б.Т. Пономаренко, В.А. Михеева, а также целого ряда зарубежных авторов: А. Делиона, С. Ричардсона, М. Нияза.

Теория и практика образовательного обеспечения подготовки руководящих кадров государственной и муниципальной службы и ряда других аспектов государственной кадровой политики раскрыта в работах учёных Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан: М.А. Аюпова, И.Р. Гимаева, С.Н. Лаврентьева, С.Ю. Кабашова, М.И. Халикова и многих других.

Большой научный интерес в аспекте элитного рекрутинга, модернизации и демократизации ГКП представляют работы зарубежных исследователей США, Евросоюза и Китая: Д. Мейсела, К. Превитта, С. Келлера, М. Кука, Р. Сэнера, Г. Пиганьоля, С. Нанна, А. Люсатто, Х-Г. Келнера, К. Каспари, Дж. Мак. Гэрри, И. Лю, Ю. Штейнера. Вопросы гендерного равноправия в доступе к должностям государственной службы рассмотрены в трудах Камиллы Стиверс и Барбары Нельсон.

Различные аспекты проблемы государственной кадровой политики получили достаточное освещение в диссертационных исследованиях, выполненных в рамках политологии, социологии, истории и даже психологии. Государственная кадровая политика в системе политико-властных отношений проанализирована в диссертационных исследованиях О.В. Агеева, А.И. Васильева, В.А. Колесникова, И.Н. Шентябиной, в том числе ГКП в этнополитическом аспекте исследована в рамках диссертационных проектов Г.Г. Архиповой, А.М. Магомадова, Д.М. Оздарбиева. Проблема проверки политической лояльности кадров государственной службы рассмотрена в диссертационном исследовании М.В. Лазарева.

Эволюция развития советской номенклатурной государственной кадровой политики исследована в диссертационных исследованиях историков Д.В. Дудкиной, А.В. Фёдорова, а также эволюция кадровой политики государств с коммунистическими политическими системами – в работе Т.В. Лазаревой (КНР) и Хо Нгок Хая (СВР).

Большой вклад в развитие государственной кадровой политики как технологии политического управления внесли диссертационные исследования в сфере социологии управления, в том числе работы С.Л. Аксёнова, А.Е. Лукьяненко, А.В. Понеделкова, А.А. Паутова. К сожалению, большинство из них исследовали кадры с точки зрения рекрутинга, а не их функциональной роли в целях повышения эффективности политической власти и совершенствования политического управления, призванного обеспечить интенсивное, целостное развитие постсоветского общества. Именно эти причины обусловили необходимость предпринятого диссертационного исследования.

Вместе с тем в период с 2007 по 2009 гг. в ходе реформы государственной службы ГКП Российской Федерации получила своё дальнейшее развитие. Новые эволюционные тенденции ГКП и новые подходы к управлению кадровыми процессами, формулируемые политической и научной элитой, требуют дополнительного научного осмысления и анализа.

В качестве основной рабочей гипотезы выступает предположение, что кадровая политика является функцией государства как центрального института власти, а кадровые процессы представляют собой разновидность политических процессов. Не только процесс кадрового рекрутинга, но и формирование принципов ГКП становятся полем политической борьбы за высокое качество деятельности кадров, за укрепление общественного строя, за интенсивное, целостное развитие российского общества.

Автор исходит из того, что государственная кадровая политика выполняет не только управленческие, но и политические функции. В том числе, стратегически ГКП выполняет: проективную и интегративную функции созидания политической действительности путём кадрового обеспечения политических процессов государственного строительства; функцию рационализации возможных конфликтов интересов между федеральной и региональными политическими элитами по вопросу кадрового формирования органов власти; а в своей совокупности функцию интеграции и обеспечения целостности государства. В связи с этим одним из значимых факторов повышения эффективности политической власти и управления в новых исторических условиях является успешная реализация политических функций государственной кадровой политики, что в свою очередь зависит от уровня организации кадровой политики в рамках определённой модели её развития.

В данном исследовании автор исходит из того, что системный кризис в России в последней четверти XX века обусловил необходимость переходного периода, во время которого возникли новые политические институты, появилась настоятельная потребность в разработке и реализации новой модели государственной кадровой политики постсоветской России, обеспечивающей повышение эффективности политической власти и управления в целях интенсивного развития российского общества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кадровая политика в системе государственного управления как фактор укрепления национальной безопасности россии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится " " 2008 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д 002.088.01 по социологическим наукам при Институте социально-политических исследований РАН по адресу: 11 1, Москва, Ленинский проспект, 32 а, 12-й этаж, каб.
  2. Лекция Промышленное развитие и промышленная политика в постсоветской России Конец ХХ − начало ХХI вв в России ознаменовался началом процесса качественных изменений, затронувших все сферы общественной жизнедеятельности.

    Лекция
    Конец ХХ − начало ХХI вв. в России ознаменовался началом процесса качественных изменений, затронувших все сферы общественной жизнедеятельности. Запущенные еще в середине 80−х гг.
  3. Ж. Т. Тощенко Рекомендовано Учебно-методическим объединением университетов России по социологии и социальной антропологии в качестве учебник

    Учебник
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки, — политическому
  4. Социальная политика как фактор адаптации населения в условиях политических трансформаций постсоветской россии

    Диссертация
    Актуальность темы диссертационного исследования. Целенаправленная и эффективная социальная политика является для Российской Федерации в условиях постсоветских трансформаций важнейшей предпосылкой сохранения политической стабильности.
  5. Силовые институты в системе политической власти правового государства (на примере вс и мвд российской Федерации)

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре гуманитарных и социально- экономических дисциплин Пограничной академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Другие похожие документы..