Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Викторина'
В 2012 году исполняется 200 лет Победы в Отечественной войне 1812 года, которая имела огромное значение для политического, общественного и культурног...полностью>>
'Документ'
Этому тексту в качестве пространного эпиграфа предпосылается письмо, отправленноё мною в марте 2011 года, то есть девять месяцев тому. Его уместность...полностью>>
'Документ'
Обласна громадська жіноча організація «Мати і дитина» є некомерційним, добровільним громадським об’єднанням, створеним з метою спільного здійснення ї...полностью>>
'Реферат'
На свой ферме, расположенной по соседству с маленькой деревуш­кой на острове Шикоку в Южной Японии, Масанобу Фукуока создал метод натурального ведени...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Гимназия №1 г. Балашова Текст на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

14. Почему автор изображает своих героев именно на фоне осени? (Осень — это время, которое символизирует умирание, увядание. Здесь имеет место параллелизм: осень в природе и осень в душах героев.)

15. Несмотря на осень, запустенье, два призрака бормочут о цветенье. Как вы понимаете эту фразу? (Речь идет о былом цветенье, о том, что когда-то цвело в душах героев.)

16. Теперь проанализируем диалог. Прочитайте его и скажите, для чего нужен диалог в тексте? (Для точного воспроизведения чужой речи с сохранением всех особенностей речи говорящего.)

17. Выясним, что нового дает нам диалог для более полного раскрытия характеров героев. Во-первых, автор не указывает, где «он», а где «она». Как вы думаете, какие слова принадлежат «ей», а какие «ему»? (Ученики высказывают предположения. Большинству кажется, что первый собеседник — «он», а второй — «она».)

18. Но это лишь наша догадка. Итак, 1-й и 2-й герои. Одинаково ли их настроение? О чем говорит 1-й? О чем говорит 2-й? (1-й говорит о радости далеких дней. Этот персонаж — весь в прошлом. 2-й говорит
о том, что все чувства прошли.)

19. Вспомните, что такое синонимы. Замените глагол говорить синонимом так, чтобы он передавал чувства, настроение 1-го и 2-го героев. (1-й восклицает, 2-й лепечет.)

20. Докажите текстом, что настрой героев различен. Составьте две смысловые цепочки, характеризующие их внутреннее состояние.
(1-я цепочка: радость — трепет — восторг — дни счастья, губ слияньенадежда — небеса просторны; 2-я цепочка: зачем вы вспомнили о ней? — нет — может быть — исчезла — небо черное. Вывод: у 1-го героя настрой более романтический, возвышенный.)

21. Попробуйте объяснить разницу между двумя противопоставленными образами: небеса просторны и небо черное. Обратите внимание на эпитеты. (Это контекстуальные антонимы. Форма множественного числа небеса имеет особую окраску — поэтическую. Небеса просторны — то есть бесконечны, огромны, светлы; это взгляд романтика; небо черное — то есть в нем ничего не видно, оно мрачно; это взгляд пессимиста.)

22. Рассмотрим синтаксическое оформление речи героев. Какие конструкции экспрессивного синтаксиса обращают на себя внимание? Какова их функция в речи? (Риторическое восклицание Дни счастья! Оно делает речь более выразительной, эмоциональной. Риторический вопрос Разве можно их забыть! не требует ответа, он служит для утверждения. Средства экспрессивного синтаксиса принадлежат речи 1-го героя, это подтверждает, что его речь более эмоциональна.)

23. В начале урока мы говорили о том, какими красками можно было бы нарисовать картину, изображенную Верленом. После анализа диалога не хотите ли вы добавить в эту палитру еще какие-нибудь тона? (Светлые тона — речь 1-го героя.)

24. Светлые тона, безусловно, присутствуют, но обратим внимание на финал стихотворения. Какова тональность этого финала? (Темная. Они тащились прочь (то есть в никуда). Ночь. Темнота.)

25. Найдите в этом стихотворении слова, которые можно было бы назвать ключевыми. (Унынье. Запустенье = угасание жизни, увядание.)

26. Попробуйте сделать вывод: чему же все-таки посвящено это стихотворение — жизни или смерти? Сравните свой вывод с тем первым впечатлением, которое сложилось у вас в начале урока. (Вывод: более глубокий смысл этого текста мы смогли понять благодаря анализу языка стихотворения. Это стихотворение посвящено угасающей жизни.
И хотя 1-й герой еще помнит о молодости, о счастье — впереди у обоих только угасание.)

IV. Домашнее задание: составить партитуру для выразительного чтения стихотворения (обозначить паузы, логические ударения, движение мелодики).

V. Подведение итогов урока.

Г.Ю.Обертышева

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИЗЛОЖЕНИЮ

Написание изложения занимает важное место в системе работы по формированию текстовых умений. Изложение, как известно из психолингвистики, не сводится к механическому пересказу текста, а представляет собой создание собственного текста на основе предложенного учителем. Для того чтобы адекватно передать содержание и идейно-эстетическое своеобразие авторского текста, ученик должен вдумчиво проанализировать текст с точки зрения его содержательных особенностей и с точки зрения речевого оформления. Даже для написания самого простого типа изложения — изложения без изменения текста — требуется ответить на вопрос о том, какими речевыми средствами реализует автор свою коммуникативную задачу.

При работе над изложением в старших классах важно предупредить те ошибки, которые могут быть допущены при выполнении задания Единого государственного экзамена. Покажем технику такой работы на примере одного урока в 10-м классе (Урок проведен 20 ноября 2003 г. в классе физико-математического профиля).

Тема урока: Анализ текста. Подготовка к изложению.

Цели урока: 1) закреплять использование знаний по речеведению для анализа конкретного текста; 2) помочь учащимся осознать обусловленность выбора речевого оформления от стиля, типа и жанра текста;
3) развивать навык лингвистического комментирования; 4) подготовить к написанию изложения.

Текст для анализа и изложения:

(1) Его кабинет, который я видел еще на Лахтинской улице, всегда был для меня неожиданностью: то был кабинет ученого. (2) В кабинете преобладали иностранные и старинные книги; старые журналы, выходившие лет двадцать назад, казались у него на полках новехонькими. (3) Теперь мне бросились в глаза Шахматов, Веселовский, Потебня, и я впервые вспомнил, что Блок по своему образованию филолог, что и дед, и отец его были профессора и что отец его жены — Менделеев.

(4) На столе у Блока был такой необыкновенный порядок, что какая-нибудь замусоленная, клочковатая рукопись была бы здесь совершенно немыслимой. (5) Позднее я заметил, что все вещи его обихода никогда не располагались вокруг него беспорядочным ворохом, а, казалось, сами собою выстраивались по геометрически правильным линиям.

(6) Вообще комната на первых порах поразила меня кричащим несходством с ее обитателем. (7) В комнате был уют и покой устойчивой, размеренной, надолго загаданной жизни, а он, проживающий в ней, казался воплощением бездомности, неуюта, катастрофы и гибели.

(К.Чуковский. «Александр Блок»)

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение целей урока.

II. Списать с доски предложение, прокомментировать пунктуацию, охарактеризовать предложение:

Есть ответ в моих стихах тревожных —

Их тайный жар тебе поможет жить…

(А. Блок)

III. Слово учителя:

Строки, которые мы записали, принадлежат величайшему поэту «серебряного века», поэту-символисту, Александру Блоку. Он жил и творил на рубеже двух веков — XIX и XX. Его творчество и судьба — яркое явление эпохи. Это о нем написала Анна Ахматова:

Как памятник началу века,

Здесь этот человек стоит.

Как все истинно великое и прекрасное в искусстве, поэзия А.Блока с ее правдой, искренностью, жаром и магической музыкой помогает и всегда будет помогать людям жить, любить, творить, бороться.

Блок был интересен современникам не только как выдающийся поэт, но и как яркая, неординарная личность. Текст, над которым мы будем сегодня работать, связан с именем этого поэта. Автор текста — К.Чуковский, оставивший читателям не только произведения для детей, но и серьезные литературоведческие работы, обширную мемуарную литературу. Чуковский не раз встречался с Блоком и записывал свои впечатления от встреч.

IV. Чтение текста учащимися. Для понимания текста необходимо выяснить, кому принадлежат имена, перечисленные в третьем предложении, и почему они «бросились в глаза» автору.

Шáхматов Алексей Александрович (1864—1920) — выдающийся лингвист, классик отечественного языкознания.

Веселóвский Александр Николаевич (1838—1906) — известный академик, литературовед, исследователь вопросов исторической поэтики.

Потебня Александр Афанасьевич (1835—1891) — крупный украинский и русский ученый-филолог, автор работ по языкознанию и поэтике художественной литературы.

(Очевидно, что «бросились в глаза» не сами эти ученые, а их труды, находящиеся в библиотеке А.Блока. Здесь используется метонимическая замена  произведения названы по имени автора).

Менделеев Дмитрий Иванович (1834—1907) — выдающийся русский ученый-химик, открывший периодический закон и составивший периодическую систему химических элементов. Дочь Д.И.Менделеева — Любовь Дмитриевна — была женой и музой А.Блока; ей посвящено множество стихотворений поэта.

V. Анализ текста по вопросам:

  • Как доказать, что перед нами текст? (Анализируемое речевое произведение характеризуется общей темой и единством коммуникативного замысла, предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически).

  • К какому типу речи относится этот текст? (Это описание, так как автор дает характеристику предмету путем перечисления его признаков. В тексте присутствуют композиционные элементы, характерные для описания: общее представление о предмете, перечисление признаков, авторская оценка.)

  • К какому стилю относится этот текст? (Это текст публицистический.)

  • Как отличить публицистическое описание от делового? (В деловом описании автор стремится к более точной передаче деталей, использует объективные характеристики размера, цвета, расположения предметов и т.д. В деловом описании неуместна оценочная лексика, передача субъективного впечатления автора.)

  • Для текста характерна передача субъективного восприятия, индивидуальной оценки. Может быть, это художественное описание? (В описаниях художественных, которые встречаем в литературно-художественных произведениях, описывается нечто типическое, результат художественного обобщения. В данном случае описывается реальный объект, виденный автором, подчеркивается его особенность, нетипичность.)

  • Какова коммуникативная цель автора? (Путем перечисления признаков дать наглядное представление о предмете описания. Но задача автора — не просто описать кабинет, но и показать через описание некоторые черты характера Блока, показать, в чем соответствует и в чем не соответствует данный кабинет представлению о его хозяине.)

VI. Поуровневый анализ языковых средств. Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:

а) проанализируйте лексические средства20:

  • Что такое лексика? На что обращается внимание при анализе лексических средств? (Лексика — это словарный состав языка, текста. При анализе лексических средств мы обращаем внимание на особенности значения используемых слов, на употребление стилистически маркированных слов и т.д.)

  • В первом предложении автор текста говорит о том, что у Блока был кабинет ученого. Разве Блок был ученым? Почему здесь используется такая характеристика? (Кабинет Блока был похож на кабинет ученого; здесь прием скрытого сравнения.)

  • Во втором предложении есть слово новехонькими, обозначьте морфемы в этом слове. Какие морфемы выглядят необычно и почему?
    С какой целью используется слово с такой морфемой в данном тексте? (В этом слове есть суффикс -оньк-, который характерен для разговорной, даже диалектной речи. Это отступление от стилистической нормы, однако оно оправдано, так как разговорные элементы обладают особой экспрессией, выразительностью. Здесь стилистически маркированное средство позволяет более эмоционально выразить удивление автора.)

  • В тексте присутствуют собственные имена (третье предложение). Какую роль играют они в реализации авторского замысла? (В тексте есть тематическая линия «Блок — филолог». Для иллюстрации этого положения автор указывает на то, что в кабинете присутствуют труды ученых-филологов. Перечисление их имен делает описание более конкретным, наглядным.)

  • Какие лексические единицы обращают на себя внимание в четвертом предложении? (Здесь есть эпитеты, которые делают описание более выразительным: необыкновенный, замусоленная, клочковатая, совершенно немыслимая. Слово замусоленная носит разговорный характер и используется для придания большей эмоциональности описанию.)

  • Обратите внимание на слово ворохом в пятом предложении; подберите к этому слову синонимы. Почему из возможных синонимов К.Чуковский предпочел именно этот? (Синонимы — кучей, грудой. Возможно, автор выбрал именно слово ворохом, потому что и куча, и груда имеют более конкретные, более четкие очертания, а Чуковскому важно противопоставить абсолютно бесформенное — ворох — геометрически правильным линиям.)

  • Проанализируйте выражение Вещи выстраивались по геометрически правильным линиям. Какие стилистические приемы использует здесь автор и зачем? (Вещи выстраивались — это олицетворение. Автор подчеркивает, что никаких особых усилий по поддержанию порядка со стороны хозяина кабинета не наблюдалось, этот порядок был заведен раз и навсегда, он был настолько обычен, что вещи как бы сами собой выстраивались, подчиняясь заведенному порядку.)

  • Попробуйте представить себе, как располагались вещи в кабинете Блока — по геометрически правильным линиям. Как вы полагаете, на самом деле в кабинете были прочерчены (или предполагались) какие-то линии и все предметы стояли строго по этим линиям? (Скорее всего, не так буквально. Просто порядок был такой, что казалось, будто все вещи стоят по линиям. Это гипербола — преувеличение, которое позволяет автору подчеркнуть признак, более наглядно передать впечатление от увиденного.)

  • В шестом предложении есть слово кричащим. Укажите состав слова. К какой части речи оно относится, как образовано и что обозначает? Подберите к этому слову синонимы. Объясните, почему автор выбрал из синонимического ряда именно это слово? (В этом слове есть корень -крич-, суффикс -ащ- и окончание -им. Суффикс -ащ- является характерным признаком причастия, однако у этого слова нет временнóго признака, оно не может быть объяснено через глагол кричать. Это причастие, которое не только изменило основное значение, но и перешло в прилагательное. Синонимы к нему — заметный, яркий, бросающийся в глаза. Автор выбрал из синонимического ряда наиболее выразительное, наиболее эмоционально насыщенное слово.)

  • В седьмом предложении есть слова, которые противопоставлены друг другу. Что это за слова? (С одной стороны, это уют, покой, устойчивая, размеренная жизнь, а с другой, — бездомность, неуют, катастрофа и гибель. В языке эти слова не являются антонимами, но в тексте они противопоставлены — это контекстуальные антонимы.)

б) проанализируйте грамматические средства:

  • Прочитайте 1-е, 2-е и 3-е предложения. Какова их структура? Составьте схемы21.

  • Прокомментируйте знаки препинания в 1-м предложении. (Это сложное предложение, состоит из трех простых. Вторая часть — придаточная по отношению к первой части, распространяет слово кабинет, является придаточным определительным и выделяется запятыми с двух сторон, так как находится внутри главного предложения. Третья часть соединена с первой бессоюзной связью. Между первой и третьей частью отношения причинные, поэтому ставится двоеточие.)

  • Если третья часть указывает на причину того, о чем говорится в предыдущей части, то почему автор не использует предложение с придаточным причины? (Здесь можно было бы подставить союз потому что, но в бессоюзном предложении пауза между частями более длительная, она придает речи бóльшую выразительность, позволяет акцентировать внимание на слове неожиданностью.)

  • Какова роль строения 2-го предложения в реализации авторского замысла? (Второе предложение сложное бессоюзное, между частями перечислительные отношения — это характерно для текстов-описаний.)

  • Найдите грамматические основы в 3-м предложении; объясните, почему в 3-й и 4-й части тире между подлежащим и сказуемым не ставится, а в 5-й части ставится22. (В 5-й части ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены формой существительного в именительном падеже, а значение настоящего времени выражено нулевой связкой — в предложениях с нулевой связкой ставится тире. В 4-й части тире не ставится, так как между подлежащим и именной частью сказуемого есть связка «были» в прошедшем времени. В 3-й части тире не ставится, так как подлежащее и сказуемое разделены второстепенным членом, распространяющим сказуемое.)

  • Проанализируйте строение 4-го предложения. Какова роль его структуры в реализации авторского замысла? (Это сложноподчиненное предложение с придаточным степени. При помощи этой синтаксической конструкции автор выражает свою оценку того порядка, который царил на столе у Блока.)

  • В тексте есть предложения с союзом а. Найдите их и определите их роль в реализации авторского замысла. (В 5-м предложении однородные сказуемые соединены противительным союзом а. 7-е предложение состоит из двух частей, соединенных союзом противительным союзом а. В обоих случаях этот союз используется для противопоставления, для создания приема антитезы. В реализации этого приема участвуют и синтаксические средства — противительные конструкции с союзом а, — и лексические — контекстуальные антонимы.)

  • Обратите внимание на однородные члены в последнем предложении. В чем особенность однородного ряда во второй части этого предложения? (Ряд однородных членов бездомности, неуюта, катастрофы и гибели включает четыре члена — это в каком-то смысле отступление от языкового стандарта, т.к. обычный, среднестатистический однородный ряд включает 2—3 члена. Однако такое отступление оправдано: длинный ряд позволяет автору использовать прием градации — усиление выраженного признака.)

  • Найдите в тексте все сказуемые. Сделайте вывод, частота каких типов сказуемого в этом тексте выше среднестатистической. Чем это вызвано? (В речи вообще наиболее частотны простые глагольные сказуемые. Однако в этом тексте много составных именных сказуемых. Это особенность текста-описания; именные сказуемые здесь выполняют изобразительную функцию, так как они обычно выражают значение признака предмета.)

  • В структуре текста, как известно, важными являются первое и последнее предложение. Докажите важность этих позиций на примере данного текста. (Это текст-описание. В 1-м предложении автор заявляет о теме текста, знакомит с предметом описания, сразу указывая на его необычность, нетипичность. Далее в тексте автор не только сообщает признаки описываемого предмета, но и развивает тему его нетипичности. В последнем предложении автор подводит итог описания, дает свою оценку, которая логически вытекает из содержания текста.)

VII. Обобщение по результатам анализа:

  • Давайте вспомним, встречалось ли нам описание кабинета, комнаты в произведениях художественной литературы. Какую роль играет описание интерьера в художественном тексте? (Такое описание встречается довольно часто, оно служит одним из средств характеристики персонажа. Например, при создании образов помещиков в «Мертвых душах» Гоголя.)

  • В чем состоит необычность подхода К.Чуковского к описанию кабинета? (К.Чуковский подчеркивает не соответствие, а именно несходство кабинета и характера его хозяина.)

  • Может быть, у читателя должно возникнуть ощущение, что Блок — чужой в своем кабинете, что он чужд всему, что там находится? (Нет, ведь этот кабинет поэт устроил себе сам в соответствии со своим вкусом. Скорее всего, Чуковский хотел обратить внимание на то, что Блок как личность гораздо сложнее, чем то представление о нем, которое сложилось у большинства читателей.)

VIII. Домашнее задание. Написать по памяти изложение, пользуясь записями в тетради и стараясь сохранить языковые особенности, обусловленные стилем, типом и жанром текста.

Г.Н. Петрова

ТЕКСТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности — духовно-нравственное, эстетическое  в большой мере зависит от окружающей ее речевой среды. Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст.
В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста позволяет сделать речевую среду на уроке совершенно естественной. Целенаправленный отбор текстов позволяет создать не только развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, но и активно влиять на их духовно-нравственное развитие. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать любовь к Родине, к родному краю.

Еще К.Д.Ушинский видел и понимал отсутствие национальной ориентированности в образовании. Он писал: «Самое резкое, бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всего более и ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей.., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится». Чтобы в какой-то степени исправить это, чтобы пробудить в душе детей интерес к тому месту, где они живут, необходимо знакомить их с малой родиной, то есть с городом Балашовом, его достопримечательностями, историей края, с людьми, прославившими наш город. Исходя из поставленной цели, я и подбираю тексты для уроков русского языка.

«Большой, как солнце, Балашов!» Эти замечательные слова Б.Пастернака я часто беру в качестве эпиграфа к урокам, на которых я использую тексты краеведческой тематики. Понятно, что Балашов — не Москва и не Санкт-Петербург, поэтому довольно сложно найти тексты, рассказывающие о нашем крае. В этом мне помогают альманах «Балашовский край», «Российский исторический журнал», книга Н.Палькина «Балашовское застолье», произведения художественной литературы, в которых упоминается наш город, наш край (роман М.Шолохова «Тихий Дон», книга стихов Б.Пастернака «Сестра моя — жизнь», мемуарная книга В.И.Дмитриевой «Так было», поэма Расула Гамзатова «Брат» и стихи местных поэтов).

При изучении темы «Лексика» в 5 классе я использую такой текст:

Река Хопер не так уж и знаменита в истории, как, например, Волга, Днепр или Лена. Но в настоящее время Хопер — это одна из самых чистых рек Европы, привлекающая туристов.

После записи текста спрашиваю: «Как называется группа предложений, которые мы записали?» Ребята приводят аргументы, подтверждающие, что записанные предложения — текст. Далее работаем по группам. Одна группа учащихся получает задание выписать имена существительные собственные, другая группа — имена существительные нарицательные и определить их склонение. После этого определяем этимологию слова Хопер, из словаря В.И.Даля узнаем, что оно обозначало гнездовье диких уток.

Работая с этим текстом, я обязательно спрашиваю детей, что они почувствовали, какие мысли появились, когда я читала эти предложения. Пятиклассники сначала очень удивляются, что наша река — одна из самых чистых; а один мальчик сказал, что нам, оказывается, есть чем гордиться.

В 7 классе при изучении наречий я использовала такой текст для комплексного анализа:

Вот какое прекрасное описание прихоперских мест дал краевед Борис Степанович Лащилин: «Широко и привольно раскинулись бескрайние прихоперские степи. Четыре столетия тому назад они… носили название Дикого поля. Степь здесь никто и никогда не пахал. Весной степи зарастали густыми высокими травами. Изумрудный ковер трав был испещрен алыми, темно-голубыми, фиолетовыми и золотисто-желтыми цветами. В небе, где проплывали облака, кружили степные орлы. Паслись стада сайгаков. На Хопре и других реках нашего края держались стаи белоснежных лебедей».

Начинаем работу с текстом с речеведческого анализа.

— Приведите аргументы, подтверждающие, что записанные предложения составляют текст. (Общая тема, основная мысль; предложения связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств: 1 и 2 предложения связаны местоимением они, 6 и 7 предложения — по смыслу.)

— Какие микротемы можно выделить в этом тексте?

— Определите тип речи, стиль, жанр. (Лирическая зарисовка, художественный стиль речи. В тексте преобладает описание прихоперских степей, но читатель ощущает восхищение автора описываемыми местами. В тексте есть слова оценочной семантики: прекрасное описание; есть эпитеты: изумрудный ковер, белоснежные лебеди.

Работа в группах:

  • 1 группа — сделать синтаксический разбор седьмого предложения;

  • 2 группа — выписать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;

  • 3 группа — выписать слова с чередующимися гласными в корне;

  • 4 группа — сделать фонетический разбор слов трав, поля;

  • 5 группа — сделать разбор по составу слов пахал, краевед, белоснежных;

  • 6 группа — определить лексическое значение слов краевед, изумрудный, сайгаки.

— Выпишите словосочетания с наречиями, определите разряд наречий. Какие еще разряды наречий вы знаете? Приведите примеры, используя сведения о своем родном крае.

— Каким членом предложения являются наречия в первом предложении?

— Объясните постановку знаков препинания в шестом предложении.

Подводим итог.

В качестве домашнего задания я предлагаю учащимся написать сочинение-миниатюру с использованием наречий.

Проводя проверочную работу в 5 классе после изучения темы «Словосочетание», я предлагаю такие тексты:

1 вариант

Наш край назывался когда-то Диким полем. Ковыльные степи, глухие леса, топкие болота, чистые родники редко видели человека.

2 вариант

На солнечных полянах безоглядно пили весеннюю свежесть пятнистые олени. По ночам красноглазый Марс искал по Хопру пастушьи костры и не находил их.

Задания.

1. Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях.

2. Выписать словосочетания, сделать письменный разбор, составить схемы и указать вид словосочетаний.

При изучении имен числительных можно на каждом уроке использовать предложения и тексты о Балашове.

1. Река Хопер не столь знаменита в истории, как, например, Березина или Кубань, Рейн или Сена. Между тем, по своей длине она либо превосходит их, либо уступает лишь немного. Если в нашей реке около 1000 км, то Рейн простирается на 1300 км, Кубань — на 870, Сена — на 770, Березина — на 600 с лишним километров.

2. Балашовским земством было создано к 1873 году 52 училища, в которых обучались 2218 мальчиков и 371 девочка. Через 10 лет, в 1884 году в уезде имелось уже 75 училищ, а к 1899 году 101 училище. Кроме того, в 1896 году в Балашове была открыта женская двухклассная прогимназия.

Значительное внимание уделялось эстетическому воспитанию детей. Весной 1900 года состоялась экскурсия 25-ти школьников Балашовского уезда в Москву. Экскурсия продолжалась 9 дней и имела большое познавательное значение.

3. В конце 50-х годов XIX века Балашов превратился в центр по торговле продуктами земледелия: пшеницей, рожью, льняным семенем.

Хопер во время весенних паводков становился судоходным. В 1857—1862 годах в период навигации в Балашове грузились хлебом от 300 до 400 барок, вместимостью до 10 тысяч пудов каждая.

Использование текстов краеведческой тематики не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создает условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей.

Вот какое сочинение-миниатюру написала Таня К., ученица 9 класса:

Я живу в маленьком провинциальном городке. И хотя ему уже более двухсот лет, в нем нет картинных галерей и театров. В центре города не так уж много и высотных зданий. Но вид из окна нашей школы поразил меня.

Высокое чистое небо, голубое-голубое. Такое оно бывает только в сентябре. Воздух чистый и прозрачный. Ярко светит солнце.

Мой взгляд скользит по школьному двору, замечает яркую клумбу с последними осенними цветами и высокие деревья. Листья на некоторых из них начали желтеть.

Сразу за школьным двором — дорога. По ней постоянно снуют машины. Одним из них подмигивает зеленый «глазок» светофора, а другим — нет движения: красный свет заставляет их замереть на несколько секунд.

За дорогой — старые домишки, они одноэтажные, деревянные. Их маленькие окна совсем не похожи на окна больших современных зданий. Стены многих домов потемнели от дождя, ветра и старости.

Но что это? Один домик сверкает белизной стен, в его окнах отражается еще теплое осеннее солнце. Он привлекает взгляд своим праздничным видом.

И даже здание медицинского училища не кажется большим и высоким отсюда, из окна третьего этажа нашей школы.

Но стоит только чуть-чуть поднять взгляд, как чувствуешь, что ты замираешь в восхищении. Прямо перед тобой, но выше тебя, устремились вверх купола собора. Тишиной и спокойствием веет от них. Солнце щедро льет свои лучи на маковки куполов, отражается от них и вновь устремляется вверх, к самому небу. Оно, небо, высокое и бездонное, и только редкие белые облака медленно проплывают над куполами. Облака плывут медленно, совсем не так, как стремительно проходят дни. Красиво! Хочется смотреть и смотреть на эти купола, на лес, что виднеется на горизонте. В такую минуту на сердце становится тепло и радостно. В такую минуту забываешь, что ты живешь в маленьком провинциальном городке, и тебя охватывает чувство гордости за тех людей, что сотворили это чудо. И хочется крикнуть громко и радостно: «Я люблю тебя, большой, как солнце, Балашов!»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Текст взят с психологического сайта (11)

    Документ
    Сайт является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Литература 10 класс методические советы

    Литература
    Уроки 24—25. «Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»
  4. Н. Г. Чернышевского Балашовский филиал Кафедра русского языка Шумарин С. И., Шумарина М. Р. Теория и практика научной речи спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Требования Государственных образовательных стандартов ВПО к профессиональной подготовленности специалистов и бакалавров негуманитарных специальностей определяют, что выпускник вуза должен уметь решать задачи, связанные с анализом
  5. Ием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей Саратовского края

    Документ
    Календарь знаменательных и памятных дат Саратовской области является ежегодным справочным изданием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей

Другие похожие документы..