Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
'Инструкция'
3. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному уче...полностью>>
'Регламент'
Н.И. Вавилов учился и работал в Московском сельскохозяйственном институте (знаменитой Петровке, ныне Российский государственный аграрный университет ...полностью>>
'Документ'
Фронтовые концертные бригады воодушевляли и звали наших бойцов к героическим делам, они воспитывали стойкость, и наступательный порыв и огненную нена...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Гимназия №1 г. Балашова Текст на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Е.А. Ясакова

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЫ
(на примере рассказа И.Бабеля «Письмо»)

Современная школа переживает кризис переоценки ценностей, скепсис и нигилизм по отношению к прошлому. Однако в послереволюционный период нашей истории и культуры произошли события, не только изменившие инфраструктуру всего общества, но и во многом определившие наш сегодняшний день. После 1917 года в России произошла встреча двух цивилизаций — одной, уходящей корнями в христианскую нравственность, и другой — названной впоследствии большевистской. История русской литературы двадцатых годов двадцатого века — это целостная система, механизм которой порожден «восстанием масс» и гражданской, братоубийственной войной. Уроки этого времени не должны быть забыты нашим молодым поколением. Поэтому литература послереволюционного десятилетия, поставившая проблемы взаимодействия человека и истории, человека и революции, человека на войне, должна быть осмыслена особым образом.

Такая позиция дает основание для другой, уже методической проблемы. Как сегодня читать с учащимися старших классов литературу, посвященную событиям гражданской войны?

Во-первых, важно правильно отобрать литературно-художественный материал для анализа. Так, целые поколения школьников воспитывались на романе А. Фадеева «Разгром». И было бы неправильно вычеркивать его из литературного образования сегодняшнего дня, как это пытаются делать некоторые учителя и методисты, ведь это значит вновь искажать историю в угоду очередным идеологическим схемам. Однако в современных программах данная проблема так или иначе решена. Наряду с романом А.Фадеева предлагается к изучению роман М.Шолохова «Тихий Дон», роман Б.Пастернака «Доктор Живаго», а также отдельные новеллы из книги И.Бабеля «Конармия».

Во-вторых, следует определить подход к анализу литературного текста. Можно ли докопаться до авторской истины без исторических справок, биографических данных, мемуарных свидетельств и т.д.? Пытаясь восстановить дискурс, мы выявляем образ авторского мышления. Но сам художественный текст в наименьшей степени подвержен дискурсивному влиянию. Поэтому, если мы хотим прочитать именно текст, то должны быть предельно внимательными к самому слову, из которого соткана его художественная ткань. И тогда сокровенный смысл произведения откроется во всей своей наготе, тогда юные читатели сами, без каких-либо подсказок извне смогут добраться до истины.

Остановимся на рассказе И.Бабеля «Письмо» и покажем возможности языкового анализа текста. Обращение к отдельным новеллам И.Бабеля из книги «Конармия» помогает решить проблему экономии учебного времени на уроках литературы в 11-м классе.

Проза И.Бабеля (проза М.Зощенко, Ю.Олеши) определяется литературоведами как орнаментальная, или поэтическая. Орнаментальный стиль в 20-е годы противостоял традиционному, потому что для орнаментальной прозы характерно отношение к речи как к предмету изображения. Учащиеся к 11-му классу, как правило, приходят к выводу, что содержание художественного текста не существует само по себе, оно так же, как и идея, воплощено в форме произведения. Но и форма несет в себе определенное содержание. Когда героем произведения является простой человек из народа, то психология персонажа предстает наиболее полно, если автор дает ему возможность самораскрытия. Понятие формы включает в себя сюжет, композицию, систему героев, жанр и стиль произведения. Оригинальность прозы Бабеля состоит в том, что она организуется как поэзия, т.е. сюжет отходит на второй план и наибольшее значение приобретают повторы образов, лейтмотивы, ритм, метафоры, ассоциации. Слово становится полноценным образом.

Жанр «Письма» — сказ. Писатель, работая в сказовой манере, использует народный язык в качестве основного материала для создания характеров. Повествование в сказе ведется от лица вымышленного и чаще всего малообразованного рассказчика. При чтении произведения возникает иллюзия живого разговора. Поэтому один из признаков сказа — непосредственный контакт рассказчика с читателем (слушателем). Учащиеся 11-го класса знакомы с этим жанром по сказам Н.С.Лескова, они могут определить его особенности самостоятельно.

Обратим внимание на фигуру рассказчика, повествователя. Сказ — форма повествования, которая ориентирована на чужое сознание, на социально иной тип мышления. Особенность композиции «Письма» можно определить как «сказ в рассказе»: рассказчик, комиссар Лютов, приводит устную речь подростка Васи Курдюкова, попросившего написать весточку матери с его слов, потому что он является неграмотным.

Проза И. Бабеля дает внимательному читателю чрезвычайно богатое поле для наблюдений: манера письма, творческий почерк, ритм, интонация рассказа отражают личность, судьбу автора и одновременно новое время, когда все сдвинулось, пришло в движение и противоречие. «Конармия» — книга о времени, о страданиях человеческой души, исступленно ищущей истины в несправедливом, истекающем кровью мире, она ярко показывает гибельность гражданской войны для враждующих сторон. В этом смысле «Письмо» можно и нужно прочитать как документ эпохи. Главный художественный прием, который использует писатель, — это прием достоверности. Повествователь убежден: «Оно (т.е. письмо — Е.Я.) не заслуживает забвения».

Ребята знают, что речь в художественном тексте всегда является средством характеристики героя. В сказе она в наибольшей степени выражает характер героя-рассказчика, особенности его личности. Поэтому основное внимание школьников следует сосредоточить на анализе стиля. Комиссар Лютов — интеллигентный, образованный человек. Его речь обрамляет письмо мальчика, в котором сохранена неподражаемая интонация и выразительность человека из народа.

Рассказ целесообразно прочитать на уроке вслух, т.к. он рассчитан на восприятие устного слова. В начале «письма» (в первом абзаце) содержатся традиционные формулировки эпистолярного стиля человека, получившего патриархальное воспитание: любезная мама Евдокия Федоровна; в первых строках сего письма, спешу вас уведомить; нижающе вам кланяюсь от бела лица до сырой земли и т.д. Этот стиль помогает нам понять, что мальчик Вася Курдюков получил воспитание в патриархально-крестьянских традициях, в любви и уважении к родителям, родственникам, людям, старшим по возрасту.

Второй абзац резко отличается от первого. Он носит ярко публицистический колорит, изобилует языковыми штампами, газетными лозунгами, характеризующими особенности сознания молодого человека, подвергшегося воздействию идеологической пропаганды. Таких примеров очень много, здесь можно предложить учащимся провести самостоятельную работу, выписать из текста соответствующие фразы (например: …Мы развозим на позиции литературу и газеты — Московские Известия ЦИК, Московская Правда и родную беспощадную газету Красный Кавалерист). Эта работа даст материал для размышлений о том, что же определяет сознание подростка, находящегося на самом первом рубеже классовой борьбы, при помощи чего происходит искривление его первоначальных представлений о жизни, добре и зле, правде и справедливости.

Третий абзац также окрашен в особые тона. В этой части письма голос малолетнего бойца заглушает голос ребенка. Искренность, бесхитростность, наивность Васи Курдюкова проявляются в его безыскусной речи. Здесь ярко сочетание трагического и комического. Мы отмечаем афористичность языка. Мальчик сообщает матери о голодной и бесприютной жизни, полной опасностей и разочарования. Он не анализирует происходящее, просто рассказывает о своем нехитром житье-бытье. Васе не хватает простого человеческого тепла, любви и нежности. Эти чувства продолжают жить в глубине его сердца и проявляются в ласковых словах, обращенных к матери, в заботе о жеребенке Степке. Читатель не сразу понимает, о ком идет речь, когда доходит до строк: Напишите мне письмо за моего Степу, живой он или нет, просю вас досматривайте до него — засекается он еще или перестал, а также насчет чесотки в передних ногах, подковали его или нет? Просю вас, любезная мама Евдокия Федоровна, обмывайте ему беспременно передние ноги с мылом, которое я оставил за образами, а если папаша мыло истребили, так купите в Краснодаре, и Бог вас не оставит.

Во второй части «письма» автор использует прием «окаменелого спокойствия перед лицом ужаса». Вася Курдюков повествует матери о том, что сначала отец убил своего сына Федора Тимофеевича Курдюкова, а затем сын Семен Тимофеевич Курдюков убил своего отца Тимофея Родионовича. Тон этой части рассказа поражает, его трудно определить каким-то одним словом. Малолетний красноармеец не задается вопросом, почему это могло произойти. Для него правда и справедливость находятся только на стороне красных, мальчик видит мир исключительно с позиции новой власти. Он обстоятельно и добросовестно констатирует факты, как это произошло. Для него отец тоже враг, ведь он воевал у Деникина, хотя смерти отца Вася не видел, потому что Семен Тимофеич услали меня со двора, так что не могу, любезная мама Евдокия Федоровна, описать вам за то, как кончали папашу.

В финале урока отмечаем, что стиль и содержание рассказа И. Бабеля слиты воедино. Ребята через анализ языковых средств произведения приходят к важному выводу о том, что для автора «Конармии» человек и война — понятия несовместимые, как жизнь и смерть, что любое историческое событие следует рассматривать не через призму классовой борьбы, когда неизбежны нравственные искажения, а через призму «вечных» ценностей. Отсюда библейская эпичность повествовательной манеры писателя. Этот маленький рассказ дает огромный материал учителю для организации дискуссии о том, может ли быть оправдана жестокость, в чем проявляются моральная чистота и слепота человека, как происходит деградация человеческой личности под воздействием «великих переломов». Через язык передано гуманистическое мировоззрение писателя, его мечта о счастье людей, о высоком предназначении человека и о преображающей силе искусства. Через анализ языковых и стилистических особенностей произведения учащиеся приходят к глубинному осознанию исторической трагедии, которую пережили наши предки.

Список литературы

  1. Коган, Э. Работа над «Конармией» в свете полной версии «Планов и набросков» / Э. Коган // Литературное обозрение. — 1995. — № 5.

  2. Поварцов, С. Мир, видимый через человека (Материалы к творческой биографии И. Бабеля) / С. Поварцов // Вопросы литературы. — 1974. — № 4.

  3. Эйдинова, В. О стиле Исаака Бабеля / В.Эйдинова // Литературное обозрение. — 1995. — №1.

Раздел II. Из опыта наших коллег

С.А.Изгорев, Н.А.Курмелева

РАБОТА С ТЕКСТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ
(Из опыта работы гимназии № 1 г. Балашова)

Одним из основных направлений работы гимназии № 1 является инновационная деятельность. Не будет преувеличением сказать, что во многих отношениях гимназия стала своеобразной лабораторией педагогического поиска — и в области воспитательной работы, и в сфере профильного образования и предпрофильной ориентации, и в освоении новых учебных программ развивающей направленности.

Цель образовательной деятельности гимназии, как она понимается педколлективом, — это создание условий для развития личности, способной интегрироваться в мировую и отечественную культуру, готовой к осознанному выбору области профессиональной деятельности и способной самостоятельно учиться и переучиваться в изменяющихся условиях действительности. Поэтому в образовательной системе гимназии особо важное место занимает развитие у школьников общеучебных умений, вооружение учеников способами познавательной деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит учебному предмету «Русский язык». Программа так определяет значение данной учебной дисциплины: «Язык по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания… В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий междисциплинарный статус среди других школьных предметов»15. Эта особенность учебного предмета вполне осознается учителями-словесниками гимназии, которые стараются не просто обучить фонетике, лексике, грамматике языка, но и развить при этом интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовную сферу личности учащегося, а также стремятся сформировать у школьника познавательные умения и навыки, которые в дальнейшем обеспечат способность к профессиональному и личностному саморазвитию.

Важное место в развитии общеучебных умений принадлежит работе с текстом. Очевидно, что способность к аналитическому чтению, к выявлению текстовой, притекстовой и подтекстной информации востребована не только при изучении русского языка и литературы. Чтение учебного текста по обществознанию, географии, химии, физике и т.д. — напряженная интеллектуальная работа, которая требует от школьника умения самостоятельно проанализировать текст (понять его функциональную направленность, стилевую специфику, предопределенную типом композиционную организацию, выделить смысловые блоки и установить логико-семантические связи между частями текста и т.д.). Без такого умения, доведенного до автоматизма, восприятие текста не может быть полноценным — ученики испытывают затруднения при усвоении школьного материала, успешность обучения в вузе при этом становится весьма проблематичной.

Работа с текстом — анализ и синтез речевого произведения — ведется в гимназии систематически, начиная с 1-го класса. Развивающая образовательная программа «Школа 2000—2100» дает особые возможности для формирования общеучебных умений, связанных с текстовой деятельностью. Достаточно сказать, что уже с первых дней обучения первоклассников нацеливают не на заучивание и пересказ (как это предлагается в большинстве традиционных программ), а на композиционно-смысловой анализ текста: выявление смысловых частей, основной мысли, аргументов к тезису и т.п. Показательно, что подобная работа ведется не исключительно только на уроках чтения, но и на занятиях по окружающему миру, обществознанию, информатике и др. — задания, помещенные в учебниках по этим предметам, приучают младших школьников к вдумчивому анализу.

Сформированные в начальной школе навыки работы с текстом не только служат хорошим фундаментом для совершенствования общеучебных умений в школе II ступени, облегчают адаптацию пятиклассников к требованиям средней школы, но и получают дальнейшее развитие, углубление. Большие возможности для этого предоставляют развивающие программы по русскому языку и литературе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой16.

Так, в 5-м классе учащиеся повторяют то, что им известно о различных средствах связи предложений в тексте, и обобщают эти сведения, получая представление о способах межфразовой связи и соотнося конкретные формально-языковые средства с содержательными особенностями текста. Здесь начинается большая и кропотливая работа по формированию системы знаний о тексте как речевом произведении (см., например, ниже статью Ю.Н.Филипповой).

Концентрический принцип построения программы по русскому языку Р.Н.Бунеева и др. позволяет учащимся постоянно уточнять и углублять полученные знания, а также вести наблюдения над текстовой ролью различных языковых единиц. При этом учителю удается избежать репродуктивных способов работы, механического заучивания. Основная ставка делается на самостоятельную познавательную деятельность ученика; знакомству с теоретическим материалом предшествует наблюдение над языковыми фактами, особенностями их значения и за их поведением в тексте. Подобная работа способствует развитию абстрактного мышления, так как учит последовательно разграничивать лексическое и грамматическое значение, помогает отрабатывать операции анализа, классификации и обобщения (см., например, в данном сборнике статью Н.М.Беляковой).

Особенностью программ Р.Н. Бунеева и др. является последовательно реализуемые тесные межпредметные связи между уроками русского языка и уроками литературы. В учебниках по русскому языку объектами лингвистического наблюдения и анализа становятся тексты изучаемых литературных произведений. Это не только повышает интерес к уроку, но и позволяет продемонстрировать роль «языковой ткани» произведения в выражении художественной семантики. Подобное расположение учебного материала дает возможность проводить интегрированные уроки словесности, которые посвящены филологическому анализу текста, представляющему собой синтез литературоведческого и лингвостилистического анализа (см. статью О.А.Кузнецовой). Использование при разборе художественного текста точных лингвистических методик делает анализ менее субъективным, более научным, а это, в свою очередь, позволяет не просто показать ученику образец комментария, но и вооружить его технологией интерпретации текста.

В школе III ступени работа с текстом продолжается на новом уровне. При этом в классах нефилологических профилей этому уделяется так же много внимания, как и в филологических классах, только основное место занимает работа с публицистическими, научными и деловыми текстами. В 10—11 классах расширяется круг речевых жанров, которыми овладевают школьники; они получают представление о синкретичных жанрах. Анализ текста становится более сложным — с учетом довольно солидного багажа знаний по русскому языку и риторике, которые уже приобретены старшеклассниками.

Известно, что в массовой школе дефицит учебного времени и возросшая сложность анализа в старших классах побуждают учителя привлекать для разбора тексты небольшого объема и несложной проблематики (описания природы, повествования, несложные рассуждения). В то же время наша практика показывает, что для учащихся данного возраста более актуальным является обращение к текстам-рассуждениям сложной этической или философской проблематики. Особенно важным оказывается подбор подобных текстов в связи с введением Единого государственного экзамена по русскому языку, который предполагает написание рецензии на текст-рассуждение. Как показывает анализ работ, выполненных участниками эксперимента, довольно большой процент учащихся не в силах осознать проблему, которая поставлена автором текста, а потому воспринимают ее упрощенно, примитивно. Соответственно не удается и адекватно отразить в рецензии точку зрения автора. Учителя, работающие в старших классах гимназии, активно используют в работе возможности, предоставляемые учебником А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой17, в котором подобраны тексты, интересные и с точки зрения проблематики, и с точки зрения языкового оформления.

Следует отметить, что особое место в системе формирования текстовых умений занимает учебная дисциплина «Риторика». Гимназия  одно из первых учебных заведений в области, которые ввели в учебный план этот особый предмет (с 1997 г.). В программе курса, направленного на формирование коммуникативной компетенции, раздел «Текст» представлен как сквозной материал с 1-го по 11-й классы18. При этом минимальные теоретические сведения, которые сообщаются учащимся, служат базой для более обширных инструментальных знаний, то есть знаний о правилах, приемах, стратегиях построения эффективного текста.

Так, при изучении риторики уже в начальных классах ученики получают представление о тексте и его основных характеристиках, о различии устных и письменных текстов, о многообразии речевых жанров. Именно работа над конкретными речевыми жанрами в их языковом своеобразии, а не просто над изложениями и сочинениями отличает программу по риторике от разделов «Развитие речи» в традиционных программах по русскому языку. Обращение к жанрам речи, с которыми школьники сталкиваются в учебной деятельности и в повседневной жизни (ответ на уроке, объявление, личное письмо, загадка, считалка и др. в начальных классах и аннотация, реферат, доклад, дискуссия и т.п. в средней школе), позволяет обучать эффективному общению.

На уроках риторики школьники учатся осуществлять логический и смысловой анализ текста: рассматривают в сопоставлении понятия «тема текста» и «заголовок», «тема» и «основная мысль», вычленяют опорные (ключевые) слова, соотносят их с темой и основной мыслью текста. Эта работа способствует выработке самого широкого круга общеучебных умений (например, умения подробного, сжатого, выборочного, проблемного пересказа, реферирования и рецензирования текста и т.д.).

Текстовые упражнения на уроках риторики опираются на текст как результат речевой деятельности; они представлены в двух разновидностях: а) аналитическая работа учащихся с готовым текстом (определение темы и основной мысли, обсуждение коммуникативного замысла, анализ речевого оформления и т.д.); б) составление текста самими учащимися.

Составлению собственного текста предшествует работа, связанная с различными видами переработки готового текста: составление плана, редактирование, устный пересказ и письменное изложение текста.

Особый вид работы с текстом на уроках риторики — риторический анализ, направленный на выявление факторов эффективности общения. Основные вопросы, на которые отвечает риторический анализ: «Что сказал говорящий?», «Что хотел сказать говорящий?», «Что говорящий сказал ненамеренно?». Привычка к анализу и самоанализу необходима не только для совершенствования речевых навыков, но и для формирования этического компонента речевой деятельности.

Обращение на уроке к тексту — не модная инновация, а традиция отечественной методики, освященная веками. Показательно, что текст использовался в российской школе не только как средство обучения словесности, но и как действенный инструмент воспитания ученика. Учителя гимназии учитывают и используют эту особенность текста как дидактической единицы, стремятся подбирать для урока материалы, обладающие воспитательным потенциалом. Русский язык является неотъемлемой частью национальной культуры русского народа, поэтому и обучение русскому языку должно быть неразрывно связано с включением в школьный курс национально-культурного компонента. Особое внимание реализации этого аспекта программы уделяет Н.А.Симонова, учитель высшей категории, Почетный работник общего образования. Сфера ее методических интересов — использование духовного наследия русской православной церкви в образовательном процессе (см. статью Н.А.Симоновой).

Таким образом, работа с текстом занимает важное место в образовательной программе гимназии. Систематическое обращение к тексту на всех ступенях образования, разноаспектное рассмотрение, сочетание техник анализа и синтеза, дополнение теоретических знаний инструментальными — все это способствует реализации образовательных задач гимназии как учебного заведения повышенного типа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Текст взят с психологического сайта (11)

    Документ
    Сайт является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Литература 10 класс методические советы

    Литература
    Уроки 24—25. «Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»
  4. Н. Г. Чернышевского Балашовский филиал Кафедра русского языка Шумарин С. И., Шумарина М. Р. Теория и практика научной речи спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Требования Государственных образовательных стандартов ВПО к профессиональной подготовленности специалистов и бакалавров негуманитарных специальностей определяют, что выпускник вуза должен уметь решать задачи, связанные с анализом
  5. Ием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей Саратовского края

    Документ
    Календарь знаменательных и памятных дат Саратовской области является ежегодным справочным изданием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей

Другие похожие документы..