Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
 080505.65 - Управление персоналом  Дисциплина:  Основы менеджмента Группа:  УПН-08-1 Дата проведения тестирования: 23.05.2011Количество заданий в АП...полностью>>
'Документ'
1.1. Настоящее положение разработано на основании и в соответствии с «Методическими рекомендациями к разработке рейтинговой системы оценки успеваемос...полностью>>
'Контрольные вопросы'
«Управление социальными процессами в кризисные периоды их развития»: Научно-методическое пособие. – М.: ФГУП «НИИ труда и социального страхования», 2...полностью>>
'Рассказ'
в котором она рассказывает о самом дне жизни, о том, что ей известно, каково оно, и что все остальные боятся это узнать. Все, кроме нее, потому что о...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Гимназия №1 г. Балашова Текст на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

H.В.Попова

ВИДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Говоря о требованиях к современному уроку русского языка, уже излишне доказывать целесообразность и необходимость обращения к тексту как объекту и предмету изучения. Каждый учитель-словесник понимает, сколь велики обучающие возможности текста. И сегодня текст активно используется на уроках русского языка.

Уместно вспомнить из множества определений текста, пожалуй, самое лаконичное и образное, принадлежащее акад. В. М. Солнцеву: «Текст — это лингвистическая вселенная». А значит, учитель должен быть подобен хорошо обученному космонавту, чтобы умело ориентироваться в этой вселенной.

Прежде всего учитель должен хорошо понимать, для чего, с какой целью (с какими целями) он обращается к тексту на том или ином уроке. Анализ различных заданий и упражнений в школьных учебниках позволяет выделить следующие цели обращения к тексту:

  • для иллюстрирования каких-либо языковых единиц, явлений, категорий, для закрепления языковых понятий и формирования языковых умений;

  • для изучения функционирования, употребления языковых единиц в речи, для формирования так называемых частноречевых умений;

  • при обучении коммуникативно-речевой деятельности на уроках развития речи, где текст выступает как предмет изучения и обучения (см., например, пособие Е.И.Никитиной «Русская речь»).

  • наконец, значительно реже учитель, обращаясь к тексту, ставит целью раскрытие эстетической функции языковых средств, их изобразительно-выразительных возможностей, выявление эстетического качества текста, которое наблюдается, прежде всего, в художественном тексте, и в первую очередь — в поэтическом.

Мы учим детей речи не только правильной, точной, богатой, но и выразительной, благозвучной, образной. Поскольку самым ярким образцом речевого произведения, отвечающего всем требованиям коммуникативно совершенной речи, является художественный текст, именно он чаще всего используется на уроках русского языка. Обращение же к художественному тексту просто обязывает, на наш взгляд, к такому его рассмотрению, которое называют лингвистическим анализом т е к с та (далее — ЛАТ). Он преследует все перечисленные выше цели использования текста на уроках русского языка — необходимо только правильно расставить акценты, выдвигая на передний план то, что непосредственно отвечает цели урока.

Как известно, обучение речи берет свое начало в слушании, в аналитическом восприятии; анализ текста является первоосновой для овладения умением создавать свой текст, для производства собственной речи. Поэтому проблема лингвистического анализа текста на уроках русского языка — одна из важнейших в современной школьной методики. По мнению методистов, анализу текста необходимо учить, и делать это следует планово и систематически, начиная с 1-го класса. Обучение анализу текста должно строиться в соответствии с программой основного школьного курса, то есть с учетом изученного или изучаемого программного материала.

Конечная цель ЛАТа — показать, как создан текст (каков механизм текстообразования), какую роль выполняет каждая «деталь», каждое языковое средство в организации текста, в выражении его содержания, основной мысли, идейно-эстетического замысла автора; проще говоря, показать изобразительно-выразительные возможности языка и реализацию их в речевом, главным образом в художественном, произведении.

Говоря о методике анализа художественного текста, важно выделить три подхода, или три вида анализа, которые могут иметь место и в школьном обучении:

  • 1-й — выборочный анализ, анализ отдельных языковых средств. Например, в 5—6 классах предметом специального рассмотрения могут и должны стать лексические изобразительно-выразительные средства (каждое в отдельности) — синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова и др., их роль в художественном тексте;

  • 2-й вид лингвоанализа — поуровневый: а) анализ фонетических особенностей текста, б) анализ лексических средств, в) анализ морфологических средств, г) анализ синтаксиса текста. В любом случае такой анализ должен отвечать на вопрос: какова роль тех или иных языковых средств в организации художественного текста, в выражении его смысла. Поуровневый анализ целесообразно проводить при изучении или после изучения школьниками соответствующего раздела курса русского языка. 1-й и
    2-й виды анализа текста как бы служат этапами овладения следующим, более сложным видом ЛАТа;

  • 3-й вид лингвоанализа — целостный, или комплексный, анализ текста. Он включает в себя комплексный анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических элементов художественного целого либо анализ единиц лишь наиболее ярких, значимых в организации текста языковых уровней.

Текстовым материалом для ЛАТа могут вполне служить тексты упражнений из школьных учебников, а также тексты из программных литературных произведений и другие, специально подобранные учителем художественные миниатюры. Обратимся к примерам. Это тексты из школьных учебников по русскому языку.

Так, в учебнике Т.А. Ладыженской и др. для 5 класса в разделе «Состав слова» дается упражнение с вопросом «Являются ли однокоренными выделенные слова?» и следующим текстом:

Проплясали по снегам У заснеженной реки

Снежные метели. В снежном переулке

Снегири снеговикам Звонко носятся снежки,

Песню просвистели. Режут снег снегурки.

(С.Погореловский)

Конечно же, просто ответить на поставленный к тексту вопрос недостаточно. Необходимо обратить внимание учащихся на роль однокоренных слов в тексте, в эстетической организации художественного целого. В тексте девять выделенных слов с корнем -снег-/-снеж-, но это не тавтология. Каким же стилистическим заданиям отвечает такая организация языковых средств, употребление однокоренных слов? Самое простое: это своеобразная игра слов, своеобразная демонстрация богатейшего языкового арсенала; однокоренные слова — это системное образование, это словарный ряд, включающий семь слов. Но это и особый прием создания образности, выразительности, экспрессии: с точки зрения семантики — углубление смысла; с точки зрения звуковой формы — прием звукописи: аллитерация, анафорический повтор звуков, создание звукоóбраза (подбор лексики, заданный звуковым обликом главного по смыслу слова). А какой здесь звукообраз, какое слово является ключевым, то есть называет тему? Как можно озаглавить текст? «Зима» или «Снег» — что точнее? Конечно, «Снег». Это и есть звукообраз. И звучит это слово как-то легко, мягко, бодро.

Это пример так называемого выборочного лингвоанализа текста. Другой пример — замечательное стихотворение М.Цветаевой, которое встречаем в учебном пособии А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой для 10—11 классов в разделе «Лексика» — в упражнении 41 с заданием найти в текстах все разновидности омонимов (дано несколько стихотворных текстов и такое «скромное» задание). Но учитель не может не обратить внимание старшеклассников на то, что слова-омонимы, в данном случае омографы, «в значении которых нет ничего общего» (цитата из данного учебника), уточним — которые в языковой системе не связаны по смыслу, в речи могут сближаться, в частности, в художественной речи. И как мастерски, изящно связывает эти слова поэт, мастер слова.

Мука и мука

«Все перемелется, будет мукóй!» Люди, поверьте: мы живы тоской!

Люди утешены этой наукой. Только в тоске мы победны над скукой.

Станет мукою, что было тоской? Все перемелется? Будет мукóй?

Нет, лучше мýкой! Нет, лучше мýкой!

Омонимы здесь — замечательное средство выразительности, образности речи. На них строится все содержание текста, они выражают особенности мировосприятия Цветаевой, ее отношение к жизни.

Кроме того, невозможно обойти вниманием еще одно образное средство. Поэт восклицает: Люди, поверьте: мы живы тоской! Только в тоске мы победны над скукой. Обратим внимание на слова тоскаскука. В языковой системе эти слова связаны синонимическими отношениями, а у Цветаевой они антонимичны: скука здесь — не просто уныние, это отсутствие всякого интереса к окружающему, равнодушие; тоска же, наоборот, — это активное восприятие жизни, ее перипетий, связанные с ними душевные терзания, различные эмоции. И в этом контексте, пожалуй, синонимично сближаются слова тоскамука.

Прежде чем обратиться к примеру поуровневого анализа, отметим следующее. Поскольку каждый художественный текст представляет собой индивидуальное, уникальное в определенном смысле речевое произведение, допускающее вариативность его восприятия и понимания, это не может не отразиться на логике и содержании анализа конкретного текста. Но все же в учебных целях на первом этапе обучения ЛАТу можно придерживаться некой инвариантной схемы, которая позволит сделать анализ системным и будет способствовать выработке у учащихся определенного стереотипа.

Прежде всего и учитель, и ученики должны уяснить для себя, что следует искать в тексте, на что обращать внимание. Так, при анализе лексического уровня художественного текста предметом рассмотрения должны стать следующие лексические единицы:

  • непонятные и малознакомые учащимся слова и устойчивые сочетания;

  • языковые и контекстуально-речевые системные объединения слов (синонимические ряды, система значений многозначного слова, тематические и лексико-семантические группы слов, антонимические пары), особенности их функционирования в тексте, их эстетическая функция;

  • соотносительные языковые средства: литературные и нелитературные слова, слова активного и пассивного запаса (устаревшие, новые слова), нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные, книжные), нейтральные и эмоционально-экспрессивные слова; особенности их функционирования в тексте;

  • языковые и индивидуально-речевые образные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.); их роль в тексте.

Анализ этих языковых средств обязательно должен идти параллельно анализу содержания текста, его темы, основной мысли.

Сложнее обозначить схему анализа морфологического уровня текста, и сам этот анализ сложнее, так как требует обширных знаний грамматики. Но в старших классах предметом анализа может стать следующее:

  • соотношение частей речи и его функциональная значимость;

  • категориальные (грамматические) значения ведущих частей речи и их функции: для существительных — функция категории одушевленности-неодушевленности, существительных конкретных и абстрактных, собственных и нарицательных, для прилагательных — функция категорий качественности-относительности, степеней сравнения, форм субъективной оценки;

  • функция глагольного наклонения, вида, времени;

  • соотношение личных местоимений и их функция в тексте;

  • функция служебных частей речи;

  • вывод о функциональной нагрузке морфологических единиц текста в организации идейно-тематического уровня.

Более конкретная схема анализа может быть составлена учителем в виде памятки, состоящей из вопросов-заданий. Остановимся подробнее на анализе фонетического уровня художественного текста. Этот анализ может строиться по следующим вопросам-заданиям:

  • Прочтите текст сначала про себя, затем вслух (или предварительно послушав, прочтите).

  • О чем этот текст, какова его тема, основная мысль?

  • Определите общий эмоциональный тон озвучиваемого текста (грустный, веселый, бодрый, спокойный, взволнованный, торжественный, лирически-элегический).

  • Каким, на ваш взгляд, должен быть темп прочтения и громкость звучания текста? Свой ответ мотивируйте.

  • На какие части интонационно делится текст, какие интонационные средства их выделяют? (Паузы между предложениями-фразами, изменения интонационного рисунка, громкости звучания, темпа, настроения и др.) Как это связано со смысловым содержанием текста?

  • Какие слова в тексте выделяются логическим ударением? Как это связано с содержанием, темой текста? Прочтите ряд ключевых слов (которые несут смысловое ударение).

  • Обратите внимание на знаки препинания, какая интонация им соответствует и как это связано со смысловым содержанием текста, контекста?

  • Если анализируемый текст — поэтический, обратите внимание на его ритмичность. Какие языковые средства участвуют в ритмической организации текста? (Имеется в виду: соразмерность интонационно-смысловых отрезков, чаще всего выделенных в строку, по количеству фонетических слогов; рифмованность последних слов этих речевых отрезков и «постоянные» паузы после рифмующихся слов; знаки препинания.)

  • Если анализируемый текст — поэтический, обратите внимание на звукопись — подчеркнутое, намеренное повторение каких-либо звуков, а также употребление в тексте звукоподражательных слов. Какова роль звукописи в этом тексте?

  • Прочтите текст еще раз, передавая голосом отмеченные особенности его звучания, т. е. фонетические особенности текста.

Приведем образец анализа фонетических средств организации текста, обратившись к отрывку из стихотворения Б.Заходера, данному в упражнении 327 сборника «Русский язык. Практика» для 5 класса:

Жук жужжал

В густой осоке,

Вол лежал

На солнцепеке.

Жук жужжал,

Жужжал, жужжал,

Вол лежал,

Лежал, лежал,

А потом спросил:

— Скажите,

Для чего вы так

Жужжите?

…Жук Волу

Ответил с жаром:

— Ясно, я жужжу

Не даром:

Я живу

И не тужу,

Потому что

Я

Жужжу!..

  • Смысловое содержание стихотворения определяют два контрастных образа — Жук и Вол; это два разных характера, разное отношение к жизни. Основной художественный прием организации текста — антитеза. Очевидно, эта контрастность смыслового наполнения образов Жука и Вола выражается и фонетическими средствами.

  • Общий эмоциональный тон озвучиваемого текста — бодрый, мажорный (веселый). Соответственно темп прочтения — убыстренный, громкость звучания — умеренная. Но и темп, и громкость чтения меняются.

  • Интонационно текст делится на несколько частей: 1-я фраза
    (1-е простое предложение); 2-я фраза (2-е простое предложение);
    3-я фраза (3-е простое предложение); 4-я (4-е простое предложение);
    5-я (Скажите, для чего вы так жужжите?); 6-я (Жук Волу ответил с жаром); 7, 8, 9-я (последние фразы текста).

  • Каждая из этих частей имеет свой интонационный рисунок, и читаются эти интонационные части в разном эмоциональном тоне, темпе, с разной громкостью. Это связано со смысловым содержанием текста: строки о Жуке читаются более бодро, весело, живо и более громко.

  • Это придает тексту особую ритмичность. Причем фразы соразмерны по количеству фонетических слов в начале текста, а затем эта соразмерность нарушается, что делает текст более «живым» — ведь дальше идет речь героев.

  • В ритмической организации текста участвует и рифма, а также знаки препинания на месте «постоянных» пауз после рифмующихся слов в конце стихотворных строк.

  • Знаки препинания в тексте разнообразны, они создают определенный интонационно-ритмический рисунок каждой части и текста в целом, передают определенные смысловые отношения между частями текста, выполняют композиционную функцию: точка — конец 1-й части, вступительной (завязка); запятые, пять подряд, двоеточие и вопросительный знак — во 2-й композиционной части, это как бы развитие действия и кульминация; 3-я часть — заключительная, очень важная по смысловому содержанию, здесь выражается философия жизни жука, и стоит восклицательный знак с многоточием.

  • Интересна звукопись текста, которая создает два основных звукообраза. Слово жук по своему звучанию (звуковому восприятию) и произнесению (артикуляции) — «быстрое, легкое, звонкое», а слово вол напротив — «медлительное, вялое, тяжелое». Причем звуки этих ключевых слов или схожие с ними звуки повторяются в соседних словах, в словах темы жука или темы вола: жук — жужжал — с жаром — живу — не тужу; вол — лежал — на солнцепеке — спросил.

Комплексный анализ. Текст также взят из сборника «Русский язык. Практика» для 5 класса, упражнение 723.

Видите, на дворе снег — свежий и пухлый. Новый снег. Зачем же так горит, так блещет и сияет в темноте каждая снежинка? Может быть, глубоко под землей зажегся волшебный огонь? Снег блещет и светится голубым сиянием. Горит, как от холодного пожара. Каждая снежинка могла бы, верно, рассказать какую-нибудь историю… Только не хочет говорить. У нее свой язык. Она блещет (По С.Георгиевской).

Поскольку текст прозаический, схема анализа может быть такова:

  • Анализ содержания: тема, основная мысль.

  • Стилистический анализ текста: его общестилевые черты, их экстралингвистическое и языковое обоснование (Почему этот текст художественного стиля?).

  • Языковые особенности текста (выявляются по уровням — фонетический, лексический и т.д.).

  • Анализ типа речи (описание, повествование, рассуждение) и связанных с ним экстралингвистических и языковых особенностей.

  • Композиционный анализ текста.

Итак, о чем этот текст, какова его тема? Озаглавим его словами из текста — «Волшебный огонь» или «Голубое сияние».

Стилистический анализ начинаем с вопроса: Что главнее в содержание этого текста — объективная информация о факте (на дворе снег) или оценка автором увиденного, его восприятие (субъективное содержание), личностное отношение? — Безусловно, второе. Оценочность, эмоциональность, образная конкретизация (начальное слово текста Видите сразу создает эффект зримого восприятия) — это общестилевые черты текста, особенности художественного стиля.

Чем же, какими языковыми средствами передается авторское видение, авторская оценка (и какая оценка)?  Это восторженность автора, любование. Прежде всего, такая эмоциональность передается лексическими средствами: обращаем внимание на синонимические ряды свежий — пухлыйновый, горит — блещет — сияет — светится, они не столько уточняют смысл, сколько усиливают эмоциональность, оценочность; отмечаем, что для текста такого объема здесь много оценочных слов: наряду с синонимами — метафорические эпитеты волшебный огонь, голубое сияние, оксюморон холодный пожар, развернутое олицетворение (см. последние три предложения); трижды повторяется слово блещет.

На фонетическом уровне эмоциональность проявляется в особенностях интонации: в том, что здесь значительно больше пауз, чем их было бы в нейтральной речи, т.е. эмоциональная речь гораздо богаче паузами; также экспрессивно значимы вопросительные предложения. То есть интонационный рисунок тесно связан с особенностями синтаксиса текста и с пунктуацией: это осложненные предложения, нанизывание однородных членов предложения, которые выделяются логическим и эмфатическим ударением, расчленение конструкций (парцелляция), вопросительные риторические предложения — все это средства экспрессивного синтаксиса.

Анализируя текст по типу речи, отмечаем, что это описание, осложненное рассуждением. Почему описание? — Во-первых, по экстралингвистическим признакам: цель высказывания — описать предмет речи так, чтобы его можно было представить, увидеть; предмет речи не развивается во времени, а наблюдается в пространстве. Языковые признаки описания: это, прежде всего, особая функциональная значимость слов со значением предметности и значением признака — существительных, прилагательных; глаголы в тексте-описании — оценочно-характеризующей семантики (они не обозначают собственно действия), в основном это глаголы в форме 3-го лица настоящего времени изъявительного наклонения. Способ связи предложений — смешанный: и параллельная, и цепная связь; средства связи — преимущзественно лексические.

Наконец, текст имеет трехчастную логико-композиционную структуру: вступление, основная часть, концовка.

В заключение заметим, что представленные образцы анализа текста могут показаться сложными для школьников, но такая работа должна проводиться систематически, начинаться с элементов ЛАТа, и тогда это будет посильно, привычно и интересно учащимся. Значение же лингвистического анализа текста как метода обучения трудно переоценить: он учит более глубокому проникновению в содержание текста, более глубокому его пониманию; воспитывает культуру слушания и чтения; значительно способствует практическому освоению языка в различных условиях его применения; воспитывает литературный и языковой вкус, развивает логическое мышление учащихся, учит культуре рассуждения.

В.А. Отришко

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОМ
АСПЕКТЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Необходимость в продуманной системе развития речи учащихся не является новой, а с появлением в программе по русскому языку требования формировать речевые умения (коммуникативную компетенцию) встала новая проблема — соединить уроки грамматики, орфографии и развития речи таким образом, чтобы функционально-стилистический аспект обучения, способствующий развитию коммуникативной компетенции, стал концептуальной основой современной методики.

Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного произведения — это значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла. Уроки, посвященные лингвостилистическому разбору текста, позволяют формировать речевые умения школьников, отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи. С этой целью учащимся предлагаются различного рода аналитические и аналитико-синтетические упражнения. Главный результат работы с данными упражнениями — это способы действий, приемы, которыми овладевают школьники: а) понимание смысла текста, максимально близкое авторскому замыслу; б) восстановление конситуации создания текста; в) объяснение тех приемов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла; г) объяснение роли средств речевой выразительности в оформлении текста; д) создание собственных текстов.

Есть два пути работы с текстом: а) точное следование выбранному отрывку, подробный анализ всех встречающихся языковых явлений и
б) выбор необходимого наглядного материала, иллюстрирующего те языковые явления, с которыми учитель хочет познакомить детей. Второй способ более удобен при первоначальном знакомстве с изучаемой темой и на этапе систематизации полученных знаний. Предлагаемые задания построены по второму принципу.

Дидактический материал для урока-практикума (8, 9 классы)

Комплексная работа с текстом
Текст

Ахматова, бесспорно, владела талантом дружбы. Когда она хотела встретиться с кем-нибудь, она этого не скрывала. У нее начисто отсутствовало то ложное самолюбие, которое нередко мешает делать первые шаги, чтобы повидаться со своими друзьями и приятелями. Почувствовав такое желание, она звонила сама, не ожидая инициативы со стороны ее знакомых. Она поддерживала долгие и прочные дружеские связи с близкими ей людьми. И она старалась как могла быть им полезной... Сколько добрых жестов дружбы и внимания к людям от нее исходило! Сама бессребреница, она была щедрой. В границах своих малых возможностей, совсем не будучи филантропкой, а только по своему душевному устройству, она оказывала помощь, моральную и даже материальную, своим близким, а иногда — почти посторонним! Когда в последние годы ее обстоятельства изменились к лучшему, с какой милостью она раздаривала деньги из своих гонораров, книги и вещи! И за всем этим можно было увидеть не только душевную широту, но и сознание... долга, которое связывает людей и обязывает их помогать друг другу (Д.Максимов).

Задания для учащихся

1. Запишите отрывок из воспоминаний об А.Ахматовой. Подчеркните грамматические основы предложений.

2. Объясните постановку знаков препинания.

Коммуникативный анализ текста

3. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

4. Объясните значение слов: самолюбие, инициатива, бессребреница, филантроп, гонорар.

5. Подберите синонимы к словам: бесспорно, дружба, талант.

6. Подберите синонимичные варианты к предложению с деепричастным оборотом. Сравните синонимичные конструкции.

7. Составьте схему сложного предложения (по выбору), произведите его разбор.

8. Подготовьтесь к выразительному чтению.

9. Выполните задание по выбору:

а) напишите изложение с дополнительным заданием (выскажите свое мнение по поводу изложенного в тексте);

б) напишите сочинение на тему «Талант дружбы».

Лексический разбор текста

Памятка

Чтобы произвести лексический разбор текста, необходимо:

1) найти в нем: а) ключевые слова (словосочетания); б) слова, употребленные в переносном значении; в) синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы; г) слова, стилистически окрашенные; д) заимствованные слова, архаизмы; неологизмы (в том числе авторские); е) профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;

2) объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение; показать, что достигается благодаря их использованию;

3) уточнить с помощью словарей значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;

4) подобрать к отдельным словам синонимы, составить синонимический ряд; показать, чем отличаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно этого слова;

5) провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора;

6) показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложения, между абзацами.

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического стиля, разбор включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение к изображаемому, оценку фактов, явлений (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).

Приведем пример.

Задание для учащихся

Запишите текст, объясните правописание глаголов. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на лексический разбор текста (см. Памятку). Выполните эти задания.

Как дрогнет сердце натуралиста, как отзовется терпкой болью воспоминаний, когда сорвешь стебелек душицы! Вдохнешь, и всего пронижет потрясающий запах. Одни стебельки душицы отцвели, другие розовеют, молодея августовскими днями. Может быть, душица и была лучшей заваркой до знакомства на Руси с привозным чаем? Может быть, хотя с нею могли соперничать мята, зверобой, липовый цвет, богородская трава — чабрец (А.Стрижев).

  1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие средства выражения отношения, оценки используются автором?

  2. Подчеркните грамматические основы предложений. В каких предложениях нет подлежащего? Подумайте, почему такие предложения называются односоставными?

  3. Выполните одно из заданий по выбору: а) произведите на материале текста разные виды разбора; б) выпишите из текста словосочетания, в состав которых входят имена прилагательные, определите их лексико-грамматический разряд; в) подготовьтесь к пересказу текста, напишите изложение.

  4. Прочитайте словарную статью «Душица» из толкового словаря русского языка. Какими признаками научного стиля обладает данный текст? Сравните информацию, данную в словаре, с тем, что рассказывается о душице в отрывке из текста А.Стрижева. Подумайте, что общего у данных текстов и что их отличает.

Работа с текстом дает возможность обеспечить на уроке органическую взаимосвязь изучения нового материала и повторения, создавая условия для реализации внутрипредметных (межуровневых) и межпредметных (интеграционных) связей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Текст взят с психологического сайта (11)

    Документ
    Сайт является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Литература 10 класс методические советы

    Литература
    Уроки 24—25. «Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»
  4. Н. Г. Чернышевского Балашовский филиал Кафедра русского языка Шумарин С. И., Шумарина М. Р. Теория и практика научной речи спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Требования Государственных образовательных стандартов ВПО к профессиональной подготовленности специалистов и бакалавров негуманитарных специальностей определяют, что выпускник вуза должен уметь решать задачи, связанные с анализом
  5. Ием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей Саратовского края

    Документ
    Календарь знаменательных и памятных дат Саратовской области является ежегодным справочным изданием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей

Другие похожие документы..