Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
В период с 16 декабря 2002 г. по 31 января 2003 г. информационно-техническим медиацентром гороно совместно с МУ ЦДОД "Поиск" среди школьник...полностью>>
'Задача'
Роль султана предполагает наличие гарема. Наложников потенциальный султан покупает на «невольничьем рынке». Это значит, что у султана должна быть сво...полностью>>
'Темы рефератов'
Методологические аспекты истории психологии: объект, предмет, задачи, источники изучения, методы истории психологии, ее междисциплинарные связи и мест...полностью>>
'Реферат'
Проект посвящается душистым веществам. В ходе работы мы создаем свои собственные ароматы, которые в дальнейшем представим на презентации нашего проек...полностью>>

Г. А. Мартинович. Не все то золото // Вестник спбГУ, Сер. 2002, вып С. 60-70

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Г. А. Мартинович. Не все то золото... // Вестник СПбГУ, Сер. 2. 2002, вып 1.

- С. 60-70.

Выпущенная недавно в свет книга О. Н. Гринбаума «Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении»1, посвящена изучению «эстетико-конструктивных принципов организации русского классического стиха» (с. 3)2, а именно выявлению и описанию на основе определенных принципов и методов исследования ритмико-гармонических характеристик онегинской строфы и русского классического сонета. Ритмическая организация стихотворного текста рассматривается при этом «как результат воплощения в стихе универсальных эстетических законов» (с. 3), важнейшим из которых, по мнению автора, является закон золотого сечения3. Однако высказываемое автором априори категорическое заявление о том что «в поэтическом тексте принцип движения… реализован в ритме; ритм «делает ощутимой гармонию» и, являясь носителем и конструктом «эстетически осознанной нормы»… организует в строфе… ритмическое движение по закону “золотого сечения”» (с. 17), не представляется нам достаточно убедительным и обоснованным дальнейшим исследованием.

Вариативность сверхсхемной акцентной структуры стихов и строф является, по нашему мнению, органическим (имманентным) свойством поэзии, проявляющимся и при ее порождении, и при ее восприятии. По совершенно справедливому утверждению О. Н. Гринбаума, «свобода есть важнейшее условие творческого процесса как для автора, так и для читателя» (с. 12). Произведения искусства только потому и являются произведениями Искусства, что они – в с е г д а тайна, причем не только для читателя, но и для самого автора, в пользу чего убедительно свидетельствуют, с одной стороны, отстаиваемый самим О. Н. Гринбаумом принцип саморазвития (с. 23-28), с другой – отмеченные им здесь же высказывания по этому поводу Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. Белого. Очевидно, есть все основания утверждать, что ритм оказывается «загаданным» не только для читателясоавтора») (с. 11-12), но во многом и для самого поэта (автора). Вопрос же, на каком варианте акцентной структуры стиха или строки следует останавливаться исследователю, в данном случае принципиально не имеет (не может и не должен иметь) однозначного решения. Но именно исключительно однозначная («золотая») интерпретация всех иллюстраций отстаиваемых положений предлагается О. Н. Гринбаумом. По нашему убеждению, проблема акцентной структуры той или иной единицы стихотворного произведения может решаться только с непременным учетом всех ее реально возможных в каждом конкретном случае ритмических вариантов.

Покажем сказанное на примерах.

При изучении строфического ритма в поэтических произведениях А. С. Пушкина О. Н. Гринбаум уделяет основное внимание 4-стопному ямбу. Поэтому ограничимся в данном случае рассмотрением лишь этого размера. Остановимся прежде всего на произведениях, созданных на основе 4-стопных ямбических четверостиший с чередованием мужской и женской рифмы (AbAb), например на хорошо известном стихотворении 1829 г. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», состоящем из 8 строф. Вариантные акцентные структуры, по нашему мнению, имеют: 4-й стих 2-й строфы (И чей-нибудь уж близок час.)4 – 3 уд. или 4 уд., 2-й и 3-й стихи 4-й строфы (Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю:) – 2 уд. или 3 уд. в каждом и 1-й стих 7-й строфы (И хоть бесчувственному телу) – 2 уд. или 3 уд.

Соотношения слоговых объемов основных вариантов 8 строф этого стихотворения представлены в таблице 15.

Таблица 1

Стро-фа

Вариант l

Вариант II

Вариант lll

Слоги

(уд.-безуд.-все)

Отнош.

всех

к безуд.

Отнош.

безуд

к ударн..

зс

Слоги

(уд.-безуд.-все)

Отнош.

всех

к безуд.

Отнош.

безуд

к ударн.

зс

Слоги

(уд.-безуд.-все)

Отнош.

всех к

безуд.

Отнош.

безуд к

ударн.

зс

1

13-21-34

1,619

1,615

0,004

13-21-34

1,619

1,615

0,004

13-21-34

1,619

1,615

0,004

2

14-20-34

1,700

1,429

0,271

15-19-34

1,789

1,267

0,522

14-20-34

1,700

1,429

0,271

3

12-22-34

1,545

1,833

0,288

12-22-34

1,545

1,833

0,288

12-22-34

1,545

1,833

0,288

4

11-23-34

1,478

2,091

0,613

12-22-34

1,545

1,833

0,288

13-21-34

1,619

1,615

0,004

5

12-22-34

1,545

1,833

0,288

12-22-34

1,545

1,833

0,288

12-22-34

1,545

1,833

0,288

6

12-22-34

1,545

1,833

0,288

12-22-34

1,545

1,833

0,288

12-22-34

1,545

1,833

0,288

7

11-23-34

1,478

2,091

0,613

12-22-34

1,545

1,833

0,288

11-23-34

1,478

2,091

0,613

8

12-22-34

1,545

1,833

0,288

12-22-34

1,545

1,833

0,288

12-22-34

1,545

1,833

0,288

Всего:

97-175-272

1,554

1,804

0,250

100-172-272

1,581

1,720

0,139

101-171-272

1,591

1,693

0,102

Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют о том, что даже в наиболее «приближенном» по суммарному значению (следовательно, и по среднему) к пропорции золотого сечения III реально возможном варианте (зс = 0,102) только 2 строфы (1-я и 4-я) из 8 (25%) соответствуют этой пропорции. 4 строфы (3-я, 5-я, 6-я и 8-я) из 8 (50%) имеют соотношение 12 – 22 – 34 (зс = 0,288); 1 строфа (2-я) из 8 (12,5%): 14 – 20 – 34 (зс = 0,271) и 1 строфа (7-я) из 8 (12,5%): 11– 23 – 34 (зс = 0,102). В I-м и II-м вариантах пропорции золотого сечения отмечены лишь в одной строфе (1-й) из 8 (12,5%).

Другой пример – стихотворение 1830 г. «В часы забав иль праздной скуки…» (5 строф) – практически безвариантный. Единственный вариант можно усмотреть только во втором стихе первой строфы (Бывало, лире я моей) – 3 уд. или 4 уд.

Соотношения слоговых объемов основных вариантов пяти строф этого стихотворения представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Строфа

Вариант l

Вариант ll

Слоги

(уд.-безуд.-все)

Отнош.

всех

к безуд.

Отнош.

безуд.

к ударн.

зс

Слоги

(уд.-безуд.-все)

Отнош.

всех

к безуд.

Отнош.

безуд.

к ударн.

зс

1

13-21-34

1,619

1,615

0,004

14-20-34

1,700

1,429

0,271

2

12-22-34

1,545

1,833

0,288

12-22-34

1,545

1,833

0,288

3

14-20-34

1,700

1,429

0,271

14-20-34

1,700

1,429

0,271

4

12-22-34

1,545

1,833

0,288

12-22-34

1,545

1,833

0,288

5

14-20-34

1,700

1,429

0,271

14-20-34

1,700

1,429

0,271

Всего:

65-105-170

1,619

1,615

0,004

66-104-170

1,635

1,576

0,059



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  2. Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности международная научная конференция

    Документ
    Проведена в Саратов, 14-19 сентября 2004 г. совместно с Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев, Международным союзом немецкой культуры.

Другие похожие документы..