Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Работников предприятия подлежащих в 2012 г.прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с приказом Минздравсоцразви...полностью>>
'Пояснительная записка'
Данное мероприятие было проведено в рамках краевой зимней акции «Птицы в городе», направленной на воспитание экологической культуры и формирование чу...полностью>>
'Документ'
Изучение какой-либо учебной дисциплины начинается обычно с прояснения и определения ее места ее в учебном плане. Это непростая проблема, и она связана...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «__» 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д.001.012.01 при Учреждении Российской академии медицинских наук Научно-ис...полностью>>

Г. А. Мартинович. Не все то золото // Вестник спбГУ, Сер. 2002, вып С. 60-70

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

График 2

Приведенные данные свидетельствуют о том, что и здесь лишь 23% вариантов отвечают требованиям золотого сечения в интерпретации О. Н. Гринбаума (45 1 ударный слог). Область «незолотых» вариантов составляет, соответственно, 77%, причем пик приходится на варианты с «незолотыми» 42 (28%) и 43 (27%) ударениями (в сумме – 55%). В действительности же собственно золотой пропорции соответствует лишь вариант с 45 ударными слогами. Коэффициенты 1,595 и 1, 682 (44 ударных слога, зс = 0,087), так же как коэффициенты 1,639 и 1,585 (46 ударных слогов, зс = 0,074) вовсе не являются коэффициентами золотого сечения, которое, как уже отмечалось, в настоящем случае вообще не может рассматриваться как приблизительно «золотое» и т. п. Следовательно, при строгом понимании золотого сечения к нему можно отнести всего лишь 7 вариантов из 128, то есть 5,5%.

Возможные акцентные варианты (без подсчета их количеств) первых 11 строф представлены в таблице 5, соотношение «золотых» и «незолотых» вариантов в каждой строфе и их общее соотношение отражено в таблице 6.

Таблица 5

Строфа

Слоги

(уд.-безуд.-

все)

Отнош.

dсех к

безуд

Отнош.

безуд. к

удар.

зс

I.

39-79-118

1,494

2,026

0,532

40-78-118

1,513

1,950

0,437

41-77-118

1,532

1,878

0,346

42-76-118

1,553

1,810

0,257

43-75-118

1,573

1,744

0,171

44-74-118

1,595

1,682

0,087

45-73-118

1,616

1,622

0,006

46-72-118

1,639

1,565

0,074

II.

41-77-118

1,532

1,878

0,346

42-76-118

1,553

1,810

0,257

43-75-118

1,573

1,744

0,171

44-74-118

1,595

1,682

0,087

45-73-118

1,616

1,622

0,006

III.

42-76-118

1,553

1,810

0,257

43-75-118

1,573

1,744

0,171

44-74-118

1,595

1,682

0,087

45-73-118

1,616

1,622

0,006

IV.

37-81-118

1,457

2,189

0,732

38-80-118

1,475

2,105

0,630

39-79-118

1,494

2,026

0,532

40-78-118

1,513

1,950

0,437

41-77-118

1,532

1,878

0,346

42-76-118

1,553

1,810

0,257

V.

40-78-118

1,513

1,950

0,437

41-77-118

1,532

1,878

0,346

42-76-118

1,553

1,810

0,257

43-75-118

1,573

1,744

0,171

VI.

37-81-118

1,457

2,189

0,732

38-80-118

1,475

2,105

0,630

39-79-118

1,494

2,026

0,532

40-78-118

1,513

1,950

0,437

41-77-118

1,532

1,878

0,346

VII.

39-79-118

1,494

2,026

0,532

40-78-118

1,513

1,950

0,437

41-77-118

1,532

1,878

0,346

42-76-118

1,553

1,810

0,257

43-75-118

1,573

1,744

0,171

44-74-118

1,595

1,682

0,087

VIII.

39-79-118

1,494

2,026

0,532

40-78-118

1,513

1,950

0,437

41-77-118

1,532

1,878

0,346

42-76-118

1,553

1,810

0,257

43-75-118

1,573

1,744

0,171

44-74-118

1,595

1,682

0,087

45-73-118

1,616

1,622

0,006

IX.

От-

сут-

ству-

ет.

X.

39-79-118

1,494

2,026

0,532

40-78-118

1,513

1,950

0,437

41-77-118

1,532

1,878

0,346

42-76-118

1,553

1,810

0,257

43-75-118

1,573

1,744

0,171

XI.

43-75-118

1,573

1,744

0,171

44-74-118

1,595

1,682

0,087

XII.

39-79-118

1,494

2,026

0,532

40-78-118

1,513

1,950

0,437

41-77-118

1,532

1,878

0,346

42-76-118

1,553

1,810

0,257

43-75-118

1,573

1,744

0,171

44-74-118

1,595

1,682

0,087

45-73-118

1,616

1,622

0,006

Таблица 6

Строфа

«Незол.»

«Золот.»

I.

5

3

II.

3

2

III.

2

2

IV.

6

-

V.

4

-

VI.

5

-

VII.

5

1

VIII.

5

2

IX.

Отсутст-

вует

X.

5

-

XI.

1

1

XII.

5

2

Всего:

46 (78%)

13 (22%)

Как видим, доля золотых вариантов здесь – 22%.

В то же время из 11 строф только 4 (IV, V, VI, X) вообще не имеют «золотых» вариантов ( 36%). Остальные 9 строф (I, II, III, VII, VIII, XI, XII) такими вариантами обладают ( 64%). Отсюда становится понятна приводимая О. Н. Гринбаумом на рисунках 3 и 4 (с. 63, 65) высокая доля «золотых» строф при их безвариантном подсчете с ориентацией на «тенденцию к такому соотношению ударных и безударных слогов, которое диктуется «золотым» законом ритмической гармонии» (с. 34).

Таким образом, во всех рассмотренных нами примерах (четверостишья 4-стопного ямба, варианты акцентной структуры таких четверостиший и онегинской строфы) доля «золотой» пропорции колеблется в пределах 20 – 25%, что вряд ли случайно и определяется, прежде всего, самой природой 4-стопного ямба рассматриваемого типа (общее количество слогов в строфе, средняя длина фонетического слова и т. п.). Следовательно, в лучшем случае она не превышает 25%. Остальные 75% лежат за пределами этой пропорции. Все это, на наш взгляд, подтверждает необоснованность и несостоятельность основного теоретического положения О. Н. Гринбаума: «В поэтическом тексте принцип движения (постепенного перехода к смыслу целого) реализован в ритме; ритм делает ощутимой гармонию и, являясь носителем и конструктом «эстетически осознанной нормы»,… организует в строфе (а в астрофических произведениях – в строфоиде) ритмическое движение по закону “золотого сечения”» (с. 17).

Подводя итог всему сказанному, необходимо отметить, что важнейший (центральный) для исследований подобного рода вопрос, какие ударения ставить и как их считать, в конечном итоге остается полностью открытым. С одной стороны, О. Н. Гринбаум заявляет, что объектом «исследовательского интереса является ритм словесного уровня, который формируется значимым в русском языке чередованием ударных и безударных слогов» (с. 11). С другой стороны, как уже отмечалось, утверждается, что не требуется «никаких формальных предписаний, как надо ставить словесные ударения и почему» (с. 30). С третьей – некие формальные правила все же находятся, но принимаются они с весьма показательными оговорками: «Следуя в целом известным правилам расстановки ударений, мы в ряде случаев отступаем от формальных предписаний, руководствуясь при этом мелодикой поэтического движения стиха» (с. 32-33). Здесь совершенно ясно только то, что речь идет о сверхсхемных (в данном случае – не собственно ямбических) ударениях. Однако, как все-таки их расставлять и как воспроизводить подобные результаты в других исследованиях, не имея четких формальных предписаний и ориентируясь только на указанные рекомендации, понять невозможно. Пример постановки ударений М. Л. Гаспаровым в стихе Когда-то властвовал предобрый старый Дук (с. 33) убедительно свидетельствует о том, что даже высококвалифицированные профессионалы в подобных случаях далеко не всегда могут строго придерживаться даже своих собственных предписаний. Комментарий же О. Н. Гринбаума «Если отсутствие ударения в слове «когда-то» может быть признано допустимым, то прилагательное «старый» как полнозначное слово не может быть безударным в бинарной модели ритма» (с. 33) неизбежно вызывает вопрос о критериях и границах допустимости подобного рода. Казалось бы очевидно, что без четкого решения этих основополагающих проблем, никакие дальнейшие формальные манипуляции просто немыслимы. Однако, по мнению О. Н. Гринбаума, все решается «просто и естественно». Предметом исследования действительно является «ритм словесного уровня», для его выявления действительно не требуется «никаких формальных предписаний», а если они и существуют, то вполне приемлемы различные допущения и отступления, определяемые субъективными представлениями о «мелодике поэтического движения стиха» и т.п. Существенным оказывается лишь одно генеральное правило – «общее соотношение ударных и безударных слогов в строфе» (с. 30) должно неминуемо определяться на основе все того же положения об организации в строфе ритмического движения по закону «золотого сечения» (с. 17). Поэтому и воспроизводимость результатов в данном случае возможна лишь в одном единственном случае – необходимо в пределах строфы ставить ударения так, чтобы соотношение ударных и безударных слогов в ней (строфе) отвечало пропорциям золотого сечения8. Однако «золото» в этом случае непременно окажется ф а л ь ш и в ы м, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И, наконец, последнее соображение. Можно полностью согласиться с О. Н. Гринбаумом в том, что не стих, а строфа является основной структурной единицей поэтического текста (с. 8). Следовательно, ритмическая структура строфы, ее реальный ритмический рисунок должны рассматриваться не на основе простого суммирования количеств ударных и безударных слогов в отдельных строках, составляющих строфы, а как некое целостное (цельнооформленное) образование (единство). В этом случае неизбежно возникает проблема существенных в этом случае «межстишных» (межстрочных) пауз, проблема, требующая специального рассмотрения, которое выходит за рамки настоящей работы. Отметим лишь, что, в первую очередь, должны быть учтены якобы «отсутствующие» слоги в мужских клаузулах. Но это не есть собственно отсутствие, а отсутствие значимое – своеобразные нулевые слоги, играющие свою, и отнюдь не менее важную, чем все остальные (материально выраженные) слоги, роль в организации ритмического рисунка строфы – роль паузы. С учетом же таких слогов строфа 4-стопного ямба рассмотренного типа, как и любого четверостишья 4-стопного ямба, будет состоять уже не из 34 «золотых» слогов, а как минимум из 36, онегинская строфа – не из требуемых «золотыми» пропорциями 118 слогов, а из 126, что в корне меняет положение дел и требует кардинального пересмотра всей концепции автора. И вообще обращение к структуре ритма, характеру ритмического рисунка, на наш взгляд, не может быть плодотворным без учета оси времени. Метр в этом случае – это уже не просто чередование ударных и безударных слогов, а периодическое повторение акцентов через равные промежутки времени (учитывая, конечно, и паузы). К сожалению, все это в исследовании О. Н. Гринбаума вообще не обсуждаются.

Выше были представлены некоторые соображения по организации ритмической структуры ямбических 4-стопных стихотворных произведений – ямбических четверостиший с чередованием женской и мужской рифм и онегинской строфы. Золотая пропорция в данном случае интерпретируется О. Н. Гринбаумом на основе композиционно-ритмического подхода, когда «целое» – слоговой объем строфы, «большее» – количество безударных и «меньшее» – количество ударных слогов. Значительная часть исследования посвящена также изучению «золотой» меры русского классического сонета, осуществляемому уже на основе структурно-тонической интерпретации золотого сечения, где «целое» – тонический объем всего сонета, «большее» – объем катренов и «меньшее» – объем терцетов. В пределах настоящей работы мы не имеем возможности остановиться на рассмотрении данной проблемы. Укажем лишь на то, что все принципиальные соображения, высказанные ранее по отношению к композиционно-ритмической интерпретации золотого сечения, в полной мере относятся и к ее структурно-тонической интерпретации.

Принцип «единства в многообразии» (с. 14) – это не однообразие «”божественной пропорции”, неявно (!? – Г. М.) устремляющей поэта к ««золотым»… числам эстетического совершенства и красоты» (с. 29-31) и не однообразно-золотое «общее соотношение ударных и безударных слогов в строфе, которое может быть реализовано различными комбинациями ритмических форм…» (с.30). Принцип «единства в многообразии» применительно к русской классической поэзии заключается в имманентной вариативности акцентной структуры одной и той же строфы и значительном разнообразии сверхсхемного ритмического рисунка разных строф при строгом соблюдении всех формальных требований силлабо-тонического стихосложения. Иными словами, этот принцип реализуется в постоянном конфликте между схемной (идеальной) и сверхсхемной (с ее принципиальной вариативностью) акцентными структурами стихотворного произведения.

В целом же приходится констатировать, что работа О. Н. Гринбаума не отвечает трем основным требованиям, обязательным для научных исследований подобного рода, – достаточной степени формализуемости исследуемого материала, воспроизводимости и предсказуемости результатов. Поэтому все категорические заявления автора о «законе золотого сечения», «золотой» мере русского классического стиха, универсальности «божественной» пропорции и т. п. представляются нам явно несостоятельными.

В художественно-мемуарном произведении Ромена Роллана, посвященном жизнеописанию индийского религиозного проповедника XIX в. Рамакришны, высказывается мысль о том, что блестит – мертвое, живое же – мерцает. «Золото» в русских классических стихах, изучению которых как раз и посвящена работа О. Н. Гринбаума, может блестеть только в особым способом «умертвленных» исследователем звуках. В живом русском стихе, в его реальном ритмическом рисунке «золото» действительно лишь «мерцает», проблескивая иногда в «стройно зыблемом строю» (А. С. Пушкин) других, столь же прекрасных и своеобразных, ритмов и гармоний. В этом-то как раз и заключается вся прелесть русской классической поэзии.

1 Гринбаум О. Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении. СПб., 2000.

2 Здесь и далее в скобках после цитат из О. Н. Гринбаума приводятся номера страниц по указанному изданию.

3 Напомним, что тройками чисел золотого сечения принято считать тройки типа 3 – 5 – 8, а коэффициентами золотого сечения – величины отношения целого к большему (8/3 – Кцб) и большего к меньшему (5/3 – Кбм), которые обычно считаются одинаковыми и в практических целях устанавливаются равными 1,618.

4 Здесь и далее знаком полужирным шрифтом будем обозначать обязательные словесные акценты, знаком полужирным курсивом – факультативные.

5 Знаком зс (величина ритмико-гармонической точности) в работе О. Н. Гринбаума обозначается абсолютная величина отклонения от золотого сечения – зс = цб - Кбм |.

6 См., например: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т. 5. Поэмы 1825 – 1833, М., АН СССР, 1948, с. 148; Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т. 4. М., АН СССР, 1957, с. 396.

7 Пушкин А.С. Сочинения, в 3 томах. Т. 1. М., 1958, с. 5.

8 «Подобно средневековому схоласту, структуралист, только приступая к исследованию, заранее знает истину. Его задача проста: подыскать достойные целям аргументы, доказывающие избранную точку зрения». Колесов В. В. Уроки В. И. Ленина: позитивизм в современном языкознании // Вестник ЛГУ, 1989. Сер 2. Вып. 3 (№ 16), с. 48.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  2. Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности международная научная конференция

    Документ
    Проведена в Саратов, 14-19 сентября 2004 г. совместно с Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев, Международным союзом немецкой культуры.

Другие похожие документы..