Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Редко встречается в мировой истории человек, который бы ворочая миллионами писал пьесы, следил за их постановкой, отстаивал права драматургов. Выполн...полностью>>
'Документ'
18. Количество мест массового скопления людей (образовательные учреждения, медицинские учреждения, культурно-спортивные учреждения, культовые и ритуа...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания и задания по контрольной работе по дисциплине «Деньги, кредит, банки» рекомендованы к изданию кафедрой «Банковское дело» и утве...полностью>>
'Документ'
Любители живой природы всегда знали о том, насколько благоприятным является присутствие в их доме домашних животных. Но на практике такое благоприятно...полностью>>

Г. А. Мартинович. Не все то золото // Вестник спбГУ, Сер. 2002, вып С. 60-70

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Данные таблицы 2 показывают, что только в I-м варианте по суммарному значению (и по среднему), практически совпадающем с золотым сечением (зс = 0,004), всего 1 строфа (1-я) из 5 (20%) соответствуют его пропорциям. 2 строфы (2-я и 4-я) из 5 (40%) имеют соотношение 12 – 22 – 34 (зс = 0,288). 2 строфы (3-я и 5-я) из 5(40%) – 14 – 20 – 34 (зс = 0,271). Во II варианте золотых строф не отмечено.

Таким образом, рассмотренные примеры показывают, что только в 20 – 25% исследованных строф организация строфического ритма отвечает пропорциям золотого сечения, тогда как от 75 до 80% строф находится вне области этой пропорции. Поэтому говорить об организации в строфах рассмотренных произведений «ритмического движения по закону “золотого сечения”» явно не приходится. Однако эта действительная вариантность ритмической структуры исследуемых строф оказывается вне сферы внимания О. Н. Гринбаума – все примеры, как уже отмечалось, приводятся только в том варианте, в котором «общее соотношение ударных и безударных слогов» (с. 30) отвечает пропорциям золотого сечения.

Первый конкретный образец (с. 40), подтверждающий, по мнению автора, “«золотую» меру русского 4-стопного ямба” (с. 37), – фрагмент (не строфа – !?) из «Медного всадника» А. С. Пушкина:

И, озарен луною бледной, – 3 уд.

Простерши руку в вышине, – 3 уд.

За ним несется Всадник Медный – 4 уд.

На звонко скачущем коне. – 3 уд.

По подсчетам О. Н. Гринбаума, здесь 13 ударных слогов, соответственно «золотая» тройка чисел (13 – 21 – 34) и зс = 0,004.

Вполне правомерный в данном случае вариант 3-го стиха с тремя акцентами (За ним несется Всадник Медный), дающий ряд, не относящийся к области золотого сечения (12 – 22 – 34), не учитывается и не обсуждается. Кроме того, как в указанном автором (с. 149), так и во всех последующих академических изданиях6 в конечном стихе этого четверостишья находим написание «на звонко-скачущем» (через дефис!), а не «на звонко скачущем» (раздельно), что в лучшем случае позволяет говорить лишь о полуударности первой части этого сложного слова. Раздельное написание и, соответственно, установление 3 ударений – это если и не сознательный умысел автора, то и не простая случайность. Они лишь подтверждают вольное или невольное стремление О. Н. Гринбаума во всех случаях придерживаться заранее сделанных установок. Однако такая однозначная оценка ритмической структуры данного четверостишья по «золотой» тройке чисел (13 – 21 – 34) вряд ли может быть признана правомерной.

Приведем также основные результаты собственного небольшого наблюдения над ритмической структурой строф 4-стопного ямба с женскими и мужскими рифмами (AbAb).

В первом томе сочинений А. С. Пушкина, «подготовленном по академическому полному собранию сочинений Пушкина в шестнадцати томах, вышедшему в 1937 – 1949 годах»7, нам удалось обнаружить 21 стихотворение, состоящие из строф указанного типа – 82 строфы (328 стихов, 2788 слогов). При подсчете ударений в случае наличия вариантов выбирался вариант золотого сечения – с 13 ударениями. Основные данные по результатам изучения слоговых объемов этих строф см. в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п

Кол. удар.

Ряд

зс

Кол. строф

%

Дисперсия

1

11

11-23-34

0,613

12

14,63

1,302168

2

12

12-22-34

0,288

23

28,05

3

13

13-21-34

0,004

21

25,61

4

14

14-20-34

0,271

22

26,83

5

15

15-19-34

0,522

4

4,88

Всего:

1049

1049-1739-2788

0,055

82

100

Среднее:

12,793

12,793-21,207-34

0,055

Распределение количеств строф с 11, 12, 13, 14 и 15 ударными слогами представлено на графике 1.

График 1

Полученные данные выявляют конфликт между статистическими ожиданиями и поэтической действительности. Так, все средние величины, дисперсия и т. д. с математических позиций явно свидетельствуют о достаточно сильной тенденции к золотым пропорциям. В то же время понятно, что пропорции золотого сечения, когда мы имеем дело со «штучными», как в данном случае, явлениями, не могут быть приблизительными или, так сказать, «полузолотыми» и т. п. Они либо есть, либо их нет. С этой точки зрения, к примеру, ряд 12 – 22 – 34 не есть ряд “близкий” к золотому сечению, а просто ряд каких-то других (не «золотых») пропорций. Сказанное в полной мере относится и ко всем остальным, выявленным в настоящем случае, рядам (кроме, конечно, ряда 13 – 21 – 34). Поэтому, казалось бы, незначительная дисперсия (1,3) при среднем количестве ударений 12, 793 (13) в данном случае оказывается значимой величиной, так как в четверостишьях из 34 слогов «золотые» пропорции весьма чувствительны к колебаниям в количестве ударений уже в пределах 1. Следовательно, только около 25% строф создано А. С. Пушкиными по золотому сечению, 75% строф лежат вне области этой пропорции.

Таким образом, даже с учетом возможных погрешностей наших подсчетов и недостаточной представительности выборки, есть все основания утверждать, что «золотая» область организации строфического ритма оказывается значительно меньше (приблизительно в 3 раза) «незолотой» области. Очевидно, что, как в данном, так и во всех подобных случаях, абстрактные математические тенденции и тенденции поэта, создающего конкретные художественные произведения «по законам им самим над собою признанным», совсем не одно и то же. Это ставит под большое сомнение саму возможность строгого собственно научного изучения данной области.

Хорошо известно также, что часто наиболее сложным и значимым в то же время оказывается не столько само получение статистических результатов, сколько их интерпретация. В данном случае весьма существенным представляется осознание того факта, что во всех истинно Поэтических произведениях гармония как «разумная соразмерность начал» (Н. А. Заболоцкий) есть всегда и везде – в любой строке, строфе и т. д. вплоть до целостного произведения. И, допустим, 11-ударные или 15-ударные строфы 4-стопного ямба рассматриваемого типа ничуть не менее гармоничны, чем 13-ударные. Только в них своя особая гармония. Так, в каждой строфе хорошо известного стихотворного послания А. С. Пушкина «К***» есть собственная гармония, хотя только одна из 6 строф в нем имеет необходимые для пропорции золотого сечения 13 ударений (2-я строфа). В целом же количество ударений в строфах этого стихотворения представлено рядом – 11 – 13 – 14 – 12 – 11 – 11 (в среднем – 12). Сравним, к примеру:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 = 11

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

 = 13

Вряд ли гармоничность 11-ударной («незолотой») строфы может вызвать какие-либо сомнения, так же как и гармоничность всех остальных «незолотых» (11-и, 12-и и 14-и ударных) строф. В них гармонии ничуть не «больше» и не «меньше» (она ничуть не хуже и не лучше), чем в единственной 13-ударной («золотой») строфе. Просто она иная, и именно такая, какая только и нужна была поэту. Какая именно? Это предмет специального изучения.

Безоговорочное же утверждение О. Н. Гринбаумом «золотой» меры русского 4-стопного ямба (с. 37-43), по крайней мере, весьма сомнительно.

В целом же представляется, что общая направленность работы на точные математические вычисления с ориентацией на средние величины вряд ли может служить надежным инструментом описания гармони строфического ритма. Поясним сказанное.

Одним из центральных понятий исследования является понятие величины ритмико-гармонической точности (зс) – единственной, по словам О. Н. Гринбаума, «точной математической оценки соответствия реальных параметров… закону “золотого сечения”» (с. 19). Однако все дальнейшие манипуляции с этой величиной вызывают целый ряд весьма существенных, на наш взгляд, возражений.

Во-первых. Утверждение о том, что вопрос о «полуударениях» «в концепции гармонии строфического ритма получает самое простое и естественное решение, не требующее никаких формальных предписаний (подчеркнуто мной – Г. М.), как надо ставить словесные ударения в тех или иных случаях и почему» (с. 30), вызывает большие сомнения во всех последующих вычислениях, даже если они производятся на основе «эстетико-формальных измерений». Нельзя вообще ничего вычислять, не имея таких формальных предписаний.

Во-вторых. Само понятие величины ритмико-гармонической точности употребляется в работе некорректно. Вначале под ним подразумевается «величина отклонения от «золотого сечения»» (с. 19, 39 и др.), затем – результат деления коэффициента 0,087 на эту величину (0,087/зс) (с. 54), который в дальнейшем фигурирует уже то как «уровень ритмико-гармонической точности» (с. 60), то как «коэффициент ритмико-гармонической точности» (с. 68).

В-третьих. Понятие уровня ритмико-гармонической точности вводится О. Н. Гринбаумом в целях оценки особенностей строфического ритма онегинской строфы. Делается это на тех основаниях, что «эстетическая природа поэтического ритма… позволяет… определить и принять за «единицу» такой уровень ритмико-гармонической точности (=1), при котором отклонение зс ритмико-гармонической точности от «золотого сечения» равно 0,087» (с. 57). Выбор именно этого коэффициента обосновывается рядом причин и подтверждается определенными расчетами, которые производятся на основе средних «эмпирических данных, связанных с тоническим объемом «Онегинской строфы» (45 1 ударный слог)» (с. 57). В связи с этим весьма показательны рассуждения самого О. Н. Гринбаума по поводу обобщения (усреднения) данных стиховедческих исследований – «средние оценки, полученные на базе обобщенных данных, могут служить лишь целям выявления общих тенденций и/или выработке осторожных прогнозов, поскольку они часто сглаживают реальную картину того или иного явления» (с. 53). Все это, как нам представляется, в полной мере относится и к оценке среднего тонического объема онегинской строфы, принятого за основу для всех последующих расчетов. Кроме того, уже неоднократно отмечавшаяся принципиальная вариативность акцентной структуры единиц поэтических произведений (строф), в полной мере относящаяся и к онегинской строфе, ставит под большое сомнение правомерность использованных в данном случае средних оценок ее тонического объема.

Рассмотрим в качестве примера первую строфу первой главы «Евгения Онегина».

Мой дядя самых честных правил, – 3уд. (4 уд.)

Когда не в шутку занемог, – 2 уд. (3 уд.)

Он уважать себя заставил – 2 уд. (3 уд.)

И лучше выдумать не мог. – 2 уд. (3 уд.)

Его пример другим наука; – 3 уд. (4 уд.)

Но, боже мой, какая скука – 3 уд. (4 уд.)

С больным сидеть и день и ночь, – 4 уд.

Не отходя ни шагу прочь! – 3 уд.

Какое низкое коварство – 3 уд.

Полуживого забавлять, – 2 уд.

Ему подушки поправлять, – 2 уд. (3 уд.)

Печально подносить лекарство, – 3 уд.

Вздыхать и думать про себя: – 3 уд.

Когда же черт возьмет тебя? –4 уд.

 = 39 уд. (46 уд.)

По нашим подсчетам, в рассматриваемой строфе возможно 128 реальных вариантов ее акцентной структуры. Соотношение этих вариантов и их основные характеристики представлены в таблице 6, распределение количеств – на графике 2.

Таблица 4

Строфы

Колич.

Процент

Слоги

(уд.-безуд.-

все)

Отнош.

всех

к безуд.

Отнош.

безуд.

к удар.

зс

«незолотые» (77,344%)

1

0,781

39-79-118

1,494

2,026

0,532

7

5,469

40-78-118

1,513

1,950

0,437

20

15,625

41-77-118

1,532

1,878

0,346

36

28,125

42-76-118

1,553

1,810

0,257

35

27,343

43-75-118

1,573

1,744

0,171

«золотые» (22,656%)

21

16,406

44-74-118

1,595

1,682

0,087

7

5,469

45-73-118

1,616

1,622

0,006

1

0,781

46-72-118

1,639

1,565

0,074

Всего:

128

100

Среднее значение:

42,5-75,5-118

1,563

1,776

0,213



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  2. Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности международная научная конференция

    Документ
    Проведена в Саратов, 14-19 сентября 2004 г. совместно с Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев, Международным союзом немецкой культуры.

Другие похожие документы..