Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
В. В. Петров – профессор кафедры физики полупроводников и наноэлектроники Белорусского государственного университета, доктор физико–математических на...полностью>>
'Книга'
Алла Михайловна Тартак — известный народный целитель, травница, профессиональный косметолог, владеет приемами восточных массажей и знаниями народной ...полностью>>
'Документ'
Репетилов. Петрушка и несколько говорящих слуг. Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде. Официанты Фамусова. Действие...полностью>>
'Закон'
1. Наведіть приклади вчинення (складіть фабули) злочинів у сфері обігу наркотичних засобів, психотропних речовин, їх аналогів або прекурсорів та інших...полностью>>

Электронные образовательные ресурсы, создаваемые на базе новых информационных образовательных технологий (ниот)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Электронные образовательные ресурсы, создаваемые на базе новых информационных образовательных технологий (НИОТ), представляют собой сложный продукт, содержащий систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний и интегрирующий достижения современной техники, научного содержания учебной дисциплины, методики обучения, а также – дизайна и художественных качеств.

Построение учебного процесса на их основе направлено на актуализацию новых возможностей в управлении учебной деятельностью студентов, расширение арсенала методологических приемов преподавания, рост индивидуализации обучения, самостоятельности обучаемых и т.д.

Необходимость создания ЭОР определяется на основании анализа потребностей в ЭОР и текущей обеспеченности обучающими ресурсами. Результаты анализа предоставляются методическими советами учебных подразделений с использованием информации, предоставляемой Отделом РООП ЦОТ.

Электронные образовательные ресурсы разрабатываются в рамках методической работы, предусмотренными индивидуальными планами преподавателей, либо в рамках специального заказа (договора подряда).

Разработка электронных образовательных ресурсов является проектной деятельностью; определение сроков разработки, четкая постановка задач, выделение роли заказчика и руководителя проекта являются обязательными условиями выполнения разработки.

Творческий коллектив по разработке ЭОР формируется из преподавателей (по возможности, на конкурсной основе) и сотрудников УрФУ. В случае обоснованной необходимости возможно привлечение к созданию ЭОР сторонних лиц.

Задание на разработку ЭОР в обязательном порядке утверждается кафедрой (институтом) и согласуется с подразделениями, выступающими в качестве исполнителей.

На этапе подготовки задания на создание ЭОР и последующих этапах реализации разработки могут привлекаться сотрудники ЦОТ для оказания консультаций, а также обеспечения программно-технической и методической поддержки.

При создании ЭОР, прежде всего, должна быть решена проблема педагогической целесообразности их разработки.

В условиях неконтактного обучения высокое качество подготовки выпускников вузов может оказаться проблематичным, если не будет решен вопрос о создании на базе новых информационно-образовательных таких моделей обучения, которые позволят использовать все преимущества компьютеризации учебного процесса, и, одновременно, обеспечивать профессиональное и личностное развитие выпускников вузов.

Речь идет о разработке такой специализированной информационно-образовательной среды, которая сможет взять на себя функции не только управления процессом обучения, но также – организации творческой деятельности обучаемых, формирования у них познавательной активности и профессионально ориентированной мотивации.

Соответственно, при разработке новой информационно-образовательной среды необходимо ориентироваться на инновационные преобразования в области высшего профессионального образования и, прежде всего, на утверждение в современной высшей школе компетентностного, проектного, личностно ориентированного деятельностного и модульного подходов, а именно:

  1. на необходимость формирования на базе высоких образовательных технологий предметно-профессиональных и социально значимых качеств личности выпускника вуза – будущих профессиональных компетенций;

  2. на создание на базе новых информационно-образовательных технологий психолого-педагогических условий, обеспечивающих наполнение процесса обучения личностным смыслом и помогающих студентам в полной мере раскрываться в качестве субъекта учебно-познавательной деятельности;

  3. на переход от преимущественно регламентированных, алгоритмизированных, программных форм и методов организации дидактического процесса на базе новых информационно-образовательных технологий к развивающим, исследовательским, поисковым формам, обеспечивающим порождение познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, творческой активности у студентов.

Новая информационно-образовательная среда должна обладать следующими особенностями:

1. Преимущественными технологиями и формами организации образовательного процесса при ее создании должны быть выбраны те из них, которые обеспечивают позицию сотрудничества преподавателя и студентов, а именно: модульно-рейтинговая система обучения, технология контекстного обучения, технология проектного и проблемного обучения и др., которые ориентированы на активную самостоятельную деятельность обучаемого.

2. В этой среде должна быть обеспечена возможность значительного расширения круга личностно и социально важных задач за счет использования ресурсов новых информационных технологий. Предпочтение отдается более трудным обучающим задачам или заданиям, несмотря на то, что они могут вызывать затруднения и ошибки при решении: многие из ошибок активизируют творческий потенциал учащихся и положительно сказываются на развитии их способностей, а также на мотивационной сфере.

3. Предпочтительным для новой образовательной среды на базе средств ИКТ является создание и реализация обучающей модели, в которой профессиональное образование строится как пространство имитационного воспроизведения различных профессиональных ситуаций, в ходе которого формируются компетентные специалисты, способные сами создавать новые типы и структуры деятельностей.

4. В новой информационно-образовательной среде рекомендуется использовать средства компьютерного контроля для организации постоянного самоконтроля и самооценки студентами своей учебной деятельности и учебных достижений. Это, с одной стороны, служит важным средством мотивации и, с другой стороны, обеспечивает результативность самостоятельной учебной работы (в частности, по решению учебных задач), направляемой предлагаемыми компьютером оценками.

5. Важным условием успешного формирования всех типов образовательных результатов на базе новых информационно-коммуникативных технологий является увеличение доли самостоятельной работы студентов; особое значение при этом приобретают интерактивные формы организации их деятельности (игровая, учебно-игровая, коллективная, групповая, индивидуальная).

Помимо использования интерактива, качество ЭОР определяется включением в модель обучения на базе НИТ новых педагогических инструментов, а именно:

  • мультимедиа-технолоогий (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира);

  • моделинга (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);

  • телекоммуникаций.

Организация диалога также активно вовлекает обучаемых в учебный процесс, стимулирует и создает условия для самостоятельной работы.

6. Рекомендуется организация новой образовательной системы по сетевому принципу, который обеспечивает ее функционирование в соответствии с принципами соорганизации, актуальными для постиндустриального информационного общества. Считается, что именно сетевая форма организации обучения может в полной мере реализовывать возможности, необходимую структуру и логику (культурную событийность) образовательной траектории обучающегося. В такой форме организации образовательной деятельности студентов ситуации самоопределения, самопроектирования и самоорганизации становятся не побочным, а проектируемым эффектом образования.

Иначе говоря, новая образовательная среда на базе новых информационно-образовательных технологий в состоянии инициировать деятельность, в которой студенты сами могут конструировать свои знания, а не воспринимать мир таким, каким его интерпретирует для них учебник и преподаватель и тем самым рассматриваются как системы (модели) развивающегося образования.

Применение ЭОР по образовательным отраслям

Качество разрабатываемых ЭОР определяется также уровнем их адаптированности к основному профилю учебной дисциплины или специальности. Обратим внимание на специфические особенности ЭОР согласно профилю учебной дисциплины

Физико-математические дисциплины

Специфика ЭОР по физико-математическим дисциплинам связана с формализованным представлением учебного содержания дисциплин и большой долей учебного практикума.

Формализованность физико-математических знаний дает возможность легко структурировать их и представить в гипертекстовом виде. Многоуровневое модульное распределение материала позволяет адаптировать его к индивидуальным особенностям учащихся.

Однако создание гипертекста может лишь отчасти решить дидактическую задачу усвоения материала. Теоретический материал по физико-математическим дисциплинам изобилует математическими формулами и системами доказательств, сложными для самостоятельного усвоения. Этим определяется необходимость создания интерактивных мультимедиа-лекций и использования демонстрационного материала, дополняющего электронные учебники, составленные на основании традиционных печатных изданий.

Интерактивная мультимедиа-лекция позволяет интегрировать различные среды представления информации – текст, статическую и динамическую графику, видео- и аудиозаписи в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса.

Применение компьютерных технологий позволяет создавать качественные видеозаписи лекционных демонстраций, компьютерные лабораторные работы и практикумы, имитационные анимационные модели физических явлений и процессов, необходимые для понимания их сущности. Более того, современные компьютерные средства позволяют создавать тренажеры, модели и лабораторные работы, неосуществимые в реальных условиях. Особенно важно их применение в тех случаях, когда нельзя осуществить прямой эксперимент. Примером может служить демонстрация с помощью компьютера кинетических процессов в газах, молекулярных явлений в жидкостях, квантовых явлений в микромире и т.п.

При разработке ЭОР по физико-математическим дисциплинам особое значение приобретает решение одной из основных дидактических задач в этой предметной области – обучение моделированию и наиболее общим методам воздействия на объект познания. Моделирование с применением компьютеров позволяет продемонстрировать и исследовать основные свойства физических объектов, выяснить границы применимости той или иной теории.

Особую сложность в изучении физико-математических дисциплин представляет лабораторный практикум. При его организации следует использовать специально разработанные компьютерные лабораторные тренажеры, которые позволяют эффективно отследить важные закономерности, смоделировав физические процессы.

К основным видам ЭОР по физико-математическим дисциплинам относятся:

  • программно-методические ЭОР: учебный план, учебная программа;

  • обучающие ЭОР: мультимедийный учебник, мультимедийная лекция, компьютерная демонстрация, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде;

  • вспомогательные ЭОР: компьютерный тренажер, компьютерный лабораторный практикум, энциклопедия, словарь, справочник;

  • учебно-методические ЭОР: методические указания, методические рекомендации;

  • контролирующие ЭОР: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.

Естественнонаучные дисциплины

Специфика ЭОР по естественнонаучным дисциплинам определяется особенностями изучения этих дисциплин, требующих наличия большого количества наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических, химических и др. процессов.

В ЭОР наглядный материал может быть представлен как в виде отдельных иллюстративных таблиц, графических схем, дополняющих учебный текст, так и с помощью слайдов, видеофильмов, иллюстрирующих теоретический материал. Весьма эффективными при изучении естественнонаучных дисциплин являются видеолекции, видеофильмы, анимационные модели, компьютерные лабораторные практикумы, которые позволяют частично или полностью компенсировать недостаток натурных объектов и наглядного материала.

Компьютерный лабораторный практикум, помимо наглядности, позволяет проводить практические занятия с натурными объектами. Главной целью такого практикума является углубление полученных учащимися теоретических знаний, знакомство с методиками экспериментов и самим экспериментальным оборудованием.

К основным видам ЭОР по естественнонаучным дисциплинам относятся:

  • программно-методические ЭОР: учебный план, учебная программа;

  • обучающие ЭОР: мультимедийный учебник, мультимедийная лекция, компьютерная демонстрация, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде;

  • вспомогательные ЭОР: компьютерный тренажер, компьютерный лабораторный практикум, энциклопедия, словарь, справочник;

  • учебно-методические ЭОР: методические указания, методические рекомендации;

  • контролирующие ЭОР: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Электронные издания по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам имеют специфику, связанную с особенностями гуманитарного знания и местом гуманитарных и социально-экономических дисциплин в структуре образовательных программ.

Основными требованиями к учебной литературе гуманитарного и социально-экономического цикла являются следующие требования:

  • соблюдение принципов историзма и преемственности;

  • соответствие государственным образовательным стандартам;

  • соблюдение этических и эстетических норм при изложении материала;

  • полнома и объективность библиографических сведений;

  • включение необходимого справочного аппарата.

Рассмотрим особенности ЭОР по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

1. Одной из основных отличительных особенностей гуманитарных знаний является их неформализованный характер. Учебные издания по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам обычно содержат информацию преимущественно в текстовом виде и сопровождаются наличием обширного иллюстративного материала. Это служит препятствием при создании ЭОР, поскольку такие тексты трудно поддаются структурированию, необходимому для гипертекстовой организации учебного материала, что требует основательной дидактической подготовки авторов учебных изданий.

Основным ЭОР при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин становится мультимедийный учебник, основанный на использовании гипертекста, видео- и аудиоприложений, анимации, большого количества иллюстративного материала. Мультимедиа приложения позволяют максимально усилить образовательные эффекты, апеллирующие к психологическим и психофизиологическим особенностям восприятия учебной информации.

2. ЭОР по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам являются полифункциональными, так как ориентированы на различные категории обучающихся. Этим определяется многоуровневый модульный характер их структуры. Гипертекстовая структура электронных изданий позволяет дополнить базовый инвариантный учебный материал специализированными учебными блоками, связанными с различными предметными областями, в которых работают обучающиеся, и составляющими вариативную часть учебных дисциплин. Так, например, курс отечественной истории, предназначенный для учащихся – физиков, может включать в себя раздел по истории науки и техники, для филологов – расширенный материал по истории культуры и т.д.

3. Специфика ЭОР по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам определяется также и тем, что с их помощью формируется мировоззрение учащихся, личностная культура и т.д. Поэтому учебные издания в этих областях должны быть выверены не только с содержательной и дидактической, но и с концептуальной точки зрения. Авторы учебных изданий по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам должны придерживаться четкой мировоззренческой позиции, стремиться к непротиворечивому изложению системы взглядов на мир.

4. При создании ЭОР по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам широкие возможности открывает сеть Интернет. Специфика электронных изданий позволяет делать прямые ссылки на размещенные во всемирной сети ресурсы, расширяя тем самым доступ учащихся к информации и формируя основания поисковой учебной деятельности.

5. ЭОР по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в обязательном порядке должны создаваться как учебно-методические комплексы, включающие не только учебник, но и хрестоматию, практикум, словарь, тестирующую программу или банк контрольных вопросов и заданий. При этом важно, чтобы такие комплексы создавались одним коллективом авторов, т.к. разрозненность изданий, противоречивость их содержания затрудняют процесс овладения гуманитарными знаниями.

Основными видами ЭОР по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам будут являться текстовые издания, распределенные по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе. К ним относятся:

  • программно-методические ЭОР: учебный план, учебная программа.

  • обучающие ЭОР: мультимедийный учебник, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде.

  • вспомогательные ЭОР: практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, антология, словарь, справочник.

  • учебно-методические ЭОР: методические указания, методические рекомендации.

  • контролирующие ЭОР: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.

В практике вузовского обучения в целом, а также – в практике обучения в нашем вузе широкое признание и распространение получили электронные образовательные ресурсы в виде электронных вариантов учебно-методического комплекса.

Учебно-методический комплекс, рассматриваемый как дидактическое средство управления подготовкой специалистов, введен в обучающую практику вузов еще в октябре 1982 г. инструктивным письмом № 32 Минвуза «О совершенствовании учебно-методической работы в высших учебных заведениях».

Использование электронных учебно-методических комплексов отличается от традиционных форм обучения:

  • высокой динамичностью, связанной с возможностью гибкого выбора учебных модулей;

  • большим объемом самостоятельной деятельности;

  • использованием всевозможных форм учебно-методического обеспечения;

  • более осознанным уровнем мотивации учащихся;

  • созданием комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем;

  • обеспечением альтернативных способов получения информации;

  • наличием интерактивной коммуникации и т.п.

Эти отличия указывают на возможность значительного повышения эффективности образовательного процесса, основанного на использовании ЭУМК.

Эффективное управление учебным процессом в ЭУМК обеспечивается его особым структурным построением, основанным на проектировании образовательного процесса.

Согласно этому, разработка ЭУМК должна представлять собой проектирование системы, включающей в себя:

1) все основные учебно-информационные элементы педагогического процесса, позволяющие осуществлять изучение главного и дополнительного учебного материала, решение типовых заданий и задач, выполнение лабораторно-практических работ, тестирование и самоконтроль,

2) элементы, обеспечивающие возможность проявлять студентам свою познавательную и творческую активность, (изобретать способы решения проблем, типичных для учебной и будущей профессиональной деятельности и т.п.).

В проекте «Разработка технологии создания электронного учебно-методического комплекса в виде системы обучающих модулей на основе проектного подхода и методов активного обучения», размещенном на портале УГТУ-УПИ (ныне УрФУ), подробно описаны современные психолого-педагогические подходы и требования к разработке качественных ЭУМК, а также в полном объеме представлена технология их создания. В данных методических материалах мы представляем краткий вариант этапов разработки ЭУМК.

Классификационная система ЭОР, позволяющая:

1) оперативно определять вид ЭОР в рамках предложенной системы;

2) выбирать адекватную технологию разработки нового или совершенствования ранее разработанного ЭОР, обеспечивающую его обучающую эффективность;

3) оптимизировать процесс анализа потребностей вузовского обучения в конкретных видах ЭОР (факультетов и кафедр) в соответствии с компетентностной моделью специалиста (выпускника кафедры, вуза).

При разработке классификационной системы ЭОР мы ориентировались на инновационные преобразования в области высшего профессионального образования и, прежде всего, на утверждение в современной высшей школе компетентностного, проектного и личностно ориентированного деятельностного подходов.

Концептуальной основой разработки оперативной системы классификации ЭОР стали следующие принципы:

  • определение целевой (функциональной) направленности разрабатываемых ЭОР в соответствии:

  • с логикой учебно-познавательного процесса, разворачивающегося по конкретной учебной дисциплине

  • с запросами кафедры и ожидаемыми образовательными результатами в виде конкретных профессиональных компетенций или их структурных элементов;

  • с необходимостью обеспечения заявленного уровня развития компетенций для конкретных специальностей;

  • определение соответствия учебного содержания ЭОР новым моделям (технологиям) организации вузовского обучения (обеспечению необходимого уровня интерактивности организации учебного содержания ЭОР);

  • использование достижений новых информационных технологий при разработке ЭОР;

  • обеспечение всех компонентов образовательного процесса для формирования необходимых компетенций по специальности (на соответствующих кафедрах УрФУ).

Указанные принципы легли в основу выбора критериев нашей классификационной системы, в соответствии с которой все многообразие ЭОР, создаваемых в вузе, можно объединить в следующие группы:

  1. ЭОР, различающиеся по критерию функционального предназначения, а именно:

  • информационные ЭОР (вспомогательные и справочные источники информации: справочники, словари, электронные энциклопедии, библиография (основная и дополнительная литература), сайтография и т.п.);

  • обучающие ЭОР (видеолекции, электронные УМК, электронные учебники система электронных практических занятий, виртуальные лабораторные работы и т.п.,);

  • контрольно-диагностические ЭОР.

  1. ЭОР, различающиеся по уровню интерактивности (по форме взаимодействия пользователя с контентом ЭОР – Осин):

  • ЭОР, предполагающие работу пользователя с неизменным видом контента (условно-пассивная форма интерактивности) ;

  • ЭОР, обеспечивающие взаимодействие с контентом на уровне элементарных операций с его элементами (условно-активная форма интерактивности);

  • ЭОР, предполагающие самостоятельный выбор пользователем методически обоснованной последовательности действий, приводящих к заданному обучающему результату (деятельная форма интерактивности);

  • ЭОР, обеспечивающие произвольную манипуляцию с объектами и процессами, представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с контентом (исследовательская форма интерактивности).

3. ЭОР, различающиеся по способу взаимодействия пользователя с ресурсом:

  • с помощью персонального компьютера (с локального носителя, через Интернет);

  • сопроводительные ЭОР (используется преподавателем в мультимедийной аудитории, в компьютерном классе, для web-семинара);

  • работа с использованием мобильных устройств;

  • интеграция в систему управления процессом обучения (LMS);

  • с помощью электронной книжки (Elnk).

4. ЭОР, различающиеся по формату представления:

  • текстовые документы (MS Word, Adobe PDF, HTML, CHM) ;

  • тексты с автоматизацией проверки;

  • видео и аудио файлы;

  • интерактивные мультимедиа ресурсы (Adobe Flash);

  • презентации (Power Point);

  • программные продукты (виртуальные практикумы);

  • с интегрированием видео, аудио и flash компонентами;

  • SCORM – пакеты.

5. ЭОР, различающиеся по технологии изготовления:

  • электронный учебник в формате SCORM;

  • видео-ресурс;

  • HTML + Flash (mediatransformater) ;

  • Flash-ресурс.

Разработанная классификация ЭОР в соответствии со спецификой обучающей деятельности на кафедрах и факультетах будет способствовать адекватности выбора ЭОР и повышению эффективности обучения на их основе.

С целью обеспечения единой терминологии вводится следующая классификация ЭОР:

    1. Нормативно-методические ЭОР (учебные планы, рабочие программы дисциплин).

  1. Обучающие – основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний; по функциональному признаку (значению и месту в учебном процессе) делятся на:

  • информационно-обучающие (учебники: сетевые, мультимедийные, электронные текстовые; учебные пособия; электронные учебные издания; лекции (тексты лекций (полные, краткие), конспекты лекций, видео- и аудио лекции (их курсы и фрагменты);

  • информационно-вспомогательные (справочники, словари/глоссарии, электронные энциклопедии, сборники документов и материалов, указатели научной и учебной литературы (библиография – основная и дополнительная литература –, сайтография), научные публикации педагогов, материалы конференций статьи специалистов, первоисточники, фрагменты из бумажных учебных пособий, фрагменты чат-занятий, стенограммы проведенных ранее чат-дискуссий по изучаемой теме, авторские работы обучаемых по изучаемой теме или их значимые фрагменты, рецензии специалистов на работы студентов, презентации, сопровождающие лекцию / практическую / лабораторную работу, хрестоматии);

  • практико-ориентированные (задания для самостоятельной работы студентов, практикумы, сборники задач и упражнений, виртуальные лабораторные и практические работы, семинарские занятия и т.п.);

  • контрольно-диагностирующие (задания для самоконтроля).

  1. Контролирующие (аттестационно-педагогические измерительные материалы, тестирующие программы, банки тем рефератов, курсовых проектов и работ, контрольных заданий).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭОР

Психолого-педагогические требования к электронным образовательным ресурсам разрабатываются в соответствии с современными направлениями развития высшего профессионального образования. Эти требования объединяют в две основные группы:

      1. психолого-педагогические требования, инвариантные относительно уровня образования, имеющие отношение ко всем, без исключения, электронным образовательным продуктам;

      2. специфические психолого-педагогические требования, избирательно предъявляемые к ЭОР для общего среднего, высшего профессионального, дополнительного образования и т.п.

Основной акцент при этом делается на необходимости соответствия всех электронных образовательных ресурсов дидактическим требованиям, входящим в целостную структуру психолого-педагогических требований. Различают дидактические требования, предъявляемые к традиционным учебным изданиям и отражающие закономерности и главные дидактические принципы целостного процесса обучения («универсальные дидактические требования»), и – дидактические требования, в которых учитываются закономерности функционирования учебного процесса на базе новых информационных образовательных технологий («специфические дидактические требования»).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭОР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Как уже отмечалось выше, электронные образовательные ресурсы обладают реальными возможностями для решения актуальных задач современной высшей школы по формированию профессионально значимых компетенций у выпускников вузов, а также – развитию у них способностей к самостоятельной творческой деятельности и мышлению.

В то же время, при их разработке используются, в основном, те возможности новых информационных технологий (повышение наглядности, оперативный контроль, тренинг типовых умений, повышение интерактивности), которые «лежат на поверхности» и наиболее просто реализуются. Кроме того, подавляющее большинство предлагаемых в настоящее время ЭОР ориентировано на оптимизацию процесса обучения в рамках традиционных целей, содержания и, главное, результатов обучения. Однако быстрое изменение содержания и характера профессиональной деятельности в современном обществе требует иного уровня подготовки выпускников вузов, поэтому в рамках традиционно построенного содержания и процесса обучения высшая школа испытывает реальные затруднения в достижении новых образовательных результатов.

Соответственно, попытки «вписать» средства новых информационно-коммуникационных технологий в традиционную парадигму и среду обучения, передав им функции преподавателя, не приводят к перестройке образовательной среды ни в процессуальном, ни в результативном аспектах, а главное, не реализует в полной мере потенциал этих средств. Выводы исследователей в тех странах, где давно осуществляется процесс компьютеризации обучения, указывают на то, что невозможно повысить качество обучения на основе информационно-коммуникационных технологий без создания новой модели обучении и разработки соответствующей стратегии внедрения ЭОР в образовательный процесс.

Поэтому эффективность ЭОР на базе новых информационных технологий напрямую связана с разработкой новой модели (среды) образовательной деятельности, позволяющей использовать все преимущества компьютеризации учебного процесса без потерь его качества и обеспечивать достижение целей высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований в обществе.

Учет современных тенденций развития высшей школы при разработке ЭОР

Построение качественно новой информационно-образовательной среды предполагает необходимость проектирования. На сегодняшний день проектирование в образовании рассматривается как единственная культурная форма инновационных процессов, обеспечивающая развитие образовательной деятельности.

В сфере высшего образования интерес к проектированию развивающих образовательных и обучающих моделей стимулировали именно инновационные процессы. В настоящее время становится общепризнанным утверждение, что образование существует только тогда, когда оно проектируется и до тех пор, пока оно проектируется.

«Ситуация желаемого будущего» для высшего профессионального образования определяется системой стратегических целей развития современного общества и, соответственно, высшего образования, а именно:

1) ориентацией на основную миссию образования – обеспечение духовно-нравственного развития личности человека, как активного члена современного общества и как «субъекта жизни» (афоризм С.Л. Рубинштейна), осознающего себя, мир и изменяющего его, т.е. современный вуз призван готовить специалистов, способных к принятию ответственных решений на основе общечеловеческих ценностей в условиях неопределенности;

2) конкретизацией ценностных доминант современного высшего образования в компетентностном подходе, рассматривающем сформировавшиеся у современного выпускника высшей школы компетенции в качестве ведущих критериев его подготовленности к «нестабильным условиям труда и социальной жизни»;

3) личностно-ориентированным деятельностным подходом к обучению, основанным на следующих положениях:

  • центрации на учащемся (учете мотивов, целей, психического склада студента при организации учебного процесса; создании благоприятных возможностей для его самореализации как личности и формировании психолого-педагогических условий учебно-познавательной деятельности, позволяющих раскрываться студенту в качестве субъекта учебной деятельности);

  • активном использовании методов, приемов и средств обучения, ориентированных на моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности выпускника вуза и обеспечивающих формирование у молодых людей профессиональных компетенций в процессе их собственной целенаправленной деятельности.

Соответственно, и разработка ЭОР должна быть ориентирована на стратегические цели и ценности высшего профессионального образования и основана на проектировании целостного образовательного процесса.

Проектирование образовательной среды для ЭОР

Известно, что проектирование образовательного процесса предполагает построение образовательных моделей. Понятие «образовательная модель» определяется как логически последовательная система соответствующих элементов, включающих цели образования, содержание образовательного процесса, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, а также учебных планов и программ.

Проектирование информационно-образовательной среды для ЭОР, также должно начинаться с разработки образовательной модели, а именно, с создания модели эффективной организации учебной деятельности студентов на базе НИОТ и включать перечисленные выше элементы образовательной модели.

Первым шагом в разработке такой модели становится построения компетентностной модели выпускника вуза по конкретной специальности на основе анализа высших и глобальных целей образования, а также целей будущей профессиональной деятельности. Эта модель должна представлять собой систему необходимых компетенций.

Следующим шагом проектирования является психолого-педагогическое проектирование содержания обучения по конкретной учебной дисциплине.

Шаги проектирования содержания:

Шаг 1 – отбор содержания программы обучения, идущего в двух встречных направлениях – со стороны науки и со стороны профессиональной деятельности;

Шаг 2 – структурирование содержания в соответствии с логикой развертывания учебного предмета как предмета учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности, которая может быть представлена как процесс разрешения ряда типовых проблем (проблемных ситуаций);

Шаг 3 – распределение содержания обучения в адекватные ему формы организации учебной деятельности студентов (собственно учебной, учебно-профессиональной и будущей профессиональной).

В проектировании содержания должны находить отражение не только понятия, законы, теории и факты соответствующей науки, но и способы мышления, методы познания, которыми она пользуется, а также методы их усвоения, т.е. деятельность по усвоению его системного содержания.

Это позволяет поставить студента, осваивающего данное содержание, в деятельностную позицию. При этом предмет его деятельности постепенно превращается из чисто учебного в практически профессиональный.

В целом, психолого-педагогическое проектирование обучения по конкретной учебной дисциплине на базе информационно-образовательных технологий должно включать в себя следующие этапы (шаги):

  • разработку модели компетенций выпускника вуза по конкретной специальности;

  • разработку модели подготовки студента к будущей профессиональной деятельности;

  • разработку модели подготовки студента (организации его учебной деятельности) по конкретной учебной дисциплине в виде системы обучающих модулей;

  • разработку содержания обучающего модуля, состоящего из элементов: «информация», «практика – обучение» и «диагностика – контроль».

Завершающим этапом проектирования должен стать выбор адекватных методик мониторинга процесса и результатов обучения, необходимых для системной и объективной оценки измерения эффективности учебного процесса, основанного на использовании современных информациионно-образовательных технологий.

Мониторинг процесса и результатов освоения содержания учебной дисциплины должен осуществляться на протяжении всего периода ее освоения и включать также мониторинг процесса превращения учебной деятельности в профессиональную.

При этом средства контроля должны иметь деятельностный характер, т.е. контролироваться должен не столько уровень усвоения знаний, сколько ход и результаты действий на их основе, уровень сформированности познавательной, а затем и профессиональной деятельности в целом. Средствами промежуточного и выходного контроля могут служить наборы контрольных заданий, аттестационных конкретных ситуаций и т.п.

Технологию проектирования содержания учебной дисциплины с использованием информационных технологий в виде системы обучающих модулей можно рассматривать как технологию создания электронного варианта УМК по данной дисциплине в виде системы практических занятий.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

  1. НУЛЕВОЙ ЭТАП. «ИНИЦИАЦИЯ»

    1. выявление потребности в образовательном ресурсе (ОР):

  • анализ наличия ресурсов по данной тематике, дисциплине или модулю в вузе и за его пределами;

  • определение решаемых с помощью ОР образовательных задач, выбор прототипа ресурса из существующих примеров;

  • оценка предполагаемой востребованности ресурса.

    1. Формирование планируемого авторского коллектива, определение механизмов привлечения коллектива к работе

    2. составление плана-проспекта ресурса, включая обоснование необходимости создания ресурса

    3. определение целевого статуса ресурса

    4. определение источников финансирования проекта по разработке ресурса

    5. включение ОР в план работ, оформление договорных отношений

Основные варианты инициации разработки ОР:

Плановая – составление годового или полугодового плана работы вуза по методическому обеспечению образовательного процесса; план строится на основании информации о степени обеспеченности образовательных программ ресурсами и приоритетности программ для вуза

Проектная – пул проектов по разработке образовательных ресурсов, направленный на достижение необходимого уровня методического обеспечения выбранной образовательной программы, например, для ее реализации с использованием дистанционных образовательных технологий

Инициативная – проект по разработке ОР организуется по инициативе автора (кафедры) и обосновывается высокой степенью готовности коллектива к разработке ресурса и его использованию в учебном процессе. Проект может финансироваться централизованно на конкурсной основе или из средств кафедры (института).

  1. ПЕРВЫЙ ЭТАП. «ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

    1. Проектирование образовательного ресурса (ОР)

  • определение вида и уровня ОР;

  • постановка образовательных целей;

  • выбор технологии (способов) достижения целей;

  • планирование ожидаемых результатов.

1.2. Разработка технического задания (ТЗ):

  • формирование проектной команды (авторский коллектив, технические специалисты, методисты-психологи и т.д.);

  • разработка ТЗ по видам работ;

  • согласование ТЗ со всеми членами команды.

1.3. Расчет стоимости проекта в целом и отдельных видов работ

1.4. Согласование исходного бюджета с заказчиком, корректировка и утверждение ТЗ и сметы

1.5. Планирование проекта:

  • составление графика работы для авторского коллектива (определение сроков и формы представления результатов);

  • планирование ресурсов специалистов (определение сроков и ожидаемых результатов);

  • определение контрольных точек реализации проекта.

2. ВТОРОЙ ЭТАП. «РАЗРАБОТКА»

2.1. Психолого-педагогическое и методическое проектирование ОР:

  • разработка содержания и сценария для ОР;

  • совместное обсуждение с авторским коллективом, методистами-психологами и техническими специалистами вариантов реализации ОР;

  • формирование требований к ОР (психолого-педагогических, методических, технических, дизайн-эргономических).

    1. Работа авторского коллектива по созданию учебно-методических материалов ОР в соответствии с заданными требованиями:

  • подготовка учебного содержания для всех элементов ОР;

  • консультационные и контрольные совещания с проектной командой, проверка соответствия материалов требованиям;

  • передача подготовленных материалов техническим специалистам.

    1. Техническая реализация ОР в соответствии с заданными требованиями:

  • редакторская правка текстов ресурса;

  • работа технических специалистов в соответствии с выбранной технологией создания ресурса;

  • авторский надзор за технической реализацией ресурса, контрольные совещания с проектной командой, проверка соответствия результатов работы требованиям;

  • создание конечной формы представления ресурса (на соответствующем типе носителя), интеграция в образовательную среду.

3. ТРЕТИЙ ЭТАП. «ПРИЕМКА»

3.1. Психолого-педагогическая, дизайн-эргономическая, содержательная, редакторская и техническая экспертиза качества разработанного ОР с формированием предложений по улучшению ресурса

3.2. Доработка ОР по результатам экспертизы

3.3. Разработка комплексного экспертного заключения

3.4. Получение соответствующего статуса ОР (издание вуза, регистрация в федеральных реестрах и т.п.)

3.5. Расчет окончательной стоимости по фактически выполненным работам и составление отчетной документации

3.6. Публикация ресурса

4. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. «АПРОБАЦИЯ»

4.1. Подготовка методических средств для апробации ОР, планирование процесса апробации;

4.2. Апробации ОР в учебном процессе;

4.3. Проведение исследований по оценке эффективности использования ОР;

4.4. Анализ результатов апробации ОР и составление рекомендаций по дальнейшему повышению качества ОР.

  1. Блок-схема «Подготовка к разработке ЭОР»





1. Мониторинг ресурсного обеспечения образовательных программ

Отдел РООП




2. Выводы по результатам мониторинга РООП

Зав. кафедрами, обеспечивающими чтение дисциплины, зав. выпускающими кафедрами



3. Разработка технического задания (ТЗ)

Автор, коллектив авторов



4. Экспертиза ТЗ

ЦОТ



5. Смета на создание ЭОР

ЦОТ



Договор на создание ЭОР

Автор (коллектив авторов), сотрудники ЦОТ




  1. Блок-схема «Создание ЭОР»



1. Разработка ЭОР

Автор (коллектив авторов)



2. Экспертиза ЭОР

на всех этапах его разработки

Автор (коллектив авторов)



3. Согласование ЭОР на заседании кафедры

Автор (коллектив авторов)


Доработка ЭОР

Автор (коллектив авторов)



4. ЭОР согласован на заседании кафедры





5. Утверждение ЭОР

зав.кафедрой




5. Предоставление ЭОР и документов для регистрации в отделе РООП

Автор (коллектив авторов)


Доработка документов для регистрации ЭОР

Автор (коллектив авторов)



6. Предоставленные документы оформлены в соответствии с настоящим Положением




7. Регистрация и присвоение регистрационного номера ЭОР

Отдел РООП ЦОТ







Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Разработка теоретико-методологического обоснования создания на базе МГТУГА системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями для получения ими дополнительного образования,

Другие похожие документы..