Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, ...полностью>>
'Программа'
Работа XIX выставки INWETEX-CIS Travel Market, XVII специализированной выставки «КУРОРТЫ» , V специализированной выставки «MICE индустрия», II специал...полностью>>
'Реферат'
Выполнение таких видов работ способствует формированию у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению его теоретической и профе...полностью>>
'Документ'
Совершенно очевидно, что современные методы, которые сегодня используются официальной медициной для формирования здорового человека и общества нуждаю...полностью>>

Свинарева Ирина Алексеевна Приложение №4а Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Интегрированный урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Свинарева Ирина Алексеевна Приложение № 4а

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе на примере повести И.С. Тургенева «Первая любовь»

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе

"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении "

(на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь")

Цели урока:

1) На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” повторить правила постановки знаков препинания в ССП,СПП, закрепить знания о постановке запятой, точки с запятой и двоеточия в БСП; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести, понять язык и синтаксический строй текста.

2) Развивать навык комплексного анализа прозаического произведения, орфографическую и пунктуационную зоркость, умение давать связный ответ по определенной проблеме, развивать интерес к русской литературе и языку.

3) Способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство; прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова настоящих мастеров русской словесности.

Эпиграф

Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь…

И.С. Тургенев

Оборудование:

Карточки для проверки усвоения знаний по теме «СП,СПП», словари синонимов, антонимов

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Вступительное слово учителя.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык

Сегодня мы проведем необычный урок. Я не случайно начала его со слов великого русского поэта и писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Свободное владение всеми языками Европы не мешало ему быть непревзойденным стилистом в русской литературе. Всю свою любовь к родине, к русскому языку он воплотил в нескольких бессмертных строках одного из последних стихотворений в прозе «Русский язык».

Я предлагаю вам понаблюдать за очаровательным, притягательным словом Тургенева в повести “Первая любовь”. Надеюсь, что слово это, исполненное нравственной чистоты, пронизанное любовью и светом, поможет сделать ваши души светлее и возвышеннее. Но при этом мы не должны забывать и о синтаксисе с пунктуацией.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Работа по карточкам разного уровня:

а) 1 группа – «СПП» (выбрать из указанных видов придаточных)

б) 2 , 3 группы – «СПП» (виды придаточных написать самим);

(Самопроверка или проверка учителем дома)

III. Беседа на восприятие повести И.С.Тургенева “Первая любовь”.

  • Дома вы прочитали повесть И.С.Тургенева “Первая любовь”, на уроках мы обращались к ее тексту, поэтому, я думаю, не стоит говорить о сюжете.

  • Я прошу учащихся 2 и 3 групп в тетрадях написать несколько предложений о том, какие чувства вызвала у вас повесть. Учащиеся 1 группыпоработают по карточкам «Сложное предложение» (под руководством учителя)

  • Давайте все вместе прослушаем несколько ответов учащихся 2 и 3 групп. (2-3 ученика)

  • Иван Сергеевич Тургенев тоже очень любил эту повесть, ведь в ней , как мы уже говорили на прошлых уроках , много автобиографического материала. Сам он так сказал о повести( работа с эпиграфом): “Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь…”.

  • Что вы можете сказать о конструкции данного предложения? (СПП с придаточными определительным и обстоятельственным причины)

  • Какое чувство сильней всего сохраняло в памяти писателя этот живой сюжет? (Чувство любви)

  • Да, о своем чувстве герой повести говорит так: “Я, помнится, почувствовал тогда нечто подобное тому, что должен почувствовать человек, поступивший на службу: я уже перестал быть просто молодым мальчиком; я был влюбленный” .Запишите это предложение.

IV. Практические задания.

  1. Пунктуационный и синтаксический разбор записанного предложения.

  2. Дополнительные задания для отдельных учащихся

Подберите синонимы и антонимы к словам неопрятный, неожиданно, неприятный

  1. Словарно-орфографическая работа.

Дома вы повторяли орфограммы Н и НН в разных частях речи”, “Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”. Предлагаю вам написать словарный диктант по 3 главе из повести «Первая любовь».

Никого не видел, прошелся несколько раз, расхаживая по песчаной равнине, особенно ясно представлялось, на запечатанной сургучом бумаге, написанном безграмотным языком, неопрятным почерком, в неприятном расположении духа, отца не было, не с кем было посоветоваться, не отвечать было невозможно, матушка недоумевала, казалось ей неуместным, неожиданно быстрое исполнение.

(Самопроверка и сверка с написанным на доске заранее)

  1. Индивидуальная работа

Задание для 3 группы

- Комплексный анализ текста (описание “воробьиной ночи” глава 7) “Гроза”,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра… Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке… Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня…”

  • Прочитайте отрывок.

  • Определите тип и стиль текста, его основную мысль.

  • Скажите, как состояние природы помогает автору передать настроение героя?

  • Какие выразительные средства языка использует автор, создавая картину грозовой ночи?

  • С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте?

  • Какие предложения преобладают в данном тексте? Как вы думаете, почему?

Задание для 1,2 групп

  • Контрольное списывание с последующим объяснением правил постановки знаков препинания и орфограмм.

С замиранием испуга, с каким-то ужасом недоумения на сердце бросился я назад и, пробежав переулок, чуть не упустив Электрика, вернулся на берег реки. Я не мог ничего сообразить. Я знал, что на моего холодного и сдержанного отца находили иногда порывы бешенства, и все-таки я никак не мог понять, что такое я видел… Но я тут же почувствовал, что, сколько бы я ни жил, забыть это движение, взгляд, улыбку Зинаиды было для меня навсегда невозможно…

(Справившийся с заданием учащийся у доски вставляет буквы, расставляет знаки препинания и объясняет)

- Какие по структуре предложения преобладают в обоих текстах?

- Какие чувства героя хочет передать автор такими осложненными конструкциями?

V. Подготовка к домашней работе.

а) В главе 9 , когда Зинаида слушает стихотворение М.Ю.Лермонтова «На холмах Грузии», она высказывает свое мнение о любви.

Зинаида сказала:

- Прочтите мне “На холмах Грузии”. Только сядьте сперва.

Я сел и прочел “На холмах Грузии”.

-“Что не любить оно не может”,- повторила Зинаида,- Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду… Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может!”

б) Обсуждение. (Проводить при наличии времени)

- Согласны ли вы с утверждением Зинаиды?

- Была ли “первая любовь” Вольдемара подлинной любовью?

- Кто из героев повести пережил настоящую любовь?

Предлагаю вам дома выполнить следующее задание: напишите сочинение-рассуждение «Согласна ли я с мнением Зинаиды?» или сочинение-миниатюру «Что такое настоящая любовь?».

Учащиеся, которые сегодня испытывали трудности, могут выписать из главы 15 несколько БСП с :и на схемах объяснить постановку данного знака (см. упр. 155).

VI. Выводы:

-Так о чем же мы говорили на наших уроках? (О правилах постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов, о чувствах, которые описаны в повести И.С.Тургенева и нашем отношении к произведению)

- С помощью каких синтаксических конструкций лучше передать такое возвышенное чувство, как любовь?

VII. Выставление оценок.

VIII.Заключительное слово учителя.

Любовь - это прекрасное, возвышенное чувство. Когда вы будете знакомиться с другими произведениями И.С.Тургенева, вы увидите, что всех своих героев писатель проводит через испытание любовью, считая именно любовь высшим мерилом нравственности. Я бы хотела, чтобы и вы прислушались к мнению великого Тургенева.

IX.Рефлексия



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Английский язык (4)

    Документ
    Радченко Анатолий Александрович 11 МБОУ гимназия № 3 Краснодар 85 3 призер Мюселимян Жанна Рафаиловна 10 МОБУ гимназия № 1 Сочи 83 4 призер Гриднева Екатерина Сергеевна 11 МБОУ гимназия № 3 Краснодар 8 5 призер Матершев Никита Иванович 10 МБОУ СОШ №
  2. Приказ «8» декабря 2009 г. №01-03/218 Об организации работы координационного совета муниципальных методических служб Воронежской области

    Документ
    В целях обеспечения координации работы муниципальных методических служб, совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров, и на основании решения координационного совета муниципальных методических служб от 04.

Другие похожие документы..