Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пр...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО от 17.03.2 г, рег. номер 151 тех/дс) по специальностям...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «10»_марта 2010 г. в _10 часов на заседании диссертационного совета Д 208.066.02 при ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинск...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
Показатели финансовой устойчивости организации: коэффициенты автономии, задолженности, обеспеченность оборотных активов собственными средствами и про...полностью>>

Т н. Михаил Георгиевич Ерошенков. Сайт: www eac-ras ru Г. В. Рожков Генезис инновационной экономики в России Монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н е к о м м е р ч е с к о е п а р т н е р с т в о

Экспертно-аналитический Центр РАН

Директор - д.т.н. Михаил Георгиевич Ерошенков. Сайт:

Г.В. Рожков

Генезис инновационной

экономики в России

Монография

Москва-2009

УДК 332.1

ББК 65.9(2Рос)

Р63

Рожков Г.В.

Р63

Генезис инновационной экономики в России / Под ред. С. Г. Ерошенкова.- – М.: МАКС Пресс, 2009. – 888 с.

ISBN 978-5-317-02940-1

Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план. Центральная роль в инновационной экономике принадлежит человеку, что определяет значимость человеческого капитала (свойственного отдельным людям) и социального капитала (характеризующего отношения между людьми).

В российских экономических и социальных условиях трансформация экономики не может быть мгновенной и повсеместной, а потому начинается с культивирования региональных зон роста. При тройной фокусировки в региональных зонах физического (промышленного и финансового), человеческого и социального капиталов возможно формирование и развитие ростков инновационной экономики.

Монография посвящена разработке методологии такой селекционной работы генезиса инновационной экономики с целью решения центральных задач социально-экономического развития регионов и страны в целом.

УДК 332.1

ББК 65.9(2Рос)

При поддержке ЗАО «Трансстрой-Сахалин»

ISBN 978-5-317-02940-1

© Рожков Г.В., 2009

Оглавление

Введение 4

Часть 1. ЗОНЫ КОНЦЕНТРАЦИИ КАПИТАЛА 7

Глава 1. Свободные экономические зоны 7

Глава 2. Развитие особых экономических зон в России 42

Глава 3. Промышленно-производственные зоны 65

Глава 4. Технико-внедренческие зоны 71

Часть 2. ЗОНЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 81

Глава 5. Нематериальный капитал 81

Глава 6. Человеческий капитал 91

Глава 7. Федеральные университеты 132

Глава 8. Исследовательские университеты 151

Глава 9. Корпоративные университеты 183

Часть 3. ЗОНЫКОНЦЕНТРАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА 199

Глава 10. Социальный капитал 199

Глава 11. Кластерный подход 276

Глава 12. Формирование кластеров в России 313

Глава 13. Кластерная политика регионального развития 344

Часть 4. ЗОНЫ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ 377

Глава 14. Мировой опыт и перспективы инновационной экономики 377

Глава 15. Инновационная сфера в России 397

Глава 16. Формирование инновационной экономики 442

Заключение 476

Литература 478

Введение

Развитие инновационной экономики является не просто важной, а коренной проблемой антикризисной политики. Уровень и размах инновационной деятельности – показатель эффективности государственного управления. Переход экономики на инновационный путь требует перестройки, структурного сдвига всей экономики, реального выхода к модели, позволяющей достичь опережающего развития. При строительстве инновационной экономики, государство в первую очередь должно сосредоточиться на решении своих главных обязательных внутренних задач (это вопросы жизнеобеспечения и безопасности), а также на реализации своих главных конкурентных преимуществ на глобальном рынке (обширные природные ресурсы, геополитическое положение, высокий уровень образования и науки, области, где имеется мировое лидерство).

Одной из эффективных форм практического перехода экономики России на инновационный путь развития является создание и функционирование свободных (особых) экономических зон. В особых экономических зонах для достижения поставленных целей должны развиваться конкретные отрасли производства, наращивая экономический потенциал региона и всей страны в целом, создавая зоны роста инновационной экономики. Особые экономические зоны должны были служить своеобразными полигонами для отработки рыночных механизмов хозяйствования, новых форм и методов управления, проведения экспериментов по переходу к инновационной экономике.

В XXI веке происходит переход от «индустриального общества», с господством материального (физического) капитала к «постиндустриальному», с главенствующей ролью нематериальных ресурсов (информации, знаний). Производство нематериальных благ, имеющее прямое отношение к формированию общественного сознания, становится мощной материальной силой – фактором выхода на новую качественную основу производительных сил общества. Стремление России обеспечить переход к инновационному типу социально-экономического развития, обеспечивающему должный уровень конкурентоспособности и позволяющему добиться улучшения благосостояния значительной части населения страны, делает актуальным углубленное изучение факторов социально-экономического развития, характерных для постиндустриальной эпохи.

В монографии рассматривается концепция нематериального капитала, в структуре которого можно выделить две основные части – человеческий капитал, присущий отдельным людям, и социальный (структурный) капитал, характеризующий отношения между людьми.

В современной экономике возрастает важность качественных сдвигов в развитии производства и общества. Сущностным проявлением этих изменений является выдвижение человека в центр воспроизводственного процесса. Экономика, главной движущей силой которой является человек и его способности, приобретает социальное направление. Формирование инновационной экономики, где главенствующую роль играет специфический ресурс – знания, заставляет исследователей обратиться к анализу человеческого капитала.

Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека, доходы предприятий, региона и государства. Основными структурными элементами человеческого капитала являются: образование, здоровье, интеллектуальный капитал, мотивация к работе и обучению, мобильность, профессиональные навыки и природные способности.

Функционирование и развитие человеческого капитала, использование его потенциала, становится не менее важным, чем внедрение современной технологии, так как является средством, с помощью которого разрабатываются данные технологии. Мировой опыт показывает, что развитие инновационной экономики неразрывно связано с концепцией человеческого развития, развитием сфер, где происходит накопление человеческого капитала.

Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны — это ее граждане. Эта принципиальная позиция государства имеет важнейшее значение для организации эффективного развития регионов России. Многие проблемы, возникающие на территориях в процессе реформирования экономики, имеют либо в своей основе, либо в способах разрешения, взаимосвязи с деятельностью общественных институтов, обеспечивающих увеличение человеческого потенциала регионального развития.

В центре инновационной экономики находится человек. Основной путь развития человеческого капитала – образование. Поэтому конкуренция между странами будет сведена к конкуренции систем образования. В мире, где поиск конкурентного преимущества смещается в нематериальную сферу, где всё решают знания, образование должно стать непрерывным и продолжаться всю жизнь. В индустриальную эпоху образование было общим и одинаковым для всех, в постиндустриальную становится индивидуальным и узкоспециализированным. В веке интеллектуального капитала и нематериальных ценностей становится очень важным обучение творчеству. Возникает мир, в котором добавленная стоимость не образуются на конвейере, а являются следствием индивидуальной инициативы и творчества.

Важнейшим фактором, ограничивающим в России формирование инновационной экономики является нехватка социального капитала. Опору человек ищет в традиционных неформальных социальных сетях, ядро которых составляет семья. В российском обществе существует дефицит устоявшихся, разделяемых многими людьми ценностей, рациональной трудовой этики, корпоративной идентичности и самоотдачи, что сдерживает формирование отношений доверия между работодателем и работником, партнерами по бизнесу. Социальный капитал – это сознательное пользование индивида, организации, социальной группы или всего общества социальными сетями, которые благодаря доверию, общим нормам и правилам становятся средствами достижения цели. Теория социального капитала является интенсивно разрабатываемым направлением современных социально-экономических исследований, интегрирующим традиционные экономические концепции с социологическими и политологическими построениями.

Кластеры являются экономической категорией, в наибольшей степени реализующей идею концентрации социального капитала в региональной зоне развития. В ряде зарубежных государств уже имеется успешный многолетний экономический опыт внедрения и развития кластерных структур как в традиционных отраслях промышленности (здесь интересен опыт Италии), так и в высокотехнологичных отраслях (например, Силиконовая долина). Повсеместное распространение кластеров можно рассматривать в качестве главной черты всех высокоразвитых экономик. Мировой опыт подтверждает, что высокотехнологичное производство может базироваться только на процессах интеграции научных, инновационных и производственных предприятий различных типов.

Отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны – как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику – все активнее используют «кластерный подход» в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.

Ценность концепции региональной кластеризации заключается в ее способности представлять систему региональной экономики в качестве единого взаимосвязанного комплекса, предоставляющего возможность принятия управленческих решений. Следовательно, теория кластеризации – это не столько новшество в региональной теории и методах, сколько некий новый комплексный подход к оценке региональных условий и тенденций развития, а также тех политических вызовов, которые влияют на эти условия и тенденции.

Основная идея исследования – это модернизация экономики на основе создания региональных зон роста, в которых есть тройной фокус физического, человеческого и социального капиталов для генезиса инновационной экономики.

Автор выражает свою признательность д.э.н. С. Г. Ерошенкову, осуществившему общую редакцию монографии и написавшему Введение и Заключение, а также д.т.н. М. Г. Ерошенкову, написавшему §16.3.

Часть 1. ЗОНЫ КОНЦЕНТРАЦИИ КАПИТАЛА

Глава 1. Свободные экономические зоны

1.1. Типология свободных экономических зон

Свободные экономические зоны становятся во второй половине XX века неотъемлемой частью международных экономических отношений. Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Каждая страна, в зависимости от существующих проблем, принимает решение о создании свободных экономических зон, учитывая многообразие самых различных факторов. Свободные экономические зоны создаются как в развитых странах (США, Япония, Германия и др.), так и в развивающихся, и в странах с переходной экономикой. При этом:

  • в развитых странах наибольшее развитие получили зоны свободной торговли и научно-технические;

  • в развивающихся – экспортно-производственные зоны.

Особо среди свободных экономических зон следует выделить офшорные зоны, главным признаком которых является отсутствие разрешения осуществлять в них производственную деятельность.

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1979 г.), под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Другими словами, свободная экономическая зона – это часть территории страны с особым действующим режимом, который регулируется специальным законодательством, охватывающим широкий круг вопросов, а именно:

  • таможенное регулирование;

  • налогообложение;

  • лицензирование;

  • визовое оформление;

  • банковскую деятельность;

  • имущественные и залоговые отношения, включая права собственности на землю;

  • предоставление концессий;

  • управление свободной зоной.

Определенную специфику в свободной экономической зоне имеют акты трудового и социального законодательства.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона – это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Цели создания

Цели создания свободных экономических зон зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако, в отличие от промышленно развитых стран, в этих государствах упор при создании свободных экономических зон делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций. В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название «налоговой революции». Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность трактуются довольно широко. Они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы, что охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. Этот экономико-правовой подход определяет, что свободная зона – это не только и столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где законодательно регулируется и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях.

Концептуальные основы развития свободной экономической зоны определяются целями, позволяющими существенно повысить общий уровень производства, обеспечить развитие импортозамещающих производств для насыщения внутреннего рынка остродефицитной продукцией, ускорить решение проблем социально-экономического развития регионов. В большинстве стран, где успешно действуют свободные экономические зоны, они создавались, прежде всего, для активизации внешнеэкономической деятельности и развития экспортного производства. И лишь по мере решения этих главных задач они способствовали социально-экономическому развитию. Одним из аспектов деятельности свободной экономической зоны является создание конкурентоспособного технически передового экспортного производства. Именно такой подход доказал эффективность на практике многих стран мира. Развитие же экспортного производства требует использования только новейших технологий достижения мировых стандартов качества. Оно является мощным стимулом для повышения общего уровня производства в принимающей стране.

Следует отметить, что в России создание экспортных зон, ориентирующихся на передовые наукоемкие технологии и производства, могло бы также способствовать решению проблем конверсии, сохранению и развитию накопленного научно-технического потенциала, в частности, предотвращения «утечки умов». При этом государство должно обеспечивать развитие высоких технологий и ключевых инноваций.

Задачи

Задачи, которые организаторы пытаются решить путем создания свободных экономических зон, можно объединить в три крупных блока: 1) экономический; 2) социальный; 3) научно-технический.

1. Экономические задачи:

  • привлечение иностранного и национального капитала, благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

  • использование преимущества международного разделения труда и обращения капитала, для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;

  • ликвидация монополии внешней торговли, через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям свободной экономической зоны;

  • рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

2. Социальные задачи:

  • ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

  • повышение занятости населения, создание новых рабочих мест;

  • создание слоя высококвалифицированной рабочей силы, за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов;

  • воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

  • удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.

3. Научно-технические задачи:

  • привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

  • ускорение инновационных и внедренческих процессов;

  • привлечение зарубежных ученых и специалистов;

  • повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

Преимущества

Интерес иностранных инвесторов к свободным экономическим зонам объясним – это существенные льготы:

  • уменьшение ставок налогообложения и арендной платы;

  • освобождение от уплаты имущественного налога на собственность и налога с оборота;

  • полное или частичное освобождение от налогов переводимых за рубеж прибылей;

  • освобождение иностранных инвесторов от уплаты подоходного налога на период от 5 до 20 лет;

  • отмена налогов на доходы иностранного и отечественного персонала, работающего в зоне;

  • беспошлинный экспорт в свободную экономическую зону сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации экспортного производства, а также беспошлинное хранение и переработка транзитных грузов;

  • безлицензионный и бесквотный вывоз за границу собственной продукции иностранными фирмами и ввоз ее для собственных нужд;

  • возможность самостоятельного определения сроков и размеров амортизации.

Национальная экономика в целом и отдельные регионы, где располагаются свободные экономические зоны, также выигрывают, а именно, происходит:

  • повышение занятости населения, создание рабочих мест и, как результат, снижение уровня безработицы;

  • рост благосостояния населения, более высокий уровень доходов, более полное насыщение внутризонального рынка высококачественными товарами;

  • более рациональное использование местных природных ресурсов;

  • получение новых технологий, в том числе самых современных;

  • развитие торгово-экспортных операций, экспортно-товарного производства;

  • структурная перестройка национальной и региональной экономики;

  • временная защита национальной и региональной экономики от международной коммерции на внутреннем рынке;

  • создание благоприятных условий для международного кредитования, получение новых источников финансирования;

  • появлние новых возможностей для подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров;

  • достижение высокой эффективности в своей деятельности многими свободными экономическими зонами благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала.

Заинтересованность внешних источников в финансировании свободной экономической зоны, прежде всего, проявляется в получении быстрой прибыли при минимальных затратах, завоевании рынка сбыта продукции, создании и развитии совместных и иностранных предприятий на свободном экономическом пространстве, их включении в орбиту транснациональных корпораций. Тенденция развития промышленного производства развитых стран ориентирована сейчас на слаборазвитые страны, где имеется избыток дешевой рабочей силы и возможность размещения вредных и энергоемких производств, с концентрацией на своей территории наукоемких технологий и финансовых центров. Прежде всего, следует отметить, что зарубежных инвесторов ни в коей мере не волнует промышленное развитие страны-резидента, а совсем наоборот. Только получение величины прибыли, которую невозможно получить в их странах, способствует вложению их капиталов в организуемые свободные экономические зоны.

Транснациональные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник получения сверхприбыли, а крупнейшие из них считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.

В офшорных зонах главным признаком является стабильность ее режима. При организации свободной экономической зоны приходится участвовать в жесткой конкуренции по предлагаемым налоговым и таможенным льготам в рамках уже существующих свободных экономических зон в других странах, иметь все необходимые условия для ее эффективного функционирования и учесть различные интересы внешних и внутренних инвесторов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экспертно-аналитический Центр ран

    Монография
    Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план.
  2. Сергей Верёвкин

    Документ
    Посвящаю светлой памяти умученных: советской властью родных дедушек моих — Ивана Семеновича Веревкина и Захара Павловича Балашова, которых мне так и не довелось увидеть живыми, так же как и их безымянные могилы.
  3. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  4. Библиографический указатель 1993 2003

    Библиографический указатель
    Предлагаемый библиографический указатель составлен из книг и информационных источников, отражающих наиболее содержательные работы, появившиеся в научной литературе и публицистике за период 1993-2003 г.

Другие похожие документы..