Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Великий физик ХХ века, датчанин Нильс Бор (1885-1962), основатель квантовой механики. Квантовая механика, наряду с теорией относительности Эйнштейна,...полностью>>
'Документ'
Ю.В. Яковец Глобализация и взаимодействие цивилизаций(Ю.В. Яковец Глобализация и взаимодействие цивилизаций. –М.: ЗАО "Изд-во "Экономика&quo...полностью>>
'Документ'
В монографии исследуется один из важнейших принципов материалистической диалектики – принцип единства логического и исторического в связи с проблемой...полностью>>
'Документ'
Полемика о мифе топливо-энергосбережения при чрезмерном утеплении зданий, показанном на примере наружных стен в моей статье «Облик энергосбережения», ...полностью>>

Т н. Михаил Георгиевич Ерошенков. Сайт: www eac-ras ru Г. В. Рожков Генезис инновационной экономики в России Монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Свободная экономическая зона «Манаус» в Бразилии

Классическим примером развития отсталых в экономическом отношении регионов за счет создания свободной экономической зоны на основе местного сырья может служить «вольная гавань» Манаус (Амазония) в Бразилии, созданная в 1967 г. В этой зоне иностранные предприятия, работающие на экспорт, обязаны были включать в производство оптовых изделий часть сырьевых ресурсов, имеющихся в данной местности. Здесь под свободную экономическую зону типа «промышленный округ свободной зоны Манаус» была выделена площадь – 3,6 млн кв. км. Цель – стимулирование развития промышленного производства. Основное средство достижения цели – налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии.

В свободной экономической зоне «Манаус» большая часть промышленных предприятий производит электронную продукцию (55% от общей стоимости промышленной продукции, выпускаемой в «Манаусе»). Основными товарами являются видео- и аудиоаппаратура, микроволновые печи, компьютеры и периферийные устройства, фотокопировальные машины, телефонные аппараты, средства факсимильной связи, электронные компоненты и др. Кроме того, производятся мотоциклы, велосипеды, часы, очки и др.

Указанная продукция выпускается совместно с такими фирмами, как Bosch, Citizen, Fuji, Hitachi, Gillette, Honda, JVC, Johnson, Kodak, LG Electronics, Minolta, Mitsubishi, Seiko, Samsung, Sanyo, Sharp, Siemens, Toshiba, Xerox, Yamaha.

Для выполнения поставленных перед свободной экономической зоной «Манаус» задач, расположенным на ее территории предприятиям предоставляются следующие налоговые и финансовые льготы:

  • освобождение от уплаты налога на импорт импортных товаров, предназначенных для потребления внутри свободной зоны;

  • снижение ставки налога на импорт на импортные товары, использующиеся для производства промтоваров в зоне с последующей их реализацией в других районах страны;

  • освобождение от налога на промышленную продукцию потребительских и промтоваров, произведенных в свободной зоне;

  • освобождение предприятий от уплаты подоходного налога сроком на 10 лет;

  • освобождение предприятий от уплаты налога на экспорт;

  • освобождение от налога на оборот товаров и услуг товаров, происходящих из других бразильских штатов и предназначенных для потребления или производства продукции в свободной экономической зоне «Манаус»;

  • выделение финансовых ресурсов из инвестиционного фонда для Амазонии предприятиям для реализации особо важных проектов.

Помимо федеральных налоговых льгот предприятиям, функционирующим в зоне «Манаус», предоставляются также налоговые льготы штата Амазонас и муниципалитета г. Манауса.

Предоставление предприятиям свободной экономической зоны «Манаус» налоговых и финансовых льгот позволило Бразилии в 70-80-х годах проводить активную политику импортозамещения, способствовало значительному подъему национальной промышленности.

Перспективы свободной экономической зоны «Манаус» зависят от способности бразильского общества воспринимать модель развития свободных экономических зон как программу регионального развития и проект национальной интеграции. Модель развития свободных экономических зон должна пониматься и оцениваться как долгосрочная программа федерального правительства, цель которой – создание внутри Амазонии (с помощью финансовых, налоговых льгот и инвестиций инфраструктуры) сильной экономики, способной «разгрузить» экономику других районов страны, привлекая капиталы, технологии и рабочую силу.

Усиление конкуренции как внутри страны, так и за рубежом товарами, производящимися в свободной экономической зоне, ставит перед ней неотложную задачу специализации производства. Как полагают бразильские экономисты, результатом будущей налоговой реформы должно стать предоставление налоговых льгот предприятиям, производящим высокотехнологичную продукцию. Свободная экономическая зона «Манаус» будет продолжать оставаться каналом поступления в Бразилию современных высоких технологий и инвестиций, а также районом создания предприятий с иностранным капиталом.

Трансформация свободных экономических зон

С первоначально экспортной промышленной зоной «Манаус» произошла трансформация. Она постепенно превратилась в чисто импортную зону, вся продукция которой, поступающая в «вольную гавань», поглощается бразильским рынком. Экспорт зоны достигал только 3-5% производства.

Имеются и другие примеры перехода с обработки экспортных товаров на импортные. Такие тенденции характерны для свободных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и для ряда других стран, особенно при размещении в свободных зонах отверточных технологий, использующих импортные комплектующие изделия. В этом случае продукция свободных экономических зон, попадая на внутренние рынки, подавляет аналогичные производства принимающей страны.

В указанной трансформации прослеживаются и другие негативные моменты. Главный из них тот, что иностранные компании, действующие в свободных зонах некоторых государств, стремятся использовать их для сбыта некачественных товаров, которые не имеют спроса на рынках других стран.

Подавляющее большинство предприятий в существующих ныне свободных экономических зонах – это предприятия легкой промышленности, нуждающиеся в относительно скромных капиталовложениях. Они производят на экспорт текстиль и одежду, бытовую электронику, спортивный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продовольствие, напитки. Однако учредители некоторых свободных зон пошли по другому пути и стали способствовать развитию предприятий тяжелой промышленности. Например:

  • в экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго преобладает переработка нефти и нефтехимическая промышленность;

  • в Гане предприятия свободной экономической зоны занимаются переработкой добываемых там бокситов в глинозем и алюминий;

  • в экономических зонах Объединенных Арабских Эмиратов действует целый ряд химических, нефтехимических и автомобильных компаний.

Создание предприятий тяжелой промышленности в свободных зонах указанных стран связано с их природными ресурсами. В Гане – это бокситы, в Тринидаде и Тобаго – нефть, в Объединенных Арабских Эмиратах – нефть и природный газ.

И все же следует отметить, что политика правительств указанных трех стран была направлена не столько на развитие тяжелой промышленности в своих экономических зонах, сколько на создание экспортных промышленных зон на основе уже существующих предприятий тяжелой промышленности. Это, прежде всего, относится к первым двум странам.

Зоны с особым экономическим режимом в Китае

Создание различных типов льготных режимов для инвестиционной деятельности на ограниченных участках территории является важной составной частью проводимой Китаем политики открытости внешнему миру, прежде всего, в части привлечения иностранных инвестиций.

Свободные экономические зоны начали создаваться в 80-х годах 20 века в южных провинциях Китая. Тогда были созданы Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь. В 1989 году статус специальной экономической зоны был предоставлен островной провинции Хайнань, а в 1990 году в г. Шанхае образован особый район Пудун. Особенностью созданных в начале 80-х годов свободных экономических зон было то, что эти достаточно крупные территории в экономическом и административных планах были фактически отделены от остальной территории страны. Свободные экономические зоны были преимущественно ориентированы на привлечение капитала зарубежных китайцев. Их инвестиции до сих пор остаются главным источником иностранных капиталовложений не только в свободные экономические зоны, но и в экономику КНР в целом.

Весьма показательным является рост более чем в 20 раз фактически использованного зарубежного капитала за 20 лет реформ.

При этом рынок иностранных инвестиций КНР стал приобретать новое качество: все большая часть финансовых средств из-за границы стала вкладываться не в мелкие, как это было ранее, а в средние и крупные проекты.

Специфической особенностью иностранных инвестиций в Китай является то, что значительная их часть поступала от этнических китайцев, что делало эти инвестиции более надежными, несмотря на внутренние реформы в Китае, а также на попытки финансового давления на Китай со стороны США и международных финансовых центров,

С середины 90-х годов в свободной экономической зоне Шэньчжэнь был сделан упор на производство компьютеров, программного обеспечения, информационных технологий, микроэлектроники, видео- и аудио продукции. Кроме того, особенно в последнее время, получили развитие фармацевтика, производство медицинского оборудования, биотехнологии.

В свободных экономических зонах действует разрешительный порядок осуществления инвестиций и реализуемые с участием иностранного капитала проекты подлежат предварительному утверждению.

Льготы и преимущества в свободных экономических зонах Китая следующие:

  • особый порядок валютного контроля;

  • упрощенная схема регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

  • сниженный подоходный налог.

Подоходный налог с предприятий с иностранными инвестициями составляет 15% (в целом по стране его ставка – 33%). Экспортно-ориентированные предприятия с иностранными инвестициями могут также иметь значительные льготы по уплате местных налогов.

В Китае существует несколько типов зон с особым экономическим режимом:

  1. специальные экономические зоны;

  2. зоны экономического и технологического развития;

  3. бондовые зоны;

  4. районы экспортной переработки – зоны приграничного экономического сотрудничества.

Рассмотрим деятельность таких зон подробнее.

1. Правовая база для деятельности различных типов зон с особым экономическим режимом в КНР является достаточно запутанной. В Китае нет законодательного акта, который бы детально прописывал порядок создания, функционирования и управления зонами, а также содержал бы исчерпывающий перечень льгот, представляемых в них. Действующее законодательство формировалось «по мере необходимости». В частности, решение о создании зон с особым экономическим режимом оформлялись на уровне Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей. Аналогичное решение о создании свободной экономической зоны Пудун (г. Шанхай) принималось на уровне Госсовета КНР, т. е. подзаконным актом органа исполнительной власти. Одновременно с нормативными актами «центрального уровня» (органы Всекитайского Собрания Народных Представителей и правительства) по отдельным вопросам деятельности свободной экономической зоны издавались решения провинциальных властей, а также местных властей на территории самих зон.

2. В отношении зон экономического и технологического развития наблюдается, в целом, та же картина. Единая система управления этим типом зон фактически отсутствует. Их создание оформлялось разовыми решениями правительства КНР, принимавшихся на основании соответствующих обращений со стороны провинциальных и городских властей. В результате имеют место существенные различия в порядке регулирования деятельности зон экономического и технологического развития. В частности, в большинстве случаев функции по административному управлению зонами брали на себя соответствующие провинциальные или городские власти. В то же время в части зон экономического и технологического развития функции по управлению делегировались специально созданным для этих целей компаниям. Зоны экономического и технологического развития стали создаваться с 1984 г. для активизации привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время в Китае насчитывается 49 зон экономического и технологического развития так называемого «государственного уровня», т. е. прошедших утверждение Госсоветом КНР. Зоны экономического и технологического развития учреждались преимущественно в крупных промышленных городах, в том числе таких как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и др. Зоны экономического и технологического развития значительно меньше по площади, чем свободные экономические зоны. Зоны экономического и технологического развития специализируются преимущественно на производстве товаров на экспорт. Другие виды хозяйственной деятельности в них не осуществляются. Фактически зоны экономического и технологического развития стали своего рода миниатюрами свободных экономических зон производственного типа. В отличие от свободных экономических зон, зоны экономического и технологического развития в меньшей степени ориентированы на привлечение капитала зарубежных китайцев, в них осуществлялись капиталовложения крупнейших государственных промышленных компаний. В зонах экономического и технологического развития действует разрешительный порядок осуществления инвестиций и реализуемые с участием иностранного капитала проекты подлежат предварительному утверждению. В настоящее время имевшиеся ранее таможенные льготы в основной части отменены. Налоговые льготы пока продолжают действовать.

3. Бондовые зоны начали создаваться в 1990-х годах. Фактически являются свободными таможенными зонами производственного типа. Помимо предоставления услуг по хранению, упаковке и транспортировке экспортно-импортных товаров, в них также допускается производственная деятельность, что в значительной мере сближает их с зонами экономического и технологического развития. В настоящее время в КНР насчитывается 15 таких зон. Доставка товарной продукции на территории этих зон из других регионов КНР приравнивается к экспортным операциям, а направление товаров из них на остальную китайскую территорию считается импортом. При этом не оформляются лицензии на импорт и экспорт, не взимаются таможенные платежи в отношении машинотехнического оборудования, расходных материалов, транспортных средств, офисной техники, ввозимых из-за рубежа для собственных нужд, а также в отношении иностранных материалов, запасных частей, топлива, упаковочных материалов, импортируемых в зоны для реэкспортных операций. Производственные предприятия с иностранными инвестициями в бондовых зонах уплачивают льготную ставку подоходного налога (15%). В целях обеспечения деятельности производственных предприятий указанного профиля Администрации зон имеют право учреждать местные импортно-экспортные торговые компании, финансовые, юридические и страховые фирмы.

4. Зоны приграничного экономического сотрудничества стали создаваться в целях развития экономики приграничных территорий Китая. Созданы в приграничных провинциях Северо-востока Китая. Здесь поощряется, прежде всего, учреждение предприятий в сферах переработки и производства сельскохозяйственной продукции на экспорт. Предприятия с иностранными инвестициями и местные предприятия, расположенные в Зоны приграничного экономического сотрудничества пользуются льготной ставкой подоходного налога в размере 24%. Малые предприятия, специализирующиеся на импорте товаров из соседних стран, пользуются льготами в рамках приграничной торговли (уменьшенные на 50% платежи по импортным пошлинам и НДС).

Государство активно контролирует функционирование свободных экономических зон и совместные предприятия. За два десятилетия китайские власти аннулировали лицензии 10 тыс. смешанных предприятий (около 3%). По статистике основными причинами разрыва партнерских отношений являются:

  • отказ иностранных инвесторов от выполнения финансовых обязательств;

  • использование льготного налогообложения для спекуляции и контрабанды;

  • нерентабельность.

Основными проблемами, связанными с иностранными инвестициями, китайские власти считают следующие:

  • сохраняется значительный разрыв в числе проектов и качестве капиталовложений между приморскими и внутренними районами;

  • ряд китайских предприятий пытаются уклониться от налогообложения через создание фиктивных совместных предприятий.

Город-государство как свободная экономическая зона

В современной мировой экономике существуют такие феномены, как города-государства, которые фактически представляют собой одну большую свободную экономическую зону. К такого рода экспортным агломерациям, прежде всего, можно отнести Сингапур, о. Маврикий, Макао и др.

Либеральный экспортно-импортный режим Сингапура позволяет рассматривать этот город-государство как единую экспортную территорию. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов города промышленными зонами, т. е. территориями, полностью оборудованными для создания экспортоориентированных промышленных предприятий. Государство финансировало создание системы промышленной инфраструктуры, включая дороги, электро- и водоснабжение, систему связи и телекоммуникаций и др.

В конце 80-х годов в Сингапуре было организовано 25 промышленных районов, где создано около 4 тыс. предприятий с общим числом занятых 183 тыс. человек (70% общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны). Объем капитальных вложений в эти предприятия превысил 120 млрд долл.

Наиболее крупной промышленной зоной Сингапура является Джуронг (транспортный узел), где на территории 6,5 тыс. га расположено 1834 предприятия с числом занятых 98 тыс. человек. Одним из важнейших преимуществ Джуронга является близость морского порта, военно-морской базы и хорошо развитой промышленной инфраструктуры. Преобладающее число предприятий принадлежит иностранным инвесторам, остальные организованы в форме совместных предприятий.

Основное внимание при создании Джуронга было уделено промышленному строительству: здесь сконцентрировано более 1/4 промышленных предприятий и рабочих Сингапура, 2/3 территории промышленных зон отведено под предприятия тяжелой промышленности, а в последние годы в Джуронге бурно развивается электронная, электротехническая промышленность, производство часов, контрольно-измерительного и научного оборудования.

Особенностью промышленной зоны Джуронг является то, что расположенная на ее территории «Джуронг таун корпарейшн» управляет не только промышленной зоной «Джуронг», но и другими промышленными зонами.

В начале 90-х годов на промышленные зоны приходилось около 80% всего экспорта продукции обрабатывающей промышленности Сингапура. Как и в других новых индустриальных странах Азии, в Сингапуре происходит изменение структуры экспорта в сторону увеличения высокотехнологичной наукоемкой продукции.

Влияние свободных экономических зон на экономику страны

Заметная роль свободных экономических зон в социально-экономическом развитии отдельных районов разных стран, тех или иных отраслей производств, привлечении иностранного капитала, оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановых механизмов экономики к рыночным. Дело в том, что развитие свободных экономических зон происходит в рамках осуществляемой общей экономической реформы, в которой они являются катализатором реформистской деятельности. Степень влияния на остальную территорию страны является довольно ограниченной. Для промышленно развитых стран, как правило, и не ставится задачи распространения такого влияния. Организация свободной экономической зоны играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности конкретного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики и производства.

По обследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты принимающей стороны составили в среднем 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложении в четырех свободных экономических зонах составили к концу 80-х гг. 4 млрд долл., в то время как начальные собственные инвестиции превысили 22 млрд долл. По существу, вся инфраструктура для свободных экономических зон была создана за счет централизованных государственных средств. Конечно, столь крупные затраты могут окупиться лишь в том случае, если свободные экономические зоны будут функционировать длительный период с высокой результативностью.

Кроме того, образование свободных экономических зон сопряжено не только со значительными капиталовложениями, но и последующими существенными усилиями государства по их развитию, так как без централизованной поддержки они,практически нежизнеспособны.

Создание свободных экономических зон получило в мире большое развитие. Во многом их развитие зависит от того, что такая зона может дать национальной экономике в конкретных условиях хозяйствования и в данной экономической ситуации. Многие свободные экономические зоны прошли свой «путь», трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспортно-производственные, а затем – и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их – на 20%.

Опыт создания свободных экономических зон

При многочисленных примерах успешного функционирования свободных экономических зон имеют место и негативные примеры их организации. Так, создание разного рода свободных экономических зон в Шри-Ланке, Сенегале и других странах не только не увенчалось успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. К основным причинам такого развития событий можно отнести:

  • политические, связанные общей нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, военными конфликтами на территории;

  • экономические, это, прежде всего, чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне;

  • организационные, это – бюрократическая заорганизованность управления свободной экономической зоной, наличие многочисленных малооправданных процедур при регистрации иностранного инвестора, некачественная реклама предлагаемых в зоне льгот.

К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные экономические зоны не дают пока заметного результата и эффекта для экономики страны и их развитие далеко от намечавшегося, относится и Россия.

Азбучной истиной условий создания свободной экономической зоны является наличие на территории социальной и производственной инфраструктуры и расположение на территории, имеющей хорошую транспортную доступность. Недоучет этих факторов приводит к резкому увеличению организационных затрат, величина которых часто приводит к нерентабельности организуемой зоны. Подобные негативные примеры можно привести в Индии и Индонезии.

Роль в международной экономической интеграции

Свободные экономические зоны служат мощным стимулом экономической интеграции, особенно, для слаборазвитых и развивающихся стран. Они создают в этих странах действенные механизмы их интеграции в мировое хозяйство:

  • привлечение новых технологий;

  • экспортная направленность производства;

  • подготовка управленческого звена на уровне мировых требований к организации производства;

  • конкурентность производимых товаров на мировом рынке;

  • четкое реагирование на международную конъюнктуру.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экспертно-аналитический Центр ран

    Монография
    Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план.
  2. Сергей Верёвкин

    Документ
    Посвящаю светлой памяти умученных: советской властью родных дедушек моих — Ивана Семеновича Веревкина и Захара Павловича Балашова, которых мне так и не довелось увидеть живыми, так же как и их безымянные могилы.
  3. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  4. Библиографический указатель 1993 2003

    Библиографический указатель
    Предлагаемый библиографический указатель составлен из книг и информационных источников, отражающих наиболее содержательные работы, появившиеся в научной литературе и публицистике за период 1993-2003 г.

Другие похожие документы..