Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У закладі є: бібліотека, читальна, актова зали, зали гімнастичної та загальнофізичної підготовки, комп’ютерні класи, центр мультимедійних технологій,...полностью>>
'Закон'
Об утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу, их рассмотрения налоговыми органами, формах нал...полностью>>
'Документ'
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического оп...полностью>>
'Анализ'
В-третьих, следствием реальной самостоятельности предприятий основной проблемой руководителей становится поиск источников финансирования и оптимизаци...полностью>>

Т н. Михаил Георгиевич Ерошенков. Сайт: www eac-ras ru Г. В. Рожков Генезис инновационной экономики в России Монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. Мировой опыт

О важности свободных экономических зон как инструментов индустриализации, экономического развития и глобальной интеграции можно судить по интересу, проявляемому к ним в развитых и развивающихся странах. Правительства используют зоны, чтобы способствовать росту экономической активности, увеличению инвестиций, занятости, международной торговли и т. д. В долгосрочном аспекте зоны являются также центрами передачи технологий, регионального развития и формирования эффективных хозяйственных связей.

Центр Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям (UNCTC) рассматривает рост специальных зон как одну из наиболее важных тенденций последних десятилетий.

Ареал распространения свободных экономических зон включает очень многие страны мира от промышленно развитых и индустриальных до развивающихся стран, переходящих к рыночной экономике. К последним относятся постсоциалистические страны, которые ищут экономические механизмы, облегчающие их внедрение в мировую экономику или интеграционные мировые процессы.

Наибольшее распространение свободные экономические зоны получили в развивающихся странах. Эти зоны существуют также почти во всех промышленно развитых странах. В Соединенных Штатах Америки их численность самая большая. Помимо старейшей и крупнейшей свободной экономической зоны в Нью-Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и других городах.

В странах со зрелой рыночной экономикой свободные зоны служат инструментом преимущественно региональной политики (подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий). В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной политики и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических). В развивающихся странах Латинской Америки практика зонирования охватывает внешнеэкономические и региональные приоритеты. В Израиле, Турции, Казахстане, Китае и других странах курс на организацию свободных зон стал составной частью национальной стратегии развития – и такой глобальный подход признается сегодня наиболее перспективным.

Задачи создания свободных экономических зон в развитых и развивающихся странах имеют принципиальное отличие, в связи с социально-экономическими и политическими условиями, существующими в этих странах.

Развитые страны при организации свободной экономической зоны исходят, главным образом, из внутренней рентабельности с конечным положительным сальдо по затратам и прибыли, а иностранные инвесторы – из международной конкурентоспособности продукции.

В развивающихся странах наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны. Это обусловлено тем, что главными функциями, которые должны выполнять свободные экономические зоны в этих странах, являются:

  • обеспечение экономического роста страны;

  • достижение новой более высокой степени индустриализации ее экономики;

  • включение (или изменение специализации) страны в мировое хозяйство и международную торговлю с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.

В этой связи свободные экономические зоны во многих развивающихся странах нередко становятся основной концепцией экономического роста, рассчитанного на определенный, вполне исторически обозримый (20-30 лет) период, и, как свидетельствует мировой опыт, такая стратегия оправдана.

В отличие от экспортно-производственных зон в развитых странах, работающих преимущественно на внутренний рынок, такие зоны в развивающихся странах всегда ориентированы на внешний рынок. Только наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить свободно конвертируемую валюту, необходимую им для эффективного осуществления мирохозяйственных связей.

Свободные экономические зоны в развивающихся странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала:

  • в странах с развитой рыночной экономикой – это преимущественно национальный частный капитал;

  • в развивающихся странах – это преимущественно иностранный частный капитал.

Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом:

  • прямые бюджетные вложения – 2-3%;

  • прямое финансирование из местных бюджетов – 12-15%;

  • льготный государственный кредит – 30-35%;

  • финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов – 47-56%.

Отсюда, вытекает и следующая особенность свободных экономических зон в развивающихся странах – государство устанавливает в них преференциальный инвестиционный климат иностранных инвесторов.

Большое значение, при выборе места расположения свободной экономической зоны, развивающиеся страны уделяют наличию на выбранной территории более или менее развитой производственной и социальной инфраструктуры. Эта азбука создания свободных экономических зон хорошо усвоена развивающимися странами, поскольку отсутствие инфраструктуры многократно увеличивает финансовые и временные расходы на освоение территории и на привлечение иностранного капитала, т. е. является конкурентообразующим фактором не только в борьбе за иностранные инвестиции, но и при последующем сбыте продукции, производимой на территории свободной экономической зоны.

Особую значимость для свободной экономической зоны в развивающейся стране имеет накопление или поиск первоначального капитала, поскольку все расходы по созданию зоны, как правило, ложатся на принимающую сторону. Исследования, проведенные по 26 странам Институтом востоковедения РАН, показали, что на каждый доллар расходов привлеченных иностранных капиталов для создания инфраструктуры в свободной экономической зоне необходимо затратить 4 доллара собственных средств.

Цели свободных экономических зон

Каждое государство, создавая у себя на территории свободные экономические зоны, преследует конкретные цели. Мотивацией таких решений могут быть:

  • явные диспропорции в экономическом развитии регионов государства;

  • депрессивное состояние экономического развития отдельной территории (или территорий) государства;

  • наличие невостребованной рабочей силы (безработица);

  • необходимость активизации определенного вида деятельности.

Политическая же плоскость темы:

  • активизация деятельности государства в международных экономических связях;

  • непосредственное участие в международном разделении труда;

  • закрепление политических намерений государства интегрироваться в мировую экономику.

Создание свободных экономических зон в разных странах в настоящее время предполагает достижение следующих целей:

  • обеспечение более полной занятости рабочей силы как непосредственно в экономической зоне, так и за ее пределами;

  • активизация внешнеэкономической деятельности;

  • привлечение инвестиций;

  • организация в экономических зонах таких производств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущемляя при этом уже существующие предприятия, действующие на внутреннем рынке;

  • подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных отличий.

Многие страны, создающие свободные экономические зоны, способствовали:

  • развитию отсталых в экономическом отношении районов;

  • модернизации технологий;

  • получению новых ноу-хау;

  • обучению собственных специалистов и рабочих новым методам труда, управления и сбыта;

  • использованию собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции.

В то же время, согласно мировому опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании свободных экономических зон, часто не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития. При функционировании свободных экономических зон они часто отклоняются от первоначальных проектов. Причины:

  • динамика, присущая развитию самих экономических зон;

  • отсутствие контроля со стороны государственных органов по отношению к иностранным инвестициям;

  • слабое взаимодействие зональных предприятий, национальных и иностранных компаний.

Таким образом, создание свободной экономической зоны в любой стране предусматривает, прежде всего, ускоренное развитие той или иной территории. Развитие таких зон позволяет правительствам принимающих стран смягчать кризисные ситуации в национальной экономике и преодолевать трудности в государственных капиталовложениях в регионе.

Требования к территории зоны

Исходя из целей, поставленных при формировании той или иной свободной зоны, предъявляются соответствующие требования и к их размещению. К наиболее общим требованиям относятся:

  • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам;

  • наличие транспортных коммуникаций;

  • развитый производственный потенциал;

  • наличие производственной и социальной инфраструктуры;

  • существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь – запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т. д.)

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения свободных экономических зон:

  • имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам;

  • располагают торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами);

  • обладают сложившимися научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание свободной экономической зоны оказывается целесообразным и в районах нового освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление национальной безопасности, развитие топливно-энергетической и минерально-сырь-евой базы страны и др.).

Критерии создания свободной экономической зоны

Общие подходы всех государств мира к вопросу о создании на своей территории свободных экономических зон учитывают широкий спектр критериев: от использования внешних финансовых ресурсов (прямые инвестиции или совместный капитал), которые не влияют на увеличение внешнего долга государства, и создания экономических стимулов в виде таможенных преференций и налоговых кредитов до ограничения централизованного государственного управления на территориях зоны.

Свободные экономические зоны в промышленно развитых странах, как правило, широко включены в международное разделение труда, что обусловлено характером и уровнем развития их экономики, которая глубоко интернационализирована. Свободные экономические зоны в этих странах представлены всеми типами, однако, наибольшее развитие в таких странах получили зоны свободной торговли и научно-технические свободные зоны.

Свободные экономические зоны в США

Впервые свободные экономические зоны были созданы в США по акту 1934 года в виде зон внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

При этом, главным образом, предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля США для последующих экспортных операций. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры.

Следует особо подчеркнуть, что момент создания свободных экономических зон в США совпадает с активными усилиями государства по преодолению последствий Великой Депрессии. Показательной деталью целенаправленности государственного подхода является то, что одним из основных экономических рычагов восстановления экономики в США выбрали дорожно-транспортный комплекс. Это созвучно выбранному подходу к созданию свободных экономических зон.

В США, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов, отсутствуют понятия «особые экономические зоны» и «зоны свободной торговли».

Вместе с тем в США существуют «зоны внешней торговли» (Foreign Trade Zones), которые, будучи отличными от «зон свободной торговли», тем не менее, в процессе своего функционирования также предусматривают предоставление определенных льгот в отношении ввозимых на их территорию товаров.

Основными актами, регулирующие правовой режим зон внешней торговли являются:

  • Закон о зонах внешней торговли от 18 июня 1954 г. (параграф 19 Свода законов США);

  • административные акты Совета по зонам внешней торговли, Министерства торговли и Таможенной службы США.

Зоны внешней торговли – это зоны, географически расположенные на территории США в портах въезда в страну или на прилегающих к ним территориях, но рассматриваемые законодательством как находящиеся за пределами таможенной территории страны. Зоны внешней торговли территориально обособлены, замкнуты и обычно снабжены средствами для причаливания, разгрузки, хранения, обработки, производства и экспонирования товаров, а также для их дальнейшей транспортировки по суше, воде или воздуху.

Существует два вида зон внешней торговли:

  1. зоны общего назначения (General Purpose Zones);

  2. субзоны специального назначения (Special Purpose Subzones).

Зоны общего назначения предназначены для многоцелевого использования. Субзоны специального назначения представляют собой подчиненные зонам общего назначения образования (но находящиеся за их пределами), которым статус зоны внешней торговли предоставлен в отношении конкретных пользователей и осуществляемых операций. Речь идет о таких операциях, которые в практическом плане невозможно переместить в соответствующую зону общего назначения, например, нефтепереработка, автомобильное производство.

На сегодняшний день в США функционируют 253 зоны общего назначения и около 400 субзон.

В каждом порту может быть создана, по крайней мере, одна зона внешней торговли. Однако когда порт граничит более чем с одним штатом, в каждом из штатов, с которыми он граничит, создается, по крайней мере, по одной зоне внешней торговли. Когда два города, разделенные водой, пользуются одним портом, зона внешней торговли также может быть создана в каждом из таких городов или на прилегающих к ним территориях.

В зонах внешней торговли разрешается использовать товары в зоне лишь для потребления в процессе производства другой продукции.

Розничная торговля в зоне внешней торговли не допускается, за исключением случаев, когда на это дано одобренное Советом зоны разрешение для лица, которому требуется такое право. Лица, имеющие такое разрешение, могут продавать только национальные товары или товары, привезенные в зону внешней торговли с таможенной территории США.

Действующим законодательством предусмотрен также ряд ограничений в отношении некоторых видов деятельности на территории зоны внешней торговли (производство алкогольных напитков, табачных изделий, спиртосодержащих духов, огнестрельного оружия, сахара, наручных и настенных часов, розничная торговля импортными товарами без специального разрешения).

Так, например, иностранная нефть, ввезенная в зону внешней торговли и полностью использованная в ней в качестве топлива для производства какой-либо продукции, не облагается налогом, поскольку она не поступает на таможенную территорию США3.

В связи с конверсией оборонных отраслей в США широкую практику получила реконструкция военных баз в особые экономические зоны с технопарками, позволяющие быстро компенсировать территории и населению ликвидацию военной базы, обеспечивавшей ранее занятость населения в сфере услуг.

Кроме экономического эффекта от их образования, были решены многие социальные проблемы региона.

Ирландия (аэропорт «Шеннон»)

Успешным вариантом свободной экономической зоны стало создание в 1957 г. зоны благоприятствования в Ирландии с центром в аэропорту «Шеннон». Территория зоны составляла всего 15 га. Цель ставилась скромная: получить дополнительно 300 новых рабочих мест.

Однако результаты значительно превзошли ожидания. Благодаря удобному транспортному сообщению, а также предоставлению целого ряда льгот для потенциальных инвесторов, в частности, беспошлинного ввоза сырья, полуфабрикатов и комплектующих, низкой арендной платы на заводские помещения и склады, упрощенных процедур капиталовложений и комфортабельных бытовых условий, свободная экономическая зона «Шеннон» довольно быстро добилась впечатляющих успехов. На предприятиях, расположенных в Шенноне, производится электронное и буровое оборудование, промышленные алмазы, потребительские товары и др. Объем экспорта увеличился с 230 млн долл. в 1980 г. до 1 млрд долл. в 1994 г. Шеннон превратился в процветающий промышленный центр Западной Ирландии.

Свободные экономические зоны в Японии

Япония также активно использует методы развития экономики с помощью свободных экономических зон. Страна имеет свои собственные способы планирования регионального развития в национальных масштабах. Государственное планирование здесь включает общий план развития и большое количество разрабатываемых министерствами отдельных планов регионального развития, в рамках которых на территории страны создаются зоны совместного предпринимательства различного типа.

Япония, казалось бы, абсолютно не нуждающаяся в иностранных инвестициях и располагающая свободными средствами, тем не менее, приняла закон «О чрезвычайных мерах по продвижению импорта и облегчению инвестиций из-за границы». На его основе правительство создало 18 локальных «зон иностранного доступа». В качестве основного принципа действия закон называет:

  • сокращение до минимума всяческих нормативных ограничений, правил и процедур для прямых иностранных инвестиций;

  • создание специального налогового и финансового режима;

  • проведение политики, направленной на снижение цен на землю.

Государство финансирует из своего бюджета целый ряд затрат для привлечения иностранных инвестиций.

Согласно японскому определению, зоны свободного импорта представляют собой регион, развиваемый в рамках «законодательства по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечения инвестиций». Примером зон данного типа является зона свободного импорта «Сакаиминато», расположенная в префектуре Тотори. Отличительной чертой этой зоны является то, что ее план был разработан совместно специалистами префектуры Тоттори и Симанэ, которые также осуществляют и управление ею.

Экспортные зоны в Тайване

Среди развивающихся стран одним из пионеров организации свободных экономических зон стал Тайвань. Опыт Тайваня оказался настолько впечатляющим, что его зоны стали своеобразной моделью для других развивающихся стран. Образование свободных экономических зон было обусловлено необходимостью:

  • стимулирования притока как местных, так и иностранных инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности;

  • создания новых рабочих мест;

  • наращивания экспортного потенциала;

  • ускорения научно-технического прогресса.

На Тайване развитие получил такой вид свободных экономических зон как экспортные зоны. Концепция экспортных зон появилась в данной стране в 60-х годах. В то время основную часть тайваньского экспорта составляла сельскохозяйственная продукция. В стране не было инфраструктуры, необходимой для индустриального развития. Чтобы улучшить инвестиционный климат и ускорить индустриальное развитие, правительство отвело часть территории страны под экспортные зоны, где предполагалось создать производственную инфраструктуру и ввести упрощенные процедуры осуществления инвестиций наряду с предоставлением налоговых льгот.

Закон о создании экспортных зон и управлении ими был принят парламентом в январе 1965 г. Первая зона площадью около 68 га была создана в 1965-1968 гг. рядом с портом Каосюнг, следующие две – в Нанцу (98 га) и Тайгунге (26 га) – начали функционировать в 1969 г. К апрелю 1997 г. общее количество предприятий в данных зонах составило 220. В настоящее время создаются еще три специальные зоны в Чунгтао, Ченгкунге и Сяокане.

На Тайване предприятия освобождаются от таможенных пошлин на импорт сырья, материалов, запчастей, компонентов и оборудования, ввозимых для использования зарегистрированными там предприятиями. Кроме того, предоставляются налоговые каникулы по подоходному налогу с предприятий. Срок, на который распространяется данная налоговая льгота, на Тайване составляет до 5 лет.

На Тайване затраты на создание первых трех зон, включая закупку и освоение земли, управление и функционирование зон, а также потери бюджета в результате предоставления льгот по налогам и пошлинам, составили около 3 млрд долл.

К апрелю 1997 г. общий объем инвестиций в три экспортные зоны Тайваня составил 1,7 млрд долл., из которых на совместные предприятия приходится 54%, а на чисто иностранные и чисто внутренние инвестиции – 46%. Это свидетельствует о том, что экспортные зоны внесли большой вклад в привлечение не только иностранных, но и внутренних инвесторов.

Деятельность экспортных зон значительно способствовала расширению внешней торговли Тайваня. В 1985-1996 гг. общий объем экспорта из зон превышал 49 млрд долл., составляя в среднем 4,1 млрд долл. в год. Непосредственно на предприятиях зон работало почти 55,5 тыс. чел. Создание рабочих мест в зонах, в свою очередь, привело к увеличению занятости на вспомогательных производствах за их пределами.

Доходы Тайваня в форме налогов и пошлин, оплаты лицензий на право строительства, взносов по обязательному страхованию рабочих, процентов за кредиты достигли примерно 5,9 млрд долл. С учетом заработной платы, выплаченной рабочим, внутренних закупок, оплаты транспортировки грузов доходы, полученные Тайванем благодаря трем зонам, составляют примерно 10,3 млрд долл.

Тайвань также является примером успешного использования зон для привлечения инвестиций и обеспечения экономического и социального развития. Зоны данной страны находятся под наблюдением специальной администрации при министерстве экономики и приносят выгоды в виде увеличения доходов, занятости, экспорта и т. д.

Свободные экономические зоны в Англии

Следующий этап развития свободных экономических зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Удачным примером свободной экономической зоны явился аэропорт «Дог-Айленд» в Англии в 1982 году.

На начальном этапе предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районах, находящихся в тяжелом экономическом положении, предоставлялся ряд льгот по налогообложению, менее жестко регламентировалась и их деятельность. Характерной чертой этого этапа можно считать усиление экономического развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии. Так, путем создания небольших экономических зон были выведены из кризиса более 25 районов Великобритании.

Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые операции, которые обычно не разрешаются нормативами местного законодательства (например, в области банковских и страховых операций). В пределах таких зон, скажем, банки могли свободно работать с любыми валютами и поддерживать деловые отношения с клиентами, проживающими вне зоны. Здесь не устанавливался контроль за валютным обменом, движением капиталов.

Свободные экономические зоны в Южной Корее

В Южной Корее предприятия, созданные в свободной экономической зоне, на первые пять лет полностью освобождаются от налогов, а в последующие три года налоги им снижаются на 50%. В этой стране специальная правительственная программа по созданию промышленных зон была принята в начале 60-х годов. Среди основных целей их создания провозглашены:

  • достижение сбалансированного регионального развития промышленности;

  • формирование комплексов экспортоориентированных производств;

  • повышение общего технологического уровня промышленности страны;

  • усиление контроля загрязнения окружающей среды.

К середине 90-х годов в Южной Корее было создано 26 отраслевых промышленных зон (включая 2 зоны экспортного производства), в которых размещалось около 4 тыс. предприятий с числом занятых свыше 700 тыс. чел. Создание и функционирование 10 промышленных зон находилось под непосредственным контролем правительства. Среди них наиболее крупными являются:

  • зона электронной промышленности в Куми;

  • зона машиностроения в Чханвоне;

  • зона развития нефтехимической промышленности в Ичхоне;

  • зоны экспортного производства в Масаи и Ири.

Под управлением провинциальных властей находятся 14 зон. Эти зоны содействуют индустриализации отдаленных и слаборазвитых районов. Две промзоны, специализирующиеся на выпуске машиностроительной продукции, расположенные в Сеуле и Ичхоне, находятся под управлением частных компании, которым принадлежат предприятия, функционирующие на территории зоны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экспертно-аналитический Центр ран

    Монография
    Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план.
  2. Сергей Верёвкин

    Документ
    Посвящаю светлой памяти умученных: советской властью родных дедушек моих — Ивана Семеновича Веревкина и Захара Павловича Балашова, которых мне так и не довелось увидеть живыми, так же как и их безымянные могилы.
  3. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  4. Библиографический указатель 1993 2003

    Библиографический указатель
    Предлагаемый библиографический указатель составлен из книг и информационных источников, отражающих наиболее содержательные работы, появившиеся в научной литературе и публицистике за период 1993-2003 г.

Другие похожие документы..