Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Зараз мешкаю у братових розкішних апартаментах – визичив ненадовго, поки той скородить десь світами. А тут і справді хороми. Є в нього трохи тих грош...полностью>>
'Документ'
Исаклы, ул. Куйбышева, 4 тел. (84 54) -18-4 4 АБРАМОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ Адвокатский кабинет № 7 443 г. Самара, ул....полностью>>
'Документ'
1 вед.Школа – це великий корабель, що долає безкраї простори часу. На його шляху зустрічається і лагідний штиль, і чорні бурі. Проте корабель пливе уп...полностью>>
'Реферат'
………34 Заключение. 41 Список использованных источников… ....полностью>>

Т н. Михаил Георгиевич Ерошенков. Сайт: www eac-ras ru Г. В. Рожков Генезис инновационной экономики в России Монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Технопарки

Технологический парк (технопарк) – это региональная система совместного предпринимательства, основанная на сочетании деятельности научных учреждений (осуществляющих фундаментальные исследования), прикладных научно-исследовательских центров при организации и осуществлении разработок, в первую очередь, в национальных отраслях. Технологический парк функционирует на основе венчурного капитала и имеет целью создание принципиально новых базовых технологий и образцов промышленной продукции. Венчурные (рисковые) операции обычно проводят инновационные банки, связанные с кредитованием и финансированием научно-технических разработок и изобретений.

Технопарки ориентируются на развитие наукоемкой продукции на основе новейших высоких технологий. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.

Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов, когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). Университет нашел применение пустующему участку земли, который находился в его владении. Земля и помещения стали сдаваться в аренду автономным малым предприятиям и действующим компаниям, бурно развивающимся за счет военных заказов федерального правительства, для размещения ими своих подразделений, работающих в области высоких технологий. Арендующие фирмы имели тесные рабочие контакты с университетом. Потребовалось 30 лет, чтобы завершить строительство, формирование инфраструктуры и сдать в аренду всю свободную землю научного парка. Этот проект являлся долгосрочным, требующим терпения и преданности делу. Результаты: этот научный парк прославился феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности. В технопарке начинали свою жизнь такие теперь известные фирмы как «Хьюлет-Паккард», «Поляроид». Этот технопарк положил начало знаменитой Кремниевой долине.

Объективности ради следует отметить, что в СССР в 1956 году был создан Новосибирский научный городок (Академгородок), до сих пор остающийся образцом научного поселения, который претворял в жизнь некоторые существенные принципы инновационных технологий XXI века. Знакомство в 1971 году американских журналистов с его Золотой Долиной повлияло на название «Кремниевая долина».

Вначале количество технопарков в США росло медленно. Многие инициативы, предпринятые университетами и другими техническими вузами США вслед за Стэнфордом, остались лишь инициативами. Лишь немногие из них, например, «Исследовательский треугольник» (Северная Каролина), сумели реализовать свои цели (как минимум – влить свежую струю наукоемкого бизнеса в регионы, охваченные спадом и безработицей в традиционных отраслях промышленности).

Тем не менее, вклад технопарков в экономику США был отмечен и оценен по достоинству на уровне администраций штатов, которые стали всемерно содействовать их формированию.

В 80-е годы технопарки в США стали появляться один за другим. На сегодняшний день в США насчитывается более 160 технопарков (более 30% от общего числа технопарков в мире).

В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были: Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге, научный парк Тринити колледж в Кембридже, Левен-ла-Нев в Бельгии, София-Антиполис в Ницце, Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле.

Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой – наличие одного учредителя, а основной вид деятельности – сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.

Такой подход разочаровал энтузиастов технопарков, поскольку дело шло медленно. Поэтому в технопарках все чаще стали строить так называемые «инкубаторы технологического бизнеса» – здания для размещения многих малых начинающих инновационных фирм. Инкубаторы предоставляли перспективным предпринимателям производственные помещения, обеспечивали набором услуг, связью с местным университетом или научным центром, а также с финансовыми кругами.

Следует отметить, что бурное развитие технопарков в США и в Европе началось лишь в 80-е годы нынешнего столетия.

Современная европейская модель технопарка имеет следующие особенности:

  • наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (это способствует формированию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг);

  • наличие нескольких учредителей (этот механизм правления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако, намного эффективнее, например, с точки зрения доступа к финансированию).

Восьмидесятые годы продемонстрировали довольно быстрое распространение идеи технопарка за пределы экономически развитых стран. Технопарки стали создаваться в Канаде, Сингапуре, Австралии, Бразилии, Индии, Малайзии, Японии.

Следует особо обратить внимание на такой момент из зарубежного опыта: именно кризис в экономике всегда был толчком к созданию технопарков (Великобритания, Франция, Германия и др.). Их создание – эффективный механизм возрождения и выхода из кризисных ситуаций, результат их деятельности – экономически благополучные регионы, сотни тысяч новых рабочих мест.

Следует подчеркнуть, что в лице технопарков в условиях рыночных отношений мы имеем новые формы и структуры интеграции высшего образования, науки, промышленности, предпринимательства, источников финансирования, региональных и местных органов управления и власти, что позволяет эффективно реализовать технологии, присущие индустриально развитой стране XXI века.

Сервисные зоны (офшорные зоны, налоговые гавани)

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся офшорные зоны и налоговые гавани, которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Количество компании, зарегистрированных в офшорных зонах, достигает сейчас около 3 млн, в том числе 60 тыс. российских.

Главное требование от компании, зарегистрированной в офшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, – не быть резидентом страны, где находится офшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от офшорных зон тем, что в них (в налоговых гаванях) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 офшорных центров. Среди них налоговых гаваней – около 70.

Основные виды операций сводятся к совсем небольшому перечню: экспортно-импортные, экспортные, импортные, хотя перечень типов фирм и компаний, участвующих в офшорном бизнесе очень широк – от торгово-посреднических фирм до компаний финансового профиля и холдингового типа. Офшорная зона не предполагает промышленного производства или оказания услуг, а являюеся, по своей сути, лишь местом регистрации компании со льготным режимом. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества2.

К числу стран, где уже давно функционируют офшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее время офшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан), на Кипре и других странах. Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в офшорной зоне либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготной режим в офшорных зонах также определяется: отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин для иностранного инвестора, экстерриториальностью.

Для стран, организующих офшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированных компаний в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики. Офшорный бизнес концентрируется, как правило, в следующих сферах: банковское дело, страхование, морское судоходство, операции с недвижимостью, трастовая (доверительная) деятельность, экспортно-импортные операции, консалтинг.

По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере офшорного бизнеса, достигает 500 млрд долл. В нем участвуют почти 2 млн вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы офшорной деятельности. Деятельность офшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что офшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.

Многие российские предприниматели создают офшорные компании в названных офшорных зонах, скрывая доход в твердой валюте на офшорных счетах. Бороться с этим можно только путем создания льготного режима инвестирования и хранения валюты в России. В противном случае, в условиях либерализации внешнеэкономических связей, валюта во все более возрастающих объемах будет переводиться за границу.

Особняком в числе факторов, вызывающих создание свободных экономических зон, становится стремление принимающих стран решить с их помощью важные задачи социальной политики, прежде всего проблемы сокращения безработицы, повышения занятости местного населения, профессиональной подготовки кадров для национальной экономики.

Офшорный бизнес создает очень значительное количество рабочих мест, так как руководящие посты в представительстве зарегистрированных фирм должны принадлежать гражданам страны-резиденции. В связи с тем, что количество зарегистрированных компаний в некоторых зонах составляет десятки и даже сотни тысяч, а в каждом представительстве минимально необходимы 2-3 человека, общее количество обеспеченных работой граждан значительно. Говоря о социальных ожиданиях, связываемых с наличием офшорных институтов, надо отметить «бюджетный фактор» их воздействия. Успешная деятельность зон, офшорных компаний укрепляет национальный бюджет, в том числе его часть, идущую на социальные нужды населения. Эффективность офшорного бизнеса помогает решить проблемы роста базы налогообложения, увеличивая число налогоплательщиков – юридических и физических лиц. Последнее важно для национального бюджета, тем более что иностранные граждане – участники офшорной деятельности – являясь исправными налогоплательщиками, в свою очередь, не претендуют на «долю пирога» из пенсионных и иных страховых фондов принимающей страны.

Однако главное позитивное в социальном аспекте воздействие свободных зон на принимающую страну состоит в том, что успешная их деятельность оказывает благоприятное стабилизирующее воздействие на ситуацию в стране и в обществе. Соответственно, наличие и функционирование зон и офшорного бизнеса способствует укреплению социальной, правовой и экономической стабильности, упрочению основ правового государства. Учитывая налоги, поступающие в местный и государственный бюджеты от национальных кадров, занятых в этом бизнесе, очевиден большой социально-экономический эффект функционирования офшорных зон.

Комплексные зоны

Комплексные зоны – одни из наиболее распространенных, сочетают в себе самые различные функции от торговых и таможенных до производственных и научно-исследовательских. Часто в этих зонах создаются сектора с определенной направленностью деятельности, представляющей интерес для зарубежных и отечественных инвесторов. При развитии таких зон важно определить их функциональность, приоритеты деятельности и возможность территориального расширения.

Образуются комплексные зоны путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Комплексные свободные экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспорто-ориенти-рованной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую, ступень развития. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, экспорто-замещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

Комплексные зоны характерны для Китая. К ним можно отнести пять специальных экономических зон Китая. Например, в свободную экономическую зону Шэньчжень (КНР) входят зоны свободной торговли и технопарк. Комплексные зоны (свободные, или «открытые», города, особые районы и др.), решающие целый блок экономико-социальных и финансовых вопросов, используют элементы разных видов зон. «Открытые районы» КНР, получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь территории. В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки, ориентированное на экспорт производство.

Также к комплексным зонам можно отнести: бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

В 90-е годы активизировались процессы по формированию международных свободных экономических зон. Так, был подготовлен проект создания специальной комплексной зоны «Туманган» («Туманцзян»). Эта свободная экономическая зона должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе – 90-110 млрд долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в свободной экономической зоне, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и сопредельные районы.

Предпринимательские зоны

В отдельных государствах в последние десятилетия функционируют так называемые предпринимательские зоны, расположенные, как правило, в депрессивных районах, например, в угольных бассейнах Великобритании – Йоркшир и Мидленд; в США – Аппалачский. Цель этих зон – оживление хозяйственной деятельности, путем предоставления частным предпринимателям значительных финансово-кредитных и налоговых скидок.

Предпринимательские зоны стали активно создаваться в США в конце 80-х годов, когда сразу почти в сорока штатах и в национальном округе Колумбия возникли территории с различными льготами. Так, более полусотни предпринимательских зон возникло в штаге Иллинойс, в том числе, около десятка в агломерации Чикаго. В этом городе они были созданы в тех городских районах, где уже значительное время шел процесс спада производства, росла безработица, снижались доходы населения, т. е. там, где наблюдалось острое обострение социальных проблем..

Анклавные и интеграционные зоны

В составе комплексных зон могут быть как анклавные, так и интеграционные.

Анклавные зоны, чаще всего, имеют экспортную направленность производства продукции, создаются в странах с низким уровнем экономического развития и располагаются на территориях, где возможно их четкое пространственное обособление (острова, полуострова и т. д.).

Интеграционные зоны, в которые нередко преобразуются анклавные зоны, более характерны для стран с уже развитой рыночной экономикой. Их территория очень дифференцирована – от нескольких до тысяч квадратных километров.

Еврорегионы

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых «еврорегионов» как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Белоруссия. К середине 90-х годов созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания».

В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных свободных экономических зон с сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего, российской.

При образовании свободной экономической зоны необходимо учитывать множество факторов, которые могут оказать самое непосредственное влияние как на ее функционирование, так и развитие. В международной практике существует много примеров, когда вложенные средства и усилия не оправдали возлагавшихся надежд, зона прекратила свое существование. Кроме того, недоучет некоторых факторов приводит к тому, что практически все существующие зоны осуществляют несколько иную деятельность, чем предусматривалось ранее.

Банковские франко-зоны

В процессе развития некоторые свободные экономические зоны стали специализироваться исключительно на банковских и страховых операциях. Они получили название банковских франко-зон.

В Люксембурге, например, активно действуют крупные западногерманские банки, которые благодаря имеющимся в этой стране льготам «обходят» государственный закон по созданию обязательных денежных резервов.

Наиболее известные банковские франко-зоны были созданы в Гонконге, Сингапуре, Бахрейне, Маниле, Ирландии, Либерии, Панаме, а также на многочисленных островах в Карибском море, на Багамах, Бермудах, Кипре, Мальте, Мадейре и т. д.

Такие финансовые центры еще называют «офшор-центрами». Следует отметить, что такие центры расположены не только в развивающихся странах, но и в промышленно развитых государствах. В отношении последних также нередко используется термин «офшор», поскольку этот банковский бизнес представляет собой вненациональную банковскую деятельность на базе валютных кредитных ресурсов в международных финансовых центрах.

В свободных банковских зонах существуют весьма благоприятные условия для проведения кредитно-финансовых операций (чрезвычайно льготный режим налогообложения банков, а в некоторых зонах фактически полное отсутствие такового). Это усиливает их привлекательность для иностранных кредитных институтов и международных капиталов. Именно поэтому их часто называют «налоговыми убежищами» или «фискальными оазисами».

Успешная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странах весьма ощутимо влияет на финансовые интересы ведущих капиталистических государств. Так, по оценке американских экспертов, служба внутренних доходов США ежегодно недополучает около 4 млрд долл. в результате совершения американскими банками операций не на своей территории. Общая утечка капиталов из США на банковские счета только в карибской экономической зоне составила к середине 80-х годов почти 80 млрд долл.

Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке, который заметно сдал свои позиции в 70-е годы на международном рынке капиталов, правительственные органы США создали там в 1981 г. свою свободную банковскую зону. Они разрешили, подобно многим другим «офшор-центрам», местным и иностранным банкам открывать в Нью-Йорке международные банковские учреждения, которым предоставлены большая свобода в осуществлении транснационального бизнеса и льготный налоговый режим.

Одна из главных целей создания таких зон в развитых капиталистических странах – переориентация международных операций своих банков, основной объем которых совершается через «офшор-центры» в других странах.

Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие страховые операции, способствовали созданию свободных страховых зон.

Примером может служить лондонская компания «Ллойд» по вопросам страхования рисков особого типа (не входящих в разряд хищений, пожаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятельность компании «Ллойд» по покрытию этих рисков содействовала превращению ее в монополиста по страхованию нетрадиционных рисков.

По прототипу лондонской свободной страховой зоны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью-Йорке. Правда, там ассоциации по контролю в защиту потребителя ограничили льготный режим, допустив его лишь для особых типов риска (например, аннулирование контрактов лизинга), а также для тех страховых контрактов, в которых годовые премии превышают 100 тыс. долл.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экспертно-аналитический Центр ран

    Монография
    Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план.
  2. Сергей Верёвкин

    Документ
    Посвящаю светлой памяти умученных: советской властью родных дедушек моих — Ивана Семеновича Веревкина и Захара Павловича Балашова, которых мне так и не довелось увидеть живыми, так же как и их безымянные могилы.
  3. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  4. Библиографический указатель 1993 2003

    Библиографический указатель
    Предлагаемый библиографический указатель составлен из книг и информационных источников, отражающих наиболее содержательные работы, появившиеся в научной литературе и публицистике за период 1993-2003 г.

Другие похожие документы..