Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Електронний банкінг (E-banking) - це діяльність банку по наданню комплексу послуг клієнтам за допомогою комп’ютерних технологій. До таких послуг можн...полностью>>
'Документ'
Тбилиси – это тихое очарование кривых тбилисских улочек, террасы домов, увитые виноградной лозой, старинные церкви с черепичными куполами, руины древн...полностью>>
'Справочник'
1. Утвердить разделы: "Общие профессии черной металлургии", "Доменное производство", "Сталеплавильное производство", &q...полностью>>
'Закон'
Основные задачи Парламента – разработка законодательной базы для развития белорусской государственности, обеспечения прав и свобод граждан, экономичес...полностью>>

Т н. Михаил Георгиевич Ерошенков. Сайт: www eac-ras ru Г. В. Рожков Генезис инновационной экономики в России Монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Условия создания

Зарубежный и весьма скромный опыт России свидетельствуют, что необходимыми условиями для создания свободных экономических зон являются:

  • социально-политическая стабильность в стране и в тех регионах, где создаются свободные экономические зоны;

  • стабильная и всесторонняя законодательная база, определяющая экономические, социальные, административно-управлен-ческие, финансово-налоговые и другие права свободных экономических зон;

  • благоприятные природно-географические условия (местоположение территорий, где создаются свободная экономическая зона, близость к транспортным магистралям, учет соседей, агроклиматических ресурсов и др.);

  • хорошо развитая инфраструктура связи, транспорта, социальных условий, энергетики;

  • развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию свободной экономической зоны (банки, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, транспорт);

  • создание эффективной структуры административного управления свободной экономической зоной, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления.

Трудности создания

Создавая свободные экономические зоны, многие страны испытали ряд трудностей в силу действия следующих причин:

  • необходимость значительных первоначальных капиталовложений в развитие инфраструктуры зоны, что усиливало нагрузку на государственный и региональный бюджеты;

  • переоценка потенциальной заинтересованности зарубежных инвесторов в сотрудничестве с зоной;

  • усиление несбалансированности экономики из-за перетока в зону ресурсов из других регионов страны в силу льготных условий функционирования капитала в свободной экономической зоне и роста иностранных инвестиций в ней.

Заметим, что подобный факт мы отмечаем и в нашей стране. Например, в зону экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики, благодаря значительным льготам, происходил отток капитала из краев, областей и республик Северного Кавказа, Поволжья и Центрального Черноземья.

Концепции развития

Для эффективного функционирования каждой конкретной зоны необходима разработка Концепции ее развития, в которой должны быть отражены не только конечная цель создания свободной экономической зоны, но и этапы ее развития, основные приоритеты, механизмы реализации целей и задач с обязательным учетом социального фактора. Первоочередной задачей в разработке Концепции является обстоятельный и объективный анализ намечаемой свободной экономической зоны с позиции территориального расположения, наличия инфраструктуры, сырьевых, трудовых и производственных ресурсов, экологической ситуации.

Особо следует выделить правовой и финансовый механизмы деятельности свободной экономической зоны. Кроме того, необходима высококвалифицированная оценка всех видов деятельности (социальной, экономической, производственной, политической, научно-техни-ческой, внешнеэкономической, инновационной и др.) как непосредственно в свободной экономической зоне, так и на граничащей и тяготеющей к ней территории. Следует особо подчеркнуть, что в ходе реализации Концепции возможна ее корректировка вследствие объективных и субъективных факторов, действующих на региональном, государственном и мировом уровнях.

Россия, как страна с экономикой переходного типа, связывает с введением особых экономических зон стандартные цели стимулирования социально-экономического развития:

  • привлечение дополнительных инвестиций, в том числе иностранных;

  • использование современных технологий;

  • приобщение к современным моделям организации производства, менеджмента;

  • создание новых полюсов роста в застойных ныне районах;

  • включение в мировые интеграционные процессы, в международное разделение труда, использование выгод тесного сотрудничества с мировым рынком.

Вместе с тем, Россия с ее гигантским потенциалом (территориальным, людским, экономическим, сырьевым), с ее огромными приграничными и прибрежными зонами неизбежно привносит в свою практику нечто особенное, специфическое.

Несмотря на несомненную специфику каждой конкретной зоны, существует огромный накопленный международный опыт их создания, развития и функционирования в различных социально-экономических и политических системах, условиях и территориях. Большинство созданных свободных экономических зон, при хорошо подготовленной системе мероприятий по их созданию, формированию, функционированию и развитию, оправдали возлагавшиеся на них надежды.

В некоторых странах процесс создания свободных экономических зон осуществлялся поэтапно:

  1. вначале формировалась беспошлинная зона торговли;

  2. затем создавалась производственно-промышленная зона;

  3. происходило комплексное развитие с различным функциональным назначением.

В методологическом плане, оценивая роль фактора побудительных мотивов при формировании свободной экономической зоны, необходимо учесть критерий, образно говоря, количества, переходящего в качество. Запрограммированные цели и стимулы, предопределяющие механизм свободной экономической зоны, ее динамику и сопутствующие ей механизмы социально-экономического и правового свойства, не могут превышать некоторого логического максимума. Они должны быть строго ограничены по количеству. В противном случае, множественность и неясность целей ведет, как показывает опыт, к дискредитации идеи «зонирования», когда соответствующие льготы и привилегии предоставлялись любому частному лицу, юридическим лицам и даже компаниям и филиалам, находящимся в иностранной собственности. Они распространялись без разбора на любые операции, начиная от сельскохозяйственной деятельности до спекуляций с недвижимостью. Для всех стран, прибегающих к использованию механизмов свободных экономических зон, их функционирование означает, в более широком плане, вовлечение в мировые интеграционные процессы, включение в мирохозяйственные интернациональные отношения, приобщение к общемировой сокровищнице цивилизации. Даже самые высокоразвитые национальные экономики таких стран, как США, Японии, «новые индустриальные страны», прежде всего «молодые тигры» восточноазиатского региона, получают высокоэффективные результаты от функционирования собственных экономических зон и офшорных центров.

Концептуальные подходы классификации

При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: 1) территориальный подход; 2) функциональный (точечный) подход. В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона – это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране. Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельным предприятиями (офшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).

Организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Обычно делают классификацию по признаку хозяйственной специализации – профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации свободных экономических зон отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на зоны импортозамещающие и экспорто-импортозамещающие зоны.

Свободные (беспошлинные) таможенные зоны

Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны. Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII века. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин па ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах.

Зоны свободной торговли

Зоны свободной торговли также широко распространены в мире. Наибольшее развитие они получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности.

Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия могут быть созданы одна или несколько внешнеторговых свободных зон.

В соответствии с существующим законодательством США свободные таможенные зоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны).

Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500 зон свободной торговли.

К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом. В настоящее время в мире насчитывается более 600 свободных портов и 4 тыс. зон свободной торговли.

Зоны свободной торговли:

  • отличаются смягчением или отменой таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону;

  • нацелены, преимущественно, на перевалку, переработку и хранение грузов.

Товары, которые ввозятся в зону свободной торговли из-за рубежа, не «декларируются», но таможенные власти имеют право (с целью не допустить провоз контрабанды и другой антизаконной деятельности) осуществлять контроль внутри зоны:

  • требовать предоставления официальной документации;

  • проводить проверку на местах хранения товаров и т. д.

Товары, находящиеся на территории зоны свободной торговли, могут храниться неограниченное время (в соответствии с внесенной платой за хранение). В зонах ведутся складирование, сортировка, упаковка, выборочный контроль качества, маркировка. Эти и другие услуги в пределах зон свободной торговли оказываются разными участниками, это могут быть организации зоны свободной торговли, местные фирмы, действующие внутри зоны независимо от администрации.

Если зона свободной торговли не располагает достаточными складскими мощностями, нередко стимулируется строительство складов на арендованных у администрации зоны площадях теми, кто регулярно пользуется услугами зоны.

Многие страны организуют в зонах свободной торговли выставочные павильоны для демонстрации товаров и их продажи. Торговля, как правило, носит оптовый характер и осуществляется через аукционы или иными способами. Чаще всего розничная торговля запрещена или строго контролируется.

В настоящее время зоны свободной торговли активно действуют как в развитых странах Запада, так и в «новых индустриальных», а также в десятках развивающихся государств. Общая численность зон свободной торговли точно не определена: в разных источниках приводятся разные цифры (называют 200, 300 и даже 500). К числу старейших зон свободной торговли можно отнести немецкие, возникшие в свободных городах Гамбург и Бремен еще в прошлом веке. К концу XIX века была создана зона свободной торговли в морском порту Копенгагена. В США зоны свободной торговли создаваться в период президента Ф. Рузвельта, предложившего в начале 30-х годов «новый курс». По его предложению в 1934 г. Конгресс США принял закон о зонах свободной торговли.

К концу 80-х годов уже функционировало около 140 зон общего назначения и свыше 100 субзон. Эти промышленно-торговые структуры дали работу десяткам тысяч американцев.

Торгово-складские зоны

Торгово-складские зоны возникли в конце 50-х годов в Ирландии и являются своего рода одним из первых видов свободных экономических зон, появившихся в мире. Их также существует значительное количество видов: свободные порты, свободные беспошлинные зоны, свободные таможенные зоны, зоны свободной торговли.

Они являются своего рода предприятиями по беспошлинному транзиту товаров на мировом рынке. Кроме того, в их функции часто входит доводка товара до мирового уровня, улучшающая его потребительские качества. В некоторых случаях, например в США, в них осуществляется производство продукции, ориентированной на внутренний рынок.

Свободные таможенные зоны, как одна из простейших форм свободной экономической зоны, представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны имеются во многих странах и их часто называют бондовыми или свободными таможенными территориями. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров.

Промышленно-производственные зоны

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

Экспортно-производственные зоны

Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах (Азия, Латинская Америка, Африка, бывшие соцстраны) с ориентацией реализации продукции на экспорт, получили экспортно-производственные зоны. Такие зоны представляют часть территории государства или региона, имеющую четко определенные административные границы и подготовленную для промышленного освоения. Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шеннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в «новых индустриальных странах». Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

Чаще всего в экспортно-производственных зонах применяется «отверточная» технология по сборке изделий из поставляемых импортных компонентов, а также производство продукции из местных материалов, используя высокие технологии развитых стран. В США и Англии эти зоны создаются на территории депрессивных районов или для привлечения инвестиций и новых технологий.

Экспортно-производственные зоны, по материалам UNCTAD, характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в экспортно-производственных зонах промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случаев, когда продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей стороны.

Экспортно-производственные зоны характерны для развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода к производству, ориентированному на экспорт. В настоящее время их число во всем мире достигает 350. Наибольший эффект от таких зон достигается в так называемых новых индустриальных странах.

Этот вид свободных экономических зон основывается не только на применении льготного налогового, торгового и таможенного режима, но и на льготном финансировании. Это в равной мере относится и к иностранному капиталу.

Экспортно-производственные зоны обычно имеют ряд льгот:

  • снижение или отмена таможенных пошлин. При этом значительно упрощается сама процедура ввоза и вывоза товаров;

  • налоговые льготы. Экспортно-производственные зоны освобождаются на несколько лет от уплаты подоходного налога;

  • снижение других налогов, причем величина налоговых льгот зависит от разных факторов – величины поступающей иностранной валюты, технологического уровня внедряемого оборудования, количества созданных рабочих мест;

  • различные вычеты из дохода, подлежащего налогообложению. Например, расходы на научно-исследовательские и опытно-кон-структорские работы (НИОКР), на подготовку рабочих кадров. Чтобы привлечь иностранных специалистов, для них снижается личный подоходный налог, предоставляется возможность перевода полученных доходов за рубеж;

  • снижение арендной платы на землю, на арендуемые иностранными инвесторами производственные помещения, различные сооружения;

  • право ускоренной амортизации основных фондов. В отдельных странах, благодаря разрешению на ускоренную амортизацию, уже в первый год списывается почти полностью стоимость оборудования. В других странах – в течение 2-3 лет;

  • льготы в кредитно-валютных вопросах: получение кредитов под низкие проценты; свободное обращение в зоне различных валют; свободная купля-продажа иностранной валюты по текущему курсу; право неограниченного перевода прибыли, которое может осуществляться уже с первого года деятельности.

Характерно, что установочные (стартовые) капиталовложения обычно возвращаются через 2-3 года.

Эффективность функционирования экспортно-производственной зоны находится в неразрывной связи с тем, насколько плодотворно складываются взаимоотношения с национальными отраслями хозяйства. И здесь такие зоны тоже имеют существенные льготы, например, льготы на поставку из свободной промышленной зоны на внутренний рынок готовой продукции и полуфабрикатов, льготы, получаемые при использовании местных минерально-сырьевых ресурсов.

Экспортно-производственные зоны успешно функционируют во многих странах мира, в том числе в развивающихся.

Банковские и страховые зоны, со льготным режимом осуществления этих операций, являются во многих странах частью экспортно-производственных зон, когда в зонах создаются филиалы иностранных банков, каких-либо финансовых организаций. Это обстоятельство открывает промышленным предприятиям, расположенным в экспортно-производственных зонах, доступ к международным финансовым рынкам для получения льготных займов. Для этих зон существует очень широкий спектр предлагаемых льгот, и промышленные зоны различных стран ведут жесткую конкуренцию за привлечение иностранного капитала.

Деятельность экспортно-производственных зон в развивающихся странах ориентирована на внешний рынок, с целью получения валютных поступлений, а в качестве инвестиций привлекают в значительной степени иностранный капитал, когда создаются льготные системы налогообложения, таможенного режима и вывоза капитала за границу. Свободные экономические зоны во многих развивающихся странах становятся основной концепцией экономического роста страны, что, исходя из существующего опыта, вполне оправдано1.

Экспортно-производственные зоны отличаются также значительным разнообразием, как по своим размерам, так и функциям. Здесь можно выделить специальные экономические зоны, которые наиболее распространены в Китае и на начальном этапе играли там роль «открытых окон» в мировую экономику. С их созданием ставились вполне определенные задачи по отработке рыночных механизмов в китайской экономике, привлечению иностранных инвестиций, высоких технологий, управленческого опыта и производству продукции, конкурентной на мировом рынке.

Технико-внедренческие зоны

Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Технико-внедренческие зоны могут быть как очень крупными, объединяющими сотни научно-исследовательских учреждений и промышленных компаний (например, исследовательский центр в районе Бостона), вплоть до единичной экономической структуры. Технико-внедренческие зоны создаются, как правило, в качестве эталонных для национальной экономики для организации эффективного высокотехнологического производства. На предприятиях, расположенных в технико-внедренческих зонах, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение технико-внедренческие зоны получили в ряде развивающихся стран.

Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии – технополисами, в Китае – зонами развития новой и высокой технологий.

Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вали» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х годов в США функционировало около 150 технопарков, а родственных им образований, именуемых «инкубаторами бизнеса», насчитывалось более одной тысячи.

В Европе к концу 80-х годов было уже более 200 научных парков, причем они имелись практически во всех регионах.

В Японии в рамках правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций.

В КНР подобные зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и нуждаются в переориентации на выпуск наукоемкой продукции.

С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В результате в 90-х годах в мире функционировало более 7 тыс. научных парков, включающих собственно бизнес-инкубаторы, научные парки, технополисы, регионы науки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экспертно-аналитический Центр ран

    Монография
    Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план.
  2. Сергей Верёвкин

    Документ
    Посвящаю светлой памяти умученных: советской властью родных дедушек моих — Ивана Семеновича Веревкина и Захара Павловича Балашова, которых мне так и не довелось увидеть живыми, так же как и их безымянные могилы.
  3. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  4. Библиографический указатель 1993 2003

    Библиографический указатель
    Предлагаемый библиографический указатель составлен из книг и информационных источников, отражающих наиболее содержательные работы, появившиеся в научной литературе и публицистике за период 1993-2003 г.

Другие похожие документы..