Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Монография'
Б. И. ТКАЧЕНКО,кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник(Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН,) пр...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание зако...полностью>>
'Статья'
Статья 27.11. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правона...полностью>>
'Программа'
2.1. владеет системой знаний и представлений о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальн...полностью>>

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская филология (3)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И. Жук

____________________

Регистрационный № ТД-Д.050/тип.

История русской литературы (XIX век)

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-21 05 02 Русская филология

1-21 05 01 Белорусская филология

1-21 05 04 Славянская филология

1-21 05 06 Романо-германская филология

1-21 05 07 Восточная филология

Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию

______________________ В.Л. Клюня

________________________

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

________________ Ю.И.Миксюк

________________________

Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

________________ И.В. Казакова

________________________

Эксперт-нормоконтролер

________________ ______________

________________________

Минск 2008

УДК

ББК

И

Составители:

Д.Л. Башкиров, доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

Л.И. Зарембо, доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

С.А. Позняк, старший преподаватель кафедры русской литературы Белорусского государственного университета.

Под общей редакцией доктора филологических наук, профессора

С.Я. Гончаровой-Грабовской

Рецензенты:

Кафедра русской и зарубежной литературы учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»;

А.А. Нестеренко, профессор кафедры русской и зарубежной литературы учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доктор филологических наук, профессор.

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой русской литературы филологического факультета Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 10 декабря 2007 г.);

Научно-методическим советом

Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 22 мая 2008 г.);

Научно-методическим советом по филологическим специальностям
Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь

по гуманитарному образованию

(протокол № 3 от 16 января 2008 г.).

И

История русской литературы (XIX век): Учеб. Программа для высших учеб. Заведений по спец. 1-21 0502 Русская филология, 1-21 05 01 Белорусская филология, 1-21 05 04 Славянская филология, 1-21 05 06 Романо-германская филология, 1-21 05 07 Восточная филология / Сост. Д.Л. Башкиров, Л.И. Зарембо,
С.А. Позняк — Минск: РИВШ БГУ, 2009 — с.

УДК

ББК

 РИВШ БГУ, 2009

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История русской литературы ХIХ века — одна из составных частей общего курса истории русской литературы, который преподается в высших учебных заведениях Республики Беларусь.

В рамках курса изучаются: основные этапы развития русской литературы этого периода, принципы ее периодизации, основные литературные направления, течения и школы, жанрово-стилевые тенденции. Особое значение придается развитию романтизма и утверждению реализма, месту нереалистических тенденций в литературном процессе ХIХ века.

Выявление общих тенденций развития русской литературы ХIХ века органично сочетается с изучением творчества отдельных писателей, их авторской индивидуальностью. Монографические главы раскрывают этапы творчества писателя, особенности его художественного метода, жанрово-стилевой манеры. В центре внимания такие писатели, как В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.И.Батюшков, А.С.Грибоедов, А.С.Пуш­кин, Е.А.Баратынский, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, А.Н.Островский, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов и др. Акцентируется внимание на роли и значении русской литературы для развития мировой литературы ХХ столетия.

Придается значение историографии русской литературы ХIХ века, критике, теоретическим проблемам, современной интерпретации литературной классики.

Учитывая тот факт, что данная дисциплина преподается в вузах Беларуси, отражена взаимосвязь русской литературы с белорусской, их национальная специфика. Прослеживается взаимодействие русской литературы ХIХ века с литературами западноевропейскими и славянскими.

Задача курса — не только дать представление об особенностях развития истории русской литературы ХIХ века, его основных этапах и периодах, важнейших закономерностях и тенденциях, но и сформировать у студентов навыки профессионального литературоведческого анализа, научить их разбираться в специфике художественного творчества.

Дисциплина «История русской литературы (XIX век)» является основной в системе общих историко-литературных курсов при подготовке преподавателя-словесника. В ходе ее изучения студенты должны знать:

  • содержание и литературные особенности наиболее значимых произведений русской классической литературы;

  • специфику и закономерности развития классической русской литературы в целом и отдельные ее периоды;

  • творчество крупнейших писателей;

  • сущность религиозно-философских проблем, повлиявших на развитие литературы в этот период;

  • уметь характеризовать:

  • литературные этапы;

  • творчество писателей;

  • художественные произведения;

  • закономерности развития литературного процесса.

Программа включает как историко-литературные и теоретические проблемы курса, так и общие и специальные работы по истории русской литературы и ее критике, список художественных текстов.

Программа дисциплины «История русской литературы (XIX век)» адресована студентам филологических специальностей вузов Республики Беларусь, составлена в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего образования по вышеуказанным специальностям. Всего на изучение дисциплины максимально отведено 386 аудиторных часов. Корректировка аудиторных часов проводится в установленном порядке высшим учебным заведением через рабочий вариант программы.

Специальность

Лекции (часов)

Практические занятия (часов)

Всего ауд. часов

1-21 05 02 – Русская филология

66

52

118

1 – 21 05 01 – Белорусская филология

48

20

68

1 – 21 05 04 – Славянская филология*

34

30

64

1 – 21 05 06 – Романо-германская филология*

32

36

68

1 – 21 05 07 – Восточная филология*

32

36

68

Всего

212

174

386

* На отделениях «Славянской филологии», «Романо-германской филологии», «Восточной филологии» изучается интегрированный курс истории русской литературы XI-XVII веков и ХVІІІ века.

II. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 1-21 05 02 Русская филология

Раздел, тема

Распределение аудиторного времени по темам и видам занятий

Всего

Лекции

практические (семинарские занятия)

1.

Литературное движение первой трети XIX века

Н. К. Батюшков

В. А. Жуковский

И. А. Крылов

А. С. Грибоедов

Писатели-декабристы

14

8

2

2

2

2

6

2

2

2

2.

Литературное движение 1830 — 1840-х годов

А. С. Пушкин

Поэты «пушкинской плеяды»

Е. А. Баратынский

А. В. Кольцов

В. Ф. Одоевский

М. Ю. Лермонтов

В. Г. Белинский

Н. В. Гоголь

С. Т. Аксаков

А. И. Герцен

«Натуральная школа»

36

22

4

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

14

4

2

2

4

2

3.

Литературное движение 1850-х- 1860-х годов.

28

18

10

Ф.И.Тютчев

Н.А.Некрасов

А.А.Фет

А.К.Толстой*

2

2

2

2

2

2

Н.Г.Чернышевский

Н.А.Добролюбов

2

2

А. Ф. Писемский *

И.А. Гончаров

И.С. Тургенев

2

2

2

2

А.Н.Островский

А.В.Сухово-Кобылин*

2

2

4.

Литературное движение последней трети XIX века

Ф.М.Достоевский

М.Е.Салтыков-Щедрин

Л.Н.Толстой

Н.С.Лесков

Г.И.Успенский

В.Г.Короленко*

В.М.Гаршин*

А.П.Чехов

40

18

4

2

2

2

2

2

4

22

6

4

2

2

2

2

4

Всего аудиторных часов

118

66

52

Примечание: * – на усмотрение преподавателя

для специальности 1–21 05 01 Белорусская филология

Раздел, тема

Распределение аудиторного времени по темам и видам занятий

Всего

Лекции

практические (семинарские занятия)

1.

Литературное движение первой трети XIX века

Н. К. Батюшков

В. А. Жуковский

И. А. Крылов

А. С. Грибоедов

Писатели-декабристы

7

4

1

1

1

1

3

1

1

1

2.

Литературное движение 1830 — 1840-х годов

А. С. Пушкин

Поэты «пушкинской плеяды»

Е. А. Баратынский

А. В. Кольцов

В. Ф. Одоевский

М. Ю. Лермонтов

В. Г. Белинский

Н. В. Гоголь

С. Т. Аксаков

А. И. Герцен

«Натуральная школа»

27

20

6

1

1

1

3

1

4

1

1

1

7

3

1

1

2

3.

Литературное движение 1850-х- 1860-х годов.

14

10

4

Н.Г.Чернышевский

Н.А.Добролюбов

2

2

И.А. Гончаров

И.С. Тургенев

2

2

2

А.Н.Островский

2

2

4.

Литературное движение последней трети XIX века

Ф.М.Достоевский

М.Е.Салтыков-Щедрин

Л.Н.Толстой

Н.С.Лесков

А.П.Чехов

20

14

4

2

4

2

2

6

2

2

2

Всего аудиторных часов

68

48

20

для специальности 1–21 05 04 Славянская филология

Раздел, тема

Распределение аудиторного времени по темам и видам занятий

Всего

Лекции

практические (семинарские занятия)

1.

Литературное движение первой трети XIX века

Н. К. Батюшков

В. А. Жуковский

И. А. Крылов

А. С. Грибоедов

Писатели-декабристы

6

4

1

1

1

1

2

1

1

2.

Литературное движение 1830 — 1840-х годов

А. С. Пушкин

Поэты «пушкинской плеяды»

Е. А. Баратынский

А. В. Кольцов

В. Ф. Одоевский

М. Ю. Лермонтов

В. Г. Белинский

Н. В. Гоголь

С. Т. Аксаков

А. И. Герцен

«Натуральная школа»

22

12

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

10

4

2

2

2

3.

Литературное движение 1850-х- 1860-х годов.

16

8

8

Н.Г.Чернышевский

Н.А.Добролюбов

2

2

И.А. Гончаров

И.С. Тургенев

2

2

2

2

А.Н.Островский

2

2

4.

Литературное движение последней трети XIX века

Ф.М.Достоевский

М.Е.Салтыков-Щедрин

Л.Н.Толстой

Н.С.Лесков

А.П.Чехов

20

10

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

Всего аудиторных часов

64

34

30

для специальностей:

1–21 05 06 Романо–германская филология,

1–21 05 07 Восточная филология

Раздел, тема

Распределение аудиторного времени по темам и видам занятий

Всего

Лекции

практические (семинарские занятия)

1.

Литературное движение первой трети XIX века

Н. К. Батюшков

В. А. Жуковский

И. А. Крылов

А. С. Грибоедов

Писатели-декабристы

6

4

1

1

1

1

2

1

1

2.

Литературное движение 1830 — 1840-х годов

А. С. Пушкин

Поэты «пушкинской плеяды»

Е. А. Баратынский

А. В. Кольцов

В. Ф. Одоевский

М. Ю. Лермонтов

В. Г. Белинский

Н. В. Гоголь

С. Т. Аксаков

А. И. Герцен

«Натуральная школа»

20

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

4

2

2

2

3.

Литературное движение
1850-х- 1860-х годов.

16

8

8

Н.Г.Чернышевский

Н.А.Добролюбов

2

2

И.А. Гончаров

И.С. Тургенев

2

2

2

2

А.Н.Островский

2

2

4.

Литературное движение последней трети XIX века

Ф.М.Достоевский

М.Е.Салтыков-Щедрин

Л.Н.Толстой

Н.С.Лесков

А.П.Чехов

26

10

2

2

2

2

2

16

4

2

4

2

4

Всего аудиторных часов

68

32

36

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская филология (1)

    Программа
    А.А. Нестеренко, профессор кафедры русской и зарубежной литературы учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доктор филологических наук, профессор.
  2. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская филология (2)

    Программа
    Т.Е. Автухович — зав. кафедрой русской и зарубежной литературы учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор филологических наук, профессор.
  3. Программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 «Русская филология»

    Программа
    Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 «Русская филология», 1-21 05 01 «Белорусская филология», 1-21 05 04 «Славянская филология»,
  4. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 02 Русская филология (по направлениям)

    Программа
    Т.Е. Автухович — зав. кафедрой русской и зарубежной литературы учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор филологических наук, профессор.
  5. Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская филология, 1- 21 05 02 Русская филология, 1- 21 05 04 Славянская филология, 1- 21 05 06 Романо-германская филология

    Программа
    Тычино Михаил Александрович, заведующий отделом теории литературы Института литературы им. Янки Купалы НАН Беларуси, доктор филологических наук, профессор;

Другие похожие документы..