Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
В истории изобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художник Рембрандт, пожалуй, более, чем кто-либо другой, сумел глубоко волн...полностью>>
'Реферат'
Православный человек верует как в этот догмат, так и в то, что небесный мир, невидимый, духовный, и мир видимый, вещественный, земной, едины в Боге к...полностью>>
'Программа'
Морозов Олег Викторович – Первый заместитель Председателя Государственной ​Думы Российской Федерации, президент Национальной коллегии политологов-пре...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Розробники: Р.В. КОРЯКІН, кандидат юридичних наук, начальник факультету підготовки слідчих Луганського державного університету внутрішніх справ ім. Е...полностью>>

Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2006 году  

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Необходимость принятия действенных мер, направленных на искоренение нарушений прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы со стороны сотрудников данных учреждений, как следует из обращений, остается актуальной. В этой связи целесообразно введение рекомендованного Комитетом ООН против пыток государственного органа, осуществляющего объективное и полное расследование заявлений о пытках.

 

По вопросам регистрации, получения гражданства, вида на жительство, документов, удостоверяющих личность гражданина, за отчетный период поступило 33 жалобы (1,7 %). Данные обращения, как правило, направляются непосредственно лицами, права которых нарушены, но нередки случаи обращения в интересах прав граждан и Уполномоченных по правам человека других стран. В течение 2006 года к Уполномоченному в Республике Казахстан по разрешению вышеупомянутых вопросов обратились Уполномоченные по правам человека Кыргызской Республики, Алтайского края, Смоленской, Саратовской и Калининградской областей Российской Федерации.

Обращения данной группы в основном касаются вопросов подтверждения принадлежности либо отсутствия принадлежности к гражданству Республики Казахстан, получения документов, удостоверяющих личность, а также различных справок, удостоверяющих убытие с территории Казахстана. Наибольшее количество обращений по указанным вопросам поступило из Российской Федерации, Кыргызской Республики, городов Алматы и Астана, Жамбылской и Алматинской областей.

В обращении Омбудсмена Кыргызской Республики в интересах Ж. (Вх. № 1858/02 от 20.12.2005) выражалась просьба об оказании содействия в восстановлении свидетельства о рождении гражданки Кыргызской Республики, в настоящее время проживающей в Иссык-кульской области. В обращении указывается, что Ж. было утеряно свидетельство о рождении Республики Казахстан, в связи с чем она не имеет возможности получить паспорт. После запроса Уполномоченного, направленного в Департамент юстиции Жамбылской области, права заявительницы были восстановлены, ей направлен подлинник повторного свидетельства о рождении.

Следующую группу заявлений составляют обращения о получении справки о принадлежности или отсутствии гражданства Республики Казахстан. В обращении Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Российской Федерации содержалась просьба Ш. (Вх. № 25/02

от 18.05.2006) об оказании содействия в получении справки об отсутствии гражданства Республики Казахстан. Из обращения следует, что Ш. не мог своевременно оформить документы, удостоверяющие личность. Заявителю была направлена информация о порядке оформления документов об утрате гражданства и необходимости Ш. лично обратиться за получением требуемой справки в Консульство Республики Казахстан в г.Омске.

Зачастую заявители интересуются о порядке получения гражданства, вида на жительства. Такой характер носит обращение Б. (Вх. № 894/03 от 01.09.2006).

Количество обращений данной группы не снижается, а вопросы, поднимаемые в поступающих жалобах, идентичны друг другу. Все это свидетельствует об отсутствии у заявителей соответствующей информации, а также затягивании сроков рассмотрения обращений государственными органами, бюрократизированности процесса регистрации, получения и утраты гражданства.

 

Жалобы, касающиеся нарушения прав на охрану здоровья, составляют 1,65 % от общего количества вопросов, поднимаемых в письменных обращениях. При этом наиболее актуальными являются вопросы невыплаты компенсации за вред, причиненный здоровью, и несогласие с решением медико-социальных экспертных комиссий, в том числе жалобы на действия работников учреждений здравоохранения.

Часто в жалобах поднимаются вопросы качества оказываемых медицинских услуг. Заявительница П. (Вх. № 547/02

от 31.08.2006) в своем обращении обжалует действия медицинских работников КГПК «Городская клиническая больница № 7» города Алматы, где 15 марта 2006 года скончался брат заявительницы К. Также она указывает на действия работников правоохранительных органов, которые отказали в возбуждении уголовного дела по факту гибели брата заявительницы. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть К. не состоит в прямой причинной связи с ошибками, допущенными в диагностике и лечении больного. Однако к своему повторному обращению П. прилагает письма Министерства здравоохранения Республики Казахстан и Комитета за качеством медицинских услуг МЗ РК, из которых следует, что вина за гибель

К. полностью лежит на медработниках КГПК «Городская клиническая больница № 7». По данному обращению Уполномоченным направлен повторный запрос в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, в котором указывается на противоречие информации, представленной прокуратурой города Алматы, информации Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

Об отсутствии должного контроля за специальными медицинскими организациями со стороны центральных исполнительных органов свидетельствует обращение Г. (Вх. № 61/02 от 25.01.2006). Как следует из письма сотрудники СпецЛПУ города Уральска, в котором проходит принудительное лечение сын заявительницы, не уделяют внимания лечению ее сына. Он периодически приходит домой и, угрожая физической расправой матери, отбирает у нее деньги, в то время как правила внутреннего распорядка не позволяют принудительно лечащимся выходить за пределы больницы.

Анализ жалоб по вопросам охраны здоровья показывает, что правоохранительными органами не принимаются должные меры по проверке информации о ненадлежащем оказании медицинских услуг; органы здравоохранения халатно относятся к некоторым пациентам, не обеспечивают своевременное и полное обследование обратившихся, нередки случаи тактических и лечебно-диагностических ошибок и нарушения медицинской этики и деонтологии.

 

На имя Уполномоченного по правам человека нередко поступают жалобы по земельным вопросам и охране окружающей среды (1,44 %). Большая часть из них касается оценки земельных участков, изымаемых для государственных нужд. Как правило, заявители не согласны с оценкой стоимости земельных участков. Жители города Алматы (Вх. № 490/03

от 05.05.2006), обратившиеся к Уполномоченному, считают, что оценка земельных участков проводится судебными экспертами с нарушением прав и интересов собственников, в то время как акимат города Алматы сообщает, что компенсация, предлагаемая собственникам земельных участков, позволяет им приобрести на вторичном рынке аналогичную изымаемой недвижимость.

В ряде случаев заявители указывают на факты грубого нарушения их прав при сносе жилья. Как следует из жалобы С. (Вх. № 1125/03 от 16.11.2006), ГКП «Квартирное бюро» оценило дачный участок и строения, находившиеся на нем, ниже рыночной цены. Кроме того, дача заявительницы была снесена через три дня после вступления в силу решения Алматинского районного суда города Астаны, хотя компенсация, определенная этим же решением суда, ей выплачена не была. Позже данное решение было отменено. Проверка фактов, указанных в обращении, на момент подготовки отчета не завершена.

Часто нарушения земельных прав происходят в результате действий местных исполнительных органов. Как следует из обращения М. и С. (Вх. № 853/03 от 17.08.2006), местными исполнительными органами города Алматы было выдано два акта на один земельный участок.

Сохраняется проблема неудовлетворенности заявителей ценой, предлагаемой за выкупаемые для государственных нужд земельные участки, неэффективности реагирования государственных органов на просьбы заявителей, касающиеся земельных прав. Некоторые руководители строительных организаций при постройке жилых домов пренебрегают правами жителей домов, живущих на сносимых участках, суммы компенсаций также остаются спорными, поскольку до настоящего времени не разработана и не рекомендована к применению уполномоченными органами единая методика оценки земельных участков.

Возрастает количество жалоб, указывающих на нарушение права на благоприятную окружающую среду, что вызвано интенсивным ростом промышленных предприятий, которые, ввиду увеличения объемов производства, осуществляют выбросы в окружающую среду в повышенном количестве, при этом не обращают внимания на состояние окружающей среды и не прилагают усилий по внедрению экологически безопасных методов производства. Последствиями действий таких предприятий является нарушение прав лиц, проживающих на прилегающих к промышленным предприятиям территориях. Как следует из содержания обращения семьи Г.

(Вх. № 373/03 от 10.04.2006), предприятие, находящееся по соседству с заявителями, увеличило количество вредных выбросов в атмосферу, склад предприятия был введен в эксплуатацию без соблюдения экологических требований о санитарно-защитной зоне. Проверки, проведенные Министерством охраны окружающей среды и Комитетом санэпиднадзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан, нарушений норм законодательства со стороны предприятия не обнаружили, однако выявили, что район в целом относится к экологически неблагоприятным.

Получаемые учреждением Уполномоченного жалобы по вопросу защиты права на благоприятную окружающую среду свидетельствуют о том, что экологический контроль за деятельностью предприятий еще не развит.

 

Отдельную категорию обращений составляют жалобы граждан на нарушение их права на получение информации. Невозможность получения справок, документов, разъяснений и другой информации становится существенным препятствием обеспечения прав человека и реализации его интересов. Всего за отчетный период поступило 26 обращений о нарушении названного права граждан, что составило 1,34 % от общего числа поднятых в обращениях вопросов. Большинство заявителей указывают на непредставление государственными органами ответов на заявления граждан, а также отсутствие возможности получения различного рода информации.

К положительному результату привело рассмотрение обращения жителя города Алматы К. (Вх. № 1824/03 от 07.12.2005) с просьбой оказать содействие в истребовании документов в военкомат для постановки на учет и выплате пособий при увольнении из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан. После обращения Уполномоченного с запросом в Министерство обороны Республики Казахстан документы были направлены по месту жительства, командованию дано указание в установленном законодательством порядке произвести положенные выплаты.

Особую группу заявлений граждан составляют обращения с просьбой оказать содействие в получении различного рода справок. Как следует из обращений, процесс получения справок затруднен, требует неоднократного обращения в государственные органы. Подтверждением данной ситуации являются многочисленные обращения омбудсменов иностранных государств в пользу бывших граждан Республики Казахстан, чьи усилия по получению необходимых документов из отечественных государственных органов не привели к действенным результатам. Так, Уполномоченный оказал содействие в получении дубликата документов из органов ЗАГСа г. Кызыл-Орда по обращению жительницы г. Курска Российской Федерации С. (обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Вх. № 1033/03-51 от 17.01.2006), справки, подтверждающей выполнение работ по объекту «Укрытие» на Чернобыльской АЭС в 1989 году гражданина Б. из г. Октябрьск Самарской области (обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Вх. № 297/03 от 27.03.2006).

Нарушение права человека на получение информации вызвано, прежде всего, халатным и ненадлежащим выполнением отдельными должностными лицами своих функциональных обязанностей, выражающимся в нарушении сроков предоставления информации, отсутствии ответов на запросы заявителей, предоставлении неполной информации. В то время как эффективное государственное управление включает не только выполнение поставленных перед государственным органом специальных функций, но и предоставление доступа к информации.

 

В отдельную группу можно выделить жалобы граждан на сотрудников правоохранительных органов, связанные с незаконным возбуждением, отказом в возбуждении, приостановлением и прекращением уголовных дел. Свое несогласие с возбуждением уголовного дела выразили 25 заявителей (1,29 %), а несогласие с прекращением дела 10 авторов (0,51 %).

Обратившийся к Уполномоченному И. (Вх. № 163/02 от 27.02.2006) указал на неправомерный отказ сотрудников ОВД г. Кызылорды в возбуждении уголовного дела в отношении лиц, нанесших тяжкие телесные повреждения его сыну Н. В результате вмешательства Уполномоченного лицу, виновному в совершении названного преступления, предъявлено обвинение и избрана мера пресечения в виде ареста.

Приведенный пример реагирования на факты нарушения прав только после вмешательства Уполномоченного не является единичным. Жалобы граждан на неправомерное возбуждение и прекращение уголовных дел, поступающие в адрес Уполномоченного в течение всей его деятельности, свидетельствуют о системных проблемах и недостатках в организации деятельности правоохранительных органов.

 

Обращения о нарушениях прав потребителей (0,61 %) в основном касаются вопросов оказания коммунальных услуг жителям, а также бездействия КСК в отношении обслуживаемых ими домов.

Как правило, заявители не согласны с начисленными размерами оплаты за предоставленные услуги, с качеством поставляемых услуг. К данной группе обращений относятся жалобы Д. (Вх. № 82/03 от 02.02.2006), О. (Вх. № 88/03 от 03.02.2006), Б. (Вх. № 111/03 от 10.02.2006), П. (Вх. № 218/03 от 10.03.2006).

По вопросу выставления АО «Казахтелеком» больших счетов за услуги, которыми заявители не пользовались, поступили жалобы от Н. (Вх. № 901/03 от 4.09.2006) и Ю. (Вх. № 648/03 от 19.2006.2006). Заявитель К. (Вх. № 506/03 от 12.05.2006) жалуется на действия Талдыкорганской РЭС, которая вынуждает его поставить электросчетчик вне дома, оплатив при этом штраф, а также установить самостоятельно электропроводку.

Подобные обращения характеризуют низкий уровень качества оказываемых услуг населению, отсутствие работы с потребителями, необходимость пересмотра системы работы КСК.

 

Следующей группой жалоб являются обращения о нарушениях прав оралманов (0,56 %). В большинстве жалоб заявители указывают на факты непредоставления им жилья. Так, с просьбой о предоставлении жилья к Уполномоченному обратился оралман К. (Вх. № 1804/03 от 01.12.2005). В ходе проведенной работы по данному обращению было выяснено, что рассмотрение указанной проблемы находится в компетентных государственных органах, вопрос будет своевременно решен.

К Уполномоченному поступило обращение М. (Вх. № 1801/03 от 01.12.2005) в интересах 60-ти семей, прибывших из Республики Узбекистан, которые не могут оформить статус оралмана, получить гражданство. В результате направленных запросов в Комитет по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан было выяснено, что большинство семей на момент обращения уже получили статус оралмана и были расселены в различные области Казахстана согласно квоте, в то время как заявительница была замечена в оказании противозаконных посреднических услуг в обустройстве оралманов.

Поступающие к Уполномоченному обращения, связанные с нарушением прав оралманов, свидетельствуют об отсутствии информированности данной категории населения о процедуре получения статуса оралмана, о работе уполномоченных государственных органов. Отсутствие разъяснительной работы в свою очередь приводит к ситуации появления системы незаконных посреднических услуг.

 

В адрес Уполномоченного поступило 8 обращений о нарушениях прав при решении вопросов реабилитации жертв массовых политических репрессий (0,41%). Чаще всего такие обращения касаются вопросов возмещения ущерба пострадавшим от массовых репрессий.

К Уполномоченному обратился гражданин Б. (Вх. № 1868/02 от 22.12.2005) с просьбой о разъяснении, положена ли ему выплата единовременной компенсации, как лицу, пострадавшему от политических репрессий. В своем обращении он указывает, что его родители, являясь лицами немецкой национальности, были репрессированы и находились на спецучете спецпоселения при Шемонаихинском районом НКВД Восточно-Казахстанской области, на спецучете также которого находился и он, как ребенок репрессированных лиц. В соответствии с действующим законодательством гражданин Б. был признан пострадавшим от политических репрессий. В этой связи автор обращения в июле 2005 года, собрав все необходимые документы, обратился в Департамент труда и социальной защиты населения по Павлодарской области с заявлением о получении единовременной компенсации за время нахождения на спецпоселении в размере ¾ расчетного показателя, но указанным департаментом в удовлетворении обращения было отказано. В результате проведенной работы автору обращения было дано исчерпывающее разъяснение о порядке выплаты денежных компенсаций жертвам массовых политических репрессий. Аналогичное обращение поступило от С.

(Вх. № 1286/03-491(3) от 05.05.2006).

Заявители, обращающиеся к Уполномоченному за защитой прав жертв массовых политических репрессий, все еще остаются в информационном вакууме, хотя законодательство, регулирующее вопросы реабилитации, в частности Закон Республики Казахстан

«О реабилитации жертв массовых политических репрессий», действует уже 13 лет.

 

Аналогичное количество жалоб поступило по вопросам образования (0,41 %). Обращения касались вопросов получения высшего образования людьми с ограниченными вопросами, действий должностных лиц организаций образования.

В своем обращении заявительница И. (Вх. № 994/03 от 09.10.2006) жалуется на действия местных исполнительных органов по реорганизации специальной средней образовательной школы № 6 для глухих и слабослышащих детей путем слияния с Алматинской специальной школой-интернатом № 1 для глухих детей в государственное учреждение «специальную школу – интернат № 1 для глухих и слабослышащих детей с вечерним отделением». И. считает, что в течение двух лет нарушаются права детей-инвалидов по слуху на получение среднего образования, гарантированные Конституцией Республики Казахстан. Результаты проверки Генеральной прокуратуры Республики Казахстан деятельности спецшколы выявили ряд нарушений норм законодательства. По выявленным нарушениям в соответствии с частью 1 статьи 323 и частью 1 статьи 235 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях составлен протокол об административном правонарушении в отношении и.о. директора ГУ СШИ № 1 Д.

Вопрос получения образования детьми с ограниченными возможностями поднимался также в обращении общественной организации «Центр САД»

(Вх. № 627/03 от 08.06.2006), К. (Вх. № 739/032 от 17.09.2006), что свидетельствует о широком распространении данной проблемы.

Интернатные учреждения для детей с нарушениями слуха либо зрения открыты не во всех городах и населенных пунктах, что вынуждает детей названной категории получать образование вдали от своих родителей. Не проводится работа по открытию специальных классов в общеобразовательных школах, что препятствует их интегрированию в общество.

 

В отчетный период продолжали поступать жалобы о нарушении прав предпринимателей (0,36 %). Примером данной группы жалоб является обращение представителя группы предпринимателей города Байконыра Н. (Вх. № 456/03 от 02.05.2006). В своем обращении заявительница выражает несогласие с тем, что жители города Байконыра, граждане Республики Казахстан, являющиеся индивидуальными предпринимателями, вынуждены осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с особым статусом города Байконыра, налоговые платежи исчисляются как в соответствии с российским, так и казахстанским законодательством. Индивидуальные предприниматели регистрируются в казахстанских налоговых органах, при этом получают лицензию по российскому законодательству. Также они испытывают трудности при ввозе продукции для реализации, так как вынуждены сертифицировать продукцию в соответствии с российским законодательством, оформлять грузы в соответствии с казахстанским законодательством, а также проходить таможенный контроль в российских таможенных органах.

Как следует из разъяснений Министерства финансов Республики Казахстан, на период аренды комплекса «Байконур» на территории города действует налоговое законодательство Российской Федерации. Вместе с тем урегулирование данной ситуации в нормах международных договоров не снимает остроту проблемы, которая требует внимательного изучения с целью выработки изменений в имеющиеся двусторонние договоренности с целью обеспечения прав казахстанских граждан.

 

Как и в предыдущие периоды, единичный характер носят обращения о нарушении прав по национальному признаку (0,25 %). В большинстве случаев факты, изложенные в данной категории обращений, при их детальном изучении не находят своего подтверждения. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка М. (Вх. № 1819/03 от 05.12.2005) с жалобой на действия руководства Департамента здравоохранения в связи с ее незаконным увольнением, как она считала, по национальному признаку. В результате проведенной работы по данному обращению факт дискриминации по национальному признаку не подтвердился. Вместе с тем выявлены иные нарушения законодательства, права заявительницы восстановлены.

Незначительное количество обращений данной категории, неподтверждение в результате проверки фактов, на которые указывается в обращениях, свидетельствуют об отсутствии такого вида нарушения прав как дискриминация по национальному признаку. Вместе с тем, все жалобы данной категории тщательно изучаются Уполномоченным.

 

Всего два обращения было получено по вопросу нарушения политических прав (0,10 %). С жалобой на несогласие с решением суда по поводу запрета проведения поминального схода граждан в день памяти

А. Сарсенбаева, оценивая данные обстоятельства как нарушения политических прав, к Уполномоченному обратился Т. (Вх. № 183/02 от 03.03.2006). В связи с тем, что пересмотр решений судов не входит в компетенцию Уполномоченного, обращение не было принято в производство.

 

По вопросу неуставных отношений в Вооруженных Силах Республики Казахстан (0,10 %) в адрес Уполномоченного дважды обратилась Б. (Вх. № 1-509/02 от 15.05.2006, Вх. № 509/02-1051 от 27.10.2006). В своем обращении заявительница жаловалась на действия сотрудников правоохранительных органов при расследовании факта смерти ее сына в период прохождения службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, а также по вопросу неуставных отношений в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Учреждением Уполномоченного проведена проверка фактов, указанных в обращении, направлены запросы в компетентные органы. В результате проведенной работы по поднимаемому автором обращения вопросу нарушений прав не установлено.

1.2. Характерные обращения, не входящие в компетенцию



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году  

    Публичный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002
  2. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан за 2009 год

    Публичный отчет
    «Строительство в Казахстане правового государства требует дальнейшего совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан.
  3. Отче т о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан за 2010 год астана

    Документ
    Год председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) стал для Казахстана важным этапом в развитии демократии и обеспечении прав человека.
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  5. Доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2007 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные

Другие похожие документы..