Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Редактор благодарит за тестирование пакета и ценные замечания Юрия Выменца, Бориса Паленовского, Ирину Прокофьеву (Санкт-Петербург), Константина Изъю...полностью>>
'Документ'
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в нашей стране в юриспруденции наметилось коренное изменение представлений о сущности римског...полностью>>
'Документ'
Все мы любим цветы. Нежные весенние, лёгкие и ароматные летние и, конечно, яркие осенние. Осенние цветы – последний привет тёплых дней. Впереди снежн...полностью>>
'Документ'
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними гражданами (недееспособными гражданами, гражданами в состоянии не способном понимать значени...полностью>>

Задачи: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у школьников основных представлений и знаний об особенностях развития экономики России;

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Энергоресурсы России.

9 класс

Задачи:

  • познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

  • продолжить формирование у школьников основных представлений и знаний об особенностях развития экономики России;

  • формирование представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России;

  • рассмотреть с учащимися энергоресурсы ТЭК;

  • развитие экономического и экологического мышления учащихся;

  • продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками географической информации.

Оборудование:

  • карта «Физическая карта России»

  • карта «Топливной промышленности России»

  • карта «Полезные ископаемые России»

  • атласы

  • материал для проведения игры (бусинки разного цвета, таблица)

  • карточки

  • элементы мультимедийной презинтации.

Термины и понятия

  • топливно-энергетический комплекс (ТЭК),

  • природные ресурсы,

  • ограниченность ресурсов.

Географические объекты:

Районы: Западной Сибири, Тимоно-Печерский, Волго-Уральский, Северо-Кавказкий, Восточно-Сибирский, Тихоокеанский;

Угольные базы России: Кузнецкий, Печёрский, Канако-Ачинский;

Урал, Алтай;

Реки: Ангара, Енисей, Обь, Иртыш, Лена, Витим.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый.

Приемы: работа с картой, деловая игра, сообщение учащихся (опережающее задание),

Форма урока: традиционная.

Литература:

Дронов В.П., Ром В.Я. География населения и хозяйство России из-во «Дрофа» М.,2002

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География поурочные планы из-во «Учитель» Волгоград, 2006

Лобжанидзе А.А. краткий курс Географии России из-во «Дрофа» М., 1997

Нечипорова Т.П. Тесты по географии из-во центр «Маар Т» Ростов-на-Дону 2002

Солонько А.В. Современный урок географии из-во «Школьная Пресса» М.,2004

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Тема нашего урока Энергоресурсы России.

Запишите в тетрадь число и тему урока.

  1. Повторение.

Рассказ учителя;

Топливно-энергетический комплекс является важнейшим в обеспечении жизнедеятельности страны. Без энергии хозяйство мертво, а жизнь страны невозможна. (на доске)Кроме того, ТЭК – основа экспортной базы России, ведь доля топливно-энергетических ресурсов в экспорте составляет около 40%.

ТЭК России развивается, целиком опираясь на собственные энергетические ресурсы. Состав ТЭК выглядит следующим образом:

СЛАЙД

ТЭК


Топливная промышленность Электроэнергетика


Добыча Переработка Производство Передача

энергии потребителю

уголь ТЭС

нефть ГЭС

газ АЭС

сланец нетрадиционные

торф

Запишите в тетрадь.

В состав топливно-энергетического комплекса входят предприятия по добыче и переработке всех видов топлива (топливная промышленность), производству электроэнергии и её транспортировке (электроэнергетика).

Каждое звено ТЭК имеет сложную структуру и выполняет свою определённую функцию.

СЛАЙД

Состав топливно-энергетического комплекса

Опираясь на схемы скажите: Что такое топливно-энергетический комплекс? (ТЭК – это совокупность отраслей по добыче и производству топлива и энергии, а также транспортировке и распределению энергии в её различных видах и формах.) Запишите определение в тетрадь.

СЛАЙД

ТЭК России – один из ведущих межотраслевых комплексов, базируется на отечественных энергетических ресурсах, по запасам которых страна занимает ведущее место в мире.

СЛАЙД

На долю ТЭК приходится:

1/4 всей промышленной продукции,

1/3 всех производственных фондов, значительная часть валютных поступлений России.

ТЭК потребляет:

2/3 производимых в стране труб, проката цветных металлов, значительную часть продукции машиностроения.

Транспортный комплекс в значительной степени занят перевозкой грузов ТЭКа:

1/2 грузов морского транспорта,

1/3 грузооборота железных дорог.

Развитие ТЭК связано несомненно с природными ресурсами.

- Что такое природные ресурсы? (Природные ресурсы – это компоненты природы, которые используются в производстве. Все природные ресурсы разделены на 2 группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.)

СЛАЙД.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ


ИСЧЕРПАЕМЫЕ НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ
энергия солнца,
возобновимые невозобновимые текучей воды,

водные полезные ископаемые ветра, приливов и

отливов

СЛАЙД

3. Изучение нового материала

Деловая игра «ЭНЕРГОРЕСУРСЫ»

- В результате игры мы заполним таблицу, которую по окончании игры проанализируем.

Добыча полезных ископаемых необходима и приносит экономике страны достаточный доход. Сейчас мы с вами создадим фирмы по «добыче» энергоресурсов:

Каменный уголь (коричневые)

Нефть (чёрные)

Природный газ (белые)

Торф (тёмно красные)

Уран (прозрачные)

Бусинки разбросанные по карте полезные ископаемые России представляют собой ресурсы энергоносителей. По моей команде вы приступите к «добыче» соблюдая все технологии «добычи» полезных ископаемых: «добычу» ресурсов проводим не спеша и ведём подсчет добытых вами энергоресурсов.

Игра проходит в три этапа. Каждый этап длиться 1 минуту. По окончанию каждого этапа показатель добытых вами ресурсов заносится в таблицу.

Результаты добычи энергоресурсов

Ресурсы

Показатели

1 этап

2 этап

3 этап

Уголь

Нефть

Торф

Уран

Природный газ

Обсуждение результатов деловой игры «Энергоресурсы»

Направление вопросов для обсуждения

Ответы

1. Какие выводы можно сделать, глядя на таблицу?

1. На каждом новом этапе поисков было найдено меньшее количество «полезных ископаемых».

2. Почему отдельных видов топлива было найдено меньше, чем других?

2. Это связано с тем, что их меньше содержится в земной коре.

3. В каком районе России находится больше энергоресурсов?

3. Основные запасы энергоресурсов России находится в восточном районе.

4. Что можно сказать о количестве бусинок, оставшихся на карте?

4. Только то, что там лежит некоторое количество, не известное нам, но меньше, чем до начала игры.

5. Что такое энергоресурсы в нашей игре?

5. Это нефть, уголь, природный газ, уран, т.е. полезные ископаемые которые добыты сейчас и могут быть использованы в будущем.

6. Можно ли собрать большее количество бусинок за то же время? Как это сделать?

6. Да, можно, если применять новую технику (пылесос), а также новую технологию.

7. Какой же мы можем сделать вывод?

7. Природные ресурсы размещены не равномерно, они исчерпаемые и невозобновимые. Некоторыми ресурсами страна ограничена. В хозяйстве энергоресурсы потенциал нужно использовать целенаправленно.

СЛАЙД

Россия – единственная крупная страна в мире, которая не только полностью обеспечивает себя топливом, но и продаёт его. По запасам многих видов топлива наша страна входит в десятку крупнейших. Топливно-энергетические ресурсы размещены неравномерно и не совпадают с размещением населения, производством и потреблением топлива и энергии. Около 90% запасов минерального топлива и 80% гидроресурсов находится в восточных районах, а около 80% топлива и энергии потребляется в европейской части страны.

А как давно человек начал использовать энергетические ресурсы? Давайте обратимся к истории.

Рубрика «А знаете ли вы, что…»

«Историческая справка»

слайд

В биогенный период около 500 тыс. лет назад, человек впервые освоил энергию огня – тепловую энергию от сгорания древесины.

слайд

В аграрный период, начавшийся около 10 тыс. лет назад с возникновением земледелия, потребность в энергетических ресурсах возрастает, помимо тепловой энергии, а также наряду с использованием тягловой силы животных, человек строит мельницы, работающие на энергии ветра и воды.

слайд

В индустриальный период, начавшийся в конце XVII начале XVIII века, с появлением промышленного производства и увеличением численности народонаселения, человек осваивает новые источники энергии. Расширяются возможности ТЭК с началом добычи угля, нефти, природного газа.

Слайд

Широко осваивается энергия рек – возводятся гидроэлектростанции. К концу ХХ века человек осваивает возможности атомной энергии. В густонаселенных районах и районах, бедных энергетическими ресурсами, атомные электростанции становятся незаменимыми.

Слайд

Но и эти виды энергетики уже не в состоянии удовлетворить растущие потребности людей, поэтому на смену им приходят нетрадиционные: ветровые, геотермальные, солнечные электростанции. И человек на этом не останавливается, он ищет и использует альтернативные источники – энергию приливов и отливов, морских течений.

-Вы приготовили сообщения на тему энергоресурсы, сейчас мы вас послушаем и выполним задание.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ И ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЭТОМ ПРОБЛЕМЫ

Энергоресурсы

Преимущества

Проблемы

Тепловая энергия:

Гидроресурсы

Атомные ресурсы

Ветроэнергетика

Геотермальная энергия

Гелиоэнергетика

Сообщение «Тепловые ресурсы»

Однако, мы имеем возможность использовать другой вид энергетический ресурс более дешевый и относительно неисчерпаемый – воду.

Сообщение «Гидроресурсы»

Исторически и экономически сложилось, что на территории России преобладают ТЭЦ, на втором месте ГЭС, АЭС занимают 3-е место. И хотя по поводу использования атомной энергии идут постоянные споры, на мой взгляд это единственный реальный сегодня и не имеющий ограничений в обозримом будущем источник энергии.

Сообщение «Атомные ресурсы»

Мы с вами рассмотрели аспекты традиционных видов энергии, а как обстоят дела с нетрадиционными. Ведь мы уже используем энергию ветра, Солнца, горячих источников. Что можно сказать про ветроэнергетику?

Сообщение «Ветроэнергетика»

Что можно сказать про энергии горячих источников?

Сообщение «Геотермальная энергия»

Увы, и здесь есть свои проблемы. Может быть, нас порадуют гелиоэнергетике?

Сообщение «Гелиоэнергетика»

Сегодня мы рассмотрели различные стороны традиционных и нетрадиционных видов энергии.

Какие преимущества вы выявили в использование энергоресурсов?

Какие выявили проблемы в использование энергоресурсов?

Чего больше при использовании энергоресурсов преимуществ или проблем?

4.Обобщение изученной темы.

Каковы перспективы использования энергоресурсов?

Что человечеству выгоднее, отказаться от использования энергоресурсов или продолжать их использовать в том же темпе?

Какие виды энергоресурсов вы считаете наиболее перспективными?

Эпиграф нашего урока «Без энергии хозяйство мертво, а жизнь страны невозможна» можно ли согласиться с этими словами.

Наверное можно. Человечество вынуждено сознательно идти на какие-то “жертвы”, ведь отказаться от освоенных источников мы не можем, слишком много затрат и слишком велики потребности.

-Оценки за работу на уроке …

5. Рефлексия

- В завершении нашего урока поделитесь своими впечатлениями, для этого допишите предложения, посвященные уроку:

Ф.И. учащегося ______________

- Довольны ли вы результатом?

- Самым интересным для меня на уроке было ___________

- Самым сложным для меня сегодня было ______________

- Моя оценка за урок ________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сообщение «Тепловые ресурсы»

Тепловая энергия была первой освоена человеком, и на сегодняшний день является приоритетной по использованию – более 70% в мировом балансе приходится именно на нее. Россия по запасам нефти занимает 2 место в мире, по запасам природного газа – 1 место. Основные Российские нефтегазоносные районы – Западная-Сибирь, Тимано-Печерский, Волго-Уральский, Северо-Кавказский, Восточно-Сибирский, Тихоокеанский. По запасам угля Россия занимает 2 место. Важнейшие угольные базы России – Кузнецкий, Печерский, Канско-Ачинский.

Использование тепловой энергии дает немало преимуществ. ТЭЦ работающие на угле, то здесь можно отметить следующее: экономически выгодна привязка к угольному бассейну, сравнительно высокая удельная теплота сгорания топлива, простота хранения, пригодность к непосредственному использованию. Что касается нефтепродуктов и природного газа, используемых на ТЭЦ, то у них удельная теплота сгорания выше, а добыча дешевле, чем у угля, для них характерна малая зольность, они легко и удобно хранятся при соблюдении правил техники безопасности. На самом деле нефть в чистом виде не используется, в основном это остаточный продукт её переработки – мазут, что позволяет использовать нефть без остатка, это экономически выгодно. Природный газ вообще не требует переработки, используется сразу, при этом является экологически чистым топливом. Но при работе ТЭЦ есть ряд экологических проблем. Во-первых, любое сжигание топлива ведет к высокому потреблению кислорода и, с другой стороны, к выделению углекислого газа в таком количестве, которое вызывает экологическую проблему так называемого «парникового эффекта», приводящего к потеплению климата, последствия которого мы в последнее время ощущаем все больше и больше.

Вторая проблема – это загрязнение окружающей среды, причем загрязнение неоднозначное: при сгорании помимо теплового загрязнение среды, идет химическое загрязнение воздуха оксидами серы, азота, фтористыми соединениями, твердыми частицами пепла.

Сточные воды ТЭЦ также загрязнены, что оказывает губительное воздействие на живой мир водоёмов и качество питьевой воды, к тому же воды не всегда охлаждаются, что приводит к цветению и зарастанию водоемов. Большая опасность в том, что зола ТЭЦ радиоактивна. Не будем забывать о том, что добыча топлива требует размещение отвалов, а транспортировка нефтепродуктов опасна, так как возможны аварии. И к тому же все эти виды топлива огне- и взрывоопасны.

По данным экономистов запасов органического топлива в мире приблизительно хватит на 150 лет, и если угля хватит на 425 лет, то нефти и газа осталось совсем мало, их используют шире, чем уголь, соответственно на 35 и 50 лет.

Сообщение «Гидроресурсы»

Человек ещё в глубокой древности обратил внимание на реки как на доступный источник энергии. Вода была первым источником энергии. Об использовании водной энергии свидетельствуют материалы археологических исследований.

В 17 в. водяные колёса были в России единственной энергетической базой развивающегося мануфактурного производства. Значительные успехи в строительстве гидросиловых установок в России достигнуты в 18 в. горнорудной промышленности на Урале и Алтае.

Гидроресурсы лежат на поверхности, их не нужно добывать и перерабатывать. Они не дают вредных отходов и выбросов в атмосферу, поэтому гидроэнергетика в будущем неоспоримо будет использоваться. Гидроресурсы имеют свои плюсы и минусы.

Распределение технического потенциала рек по территории России неравномерно. Преобладающая его часть размещена в восточных регионах страны, где сосредоточены гигантские запасы гидроэнергии Ангары, Енисея, Оби, Иртыша, Лены, Витима и других рек.

Создание крупных гидроузлов и электростанций оказывает значительное и многообразное влияние на природные хозяйственные условия в районе строительства. Возникает необходимость переселения населения из зон затопления и негативного влияния водохранилищ, вынос из этих зон хозяйственных объектов и объектов инфраструктуры. Затопление неблагоприятно повлияло и на рельеф побережий рек. Да и все реки, которые можно было использовать под строительство ГЭС, практически уже освоены.

Существует гипотеза, согласно которой дополнительное напряжение, создаваемые весом воды и весом плотины, способны нарушать равновесие состояния земной коры в районе ГЭС. Поэтому, учитывая это явление при их строительстве, в сейсмически опасных районах всегда делается расчет на прочность плотин при землетрясениях до 8-9 баллов.

Ущерб, наносимый созданием гидроузлов экологической среде и социально-экономической сфере в период их строительства, полностью или частично компенсирован.

Сообщение «Атомные ресурсы»

У атомной энергии есть несомненные плюсы: запасы ядерного топлива велики, а для работы атомного реактора масса топлива измеряется в граммах, поэтому ядерные источники можно считать неисчерпаемыми. Атомная энергетика – дешевый источник энергии, а если мы найдем экологически чистый способ утилизации ядерных отходов, то атомные электростанции вообще окажутся вне конкуренции. Наверное согласится с этими достоинствами атомной энергии можно, но кому, как не нам знать о том, что может произойти в случае аварии на атомной электростанции!

27 июня 1954 года атомная электростанция в г. Обнинске была запущена в эксплуатацию – так началась эра мирной атомной энергетики. Сегодня на земном шаре более трехсот АЭС, дающих людям нужную энергию, при чем, энергию действительно дешевую. Однако есть много противников атомной энергетики, их стало еще больше после аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС. Можно ли было избежать Чернобыльской трагедии, или человек обречен на подобные жертвы, используя атомную энергию? На самом деле, беды могло бы не случится, если бы вовремя были устранены неполадки. Причиной аварии была единодушно признана '"нестабильность реактора, вызванная как недостатками конструкции реактора, так и режимом его работы".

Самая большая опасность, несопоставимая с жизнью – это, конечно, авария на АЭС. Но даже в случае нормальной работы атомной станции наблюдается пусть и небольшой радиоактивный фон и тепловое загрязнение вокруг АЭС, не зря же станции строят за несколько десятков километров от населенных пунктов. А ведь это потеря земель, которые уже нельзя использовать. Науке еще неизвестен способ безопасной утилизации отработанного ядерного топлива, идет простое захоронение ядерных отходов, а это снова приводит к радиоактивному загрязнению, а отсюда – генные мутации, онкологические заболевания. И если человек еще не до конца освоил термоядерный синтез, не научился полностью им управлять, стоит ли так рисковать и считать, что будущее за атомными станциями.

На любой АЭС через несколько лет работы реакторы требуют реконструкции, замены, модернизации, т.е. на безопасность эксплуатации АЭС должны тратится деньги. Зарубежные АЭС в 200 раз безопаснее, чем в России, и поэтому туда организуют экскурсии, на территориях вокруг станций создаются заповедники, парковые зоны, где люди отдыхают.

Сообщение «Ветроэнергетика»

Ветроэнергетика не нова, из истории помним, что ветряные мельницы появились в аграрный период, кстати, ветровые электростанции работают практически по их принципу. Ветроэнергетика - одна из самых чистых энергий, т.к. не влияет на тепловой баланс Земли, не создает химического загрязнения, не требует добычи ресурсов, не расходует дополнительные вещества, например кислород. К сожалению, ветровые установки не обладают большой мощностью, и могут устанавливаться только в местах, где много ветра, причем скорость его должна быть не меньше 4 м/с. Ветроэнергегетика – зависимый вид энергии, ведь скорость ветра меняется в течение суток и по сезонам года. Особенно много ветровых установок в странах, имеющих выход к морю. В России ветровые установки пока не пользуются в должной мере.

Хоть и говорят о том, что ветроэнергетика экологически чистый вид энергии, на самом деле с уточнением “почти чистый”, для неё характерно шумовое загрязнение среды, не зря же из лесов, находящихся рядом с ветровыми установками улетают птицы, уходят животные. К тому же инфразвуки от ветроустановок неблагоприятно влияют и на здоровье человека: вызывают дискомфорт, беспокойство, угнетенное состояние.

Сообщение «Геотермальная энергия»

Геотермальная энергия сравнительно нова, она привязана к местности и не масштабна. Хорошо с использованием горячих источников обстоит дело в маленькой Исландии, а в России это в основном на Камчатке. Горячие источники – неиссякаемы и энергоемки, только в верхнем 3-х километровом приземном слое запасено количество тепловой энергии, которое эквивалентно примерно 300 млрд. т угля. Этот вид энергии не зависит от времени суток и сезонов года. Возможно, в будущем эта энергия будет использовать шире.

Экологи говорят: хорошо, что эта энергия и немасштабна, т.к. масштабны последствия ее использования, во всяком случае, в России, ведь отработанная горячая вода никуда обратно не закачивается, а сброс такой воды приведет к наводнению, загрязнению почвы и поверхностных вод токсичными соединениями фенолов, аммиака, тяжелыми металлами.

Сообщение «Гелиоэнергетика»

Гелиоэнергетика это энергия солнца. Больших солнечных электростанций в мире нет, в основном это солнечные установки, которые улавливают и преобразуют энергию Солнца. Наиболее оптимально использование таких установок в тех районах, где, как говорится солнце - круглый год.

Да, такие установки дорогие, но они быстро окупаются, ведь нет никакого загрязнения, а энергетический ресурс неисчерпаем. Уже существуют целые города, большинство высотных домов в которых получают электроэнергию и отопление от солнечных батарей, установленных на крышах, например в Бразилии, Калифорнии и даже северной Швеции. Нам кажется, что возможности использования солнечной энергии имеют большие перспективы в будущем, хотя эта энергия и зависит от времени суток и сезонов года. Солнце действительно чистый источник энергии, но при условии, что мощность солнечных установок должна быть минимальной, т.е. КПД не должен превышать 10%, т.к. повышение КПД до 90% приведет к изыманию солнечной энергии, а следовательно к локальному снижению температуры и конденсации паров в районе солнечной станции..



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Прикоснуться к Небесам Детства

    Документ
    Перед Вами, дорогой читатель, сборник мастер-классов, представленных на Девятых Международных Педагогических Чтениях по Гуманной педагогике «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света», проходивших в Москве
  2. Задачи, реализуемые в образовательной программе направлены: на формирование общей культуры обучающихся

    Документ
    Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков
  3. Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» (1)

    Основная образовательная программа
    Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2 г.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» (2)

    Основная образовательная программа
    Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2 г.
  5. Формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса в контексте изучения Истории России (1)

    Закон
    1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса в контексте изучения Истории России.

Другие похожие документы..