Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Практикум'
Содержание дисциплины «Психолого-педагогический практикум» соответствует государственному образовательному стандарту. Пособие состоит из двух частей:...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 комбинированного вида зарегистрировано Постановлением администрации Печенгского р...полностью>>
'Урок'
 Цели урока: анализ текста пушкинской повести, определение роли пейзажа в литературном произведении и обогащение словарного запасаучащихся пушкинской...полностью>>
'Методические указания'
Дисциплина «Международные стандарты аудита» включена в учебный план специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в соответствии с требов...полностью>>

Курс менеджмент в туризме Тема №1 Менеджмент управлением туризмом

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема № 4. Стиль и методы руководства туристской фирмой

    1. Понятие о стилях руководства

    2. Характеристика стилей управления

    1. Понятие о стилях руководства

«Стиль руководства» — это устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

Стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.

Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами.

Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:

управлятьруководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;

направлятьменеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;

поддерживать — менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;

делегировать полномочияменеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.

    1. Характеристика стилей управления

Для авторитарного (автократического) стиля характерна цен­трализация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Этому стилю при­сущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициати­ву подчиненным. Он категоричен, часто резок с людьми, всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никог­да не просит. Иными словами, основное содержание его управ­ленческой деятельности состоит из приказов и команд.

Руководитель становится автократом тогда, когда по своим качествам он ниже уровня людей, которыми руководит, или если у его подчиненных слишком низкая общая и профессиональная культура.

Этот стиль руководства не стимулирует проявление инициа­тивы у подчиненных: она, наоборот, часто наказуема автокра­том, что делает невозможным повышение эффективности рабо­ты турфирмы. Под началом автократа неприятно работать, ибо увольнение «неугодных» является целью его управленчес­кой деятельности. В споре он часто произносит сакраментальную фразу: «Мы с тобой не сработаемся». В таких условиях, естественно, отсутствует удовлетворенность трудом, так как под­чиненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения.

Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллеги­ально, систематически информировать подчиненных о положе­нии дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В обще­нии с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Он требователен, но справедлив. При таком стиле руководства в под­готовке к реализации управленческих решений принимают учас­тие все члены коллектива.

Руководитель-демократ избегает навязывания своей воли под­чиненным. Он публично не демонстрирует своего превосходст­ва над членами управляемого им коллектива, старается привлечь своих подчиненных к выработке и принятию решений, поддер­живает инициативу и самостоятельность.

Демократичный менеджер при проведении деловых совеща­ний размещается, как правило, в середине группы. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем разви­тия турфирмы.

Руководитель с либеральным стилем ру­ководства практически не вмешивается в деятельность коллек­тива, а работникам предоставлены полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Та­кой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отме­нить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Либералов отличает безынициативность, нео­смысленное исполнение директив вышестоящих органов управ­ления.

Из всего имеющегося арсенала средств воздействия на кол­лектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций он пассивен: «плы­вет по течению». Менеджер-либерал боится конфликтов, в ос­новном соглашается с мнением подчиненных. Мягкость в об­ращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотноше­ния.

Тема № 5 Управление рисками в туристской фирме

    1. Понятие и виды риска в туристской фирме

    2. Общие подходы к управлению риском

    3. Финансовые риски

    4. Стахование рисков

    1. Понятие и виды риска в туристской фирме

Деятельность туристской фирмы всегда связана с определенным риском, т. е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с заплани­рованным уровнем или с иной альтернативой. Но менеджера турфирм идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.

Риск — это субъективная оценка такого ре­зультата и обусловленных им дохода или потерь.

Источником риска является неопределенность хозяйствен­ной ситуации, возникающая из-за множества переменных фак­торов и случайностей, неполноты информации о туристическом рынке, а также особенностей личности предпринима­телей.

Выделяют следующие функции риска:

  1. инновационная. Рисковое решение может вести к более эффективному туристскому бизнесу;

  2. регулирующая. Способность рисковать является залогом успеха турфирмы, хотя риск может оказать на нее и дестабилизирующее влияние;

  3. защитная. Риск — естественное состояние и требует от менеджера турфирмы воспитывать терпимость к не удачам;

  4. аналитическая. Политика риска предполагает необходимость выбора, а следовательно, изучения и прогнозирования ситуации, составления планов.

Рассмотрим классификацию рисков.

С точки зрения источника возникновения риски подразде­ляются на внутренние и внешние.

Внешние риски связаны с окружением турфирмы.

Внутренние риски связаны с особенностями самой турфирмы. Основным видом внутреннего риска считается кадро­вый, обусловленный практической невозможностью предска­зать поведение людей в тех или иных ситуациях.

По степени опасности для турфирм выделяют допусти­мый риск (угроза потери прибыли), критический риск (воз­можность несения текущих убытков); катастрофический риск (банкротство).

С точки зрения целесообразности можно говорить об оправ­данном и неоправданном риске.

По причинам возникновения выделяют:

  1. политические риски (введение эконо­мических ограничений, войны, конфликты, беспорядки). Они могут быть национальными, региональными и международ­ными;

  2. технические риски (получение отрицательных результатов от партнеров, недостижение поставленных целей, побочные явления, сбои).

  3. производственные риски (снижение объемов выпуска туристской продукции, рост затрат, ограниченное предложение туруслуг).

  4. предпринимательский риск — неспособность поддерживать уровень доходов на вложенный капитал;

  5. отраслевой риск — риск изменения экономического состояния отраслию;

  6. естественные риски - экологический, риск стихийных бедствий;

  1. коммерческие риски - невозможность реализовать турпродук­цию или снижение объемов реализации, рост цен, падение спро­са, потери качества турпродукта.

  2. инфляционный повышение цен, снижение покупатель­ной способности денег;

  3. инновационный неудачи в освоении новых сегментов рынка, новых туристских направлений.

10) валютный риск — модификация стоимости туруслуг связаные с изменением курса валют;

11) инвестиционный риск — это риск потери инвестируе­мого капитала и ожидаемого дохода, его снижения.

12) кредитный риск - неуплата долга, неплатежеспо­собность;

13) процентный риск. К нему относятся риск изменения общего уровня процентных ставок по отдельным видам кредита.

5.2. Общие подходы к управлению риском

В связи с тем, что туристическая деятельность подвержена риску, менеджеру необходимо заниматься его управлением. «Управление риском» означает определение вероятности его наступления, проведение необхо­димых предупредительных мероприятий или направленных на его компенсацию.

Необходимо иметь в виду, что полностью риска избежать нельзя, но в той или иной степени ослабить и сделать управля­емым можно. Управление рисками — это деятельность, на­правленная на смягчение влияния рынка на конечные ре­зультаты: защиту от них, их предупреждение, сокращение неблагоприятных последствий. В процессе управления рис­ком также решается вопрос о том, входить или не входить в соответствующую ситуацию.

Выделяют следующие основные способы уменьшения рисков:

  1. Рациональный подход к ведению хозяйственных дел в турфиме с опорой на точный анализ происходящего (например, тщательное изучение партнера, его личности, финансового положения и пр.). Другими способами являются: бизнес-планирование, тщательный подбор кадров, организация защиты коммерческой тайны.

  2. Отказ от деятельности, связанной с риском. Но это может быть невыгодно, а порой и невозможно. Поэтому риск приходится брать на себя; в одном случае как неизбежный, в другом — как выгодный (как правило, наибольших успехов доби­ваются те, кто идут на риск).

  3. Компенсация рисков. Нужно иметь в виду, что иногда отказ от деятельности невыгоден, может вызвать другие риски, а подчас и невозможен. Поэтому риск приходится брать на себя. Чтобы ослабить негативное влияние риска, надо создавать финансовый резерв, определяемый как средняя величина потерь. Эти средства исключены из оборота, следовательно, не приносят прибыли.

  4. Объединение рисков происходит путем их деления между несколькими субъектами туристского бизнеса.

  5. Передача (трансферт) рисков достигается с помощью усло­вий, заложенных в договоры о сотрудничестве по предостовлению туруслуг.

Риск можно частично переложить на других, но полностью избежать его нельзя.

5.3.Финансовые риски

Проблема риска тесно связана с финансовой устойчивостью турфирмы, которая позволяет ей свободно маневрировать де­нежными средствами для обеспечения всех платежей и расши­рения производства.

Финансовая устойчивость фирмы является главным компо­нентом ее общей устойчивости.

Общее финансовое положение турфирмы практически невозможно выразить каким-то одним показателем. Это удается сделать с помощью нескольких групп показателей, в основе которых лежат данные бугалтерской отчетности, и прежде всего отчетного баланса.

Сначала можно определять общее направление изменения баланса за истекший период. Его увеличение в целом считается положительным, уменшение – отрицательным признаком.

Динамику баланса целесобразно сравнить с изменением обьемом реализации турпродуктов и полученной прибыли. Их рост более высокими темпами свидетельствует об улучшении финансового положения турфирмы, и наоборот.

Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчи­вости турфирмы, считается излишек источников средств для формирования запасов и затрат как в целом, так и по отдель­ным элементам баланса.

Внешним проявлением финансовой устойчивости турфирмы является ее платежспособность, предпологающая, что денежные средства, краткосрочные вложения и активные расчеты покрывают краткосрочную задолженность.

5.4.Стахование рисков

Страхование — это система мер по защите интересов физических и юридических лиц за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Эти фонды находятся в распоряжении страховщика, который при­нимает на себя обязанность при возникновении страхового случая возместить застраховавшемуся лицу полностью или час­тично его ущерб, т. е. стоимость уничтоженного или утрачен­ного имущества, определяемую на основе оценки.

Стоимость риска состоит из трех элементов.

  1. Стоимость контроля за ним, которая определяется затратами на проведение предупредительных мероприятий, обеспечивающих безопасность турфирмы.

  2. Речь идет о стоимости риска, остающегося на ответственности турфирмы. В этом случае страховщик ответственности не несет и убытки покрывает сам страхователь.

  3. Учитываются затраты, связанные с передачей риска на страхование, — расходы по оформлению сделки, контролю и т. п.

Страхование оказывает благоприятное воздействие на туристскую деятельность, ибо страхователь получа­ет уверенность, что при наступлении ущерба получит необхо­димую компенсацию. Это позволяет более активно действовать на рынке и развивать свой бизнес.

Различают следующие виды страхования в турбизнесе:

  1. страхование туристов;

  2. имущественное страхование. Его объектами являются товарно-материальные ценности офиса;

3) страхование экономических рисков. Оно позволяет оградить турфирму от возможных отказов от поездке со стороны туристов на дорогостоищие туры. Этот вид страхования пока еще не действует на територии Республки Молдова.

Тема № 6 Реструктуризация турфирмы

6.1.Понятие реструктуризации

6.2.Реструктуризация системы маркетинга

6.3.Финансовая реструктуризация

6.1.Понятие реструктуризации

Развитие рыночной экономики в Молдове привело к появле­нию многих туристических фирм. Одни из них охватили львиную долю туррынка, другая значительная часть охватила очень мизерную долю рынка. Как выжить маленьким и средним турфирм в условия жесткой кокуренции на таком небольшом рынке как Молдова? Как быть привлекательным для потенциальных туристов? Какие организационые меры должны преприняты руководством турфирмы?

Отсюда важность реструктуризации турфирмы, которая представляет собой процесс разработки и внедрения структурных изменений в их деятельность, обеспечивающих повышение эффективности их работы.

В настоящее время выделяются следующие основные направ­ления реструктуризации турфирм, исходящие из новой страте­гии развития:

  • рационализация структуры и методов управления;

  • совершенствование системы маркетинга и сбыта;

  • оздоровление финансового состояния;

  • повышение эффективности материально-технического обеспечения;

  • оптимизация организационно-производственной структуры;

  • оптимизация трудовых ресурсов.

  • создание современной информационной системы фирмы.

6.2. Реструктуризация системы маркетинга

В условиях рыночной экономики, когда турфирма должна са­мостоятельно определить потребности в ее турпродукции, найти свою нишу на рынке, выдержать жестокую конкурентную борь­бу при сбыте, четко просчитывая финансовые ресурсы, обеспе­чивая жесткое управление денежными потоками, ведущими фигурами становятся коммерческий директор, финансовый ди­ректор, руководители служб маркетинга и сбыта.

Таким образом, важным направлением реструктуризации является сбыт и маркетинг. При их реструктуризации необходимо учи­тывать ряд факторов:

- использование традиционного и нетрадиционного подхода в маркетинге и сбыте;

- сочетание новых-и старых производственных процессов при оформление турпродуктов;

- использование методов ценовой и неценовой конкуренции;

- масштабность фирмы (по численности, объему производимой турпродукции);

- продвинутость брендов;

- наличие корпоративных клиентов и дилерской сети и т.п.

Чтобы успешно продвигать свой бизнес, возможно использовать различные подходы. В рамках традиционного подхода считается, что достаточно иметь ресурсы, вкладывать деньги в разработку и выпуск новых туристских направлении, обновлять ассортимент туруслуг, вводить новые производственные процессы, расширять рынок и объемы продаж за счет снижения цены. И в этом случае считается, что дела пойдут хорошо.

В то же время следует учитывать, что обычно конкуренты имеют возможность имитации новых турнаправлений, затраты на ко­торые в среднем втрое меньше чем на создании самой фирмы нового продукта, а сделать аналогичный турпродукт удается втрое быстрее.

Неценовые методы и инструменты конкурентной борьбы се­годня оказываются в ряде случаев более эффективными, чем снижение цены. Но в молдавских условиях такими методами являются чаще всего не повышение качества турпродукта или улучшение обслуживания, а подрыв доверия к конкуренту через средства массовой информации путем приемов «черного пиара», вмеша­тельство коррумпированных чиновников различных уровней, использование бандитской «крыши» и т.п.

Конкурентоспособная компания — это та, которая может не только предложить рынку нужный туристский продукт, но и обеспечить быст­рое, удобное и качественное обслуживание, допол­нительные услуги, удовлетворять любые запросы заказчика.

При определении цены на турпродукцию надо исходить из ряда факторов:

- суммы, которую может заплатить потребитель;

- качество турпродукции;

- объем продаж на рынке (и соответственно масштаба произ­водства).

При анализе этих факторов важно, за какие свойства, каче­ство турпродукта и какую цену потребитель готов приобрести со­ответствующий турпродукт.

При формировании современной стратегии маркетинга и сбыта уже недостаточно удовлетворять потребности среднестатистичес­кого клиента. Теперь необходимо работать с клиентом, непосредственно контактируя с ним, и стре­миться удовлетворять его индивидуальные потребности.

6.3. Финансовая реструктуризация

Финансовая реструктуризация предполагает, в первую очередь, решение таких проблем, как улучшение финансового положение фирмы за счет их эффективного использования, выбора необходимых направлений развития, по­иска и использования необходимых финансовых ресурсов, регу­лирования цен (прежде всего с учетом осложнения финансового положения в стране и возможного роста инфляции).

Чтобы получить необходимые турфирме инвестиции и укрепить экономическое положение и управление, необходимо:

- разработать востребованые рынком турпродукты;

- ввести реальные проекты развития;

- разработка бизнес-планов с обо­снованием возможностей сбыта турпродукции;

- выделить наиболее перспективные направления;

- отказыватся от убыточных и проблемных направлениях.

- масивное рекламирование турбрэнда фирмы.

Можно использовать для получения необходимых финансо­вых средств кредиты банка. Однако следует помнить, что бан­ки дают мало и неохотно, под высокие проценты, поскольку в существующих условиях деньги вернуть сложно.

При получении кредитов в банках на определенный срок следует рассчитывать на пессимистический вариант. При се­рьезном подходе с залогом имущества и земли, банк не отка­жет турфирме в кредите. При этом следует учитывать, что банк будет периодически проверять направления использова­ния его кредитов и возможность их возврата, т.е. банк должен видеть источники погашения кредитов.

Некоторые турфирмы, чтобы укрепить свое финансовое положение, используют такой прием, как затягивание сроков возврата кредитов, полученного от банков.

В принципе такой прием возможен, но не следует прибе­гать к нему постоянно, иначе банки могут прервать кредитную линию предприятий должников.

В процессе регулирования финансовой деятельности фир­мы должны очень четко планировать и оценивать результаты тех или иных финансовых действий, ибо их недооценка может привести к нежелательному банкротству фирмы.

Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в турфирму можно использовать такой прием, как допуск ин­весторов в уставный капитал фирмы. Но на этот ход учредители турфирмы идут неохотно, но это лучше чем полное банкротсво фирмы.

Важным источником получения необходимых турфирме финансовых ресурсов может стать возвратный лизинг. Сущность его заключается в том, что фирма составляет с банком одновременно 2 договора. Первый подготавливается на приобретение банком значительной части ее активов в собственность, что по­зволяет получить необходимые финансовые средства для даль­нейшей работы. Второй договор составляется на долгосрочную аренду принадлежащего теперь банку этого имущества адми­нистрацией фирмы.

Чтобы упрочить финансовое положение предприятия, целе­сообразно также в процессе финансового планирования, регу­лирования предусмотреть:

- снижение издержек производства за счет работы с отечественных и зарубежных поставщиков турпродуктов;

- резкое сокращение персонала, урезание социальных, представительских и иных непроизводственных расходов;

-устранение дисбаланса доходов и расходов по видам дея­тельности и направлениях;

- концентрацию ресурсов на приоритетных турнаправлениях;

Курс маркетинг в туризме

Тема № 1 Особенности маркетинга в туризме

1.1. Определение маркетинга

1.2. Сущность маркетинга в туризме

1.3. Принципы маркетинга в туризме

1.4. Виды и цели маркетинговых исследований.

Тема № 2 Сегментация туристского рынка

2.1. Значение сегментации туристского рынка

2.2. Критерии сегментации туристского рынка

2.3. Определение целевых рынков. Рыночная ниша

2.4. Позиционирование турпродуктов двух конкурентов

Тема № 3. Конкурентная среда туристской фирмы 3.1. Конкуренция и туррынок

    1. Виды конкуренции. Конкурентоспособность турпродукта

Тема № 4. Организация и работа службы маркетинга в турфирме.

4.1. Понятие службы маркетинга в турфирме.

4.2. Основные задачи и функции службы маркетинга в турфирме

4.3. Основные этапы разработки новых турпродуктов

Тема № 5. Товарная политика туристской фирмы 5.1. Рыночная атрибутика турпродуктов туристской фирмы.

5.2.Регистрация товарного знака

5.3. Значение товарного знака для турфирмы. Требования к торговой марке.

5.4.Брэнд. Основные понятия

Тема № 6. Продвижение туристской продукции 6.1. Понятие продвижения туристского продукта

6.2. Публик рилейшнз

6.3. Использование рекламы в туристскую деятельности

6.4. Организация и введение рекламной компании

6.5. Каналы распространения турпродуктов

Тема № 7. Политика сбыта турпродуктов в туристской фирме

    1. Понятия о сбыте и сбытовой политике.

    2. Виды сбыта.

    3. Стратегия сбыта

    4. Стимулирование сбыта

Тема № 8. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношении 8.1. Планирование и разработка туристского продукта 8.2. Цена турпродукта и метод его формирования 8.3. Стратегии установления цены на туристский продукт

Тема № 9. Маркетинговые исследования в тур деятельности 9.1.Содержание и направления маркетинговых исследований в туризме 9.2. Маркетинговая информационная система



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций по дисциплине «передача информации в управлении» 48 Тема №1. Межличностное общение: понятие, сущность 48 Тема №2. Общение как обмен информацией.

    Курс лекций
    Сборник включает учебно-методическое пособие по изучению дисциплины, курс лекций, практикум по дисциплине, материалы для контроля знаний, задания с методическими рекомендациями для их выполнения.
  2. Туризм аннотации программ гуманитарный, социальный и экономический цикл

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «история России» является частью «гуманитарного, социального и экономического цикла» (Б.1, базовая часть) дисциплин подготовки студентов-бакалавров по направлению подготовки 100400 «Туризм».
  3. Рабочая программа курса «География международного туризма» Для студентов специальности е 1 26 02 02 «Менеджмент»

    Рабочая программа курса
    Теоретические аспекты развития международного туризма: экономические теории «абсолютного преимущества», «сравнительного преимущества», «соотношения факторов»,
  4. Учебная программа курса «Маркетинг в туризме» (базовая)

    Учебная программа курса
    Теория маркетинга рассматривается в соответствии с самыми современными взглядами и отражает основные особенности маркетинга сферы туристских услуг. Поскольку маркетинг является эмпирической наукой, курс основан на опыте иностранных
  5. Руководство по изучению курса "Статистика международного туризма". для специальностей "статистика"

    Руководство
    Целью преподавания курса "Статистика международного туризма" является подготовка специалистов, владеющих методологией статистической оценки и анализа развития туризма, принятой в отечественной и зарубежной практике, знающих

Другие похожие документы..