Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
риятия. Особая роль отводится аудиторской проверки кредиторской задолженностью, что входит в обязанности службы внутреннего аудита (контроля), а такж...полностью>>
'Документ'
  В статье приведены результаты исследования GfK Consumer Scan, непрерывно проводимого во всех странах Восточной Европы, в том числе и в России. Иссле...полностью>>
'Документ'
21-22 апреля в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №304 от 12.04.2011 в Москве прошла II Общероссийская ко...полностью>>
'Урок'
Оборудование: кластер на доске мелом, учебная электронная программа «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». (Республиканский мультимедиа центр,...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте таблицу, в которой отражается отличие трудового отношения от отношений, складывающихся при выполнении работ и оказании услуг по гражданско-правовому договору.

Трудовое отношение

Договор об оказании услуг

Договор подряда

2. Составьте таблицу, в которой отражаются институты общей и особенной части трудового законодательства

Общая часть

Особенная часть

3. Разбейте группу на 3 подгруппы, каждая из которых разрабатывает и предлагает для утверждения другим группам нормативный акт, необходимый для улучшения социального положения (в сфере трудовых отношений):

1) студентов и молодежи до 25 лет;

2) беременных женщин и женщин, имеющих детей в малолетнем возрасте;

3) инвалидов.

В дискуссии задача других групп – опровергнуть необходимость принятия таких норм (Метод развивающейся кооперации).

Задачи для предварительной подготовки

Задача 1. 12 апреля Петренко устно договорился с Кацубой и Таджихамедовым о том, что они построят на его земельном участке большой трехэтажный жилой дом. Материалами стройку обеспечивал Петренко. Согласно договоренности Петренко выплачивал вознаграждение после выполнения строительства каждого этажа. Дом был построен Кацубой и Таджихамедовым 10 октября, после чего Петренко выплатил им последнюю сумму. Однако 23 октября Петренко был вызван к судье, где ему был вручен иск Кацубы и Таджихамедова о понуждении к внесению записи в трудовую книжку и выплате компенсации за неиспользованный отпуск со ссылкой на статьи 66 и 127 Трудового кодекса РФ.

Каким законодательством регулируются отношения между Петренко, Кацубой и Таджихамедовым? Правомерны ли требования Кацубы и Таджихамедова? Разрешите спор.

Задача 2. Комитет по управлению имуществом г. Ижевска обратилось с иском к Петрову, директору муниципального унитарного предприятия «Последний путь», о взыскании убытков в виде упущенной выгоды. В иске было указано, что 13 мая в МУП «Последний путь» поступил факс за подписью Генерального директора ООО «Колос-групп» Шутихина В.А. с предложением о заключении договора на постоянное обслуживание сотрудников предприятия, срок для ответа был установлен до 24.00 текущего дня. Однако в этот день Петров на работе отсутствовал в связи с днем рождения своей бабушки, Арины Радионовны, которой исполнилось 102 года, и в итоге договор на организацию похорон сотрудников ООО «Колос-групп» заключен не был. Петров иск не признал, сославшись на ст. 238 Трудового кодекса РФ, согласно которой работник несет ответственность лишь за прямой действительный ущерб, упущенная выгода возмещению не подлежит. Кроме того, он присутствовал на праздновании 102 лет своей бабушки, где случайно вылил кисель на новый костюм главы муниципального образования Бумагина, что и послужило действительной причиной иска. В свою очередь представитель Комитета по управлению имуществом указал, что Петров приступил к выполнению работы на основании Распоряжения Главы администрации, трудовой договор с ним оформлен не был, в связи с чем он не является работником. Присутствие же на дне рождения не является уважительной причиной отсутствия на работе.

Каким законодательством, гражданским или трудовым, регулируются отношения руководителя муниципального предприятия? Какими нормами права следует руководствоваться при разрешении вопроса о материальной ответственности руководителя? Является ли по Вашему мнению причина отсутствия на работе в данном случае уважительной?

Задача 3. Ректор университета издал распоряжение, в соответствии с которым всем абитуриентам, зачисленным в университет по итогам вступительных испытаний, надлежало в течение недели осуществлять работы по благоустройству университета. Студент Сидоров организовал митинг, на котором потребовал от ректора отменить незаконное, по его мнению, распоряжение ректора, в противном случае угрожая провести забастовку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ.

В каких общественных отношениях находятся студенты и университет? Вправе ли студенты провести забастовку?

Задача 4. ОАО «Кезский сыроколбасный завод» был создан путем акционирования, акции были распределены между работниками предприятия. Для того, чтобы акции не были проданы посторонним лицам, в Устав предприятия было включено положение о том, что работник, продавший акции, подлежит немедленному увольнению. Аналогичное положение было включено и в коллективный договор.

В ходе проведения ежегодного собрания акционеров было выявлено, что Генеральный директор Лисицин продал принадлежащие ему акции авторитетному предпринимателю Околидзе. В связи с этим ряд акционеров обратилось в суд с иском о расторжении договора с Генеральным директором. В основании искового заявления они указали, что в соответствии со ст. 53 ГК РФ Генеральный директор является органом юридического лица, отношения между ним и акционерным обществом – гражданско-правовые, они урегулированы ФЗ «Об акционерных обществах». Поскольку Генеральным директором был нарушен Устав акционерного общества, они вправе требовать расторжения договора.

Разграничите гражданско-правовые и трудовые отношения, возникающие при выполнении работы в должности руководителя акционерного общества лицом, владеющим акциями. Правомерно ли включение в Устав предприятия и коллективный договор указанных условий?

Задача 5. Определите, нормами какой отрасли права регулируются отношения:

1) адвоката, заключившего договор с предприятием на постоянное обслуживание;

2) участкового уполномоченного полиции;

3) осужденного, работающего в местах лишения свободы швеей-мотористом;

4) хоккеиста, выступающего за профессиональный клуб;

5) дьякона русской православной церкви.

Задача 6. Президент Зубков подписал Указ об отставке Правительства. Председатель распущенного Правительства Кизянов, считая свое увольнение незаконным, обратился в Басманный межмуниципальный суд с иском о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе. В иске он указал, что основания для расторжения трудового договора в соответствии со ст. 77 Трудового кодекса РФ должны быть предусмотрены федеральным законом. Кроме того, Президентом не соблюден порядок увольнения, предусмотренный ст. 84(1) Трудового кодекса РФ.

Выдвинете свои предложения о том, как должно отличаться правовое регулирования труда лиц, замещающих высшие государственные должности, от общего правового регулирования (в форме мозгового штурма).

Нормативные акты, судебная практика

  1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.)

  2. Рекомендация МОТ «О трудовом правоотношении», принята на 95 сессии Международной конференции труда

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. 18.07.2011)

  4. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. ФЗ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. 06.04.2011)

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011)

  6. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011)

  7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. 21.07.2011)

  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011)

  9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011)

  10. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации"

  11. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. 28.12.2001)

  12. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

  13. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

  14. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

  15. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О полиции"

  16. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

  17. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О свободе совести и о религиозных объединениях"

  18. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

  19. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании"

  20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 52 от 16 ноября 2006 г. «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

  21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"

Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Александров Н.Г., Пашерстник А.Е. Советское трудовое право. М.: Госюр., 1952.

  2. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь: ПГУ, 1992.

  3. Генкин Д.М. Предмет и система советского трудового права // Советское государство и право. 1940. № 2.

  4. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977.

  5. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург: УрГЮА, 1997.

  6. Губенко М.И. Мораль. Нравственность. Трудовое право. Ростов, 2009.

  7. Иванов С.А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и право. 1999. № 5.

  8. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., Наука, 1978.

  9. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М., 2001.

  10. Лебедев В.М., Воронкова Е.Р., Мельникова В.Г. Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма). М., 2007.

  11. Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. – СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. – 940 с.

  12. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового прав: Учебник: В 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2009. – 879 с.

  13. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового прав: Учебник: В 2 т. Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – М.: Статут, 2009. – 1151 с.

  14. Молодцов М.В. Система советского трудового права и система законодательства о труде. М., 1985.

  15. Пашерстник А.Е. Право на труд. Очерки по советскому праву. М., 1951.

  16. Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. М., 1972.

  17. Процевский А.И. Предмет советского трудового права. М., 1979.

  18. Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм. М., 2003.

  19. Смирнов О.В. природа и сущность права на труд в СССР. М., 1964.

  20. Советское трудовое право / Под ред. Б.К. Бегичева, А.Д. Зайкина. М., 1985.

  21. Соболев С.А. Очерки по истории трудового договора в России. Ижевск, 1999.

  22. Сойфер В. Производственная функция трудового права // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. N 4. С. 35 - 43.

  23. Таль Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. М., 2006.

  24. Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. С-Пб., 2000.

  25. Офман Е.М. Применение сравнительного метода в трудовом праве // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 2. С. 7 - 10.

  26. Шайхутдинова, Н. П. О некоторых проблемах соответствия термина трудового права смыслу обозначаемого им понятия // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. - 2009. - Вып. 2.

  27. Шайхутдинова, Н. П. Роль и место оценочных понятий в понятийном аппарате трудового права [Электронный ресурс] // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2005. - № 4

  28. Шайхутдинова, Н. П. Правовая природа модельных терминов трудового права // Состояние и перспективы развития юридической науки : материалы Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 75-летию Удмурт. гос. ун-та 30-31 марта 2006 г. / Удмурт. гос. ун-т, Ин-т права, соц. упр. и безопасности. - Ижевск : Детектив-информ, 2006. - Ч. 3.

  29. Шайхутдинова, Н. П. Проблема идентичности терминов трудового права // Актуальные проблемы частноправового регулирования : сб. науч. ст. по материалам регион. межведомств. науч.-практ. конф., 19 окт. 2007 г. / М-во внутр. дел Рос. Федерации, Нижегород. акад., Ижевск. фил. - Ижевск, 2007

Тема 2. Основные принципы трудового права

Методические указания для студентов

Приступая к изучению настоящей темы следует обратить внимание на многообразие подходов и взглядов авторов, исследующих принципы права с точки зрения не только юридических дисциплин и, прежде всего, трудового права, а также теории и философии права. В науке права принципы различают с точки зрения объективного содержания и его субъективного значения. В объективном смысле принцип рассматривается как отражение естественной или общественной закономерности, а его существование обусловлено законами природы или общества. Субъективное же значение принципа усматривается в том, что он представляет собой руководящую нить поступков человека (См.: Дмитриева И.К. Принципы российского трудового права: Монография. М., 2004. С. 17). Современные принципы трудового права, таким образом, отражают сложившуюся систему общественных, социально-трудовых отношений, во взаимосвязи с закономерностями развития экономики и проводимой государственно-правовой политикой в сфере труда.

Принципы трудового права (правового регулирования) в литературе раскрывается, как основополагающие руководящие идеи (начала, главные положения), выражающие сущность и основные свойства (главные направления, общую направленность) развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов (закрепленные в действующем законодательстве).

Небесспорной, но заслуживающей внимания выступает позиция ученых, по мнению которых, первым принципом трудового права по хронологии выступает свобода трудового договора, сформулированный еще в XVIII в., когда трудовые отношения регулировались гражданско-правовым договором личного найма (Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: В 2-х т. Т. I. Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право: Учебник. М., 2003. С. 162).

В процессе изучения настоящей темы необходимо рассмотреть особенности принципов трудового права по степени охвата правовой материи, системой иерархического строения, содержанием и др. Важным аспектом в изучении выступает понимание деления авторами принципов на три или же на четыре уровня: 1) общеправовые (не называют межотраслевые принципы); 2) межотраслевые (не называют общеправовые принципы); 3) отраслевые; 4) внутриотраслевые (отдельных частей, институтов либо групп норм трудового права) (К.Н. Гусов, С.П. Маврин, О.В. Смирнов, В.Н. Толкунова и др.). Опираясь на существующую систему принципов трудового права необходимо показать развитие идей при определении характера правового регулирования отдельных видов общественных отношений, устанавливаемых нормами какой-либо части, института или группы норм.

Согласно ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы международного права и трудового права рассматривается в качестве приоритетной части отраслевой системы принципов трудового права. Поэтому особое внимание следует уделить ст.ст. 2-14, 24, 60, 64 и других норм ТК РФ и соответствующим положениям Конституции РФ, актам Международной Организации Труда (конвенциям и рекомендациям МОТ), которая является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.

При характеристике и освещении принципов свободы труда, запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда и других основных принципов правового регулирования следует показать во взаимосвязи положений Конституции РФ с ТК РФ и международно-правовыми актами, основными трудовыми права и обязанностями граждан как субъектов трудового права. Следует обосновать роль и значение для развития отечественного законодательства о труде положениями Филадельфийской декларации МОТ (1944 г.); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Женевской декларации (1998 г.) и др.

Изучив данную тему студент должен:

- знать понятие и систему принципов трудового права;

- обосновать значение принципов трудового права в правовом регулировании труда;

- уметь показать взаимосвязь норм-принципов Конституции РФ с положениями ТК РФ, международно-правовыми актами;

- характеризовать содержание принципа обеспечения свободы труда, запрещения принудительного труда.

Учет этических факторов в формировании принципов трудового права предполагает применения такого метода обучения, как деловая игра.

Вопросы для изучения

  1. Понятие и значение принципов трудового права. Виды принципов трудового права.

  2. Нормативное закрепление принципов в трудовом законодательстве. Принципы правового регулирования.

  3. Принцип свободы труда и его содержание в трудовом праве России. Проблема права на труд как принципа правового регулирования.

  4. Правовое запрещение принудительного труда в России: история и современность.

  5. Принцип запрета дискриминации в трудовых отношениях. Деловые качества работника.

  6. Принцип единства и дифференциации трудовых отношений.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте содержание принципов трудового права и приведите примеры правовых норм, в которых эти принципы нашли свое отражение. Результаты отразите в таблице.

Принцип правового регулирования труда

Его краткая характеристика

Реализация данного принципа в действующем законодательстве

2. Разделите группу на две подгруппы, одна из которых будет обосновывать необходимость отмены ограничения применения труда женщин на подземных работах, доказывая дискриминационный характер запретов, а другая будет отстаивать необходимость сохранения таких ограничении (деловая игра).

Задачи для предварительной подготовки

Задача 1. Найдите в действующем законодательстве:

1) общеправовые принципы, относящиеся к трудовому праву;

2) межотраслевые принципы, регулирующие трудовые отношения;

3) конституционные принципы трудового права;

4) отраслевые принципы трудового права;

5) принципы отдельных институтов трудового права;

и дайте им краткую характеристику.

Задача 2. Ночной клуб «До зарницы!» разместил в местной газете объявление, в котором пригласил на работу барменов для работы в ночное время. С целью трудоустройства к администратору обратилось двое молодых людей, которые закончили специальные курсы и оба имели небольшой опыт работы барменом. Единственное различие между ними состояло в том, что один из них, Федор, был афро-россиянином (имел черный цвет кожи), а второй, Степан, – уроженцем села Вавож со светлым цветом кожи. На работу был принят Федор. При этом администратор объяснил Степану, что преимущество было отдано Федору ввиду его темного цвета кожи.

Имела ли место дискриминация по признаку цвета кожи? Вправе ли Степан требовать устранения дискриминации в сфере труда и каким способом?

Задача 3. Является ли принудительным трудом:

  1. призыв на военную службу;

  2. невыплата заработной платы;

  3. понижение в классном чине или звании;

  4. направление студентов на уборку помещений учебного заведения;

  5. дисциплинарный перевод.

В каких актах приводится понятие «принудительный труд»? При ответе на задачу используйте положения законодательства РФ и международно-правовых актов.

Задача 4. Петренко и Иванчук сначала вместе закончили школу, а после службы в Советской Армии поступи работать в Ижевский машиностроительный завод слесарем 5 разряда. В связи с сокращением численности работников (слесарей 5 разряда) Петренко был уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а Иванчук оставлен на работе. Петренко обратился к начальнику цеха с требованием объяснить, почему при равной квалификации, производительности труда и стаже работы он был уволен, а Иванчук нет. Начальник цеха объяснил, что Иванчук является членом профсоюза, а Петренко два года назад вышел из профсоюза, заявив об его бесполезности. Уволить члена профсоюза сложней, поэтому для увольнения был выбран Петренко.

Была ли допущена дискриминация в сфере труда в отношении Петренко? Решите задачу, разделившись на две группы, одна из которых будет обосновывать наличие дискриминации, а другая – ее отсутствие (деловая игра).

Задача 5. Предложите модели правового регулирования, которые обеспечивали бы наиболее эффективное регулирование привлечения иностранных работников российскими работодателями, при этом не должно допускаться их дискриминации (мозговой штурм).

Нормативные акты, судебная практика

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

  2. Всеобщая декларация прав человека, принята 10.12.1948г. Генеральной Ассамблеей ООН

  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)

  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписана в Риме 04.11.1950 г.

  5. Конвенция относительно рабства, подписана в Женеве 25.09.1926 г.

  6. Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся, принята в Страсбурге 09.12.1989 г. главами государств и правительств стран - членов Европейского сообщества

  7. Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах. Документ ООН, E/CN.4/1985/4, Приложение

  8. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принята 18 декабря 1979 г.

  9. Конвенция МОТ № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя». Женева, 22 июня 1982 г.

  10. Конвенция МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий». Женева, 25 июня 1958 г.

  11. Конвенциям МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде». Женева, 28 июня 1930 г.

  12. Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Проблемы юридической ответственности в трудовом праве» Для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта:
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы юридической ответственности в трудовом праве» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта:
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» Для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) для специальности 021100 – «юриспруденция» очная форма обучения; направления 521400 – «юриспруденция» (извлечение).
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовое регулирование труда государственных служащих» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составитель рабочей программы доцент Пивоварова О. Г

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта:
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (22)

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта.

Другие похожие документы..