Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «16» декабря 2010 г. в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.06 по экономическим наукам Московского государстве...полностью>>
'Диплом'
був і залишається важливим важелем у стимулюванні розвитку виробництва і являє собою економічні відносини з приводу зворотнього руху позиченої вартос...полностью>>
'Документ'
Визначення вартості грошей у часі та її використання у фінансових розрахунках 1 - 10 - УО, Т, РЗ ІЗ, Р ЗМ (тема) 5....полностью>>
'Документ'
Додаток 2до Порядку здійснення митного контролю й митного оформлення товарів із застосуванням вантажної митної декларації(у редакції наказу Державної...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы труда в Конституции Российской Федерации. Формы собственности и формы организации труда, их развитие в условиях рыночной экономики.

Понятие трудового права как науки, отрасли, учебной дисциплины.

Предмет трудового пра­ва: трудовые отношения и иные непосредственно свя­занные с ними отношения.

Метод трудового права. Соотношение централизованного, ло­кального и договорного регулирования трудовых и иных непосред­ственно связанных с ними отношений.

Функции трудового права. Место трудового права в системе права Российской Федерации, его соотношение с другими отрасля­ми, регулирующими отношения, связанные с трудом.

Система трудового права как отрасли права и система трудового законодательства. Предмет и система науки трудового права.

Лекция 2. Принципы трудового права

Конституционные права и обязанности работодателей и работ­ников в сфере труда, гарантии их реализации. Основные принципы трудового права: понятие, система, практическое значение. Соот­ношение принципов трудового права с общеправовыми принципами.

Понятие, содержание принципа свободы труда.

Принудительный труд в России. Понятие принудительного труда. Международные правовые акты о запрете принудительного труда. Взаимодействие международного и российского законодательства о запрете принудительного труда.

Понятие, содержание принципа запрета дискриминации в сфере труда. Правовые последствия дискриминации.

Лекция 3. Источники трудового права

Понятие и общая характеристика источников трудового права. Особенности системы источников трудового права и система тру­дового законодательства. Конституция РФ и конституции (уставы) субъектов РФ как источники трудового права, законы и иные нор­мативные акты о труде РФ и субъектов РФ.

Значение Трудового кодекса Российской Федера­ции как источника трудового права. Соотношение Трудового ко­декса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых ак­тов о труде РФ и субъектов РФ, актов органов местного самоуправ­ления в системе источников трудового права. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудо­вых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Международные правовые акты по вопросам труда и прав чело­века как источники трудового права.

Локальные нормативные акты, их виды. Соотношение центра­лизованного и локального регулирования трудовых отношений на современном этапе. Значение локальных норм права в регулировании трудовых отношений. Договоры как источники трудового права.

Действие законов и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, во времени и в пространстве.

Роль судебной практики в применении норм трудового права и совершенствовании трудового законодательства.

Лекция 4. Субъекты трудового права

Понятие субъектов трудового права. Трудовая правосубъектность.

Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) как субъекты трудового права (работники).

Юридические лица (организации) всех форм собственности как субъекты трудового права (работодатели). Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) как субъекты трудового права (работодатели). Иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры.

Профессиональные союзы, иные представители работников и объединения работодателей как субъекты трудового права. Правовое положение, роль, функции профсоюзов. Понятие профсоюзов. Профсоюзы как субъекты трудового права. задачи и функции профсоюзов. Права и обязанности профсоюзов. Особенности ответственности профсоюзов в трудовом праве. Юридические гарантии деятельности профсоюзов.

Иные субъекты трудового права.

Лекция 5. Правоотношения в сфере трудового права

Понятие, виды и общая характеристика социально-трудовых отношений в сфере действия трудового права. Особенности распространения трудового законодательства на правоотношения, складывающиеся в системе государственной, муниципальной службы.

Понятие, признаки и содержание трудовых правоотношений. Трудовая правосубъектность сторон трудового правоотношения.

Понятие, виды и составы юридических оснований (фактов) в трудовом праве. Общее и специальное в юридических основаниях (фактах) возникновения, изменения, приостановления и прекращения трудовых правоотношений. Коллективные социально-трудовые правоотношения и их общая характеристика.

Лекция 6. Социальное партнерство

Понятие социального партнерства, его основные принципы. Стороны социального партнерства. Система социального партнер­ства. Уровни социального партнерства. Формы социального партнерства. Органы социального парт­нерства.

Представители работников и работодателей. Понятие и харак­теристика профсоюзов. Социальное назначение профессиональных союзов. Правовые основы деятельности профсоюзов. Полномочия профсоюзов в сфере труда. Гарантии деятельности профсоюзов.

Иные представители работников, их полномочия.

Объединения работодателей: правовые основы деятельности, их полномочия в сфере труда.

Участие работников в управлении организацией, основные формы участия.

Ответственность сторон социального партнерства.

Коллективные переговоры как метод согласования интересов сторон социального партнерства.

Понятие, виды и содержание соглашений, заключаемых между представителями работников и работодателей. Порядок их разра­ботки, принятия и реализации.

Понятие, стороны и содержание коллективного договора. Роль коллективного договора в решении вопросов труда и занятости, предупреждении трудовых споров.

Порядок ведения коллективных переговоров и подготовки кол­лективного договора. Процедура заключения и изменения (допол­нения) коллективного договора.

Контроль за исполнением обязательств по коллективному договору. Регистрация коллективных договоров и соглашений.

Лекция 7. Занятость и трудоустройство граждан

Понятие и формы занятости населения. Особенности становления и современное развитие законодательства о занятости в России. Понятие и правовой статус безработного. Правовая организация и виды трудоустройства. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Правовые гарантии и компенсации работникам при высвобождении (ликвидации организации, сокращении численности и штата работников и др.).

Лекция 8. Трудовой договор

Понятие и правовая характеристика трудового договора. Отли­чие трудового договора от смежных гражданско-правовых соглашений. Теоретическое и практическое значение вопроса.

Содержание трудового договора: информационные условия трудового договора (место работы, трудовая функция, дата начала работы). Обязательные и дополнитель­ные условия, их правовое значение. Общий порядок заключения трудового договора. Вступление его в силу.

Оформление приема на работу. Гарантии при приеме на работу.

Трудовые книжки и другие документы, связанные с работой.

Трудовые договоры, заключенные на неопределенный срок. Срочные трудовые договоры, условия и основания их заключения.

Иные виды трудовых договоров.

Изменение трудового договора. Понятие и виды переводов на другую работу. Перемещение.

Отстранение от работы. Правовые последствия отстранения от работы.

Общие основания прекращения трудового договора, их класси­фикация.

Расторжение трудового договора по инициативе работника.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Порядок расторжения трудового договора, оформление увольнения и производство расчета. Выходное пособие и иные компенсации при увольнении работников.

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зави­сящим от воли сторон.

Правовая защита работников от незаконных увольнений и пере­водов. Участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по ини­циативе работодателя.

Дополнительные гарантии при прекращении трудового догово­ра для отдельных категорий работников.

Защита персональных данных работника.

Лекция 9. Рабочее время

Понятие и нормативы продолжительности рабочего времени. Виды рабочего времени: нормальное, сокращенное и неполное.

Режим рабочего времени, порядок его установления. Cменная работа. Работа в режиме гибкого рабочего времени. Работа с разделением рабочего дня на части и иные режимы рабочего времени. Использование и учет рабочего времени.

Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Сверхурочная работа. Ненормированный рабочий день.

Лекция 10. Время отдыха

Понятие и виды времени отдыха.

Отпуска и их виды. Ежегодные (основные и дополнительные) оплачиваемые отпуска. Порядок предоставления и суммирования отпусков. Гарантии права на отпуск. Замена отпуска денежной компенсацией. Разделение отпуска на части. Отпуск с последую­щим увольнением.

Отпуска без сохранения заработной платы.

Иные виды отпусков.

Лекция 11. Оплата и нормирование труда.

Понятие оплаты труда. Государственные гарантии по оплате труда работников.

Понятие заработной платы. Методы правового регулирования заработной платы. Соотношение централизованного (государст­венного) регулирования оплаты труда и локального регулирования заработной платы для работников организаций, финансируемых из бюджета, работников организаций смешанного финансирования, работников других организаций.

Права работодателей по установлению форм, систем, размеров и видов оплаты труда работников.

Минимальный размер заработной платы, ее индексация. Тарифные системы оплаты труда, их изменение и развитие в условиях перехода к рыночной экономике. Единая тарифная сет­ка (ЕТС) для работников бюджетной сферы. Элементы тарифных систем. Тарифы как гарантия равного вознаграждения за равный труд.

Системы заработной платы: повременная, сдельная, премиаль­ная и др. Порядок установления систем оплаты труда. Стимули­рующие выплаты. Вознаграждение по итогам годовой работы. Премирование.

Районное регулирование заработной платы.

Доплаты и надбавки к заработной плате: понятие, виды, поря­док установления, изменения и отмены.

Оплата труда при отклонениях от нормальных условий работы. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

Порядок выплаты заработной платы и производства удержаний из нее.

Исчисление средней заработной платы.

Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику.

Нормирование труда. Виды норм труда, порядок их введения, изменения и отмены.

Лекция 12. Гарантии и компенсации

Понятие и виды гарантий и компенсаций, случаи их предос­тавления.

Гарантии и компенсации при направлении работников в слу­жебные командировки, другие служебные поездки, при переезде на работу в другую местность.

Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государ­ственных или общественных обязанностей.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.

Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторже­нием трудового договора.

Иные гарантии и компенсации.

Лекция 13. Трудовая дисциплина

Понятие, содержание и методы обеспечения дисциплины труда. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Пра­вила внутреннего трудового распорядка, порядок их принятия и содержания. Уставы и положения о дисциплине.

Поощрение как метод обеспечения дисциплины труда. Основа­ния и меры поощрения работников за труд.

Понятие нарушения дисциплины труда (дисциплинарного про­ступка). Дисциплинарная ответственность по трудовому законода­тельству РФ. Меры дисциплинарного взыскания и порядок их при­менения.

Виды дисциплинарной ответственности: общая и специальная.

Лекция 14. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

Профессиональное обучение непосредственно в организациях. Право работников на профессиональную подготовку, переподго­товку и повышение квалификации.

Ученический договор.

Повышение квалификации работников, его формы. Гарантии и компенсации при повышении квалификации. Особенности подго­товки и повышения квалификации работников при высвобождении и потере работы.

Лекция 15. Правовое регулирование охраны труда

Понятие охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Право работника на охрану труда и гарантии этого права.

Обеспечение охраны труда. Органы управления охраной труда в организации. Государственные нормативные требования охраны труда. Обязанность работодателя по обеспечению безопасных ус­ловий и охраны труда и обязанность работников по соблюдению требований охраны труда.

Ответственность работодателя за нарушения требований охраны труда.

Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

Лекция 16. Материальная ответственность сторон трудового договора

Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, при­чиненный ею другой стороне этого договора. Понятие материальной ответственности сторон трудового договора, условия ее наступле­ния, отличия от гражданско-правовой имущественной ответствен­ности.

Материальная ответственность работодателя перед работником. Возмещение мо­рального вреда, причиненного работнику.

Материальная ответственность работника за ущерб, причинен­ный работодателю. Виды материальной ответственности работни­ков. Определение размера причиненного работником материально­го ущерба и причины его возникновения. Порядок взыскания ущерба.

Возмещение затрат, связанных с обучением работника.

Лекция 17. Защита трудовых прав работников. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их компетенция.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

Ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства.

Иные способы защиты трудовых прав работников. Самозащита работниками трудовых прав.

Лекция 18. Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения

Понятие и виды индивидуальных трудовых споров. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Комиссия по трудовым спорам: порядок образования, компетенция.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебном по­рядке.

Порядок обжалования и исполнения решений органов по рас­смотрению индивидуальных трудовых споров.

Лекция 19. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Понятие коллективных трудовых споров и причины их возник­новения.

Примирительные процедуры, их виды. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров в примирительной комиссии, с участием посредника и в трудовом арбитраже.

Забастовки как крайнее средство разрешения коллективных трудовых споров, порядок их организации и проведения. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки.

Ответственность сторон коллективных трудовых споров за нарушение порядка их разрешения.

Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров.

Лекция 20. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Дифференциация в правовом регулировании труда как особенность метода трудового права.

Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет. Особенности регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиального исполнитель­ного органа организации. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству. Особенности регулирования труда работников, заключивших тру­довой договор на срок до двух месяцев, и работников занятых на сезонных работах. Трудовые договоры о надомной работе. Особенности регулирова­ния труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Особенности регулирования труда ра­ботников, работающих у работодателей - физических лиц. Особен­ности регулирования труда работников транспорта. Особенности регулирования труда педагогических работников. Особенности ре­гулирования труда работников религиозных организаций. Особен­ности регулирования труда некоторых других категорий работников.

2.7. Содержание курса семинарских (практических) занятий с методическими указаниями для самостоятельной работы студентов

Общие методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Каждая тема семинарского (практического) занятия содержит вопросы для изучения, задания для самостоятельной работы и задачи для предварительной подготовки, которые по указа­нию преподавателя необходимо решить к семинарскому занятию. Начинать подготовку к последнему следует с внимательного изу­чения текста лекции, методических указаний, соответствующего раздела учебника и спе­циальной литературы. Рекомендуем использовать комментарии к Трудовому кодексу, журналы «Трудовое право», «Вопросы трудово­го права», «Трудовые споры», «Справочник кадровика». Обращаем ваше внимание на то, что Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ внес существенные изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, поэтому учебники и комментарии можно использовать только те, которые изданы не ранее 2007 г. Для более глубокого усвоения основ трудового права как науки, развития навыков юри­дического мышления необходимо изучение классических моногра­фий, в том числе советского периода.

При решении задачи сначала следует выяснить предмет трудо­вого спора, определить круг вопросов, которые нужно разрешить, и в письменном виде сформулировать их. Затем изучить соответ­ствующие нормативные правовые акты и судебную практику, от­носящиеся к ней (они, как правило, включены в список правовых источников к каждой теме), подобрать подходящие правовые нормы и дать их толкование применительно к данному казусу.

Отвечая на поставленные в задаче вопросы, необходимо дать точ­ные ответы и сделать конкретные ссылки на соответствующие нор­мативные акты с указанием их статьи и пункта. При этом нужно не только изложить содержание нормы, но и объяснить ее смысл, рас­крыть ее регулирующее значение. Ответы должны быть полными, развернутыми, достаточно аргументированными. В заключение на основе теоретических положений и нормативного материала нужно сформулировать решение задачи и сделать четкие выводы.

Имейте в виду, что условия некоторых задач содержат несколь­ко вариантов решений, каждый из которых необходимо проанали­зировать. В ряде случаев вы можете сами ввести дополнительные условия задачи, чтобы выявить, как будет трансформироваться ее решение в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Отдельные казусы могут быть использованы для проведения де­ловых игр.

Кроме задач, некоторые темы содержат задания (проанализи­ровать правовые нормы, сравнить комментарии разных авторов по одному и тому же спорному вопросу, составить таблицу, разработать проект локального нормативного акта, сформулировать приказы ра­ботодателя и др.), цель которых - углубленное изучение норматив­ного материала и комментариев к нему, практическое применение полученных знаний.

Нормативные правовые акты к каждой теме указаны без источ­ников официального опубликования, найти их можно в справочно-поисковых системах («Гарант», «Консультант», «Кодекс»). Помните, рекомендуемый перечень актов не является исчерпывающим, при необходимости привлекайте иные источники. Если нужно уточ­нить текст нормативного акта, используйте официальные издания («Российскую газету», «Парламентскую газету», «Собрание зако­нодательства Российской Федерации», «Бюллетень трудового и со­циального законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации», «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»).

Многие статьи, предложенные в разделе «Дополнительная рекомендуемая литература» можно найти в правовой системе «Консультант Плюс», либо в электронной библиотеке УдГУ.

Не забывайте, что в системе источников трудового права до сих пор действуют некоторые нормативные акты бывшего Союза ССР и значительное количество российских актов, принятых до вступле­ния в силу с 1 февраля 2002 г. нового Трудового кодекса РФ. Соглас­но ст. 423 ТК впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ они, равно как и законода­тельные акты бывшего СССР, применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ. Следовательно, при использовании правовых источников, принятых до 1 февраля 2002 г., вам нужно определить, в какой части они могут быть применены, а в какой (в силу противо­речия ТК) - нет.

Тема 1. Понятие, функции, предмет, метод и система трудового права

Методические указания для студентов

Вышеуказанная тема является фундаментальной для дальнейшего изучения трудового права. Понятие трудового права необходимо раскрываеть через его рассмотрение в разрезе науки, отрасли и учебной дисциплины.

В ходе изучения темы необходимо обратить внимание на вопрос о функциях трудового права как основополагающего критерия систематизации современной правовой системы, исследовать вопрос о социально-экономических (производственная и защитная) и правовых (обеспечение достойного труда) функций трудового права.

С общетеоретических и исторических позиций необходимо уделить внимание вопросам о предмета и метода трудового права как элементам, обуславливающим выделение отрасли права. Возникновение трудового права определяется сквозь призму выделения норм в законодательстве Российской империи, направленных на ограничение эксплуатации женщин и детей, и постепенного распространения защиты на иные категории трудящихся. В рамках данной темы необходимо поставить вопрос о понятии трудовых отношений как центрального элемента предмета трудового права и вопрос об иных, связанных с трудовыми отношениях, как составной части предмета трудового права. Особое внимание следует уделить характеристике коллективных отношений как специфических, присущих лишь отрасли трудового права, отношениях.

Метод трудового права необходимо рассматривать сквозь призму сочетания централизованного, локального и договорного регулирования, применения императивного и диспозитивного методов правового регулирования.

Внимание следует также уделить исследованию вопроса о понятийном аппарате трудового права как элементе его метода.

Следует также рассмотреть вопрос о системе трудового права и системе законодательства о труде; уделить внимание кодификации трудового законодательства как построению системы законодательства, наиболее эффективно реализующей цели, задачи и функции трудового права.

Целью изучения указанной темы является выявление необходимости с позиций объективной потребности в особом правовом регулировании группы отношений, связанных с использованием чужого труда, что предопределяет выделение трудового права в качестве самостоятельной правовой отрасли. При изучении этого вопроса необходима организация дискуссии среди обучающихся, в которой предлагаются различные модели правового регулирования (исключительно трудовым договором, трудовым договором и локальными актами, гражданским законодательством, системой, предлагаемой действующим трудовым законодательством), с выбором лучшей (адекватной решаемым целям и задачам) модели (метод Дельфи, метод развивающейся кооперации). При этом учитываются правовые, экономические и этические установки. Отдельные вопросы организации правового регулирования предпочтительно решать посредством мозгового штурма.

Вопросы для изучения

  1. Первые законодательные ограничения использования труда детей и женщин как первоисточник трудового права России. Эволюция правового регулирования трудовых отношений. Нравственные (этические) начала трудового права.

  2. Современное трудовое право как учебная дисциплина, отрасль права и науки. Тенденции развития трудового права.

  3. Понятие функций права, их значение. Функции трудового права.

  4. Предмет отрасли трудового права. Отграничение предмета трудового права от предмета смежных отраслей права.

  5. Метод правового регулирования трудовых отношений, его особенности.

  6. Понятийный аппарат трудового права.

  7. Трудовое право в системе российского права. Соотношение трудового права с иными отраслями российского права. Проблема соотношения трудового и гражданского права.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Проблемы юридической ответственности в трудовом праве» Для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта:
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы юридической ответственности в трудовом праве» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта:
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» Для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) для специальности 021100 – «юриспруденция» очная форма обучения; направления 521400 – «юриспруденция» (извлечение).
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовое регулирование труда государственных служащих» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составитель рабочей программы доцент Пивоварова О. Г

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта:
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (22)

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта.

Другие похожие документы..