Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до Закону України “Про захист суспільної моралі» встановлено правові основи захисту суспільства від розповсюдження продукції, що негативно...полностью>>
'Закон'
почтовые карточки, печатные издания, мелкие пакеты, телеграммы), посылки (документы, ценности, материальные блага), денежные средства (почтовые и тел...полностью>>
'Документ'
Письмо Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 32.03.20011 № 2591 «О разработке программ развития общеобразовательных учреждений...полностью>>
'Кодекс'
Відповідно до Земельного кодексу України, Закону України "Про оцінку земель" та постанови Кабінету Міністрів України від 30.05.97 N 525 &qu...полностью>>

Комплексная программа социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Для более полного охвата населения сельских поселений услугами потребительского рынка применялись такие формы обслуживания, как:

1) «магазины (лавки) на дому» ;

2) отделения федеральной почтовой связи, организующие розничную продажу товаров;

3) магазины, находящиеся в радиусе «пешеходной доступности».

В бытовом обслуживании это была организация приемных пунктов на базе сельских магазинов, зданий поселковых администраций, отделений связи и так далее. Здесь на постоянной основе или по графику оказываются парикмахерские, ритуальные услуги, производится раскрой ткани, прокат инвентаря, включая прокат сепараторов, заточку ножей, одновременно принимаются заявки на технически сложные виды услуг (ремонт радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин).

Такие формы обслуживания за анализируемый период были организованы в торговле в 703 сельских поселениях, в сфере бытового обслуживания - в 369 сельских поселениях.

Территориальная доступность бытовых услуг на селе повысилась.

Дальнейшие тенденции развития потребительского рынка территорий сельских поселений в области будут определяться в первую очередь динамикой роста реальных денежных доходов населения, развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, современной инфраструктурой: производственной (автомобильные дороги, связь и информация, коммунальные системы), социальной (жилищное хозяйство, образование, здравоохранение, культура, спорт).

По состоянию на 1 января 2016 года, как и в области в целом, в общем количестве стационарных объектов потребительского рынка в сельских поселениях (5175 единиц), будут преобладать объекты розничной торговли, на их долю придется 81 процент (4188), объекты общественного питания - 10 процентов (545), объекты бытового обслуживания - 9 процентов (442).

Продолжится организация выездного торгового и бытового обслуживания на территории сельских поселений, а также охват другими формами обслуживания сельского населения.

За период с 2007 по 2015 годы количество стационарных объектов потребительского рынка вырастет на 20 процентов, или 857 единиц, к уровню 2006 года, в том числе:

1) торговых объектов - на 11 процентов (406 единиц);

2) объектов питания - в 2,4 раза (320 единиц);

3) объектов бытового обслуживания - в 1,4 раза (131 единиц).

В сегменте розничной торговли сохранится преобладание магазинов повседневного спроса, предлагающих наиболее востребованный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

В сфере организации питания, учитывая отдаленность части сельских поселений от административных центров (центральных усадеб), предполагается автономное обеспечение и комплексный подход в развитии предприятий открытой сети.

В бытовом обслуживании продолжится развитие оказания бытовых услуг в приемных пунктах, где на постоянной основе или по графику будут оказываться различные виды бытовых услуг.

Перспективным и оправданным является усиление роли стационарной сети потребительского рынка в районных центрах и создание разветвленной сети приемных пунктов, организация выездного обслуживания, что позволит повысить профессионализм при оказании услуг и их качество.

Развитие сети потребительского рынка сельских территорий будет осуществлено за счет частных инвестиций. По экспертной оценке суммарный объем инвестиций в развитие сети потребительского рынка сельских поселений за 2008-2010 годы составит около 2,7 млрд. рублей.

В связи с делением территории области на управленческие округа проведена группировка муниципальных образований и показано развитие сети потребительского рынка по округам.

По состоянию на 1 января 2016 года наибольший удельный вес в общем количестве стационарной сети будет приходиться на Восточный управленческий округ, его доля составит 39 процентов, далее следует Западный управленческий округ – 17 процентов, Южный управленческий округ – 12 процентов, Северный управленческий округ – 11 процентов, Горнозаводской управленческий округ – 11 процентов, муниципальные образования, не вошедшие в округа, с долей 10 процентов.

За 2008-2015 годы наибольший прирост стационарной сети будет обеспечен в Южном управленческом округе (37 процентов) и муниципальных образованиях, не вошедших в округа, – 23 процента, что выше среднего областного показателя на 17 и 3 процентных пункта соответственно. Более низкие показатели роста стационарной сети будут в Северном управленческом округе (19 процентов), Восточном управленческом округе (18 процентов). В Западном и Горнозаводском управленческих округах темпы роста стационарной сети будут около 15 процентов.

В 2008-2015 годах вырастет доля Южного управленческого округа с 10 процентов до 12 процентов в общем количестве стационарной сети сельских поселений. Вместе с тем будет наблюдаться снижение доли стационарных объектов в Горнозаводском и Западном управленческих округах до 11 процентов и 17 процентов соответственно. Сохранят свою долю присутствия в общем количестве стационарных объектов в сельских поселениях Северный управленческий округ (11 процентов), Восточный управленческий округ (39 процентов), муниципальные образования, не вошедшие в округа, – 10 процентов.

В структуре объектов потребительского рынка округов наибольшее количество будет сохраняться за розничной торговлей с одновременным ростом сети предприятий питания. Самый значительный рост объектов питания открытой сети будет обеспечен в Южном управленческом округе (89 объектов), причем за счет роста стационарной сети, а самый низкий - в Горнозаводском управленческом округе.

Активнее, чем в других округах, будет увеличиваться количество стационарных объектов бытового обслуживания в Восточном управленческом округе, где число объектов вырастет к уровню 2006 года на 67 единиц, против прироста 27 объектов в Западном управленческом округе и 22 - в Южном управленческом округе.

Потребительская кооперация

Потребительская кооперация Свердловской области - это многоотраслевая система, которая занимается розничной и оптовой торговлей, общественным питанием, производством товаров народного потребления, заготовкой сельскохозяйственной продукции и сырья от населения, бытовым обслуживанием населения.

Организации потребительской кооперации Свердловской области осуществляют обслуживание свыше 340 тысяч человек, в том числе 259 тысяч человек сельского населения, что составляет 35 процентов от общей численности сельского населения и объединяет 153 тысячи членов - пайщиков.

Кооперативные организации работают на территории 30 муниципальных образований в 796 населенных пунктах, из которых - 777 сельские.

Более 60 процентов обслуживаемых потребительской кооперацией населенных пунктов - это села и деревни с числом жителей до 300 человек.

Доля товарооборота кооперативных организаций в обороте розничной торговли в муниципальных образованиях составляет почти 15 процентов.

В системе потребительской кооперации Свердловской области работают 949 магазинов, 75 предприятий общественного питания. 66 отдаленных малочисленных сельских населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, обслуживаются развозной торговлей и через «магазины на дому», в которых работают свыше 6,3 тыс. человек.

50 процентов торговой сети кооперативных организаций работает в круглосуточном и удлиненном режиме.

В сельских магазинах организована продажа товаров по заказам населения с доставкой на дом, производится продажа сложнобытовой техники, мебели и других товаров в кредит. С начала года объем продаж товаров в кредит вырос в 1,3 раза.

В системе облпотребсоюза работают 10 аптек и аптечных киосков, 35 парикмахерских, 175 пунктов проката, 64 стола раскроя тканей; 479 магазинов торгуют изделиями медицинского назначения, 297 - зооветтоварами, 190 - имеют детские игровые площадки, в 643 магазинах организованы чайные столы. Каждый второй магазин принимает заявки на оказание парикмахерских услуг, услуг по прокату, ремонту и пошиву одежды и обуви, раскрою ткани, на проявку фотопленки и печать фотографий, ремонт часов.

Более 100 магазинов и отделов кооперативной торговой сети работают в формате самообслуживания.

Оборот розничной торговли потребительской кооперации за 2006 год увеличился в сопоставимой оценке на 11,5 процента по сравнению с уровнем 2005 года.

В структуре оборота розничной торговли кооперативных организаций 74,9 процента занимают продовольственные товары.

Растет оборот общественного питания.

Объем платных услуг, оказанных кооперативными организациями, в 2006 году увеличился на 15,8 процента по сравнению с уровнем 2005 года, объем бытовых услуг увеличился на 26 процентов.

Организации потребительской кооперации осуществляют закупки по 27 видам сельскохозяйственной продукции и сырья. За 2006 год объем закупок сельскохозяйственной продукции и сырья в сопоставимых ценах превысил на 17,5 процента показатель 2005 года, в том числе у населения на 17,9 процента. Прирост закупок обеспечен практически по всем основным видам продукции. Объем закупленного картофеля составил 5,5 тыс. тонн, практически весь картофель (97 процентов от общего объёма) закуплен у населения. Темп роста закупа овощей составил 107,4 процента, мяса и молока соответственно 100,1 процента и 152,9 процента.

В среднем по году закупается у населения до 10 тонн меда, 40 тонн яблок уральских садоводов, 15 тонн дикорастущих ягод, 15 тонн грибов, 19 тонн лекарственно-технического сырья, 550 тонн вторичного сырья, 10000 штук кожевенного сырья, 25 тонн сока березового, 20 тонн рыбы озерной.

В инфраструктуру закупок и реализации сельхозпродукции вовлечено 290 магазинов - приемозаготовительных пунктов, 33 специализированных приемозаготовительных пункта, 132 пункта приема молока, 2 молоковоза на базе автомобиля «Газель», 3 овощекартофелехранилища, 12 складов вторсырья, перерабатывающие предприятия и предприятия общественного питания.

Кооперативная промышленность представлена 27 хлебопекарными предприятиями, комбинатом по производству консервированной плодоовощной продукции, минеральной воды, безалкогольных напитков, соков; Свердловской колбасной фабрикой.

Программой развития потребительской кооперации до 2015 года в сельских поселениях предусматривается открытие 25 стационарных торговых предприятий, 9 объектов общественного питания, 18 объектов бытового обслуживания, 3 «магазина на дому», проведение реконструкции действующих предприятий.

По расчетам, к 2010 году по сравнению с 2006 годом оборот розничной торговли возрастет на 50 процентов, а оборот общественного питания – на 53 процента.

Организациями потребительской кооперации предусмотрено увеличение закупа у населения в 2010 году картофеля до 6,1 тыс. тонн (рост к уровню 2006 года 115 процентов), овощей – до 580 тонн (рост в 1,2 раза), плодов и ягод дикорастущих - до 45 тонн (рост в 6 раз), грибов - до 24 тонн ( рост в 1,9 раза), лекарственных трав и сырья – до 24 тонн ( рост в 1,3 раза). Прогнозируется увеличение закупа сельскохозяйственной продукции и пищевых лесных ресурсов и в последующие годы.

Увеличение объёмов закупа дикорастущей и сельскохозяйственной продукции у населения организациями потребительской кооперации, а также её хранение и переработка требует как создания новой, так и модернизации существующей материально – технической базы закупок и первичной переработки. На оснащение мощностей необходимым оборудованием и автотранспортом в 2008-2010 годах требуется 98 млн. рублей.

Банковские и финансовые услуги

Действующая в Свердловской области банковская система представлена на территории крайне неравномерно. Институциональная насыщенность кредитными организациями в крупных и средних городах области значительно выше чем, в сельских районах. Сельские территории имеют один-два пункта банковского обслуживания (головные офисы, филиалы, дополнительные и кредитно-кассовые офисы, операционные кассы) в расчете на 10 000 жителей. На долю сельскохозяйственных районов области приходится лишь 17 процентов пунктов банковского обслуживания от их общей численности.

В последние годы наблюдается тенденция закрытия структурных подразделений в отдаленных районах области ввиду их низкой рентабельности или убыточности.

Самым крупным представителем банковской системы в сельской местности области является Уральский банк Сбербанка России, его филиальная сеть включает в себя 469 подразделений, в том числе  36 отделений, 231 дополнительный офис,  197 операционных касс вне кассовых узлов, 5   передвижных пунктов кассовых операций.

Свои немногочисленные подразделения на сельских территориях имеют открытое акционерное общество «СКБ-Банк», открытое акционерное общество «Уралтрансбанк», открытое акционерное общество «Уральский банк реконструкции и развития» и некоторые другие банки.

В июне 2007 года в городе Екатеринбурге открыт Свердловский региональный филиал открытого акционерного общества «Россельхозбанк».

В целом институциональная насыщенность кредитными организациями сельских территорий может быть оценена как недостаточная.

Задача состоит в максимальном насыщении сельских территорий банковскими и финансовыми услугами, существенном расширении доступности данного вида услуг для населения и товаропроизводителей.

В целях укрепления региональной составляющей банковской системы и повышения доступности банковских услуг необходимо шире использовать уже существующие инфраструктурные возможности, в том числе подразделения федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».

В Свердловской области расположено 23 обособленных подразделения (почтамта), 530 стационарных отделений почтовой связи в сельской местности, 7 пунктов почтовой связи, 6 передвижных отделений почтовой связи. В среднем на одно почтовое отделение приходится три сельских населенных пункта. В Свердловской области установлены и функционируют POS-терминалы в 53 почтовых отделениях.

Использование потенциала почтовой сети представляет собой уникальную возможностью обеспечить доступность банковских услуг на всей территории области.

На сегодняшний день в почтовом отделении можно получить наличные по пластиковой карте, внести срочный вклад, оформить кредитную заявку.

Все большее число банков области и прочих поставщиков финансовых услуг предлагают банковские и платежные услуги, используя систему розничных агентов.

В качестве розничных агентов выступают точки розничной торговли, в том числе продуктовые магазины, аптеки, автозаправочные станции, а также операторы мобильной связи. Практически каждая торговая точка, работающая с наличными средствами и расположенная рядом с клиентами, может выступать розничным агентом.

Повышение доступности финансовых услуг предполагает предоставление банками в широком ассортименте для сельского населения депозитных (сберегательных) и кредитных услуг. Причем данные виды розничных банковских продуктов должны включать систему жилищных накоплений, микрофинансовое и ипотечное кредитование. Сельскому населению должны быть предложены новые механизмы расчетов и дистанционный доступ к банковским счетам.

Малому и среднему бизнесу (крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам) должен быть обеспечен доступ к венчурному капиталу, кредитованию и системе расчетов.

Повышение доступности банковских и финансовых услуг сельскому населению и товаропроизводителю предполагает также:

1) расширение видов финансовых посредников (небанковских депозитно-кредитных организаций, сельских кредитных потребительских кооперативов, кредитных союзов, кредитных и ипотечных брокеров);

2) удешевление способов работы банков с населением, использование новых технологий (мобильная связь, сеть «Интернет», карточные платежные системы);

3) предоставление банковских услуг вне служебных помещений (дистанционно);

4) государственные программы поддержки микро- и малого бизнеса;

5) развитие лизинговых услуг;

6) повышение уровня финансовой грамотности граждан.

В ближайшее время предстоит обеспечить для сельского населения области доступность вкладных операций, потребительского и ипотечного кредитования, выдачи наличных денежных средств по банковским картам, выплаты физическим лицам заработной платы, дивидендов, страховых возмещений.

В среднесрочной перспективе в сельских районах области получат развитие более мобильные подразделения банков – кредитно-кассовые офисы и передвижные пункты кассовых операций. Кроме того, с апреля 2007 года кредитные организации могут открывать операционные офисы без жесткой привязки к местонахождению управляющего центра кредитной организации, с правом ведения базового объема и перечня банковских операций как с населением, так и с хозяйствующими субъектами.

Для развития банковской инфраструктуры необходимо создание условий продвижения банковских учреждений в сельские районы области.

Кредитным организациям главы муниципальных образований в Свердловской области должны вносить предложения о предоставлении пригодных к эксплуатации помещений на условиях аренды, субаренды, безвозмездного пользования или выкупа их на льготных условиях.

В соответствии с мероприятиями Программы «Уральская деревня» для обслуживания сельского населения в 2008-2015 годах планируется открыть 62 филиала банков, в том числе 24 офиса Свердловского регионального филиала открытого акционерного общества «Россельхозбанк», установить 325 POS- терминалов в отделениях федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».

Здравоохранение

Обеспеченность сельского населения врачами в 2 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,5 раза ниже по сравнению с городским населением. Особую тревогу вызывает низкая обеспеченность сельского населения врачами-хирургами, акушерами-гинекологами, педиатрами, врачами узких специальностей, что приводит к снижению доступности медицинской помощи на селе.

Вследствие отсутствия квалифицированных кадров, особенно в первичном звене, на должностях работают фельдшеры (на должностях участковых врачей работают 818 фельдшеров).

 Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений в сельской местности не соответствует современным требованиям. Качественного ремонта требуют большинство амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, устарело и требует замены диагностическое и лечебное оборудование медицинских учреждений. 

В большинстве сельских населенных пунктах отсутствуют аптеки, аптечные киоски, по этой причине население вынуждено ехать за лекарственными средствами в районный центр.

Медицинским обслуживанием сельского населения занимаются 27 центральных районных больниц, 4 районные больницы, 12 участковых больниц, 706 фельдшерско-акушерских пунктов, на 1 ноября 2007 года действует 154 общих врачебных практики.

В последние годы в области мероприятия по реорганизации системы медицинского обслуживания на селе направлены на повышение экономической эффективности использования ресурсов, повышение укомплектованности кадрами, снижение уровня необоснованной госпитализации, оптимизацию соотношения видов медицинской помощи, улучшение взаимодействия между этапами медицинской помощи.

Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения позволила улучшить оснащение центральных районных больниц оборудованием, станций «скорой помощи» - санитарным автотранспортом.

Проводимая реорганизация медицинской помощи базируется на внедрении новой модели деятельности системы сельского здравоохранения, основу которой составляет общая врачебная практика (семейная медицина). Модель предполагает, что этапность оказания медицинской помощи будет осуществляться следующим образом:

важнейшим первичным врачебным этапом в учреждениях здравоохранения в условиях общих врачебных практик оказывается амбулаторная плановая и неотложная медицинская помощь, в том числе в условиях дневного стационара. Возглавляет работу врач общей практики, являющийся организатором здравоохранения в зоне своей деятельности (территориального участка);

вторым этапом оказания врачебной помощи становится центральная районная больница муниципального образования;

третий этап - оказание специализированной помощи в межрайонных (окружных) специализированных учреждениях;

четвертый этап – областные больницы, областные специализированнее медицинские учреждения (центры).

Развитие общих врачебных практик идет путем реорганизации участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий.

Внедрение общих врачебных практик позволяет повысить доступность и качество врачебной помощи для жителей и уменьшить нагрузку на центральные районные больницы.

Для приближения специализированной помощи к сельским жителям будет продолжена работа по созданию в управленческих округах центров и кабинетов специализированной помощи (урологической, ревматологической, неврологической и иных видов помощи).

Для сохранения здоровья сельского населения, повышения эффективности всей системы здравоохранения сельских поселений в перспективе предусматривается:

1) проведение мониторинга состояния здоровья сельского населения на основе современных информационных технологий;

2) совершенствование взаимодействия всех звеньев здравоохранения сельских поселений (скорая медицинская помощь - общая врачебная практика с фельдшерско – акушерскими пунктами - поликлиника, стационар и выездная поликлиника центральной районной больницы - межрайонные (окружные центры) - областные лечебные учреждения;

3) увеличение объёмов и эффективности мероприятий по медицинской профилактике среди сельского населения;

4) повышение эффективности использования ресурсов за счет внедрения рациональной модели финансирования сельских общих врачебных практик и всей территориальной системы здравоохранения муниципального образования;

5) подготовка врачей, фармацевтических кадров и медицинских работников, имеющих среднее медицинское образование, для семейных практик и закрепление их на селе путем предоставления жилья;

6) оснащение отделений семейной медицины необходимым медицинским оборудованием и оргтехникой для внедрения современных организационных и медицинских технологий;

7)формирование у сельских жителей мотивации к укреплению и сохранению своего здоровья.

По мере развития общих врачебных практик количество фельдшерско-акушерских пунктов, участковых (районных, поселковых) больниц, врачебных амбулаторий будет сокращаться. Фельдшерско-акушерские пункты будут сохранены в отдаленных, труднодоступных, малонаселенных сельских территориях. Каждую общую врачебную практику должна обслуживать аптека или аптечный пункт.

К концу 2010 года в сельской местности области должно действовать не менее 262 общих врачебных практик, к концу 2015 года – 333. На организацию общих врачебных практик планируется направить в 2008-2010 годах 543,6 млн. рублей, в том числе 314 млн. рублей из средств областного бюджета, в 2011-2015 годах - 420,2 млн. рублей.

Образование

В 2006 году в Свердловской области в сельской местности сохранена основная сеть образовательных учреждений. Структура сети общеобразовательных учреждений обусловлена демографическими особенностями детского населения.

Образовательным процессом детей на начало 2006/2007 учебного года занимались 64 начальных, 146 основных, 324 средних (полных), 14 коррекционных и 3 вечерних учреждения. Численность учащихся в общеобразовательных школах составила 71260 человек (17,6 процента от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях).

На конец 2006 года действовали 382 дошкольных общеобразовательных учреждения и 58 дошкольных подразделений при общеобразовательных школах. Число мест в этих учреждениях составило 32,1 тысячи. Дошкольные учреждения посещали 21,6 тыс. детей.

Потребность в получении дошкольного образования в форме полнодневного посещения дошкольного образовательного учреждения неуклонно растет. В настоящее время в Свердловской области в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении состоят 9426 детей.

В ситуации с острой нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях, непосещением детьми (по разным причинам) сельских дошкольных образовательных учреждений решение проблемы обеспеченности детей общедоступным образованием как ведущего условия развития ребенка может произойти через организацию новых форм дошкольного образования.

В 2006 году в системе дополнительного образования детей функционировали 22 учреждения, их количество увеличилось по сравнению с 2004 годом на 10 учреждений. В детских объединениях в настоящее время занимаются 16467 детей. Ежегодно увеличивается охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием (в 2005 году – на 1,6 процента, в 2006 году - на 3,4 процента).

В 27 учреждениях профессионального образования (15 из них расположены в сельской местности) осуществляется подготовка специалистов для сельскохозяйственного производства. Ежегодный выпуск трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства составляет около 1000 человек. Ведется подготовка специалистов для сферы торговли, питания, бытовых услуг. Расширяется сеть учреждений, реализующих образовательные программы подготовки строительного профиля, деревообработки. Ежегодно осуществляется целевой прием выпускников сельских школ в учреждения среднего и высшего профессионального образования. В 2006 году в сельские образовательные учреждения трудоустроились 92 молодых специалиста, получивших образование на условиях целевой подготовки. Общее число выпускников вузов и колледжей, ежегодно приходящих на работу в сельские учреждения, составляет 250 человек. В 4 учреждениях начального профессионального образования реализуются программы профессиональной подготовки выпускников специальных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями здоровья по профессиям сельскохозяйственного профиля (плодовощевод, овощевод, садовник, цветовод). В 2006 году в Верхнесинячихинском профессиональном училище (Алапаевское муниципальное образование) оборудована учебно-производственная лаборатория «Диагностика и техническое обслуживание автомототранспортных средств», что позволяет не только осуществлять практическую подготовку учащихся, но и предоставлять услуги населению по ремонту автотранспорта.

В 2006 году на базе Каменск-Уральского профессионального агролицея создан ресурсный центр развития профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

В области образования будет продолжено строительство, ремонт школ и дошкольных общеобразовательных учреждений, совершенствование общеобразовательного процесса и дополнительного образования, обеспечение школьников начальных классов бесплатным питанием, в том числе за счет выращивания собственной продукции, повышение оснащенности учебно-наглядным оборудованием, компьютерной техникой, доступ к сети Интернет.

Развитие образовательных услуг для сельского населения требует учета особенностей в производственно-экономической и социальной сферах, таких как рост числа фермерских хозяйств и малых предприятий, возрастание доли транспортных средств и сельскохозяйственной техники, находящейся в индивидуальном пользовании, появление новых технологий в обработке земли, содержания и кормления животных и птицы, переработке сельхозпродукции, рост индивидуального жилищного строительства, развитие потребительского рынка и другие особенности.

Повышение уровня доступности профессионального образования для жителей села будет осуществляться через расширение спектра программ начального и среднего профессионального образования, реализуемых в различных формах обучения (очная, очно-заочная, вечерняя, заочная), через использование современных информационных технологий, развитие дистационных форм обучения с учетом потребностей молодежи и взрослого населения.

Приоритетными направлениями для повышения качества образовательных услуг в системе профессионального образования будут:

1) введение новых профессий и специальностей, востребованных социально-экономической инфраструктурой села (в том числе с открытием учебно-консультационных лабораторий в связи с появлением новых технологий в обработке земли, в растениеводстве и животноводстве, в обслуживании населения); развитие содержания профессионального образования с максимальным учетом требований работодателей;

2) создание инфраструктуры учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов и учитывающих особенности развития сельскохозяйственного производства в территориях;

3) обновление учебно-материальной базы реализации профессиональных образовательных программ ( в том числе с использованием информационных технологий в обучении);

4) развитие «интернет-ресурса» для информационно - консультационного обеспечения профессионального выбора и самоопределения подростков, семьи, молодежи, содействие трудоустройству выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

5) создание специализированных учебных мест (или центров) дистанционного обучения и образования в крупных сельских населенных пунктах на основе использования современных информационных технологий областными учреждениями начального и среднего профессионального образования;

6) поддержка и развитие творческой инициативы молодежи и взрослого населения путем разработки и реализации социально значимых проектов в системе образования;

7) организация целевой подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования для работы на предприятиях и учреждениях сельской местности.

В 2008 - 2010 годах планируется построить 22 детских сада, 23 общеобразовательных школы, отремонтировать в среднем за год 200 дошкольных учреждений и 250 общеобразовательных учреждений, приобрести 133 школьных автобуса. Затраты на реализацию мероприятий на 2008-2010 годы предусмотрены в сумме 4,2 млрд. рублей, в том числе из средств областного бюджета – 2,5 млрд. рублей.

Реализация запланированных мер по обеспечению государственной поддержки социально-экономического развития села средствами профессионального образования позволит повысить доступность образования для различных возрастных групп населения, актуализировать систему образования с учетом текущих и перспективных потребностей рынка труда, повысить занятость молодежи и взрослого населения села.

Социальная защита населения

В настоящее время в Министерстве социальной защиты населения Свердловской области сосредоточен весь комплекс полномочий по социальной защите и социальному обслуживанию граждан, проживающих на территории Свердловской области. Выстроена единая функционально-структурная модель, включающая 62 территориальных управления социальной защиты населения, в том числе 52 – в сельской местности; 33 стационарных учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 29 – в сельской местности; 153 нестационарных учреждения социального обслуживания населения, в том числе 116 – в сельской местности.

Мерами социальной поддержки пользуются около 185 тыс. человек, проживающих в сельской местности.

Предоставление мер социальной поддержки гражданам производится в соответствии с федеральными и областными законами и программами социальной направленности, на реализацию которых в 2007 году выделено 2,3 млрд. рублей, что на 64,5 процента превышает показатели 2006 года. В 2010 году планируется выделить 2,8 млрд. рублей – на 23 процента больше, чем в 2007 году.

Пособия и компенсации гражданам выплачиваются в полном объеме.

В соответствии с Законом Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» («Областная газета, 2004, 27 ноября, № 322-324) гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по указанному закону, выплачивается ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи, за исключениембеспроводной телефонной связи, в размере 150 рублей, ежемесячное пособие на пользование услугами проводного радиовещания в размере 15 рублей, ежемесячное пособие на пользование платными услугами телевизионного вещания в размере 50 рублей.

Выплачиваются денежные пособия малоимущим гражданам, проживающим в сельской местности.

Ежегодно инвалидам выделяется спецавтотранспорт. На базе пансионата для престарелых «Семь ключей» организованы курсы по обучению инвалидов вождению автотранспорта категории «В». Ежегодно проходят обучение около 100 человек.

С 2005 года оказываются услуги по сурдопереводу, ежегодно организуется оздоровление инвалидов в реабилитационных центрах и отделениях.

На базе Камышловского профессионального училища-интерната и профессионального лицея «Родник» обучается свыше 230 инвалидов.

Сформирована сеть из 75 социальных пунктов проката технических средств реабилитации для инвалидов, в том числе 65 – в сельских территориях. Их цель - оказание социальных услуг по временному обеспечению техническими средствами реабилитации лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, освободившихся из мест лишения свободы, перенесших травмы, хирургические операции, страдающих заболеваниями, нуждающихся в технических средствах, на короткий срок, например, на период выздоровления после полученной травмы. Для их оснащения ежегодно приобретаются технические средства реабилитации свыше 40 наименований.

В области ежегодно реализуется программа круглогодичного отдыха и оздоровления детей.

Подготовлены карты-схемы оказания срочной социальной помощи в территориях. В центрах социального обслуживания населения оказывается экстренная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, непосредственно на месте их нахождения, создана служба «социальное такси».

С апреля 2006 года в структуре центров социального обслуживания (23 отделения временного проживания) создаются системы мобильной срочной социальной помощи для оказания экстренной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, непосредственно на месте их нахождения.

Во всех территориальных управлениях социальной защиты населения организация и назначение выплат социальных пособий и компенсаций гражданам ведется по модели «Одно окно». Новая схема позволяет изменить принципы реализации государственных функций, централизовать их, устранить дублирование, упростить процесс оформления. В скором времени человек будет обращаться к одному специалисту и предоставлять один комплект подтверждающих документов на все виды выплат.

Замена натуральных льгот денежными выплатами, проводимая в рамках федерального законодательства, улучшила уровень социальной защищенности сельских жителей, так как условия их проживания зачастую не позволяли воспользоваться всеми гарантированными социальными льготами. Введение денежных компенсаций уровняло возможности пользоваться государственной социальной помощью сельского и городского населения.

В сфере социальной защиты населения будет продолжена работа по содействию развития учреждений социального обслуживания населения, а также обеспечение комплекса мероприятий по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, улучшению качества жизни, созданию благоприятных условий для их жизнедеятельности.

Основными направлениями деятельности органов социальной защиты населения по обеспечению социальной защищенности жителей сельских территорий будут следующие:

1)предоставление жителям сельских территорий всех гарантированных законодательством мер социальной поддержки в полном объеме;

2) дальнейшая оптимизация системы социального обслуживания населения (информатизация, внедрение новых услуг и технологий, обеспечение принципа равнодоступности);

3) продолжение работы по профилактике социального неблагополучия в семьях, работы по социальному обслуживанию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, организации временного пребывания в учреждениях социального обслуживания лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Реализация мероприятий направлена на повышение уровня социальной защищенности жителей сельских территорий, повышение качества их жизни, устранение различий в уровне социально-культурного обеспечения между городским и сельским населением, создание условий для максимальной самореализации и формирование активной гражданской позиции.

Культура

Базовыми учреждениями культуры, обеспечивающими конституционные права сельского населения области на доступ к культурным благам, по–прежнему остаются учреждения культурно-досугового типа (клубы и дома культуры) и библиотеки.

В сельской местности области функционируют 736 муниципальных культурно-досуговых учреждений (81 процент от общего количества) и 610 сельских библиотек (63 процента от общего числа). Сохраняется тенденция сокращения стационарной сети сельских учреждений культуры: в 2006 году было закрыто 19 сельских клубов и 14 библиотек.

Проведенный в 2004-2005 годах мониторинг обеспеченности жителей сельских территорий Свердловской области услугами библиотек и клубных учреждений показал, что в 807 малонаселенных сельских населенных пунктах 45 муниципальных образований в Свердловской области отсутствуют стационарные учреждения культуры, внестационарное обслуживание практически свернуто. В сложившейся ситуации развитие комплексного внестационарного культурного обслуживания жителей сельских территорий области по оказанию культурно-досуговых и библиотечных услуг, кинообслуживания является приоритетной задачей развития сферы культуры на долгосрочный период и важной составляющей развития социальной инфраструктуры сельских территорий области в целом.

Первым шагом в этом направлении стал эксперимент по переводу сельского кинопоказа в области на систему видеопередвижек. Сегодня с разной степенью эффективности работают 24 комплекта видеооборудования, приобретенного за счет средств областного бюджета, осуществляя кинопоказ в 190 населенных пунктах. В целях совершенствования передвижных форм культурно-досугового обслуживания населения с 2005 года начато приобретение модернизированных автоклубов, оснащенных световым, звуковым, кино-видеооборудованием и автономной электростанцией. В настоящее время 7 автоклубов переданы по конкурсу в муниципальные образования для организации культурного обслуживания сельских жителей. Практика показала, что необходимо объединение максимального набора востребованных сельским населением культурных услуг на базе единого передвижного технического средства.

Материально-техническая база сельских учреждений культуры не соответствует современным требованиям. 44 процента зданий сельских клубов и домов культуры находятся в неудовлетворительном состоянии (41 процент требует капитального ремонта, 3 процента являются аварийными). За последние пять лет при финансовой поддержке областного бюджета количество сельских клубных зданий, находящихся в неудовлетворительном состоянии, удалось снизить только на 6 процентов.

В течение 2004-2006 годов отмечена положительная динамика в обновляемости библиотечных фондов сельских библиотек, вызванная притоком средств областных субсидий. Тем не менее, количество приобретаемых сегодня библиотеками новых книг составляет в среднем только 40 процентов от нормативной потребности. Компьютерную технику имеют менее 5 процентов сельских библиотек, доступ в Интернет – 1 процент.

В перспективе будет сохранена существующая сеть стационарных учреждений культуры на селе, в 2008 - 2010 годах будет проведен капитальный ремонт 144 зданий учреждений культуры, приобретено 22 передвижных досуговых центра. Каждый житель сельской местности будет иметь потенциальную возможность удовлетворить свои культурно-досуговые и информационные потребности.

К концу 2015 года будет обеспечено пополнение книжных фондов сельских библиотек в соответствии с требованиями рекомендуемых нормативов.

Планируется внедрение новых информационных технологий в работе сельских библиотек. Компьютеризация сельских библиотек позволит повысить качество и ассортимент предоставляемых населению культурных и информационных услуг, обеспечит возможность удаленного доступа к массиву существующих информационных ресурсов. К концу 2010 года будут компьютеризированы и подключены к сети Интернет все сельские библиотеки, расположенные в населенных пунктах с числом жителей более 500 человек.

На реализацию мероприятий по развитию культурного обслуживания населения в 2008-2010 годах требуется 163,3 млн. рублей, в том числе 104,4 млн. рублей из средств областного бюджета.

Физическая культура, спорт, туризм и отдых

Занятиями физической культурой и спортом в сельской местности в настоящее время охвачены свыше 35,0 тыс. человек, что составляет 4,7 процента от общей численности сельского населения Свердловской области.

Для развития физической культуры и спорта в сельских территориях Свердловской области необходимо направить усилия на создание условий для увеличения численности занимающихся физической культурой и спортом, на строительство и ремонт спортивных площадок по месту жительства, оснащение спортивным инвентарем и оборудованием муниципальных детско-юношеских спортивных школ, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, пропаганду ценностей спорта в средствах массовой информации.

В целях вовлечения сельского населения в активные занятия физической культурой и спортом, профилактики заболеваний и правонарушений, необходимо предусмотреть:

1) образование на базе спортивных сооружений сельскохозяйственных организаций, сельских школ оздоровительных групп, спортивных секций с учетом всех возрастных групп сельского населения. Увеличение к 2015 году количества занимающихся физической культурой и спортом до 30 процентов от общей численности сельского населения;

2) создание физкультурно-оздоровительных центров со спортивными и тренажерными залами, комнатами психологической разгрузки, душевыми, саунами;

3) ежегодное проведение районных, областных, летних и зимних спартакиад для сельских жителей;

4) открытие при сельских учреждениях образования филиалов детско-юношеских спортивных школ и укрепление их материально технической базы;

5) оснащение спортивных сооружений в сельской местности независимо от ведомственной принадлежности комплектами современного спортивного инвентаря и оборудования, тренажерами, а также туристским снаряжением;

6) создание условий для развития сельского и экологического туризма, самодеятельных форм спортивно-туристской и туристско-оздоровительной деятельности на селе;

7) проведение мероприятий (семинаров, тренингов, курсов) по содействию предпринимательской деятельности в сфере сельского туризма;

8) использование средств местных бюджетов для проведения капитального ремонта спортивных площадок муниципальных образовательных учреждений и полос препятствий на них, а также для приобретения спортивного инвентаря;

9) создание условий для проведения мониторинга физического здоровья и физической подготовленности молодежи, детей и подростков;

10) меры по обеспечению более активного участия в конкурсе на выделение грантов Правительства Свердловской области для реконструкции футбольных стадионов с искусственным покрытием при образовательных учреждениях, смотрах-конкурсах на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди органов управления физической культурой и спортом муниципальных образований в Свердловской области, спортклубов по месту жительства;

11) пропаганду здорового образа жизни, создание условий для привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

12) содержание и обслуживание спортивных площадок по месту жительства;

13) меры по сохранению и развитию сети детско-юношеских спортивных школ, клубов по месту жительства, спортивных клубов для инвалидов, спортивных клубов на предприятиях.

В целях развития туристической деятельности в сельских территориях области:

1) оказывать методическую помощь органам местного самоуправления муниципальных образований и хозяйствующим субъектам по организации объектов размещения типа «сельский гостевой дом» и «сельская усадьба»;

2) развивать сельский туризм в качестве дополнительного вида экономической деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций;

3) предусмотреть государственную поддержку для реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием сельского туризма.

Параграф 5. Механизмы реализации Программы

«Уральская деревня»

Реализация Программы «Уральская деревня» осуществляется программно-целевым методом.

Инструментом реализации Программы «Уральская деревня» являются планы мероприятий, принимаемые на среднесрочный период в соответствии с периодами реализации Программы «Уральская деревня».

Основные позиции и конкретные ориентиры должны находить отражение при формировании прогнозов социально-экономического развития области, областного и муниципальных бюджетов Свердловской области на соответствующий год.

В дальнейшем, по мере развития законодательной базы, экономических возможностей области по удовлетворению насущных потребностей населения Программа «Уральская деревня» может уточняться и дополняться.

Параграф 6. Эффективность реализации Программы

«Уральская деревня»

Реализация Программы «Уральская деревня» позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в сельской местности Свердловской области, приостановить миграционные процессы, происходящие в настоящее время.

Результатом реализации Программы «Уральская деревня» станет улучшение демографической ситуации в Свердловской области: численность постоянного сельского населения в 2015 году составит 740-745 тыс. человек, то есть сохранится на уровне 2005 года, снизится уровень естественной убыли постоянного сельского населения с 6,3 промилле в 2006 году до 1,5 промилле в 2015 году.

В результате внедрения прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, содержания и кормления скота и птицы в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличится производительность труда к 2010 году по сравнению с 2006 годом на 40-50 процентов, а к 2015 году в 1,5 - 1,8 раза.

Заработная плата работников сельскохозяйственного труда в 2010 году составит не менее 10-11 тыс. рублей в месяц, а в 2015 году – не менее 17-20 тыс. рублей в месяц.

В результате реализации мероприятий по созданию условий для развития личных подсобных хозяйств граждан и улучшению пенсионного обеспечения доходы сельского населения возрастут к 2010 году по сравнению с 2006 годом на 40-50 процентов, в 2015 году – в 1,8-2 раза.

Улучшится транспортное сообщение между сельскими населенными пунктами – к 2015 году круглогодичная автотранспортная доступность будет обеспечена для сельских населенных пунктов на 98 процентов, возрастет потребление населением области мясо-молочных продуктов в 1,2 раза за счет собственного производства, повысится качество образовательного процесса и медицинского обслуживания населения, значительно расширится применение природного газа, улучшится торговое и бытовое обслуживание населения.

Параграф 7. Мониторинг реализации Программы

«Уральская деревня»

Мониторинг Программы «Уральская деревня» осуществляется в ежеквартальном режиме путем подготовки аналитической информации, которая представляется председателю Правительства Свердловской области

Параграф 8. Финансовое обеспечение Программы

«Уральская деревня»

На финансирование мероприятий Программы «Уральская деревня» предполагается привлекать средства федерального, областного и местных бюджетов, а также иные источники. Объемы финансирования будут уточняться ежегодно при формировании бюджета на соответствующий финансовый год.

Оценка потребности финансовых средств на реализацию Программы «Уральская деревня» в 2008-2010 годах за счет всех источников финансирования составляет 62604,1 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 3840,8 млн. рублей, за счет средств областного бюджета – 27837,9 млн. рублей, местных бюджетов – 3323,4 млн. рублей.

Параграф 9. Информационное обеспечение Программы

«Уральская деревня»

В целях информационной поддержки Программы «Уральская деревня» осуществляется периодическое освещение в средствах массовой информации хода реализации Программы «Уральская деревня».

Параграф 10. Организация выполнения Программы «Уральская деревня»

Организация выполнения Программы «Уральская деревня» осуществляется Правительством Свердловской области и отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановлениями Правительства Свердловской области от 27. 08. 2008 n 873-пп "о стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" Собрание закон

    Закон
    В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.
  2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства транспорта и дорожного хозяйства свердловской области (1)

    Доклад
    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 25.
  3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства транспорта и дорожного хозяйства свердловской области (2)

    Доклад
    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской
  4. Основные итоги социально-экономического развития муниципального образования Камышловский муниципальный район в 2007-2010 годах

    Реферат
    Документ является актуализированным вариантом «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Камышловский муниципальный район до 2020 года» (далее – Стратегия), разработанной в 2008 году и утвержденной постановлением
  5. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.

Другие похожие документы..