Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Бизнес-план'
Титульный лист бизнес-плана - это визуальное обращение от Вашего предприятия к потенциальному инвестору или партнеру. Он создает первое впечатление чи...полностью>>
'Программа'
Цель курса: Демонстрация и анализ эффективной рекламы и эффективных маркетинговых коммуникаций с точки зрения разных коммуникативных стратегии и семи...полностью>>
'Расшифровка'
Идеальные преступления (4 части, 9 серий): Красный ветер, Мухоловка, Профессионал, Завтра я умру, Любовь и кровь, Смельчак, Монетка за танец, Образцо...полностью>>
'Решение'
Аналитическая справка о наличии изменений в содержании рабочих программ и УМК педагогов (за последние 3 года) с учетом использования новых педагогичес...полностью>>

Информация о ходе работы по улучшению Глобальной конкурентоспособности Казахстана по состоянию на 1 апреля 2007 года

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Информация о ходе работы по улучшению Глобальной конкурентоспособности Казахстана

по состоянию на 1 апреля 2007 года

Настоящая информация о ходе работы по улучшению Глобальной конкурентоспособности подготовлена на основании материалов, представленных заинтересованными государственными органами, и выстроена структурно в соответствии основными группами факторов, используемых при оценке глобальной конкурентоспособности стран Всемирным экономическим форумом.

* * *

1. ИНСТИТУТЫ

Общественные институты

    • В настоящее время основные вопросы права собственности регулируются Конституцией (ст.ст. 6, 26) и Гражданским кодексом Республики Казахстан (глава 8).

Согласно Конституции, в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная (которая может выступать в виде республиканской и коммунальной собственности) и частная собственность.

Кроме того, согласно положениям статьи 26 Конституции, граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество, которое может быть изъято только по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

Также в зависимости от вида собственности правовое регулирование осуществляется соответствующим отраслевым законодательством. Так, в частности, вопросы права собственности на

землю - регулируются Земельным кодексом,

недра - Законом «О недрах и недропользовании»,

недвижимое имущество – Законами «Об ипотеке недвижимого имущества», «Об индивидуальном жилищном строительстве», «О приватизации», «О жилищных отношениях», Указом Президента, имеющим силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

имущество супругов - «О браке и семье»,

имущество крестьянских и фермерских хозяйств - «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также другими законодательными актами.

В целях усовершенствования с учетом международного опыта государственной и общественной системы обеспечения прав инвесторов в феврале 2007 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов», который устанавливает основные правила государственного регулирования деятельности субъектов рынка, направленные на защиту прав и интересов инвесторов рынка Казахстана.

Для дальнейшего улучшения защиты прав собственности принимаются меры по противодействию "рейдерству" и развитию инвестиционного климата, в связи с чем в феврале 2007 году создана межведомственная рабочая группа по разработке законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с «рейдерством».

    • В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Конституции иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.

Согласно пункту 4 статьи 23 Земельного кодекса в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (негосударственных) могут находиться земельные участки для целей, указанных в пункте 3 данной статьи, за исключением земель, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения.

Кроме того, иностранным землепользователям не может принадлежать право постоянного землепользования (пункт 2 статьи 34).

В свою очередь право временного возмездного землепользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства иностранцам предоставляется на срок до 10 лет (пункт 5 статьи 37). А земли сельскохозяйственного назначения предоставляются иностранцам и лицам без гражданства во временное землепользование на условиях аренды сроком до 10 лет (п. 3) пункта 6 статьи 97).

Также отдельные ограничения права собственности иностранцев установлены в отраслевых законодательных актах.

    • В целях определения уровня поддержки и доверия населения политикам и общественным деятелям на постоянной основе раз в квартал проводятся социологические опросы по анализу общественно-политической ситуации в стране.

Последние исследования уровня поддержки и доверия населения демонстрируют степень поддержки Президента, которая имела положительную динамику.

Рейтинг Главы государства оставался самым высоким. Уровень поддержки деятельности Президента страны составил 93,9% (коэффициент совокупных позитивных оценок – полностью поддерживаю и скорее поддерживаю) от общего числа опрошенных, и наблюдается увеличение, что выше результатов прошлого замера на 2,4%.

По отношению к действующему Правительству 79,6% респондентов в той или иной мере поддерживают Правительство, при этом 28,9% опрошенных полностью одобряют действия Правительства, а 50,7% больше за, чем против. Число респондентов, затруднившихся определить свое отношение составило - 10,1%. На данный момент в общем рейтинге органов власти институт Правительства расположился на втором месте.

Высший законодательный орган Республики Казахстан имеет уровень доверия со стороны населения на уровне – 73,5%, а общий процент недоверяющих составил – 14,5%. Затруднились ответить – 12,1% опрошенных.

В целях повышения общественного доверия к политикам проводятся крупные общественно значимые мероприятия с широким участием представителей политической элиты, госорганов, общественных объединений, на которых разъясняется политика Главы государства, основные направления внутренней и внешней политики.

    • В ходе проведения Счетным комитетом контрольных мероприятий за исполнением республиканского бюджета выявлены необоснованные расходы на сумму 56 млн. тенге, фактов неэффективного использования средств из республиканского бюджета не установлено.

Проводились мероприятия, направленные на повышение эффективности государственного финансового контроля.

2006 год характеризуется ростом сумм, выявленных Министерством финансов Республики Казахстан, нарушений на 28% (2006 год – 41 101,5 млн.тенге, 2005 год – 32 163,3 млн. тенге) и их возмещения в бюджет на 3% (2006 год – 5 943,7 млн. тенге, 2005 год – 3 292,5 млн. тенге).

При проведении государственных закупок в 2006 году установлены нарушения на сумму 122 239,9 млн. тенге (в 2005 году - 118 627,4 млн. тенге).

В целях принятия эффективных мер воздействия и ответственности за неисполнение решений органов государственного финансового контроля в текущем году предполагается внесение соответствующих дополнений в ряд нормативных правовых актов, в том числе Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан.

В рамках проводимой административной реформы предполагается совершенствование процедур по бюджетному планированию. Вышеперечисленные мероприятия позволят объективно оптимизировать административные расходы государственных органов.

    • В декабре 2006 года принят Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее – Конституционный закон) нацеленный на повышение правового и социального статуса судей, образуется новый институт в судебной системе Казахстана - Судебное жюри, который будет определять профессиональную пригодность судьи. Для повышения уровня профессиональной подготовки кандидатов в судьи законом предусматривается их обучение в специализированной магистратуре.

Республиканская и областные дисциплинарно-квалификационные коллегии судей наделены правом рассмотрения вопроса возбуждения дисциплинарного дела в отношении судей. Помимо этого, право судьи на отставку теперь должно предварительно подтверждаться дисциплинарно-квалификационными коллегиями судей, которые будут проверять соответствие стажа судейской работы и репутации судьи предъявляемым законом требованиям. Также дисциплинарно-квалификационные коллегии судей обладают правом решения вопроса о прекращении отставки, при котором судья лишается всех гарантий, предусмотренных Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

С января 2007 года действуют законы «О присяжных заседателях», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей».

Органы правосудия стали более доступны и открыты для общества, возросло доверие населения к ним. За последние несколько лет количество обращений граждан в суды увеличилось в 3 раза, созданы и функционируют Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Центр исследований судебной системы Республики Казахстан.

22 февраля 2007 года принят Закон «О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», устанавливающий дополнительные пенсионные отчисления в размере десяти процентов от ежемесячного дохода судьи за счет средств республиканского бюджета. При этом освобождение судьи от должности по отрицательным мотивам влечет изъятие указанных отчислений.

    • В соответствии с проводимой административной реформой принимаются меры направленные на повышение самостоятельности министров, акимов в принятии политических решений в ходе реализации поставленных перед ними задач и усилению их ответственности за достижение конечных результатов, в связи с чем принят Указ Президента Республики Казахстан от 29 марта 2007 года № 304 «О некоторых мерах по дальнейшему проведению административной реформы».

С 1 января 2007 года введен в действие государственный стандарт СТ РК «Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Стандартизация государственных услуг. Основные положения», нацеленный на достижение оптимального уровня упорядочения взаимоотношений государственной власти и общества, обеспечивающего защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Стандарт предусматривает создание системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью поставщиков государственных услуг.

С целью повышения качества предоставляемых государственных услуг и уже в аппаратах 17 государственных органов и 39 на территориальном уровне созданы структурные подразделения по контролю за качеством предоставления государственных услуг

    • В целом, созданная в настоящее время в Казахстане правовая база позволяет решать задачи по борьбе с финансированием терроризма и экстремизма.

В ряде коммерческих банков страны (Банк Туран Алем, Каспийский, АБН АМРО, Сити, Альфа-банк и др.) созданы специальные службы, призванные сотрудничать с органами финансового мониторинга в выявлении операций по легализации преступных доходов либо финансированию терроризма.

В целях повышения доверия к услугам полиции осуществляется комплекс мер по совершенствованию кадровой работы, усилению борьбы с коррупцией и укреплению доверия к услугам дорожной полиции.

За последние годы оптимизирована численность сотрудников дорожной полиции, ликвидировано 143 поста дорожной полиции, и в настоящее время их число составляет 48, приняты меры по улучшению подбора и расстановки кадров. Начиная с 2004 года в административное законодательство внесены изменения в части исключения нормы, предусматривающей взимание инспекторами дорожной полиции штрафов на месте. Действует запрет на беспричинные остановки автотранспорта, а также использование устаревших переносных радаров без видеофиксаторов.

С 2006 года в городах Актобе, Костанай, Петропавловск, Усть-Каменогорск и Карагандинской области проводится эксперимент по совершенствованию работы дорожной полиции, т.е. она переориентирована с преимущественно карательной на обслуживающую функцию, создается имидж «универсального полицейского», внедряются новые методы и формы надзора за дорожным движением, исключающие условия для коррупции.

Особое внимание уделяется повышению эффективности борьбы с организованной преступностью. Осуществляется комплекс мероприятий, направленных на пресечение противоправной деятельности организованных преступных групп (далее – ОПГ) и их лидеров, «авторитетов» уголовно-преступной среды оказывающих негативное влияние на криминогенную обстановку в регионах.

В 1 квартале 2007 года проведен ряд целенаправленных мероприятий, в ходе которых за создание и руководство организованными преступными группами возбуждено 10 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечено 13 лидеров и 67 активных участников ОПГ, 20 «авторитетов» уголовно-преступной среды.

Частные институты

    • В последние годы во многих крупных компаниях появились кодексы корпоративной этики, которые содержат ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач.

    • В феврале 2007 года принят Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» в новой редакции, согласно которому составление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) обязаны составлять субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса.

В 2007 году планируется принятие Плана мероприятий по переходу всех юридических лиц на международные стандарты финансовой отчетности.

Согласно действующему законодательству об аудиторской деятельности, аудит в Республики Казахстан проводится в соответствии с международными стандартами аудита (далее – МСА).

МСА разработаны Правлением по Международным Стандартам Аудита и Подтверждения Достоверности Информации (ПМСАПДИ) Международной федерации бухгалтеров, членами которой являются 163 организации стран мира, представляющих более 2,5 миллионов бухгалтеров государственного сектора, промышленности и торговли, публичного сектора и образования.

Для обеспечения условий по распространению МСА и дальнейшему руководству ими, заключен договор с общественной организацией «Палата Аудиторов Республики Казахстан», согласно которому Палата обязалась перевести МСА версии 2005 года на казахский и русский языки.

* * *

В целом можно констатировать, что государственными органами проделана определенная работа - принимались меры по защите прав собственности, внедрению принципов корпоративного управления, начата модернизация системы государственного управления, совершенствовалось национальное законодательство, регулирующее систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также выявляются и пресекаются противоправные деяния.

При этом следует отметить, что большинство принимаемых мер направлены на долгосрочную перспективу и не могут иметь моментальный эффект. Однако их поэтапная реализация сегодня закладывает необходимый фундамент для повышения конкурентоспособности страны в перспективе.

Вместе с тем, продолжают существовать факторы, негативно влияющие на конкурентоспособность страны, которые обуславливают дальнейшую активизацию деятельности государственных органов по таким направлениям как снижение коррупции, повышение доверия к институтам власти, эффективности использования финансовых средств государства.

2. ИНФРАСТРУКТУРА

    • Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта направлено на приведение существующей сети железных дорог в соответствие с мировыми стандартами посредством строительства новых участков, электрификации существующих участков железных дорог исходя из потребностей населения, экономики и промышленности Казахстана.

В области железнодорожного транспорта созданы условия для появления частных перевозчиков, наблюдается увеличение количества собственников подвижного состава. Сегодня в Казахстане доля частного парка вагонов составляет около 35% от их общего количества. Предполагается, что к 2010 году данный показатель увеличится до 60%.

Строятся железнодорожные линии, электрифицируются железные дороги.

    • В сфере гражданской авиации проводится дальнейшая модернизация аэропортов, в том числе реконструкция взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов, обновление парка воздушных судов и совершенствование объектов управления воздушным движением. Наблюдается рост пассажирооборота, который составил примерно 12% в 2006 году.

Предусматривается расширение парка воздушных судов. Исходя из основных направлений транзитных потоков через воздушное пространство Казахстана в ближайшее время предполагается провести реконструкцию региональных аэропортов Актау, Атырау, Кызылорда и Костанай. После завершения работ данные аэропорты будут соответствовать требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Аэропорты Астана и Алматы будут доведены до уровня III – ей, высшей, категории ИКАО, что позволит им принимать любые воздушные суда практически в любых погодных условиях.

Завершен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Павлодар, в 2007 году будет завершена реконструкция ИВПП аэропорта Шымкент, а также реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта Актобе.

    • В сфере автомобильных дорог ведется строительство первого автобана на участке «Астана – Щучинск» с 6-ти полосным движением.

В целях обеспечения автодорожной отрасли качественными, конкурентоспособными строительными материалами такими как: высококачественный цемент, нерудные материалы, песок строительный, битум, железобетонные изделия и конструкции и др., в регионах республики запланирована реализация инвестиционных проектов по строительству ряда соответствующих заводов.

    • Создается конкурентоспособный морской торговой флот, а также портовая и сервисная инфраструктура – расширяется порт Актау в северном направлении, что позволит увеличить пропускную способность морского порта в два раза – с 11,5 млн. тонн до 23 млн. тонн в год. В настоящее время порт Актау является единственным конкурентоспособным портом на Каспийском море, осуществляющий обработку экспортно-импортных и транзитных грузов. За первый квартал 2007 года общий объем перевалки составил 2,8 млн. тонн, увеличение на 111% к аналогичному периоду 2006 года.

В целях повышения конкурентоспособности на рынке морских грузоперевозок предусматривается развитие национального морского торгового флота, который к 2012 году будет состоять из 20 танкеров и 5 сухогрузов, а также флота поддержки морских операций из 150 единиц.

Принимаются меры по обновлению государственного технического речного флота с доведением его количества к 2012 году до 163 ед., осуществляется реконструкция и модернизация Усть-Каменогорского и Бухтарминского судоходных шлюзов.

    • Ведется строительство нефтепровода «Казахстан-Китай», завершен первый его этап – построен нефтепровод Атасу-Алашанькоу, кроме того, подписан Договор между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан (проект транспортировки нефти Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан).

    • Газотранспортная система Республики Казахстан включает четыре основных магистральных газопровода: «Средняя Азия-Центр», «Оренбург–Ново-Псковск», «Бухара–Урал», «Бухара–Ташкент–Бишкек–Алматы», по которым происходит транспортировка газа, как внутри Республики Казахстан, так и за ее пределы.

Для развития газотранспортной инфраструктуры исследуется вариант строительства газопровода Казахстан-Китай по направлению Бейнеу-Бозой-Кызылорда-Шымкент-Алматы-Алашанькоу (или Хоргос).

    • В развитие нефтехимической промышленности в Атырауской области реализуется проект строительства первого интегрированного нефтехимического комплекса.

    • Продолжается устойчивая тенденция роста производства и потребления электроэнергии, темп роста составляет 5,3-5,8%. Решаются вопросы обеспечения электроэнергией Южно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, Костанайской областей и города Алматы.

    • Качество услуг связи во многом определяются действующей системой управления качеством, анализ управления демонстрирует следующую динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - количество установок, произведенных в отчетном периоде, увеличилось всего на 6,9%. вместе с тем суммарное время ожидания установки для очередников, которым телефон подключен в отчетном периоде, увеличилось на 9,0%.

По состоянию на 1 марта 2007 года в уровень цифровизации сетей телекоммуникаций по республике составил – 78,9%. Количество абонентов фиксированной связи составило 2 872 965. Плотность абонентов фиксированной связи составила 18,7 номеров на 100 жителей и абонентов сотовой связи 47 абонентов на 100 жителей.

По оперативным данным Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи по состоянию на 1 марта 2007 года количество абонентов сотовой связи превысило 7,7 млн. человек, Интернет-пользователей на 1 января 2007года составило 370,0 тыс. человек, количество персональных пользователей компьютеров на 1 января 2007 года на 1000 человек составило 28 штук или на 100 семей 11 штук.

* * *

Эффективность развития инфраструктуры обеспечивается реализуемыми как стратегическими, так и программными документами.

Перед государственными органами не теряет актуальности масштабная задача по развитию инфраструктуры – требуется модернизация, восстановление, создание и ввод в эксплуатацию большого количества объектов. Это длительный процесс.

В этой связи продолжится системная работа по дальнейшему развитию транзитно-транспортного потенциала, автодорожной отрасли, отрасли гражданской авиации, телекоммуникаций, морского транспорта, энергетической инфраструктуры, использованию ресурсов и возможностей первого казахстанского спутника, что увеличивает поэтапно доступность элементов инфраструктуры для бизнеса и населения.

3. МАКРОЭКОНОМИКА

    • Правительством совместно с Национальным Банком проводится комплексная антиинфляционная политика, включающая в себя контроль за ростом цен на товары и услуги субъектов естественных монополий в рамках среднесрочных тарифных планов, контроль за ценообразованием на товары и услуги субъектов-доминантов, мероприятия по пресечению ценового сговора и недобросовестной конкуренции, развитию конкуренции на внутренних рынках, сокращению посреднических звеньев между производителями (импортерами) и конечными потребителями, увеличение объёмов отечественного производства.

Кроме того, в отчетном периоде Национальный Банк сохранил направление по ужесточению денежно-кредитной политики. Данные меры были направлены на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня и повышение ставок по собственным операциям.

Результатом принимаемых со стороны Правительства и Национального Банка мер в рамках антиинфляционной политики является замедление инфляционных процессов. По данным Агентства по статистике уровень инфляции за три месяца текущего года (март к декабрю 2006 года) составил 2,6%, что на 0,6% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В годовом выражении в январе-марте текущего года инфляция к соответствующему периоду прошлого года сложилась на уровне 8,1% по сравнению с 8,4% за аналогичный период прошлого года.

    • В последнее время значительными темпами растет объем валового внешнего долга (ВВД) республики. Объем ВВД страны по оценке Национального Банка по состоянию на 1 января 2007 года составил 73,5 млрд. долларов США.

Вместе с тем, по оценке международных организаций, Республика Казахстан относится к группе стран со средним уровнем дохода на одного жителя, имеющих умеренный уровень долга, и в настоящее время уровень правительственного и гарантированного государством долга не выходят за пределы, превышение которых создает угрозу развитию страны.

В целях совершенствования государственного управления внешним долгом страны и его удерживания в определенных пределах начата реализация Концепции по управлению государственным и валовым внешним долгом. В настоящее время разрабатывается План мероприятий по ее реализации.

* * *

В целом макроэкономическая политика, ее параметры являются наиболее сильной характеристикой нашей страны с позиций, оцениваемых Всемирным экономическим форумом, что свидетельствует об эффективности принимаемых мер.

В стране имеют место низкие показатели государственного долга к ВВП, значительный уровень сбережений.

При этом будет усиливаться работа государственных органов в части проведения согласованных и действенных антиинфляционных мер, снижению уровня валового внешнего долга страны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Курс лекций
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  2. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году  

    Публичный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002
  3. Информация об итогах работы комитетов тпп РФ в 2009 году

    Документ
    В 2009 году деятельность Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса была сосредоточена на анализе ситуации в сфере МСП в условиях кризиса и подготовке на этой основе предложений по антикризисным
  4. Среднесрочный план состоит из следующих разделов: доклад о состоянии и перспективах социально-экономического развития на 2008 2010 годы; прогноз важнейших показателей социально-экономического развития на 2008 2010 годы

    Доклад
    Среднесрочный план социально-экономического развития Карагандинской области на 2008 – 2010 годы (далее План) разработан в соответствии с Правилами разработки среднесрочных планов социально-экономического развития Республики Казахстан,
  5. Информация о деятельности комитетов тпп РФ в первом полугодии 2010 года

    Документ
    В первом полугодии 2010 года деятельность Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса была сосредоточена на анализе ситуации в сфере МСП в условиях выхода из кризиса, результатов принятых Правительством

Другие похожие документы..