Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Всі ідеї, відкриття, світоглядні позиції , що притаманні певному рівню розвитку цивілізації, певному соціуму, у тому числі всі технічні і технологічн...полностью>>
'Документ'
Президент РФ Дмитрий Медведев в субботу ознакомился с работой Ленинградской АЭС и посетил стройплощадку строящейся Ленинградской АЭС-2, где в настоящ...полностью>>
'Автореферат'
Специальность-08.00.05-Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера ...полностью>>
'Урок'
Пожираемый честолюбием, сравнивая себя с Великим Александром Македонским, отчаявшись в несовершенном, Наполеон Бонапарт писал: «Париж давит на меня т...полностью>>

Программа элективного курса «Нацистский оккупационный режим и Холокост на Брянщине (август 1941 г сентябрь 1943 г.)»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа» им. генерал-майора Никитина И.С.

п. Дубровка Брянской области

Программа

элективного курса

«Нацистский оккупационный режим

и Холокост на Брянщине

(август 1941 г. – сентябрь 1943 г.)»

Автор: Жукова Татьяна Григорьевна,

учитель истории высшей категории,

отличник народного просвещения,

проживающая по адресу:

242750, Брянская область, Дубровский район,

п. Дубровка, ул. 324 дивизии, д. 26, кв. 4.

Т.: 8(48332)91070; моб. т.: 89605487191.

E-mail: tatyanazukova@

Дубровка 2006

Программа элективного курса

«Нацистский оккупационный режим

и Холокост на Брянщине

(август 1941 г. – сентябрь 1943 г.)»

Пояснительная записка

Программа курса «Нацистский оккупационный режим и Холокост на Брянщине» стала итогом многолетней работы музея школы по этой теме. Начиная с 2000 года, шаг за шагом, школьный музей осваивал тему истории Холокоста на Брянщине.

В 2000 году в поселке Дубровка был открыт первый в новейшей истории Брянской области памятный знак жертвам Холокоста. Это стало возможным в результате реализации социального проекта совета музея школы.

В 2005 году исследовательская работа председателя совета музея школы Анны Афонькиной на тему «Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории Дубровского района Брянской области (август 1941 - сентябрь 1943 гг.)» стала лауреатом III Международного конкурса «Уроки Холокоста – путь к толерантности» и была опубликована во втором сборнике «Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте», который вышел из печати в Москве в 2006 году.

В 2006 году исследовательская работа члена совета музея Елены Мамочкиной «Брянские Праведники Народов Мира» стала победителем IV Международного конкурса «Память о Холокосте - путь к толерантности» и опубликована в третьем сборнике «Мы не можем молчать», вышедшем из печати в Москве в 2007 году.

Музей школы активно включился в Международную акцию «У каждого человека есть Имя». В Зал Имен израильского Института ЯД ВАШЕМ были переданы сведения о 18 евреях-дубровчанах, заживо сожженных фашистами 23 февраля 1942 года, а потом еще о 49 евреях-наших земляках, героически погибших в борьбе с фашизмом в годы Второй мировой войны.

На протяжении четырех лет школа принимает участие в мемориальных вечерах, посвященных Дню памяти жертв Холокоста в Москве.

Совет школьного музея принимал в Дубровке членов молодежной секции Российского Центра «Холокост», которые совершали экспедицию на Брянщину в августе 2004 года, а также учащихся школы № 653 г. Москва, работающих по теме «История Холокоста» (май 2004 года, сентябрь 2006 года).

В средствах массовой информации района и области советом музея было подготовлено несколько публикаций по истории Холокоста в нашем крае.

Ежегодно на августовских районных педагогических семинарах, а также на областных семинарах руководителей школьных музеев автор программы выступает с рекомендациями по изучению этой темы.

За шесть лет автором был накоплен большой материал и некоторый опыт по изучению истории Холокоста. Огромную помощь в этом оказали семинары, которые проводит Российский Центр «Холокост», в том числе в Польше и в Израиле. Немало учащихся, работавших в школьном музее, приобщились к изучению этой темы. Пришло время расширять круг школьников, изучающих историю Холокоста в нашем крае. В результате была разработана программа элективного курса «Нацистский оккупационный режим и Холокост на Брянщине».

Тема Холокоста чрезвычайно важна для изучения ввиду ее универсальности. К сожалению, в наше время это явление может повториться в России уже при ином национальном составе жертв и палачей. Появилась она недавно, термин «Холокост» был введен в учебную программу лишь на рубеже XX-XXI вв. В современной России тема становится актуальнее с каждым днем из-за нарастающей волны ксенофобии, национализма, антисемитизма при попустительстве власти и с молчаливого согласия общества. Создание гражданского общества и уважение к правам человека невозможно без противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания.

Известный историк и философ И. Бауэр точно сформулировал задачу усвоения знаний о Холокосте. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами, никогда не стали палачами, никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.

Тема Холокоста – одна из самых сложных в школьном курсе истории, вряд ли стоит начинать ее изучение ранее 8-9 классов, чтобы не нанести эмоциональных травм детям, которые должны быть готовы правильно воспринять и оценить полученную информацию.

На Брянщине, как и в других регионах России, подвергшихся фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны, данная тема может и должна рассматриваться в контексте региональных исследований по истории нацистского оккупационного режима и народного сопротивления врагу.

Курс «Нацистский оккупационный режим и Холокост на Брянщине» рассчитан на 34 часа при одном часе в неделю. Он может преподаваться в 9-11 классах в рамках регионального компонента.

Задачи изучения курса состоят в том, чтобы:

-раскрыть сущность Холокоста, его истоки и последствия;

-подвести учащихся к осознанию необходимости нравственной оценки Катастрофы;

-развить у старшеклассников способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира;

-приобщить школьников к аналитической проектной, научно-исследовательской, творческой деятельности;

-формировать у учащихся личностное восприятие исторических событий и явлений, активную гражданскую позицию, толерантное сознание.

Программа рассчитана на организацию активной самостоятельной работы старшеклассников с использованием их знаний по другим школьным предметам. Предполагается, что основой формой обучения является урок, но возможны и другие разнообразные способы учебной работы, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий.

Программа курса

Тема 1. Нацистский режим в Германии

Образование нацистской партии. Идеология нацизма. Расизм. Национализм. Антисемитизм. Реваншизм. Милитаризм. Создание нового аппарата власти и насилия.

Персоналии: А. Гитлер, А. Розенберг, Г. Гиммлер, Й. Геббельс.

Понятия: фашизм, нацизм, расизм, национализм, антисемитизм, реваншизм, милитаризм.

Тема 2. Политика антисемитизма в Германии

(1933-1939 гг.)

Бойкот еврейских магазинов. Изгнание евреев с государственной службы. Публичное сожжение книг. Принятие Нюрнбергских законов. Еврейские погромы в Германии. «Хрустальная ночь». Исключение еврейских детей из школ. Создание первых концлагерей.

Персоналии: А. Гитлер, А. Розенберг, Г. Гиммлер, Г. Геринг, Й. Геббельс.

Понятия: нацизм, расизм, национализм, арийцы, антисемитизм, геноцид.

Тема 3. Этапы «окончательного решения»

еврейского вопроса

Начало Второй мировой войны. Захват Польши Германией. Первые гетто на оккупированной нацистами территории. Создание концлагеря Аушвиц (Освенцим). Лагеря смерти Хелмно, Собибор, Майданек, Треблинка, Белжец. План «Ост». Нападение Германии на СССР. Ванзейская конференция. Восстания в гетто.

Персоналии: А. Гитлер, А. Розенберг, Г. Геринг, Р. Гейдрих, А. Эйхман.

Понятия: вермахт, Холокост (Шоа, Катастрофа), гетто, акция, депортация, концлагерь, лагерь смерти, газовые камеры, СС, СД, гестапо, план «Ост», Ванзейская конференция.

Тема 4. Нацистский оккупационный режим

на территории СССР

Реализация плана «Ост» на оккупированной территории СССР. Особенности Холокоста на территории СССР. Особенности положения еврейского населения. Погромы. Организация гетто. Бабий Яр. Действия айнзацгрупп. Создание Еврейского Антифашистского комитета в СССР.

Персоналии: А. Гитлер, А. Розенберг, Р. Гейдрих, М. Михоэлс.

Понятия: айнзацгруппа, зондеркоманда, акция, Бабий Яр, эксгумация, юденраты, Холокост.

Тема 5. Нацистский оккупационный режим

на Брянщине

Оборонительные сражения на Брянщине в августе-октябре 1941 года. Оккупация Брянщины. Основные цели оккупантов и средства их достижения. «Новый немецкий порядок». Организация власти на оккупированной территории. Экономическая жизнь в период оккупации. Угон на фашистскую каторгу. Социально-пропагандистские мероприятия оккупационных властей. Коллаборационисты.

Персоналии: В.Я. Качалов, М.П. Петров, К.Д. Голубев, А.М. Городнянский, А.И. Еременко, Я.Г. Крейзер, К.П. Воскобойников, Б.В. Каминский.

Понятия: оккупационный режим, «новый порядок», бургомистр, староста, управа, полиция, комендантский час, каратели, коллаборационизм, Локотской округ.

Тема 6. Террор на оккупированной территории

Уничтожение советских военнопленных. Массовые расстрелы мирного населения. Сожжение сел и деревень. Особенности Холокоста на Брянщине.

Персоналии: Р. Гейдрих, К.П. Воскобойников, Б.В. Каминский.

Понятия: Холокост, террор, коллаборационизм, полиция, каратели.

Тема 7. Гетто на Брянщине

Организация гетто в Брянске, Клинцах, Мглине, Унече, Злынке, Карачеве. Жизнь в гетто.

Персоналии: А. Розенберг, Р. Гейдрих.

Понятия: Холокост, гетто, депортация, айнзацгруппа, зондеркоманда, юденраты.

Тема 8. Физическое уничтожение евреев

на Брянщине

Урочище «Лесные сараи» и другие места массовых расстрелов в Брянске. Судьба села Святск (родина дважды Героя Советского Союза Д.А. Драгунского). Расстрелы евреев в Клинца, Стародубе, Унече, Новозыбкове, Мглине, Климове, Навле. Трагедия Трубчевского детского дома.

Персоналии: А. Розенберг, Р. Гейдрих.

Понятия: Холокост, террор, полиция, каратели, айнзацгруппа, зондеркоманда.

Тема 9. Нацистский оккупационный режим

на территории Дубровского района Брянской области

Оккупация района в августе 1941 года. «Новый немецкий порядок». Временные лагеря военнопленных в Дубровке, Сеще, Пеклине, Рябчах. Трагедия деревни Буда. Сожженные деревни (Семенцы, Хотен и др.).

Персоналии: А. Розенберг, Р. Гейдрих.

Понятия: террор, полиция, каратели, айнзацгруппа, зондеркоманда.

Тема 10. Дубровский Холокост

Евреи в Дубровке: из истории вопроса. Трудности эвакуации. Принудительные работы. Сожжение в кузне 23 февраля 1942 года.

Персоналии: Кацы, Мескины, Эстрины, Белкины, Баровичи, Левитины, Слуцкие, Гуревичи, Перламоны, Бородулины, Шуры, Мануковы.

Понятия: Холокост, террор, полиция, каратели, айнзацгруппа, зондеркоманда.

Тема 11. Партизанское движение на Брянщине

Первые партизанские отряды. Основные этапы партизанского движения. Партизанские края и зоны. Действия армейских разведотрядов. «Рельсовая война». Борьба подпольщиков.

Персоналии: А.П. Матвеев, Д.Е. Кравцов, А.И. Виноградов, М.И. Дука, М.П. Ромашин, Ф.Е. Стрелец, Д.Н. Медведев, Д.В. Емлютин, Ф.С. Данченков, И.И. Мураль, А.Д. Бондаренко, А.А. Морозова.

Понятия: партизанская зона, партизанский край, «рельсовая война», Брянский штаб партизанского движения, диверсия, диверсант, подпольная организация, Сещинское интернациональное подполье.

Тема 12. Герои Сопротивления.

(Евреи – партизаны на Брянщине)

Евреи в советском партизанском движении. Партизанский отряд «Митя» Д.Н. Медведева. Рогнединская партизанская бригада: М.Б. Розин, Н.С. Перкин. Доктор А. Цесарский (ОМСБОН). Разведгруппа 10-й армии «Аркадий» А.С. Винницкого. «Брянская Зоя» Сима Кричевская (Орджоникидзеградский партизанский отряд). Юный герой – партизан Лазарь Бурштейн (Жуковский партизанский отряд).

Персоналии: Д.Н. Медведев, М.Б. Розин, Н.С. Перкин, А. Цесарский, А.С. Винницкий, Сима Кричевская. Лазарь Бурштейн.

Понятия: «рельсовая война», диверсия, диверсант.

Тема 13. Брянские Праведники Народов Мира

Сильные духом. Мотивы и формы спасения. Брянские Праведники. Звание «Праведник Народов Мира».

Персоналии: М. Стародубцева, Д. Акименков, А. Акименкова, Н. Кудреватых, Т. Трескова-Комаровская, Е. Трескова, М. Ступак-Теребилова, С. Ступак, Ф. Ступак, У. Винрградова, М. Римашевская, А. Римашевский, Т. Недостоева.

Понятия: Праведник Народов Мира, Институт ЯД ВАШЕМ.

Тема 14. Они достойны звания Праведника

Проблема непризнания подвига праведников. Семья Морозовых из Сещи. Чех В. Робличка. В. Киршина. А. Комшина и В. Халютин. О. Чепикова и А. Чепиков.

Персоналии: А. Морозова, А. Морозов, Е. Морозова, В. Робличка, В. Киршина, А. Комшина, В. Халютин, О. Чепикова, А. Чепиков.

Понятия: Праведник Народов Мира.

Тема 15. Люди - легенды

Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник танковых войск Д.А. Драгунский. Чекист, партизан, писатель, Герой Советского Союза Д.Н. Медведев. Герой Советского Союза, генерал-майор медицинской службы, профессор Е.А. Дыскин. Герой Советского Союза П.С. Ковалевский. Герой Советского Союза М.Г. Непомнящий. Герой Советского Союза М.Н. Плоткин. Герой Советского Союза И.Б. Катунин.

Персоналии: Д.А. Драгунский, Д.Н. Медведев, Е.А. Дыскин, П.С. Ковалевский, М.Г. Непомнящий, М.Н. Плоткин, И.Б. Катунин.

Понятия: Герой Советского Союза.

Тема 16. Память о Холокосте

Преступление без срока давности. Нюрнбергский процесс. Процесс над А. Эйхманом. Институт ЯД ВАШЕМ в Иерусалиме. Международная акция «У каждого человека есть Имя». Замалчивание трагедии еврейского народа в СССР. Возвращенные имена. Памятники жертвам Холокоста на Брянщине. Памятный знак жертвам Холокоста в Дубровке. Программа по изучению истории Холокоста на Брянщине в Дубровской средней школе №1. Отрицатели Холокоста.

Персоналии: А. Розенберг, Э. Кальтенбрунер, В. Франк, А. Эйхман, С. Визенталь, С. Спилберг.

Понятия: Холокост, Катастрофа, Шоа, Нюрнбергский процесс, процесс над Эйхманом, Институт ЯД ВАШЕМ, отрицание Холокоста.

Тема 17. Уроки Холокоста – путь к толерантности

Ксенофобия и антисемитизм в современной России. Российский Центр и Фонд «Холокост» и борьба за выход из забвения истории Катастрофы и подвига Сопротивления. Международные курсы и семинары преподавателей. Работа Дубровской средней школы №1 по изучению истории Холокоста на Брянщине и воспитанию толерантного сознания молодежи.

Персоналии: М.Я. Гефтер, В.Я. Петренко, А.Е. Гербер, И.А. Альтман, Д.И. Полторак, Л.М. Пятецкий, Л.А. Терушкин, А. Афонькина, Е. Мамочкина.

Понятия: ксенофобия, антисемитизм, шовинизм, отрицание Холокоста, Российский Центр «Холокост».

Рекомендуемая литература

1. Альтман И.А. Холокост и еврейское Сопротивление на оккупированной

территории СССР. Учебное пособие для студентов. М.: Калейдоскоп, 2002, 320 с.

2.Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. М.: Фонд «Холокост», 2001, 80 с., илл.

3.Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945 гг. М.: Фонд «Ковчег», 2002, 544 с.

4.Архив музея СОШ №1 п. Дубровка Брянской области

5.Библия. Любое издание

6.Брухфельд С. Левин П. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе. 1933-1945. М.: Текст, 2001, 104 с.

7.Венки памяти. Воспоминания участников Великой Отечественной войны /

Сост. В.Г. Коваленко. Клинцы: 2003, 392 с.

8.Вечер-реквием, посвященный Дню Холокоста / Холокост. Научно-

информационный бюллетень, №2, май 2004 г.

9.Дандыкин Т.К. Страницы подвига. Тула: Приокское книжное издательство, 1978, 208 с.

10.Данченков Ф.С. Особое поручение. Киев: Издательство политической

литературы Украины, 1988, 254 с.

11.Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. / Сост.Ф.Д. Свердлов. М.: Фонд «Холокост», 1996, 132 с.

12.Драгунсктй Д.А. Годы в броне. М.: Воениздат, 1983, 384 с., 12 л. илл.

13.Золотенков В.Ф. Партизанский сын / Брянская учительская газета, №36, 16 сентября 2005 г.

14.«И дал им Память и Имя...». Пособие по преподаванию темы Шоа -
Катастрофы европейского еврейства / Ред. И. Абрамская-Блай, М. Поллак-Розенберг, Ш. Разумная Иерусалим, 2002, 116 с.

15.История Брянского края. XX век / Под ред. В.В. Крашенинникова Клинцы, 2003, 450 с.

16.Книга Памяти. Т. XII. Брянск: Читай-город, 2003, 656 с.

17.Книга Праведников / Сост. И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак М.: Фонд «Холокост», 2005, 128 с., цв. вкл.

18.Кровко В.М. Клинцам - 300 лет. Историко-краеведческий очерк. Клинцы: 2005, 676 с.

19.Кузнецов А. Бабий Яр. М.: Захаров, 2001

20.Мадиевский С.А. Другие немцы. Сопротивление спасителей в третьем рейхе. М.: Дом еврейской книги, 2006, 112 с., цв. вкл.

21.Мы не можем молчать. Дети о Холокосте / Сост. А.Е. Гербер, Д.И.
Полторак. М.: МИГ. Фонд «Холокост», 2005, 176 с.

22.Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте. Вып.2. Сборник. М.: Academia, 2006, 378 с.

23.Новозыбков. Историко-краеведческий очерк. Брянск: Издательство БГУ,
2001, 396 с.

24.Пижурин А.А. О героическом прошлом. Воспоминания. М.: Издательство МГУЛ, 2000, 396 с.

25.Петренко В. До и после Освенцима. М.: Фонд «Холокост», 2000, 160 с.

26.Помнить, чтобы жить! К 65-летию трагедии Бабьего Яра / Сост. А. Гербер, И. Альтман, Л. Пятецкий, Е. Беленькая М., 2006, 80 с.

27.Праведники Народов Мира / Сост. И. Абрамская, А. Шапиро Иерусалим,
2003.

28.Преподавание темы Холокоста в XXI веке. М.: Фонд «Холокост», 2000, 224 с.

29.Русская литература о Холокосте. Хрестоматия. М.: Центр «Холокост», 1997

30.Стеклов М.Е. Между страхом и молитвой. М.: Алгоритм, 2001, 256 с.
31.Страшко О.А. Спасать - значит жертвовать. Днепропетровск:

Полиграфист, 2001, 56 с.

32.Тень Холокоста. Материалы II Международного симпозиума «Уроки
Холокоста и современная Россия». М.: Фонд «Холокост», 1998, 304 с.

33.Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М.: Правда, 1988, 480 с

34.Холокост. Убийство евреев в 1933-1945 г. Антология / Сост. А. Кардаш. М., 2002

35.Черная книга / Сост. В. Гроссман, И. Эренбург К.: МТП «Обериг», 1991, 560 с.

36.Франк А. Убежище. Дневник в письмах. М.: Текст, 1999, 261 с.

37. The Voice of the Individual. The New Holocaust History Museum / Jerusalem,
Yad Vashem, vol. 36, winter 2005.

augurating the New Museum / Jerusalem, Yad Vashem, vol.37, spring 2005. 39. http://www.rusprav.ru/2004/new/10.htm

Требования к уровню подготовки учащихся

по итогам изучения курса

В результате изучения элективного курса на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

-основные факты, процессы и явления, характеризующие Холокост;

-сущность явления «Холокост»;

-хронологию Холокоста;

-особенности Холокоста на территории СССР;

-особенности Холокоста на Брянщине;

-современные трактовки проблемы Холокоста;

уметь:

-вести поиск исторической информации в различных исторических источниках;

-критически анализировать источники исторической информации;

-устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий;

-участвовать в дискуссиях по проблеме Холокоста, формулировать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам;

-представлять результаты изучения вопроса в форме конспектов, тезисов, рефератов, рецензий, исследовательских работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-определения собственной позиции по отношению к таким явлениям, как «Холокост», «Сопротивление», «Праведники», «отрицатели Холокоста», «фашизм», «национализм», «ксенофобия» «антисемитизм»;

-использования навыков исторического анализа для критического восприятия получаемой социальной информации;

-осознания себя как толерантного гражданина многонациональной, многоконфессиональной России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Т52 Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: сомб, 2008. – 170 с

    Документ
    Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 170 с.
  2. М. В. Пономарев Россия в мировых войнах Программа

    Программа
    Актуальность и содержательная новизна курса. На про­тяжении последних лет значительно возросли требования к воспитательному потенциалу системы образования.
  3. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  4. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

    Рабочая программа
    Программа по истории для 11 класса (базовый уровень) разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений «История России 10 – 11 классы» автора А.
  5. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97

Другие похожие документы..