Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В1. Необходимо установить соответствие и записать ответ в виде цифр и букв так, чтобы каждой цифре соответствовала одна буква (например, 1А, 1В, 2В, ...полностью>>
'Документ'
Луцький національний технічний університет, Інститут держави і права імені В.М. Корецького НАН України, Національна юридична академія України імені Я...полностью>>
'Документ'
Л.В. Адамян - академик РАМН, профессор, главный внештатный специалист Минздравсоцразвития РФ по акушерству и гинекологии, заместитель директора по нау...полностью>>
'Документ'
Айден К., Колесниченко О., Крамер М., Фибельман Х., Шишигин И. Аппаратные средства РС. 2-е издание, переработанное и дополненное –СПб.:BHV – Санкт- Пе...полностью>>

Участники инновационной деятельности

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание:

Вступление …………………………………………………………………….

2

  1. Участники инновационной деятельности …………………………….

3

  1. Теоретическое обоснование инновационной деятельности………

4

  1. Инновационная деятельность в педагогическом практике………...

12

3.1. Разработка модели школы – Светленский лицей ………….

15

3.2. Разработка многоступенчатой системы обучения …………

20

3.3. Разработка учебной программы ………………………………

23

3.4 Внедрение новых организационных структур ………………

29

3.4.1. Интернатское отделение ……………………………….

29

3.4.2. Инновационный центр повышения квалификации …

30

3.4.5. Среда обучения, как одна из составляющих успеха.

32

3.5. Некоторые результаты инновационной деятельности …..

33

  1. Предъявление результатов инновационной деятельности

и распространение опыта. ……………………………………………...

35

Заключение …………………………………………………………………….

37

Вступление

Прежде чем разобраться в природе инновационной творческой деятельности, необходимо понять саму мотивацию ее появления, а для этого важно сконцентрироваться на главных и узловых моментах появления опыта (это повод или мотивация к поиску проблемы и последующие формы ее решения). Почему важно сегодня об этом говорить, потому что и природа появления самой инновационной деятельности не одинакова, в одном случае это может быть форма претензеционной жизнедеятельности отдельного учреждения, в другом случае (как в нашем), это форма вынужденной жизнедеятельности, осознанной, которая единственно заинтересована в окончании процесса т.к. стремится к получению качественного результата. Проблема же в нашем случае, как я думаю оказалась в другом – в предъявлении этого результата, т.к. если на первом этапе эффективное решение системной проблемы образования на базе ФЭП осуществлено, то второй этап – предъявление этого образовательного продукта самой системе – труднореализуемо. И в этом нет противоречия, т.к. если бы система понимала что это ее проблема – она пыталась бы ее решить. В связи с эти вынужденная осознанная инновационная деятельность породила новую неожиданную проблему, проблему доказательства необходимости этого опыта.

Поэтому проблемой любой инновационной деятельности является не только ее наличие, но и ее предъявление, где главным подтверждением эффективности и необходимости проведения интеллектуальной деятельности является результат. Результат эффективной инновационной деятельности очень часто не бывает последним и окончательным, как казалось в начале, а поскольку при своем достижении он, как правило, открывает новые перспективы развития. А процесс развития это и есть процесс освоения новой эффективной деятельности. Результат инновационной деятельности в системе образования может и должен быть только положительным. В противном случае – он должен быть прекращен, так как жертвой отрицательного эксперимента в нашем случае окажутся дети. Является ли инновационная деятельность в системе практического образования, то есть в учреждениях реально осуществляющих учебный процесс, обоснованной и возможной. В обоих случаях - «да» и «да». Она обоснована уже потому, что теория появления самой проблемы школы не высосана из пальца засыпающими в своих тихих кабинетах академиками, и в тоже время возможна, потому что появился ресурс понимания проблемы, а ресурс поиска его решения на месте более предпочтителен. Поэтому еще видимо академической науке предстоит осмыслить эффективность своего местонахождения. Может действительно, будет больше эффекта от их научной деятельности, если ею они будут заниматься в школах. Тяжело следить за эффективностью роста огурцов на грядках, из иллюминаторов космического корабля. Поэтому коль так случилось, что спасение утопающего дело, рук самого утопающего, а тонуть действительно как то не очень хочется, у всех естественным образом возник жизненно важный вопрос - как и куда плыть. И в школах естественным образом зародилась инновационная деятельность, которая сделала достаточно уже много больших и малых открытий, правда без положенных к ним авторских прав и научных регалий.

Этапы эффективного развития Губернаторского Светленского лицея – это этапы эффективной инновационной деятельности: понимание теоретических оснований системных проблем образования проецирующихся на лицей и нахождение эффективных методов и способов решения с получением в последующем качественного результата, как правило, открывающего следующую новую проблему.

1. Участники инновационной деятельности

Участниками инновационной деятельности являются все участники образовательного процесса – и ученики, и учителя, где одним из парадоксальных эффектов педагогического эксперимента явился эффект смены ролей, объектов и субъектов инновационного процесса. Изначально часть учителей лицея, явившаяся субъектом инновационной деятельности - провокатором экспериментального эффекта, по отношению к объекту эффективного эксперимента – ученикам, получив качественный результат в ходе инновационного процесса, спровоцировала эффект превращения учеников в субъект влияния своим качественным результатом на сознание учителей не принимавших участие в эксперименте и в данном случае превратившихся в объекты подверженные позитивному влиянию массового сознания. То есть получился эффект с шапкой, создающий условия для роста количества творчески активных учителей.

Наиболее активная группа творчески работающих учителей в ходе своей экспериментальной деятельности систематизировалась по проблемам, которые актуализировались в кафедры, название и задачи которых изменялись в ходе экспериментальной деятельности. Предметные кафедры, созданные по традиционной схеме, вынуждены были преобразоваться в более актуальные структуры, приспособленные к практической деятельности лицея, реализующей экспериментальные проекты. Генератором творческого процесса в лицее является творческая группа во главе с руководителем авторской школы. Большая часть творческой группы за эти годы возглавила структурные подразделения, образовавшиеся в процессе экспериментальных поисков, став руководителями кафедр, методистами Инновационного центра повышения квалификации лицея, возглавив руководство интернатским отделением и лабораториями лицея, что в свою очередь позволило более системно привлечь в их структуры включившихся «новобранцев», готовых творчески мыслить и работать. На сегодняшний день из педагогического коллектива учителей лицея более 50% активно вовлечены в творческий процесс инновационной деятельности. Теоретические семинары о проблемах образования в целом и лицея в частности проходят системно и эффективно восполняют те пробелы в педагогическом образовании, которые являются большим препятствием в реализации даже самых простейших творческих задач.

Желание и способность мыслить, как главный ресурс любой инновационной деятельности, в той же мере формируется и у учащихся, где один из главных принципов Светленского лицея – умение ставить задачу и находить ее решение, а не подавать решенный вариант, с годами учебы позволяет сформировать наиболее эффективный тип сознания – ищущий, а не только потребляющий. Это позволяет взаимоотношения участников образовательного процесса, вывести на уровень качественного творческого диалога, а не обязательной директивы. Формирование творческого мышления как учащихся так и у учителей - эта главная задача и идеология деятельности лицея и она реализуется не только в учебном контексте, принципиально изменившем содержание образования, но и в самом процессе обучения.

Результаты мониторинга подтверждают инновационную природу процессов, протекающих в лицее. Творческие предметы, где учащиеся себя могут максимально реализовать, являются наиболее любимыми и интересными. Творческому сознанию необходимо питание, питание должно быть системным, то есть должны присутствовать в учебном процессе области знаний способные провоцировать интеллектуальный ресурс ученика на системные, самостоятельные, индивидуальные решения – то есть новые, инновационные, или назовем проще - творческие. Именно эти концептуальные основания заложенные в природу инновационной деятельности лицея являются базовыми в реализации его задач.

2. Теоретическое обоснование инновационной деятельности.

Костная система школьного научения учащихся творчески невостребованным знаниям начала закладываться еще в системе дошкольного образования, где ребенку уже с раннего возраста вбивались безусловные знания, что солнце – желтое, трава – зеленая, спать нужно на правом боку, а вот думать им самим совсем не обязательно. И в результате общество, с недоумением глядя на своих 16-летних детей, спрашивает: а почему они такие безынициативные, особенно в тех областях знаний, которым их обучали, в отличие от тех знаний, которые они получили на улице? Просто естественная тяга детей младшего возраста петь, рисовать, лепить была изначально изничтожена непрофессиональным научением неспециалистов творчеству, о котором они сами не имеют никакого представления. В этой связи очень важно ведомству для того, чтобы определить приоритеты в развитии образования, ответить на вопрос: В чем смысл жизни? Смысл жизни – в радости. Если эту неоспоримую философскую аксиому применить в образовании, то как через лакмусовую бумажку сразу проявятся те области образовательной деятельности, которые полезны для физического и интеллектуального развития учащихся.

А еще, цивилизация двигается вперед в своем развитии с той или иной скоростью в зависимости от того, сколько в ее «топливной цистерне» вопросов «почему?, зачем?, как?, где?», и как только она получает ответ – здесь, цивилизация сразу приостанавливается в состоянии осознания своего божественного величия и наслаждается всеми благами ответа до следующего вопроса, который сейчас может возникнуть, а может и не появиться, т.к. природа появления вопроса – это неудовлетворенность, наше желание знать о чем-то лучшем или, как это часто бывает, завершение питательного ресурса, что тоже пугает и заставляет «шевелиться» всеобщий мозг цивилизации до нахождении следующего корма.

Поэтому количество «почему» для общества не только значимо, но и жизненно важно, это его стратегический запас, гарантирующий развитие цивилизации, в то время как избыточное количество ответов, закаменевших до состояния устаревших знаний, является ни чем иным, как тормозом развития общества, потерявшего скорость в каменных джунглях бесстрастных ответов, гасящих всякую инициативу зарождения вопросов и ведущую к вяло текущему процессу стагнации и «образованной неграмотности», т.к. невежество начинается не тогда, когда нет ответа, а тогда, когда нет вопроса, а точнее, желания его задать.

А школа это то самое место, куда стекаются естественным образом сотни тысяч «почему» и происходит великое таинство Вселенной, которое называется – мысль, мысль, способная зарождать новую мысль, где вопросы превращаются в знания, а знания порождают новые вопросы. И именно за такое вращение спирали отвечает школа, задача которой - выпустить ученика, способного иметь ответы и ставить новые вопросы, а не безразлично ждать ответа на вопрос, который он и не задавал.

И это главная проблема школы, общества, современной цивилизации, где ответы настолько предвосхитили вопросы, что даже попытка их задать становится бессмысленной: каков ресурс востребованного и осознанного убеждения ученика изучать математику или тем более устный счет, если есть на это калькулятор, зачем я буду что-то читать, если мне в лучшем виде покажут и озвучат это по телевизору, зачем мне учиться, если я имею возможность по сотовому телефону разговаривать, водить машину и, вообще, жить в свое удовольствие могу и без вашего образования, и только единственный ответ на это безразличное «Зачем?» еще удерживает ученика от разрушительной мысли: «А, действительно, зачем учиться?» - это глубокое (к счастью для нас учителей) заблуждение, что сегодня не проживешь без нашего образования и что главной гарантией завтрашней счастливой жизни является образовательный набор из трех законов Ньютона, теоремы Пифагора, закона Бойля-Мариотта и др. знаний, от количества которых и зависит уровень будущей счастливости человека.

И поэтому совершенно очевидные сложности современного образования исходят не от учителей, а от учеников (учителя сегодня, что только не выдумывают, чтобы обратить на себя внимание – и пляшут, и поют), но под влиянием жизненных условий идет процесс мутации любопытствующего вопроса «Почему», свойственного для Homo Sapiens, на прагматический вопрос «Зачем», свойственный для представителей всего живого на Земле, развивающегося по естественным законам эволюции.

И ответственность школы, системы образования за будущее цивилизации, за возобновление скорости его движения по спирали интеллектуального развития, а не по кругу, огромная. Школа сегодня – это пока единственный общественный институт, имеющий доверие общества, «патент» на развитие личности, но если она не сможет остановить мутацию интеллектуального вопроса «Почему» в естественно-биологический вопрос «Зачем», она станет завтра не более чем центром по передаче знаний, тем самым естественным образом потеряв монополию на обучение, т.к. на этом уровне развития компьютерной техники для передачи такого рода знаний или устоявшихся ответов, не требуются особые интеллектуальные затраты, и общечеловеческие ценности, носителем которых может быть лишь Учитель, такие, как душа, мировоззрение, абсолютно неподвластны технике и эволюции, и только они могут спровоцировать нерациональный вопрос: а почему солнце светит, а птицы поют, а река течет в одну сторону? И именно это любимое для учителя слово «почему» и спасет мир от безжалостного «зачем».

Все же те сложности, которые сегодня испытывает школа, ученик, общество напрямую зависят и от самих учителей. А мы-то, себе какой вопрос задали «Зачем?» или «Почему?», мы-то, в свое время, с каким вопросом вышли из школы и, теперь в нее вернувшись, о чем сами спрашиваем детей?

Самое главное, чтобы построить настоящую школу, важно не спутать в себе вопросы и не пойти на поводу первого лежащего на поверхности «Зачем нужна школа?». Совершенно риторический, ненужный вопрос с громадным апломбом самозначимости, имеющий очень простой и всем известный ответ: «Чтобы учить!» И дальше, если вовремя не понять особенность пути понимания значения миссии Учителя, можно упереться в другой вопрос: «Чему учить?», затем «Как учить?», докатившись до «Кого учить?», чтобы потом себя бессмысленно мучить вопросом: «Зачем учили?» и «В чем смысл?». А смысл простой – в радости! В радости этого прекрасного диалога УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК, в таком прекрасном храме под названием «ШКОЛА»! Но для того, чтобы найти этот путь к радости, нам, учителям, важно было задать простые «почему?»:

  • почему дети, которые с радостью идут в школу, постепенно год от года теряют любовь к учебе?

  • почему, если мы детей в школе учим только добру, в мире столько зла, зависти, войн и крови? Разве это не бывшие наши ученики?

  • почему школа теряет мальчишек, общество не обретает мужчин, а преступность растет?

  • почему «главные» предметы в школе – это математика, русский и т.д.?

  • почему человека, всю жизнь стремящегося к красоте, т.к. это одна из основных его жизненных ценностей, не учат ее понимать, создавать, а затем, следовательно, и беречь?

И именно размышления над этими вопросами и проявили проблемы современной школы, только глубокое понимание которых и привело к поиску их решения, а решение и явились кирпичиками в строительстве нашей школы.

Так что же лежит в истоках причин зарождения Светленского лицея: понимания необходимости поиска новой модели школы, непохожей на все другие, потому что это сегодня модно, или же видения нерешенных проблем, стоящих неприступным бастионом перед образованием? Ни то и ни другое, а лишь понимание всей серьезности неразрешенности этих проблем сегодня и сейчас, требовавших своего решения еще вчера, но вычленение же их и непонимание сегодня обходится обществу очень большой ценой: бездуховность, безразличие, массовый инфантилизм, периодически сменяемый вспышками жестокой человеческой агрессии, выросшей не в марсианских пустынях - все мы родом из детства.

Из детства, а значит, из школы, а значит, что-то у нас не так, значит, мы для себя не ответили на какие-то вопросы, а они есть.

Есть ли надежда у нашего общества, что оно все-таки поймет, что человек живет не хлебом единым? Конечно, есть, периодически в истории человече­ства, когда умолкают пушки, музы начинают звучать.

В природе и в жизни всегда две стороны: черное - белое, плохо – хорошо, создавать или разрушать. Так вот, назначение художника по своей природе – созидание, он обречен создавать, а учитель изобразительного искусства (если это учитель изобразительного искусства, а не биолог, подрабатывающий творчеством), это тот человек, который учит созидать, создавать. Мы уверены, что данные аргументы у многих вызовут улыбку или добрую снисходительную ухмылку… Не торопитесь, просто оглянитесь вокруг! Все, что создано человеком, доведено до требуемого нами совершенства художниками, их много разных, в текстильной промышленности, в строительстве, архитектуре, в дизайне, но мы об этом не задумываемся, мы просто потребляем красоту и постоянно следим за ее эволюцией, т.к. потребность постоянно совершенствующейся красоты – одна из серьезнейших мотиваций развития материальных благ цивилизации. Но красота – это понятие, исходящее из души человека, и когда она, душа, способна воспринимать только видимую, внешнюю сторону совершенства, и не в состоянии ощутить внутреннюю эстетическую гармонию своей личности, способность мамой проецировать прекрасное, тогда возникает беспомощный конфликт личности, которая хочет петь, но только как рыба хватает ртом воздух и молчит. «Красота спасет мир» - не банальные слова, а беспомощно затертые, т.к. их необходимо было для общества несколько расширить: «Красота человека спасет человечество и откроет красивый Мир», т.к. не нужно создавать красивый Мир, он уже создан Великим художником – Творцом или природой, а создавать красивого человека – это обязанность и ответственность человечества перед природой. А перед человечеством ответственность эту несет школа, которой важно сегодня понять, что глубокое непонимание и недооценка значения художественно-эстетического образования не только школой, но и обществом, уже практически на генетическом уровне, это серьезная проблема современного образования, и ее необходимо решать, глубоко поняв концептуальные основания самой проблемы, а затем необходимые направления в ее решении.

И Светленский лицей решил эту проблему на своем уровне. Кто бы еще захотел понять глубинные педагогические основания изменений, т.к. от этого зависит, пойдет ли процесс понимания дальше и от того, насколько система образования и ее ученые мужи готовы вчитаться в этот текст, а не снисходительно его пролистать, восседая на олимпе своих нерешенных проблем, зависит судьба серьезной проблемы цивилизации, которая называется – ее будущее! Какая школа, такое и будущее.

Светленский лицей – это не художественный лицей, как иногда нас пытаются представить, и это ПРИНЦИПИАЛЬНО!

Предметы художественно-эстетического цикла не являются у нас спецификой обучения, они всего лишь доведены до уровня качественной нормы, и это тоже ПРИНЦИПИАЛЬНО!

Образовательная программа иной системы общего образования, разработанная и апробированная в Светленском лицее – это совершенно самостоятельный, способный автономно функционировать интеллектуальный продукт, состоящий из:

-философско-педагогической концепции, выявившей и предположившей в своей гипотезе однобокую неэффективность системы образования, не имеющей качественной системы художественно-эстетического, творческого и духовного развития личности;

-модели образовательного учреждения, построенной по принципу гармоничного сочетания двух образовательных областей «Знания» и «Искусство» и обеспеченной иной структурой многоступенчатого обучения учащихся, а так же наполненной рядом новых учебных предметов (новых не только в названии, но, главное, в содержании), имеющих качественно подтвержденные в практическом образовании учебные программы;

-автономной системы подготовки и переподготовки кадров работников образования, т.к. в несуществующей системе художественно-эстетического образования, естественно, и не существовало системы подготовки кадров, но при этом каждый ИПКРО вынужден был также проводить непонятные для себя формальные курсы (глубокий им поклон – это просто подвижничество, повышать квалификацию того, сам не знаю чего).

Но всем интуиция подсказывает, что это важ­но, что духовность, соприкосновение с нравственными ценно­стями не только с теми, которые уже состоялись в культуре, но которые ты обрел сам, в своем созидательном, творческом поиске, внимательно вглядываясь в мир – сильно влияют на формирование человека! И это не вечный спор между лири­ками и физиками. Это спор за жизнь, или с жизнью. Именно спор с жизнью, который ведет человечество, особенно на протяжении последних десятилетий, и лежит в основе кризиса, кризиса духовности общества. И система образования, ко­нечно, не могла не впитать в себя тот агрессивный лозунг ПОБЕДИТЬ, а не главный, РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ!

И когда мы спрашиваем ученика: «Зачем ты учишься, зачем тебе образование?» – то почти всегда получаем ответ: «Затем, чтобы поступить в вуз, затем, чтобы хорошо жить и т.д.». И все в категории будущего времени, редко когда услышишь: «А мне нравится!». А ведь именно от того, как мы ответим на вопрос, для чего образование, мы сможем пра­вильно сформулировать свои задачи и выйти на извечный вопрос: в чем смысл жизни, на который, есть один ответ, с малыми двумя вариантами: смысл жизни – в ра­дости, но для одних это а) в ожидании радости, у других; б) ощущение радости (как состояние жизни). И если вот это рассматривать с точки зрения образования, то а) ожидание радости - это процесс обучения навыкам жизни с предполагаемым получением ощущения радости в результате; б) ощущение радости – это процесс обучения получения ра­дости в процессе созидания, в процессе творчества (когда че­ловек выступает творцом изначально, не затем, когда – либо, а именно сегодня и именно сейчас, и не в повторении твоего, а в ощущении радости от созданного собой, что и позволяет ему чувствовать себя творцом и радоваться жизни сегодня). Творчество – радость и радость творчества – это и есть гармо­ния образования и гармония в образовании.

Поэтому, если рассматривать человека как объект обре­тения знаний, то мы увидим, что знания, необходимые для гармонического развития личности, востребованы как бы дву­мя измерениями человека; физическим и духовным.

- В физическом мире человека, то есть для обеспечения механизма существо­вания, знания востребованы лишь как двигатель в развитии и совершенствова­нии самих механизмов существования.

- А в духовном мире человека знания востребованы как мир эмоций, чувств, перерастающий в потребность творче­ского созидания.

И именно гармоничное развитие этих двух миров челове­ка и должно лежать в основе задач формирования содержа­ния образования, как необходимое для создания условий гар­моничного развития личности, где радость жизни является не целью жизни в будущем, а ее содержанием сегодня.

На сегодня образовательное поле больше ориентировано на учебные дисциплины, которые должны обучать механиз­мам совершенствования самого существования человека, не боясь возможной страшной действительности - когда он спро­сит: «А зачем?», - так как эти учебные предметы в силу своей специфики и задач не могут дать ответ ему на этот вопрос. Не может теорема Пифагора, при всей ее безусловной необходи­мости, дать возможность окунуться в жизнь вечной природы, не может дать возможность рассказать о том, что у него есть свои мысли, радости и переживания, и когда ученик на уроках ИЗО рисует на тему: «Ко мне подошел маленький мальчик и спросил, что такое доброта» – он уже определяет свои нравственные ценности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. П. Массонова г. Свислочь педагогический дневник учителя участника инновационной деятельности Памятка

    Памятка
    Инновационная деятельность – деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, моделей, программ, технологий, гипотез.
  2. Развитие Системы Управления инновационной деятельностью крупного производственного комплекса

    Автореферат
    Работа выполнена в ФАОУ ДПО «Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы» (ФАОУ ДПО ГАСИС)
  3. «Проблемы инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и российских наукоемких технологий»

    Документ
    25-26 ноября 2004 года в Москве состоится Международная конференция «Экономическое развитие регионов – основа имиджа России». Национальная корпорация экономического развития и Европейская Экономическая Палата Торговли, Коммерции и
  4. Инновационный паспорт калужской области содержание стр. Социально-экономическое положение Калужской области

    Документ
    Исторически сложившаяся специализация экономики Калужской области - промышленное и сельскохозяйственное производство, чья совокупная доля составляет около 40% валового регионального продукта.
  5. 1. концепция инновационного менеджмента необходимость активизации инновационной деятельности в Украине чрезвычайно актуальна. Основными причинами этого, по мнению большинства ученых, являются

    Конспект
    Предлагаемый конспект лекций содержит краткое изложение материала по основным темам данного курса. Остальные темы, указанные в программе курса, студент должен будет изучить самостоятельно из рекомендуемых литературных, учебных и методических источников.

Другие похожие документы..