Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Терроризм сегодня - это мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против Власти, но очень часто - и самой властью для достижения ...полностью>>
'Документ'
Индустриальная, 1, Николаев, 54011 (051 ) 47 4 9 , 47- 4-9 ovs_chsz@ Строительство судов разных классов, типов и назначений, судоремонт ГП НВКГ "...полностью>>
'Документ'
Исходя из конечной цели эксперимента – повышение эффективности экологического обучения и воспитания школьников посредством взаимодействия дополнитель...полностью>>
'Документ'
Первые интеллигенты в России – Радищев и Новиков (18 век). Радищев в Путешествии из Петербурга в Москву: проблема страшного положения народа. Составно...полностью>>

Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности Специальность 061100 «Менеджмент организации»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Факультет Менеджмента

Кафедра Менеджмента инвестиций и инноваций

ПРОГРАММА

Итогового междисциплинарного государственного экзамена

по специальности

Специальность 061100 – «Менеджмент организации»

(080507.65 по ОКСО)
специализация «Инвестиционный менеджмент».

Москва - 2011

Составители: д.э.н., проф. Гончаренко Л.П., ведущий специалист Кузьмищев Д.А.

Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности практики составлена на основании ГОС ВПО по специальности 061100 (080507.65) – «Менеджмент организации».

Программа итогового междисциплинарного экзамена утверждена на заседании кафедры Менеджмента инвестиций и инноваций

протокол № 4 от 11 октября 2011 г.

Заведующий кафедрой Л.П. Гончаренко

Одобрено советом факультета Менеджмента

протокол № 3 от 22 ноября 2011 г.

Председатель М. Н. Кулапов

Введение

  1. Настоящая программа предназначена для подготовки и приема государственного экзамена студентами очной формы обучения, обучающихся по специальности 061100 (080507.65) – «Менеджмент организации», специализация «Инвестиционный менеджмент».

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая государственная аттестация выпускников, завершающих обучение по программе высшего профессионального образования в высших учебных заведениях является обязательной.

Итоговая государственная аттестация выпускников включает:

- государственный междисциплинарный экзамен по специальности;

- защиту дипломной работы.

Государственный междисциплинарный экзамен по специальности включает 2 части:

  1. Проектно-расчетная часть.

Базируется на использовании патента на изобретение № 2269157 (зарегистрирован в государственном реестре изобретений 27.01.2006) «Способ проведения компьютеризированного экзамена по экономическим дисциплинам».

Представляет собой подготовку и защиту проекта, направленного на обоснование эффективности инвестиционного решения. Развивает и проверяет полученные студентами в процессе обучения практические умения и навыки. Для подготовки проекта используется комплекс программ Project Expert.

Защита проекта проводится в компьютерном классе, оценивается государственной экзаменационной комиссией согласно критериям приведенным ниже.

  1. Теоретическая часть.

Направлена на проверку теоретических знаний, полученных студентами в период обучения.

Состоит из 8 разделов:

  1. Инвестиционный менеджмент.

  2. Инновационный менеджмент.

  3. Планирование инвестиционных ресурсов.

  4. Оценка и управление стоимостью бизнеса.

  5. Инфраструктура инвестиционного менеджмента.

  6. Прогнозирование как инструмент инвестиционного менеджмента.

  7. Инвестиционная политика.

  8. Инвестиционный анализ

По результатам проектно-расчетной и теоретической части государственного междисциплинарного экзамена по специальности студенту проставляется единая оценка.

По результатам итоговой государственной аттестации Государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении квалификации по специальности и выдаче диплома о высшем образовании.

Государственный экзамен по специальности наряду с требованиями к содержанию дисциплин учитывает также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специальности.

К государственному междисциплинарному экзамену по специальности и к защите дипломной работы допускаются лица, завершившие полный курс по профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Сдача государственного междисциплинарного экзамена проводится на открытых заседаниях государственных экзаменационных комиссий, состоящих из научно-педагогического персонала ВУЗа и лиц, приглашенных из сторонних организаций.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

При принятии экзамена необходимо иметь в виду следующие критерии:

- знание учебного материала предмета (учебной дисциплины) (теоретическая часть);

- умение выделять существенные положения предмета (теоретическая часть);

- умение формулировать конкретные положения предмета (теоретическая часть);

- умение применять теоретические знания и навыки для анализа конкретных экономических ситуаций и обоснования эффективности принимаемых решений на основе проектного подхода (проектно-расчетная часть.)

- общий (культурный) и специальный (профессиональный) язык ответа (теоретическая часть).

Результаты итогового государственного междисциплинарного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

Оценка «отлично» - ставится при полных, исчерпывающих, аргументированных ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логической последовательностью, четкостью выражения мысли и обоснованностью выводов, характеризующих знание литературы, понятийного аппарата и источников нормативно-правовых актов, умения ими пользоваться при ответе.

Оценка «хорошо» - ставится при полных, аргументированных ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логичностью, четкостью, знанием понятийного аппарата и литературы по теме вопроса при незначительных упущениях или неточностях.

Оценка «удовлетворительно» - ставится при неполных или слабо аргументированных ответах, характеризующих общее представление и элементарное понимание существа поставленных вопросов, понятийного аппарата и обязательной литературы.

Оценка «неудовлетворительно» - ставится при незнании студентом существа экзаменационных вопросов.

В настоящей программе даны общие требования по специальной подготовке (по разделам). В приложении дается перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты.

Раздел 1. Инвестиционный менеджмент.

Цель дисциплины – дать углубленные знания о сущности, задачах и содержании инвестиционного менеджмента

Учебные задачи дисциплины:

  • овладение теоретическими основами инвестиционного менеджмента

  • исследование состава участников, структуры, их задач и основных функций на разных уровнях управления экономикой страны

  • изучение теории и практики инвестиционного менеджмента в зависимости от уровня управления – тор-уровень (институциональный), Middle (управленческий), Lower (операционный) уровни.

  • обсуждение результатов, достигнутых в теории и практике инвестиционного менеджмента

  • формирование практических навыков подготовки и реализации задач инвестиционного менеджмента.

Методы преподавания дисциплины:

- лекции;

- семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

- компьютерные занятия;

- письменные или устные домашние задания;

- расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;

- обсуждение подготовленных студентами эссе;

- деловые игры;

- круглые столы;

- кейс-стади;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

Место курса среди других дисциплин учебного плана:

Рабочая программа учебной дисциплины «Инвестиционный менеджмент» предназначена для студентов пятого курса ОЭФ. Студенты для изучения данной дисциплины должны обладать математической подготовкой в объеме курса по экономике.

Предшествующие дисциплины:

  • экономической теории

  • статистики

  • основ менеджмента

  • экономической безопасности

  • инновационного менеджмента

Изучение дисциплины «Инвестиционный менеджмент» является важной составной частью профессиональной подготовки менеджеров мирового уровня. Дисциплина имеет большое значение в подготовке специалистов, ориентирующихся на работу в государственных и частных организациях всех уровней управления народным хозяйством.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По завершению изучения дисциплины каждый слушатель должен знать:

- сущность инвестиционного менеджмента

  • задачи инвестиционного менеджмента в целом

  • задачи участников по уровням управления народным хозяйством страны

  • основы системного подхода в инвестиционном менеджменте

  • содержание инвестиционного менеджмента

  • содержание деятельности участников всех уровней управления

  • методы взаимодействия всех участников процессов инвестиционного менеджмента

  • формы и методы кредитования инвестиционных проектов в инвестиционном менеджменте

По завершению изучения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять анализ инвестиционных процессов в стране по уровням управления

  • классифицировать и анализировать субъекты и объекты инвестиционного менеджмента

  • владеть основными инструментами инвестиционного менеджмента

  • осуществлять стоимостную оценку инвестиционных ресурсов всех уровней управления экономикой страны

  • планировать работу в организациях

  • ориентироваться в правовом обеспечении и государственном регулировании инвестиционной деятельности

  • осуществлять контрольные функции нижестоящих организаций.

Содержание дисциплины:

Тема 1. Методология инвестиционного менеджмента

Инвестиции и инвестиционный менеджмент. Экономическая сущность, формы и состав инвестиций. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Инвестиционный проект и инвестиционное прогнозирование. Сущность, задачи и содержание инвестиционного менеджмента.

Тема 2. Институциональные аспекты инвестиционного менеджмента.

Изучение структуры, задач, функций, назначения менеджеров: тор, Middle, Lower уровней управления. Структура исполнительной власти. Федеральные министерства. Государственные комитеты РФ. Федеральные комиссии России. Федеральные службы России. Российские агентства. Федеральные надзоры России. Иные федеральные органы исполнительной власти.

Структура региональных органов управления в свете их целей, задач и основных функций по реализации инвестиционной деятельности. Региональная политика доходов и стимулирование частных инвестиций населения. Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций.

Построение инвестиционной деятельности в отраслях экономики РФ. Проблемы сырьевой ориентации экономики РФ.

Цель и назначение инвестиционного менеджмента в перерабатывающих и наукоемких отраслях экономики РФ.

Инвестиционная деятельность организации. Дайджест «Сопровождающих дисциплин: планирование инвестиционных ресурсов»; «Оценка и управление стоимостью бизнеса»; «Инфраструктура инвестиционного менеджмента»; «Прогнозирование инвестиционного менеджмента». Роль факультативов в подготовке полного цикла специализации «Инвестиционный менеджмент».

Тема 3. Финансирование инвестиционных проектов и инвестиционная стратегия менеджеров по уровням управления.

Источники финансирования инвестиционных проектов. Формы финансирования инвестиционных проектов. Принципы разработки инвестиционной стратегии по уровням управления.

Тема 4. Правовое обеспечение и государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций. Обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Правовое обеспечение и государственные гарантии защиты иностранных инвестиций в России.

Контроль за использованием инвестиционных средств всех субъектов инвестиционной деятельности.

Раздел 2. Инновационный менеджмент.

1.Цель дисциплины – дать углубленный анализ теории функционирования рынка инноваций, выработке инновационных стратегий на разных уровнях: государство, регион, предприятие, управления инновационными проектами.

2. Задачи дисциплины:

  • изучение основных положений теории, сущности и форм проявления инноваций;

- исследование состава, структуры и порядка использования объектов интеллектуальной собственности;

- ознакомление с теорией и методологией инновационного менеджмента;

  • обсуждение результатов, достигнутых в теории и практике инновационного развития.

3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Инновационный менеджмент» является одним из наиболее сложных, комплексных, поскольку его положения и методы основываются на знании четырех блоков дисциплин: естественно-научных, гуманитарных, экономических, блока дисциплин по менеджменту – стратегический менеджмент, маркетинг, финансовый менеджмент, управление персоналом, инвестиционный менеджмент и др.

4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные положения теории, сущности и форм проявления инноваций;

  • методы анализа инновационной деятельности;

  • прогрессивные формы организации малого инновационного бизнеса;

  • методы инновационного прогнозирования;

  • основы системного анализа создания, внедрения и применения новой техники;

  • принципы и методы управления НТП в условиях рыночной экономики;

  • принципы программно-целевого управления инновациями;

  • иерархию инновационных стратегий.

По завершению изучения дисциплины студенты должны уметь:

  • формулировать основные положения стратегии и тактики в инновационной сфере для обеспечения эффективного развития производства;

  • составлять и обосновывать бизнес-планы инновационного проекта;

  • формировать инновационную политику различных организационных структур;

  • управлять инновационной деятельностью предприятий и организаций;

  • разрабатывать научно-технические и инновационные программы;

  • формировать системы управления в научных организациях;

  • определять инновационную политику на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Содержание дисциплины:

Раздел 1. Общие положения концепции инновационного менеджмента

Тема 1. Изменения в характере общественного развития.

Важнейшие факторы экономического роста, их эволюция. Сущность цивилизации, пирамида цивилизации. Переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизациям. Основные черты инновационного типа развития человечества. Роль и место нововведений в общественном воспроизводстве. Актуальность активизации инновационной деятельности.

Тема 2. Основные положения теории нововведений.

Новшество и нововведение. Источники нововведений. Классификация нововведений. Жизненный цикл нововведений. Научно-техническая и инновационная деятельность. Необходимость управления в научно-технической и инновационной сфере. Основные закономерности развития науки и техники НТП и НТР. Инновационный менеджмент. Основные понятия, сущность, пути развития, эффективность, роль и место в общей системе управления. Функции и методы инновационного менеджмента.

Тема 3. Рынок инноваций.

Экономическая природа знаний. Интеллектуальный продукт его коммерциализация. Особенности и структура рынка нововведений. Производители и потребители инноваций. Рынок новшеств. Рынок чистой конкуренции нововведений, рынок инвестиций. Инфраструктура в инновационном процессе. Состояние рынка инноваций в РФ.

Тема 4. Восприимчивость к инновациям.

Критерии восприимчивости для разных хозяйственных систем. Методология оценки инновационности систем разного уровня управления (страна, регион, отрасль, предприятие). Основные факторы, ускоряющие и замедляющие инновационные процессы.

Тема 5. Технологические уклады в экономическом развитии и инновационная активность.

Роль и место технологий в экономическом росте. Понятие о траектории технико-экономического развития. Технологический уклад: сущность структура, эволюция технологических укладов, неравномерность инновационной активности как фактор макроэкономических колебаний.

Раздел 2. Государственное регулирование инновационной деятельности.

Тема 6. Государственное регулирование инновационных процессов в России.

Обоснование необходимости усиления государственного регулирования научно-технической и инновационной сфер деятельности. Теоретические основы, основные принципы, формы и методы госрегулирования. Государственная научно-техническая и инновационная политика Российской Федерации. Цели, задачи, структура, механизм формирования и реализации. Закон о науке и научно-технической политике РФ. Концепция инновационной политики РФ. Современное состояние и макроэкономический прогноз развития инновационной сферы в РФ. Прямые и внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России.

Тема 7. Инновационная деятельность в регионах РФ.

Усиление регионализации – объективная реальность. Региональная научно-техническая и инновационная политика: принципы, основные направления, формирование и механизм реализации. Типология регионов по уровню инновационного развития. Важнейшие научно-технические проблемы регионов России и пути их решения. Формирование системы региональных инновационно-технических комплексов.

Раздел 3. Нововведения и микроэкономика

Тема 8. Инновационные стратегии предприятий и фирм

Классификация инновационно-активных организаций, типы стратегий. Эволюция организационно-экономических структур научно-технической и инновационной деятельности. Формы связи науки, образования и производства. Малый инновационный бизнес. Новые прогрессивные формы: технополисы, технопарки, бизнес-инкубаторы. Наукограды – их проблемы и роль в развитии экономики России.

Тема 9. Формирование портфеля новшеств и инноваций организации в условиях рынка.

Закон спроса. Анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов. Методология анализа. Современные теории и методы анализа факторов конкурентных преимуществ (С.М. Портера, модель Мак-Кинзи, SWOT- анализ и т.д.). Формирование политики ценообразования на новую продукцию. Формирование портфеля инноваций и новшеств.

Тема 10. Программно-целевой метод управления в инновационной сфере

Сущность метода, механизм формирования, отбора программ. Важнейшие целевые программы в РФ. Управление проектами.

Тема 11. Комплексное обеспечение инновационной деятельности

Правовое обеспечение. Нормативно-методическое обеспечение. Материально-технологическое и финансовое обеспечение. Информационное обеспечение и статистика инноваций.

Тема 12. Управление персоналом в инновационной организации

Особенности и принципы управления персоналом в инновационной организации. Классификация персонала инновационных организаций, мотивация персонала. Оценка деловых качеств менеджера. Функции менеджера в соответствии с функциями управления в инновационной сфере.

Тема 13. Эффективность инновационной деятельности

Результаты инновационной деятельности. Основные критерии оценки. Научно-техническая, экономическая, социальная эффективность. Методология оценки экономической эффективности.

Тема 14. Зарубежный опыт поддержки научно-технической деятельности и инновационного предпринимательства.

Раздел 3. Планирование инвестиционных ресурсов.

Цель дисциплины – формирование необходимого объема знаний и умений для принятия решений по управлению инвестициями и планированию ресурсов предприятия.

Задачи дисциплины:

  • овладение теоретическими основами управления инвестиционными активами, изучение методов принятия инвестиционных решений;

  • продолжение изучения использования аналитических процедур в принятии инвестиционных решений;

  • ознакомление с теорией и методологией планирования инвестиционных ресурсов, формирования инвестиционного бюджета;

  • изучение прикладных аспектов планирования ресурсов.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Реализация большинства экономических решений предполагает осуществление инвестиций в тех или иных размерах и формах. Поэтому изучение подходов к выбору форм инвестирования, разработке стратегии инвестирования, использованию эффективных приемов управления инвестиционным портфелем являются ключевыми этапами подготовки специалистов по направлению менеджмент.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Объем знаний:

  • содержание и этапы разработки инвестиционной стратегии;

  • методы разработки инвестиционного бюджета предприятия;

  • информационные технологии планирования инвестиционных ресурсов;

  • методы управления портфелем финансовых инвестиций;

  • методы измерения эффективности управления инвестиционным портфелем.

Объем умений:

  • проведение SWOT-анализа и формирование системы сбалансированных показателей для разработки инвестиционной стратегии;

  • работа с компьютерными системами разработки бюджета и управления инвестиционными ресурсами;

  • формирование портфеля финансовых инвестиций;

  • оценка привлекательности инвестиционных инструментов;

  • использование компьютерных программ планирования ресурсов.

Содержание дисциплины:

Тема 1. Введение

Понятие инвестиционного рынка. Структура и взаимосвязь инвестиционных рынков. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Инвестиционные приоритеты. Уровни инвестиционного управления.

Тема 2. Инвестиционная и инновационная стратегия и политика предприятия

Понятие инвестиционной стратегии и инвестиционной политики. Этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия. Использование SWOT-анализа в определении целей инвестирования. Использование системы сбалансированных показателей в разработке инвестиционной стратегии. Матричные подходы к разработке стратегии. Инновационные стратегии предприятия. Взаимосвязь инновационных, инвестиционных и финансовых стратегий.

Тема 3. регулирование иностранных инвестиций

Цели иностранных инвестиций. Приоритеты привлечения иностранных инвестиций. Формы и методы иностранного инвестирования. Регулирование иностранных инвестиций. Стимулирование иностранных инвестиций. Зарубежный опыт ПИИ. Статистический анализ ПИИ.

Тема 4. Планирование инвестиционных ресурсов предприятия

Понятие инвестиционных ресурсов и их структура. Нематериальные ресурсы. Материальные ресурсы. Человеческие ресурсы. Финансовые ресурсы.

Тема 5. Формирование инвестиционного бюджета

Роль бюджета в управлении предприятием. Система бюджетирования и бюджетов. Этапы разработки бюджета. Алгоритм разработки сводного бюджета. Форма и показатели инвестиционного бюджета.

Тема 6. Информационные технологии в инвестиционном планировании

Компьютерные программы планирования ресурсов предприятия (ERP-системы). Особенности компьютерной программы IMIT Budgeting. Структура программы. Работа с разделами программы. Компьютерная программа Navision.

Тема 7. Деловая игра «Разработка инвестиционного бюджета предприятия»

Цели игры. Роли участников. Имитация работы подразделений предприятия. Информационное обеспечение. Взаимодействие участников игры. Оценка работы участников и подведение итогов игры.

Тема 8. Стратегии управления портфелем финансовых инвестиций

Особенности инструментов финансового инвестирования. Современные тенденции емкости и доходности финансовых рынков. Формирование портфеля государственных бумаг. Формирование портфеля корпоративных облигаций. Формирование портфеля акций. Формирование портфеля паевых инвестиций. Оценка эффективности управления инвестиционным портфелем.

Тема 9. Деловая игра « Разработка инвестиционно-финансовой стратегии компании»

Цели игры. Формирование групп участников. Проведение SWOT-анализа. Формирование стратегий роста стоимости компании. Цепочка увеличения стоимости компании. Система сбалансированных показателей. Определение направлений маркетинговой и инновационной политики. Стратегии управления активами. Определение направлений инвестирования. Формирование стратегий привлечения финансовых ресурсов. Подведение итогов и выявление победителей игры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

    Учебно-методический комплекс
    Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности-упорядоченности; закон самосохранения; закон единства
  2. Программа государственной аттестации выпускников по специальности 061100 (080507) «Менеджмент организации» специализации: «Корпоративный менеджмент»

    Программа
    Программа государственного экзамена по специальности 061100 (080507) «Менеджмент организации» (квалификация - менеджер) специализации «Корпоративный менеджмент».
  3. Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 (061100) Менеджмент организации

    Программа
    Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в ИТТ по каждой основной профессиональной образовательной программе.
  4. Методические рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации для студентов специальности 061100

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» / Н.В. Сидорова – В.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» подготовлено к изданию (1)

    Учебно-методический комплекс
    Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Другие похожие документы..