Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Предназначаются для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образо...полностью>>
'Биография'
Пауль Томас Манн, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился 6 июня 1875 г в семье состоятельного любек...полностью>>
'Рабочая программа'
Курс химии для нехимических специальностей вуза принадлежит к числу общенаучных учебных дисциплин и является важной составляющей в естественнонаучной...полностью>>
'Документ'
 А.В. Баранов (СПбГУ ИТМО) Г.Н. Герасимов (ГОИ) В.М. Гордиенко (МГУ) И.П. Гуров (СПбГУ ИТМО) И.Ю. Денисюк (СПбГУ ИТМО)  А.М. Желтиков (МГУ) С.Я. Килин...полностью>>

Правительству Российской Федерации: «Предложения по реформированию действующей в Российской Федерации системы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности» доклад

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОВЕТ ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ НАДЗОРУ ЗА РАЗВИТИЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

107045, Россия, Москва, Колокольников пер., 2/6, тел: (916) 778-83-82, Email: ar@sovnadzor.ru,

«Искусство управления экономикой в современных условиях состоит, прежде всего, в точном определении необходимого соотношения между ролью государства и частной инициативой».

(В.В.Путин, 30 января 2012, газета «Ведомости»)

Доклад Президенту Российской Федерации

и Правительству Российской Федерации:

«Предложения по реформированию действующей в Российской Федерации системы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности»

(Доклад подготовлен Редакционной Коллегией,

на основании поступивших предложений членов/участников

Совета по общественному надзору за развитием бухгалтерского учета,

финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита)

Москва 2012

«...современная демократия как власть народа не может сводиться только лишь к «походу к урнам» и им заканчиваться. Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».

А что есть «обратная связь» на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это - общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применении»».

(В.В.Путин, 06 февраля 2012 года, газета «Коммерсантъ»)

Содержание

Введение.

8

Раздел 1. Анализ действующей в РФ системы государственного регулирования аудиторской деятельности.

1.1.

Формирование системы государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

8

1.2.

Обзор функций Министерства финансов РФ по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации. Анализ выполнения требования о прекращении государством «избыточных функций по регулированию».

26

1.3.

Функции Министерства финансов РФ по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и полномочия по исключению сведений о них из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.

43

1.4.

Анализ имеющихся у Министерства финансов РФ ресурсов для реализации полномочий по разработке норм профессиональной деятельности аудиторов и аудиторских организаций, правил этического поведения и независимости.

50

Раздел 2. Предложения по внесению изменений в действующую систему государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

2.1.

Предложения по сокращению возложенных на Министерство финансов РФ функций и полномочий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации.

54

2.2.

Предложения по сокращению функций и полномочий Министерства финансов РФ в области разработки и утверждения стандартов профессиональной деятельности аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций.

63

2.3.

Предложения по сокращению функций и полномочий Министерства финансов РФ в области контроля за соответствием федеральных стандартов аудиторской деятельности в РФ, регламентов аудиторских организаций, аудиторов и СРО аудиторов требованиям Международных стандартов аудита (МСА), разрабатываемых и утверждаемых Международной Федерацией Бухгалтеров (МФБ).

72

2.4.

Предложения по сокращению полномочий Министерства финансов РФ по прекращению деятельности саморегулируемых организаций аудиторов во внесудебном порядке.

74

2.5.

Предложения по сокращению полномочий подведомственного Министерству финансов РФ «уполномоченного федерального органа по контролю и надзору» (Росфиннадзора) по прекращению деятельности аудиторских организаций во внесудебном порядке.

76

2.6.

Анализ действующего порядка организации сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, порядка деятельности Единой Аттестационной Комиссии (ЕАК)

81

2.7.

Предложения по совершенствованию деятельности «совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ».

112

2.8.

Предложения по совершенствованию деятельности Общественного Совета при Министерстве финансов РФ.

117

2.9.

Предложение о создании «Совета по бухгалтерскому учету и аудиторской деятельности при Правительстве РФ».

120

Раздел 3. Предложения по внесению изменений в действующую систему прохождения «обязательного аудита» организациями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации.

3.1.

Анализ изменения перечня объектов «обязательного аудита» с 1987 года по настоящее время.

124

3.2.

Предложения по изменению перечня организаций, подлежащих ежегодному обязательному аудиту.

135

3.3.

Анализ практики применения законодательной нормы об ответственности за уклонение от прохождения обязательного аудита экономических субъектов и их руководителей.

139

3.4.

Анализ практики применения законодательной нормы об ответственности за непредставление экономическими субъектами аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности, в нарушение ст. 13 ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

142

3.5.

Предложения об установлении меры ответственности за уклонение от прохождения обязательного аудита и непредставление экономическими субъектами аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности, в нарушение ст. 13 ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

145

Раздел 4. Анализ действующей в России системы саморегулирования аудиторской деятельности и предложения по ее совершенствованию.

4.1.

Анализ реализации основных принципов саморегулирования, изложенных в федеральном законе от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», при организации аудиторской деятельности в Российской Федерации.

147

4.2.

Анализ требований действующего законодательства об обеспечении имущественной ответственности при осуществлении аудиторской деятельности. «Компенсационные фонды».

154

4.3.

Предложения по внесению изменений в действующее законодательство, с целью обеспечения реальной имущественной ответственности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами.

160

Раздел 5. Анализ деятельности в Российской Федерации аудиторских организаций с участием иностранных компаний и предложения по ограничению их деятельности. Предложения по государственной поддержке российского аудита.

5.1.

Анализ деятельности в Российской Федерации аудиторских организаций с участием иностранных компаний.

162

5.2.

Предложения по ограничению деятельности в Российской Федерации аудиторских организаций с участием иностранных компаний.

5.3.

Предложения о разработке государственных мер поддержки российских аудиторских организаций и развития национального российского аудита.

Раздел 6. Заключение.

163

Введение.

В декабре 2011 года, в связи с наличием значительного количества существенных проблем в области бухучета, отчетности и аудита в РФ, был создан «Совет по общественному надзору за развитием действующей методологии бухгалтерского учета, формированием финансовой (бухгалтерской) отчетности, организацией государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности» (далее Совет).

Учредителями Совета являются профессиональные бухгалтеры, аудиторы и пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетностью, заинтересованные в повышении ее достоверности и прозрачности.

Основными целями Совета являются разработка предложений по совершенствованию методологии бухгалтерского учета, повышению прозрачности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий и организаций всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, совершенствованию системы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности, представление соответствующих предложений органам государственной власти и регулирования в указанных областях.

Доклад «Предложения по реформированию действующей в Российской Федерации системы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности» подготовлен Редакционной Коллегией, на основании поступивших предложений членов/участников Совета.

В настоящее время продолжается работа Совета по мониторингу действующей системы бухгалтерского учета, формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее трансформации в различные международные системы бухгалтерского учета и отчетности. После ее завершения соответствующие Доклады будут представлены в Правительство РФ.

С уважением,

Председатель Правления Совета по общественному надзору

за развитием бухучета, отчетности и аудита, к.э.н.

Алексей Руф

1. Анализ действующей в РФ системы государственного регулирования аудиторской деятельности.

1.1. Формирование системы государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

1.1.1. С момента подписания Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности», возложившего функции госрегулирования аудиторской деятельности на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ (п.4), функции уполномоченного федерального органа по государственному регулированию аудиторской деятельности в РФ до настоящего времени фактически выполняет Министерство финансов РФ.

1.1.2. Распоряжением Президента РФ от 04.02.1994 №54-рп руководство Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ было возложено на заместителя Министра финансов РФ, который уволился из Минфина через год.

1.1.3. Новый Председатель мог быть назначен Президентом РФ, только по представлению Министра финансов РФ (п.7), который в течение длительного периода такого представления не сделал, в связи с чем Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ работала без Председателя более 6 лет, с февраля 1995 года по март 2001 года, (до момента ее упразднения Указом Президента РФ от 25.04.2001 №463), под руководством Заместителя Председателя, ответственного сотрудника Минфина РФ.

1.1.4. Постановлением правительства РФ от 06.05.1994 № 482 была создана Центральная аттестационно-лицензионная комиссия (ЦАЛАК) Министерства финансов РФ (с целью лицензирования аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита) и соответствующий Департамент в Минфине РФ по регулированию аудиторской деятельности, а также соответствующая Комиссия при Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью (с целью лицензирования аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования – «аудита страховщиков») и Комиссия при Центральном банке РФ (с целью лицензирования «банковского аудита»).

1.1.5. Впоследствии, с принятием Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее «ФЗ 119»), все функции по лицензированию аудиторской деятельности были переданы Минфину РФ.

1.1.6. Принятие ФЗ 119, практически вывело регулирование аудиторской деятельности из правового поля, регулируемого Гражданским Кодексом РФ, и другими нормативно-правовыми документами, и перевело его в полное подчинение Министерству финансов РФ с правами и полномочиями, подробно изложенными в разделе 1.2 (пункт 1.2.7).

1.1.7. ФЗ 119 содержал многочисленные положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу РФ, федеральным законам и другим действовавшим в тот период нормативно-правовым актам, не учитывал многие замечания, содержащиеся в Заключении Президента РФ от 07.06.2000 № Пр-1160 на законопроект «Об аудиторской деятельности», после его принятия Государственной Думой в первом чтении 5 апреля 2000 года, содержал нормы, противоречащие общепринятым в мировой практике принципам независимости и сохранения конфиденциальности при осуществлении аудиторской деятельности.

1.1.8. В ст. 1 ФЗ 119 были смешаны понятия «аудит» и «аудиторская деятельность», что являлось серьезной юридической ошибкой.

1.1.8.1. Профессиональное сообщество неоднократно указывало на это в своих обращениях к разработчикам законопроекта, однако, эта ошибка была исправлена только после вступления в силу нового федерального закона от 30.12.2008 ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ 307), в статье 1 которого были даны определения, соответствующие их сути и международным стандартам аудита, а именно:

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

1.1.8.2. Результатом смешения в ФЗ 119 понятий «аудит» и «аудиторская деятельность» явилась передача Министерству финансов РФ функций по государственному регулированию «аудита» и «аудиторской деятельности», хотя аудиторская деятельность должна была регулироваться общегражданскими нормами законодательства, регулирующими предпринимательскую деятельность, а разработка профессиональных и этических норм при осуществлении аудита должны были быть переданы профессиональным объединениям. К сожалению, этого не было сделано в 2001 году, не сделано и до сих пор.

1.1.9. В ФЗ 119 были включены требования об обязательности применения аудиторами правил (стандартов) аудиторской деятельности, утверждаемых Правительством РФ, в том числе по планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, подготовке аудиторского отчета.

1.1.9.1. Это противоречило мировой практике и значительно ограничивало предоставленное действующими ранее «Временными правилами аудиторской деятельности» (п.13а) (утв. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263) право аудиторов и аудиторских организаций самостоятельно выбирать формы и методы аудиторских проверок.

1.1.9.2. Не было учтено мнение, изложенное в Заключении Президента РФ В.В.Путина от 07.06.2000 № Пр-1160 на законопроект «Об аудиторской деятельности»:

«В статье … проекта провозглашен принцип независимости аудиторов. При этом в проекте не раскрыт такой важный принцип деятельности аудиторов, как самостоятельность в выборе приемов и методов работы. В проекте отсутствуют нормы, направленные на защиту аудиторов при выборе самостоятельных форм и методов работы».

1.1.10. В ФЗ 119 отсутствовала ранее действовавшая норма об обязательности владения 51% доли аудиторской организации аудиторами и/или другими аудиторскими организациями.

1.1.10.1. В п.2 (действовавшего до вступления в силу ФЗ 119) Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ», принятого во исполнение Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 "Об аудиторской деятельности в РФ", было установлено:

«В целях обеспечения дополнительных гарантий независимости аудиторских фирм при осуществлении ими аудиторской деятельности установить, что аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, если в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и(или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51 процента».

1.1.10.2. В п.9 указанного Постановления Правительства РФ указывалось, что:

«требования пункта 2 настоящего постановления предъявляются при выдаче лицензий на осуществление аудиторской деятельности к аудиторским фирмам, зарегистрированным в установленном порядке после вступления в силу настоящего постановления».

1.1.10.3. В первоначальном законопроекте «Об аудиторской деятельности», рассматриваемом Государственной Думой ФС РФ с 1995 по 1999 годы норма об обязательности владения 51% доли аудиторской организации аудиторами и/или другими аудиторскими организациями присутствовала.

1.1.10.4. В 1999 году вышеуказанная норма из законопроекта была исключена, и уже в принятом в 2001 году ФЗ 119 «Об аудиторской деятельности» норма об обязательности владения 51% доли аудиторской организации аудиторами и/или другими аудиторскими организациями отсутствовала.

1.1.11. Исключение из российского законодательства нормы об обязательности владения 51% доли аудиторской организации аудиторами и/или другими аудиторскими организациями, действовавшая в России с 1993 по 2001 год, имело следующие негативные последствия:

1.1.11.1. все иностранные аудиторские компании, осуществляющие аудиторскую деятельность на территории РФ, получили возможность продолжать свою деятельность, имея только иностранных учредителей, не являющихся российскими аудиторами;

1.1.11.2. в России было создано значительное количество так называемых «аудиторских компаний» с лицензиями Минфина РФ, учредителями которых являлись не аудиторы и не аудиторские организации;

1.1.11.3. было предоставлено основание для прекращения судебных разбирательств с иностранными компаниями, осуществляющими аудиторскую деятельность в России с нарушением лицензионных правил;

1.1.11.4. началось стихийное, практически нерегулируемое развитие российского рынка аудита, поскольку Министерство финансов РФ начало выдавать лицензии на аудиторскую деятельность всем желающим учредителям организаций, при условии оплаты стоимости лицензии и наличии штатных аттестованных аудиторов;

1.1.11.5. в России появился так называемый «черный аудит», т.е. бизнес по выдаче аудиторских заключений без проведения аудиторских процедур, за плату, немного превышающую стоимость бумаги на котором выписывалось «заключение»;

1.1.11.6. в России появилась так называемая «недобросовестная конкуренция» при осуществлении аудиторской деятельности, произошло резкое падение цен на аудиторские услуги, поскольку себестоимость «черного аудита» была значительно ниже себестоимости реально оказываемых аудиторских услуг;

1.1.11.7. аудиторские организации, с лицензиями Минфина РФ (и даже с лицензиями на работу с гостайной), стали предметом купли-продажи на «свободном рынке Интернета»;

1.1.11.8. Министерство финансов РФ, на которое была возложена обязанность по осуществлению государственного контроля за выполнением установленных лицензионных требований, имея в штате соответствующего подразделения полтора десятка сотрудников, было не в состоянии обеспечить контроль за деятельностью более 7 тысяч организаций, которым были выданы лицензии на аудиторскую деятельность;

1.1.11.9. действующие в России объединения аудиторов также не могли исполнять контрольные функции, поскольку адреса регистрации «аудиторских организаций» с лицензиями Минфина РФ, полученные в Минфине РФ за плату, зачастую не соответствовали адресам реального нахождения, и письма с направляемыми запросами возвращались с отметками почты об отсутствии указанного адресата;

1.1.11.10. началось замедление начавшегося процесса становления саморегулирования аудиторской деятельности, связанное с невозможностью влияния профессионального сообщества на «недобросовестных аудиторов» (сложности с получением информации о реальном расположении организаций с выданными Минфином РФ лицензиями на аудиторскую деятельность, получением достоверной информации об их деятельности, выданных заключениях, учредителях и т.д.);

1.1.11.11. Россия стала практически единственной в мире страной, в которой получили право заниматься аудиторской деятельностью организации, не имеющие в составе учредителей аудиторов, что не обеспечивало соблюдение этических норм и существенно подорвало авторитет национальных аудиторских организаций в глазах инвесторов, представило дополнительные конкурентные преимущества иностранным аудиторским компаниям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительству Российской Федерации: «Предложения по реформированию действующей в Российской Федерации системы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности» Том доклад

    Доклад
    СОВЕТ ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ НАДЗОРУ ЗА РАЗВИТИЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
  2. Обеспечение качества аудиторских услуг (теория, методология, организация)

    Автореферат
    Защита состоится «06» сентября 2008 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.182.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Орловский государственный технический университет»
  3. Правительство российской федерации распоряжение от 19 января 2006 г. N 38-р

    Документ
    В целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по
  4. Правительство Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Федеральный закон

    Закон
    - разработан и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» и Федеральный закон «О государственной
  5. Программы вступительных испытаний в российский государственный социальный университет

    Решение
    Программы вступительных испытаний в Российский государственный социальный университет (далее – «РГСУ») разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Другие похожие документы..