Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
30 Елена Скороходова БУЛЬВАР УДАЧИ Лирическая комедия в -х действиях Режиссер – Вадим Дербенев 14 среда начало в 18....полностью>>
'Документ'
25 июня 2011 года в поселке Сынтул Касимовского района, на родине Бориса Михайловича Шишаева, замечательного русского поэта и прозаика, в шестой раз с...полностью>>
'Документ'
Выбор фирмой модели поведения на рынке в области межфирменного взаимодействия оказывает непосредственное влияние на эффективность ее деятельности. Вы...полностью>>
'Программа'
Создание условий для дальнейшего развития автомобильного спорта, обеспечение роста массовости занятий автомобильным спортом среди различных возрастов ...полностью>>

Методические подходы к формированию конкурентных стратегий предприятий машиностроения

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Галушко Марина Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К ФОРМИРОВАНИЮ

КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление

народным хозяйством:

экономика, организация

и управление предприятиями, отраслями, комплексами

промышленности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Оренбург 2009

Работа выполнена в Оренбургском государственном университете

Научный руководитель - доктор экономических наук, доцент

Чебыкина Марина Владимировна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Стрельцов Алексей Викторович

кандидат экономических наук, доцент

Алексеев Юрий Сергеевич

Ведущая организация - Пензенский государственный университет

Защита состоится 28 мая 2009 г. в 12 ч. на заседании диссертационного
совета Д 212.214.03 при Самарском государственном экономическом университете по адресу: ул. Советской Армии, д. 141, ауд. 325, г. Самара, 443090

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного экономического университета

Автореферат разослан 27 апреля 2009 г.


Ученый секретарь

д иссертационного совета Волкодавова Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современное состояние российской экономики характеризуется непрекращающимся спадом объемов производства и диспропорциями в развитии промышленности. В частности, машиностроение переживает сегодня далеко не лучшие времена.

Между тем машины, оборудование, приборы, транспортные средства и другие виды продукции машиностроения - это не только наиболее законченный вид готовых изделий, но и тот товар, который характеризует научно-технический потенциал и уровень промышленного развития производящей его страны.

С развитием рыночных отношений (в частности, с предстоящим вступлением России в ВТО) на первый план выдвигается проблема повышения конкурентоспособности продукции машиностроительных предприятий как на международной арене, так и на региональных рынках страны. В настоящее время продукция отечественного машиностроения не пользуется спросом из-за ее низкой конкурентоспособности. Техническому уровню зарубежных аналогов соответствует не более 12-14% экспортируемой продукции.

Для преодоления имеющегося отставания, как показывает зарубежный опыт, требуется не проведение отдельных мероприятий по выводу отрасли из кризиса, а научно проработанная долгосрочная стратегия развития машиностроительного комплекса на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающая завоевание определенных рынков конкретных видов продукции. Это, в свою очередь, предполагает разработку соответствующего инструментария для анализа факторов, определения реального положения предприятий машиностроения на рынке и оценки их конкурентоспособности.

В данной связи очень важно учитывать универсальные подходы (инвестиционные, маркетинговые, инновационные), согласно которым предприятие будет успешно конкурировать при наличии конкурентных преимуществ, достижение которых возможно путем разработки предложения потребителям более высокой ценности: или за счет более низких цен, или за счет предоставления больших выгод, оправдывающих более высокие цены.

Таким образом, разрабатываемые предприятием стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но и стратегии конкурентов. Более того, разработка новых товаров, создание экономических планов и анализ результатов работы предприятия должны проводиться с учетом наличия существующих потенциальных конкурентов, в связи с чем необходим набор алгоритмов и методов для эффективного ведения конкурентной борьбы и анализа позиций конкурентов.

Степень разработанности проблемы. Проблемами формирования конкурентоспособности предприятий машиностроения занимались и занимаются многие отечественные исследователи: Г.Л. Азоев, Г.Л. Багиев, В.В. Волгин, И.Н. Герчикова, И.В. Корнеев, Н.К. Моисеева, В.М. Тарасевич, Р.А. Фатхутдинов, В.Е. Хруцкий и др. Методологически ценными в исследовании конкурентных стратегий являются труды таких зарубежных ученых, как И. Ансофф, Ф. Котлер, Ж.Ж. Ламбен, М. Портера, Д. Траут и др. Однако методические подходы к разработке конкурентных стратегий, предложенные зарубежными учеными, требуют адаптации и проработки при функционировании на каждом конкретном зарубежном рынке. Помимо того, исследователями раскрыты только общие подходы к разработкам конкурентных стратегий, а сами подходы имеют существенные отличия.

Таким образом, разрабатываемые предприятием конкурентные стратегии должны основываться на таком алгоритме, который позволил бы формировать конкурентные стратегии для локальных и внешних рынков с учетом расширенной методической базы.

Целью диссертационной работы является обоснование методических подходов к разработке практических рекомендаций по формированию конкурентных стратегий предприятий машиностроения.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением комплекса взаимосвязанных задач исследования:

- исследовать экономическое содержание понятий "стратегия предприятия" и "конкурентная стратегия";

- рассмотреть методические подходы к определению конкурентной борьбы;

- проанализировать проблемы и способы повышения конкурентоспособности предприятий машиностроения на рынке тракторных прицепов;

- обосновать процесс формирования и реализации конкурентной стратегии;

- разработать алгоритм определения конкурентной стратегии;

- предложить мероприятия по закреплению выявленных конкурентных преимуществ.

Объектом исследования являются предприятия машиностроения Российской Федерации, специализирующиеся на производстве тракторных прицепов.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе формирования конкурентных стратегий предприятий машиностроения, функционирующих на рынке тракторных прицепов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам методов ведения конкурентной борьбы, использования методологии стратегического менеджмента в механизмах определения конкурентной стратегии, монографии, материалы научных конференций, тематические публикации в периодической печати, электронные ресурсы.

Методология исследования базируется на принципах научного обобщения, на принципах менеджмента. Научный инструментарий исследования составили методы и приемы системного экономического и статистического анализа, а также общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение).

Информационной базой исследования явились материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, статистические данные о зарубежных рынках предприятий машиностроения, отчетные данные предприятий, выпускающих тракторные прицепы.

Область исследования. Работа выполнена в рамках п.п. 15.26. Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации и управления отраслями и предприятиями машиностроительного комплекса, п.п. 15.10. Внешнеторговая деятельность предприятий в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: 15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами Паспортов специальностей ВАК (экономические науки).

Научная новизна исследования заключается в следующем.

  1. Уточнена структура экономического содержания понятия "стратегия предприятия", в иерархической системе которой (миссия - стратегия - цели - задачи), цели вынесены на более низкий уровень обобщения. Доказано, что формулировка цели должна обладать достаточной степенью конкретизации и включать в себя некоторые значения показателей.

  2. Дана авторская трактовка понятия "конкурентная стратегия", которая характеризуется как экономический инструмент предприятия для ведения конкурентной борьбы, учитывающий программу конкурентной стратегии, план ее реализации и анализ итогов выполнения составленного плана. На базе существующих методов конкурентной борьбы (минимизация издержек, дифференциация продукции и ее концентрация в определенных сегментах рынка, активные стратегии, стратегия реагирования и скрытые стратегии) конкурентные стратегии сгруппированы по области охвата предприятием рыночных отношений и разделены на: корпоративную стратегию (область влияния - весь бизнес предприятия), которая учитывает миссию предприятия, и на стратегию предприятия по развитию рынка (область охвата - локальные рынки), которая учитывает цели предприятия.

  3. Представлен процесс формирования и реализации конкурентной стратегии, основные этапы которого с учетом функциональных подразделений классифицированы на три фазы: фаза подготовки стратегии (службы - отдел по инвестициям и развитию, отдел маркетинга, финансово-экономическое управление); фаза разработки стратегии (службы - отдел правовых вопросов и внешнеэкономических связей, отдел маркетинга, финансово-экономическое управление, отдел управления производством, отдел транспорта, отдел сбыта); фаза реализации стратегии (службы - управление бухгалтерского учета и отчетности, отдел правовых и внешнеэкономических связей, логистический отдел, отдел по инвестициям и развитию). В ходе разработки конкурентной стратегии сформулированы принципы конкурентного планирования (преемственность и накопление опыта, последовательность выполняемых шагов, цикличность).

  4. Обоснован конкурентный план функционирования предприятия в конкурентной среде, позволяющий на основе выявленных количественных и маркетинговых целей его реализации эффективно вести конкурентную борьбу, оценивать результаты предпринимаемых ответных действий, накапливать опыт. В рамках анализа конкурента разработана система картографии конкурентов (карта конкурентов, бизнес-портрет отдельного конкурента), определяемая как маркетинговый инструмент для проведения конкурентного анализа и содержащая наиболее существенные характеристики конкурентов, что позволяет определить конкурентную позицию участника рынка, его рыночную стратегию, сильные и слабые стороны.

5. Выявлены проблемы (отсутствие страновых стратегий; неразвитость финансовых рынков; существенные административные барьеры при экспорте; резкое сокращение комплектных поставок за рубеж; высокие издержки предприятий, связанные с выходом на внешние рынки; негативное влияние усиления международной конкуренции, обусловленное целым комплексом факторов: низкой конкурентоспособностью отечественной продукции; сохранением дискриминационной практики в отношении отечественной продукции; отсутствием координации между российскими компаниями на внешних рынках; вытеснением российской продукции с зарубежных рынков) и способы повышения конкурентоспособности предприятий машиностроения на рынке тракторных прицепов (оценка страновой диверсификации деятельности и анализ ее динамики; исследование влияния факторов на динамику страновой диверсификации деятельности), что позволяет определить, во-первых, конкурентную ситуацию на рынке; во-вторых, направления формирования конкурентных стратегий предприятий машиностроения.

6. Разработан алгоритм определения конкурентной стратегии, рассматриваемый как процесс, позволяющий на основе сбора первичной информации о конкурентной среде, определения рыночных конкурентов, собственной конкурентной позиции (с помощью предложенного метода ранжирования) и оценки интенсивности конкуренции на рынке
(с помощью предложенной расширенной методики комплексной оценки интенсивности конкуренции) произвести выбор стратегических альтернатив с помощью предложенной матрицы зависимостей двух параметров - интенсивности конкуренции и конкурентной стратегии.

Практическая значимость исследования заключается в возможности интегрировать механизм определения конкурентной стратегии в процессе бизнес-планирования на предприятии. Отдельные разработки могут быть использованы в вузах как методический и учебный материал в преподавании дисциплин "Экономика предприятия", "Менеджмент", "Стратегический менеджмент".

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и практические результаты докладывались на ежегодных научно-практических конференциях по фундаментальным и прикладным проблемам развития промышленного сектора Оренбургской области, на межвузовских экономических конференциях (г. Пенза).

Выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, внедрены в ОАО "ПО «Сармат»" (г. Орск Оренбургской области), и в Академии труда и социальных отношений (г. Москва, Оренбургский филиал).

Публикации. По теме диссертации автором опубликованы научные статьи и тезисы докладов на научно-практических конференциях общим объемом 13,67 печ. л., в том числе авторский вклад составил 13,42 печ. л.

Структура и объем работы. Общий смысл и логика исследования определили структуру и содержание диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и содержит общее количество страниц 174, 30 таблиц, 10 рисунков, библиографический список, включающий в себя 125 наименований.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

  1. Уточнена структура экономического содержания понятия "стратегия предприятия", в иерархической системе которой (миссия - стратегия - цели - задачи), цели вынесены на более низкий уровень обобщения. Доказано, что формулировка цели должна обладать достаточной степенью конкретизации и включать в себя некоторые значения показателей. Структуризация сущностного содержания стратегии предприятия исследована в виде иерархической системы, в которой каждый последующий уровень следует рассматривать как определенное уточнение предыдущего. В свою очередь, более высокий уровень предстает как синтез одного или нескольких более низких. Цели вынесены на более низкий уровень обобщения, поскольку формулировка цели должна обладать достаточной степенью конкретности для того, чтобы можно было судить о степени реализации той или иной цели. В частности, необходимо, чтобы описание цели включало в себя некоторые значения показателей. Это важно для реализации самой стратегии. С учетом вышесказанного цепочка типовых элементов целевой сферы выглядит так: "миссия - стратегия - цели - задачи". Основные элементы внедряемой конкурентной стратегии включают в себя: 1) сбор информации о внешней и внутренней среде; 2) анализ прошлого опыта; 3) миссия и стратегия предприятия; 4) постановка цели и задач в конкурентной борьбе; 5) анализ информации; 6) выбор конкурентной стратегии; 7) анализ выбранной стратегии относительно заявленных целей и задач; 8) реализация выбранной стратегии; 9) анализ результатов и накопление опыта.

2. Дана авторская трактовка понятия "конкурентная стратегия", характеризующаяся как экономический инструмент предприятия для ведения конкурентной борьбы, учитывающий программу конкурентной стратегии, план ее реализации и анализ итогов выполнения составленного плана. На базе существующих методов конкурентной борьбы (минимизация издержек, дифференциация продукции и ее концентрация в определенных сегментах рынка,, активные стратегии, стратегия реагирования и скрытые стратегии) конкурентные стратегии сгруппированы по области охвата предприятием рыночных отношений и разделены на: корпоративную стратегию (область влияния - весь бизнес предприятия), которая учитывает миссию предприятия, и на стратегию предприятия по развитию рынка (область охвата - локальные рынки), которая учитывает цели предприятия (рис. 1).


Рис. 1. Группировка конкурентных стратегий по области охвата рыночной деятельности предприятия

В условиях рыночной экономики, сильной конкуренции и постоянно меняющейся конъюнктуры предприятию необходимо иметь план действий, который бы мог дать возможность оценивать эффективность действий. Поэтому для того, чтобы конкурентная борьба велась обдуманно, необходимо разработать конкурентную стратегию, составить план ее реализации и проанализировать итоги выполнения составленного плана. В ходе разработки конкурентной стратегии следует помнить об иерархии планирования - стратегия должна раскрывать заявленные цели и задачи предприятия. Таким образом, и конкурентный план предприятия должен быть направлен на решение целого ряда проблем, с которыми сталкивается предприятие: 1) заложенная в конкурентный план программа действий, позволяет как руководству, так и исполнителям четко увидеть ситуацию на рынке, положение предприятия на нем, заявленные цели и пути их достижения; 2) утвержденный руководством предприятия конкурентный план приобретает силу организационно-распорядительного документа, в котором прописаны ответственные исполнители и сроки выполнения поставленных задач, что позволяет осуществить контроль на всех исполнительных этапах; 3) конкурентный план объединяет разрозненные службы (маркетинга, финансово-экономического управления, управления производством, сбыта и т.д.) и координирует их деятельность по решению корпоративных целей в тесном взаимодействии друг с другом.

3. Представлен процесс формирования и реализации конкурентной стратегии, основные этапы которого с учетом функциональных подразделений классифицированы на три фазы: фаза подготовки, фаза разработки, фаза реализации.

Процесс формирования и реализации конкурентной стратегии целесообразно осуществлять путем последовательного выполнения восьми основных этапов. Но так как разработка и реализация конкурентной стратегии затрагивают различные службы и функциональные подразделения, то логично произвести деление процесса на фазы: фаза подготовки (службы - отдел по инвестициям и развитию; отдел маркетинга; финансово-экономическое управление); фаза разработки (отдел управления производством; отдел транспорта; отдел сбыта); фаза реализации (службы - управление бухгалтерского учета и отчетности; отдел правовых и внешнеэкономических связей; логистический отдел; отдел по инвестициям и развитию) (рис. 2).

В диссертационной работе автором в разрезе исследования функции конкурентного стратегического планирования выявлены определенные принципы, т.е. правила формирования и реализации конкурентной стратегии, ключевыми из которых являются: преемственность и накопление опыта; последовательность выполняемых шагов (этапов); цикличность.


Не удовлетворяет

Удовлетворяет

Разработанная стратегия –

неэффективна

Разработанная стратегия – эффективна

Рис. 2. Процесс формирования и реализации конкурентной стратегии, с учетом функциональных отделов

4. Обоснован конкурентный план функционирования предприятия в конкурентной среде, позволяющий на основе выявленных количественных и маркетинговых целей его реализации эффективно вести конкурентную борьбу, оценивать результаты предпринимаемых ответных действий, накапливать опыт. В рамках анализа конкурента разработана система картографии конкурентов (карта конкурентов, бизнес-портрет отдельного конкурента), определяемая как маркетинговый инструмент для проведения конкурентного анализа и содержащая наиболее существенные характеристики конкурентов, что позволяет определить конкурентную позицию участника рынка, его рыночную стратегию, сильные и слабые стороны.

Общей идеей каждого плана является программа действий, которая позволяет получить положительный экономический эффект, прибыль, рост продаж, увеличение доли рынка. А итогом разработки конкурентного плана должно быть определение целей, характерных для конкурентной стратегии: 1) количественных - это показатели реализации конкурентной стратегии, характеризующие изменение за определенный период времени (как правило, один год) доли, занимаемой компанией на рынке, увеличение объема продаж в количественном и денежном выражении; 2) маркетинговых - это цели, определяющие продуктовую, сбытовую, ценовую и клиентскую политику компании.

Все устанавливаемые в конкурентном плане цели должны удовлетворять следующим критериям: быть конкретными и реально достижимыми за планируемый период.

В конкурентном плане должны содержаться следующие разделы: резюме, описание и анализ текущей ситуации на рынке; итоги прошлого периода; постановка целей и описание выбранной стратегии; оценка выбранной конкурентной стратегии; план реализации выбранной конкурентной стратегии; бюджет на планируемый период. При проведении анализа конкурентов, как, впрочем, и при любом другом анализе, может оказаться значимой система картографии конкурентов (рис. 3). В отличии от существующих ранее методов картографии первичных данных, представленная автором система картографии конкурентов содержит две категории данных – первичные и данные прошедшие первичную обработку. Область применения бизнес-портрета конкурента – конкурентный анализ, в котором основной целью является определить возможности каждого конкурента, его рыночную позицию и стратегию, сравнить данные за несколько лет.


Бизнес-карта конкурента

Информация

о конкуренте



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование и реализация конкурентной стратегии, обеспечивающей достижение устойчивых конкурентных преимуществ промышленным предприятием 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)

    Документ
    Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»
  2. Конкурентные преимущества предприятий обрабатывающей промышленности региона (на примере Еврейской автономной области)

    Автореферат
    Защита состоится 11 апреля 2008 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 005.014.01 в Институте экономических исследований ДВО РАН по адресу: 680042, г.
  3. Формирование внешнеэкономической стратегии россии по отношению к странам северной европы (на примере российско-финляндских экономических отношений)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » декабря 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.232.34 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 191123 г.
  4. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее  -  Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года.
  5. Стратегия экономического и социального развития автономной республики крым на 2011-2020 годы

    Решение
    Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы (далее - Стратегия) разработана во исполнение поручения Президента Украины Януковича В.

Другие похожие документы..