Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
I. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консул...полностью>>
'Публичный отчет'
5. Отчет совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества о результатах развития общества по приоритетным направлениям его деятельнос...полностью>>
'Программа'
Сегодня практически каждое образовательное учреждение имеет собственный сайт в Интернете. К сожалению, не всегда присутствует библиотечная страница, ...полностью>>
'Решение'
Инъекции, сюръекции, биекции, их свойства. Подстановки, транспозиции, операции над подстановками, их свойства. Циклы. Четность. Отношение эквивалентно...полностью>>

Конспект урока литературы Тема урока: «Как сладкую песню отчизны моей люблю я Кавказ!». Сравнительный анализ двух стихотворений на одну тему: М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин «Кавказ»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сагадеева Д.М.

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Отрадненская средняя

общеобразовательная школа №2»

Кировского района Лен. области

Конспект урока литературы

Тема урока: «Как сладкую песню отчизны моей люблю я Кавказ!».

Сравнительный анализ двух стихотворений на одну тему: М.Ю.Лермонтов и

А.С. Пушкин «Кавказ».

Урок можно провести в 9 или 10 классе в зависимости от уровня подготовки обучающихся.

Программа: Литература. 5-11 класс. (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено МО РФ, 2007.

Тип урока: обобщающий.

Цели урока:

  1. Образовательные:

  • обучение сопоставительному анализу стихотворений;

  • работа с научной и справочной литературой.

  1. Развивающие:

  • развитие навыков групповой и индивидуальной практической работы;

  • развитие речи;

  • опыт систематизации материала;

  • постижение «техники» стихосложения;

  • положительная мотивация творческой деятельности и публичного выступления.

  1. Воспитательные:

  • достижение сознательного усвоения материала учащимися;

  • формирование самостоятельности, ответственности, способности к сотрудничеству;

Оборудование представлено в приложении к конспекту. Используемая литература – в заданиях по группам.

Форма проведения урока: урок построен с использованием технологии КСО (коллективные способы обучения). Работа в группах (5 групп по 4 человека). Контроль – индивидуальный.

Методы деятельности учащихся: частично-поисковый, проблемный.

План урока.

Наименование

Время

Оргмомент.

Вступительное слово учителя. Чтение наизусть двух стихотворений учащимися. Домашнее задание.

5-7 мин.

Работа в группах: выполнение заданий, подготовка ответа

10 мин.

«Обмен» знаниями (ответы групп)

20 мин.

Подведение итогов, заключительное слово

3 мин.

Сценарий урока.

Вступительное слово.

Два поэта – две судьбы.

Много общего: Пушкин и Лермонтов – современники, поэты – пророки. Оба писали прекрасные стихи, оба отдали поэтическую дань вдохновлявшему их Кавказу. И оба рано погибли от пули на дуэли. Более того, если говорить о Лермонтове, то Кавказ – место ссылки поэта за стихи на смерть Пушкина. Так тесно переплелись их судьбы. И все же это разные поэты. Попробуем заглянуть в их творческую мастерскую, сравнивая два стихотворения Пушкина и Лермонтова с одинаковым названием «Кавказ».

Зачем сравнивать стихотворения? В сравнении лучше всего выявляется своеобразие. Всякое сравнение начинать надо с выявления общего.

Чтение стихотворений:

  1. М.Ю.Лермонтов «Кавказ».

  2. А.С. Пушкин «Кавказ».

Анализировать стихотворения будете самостоятельно, у учителя – роль консультанта. Работа в группах поможет нам «собрать» весь необходимый материал для подготовки связного ответа дома.

Домашнее задание:

  1. выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение (одно);

  2. подготовить сравнительный анализ двух стихотворений (по плану в тетради).

Установка на работу в группах

Регламент и алгоритм работы – на доске (экране).

На столах – тексты стихотворений, вопросы и задания для групп, научная и справочная литература. Можно пользоваться своими словарями, памятками, учебниками.

Поднятая рука – вызов консультанта.

Успехов в исследовательской работе!

Алгоритм работы

  1. «Поделить» задания в группе, выполнить их, обсудить итоги (10-12 мин.).

  2. Подготовить ответ на уровне выводов. «Слово» группы (2-3 мин.).

  3. Поставить оценки в своей группе.

    1. Историко-литературный комментарий

(в данном случае – биографический)

Вопросы:

  1. В каком году написаны стихотворения?

  2. Пользуясь дополнительной литературой, кратко рассказать о «кавказском» периоде жизни поэта (ссылки на источники).

  3. Какие еще произведения Пушкина и Лермонтова посвящены Кавказу?

Источники:

  1. Андроников И. Лермонтов. – М., 1982, глава «Поэтическая апофеоза Кавказу», с.409 – 443.

  2. Лермонтов в школе. – М., с.21-82.

  3. Лермонтовская энциклопедия – М.: Советская энциклопедия, 1981, с. 212-214

  4. Каргушин С.В. и др. А.С.Пушкин. В 2-х частях. Часть I. – Минск, 1998, с.213-214.

Ожидаемые ответы.

  1. Стихотворение Пушкина написано в 1929 г. (поэту 30 лет), стихотворение Лермонтова – в 1930 г. (поэту 16 лет!).

- О чем говорят эти факты?

(Разный жизненный опыт, поэтический, разный уровень мастерства).

  1. Лермонтов с детства привязан к Кавказу: бабушка трижды возила его туда в детстве на воды; в 1837 г. – первая ссылка за стихотворение «Смерть поэта»; в 1841 г. – вторая ссылка поручика Тенгинского пехотного полка и гибель у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска.

  2. Произведения Лермонтова о Кавказе.

Поэмы: «Мцыри», «Кавказский пленник», «Демон».

Роман «Герой нашего времени».

Произведения Пушкина о Кавказе.

«Кавказский пленник», «Обвал», «На холмах Грузии», «Монастырь на Казбеке».

Основное настроение Пушкина: грусть, тоска по любимой, философские размышления о мире.

    1. Композиция

  1. Какие части можно выделить в стихотворениях?

  2. Какие картинки возникают при их чтении? Как их можно озаглавить?

  3. Так что же движется, развивается в стихотворениях Пушкина и Лермонтова?

  4. Попробуйте «изобразить» композицию того и другого стихотворения (с помощью геометрических фигур или иначе).

Литература

  1. Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М., 1987, с.47.

  2. Выставка в школе. А.С. Пушкин.

Лермонтов

Пушкин

1. 3 строфы – 3 части

1. 3 части

2. - расставание с Кавказом,

- воспоминания о матери,

- воспоминания о любви.

2. - описание гор,

- описание долин,

- образ Терека.

3. «Движется» в этих частях

- воспоминания,

- образы природы.

Лермонтов подчинил композицию стихотворения передаче своего внутреннего состояния. Воспоминания о природе Кавказа связаны с переживаниями, вызванными смертью матери и первой, еще детской любовью

3. «Движется» в этих частях

- воспоминания,

- образы природы.

В основе композиции стихов Пушкина – движение образов природы Кавказа, сверху вниз, от снежной вершины до горной реки, бегущей в ущелье. Терек – символ непокорности.

4.

4. В стихотворении Пушкина ступенчатая композиция

    1. Изобразительно-выразительные средства.

  1. Найти в обоих стихотворениях эпитеты, метафоры, сравнения.

  2. Какими из них преимущественно пользовался тот и другой поэт? Что удается передать с их помощью?

  3. Какова функция пейзажа в стихотворениях? (выбрать одну из нескольких указанных).

Литература

  1. Литература. Справочные материалы. – М., 2007, с.124 (пейзаж)

  2. Выставка в школе. Жизнь и творчество Лермонтова, с.12-13.

  3. Из медиатеки: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9 класс. – Мультимедийные уроки по творчеству М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.

Лермонтов

Пушкин

Эпитеты

«сладкая песня», «розовый час», «божественные глаза»

«нагие громады» (утесов), «грозные обвалы»,

Терек играет «в свирепом веселье»

Сравнения

«как сладкую песню отчизны моей…»

Терек «играет и воет, как зверь молодой»

Метафоры и олицетворения

«На заре моих дней», «степь повторяла», «Сердце лепечет».

«Тучи смиренно идут», «Терек играет, … и бьется о берег в вражде бесполезной, и лижет утесы голодной волной», «немые громады»

Лермонтов использует в основном эпитеты и метафоры. Они относятся к самому лирическому герою и помогают понять состояние его души.

У Пушкина тропы относятся к картинам природы, одушевляют ее, рисуют величественной и прекрасной.

Общее: восхищение Кавказом и любовь к нему, его природе.

    1. Язык и поэтический синтаксис

  1. Каким языком написаны стихотворения (разговорным, литературным; устаревшим, близким к современному)?

  2. В стихотворениях есть примеры церковно-славянской и устаревшей лексики: глас «отселе», «пастырь». Найти их толкование в словаре.

  3. Для чего их используют поэты, кто из них – в большей мере? Какое настроение они создают? – Торжественность и величавость.

  4. Почему Пушкин из синонимического ряда: «напрасно», «тщетно» выбрал устаревшее наречие «вотще»?

  5. Какие части речи преимущественно используются в стихотворениях, почему?

Вывод: Существительные и глаголы действия помогают передать движение взора поэта; создают движущуюся картину в пространстве у Пушкина, во времени – у Лермонтова. Предложения полные, распространенные, подробно рисуют картину (особенно у Пушкина.

Лермонтов

Пушкин

Восклицания

«Люблю я Кавказ»

«Вотще!»

Повторения

  1. Повторяется только одна строка; «Люблю я Кавказ». – Как называется такой повтор? (Рефрен)

  2. Повторяется слово «люблю»

  1. Указательное местоимение с частицей «Там уже (уж): «А там уж рощи…», «Там ниже мох тощий…», «А там уж и люди гнездятся в горах».

  2. Повторяются союзы «где», в начале стихотворной строки – анафора.

Вывод: «там» указывает на сменяемость картин; «и» - на буйство Терека.

Обращения

«Я счастлив был с вами, ущелия гор».

Обращения вызывают доверительность интонации; слова поэта звучат как признание любви к Кавказу

У Пушкина – нет.

Инверсия: какие слова выделяются, для чего?

Первые две строки стихотворения и первые две строки каждой строфы:

«Я счастлив был с вами ущелия»

«Один в вышине стою над снегами…»

У Пушкина предложения построены преимущественно «правильно» - порядок слов не нарушен.

Вопросы по поэтическому синтаксису

  1. В текстах стихотворений найти примеры повторений, обращений, инверсии, восклицательных предложений. С какой целью их использовали авторы?

  2. В словаре («Большой справочник») найти определение рефрена. В каком из стихотворений он звучит, для чего?

  3. Оба стихотворения написаны от первого лица, почему?

  4. (Лермонтов – «Я» - мир моей души; Пушкин – «Я» - «на вершине», вижу весь мир, постигаю его.

Литература

  1. Справочник со словарем литературоведческих терминов («рефрен», с.154)

  2. Большой справочник. Литература для школьников и поступающих в вузы. – М 1999, с.424 («лирический герой»).

    1. Особенности стиха

  1. Определите стихотворный размер и характер рифмы того и другого стихотворения. (Изобразите на доске схематический размер)

  2. В статье русского поэта Н.Гумилева найдите описание данного стихотворного размера. Согласны вы с его точкой зрения?

  3. Почему в организации стихотворной речи многое совпадает?

  4. Нарисуйте слово «Кавказ»

Литература

  1. Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. – М., 1990, с.428-429.

Размер

  • Лермонтов:

Хотя я судьбой на заре моих дней на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.

Люблю я Кавказ.

4-х стопный

амфибрахий

х ─│─ х ─ │ ─ х ─ │ ─ х

─ х ─│─ х ─ │ ─ х ─ │ ─ х

─ х ─│─ х ─ │ ─ х ─ │ ─ х

─ х ─ ─ х

Рифма – мужская, точная, перекрестная. Мужская рифма придает стиху упругость.

  • Пушкин

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины,

Орел, с отдаленной поднявшись вершины…

Рифма – сочетание мужской и женской рифмы, перекрестной и парной, - более разнообразная и богатая.

Итоговые вопросы:

  1. Как вы определите идею того и другого стихотворения?

  • Лермонтов: раскрыть чувства и переживания своей души, выразить любовь к Кавказу.

  • Пушкин: передать величие, красоту и богатство Кавказа, свое восхищение.

  1. Какое из стихотворений вам больше понравилось и почему?

Заключительное слово

В результате сравнения двух стихотворений на одну тему, мы обнаружили неповторимое своеобразие двух поэтов – Пушкина и Лермонтова. А общее – их любовь к Кавказу, восхищение его величественной природой.

Сегодня там неспокойно: теракты уносят человеческие жизни, льется кровь, множится ненависть. Вспоминаются слова другого нашего замечательного писателя-гуманиста Л.Н.Толстого, для которого Кавказ, как и для М.Ю.Лермонтова, стал «литературной колыбелью». В 1852 г., будучи участников войны на Кавказе, Толстой написал рассказ «Набег». Это произведение о войне, о захвате горного селения, но основная тема рассказа - картина жизни природы. Писатель поднимает вопрос о бессмысленности войны: «Неужели тесно жить людям на этом свете, под этим неизмеримо звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Как могли люди среди этой природы не найти мира и счастья?»

Приложения.

Тексты стихотворений

М.Ю.Лермонтов

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял,

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

А.С. Пушкин

Кавказ

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движение.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утёсов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной,

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

Доска (экран)

Алгоритм и регламент работы

  1. «Поделить» задания в группе.

  2. Выполнить их, обсудить итоги (10-12 мин.).

  3. Подготовить ответ на уровне выводов.

  4. «Слово» группы (2-3 мин.).

К

Карт.

ак сладкую песню отчизны моей,


Люблю я Кавказ

Схема

стихотворного размера

Задания по группам

  1. Историко-литературный (биографический) комментарий

  1. В каком году написаны то и другое стихотворения?

  2. Пользуясь дополнительно литературой, кратко рассказать о “кавказском” периоде жизни Лермонтова и Пушкина. (Не забывайте делать ссылки на источник информации, например: «Из книги И. Андронникова «Лермонтов» мы узнали…»).

  3. Какие еще произведения Пушкина и Лермонтова посвящены Кавказу?

  1. Композиция

  1. Какие части можно выделить в стихотворениях?

  2. Какие картины возникают при их чтении? Как их можно озаглавить?

  3. Так что же «движется», развивается в стихотворениях Лермонтова и Пушкина ?

  4. Попробуйте «изобразить» (нарисовать) композицию того и другого стихотворений (с помощью геометрических фигур или иначе).

  1. Изобразительно-выразительные средства.

  1. Найдите в обоих стихотворениях эпитеты, метафоры, сравнения.

  2. Какими из них преимущественно пользовался тот и другой поэт? Что удается передать с их помощью?

  3. С помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи поэты создают картины природы Кавказа – пейзаж. Как известно, пейзаж в художественных произведениях выполняет следующие функции:

  • является фоном, на котором разворачивается действие;

  • служит дополнительным средством характеристики героя (как в «Мцыри»);

  • раскрывает внутреннее состояние героя, его чувства и переживания.

Какова функция пейзажа в стихотворениях Пушкина и Лермонтова?

  1. Язык и поэтический синтаксис

  1. Каким языком написаны стихотворения (разговорным, литературным, устаревшим, современным)?

  2. В стихотворениях есть примеры церковно-славянской и устаревшей лексики («глас», «отселе», «пастырь»). Найти их в словаре и дать толкование.

  3. Для чего их используют поэты, кто из них в большей мере? Какое настроение создают эти слова?

  4. Почему Пушкин из синонимического ряда ( «напрасно», «тщетно» ) выбрал устаревшее наречие «вотще» ?

  5. Какие части речи преимущественно использованы в стихотворениях, почему?

Поэтический синтаксис

  1. В текстах стихотворений найти примеры повторений, обращений, инверсий, восклицательных предложений. С какой целью используют их поэты?

  2. Найти в словаре (Большой справочник) определение рефрена. В каком из стихотворений он звучит, для чего?

  3. Оба стихотворения написаны от первого лица, почему?

  1. Особенности стиха

  1. Определите стихотворный размер и характер рифмы того и другого стихотворения. (Изобразите на доске схематический размер)

  2. В статье русского поэта Николая Гумилева найдите описание данного стихотворного размера. Согласны вы с его точкой зрения?

  3. Почему в организации стихотворной речи многое совпадает?

  4. Нарисуйте слово «Кавказ»

План сравнительного анализа двух стихотворений на одну тему.

  1. Что делает похожими эти стихотворения?

  2. Какое настроение выражено в том и в другом?

  3. С какой интонацией надо их читать? Где меняется тон стихотворения?

  4. Сколько картин-видений возникает при чтении? Назовите эти картины.

  5. Составьте партитуру одной строфы.

  6. С помощью каких выразительных средств автор достигает необходимого настроения? (Какие выражения, детали авторского текста тебе особенно запомнились, кажутся наиболее выразительными?)

  7. Так о чем же эти стихотворения? Которое из них наиболее понравилось, почему?

Пейзажи М.Ю.Лермонтова

  1. Военно-Грузинская дорога близ Мцхета (1837). Картина

  2. Перестрелка в горах Дагестана(1840-1841). Картина

  3. Развалины на берегу Арагвы в Грузии. Рисунок(1837)

  4. Вид крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография(1837-1838)

Неотъемлемые атрибуты почти любого «кавказского» пейзажа Лермонтова - зубцы гор, мрачное ущелье, быстрый поток, сверкающий на вершинах снег. Пейзажи несут на себе явный отпечаток романтической поэтики. Подчёркнутая экспрессия описания – игра на контрасте блеска и мглы, «чёрного мрака» ущелья и «золотого» (серебристого) сверкания снега, субъективно окрашенные определения («непреступные горы»), динамичность создаваемой картины (живое движение потока) - отличительные особенности изображения и в прозаическом, и в стихотворных отрывках.

(Кучина Т.Г., Леденев А.В.

Контрольные и проверочные работы по литературе

9-11 кл. –М.: Дрофа, 1998, с.53)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Литература 10 класс методические советы

    Литература
    Уроки 24—25. «Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»
  2. Пушкин. Избранные работы 1960-х1990-х гг. Т. I

    Документ
    Из двух книг, составляющих это издание, одна уже не раз переиздавалась, другая появилась на свет недавно; одна складывалась на протяжении без малого четверти века, другая возникла за десять лет; одна писалась в советское время, другая
  3. Зеленограда

    Урок
    В сборник включены уроки литературы и мастерские, проведенные учителями Зеленограда, отмеченными званиями «Заслуженный учитель РФ», «Почетный работник общего образования»,
  4. Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям Источник

    Учебник
    Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.Методика преподавания литературыУчебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям
  5. А. Л. Кекина г. Ростова Развитие творческих литературных способностей учащихся на урок

    Урок
    В этой связи основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в коммуникативной, интеллектуальной и социальной сферах.

Другие похожие документы..