Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Сервисная деятельность Стандартизация и сертификация туристских услуг Документационное обеспечение управления Иностранный язык (профессиональный) Мене...полностью>>
'Документ'
«“Новая газета” (№ 59 (702), 20 — 22 августа 2001 г.) в рубрике «Трудно быть человеком. Диалог с современником» опубликовала беседу с писателем Дании...полностью>>
'Документ'
Кооператив створюється, з метою підвищення рівня добробуту кожного члена кооперативу шляхом покращення якості молока та збільшення його виробництва, ...полностью>>
'Анализ'
ОАО «Квант-Н» обеспечивает потребителей тепловой энергией, что объективно определяет воздействие производственной деятельности Общества на окружающую...полностью>>

План. Введение: актуальность использования компьютера на уроках истории. Стр. 1 Цели исследования. Стр. 1

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство просвещения молодежи и спорта

Республики Молдова

Главное управление воспитания, науки,

молодежи и спорта

примэрии муниципия Кишинев

Лицей имени Дмитрия Кантемира

Методическая работа по теме:

Инфрмационные технологии

на уроке истории.

Автор Хоменская В.Ф.

I дидактическая степень,

Кишинев, 2006 год

План.

  1. Введение: актуальность использования компьютера на уроках истории. Стр. 1 – 2.

    1. Цели исследования. Стр. 1

    2. Субъекты исследования. Стр. 1 – 2

  2. Обоснование работы с компьютером, как основной формы работы на уроках истории. Стр. 2 – 25

    1. Характеристика информационного общества. Стр. 2 -5

    2. Использование информационных технологий в западных странах. Стр. 5 – 9

    3. Компьютер как средство конструирования среды учебного процесса. Стр. 9 – 11

    4. Классификация ПОУН. Стр. 11 – 16

    5. Характеристика мультимедийной продукции. Стр. 16 – 18

    6. Проектирование урока. Стр. 18 – 25

  3. Применение компьютера на уроках истории в собственной педагогической деятельности. Стр. 25 – 50

    1. Обоснование работы в Power Point. Типы презентаций. Стр. 25 – 30

    2. Формы и методы работы при использовании компьютера на уроках истории. Стр. 30 – 50

    1. Интерактивные методы обучения. Стр. 30 – 33

    2. Модульно – блочная система. Стр. 33 – 37

    3. Работа с картографическими материалами. Стр. 37 – 47

    4. Использование схем и таблиц на уроках истории с применением компьютера. Стр. 47 – 50

  1. Итоги, анализ исследования. Стр. 50 – 54

  2. Выводы. Закономерности. Стр. 54 – 56

  3. Предложения для практического применения. Стр. 56 – 61.

  4. Литература.

  1. Введение: актуальность использования компьютера на уроках истории.

1. Цели исследования.

На современном этапе один из главных вопросов образования, которые обсуждаются на всем постсоветском пространстве в различных периодических изданиях, средствах массовой информации, Интернете, практически на всех "около технологических" конференциях звучит приблизительно одинаково: "Внедрять или не внедрять? Быть или не быть компьютеризации образования»? У компьютеризации много противников и сторонников. Несколько лет я занимаюсь проблемой внедрения информационных технологий в школе, на уроках и во внеурочной деятельности. В своей работе я попытаюсь ответить на вопросы, которые волнуют общество:

  • Кому и зачем нужна информатизация образования?

  • Изменит ли информатизация качество и содержание образования и воспитания?

  • Внедрение информационных технологий в образование – мода или насущная необходимость?

  • Зачем учителю и ученику компьютер на уроке?

  • Каковы возможности применения компьютера на уроке?

  • Изменит ли компьютер методы и приемы обучения?

  • Заменит ли компьютер «живое слово» учителя?

Именно эти вопросы и есть цели моего исследования.

2. Субъекты исследования.

Термин "информация" в настоящее время исключительно популярен. Если не пытаться дать ему четкое определение, а применять в общепринятом бытовом смысле, мы действительно входим в "информационную эпоху". В советской школе материалистической философии сформировалось представление об информации как некоей третьей (вместе с веществом и энергией) форме проявления материального мира, отражающей изменчивость материи. Не углубляясь во внутри философские проблемы, воспользуемся таким подходом, не очень отличающимся от подходов других школ1.

1 В. Б. Кравченко. Информация - объект или субъекты исследования? Тезисы доклада на заседании Межведомственного междисциплинарного семинара по научным проблемам информационной безопасности 13 декабря 2001 г.// .ua/Prostranstv/pr_kiber7.htm

Информация по Винеру – это приращение знания, изменение модели окружающего мира, возникающее в процессе взаимодействия самоуправляющейся системы с окружающей средой. Назовем ее "информация воздействия"2. Самоуправляющаяся система – субъект – всегда включает в себя в какой-то форме модель внешнего мира – "знание". Субъектом может быть человек, коллектив, организация, государство, в пределе - все человечество. В моей работе субъектами исследований выступают ученики, индивиды и коллективы, родители и учителя. Объектом является само информационное поле и порожденные им информационные технологии. Таким образом, предметом исследования является влияние объекта на субъекты, воздействие внешней среды на самоуправляющуюся систему, которое приводит к изменению модели – к приращению знания.

II. Обоснование работы с компьютером, как основной формы работы на уроках истории.

1. Характеристика информационного общества.

Различные аспекты кризиса образования, который наблюдается в неравной мере во всех странах мира, во многом связаны с рассогласованием в обществе, основанном до сих пор на принципах переработки материальных ресурсов эпохи становления индустриальной среды. Между тем как на смену должны прийти принципы деятельности сегодняшнего цивилизованного общества, базирующегося на новейших информационных технологиях3. Сегодня информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия. Рост количества информации превышает возможности существующих средств обработки, передачи, хранения и интегрирования. Особенно растет объем научных знаний. Общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году - каждые 10 лет, к 1970 году - каждые 5 лет, а к 2000 году - каждые 2 - 3 года4.

2 Н.Винер. Кибернетика. Сов. радио, 1958.// В. Б. Кравченко. Информация - объект или субъекты исследования? Тезисы доклада на заседании Межведомственного междисциплинарного семинара по научным проблемам информационной безопасности 13 декабря 2001 г.// .ua/Prostranstv/pr_kiber7.htm

3Ахметзянов А. Информационные ресурсы и образование // Высшее образование в России. - 1996. - N 2. - С. 34-37

[4]. Свифт Дж. Путешествие Лемюэля Гулливера. - М.: Правда, 1979. – стр. 303.

Под влиянием процесса информатизации складывается новая структура - информационное общество. Оно характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими доступ к информации и производство информационных ресурсов, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности[5]Распространилось потребление новых медиа таких, как видео, спутниковые каналы и телекоммуникационная технология. В целом возросло число медиа-технологий, при этом старые формы медиа соединились с использованием микрокомпьютеров. Изображение, звук и текст объединились, аудиовизуальная культура стала частью повседневной жизни. Активное внедрение технологий информатизации общества не могло не коснуться и системы образования. Использование достижений современных информационных технологий в учебном процессе открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дает совершенно новые возможности для творчества и повышает эффективность самостоятельной работы.

Эти факторы способствуют образованию новой информационной структуры - обучающей среды, которая характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми средствами представления и доставки информации потребителю, специализированными технологиями и средствами организации процесса обучения и контроля знаний учащихся, централизацией учебно-методического и лабораторного оснащения. Обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования информационных технологий является одним из важнейших направлений информатизации современного общества [6]

Современный "Психолого-педагогический словарь" определяет медиаобразование как "направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной

[5]. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. - 1998. - N 2. – стр. 5-13.

[6]Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет /sections/doc_view.php?did=288

информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий". Другими словами обучить подрастающее поколение компьютерной грамотности.

Так что же такое компьютерная гра­мотность и как овладеть ею? В учебном пособии по информатике, победившем на конкурсе 1987 г.[7], толкование компьютерной грамотности было дано не столько из тех­нических, сколько из дидактических сообра­жений и определялось как умение читать и писать, считать и рисовать, искать ин­формацию и работать с помощью ЭВМ. Это актуально и сейчас. Следующий уровень компьютерной гра­мотности связан с умениями искать, на­капливать и перерабатывать в ЭВМ инфор­мацию самого различного рода — в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний, оформлять их в виде текстов, передавать по сети ЭВМ, находить и по­лучать их из различных источников, систематизировать, вновь перерабатывать и ис­пользовать для решения различных прак­тических задач. Эти умения и образуют то, что было названо инфор­мационной культурой.

  1. Можно выделить три взаимосвязанные между собой области применения информационных технологий в сфере образования: в рамках аудиторных занятий, электронные библиотеки, Интернет[8]. В таком расширенном понимании инфор­мационная культура естественно соеди­няется с обычным пониманием общечело­веческой культуры. И разница только в том, что новая информационная культура связывается с использованием новейшей информационной и ВТ и средств обра­ботки данных на ЭВМ, позволяющих хра­нить большие объемы информации и про­водить логически осмысленную обработ­ку ее.

Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Поэтому представляется интересным сделать подробный анализ использования информационных технологий для целей образования именно в развитых зарубежных странах.

[7] (В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре. Педагогика, 4-1990, с70).

[8]. Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.// Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет /sections/doc_view.php?did=288

2. Использование информационных технологий в западных странах.

В 60—70-е гг. по инициативе ЮНЕСКО в различных государствах начали созда­ваться национальные центры педагогиче­ской документации и информации. Наряду с информационной деятельностью отдельные центры принимают участие в ор­ганизации и проведении педагогических ис­следований, разработке учебных и аудиови­зуальных средств обучения, подготовке и пе­реподготовке учителей, школьных библиоте­карей и информационных работников, вы­полняют функции библиотек. Еще 10—15 лет назад работа с компью­тером требовала квалификации програм­миста, что и приводило к обязательному включению соответствующего компонента в состав компьютерной культуры. Ныне, когда созданы и широко распространены персональные ЭВМ, рабо­та с которыми не требует основательной программистской подготовки, в содержа­нии компьютерной культуры произошли определенные измене­ния, изъятия, увеличилась доступность ее усвоения. Широкое внедрение персонального компьютера позво­ляет без основательных знаний и умений в области программирования обеспечить лю­бого человека индивидуальными средства­ми для решения сложных задач различ­ного предметного содержания[9].

Начиная с 60-х годов в ведущих странах мира (Великобритания, США, Канада, Австралия, Франция и др.) начали делать особую ставку на медиа образование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиа культуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать так называемые медиа тексты. Так, в канадской провинции Онтарио с 1987 года медиа образование стало обязательным предметом в 5 тысячах средних школ (7 - 12 классы), в Австралии с 1990 года эта дисциплина изучается с 1 по 12 класс (и даже в детских садах) В отличие от собственно медиакультуры медиаобразование в США поначалу развивалось не столь интенсивно, как, к примеру, во Франции или Канаде, однако к 90-м годам уже можно было говорить о сложившейся системе американского медиаобразования, которая с помощью сайтов сети Интернет, публикаций, конференций оказывает влияние и на другие страны. В США активно действует несколько крупных ассоциаций медиаобразования: Центр медиаобразования (Center for Media Education) в Вашингтоне,

9 Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет /sections/doc_view.php?did=288

Центр медиаграмотности (Center for Media Literacy) в Лос-Анджелесе, движение "Граждане за медиаграмотность" (Citizens for Media Literacy) в Северной Каролине и многие другие.

Рост авторитета медиаобразования привел к тому, что в 90-х годах 12 штатов США включили в свои образовательные стандарты разделы по медиаобразованию и медиаграмотности. В образовательных учреждениях США получили широкое распространение мастер-классы - специальным образом оборудованные учебные классы (аудитории) с широким диапазоном технологических возможностей.

Учитель мастер-класса имеет доступ к текстовой и мультимедийной базе данных в реальном масштабе времени, к программному обеспечению учебного курса, к средствам программного обеспечения всех видов, к обслуживанию в режиме Оn-line, к электронной почте – к любым ресурсам, доступным через подсоединение к местным региональным сетям, к сети Интернет, к национальной научной и образовательной сети (NREN). Таким образом, реальная сила мастер-класса заключается в его возможности обеспечения интерактивной многофункциональной информационной системы.

Если говорить об уровне компьютеризации в образовательных учреждениях США, то в среднем три из четырех общих классных комнат имеют, по крайней мере, один компьютер, предназначенный для группового использования, восемь из десяти образовательных учреждений имеют локальную вычислительную сеть, 54% всех классных комнат соединены с локальной вычислительной сетью.

Ярким примером комплексного использования информационных технологий в образовании является создание Кибершколы в штате Орегон США, использующей технологию интерактивного обучения. Интерактивные технологии способствуют появлению нового типа потребителей образовательных услуг. Интерактивное обучение как модель будущего позволяет людям научиться взаимодействовать на расстоянии независимо от языковых, религиозных, социальных отличий10

Американские исследователи отмечают, что образование, полученное с использованием информационных технологий, гораздо более объемно, оно дает возможность понять принцип или концепцию, почувствовать взаимосвязь различных концепций, учит анализировать ситуации и проблемы. Компьютерные

[10]. Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет /sections/doc_view.php?did=288

учебные материалы требуют гораздо большей гибкости мышления и соответственно усилий для развития. Особого эффекта применение информационных технологий достигает при использовании методов активного обучения, а также тогда, когда учащийся находится во взаимодействии с товарищами по учёбе, в соревновании, в сотрудничестве.

Британская ассоциация поддержки образования (Besa - British Educational Suppliers Association) регулярно проводит ВETT-выставки. ВЕТТ по праву считается крупнейшей в мире выставкой, посвященной образовательным информационным технологиям. Причиной интереса к ВЕТТ является позиция правительства Великобритании по отношению к информационным технологиям в системе образования. в 1995 г. правительство включило использование информационных технологий при изучении различных дисциплин в качестве обязательного компонента в Национальный учебный план. К каждому учителю стали предъявляться требования владения навыками использования информационных технологий в учебном процессе. По данным международной статистики, в настоящее время около 30% учителей Великобритании применяют информационные технологии регулярно и достаточно эффективно для обучения. Число компьютеров в британских школах превысило 1 миллион.

Корпорация Intel в целях изучения потребительского спроса уполномочил организацию Angus Reid исследовать проблему использования компьютера для домашней работы канадскими учениками. Обзор проводился в семьях с детьми в возрасте от 12 до 17 лет. Согласно результатам исследования, эта возрастная группа третью часть домашних заданий и самостоятельной работы выполняет за компьютером. Более 80% канадских респондентов полагает, что компьютеры и современные технологии имеют положительное влияние на канадское образование. Компьютер был выбран как наиболее важное средство для качественного выполнения домашних заданий (52% респондентов выбрали для этой цели компьютер, 26% - выбрали калькулятор, 8% - энциклопедию и 6% - словарь).

Компьютеры всё больше проникают в школу. Доклад департамента торговли США сообщает, что среди детей в возрасте от 3 до 17 лет более 90% используют компьютер дома и/или в школе. Выделяются следующие виды компьютерного программного обеспечения, используемого в школе :

  • текстовые редакторы (95%);

  • обучающие программы (89%);

  • аналитические и информационные средства (87%);

  • системы программирования и операционные системы (84%);

  • игры и моделирование (81%);

  • графические средства и средства оперирования (81%).

Меня заинтересовали эти цифры, и я провела подобные исследования в своем лицее среди 5-х, 11-12 классов. Так я выяснила, что

  • Имеют компьютер дома:

    1. 5-е классы – 89%;

    2. 11-е классы – 72%;

    3. 12-e классы – около 70%;

примечание: все старшеклассники показали, что имеют постоянный доступ к компьютеру у родственников, на работе родителей или в Интернет-кафе.

  • Умеют применять различные программы для работы (в том числе и текстовые редакторы, и обучающие программы):

    1. 5-е классы – 28%

    2. 11-е классы – 92%

    3. 12-e классы – 97%

  • Используют компьютер для подготовки домашних заданий (в том числе системы программирования и операционные системы, графические средства):

    1. 5-е классы – 5%

    2. 11-е классы – 89%

    3. 12-e классы – 95%

  • Используют компьютер для игр – практически все классы показали почти 100%, при чем старшеклассники играют для отдыха и смены деятельности, а пятиклассники играют «потому, что интересно».

Таким образом, исследование показывает, что количество домашних компьютеров у младших школьников преобладает над количеством ПК у старшего звена. Это свидетельствует о том, что и дети, и родители понимают, что умение пользоваться компьютером необходимо для дальнейшей жизни и работы и считают, что учиться работать на ПК нужно с юных лет. Однако, исследования показывают, что умения и навыки работы с компьютером преобладают у 11-12 классов, что вполне естественно, так как в среднем звене в школьную программу включен такой предмет, как информатика. И практически все 100% опрашиваемых школьников в той или иной мере знакомы с компьютером через игры и владеют достаточными навыками работы в on-line[11]

[11]. Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет /sections/doc_view.php?did=288

3. Компьютер как средство конструирования среды учебного процесса.

Надо отметить, что с середины 80-х годов началось формирование новой среды обучения (информационной среды обучения), где принципиально новым элементом стал персональный компьютер, как индивидуальное средство обучения. Использование термина "информационная среда обучения" стало актуальным в связи с качественными изменениями в характере использования обществом информационной среды. В термин "информационная среда" автор данной работы вкладывает следующий смысл: это система средств общения с человеческим знанием, служащая как для хранения, систематизации и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения.

Применение компьютера изменяет отношение к образованию, которое из "стартового толчка" все больше превращается в регулярное занятие человека. Выше уже сказано, что практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерную технологию обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что обучение без применения информационных технологий не прогрессивно, и, во-вторых, тем, что резко возрос объем информации, необходимой обучаемому.[12] При этом уровень развития высоких технологий увеличивает степень опосредованности общения преподавателя с учащимися через компьютер.

Подобное в истории развития педагогической практики наблюдалось, когда появился учебник. Начиная с Яна Коменского, учебник является одним из средств конструирования среды учебного процесса. В.П. Беспалько пишет: "Ян Коменский еще не решается полностью отделить книгу от учителя и рассматривает ее лишь как мощный инструмент в его руках, а не как автономное средство ведения учебного процесса"[13]. М.Н. Скаткин пишет: "в учебнике в той или иной мере запрограммирована и методика обучения: в этом смысле учебник представляет собой своеобразный сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения"[14].

[12] Кривошеев А.О. Программное обеспечение учебного назначения и компьютерная технология обучения. /PS/Publ_www/Kriv/PROBUN.htm

[13]. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М., 1988. С. 11.// /nauka/sbornik/2001/ovcharov.html#_ftn2

[14] Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). (М., 1986. -30с.) // http://ppf.uni.udm.ru/science/programm.rtf.doc

В.П. Беспалько в указанной выше работе систематизирует эти взгляды: учебник рассматривается как средство, с помощью которого моделируются основные свойства системы, а затем, соответственно модели реализуются как определенный педагогический процесс. Имеются и используются другие способы моделирования педагогических систем: учебная программа, методическое пособие учителю, сборник различных дидактических материалов и т.п..

Учебник доступен не только учителю, но и обучаемому, который самостоятельно пользуется представленной методической концепцией. Роль учителя в реализации этой концепции очень велика, поскольку вербальная форма представления знаний для большей части учебника является вторичной, и учитель нужен для того, чтобы обеспечить их преобразование в форму, соответствующую концепции учебника. В то же время определенная часть материала учебника, при чтении, оказывает прямое воздействие на обучаемого. Например, такими материалами являются исторические справки, интересные факты, вставленные в текст учебника, или иллюстрации.

Появление компьютера породило новое информационное поле - поле программных продуктов. На сегодняшний день обучающие программы поддерживают следующие формы (или их совокупность) организации учебного процесса:

  • предъявление обучаемому учебного материала и вопросов, на которые он должен дать ответы (традиционный дидактический подход);

  • предъявление заданий в учебной среде (возможно игровой), в которой обучаемый должен достичь заданных целей путем планирования и выполнения некоторых действий;

  • предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений, или "сборки" правильного результата на основе знаний, предоставленных системой (интеллектуальные системы поддержки рассуждений учащихся);

  • выдачи ответов обучаемому на формируемые им вопросы[15].

В Национальном докладе Российской Федерации, представленном на II Международном конгрессе ЮНЕСКО, под технологией обучения понимается способ реализации содержания обучения. Содержания обучения, которое предусмотрено

[15]А.В. Овчаров «Компьютерная информационная среда обучения», Барнаульский государственный педуниверситет, Барнаул // /nauka/sbornik/2001/ovcharov.html#_ftn2

учебными программами, представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей[16].

"Компьютерная технология обучения представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров"[17].

Главной отличительной особенностью компьютерной технологии обучения от традиционной системы является то, что компьютер применяется в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания. Следовательно, требуется программное обеспечение для развития компьютерной технологии. Кривошеев А.О. так определяет этот термин: «под программным обеспечением учебного назначения (ПОУН) будем понимать компьютерную программу многократного применения, специально разработанную или адаптированную для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым»[18].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Роль опроса на уроках истории

    Урок
    Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности
  2. Проектная деятельность на уроках истории Содержание

    Урок
    Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого
  3. План урока «Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания» Цель урока

    Урок
    Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания в связи с их функциями.
  4. План. Введение. Творческий поиск учителя, направленный на усиление роли географии в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности учащегося. Действенные формы, методы и приемы обучения географии

    Статья
    Методическое обеспечение использования дополнительной литературы на глубокой теоретической основе (использование словарей, справочной литературы и др.
  5. Приоритетные направления программы Укрепление и сохранение здоровья детей. Развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инноваций. Создание условий для получения качественного образования

    Документ
    Проблема школы: развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление их здоровья, обеспечение их безопасности, сохранение, дальнейшее развитие и модернизацию системы образования и воспитания учащихся, способствующей

Другие похожие документы..