Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Учебное пособие развивает умение создавать собственные и вторичные на­учные тексты (тезисы, конспект, аннотация, реферат, курсовая и дипломная работы...полностью>>
'Документ'
• 1991 год - 21 февраля станция юных туристов переименовывается в Минский городской центр детско-юношеского туризма и экскурсий, изменена структура у...полностью>>
'Памятка'
Ежедневно в Санкт - Петербурге и Лен. области происходит свыше десяти тысяч пожаров. Более двух третей из них приходится на жилые здания и помещения....полностью>>
'Урок'
заинтересовать детей в чтении книг; привлечь внимание учащихся к значимости уроков литературного чтения; зажечь в их душах огонёк интереса, любви к св...полностью>>

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (9)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова"



ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ

«СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова
Академик Садовничий В.А.

________________________

Дата: «___»_________2010 года

Москва, 2010

Содержание

1 Общие сведения об инициативе по формированию технологической платформы 4

2 Перспективы развития и распространения технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы 51

3 Научно-технические заделы и производственная база 59

4 Обоснование выбора технологической платформы как инструмента решения поставленных задач 71

5 Развитие кооперации с участием производственных предприятий, научных организаций, вузов и других заинтересованных сторон 75

6 Риски реализации технологической платформы 78

7 Управленческие решения, связанные с формированием и функционированием технологической платформы 81

Приложение №1. Соответствие ключевым направлениям научно-технологического развития России 86

Приложение №2 89

Приложение №3 Меморандум об образовании технологической платформы «Стратегические информационные технологии» 117

Приложение №4 Протокол собрания потенциальных участников Платформы от 8 ноября 2010 года 122

Приложение №5 Заявления о присоединении к технологической платформе «Стратегические информационные технологии» 129

Приложение №6 Реестр членов технологической платформы «Стратегические информационные технологии» 130

Приложение №7 Проект Паспорта технологической платформы «Стратегические информационные технологии» 135

1Общие сведения об инициативе по формированию технологической платформы

1.1Общие сведения о технологической платформе

1.1.1Наименование технологической платформы

Стратегические информационные технологии (далее – Платформа).

1.1.2Краткое описание предполагаемых целей, задач и основных результатов создания технологической платформы

Технологическая платформа «Стратегические информационные технологии» создается в целях:

долгосрочные:

  • Научно–технологического и инновационного развития стратегических информационных технологий для обеспечения устойчивого развития экономики Российской Федерации.

среднесрочные:

  • Научно–техническое и инновационное развитие стратегических информационных технологий, включая создание суперкомпьютеров нового поколения до экзафлопного масштаба, создание платформ и программных средств для высокопроизводительных вычислений в различных предметных областях, сервисных технологий нового поколения и методов обработки больших массивов данных для обеспечения устойчивого развития экономики Российской Федерации.

  • Развитие системы образования, подготовка кадров высшей квалификации.

  • Усиление влияния потребностей общества и бизнеса на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития в области стратегических информационных технологий.

  • Стимулирование инновационного роста экономики, расширение научно-производственной кооперации и формирование эффективных партнерств, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации отраслей экономики и отдельных производств, использующих стратегические информационные технологии.

  • Совершенствование нормативно-правового регулирования в области стратегических информационных технологий.

  • Отстаивание интересов российского сообщества производителей и пользователей высокопроизводительной вычислительной техники и программного обеспечения на всех уровнях и создание механизмов влияния на выработку решений органами государственной власти в профильной области.

краткосрочные:

  • Объединение усилий представителей бизнеса, науки, государства и гражданского общества, заинтересованных в организации совместной деятельности по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов и услуг, за счет использования стратегических информационных технологий, а также для создания системы образования нового поколения в области стратегических информационных технологий.

  • Разработка перспективных планов проведения исследований и разработок в области стратегических информационных технологий и их внедрение в экономику совместными усилиями всех заинтересованных сторон.

  • Привлечение дополнительных общественных, корпоративных и частных финансовых и материальных ресурсов для проведения необходимых исследований и разработок.

Ближайшей целью Платформы является ее институализация – вхождение в формируемый Перечень Технологических Платформ Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей в ходе реализации Проекта будут объединены усилия заинтересованных представителей бизнеса, науки, государства, гражданского общества (далее – Участников Платформы) по созданию перспективных коммерческих информационных технологий, новых продуктов (услуг), по привлечению дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок, по совершенствованию нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития.

Консолидация усилий Участников Платформы обеспечит выполнение следующих основных задач.

Задачи Проекта:

долгосрочные:

научно-технические:

  • Обеспечить проведение НИР и ОКР по стратегическим направлениям развития стратегических информационных технологий.

технологические:

  • Обеспечить гармонизацию Российских стандартов на разработку и создание ИТ-продукции с общепринятыми в Европе и мире.

  • Обеспечить технологическую независимость и безопасность Российской Федерации в отрасли информационных технологий.

производственные:

  • Обеспечить технологическую модернизацию.

  • Обеспечить создание работоспособных звеньев национальной инновационной системы - от фундаментальных исследований до новых информационных технологий и продуктов массового спроса.

рыночные:

  • Обеспечить расширение ассортимента и объема продукции ТП и соответствующих рынков сбыта

  • Обеспечить формирование и продвижение проектов и подготовку кадров высшей квалификации для создания инновационных разработок с коммерческим потенциалом в преддверии ExaScale эры.

среднесрочные:

научно-технические:

  • Организовать проведение ориентированных исследований и разработок.

  • Разработать программное обеспечение для суперкомпьютерных систем, методы математического моделирования, а также технологии и системы программирования.

технологические:

  • Обеспечить вариантность технологических решений, ориентированность на международную кооперацию, в том числе по привлечению средств.

производственные:

  • Провести оценку состояния существующей производственной и ресурсной базы, прогнозирование необходимости развития производств, прогнозирование необходимости модернизации мощностей компьютерных технологий.

рыночные:

  • Содействовать повышению эффективности существующих механизмов финанси­рования, объединения частных и государственных ресурсов, определения приоритетов.

кадровое обеспечение:

  • Разработать систему подготовки и переподготовки кадров с учетом реально востребованных на рынках компетенций Платформы, включая подготовку как профильных специалистов, так и управленческих кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств; организовать стажировку и повышение квалификации специалистов в сфере инновационного предпринимательства.

Краткосрочные:

информационно-коммуникационное и нормативное обеспечение:

  • Разработать стратегию развития стратегических информационных технологий и соответствующие дорожные карты по предметным областям Платформы.

  • Создать саморегулирующийся механизм управления функционированием и развитием Платформы в целом и отдельных технологических направлений, включая, в том числе, процедуры формирования творческо-производственных объединений, содержащие этапы:

    • формирование Заказа на продукцию Платформы;

    • формирование и ранжирование предложений, инициирование работ на выполнение НИР и ОКР;

    • формирование и ранжирование предложений по финансированию работ и соответствующего производства.

  • Обеспечить интеллектуальное объединение в рамках Платформы ведущих специалистов в области информационных технологий и их основных пользователей.

  • Привлечь к взаимодействию в области реализации мероприятий Платформы уполномоченные разрешительные организации, заинтересованные бизнес-структуры, создать открытую базу приоритетных проектов, наладить обмен результатами.

  • Провести оценку существующей нормативно-правовой базы, регулирующей разработку, производство и использование продукции, полученной технологий в рамках направлений ТП (продукции ТП); подготовка предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы в целях эффективного проведения разработки, испытаний и внедрения продуктов ТП.

  • Обеспечить эффективное сотрудничество с существующими институтами развития, такими как Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания», Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» и др. в части совместной реализации проектов в рамках Платформы.

  • Создать интернет ресурс для публикации материалов работы Платформы, приема заявок на участие в работе Платформы, сбора информации от участников Платформы и др.

  • Обеспечить проведение Всероссийских конференций по стратегическим информационным технологиям.

  • Создать систему информационного и коммуникационного сопровождения развития Платформы. Создать доступную участникам Платформы и сотрудникам профильных государственных ведомств информационную базу (базы), включающую сведения:

          – о научно-техническом заделе по разработкам, выполненным в области стратегических информационных технологий (тема разработки, авторский коллектив, объем финансирования, публикации и патенты по теме разработки);

– о кадровых ресурсах (для исследований, разработок, производства, практического использования);

– о системных препятствиях в реализации исследований и разработок (нехватка кадров, нехватка технологий, отсутствие нормативно-правовой документации);

– о потенциально-заинтересованных компаниях-производителях (с описанием производственных возможностей);

– о заинтересованных инвесторах (с указанием сфер интересов);

– о потенциально-заинтересованных организациях – потребителях продукции ТП.

научно-технические:

  • Обеспечить выработку и реализацию стратегических приоритетов в области разработки и внедрения современных информационных технологий.

  • Провести оценку состояния отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области информационных технологий с целью содействия продвижению перспективных разработок; провести сопоставление отечественных разработок с зарубежными.

кадровое обеспечение:

  • Провести оценку существующей кадровой базы для всех этапов – от разработки до практического использования информационных технологий.

Формирование технологической платформы «Стратегические информационные технологии» является ответом на следующие стратегические вызовы:

Ликвидации отставания России по уровню использования ИТ в стратегически важных направлений модернизации и инновационного развития России.

Формирование условий для создания прорывных ИТ технологий.

Содействие развитию науки и ИТ-образованию в стране.

В XXI веке развитие информационных технологий является важнейшим показателем инновационной экономики.

Информационные технологии выступают сегодня главным фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики, роста эффективности производства, оптимизации управленческих процессов, повышения производительности труда и капитала.

Компьютерные технологии становятся главным средством и средой развития и реализации научной, экономической и социальной деятельности.

В области государственного управления информационные технологии необходимы для организации эффективного функционирования государственного аппарата, повышения уровня взаимодействие органов власти с населением и организациями.

В социальной сфере информационные технологии способны придать новое качество социальной поддержке населения и обеспечить адресность оказания социальных услуг.

В области обороны и национальной безопасности информационные технологии являются одним из ключевых факторов повышения уровня национальной обороноспособности, оснащения армии новейшими высокоточными видами вооружений, защиты населения и стратегических объектов от различных угроз.

В сфере здравоохранения и медицины использование информационных технологий способно оказать значительное влияние на улучшение качества диагностики и лечения, предупреждение и уменьшение заболеваний на основе объективной статистики.

Внедрение информационных технологий в образовательную сферу дает возможность получения дистанционного образования по учебным программам мирового уровня.

Сегодня в число стратегических информационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны на мировом рынке, в первую очередь входят суперкомпьютерные технологии и соответствующие программные средства, обеспечивающие:

- переход промышленности от эмпирических методов проектирования и конструирования, опирающихся на натурные тесты, к научным методикам, опирающимся на предсказательное компьютерное моделирование;

- формирование информационного общества в глобальных сетях передачи данных;

- принципиально новые возможности моделирования значимых физических, биологических, климатических, геологических, химических и социальных процессов, которые невозможно смоделировать и спрогнозировать без применения супер-ЭВМ.

В кризисный период мировые затраты на ИТ упали в среднем на 8-9%, однако уже в 2010 г. ожидается рост отрасли на 5-7%. Прогнозируется, что в последующие годы мировая ИТ-индустрия будет расти еще более высокими темпами. Многие развитые и развивающиеся страны намерены инвестировать миллиарды долларов на поддержку ключевых направлений ИТ. Российский ИТ-рынок по итогам 2009 г. сократился в долларах по сравнению с 2008 г. на 37%. Перспектива роста в 2010 г. не превышает 5%, а в горизонте до 2015 г. находится в большом диапазоне. Это отражает высокую неопределенность ИТ-рынка в РФ на сегодня и зависимость от стратегических решений, как руководства РФ, так и лидеров ИТ-сообщества. В частности, особое значение имеют консолидация усилий и активная позиция самого ИТ-сообщества.

Россия занимает незначительный процент мирового рынка ИТ. За последние десятилетия утрачены конкурентные преимущества, связанные с системой инженерно-технического образования и подготовки высококвалифицированных кадров в информационно-технологической сфере; велик масштаб «утечки умов» в сфере ИТ; практически не осталось тех сегментов высокотехнологичного производства, на базе которых можно было развернуть производство современной ИТ-продукции; утрачен по многим позициям научный потенциал в ИТ, хотя Россия продолжает занимать ведущие позиции по ряду направлений вычислительной математики и математического моделирования.

К числу наиболее перспективных технологий для России в целом можно отнести «облачные вычисления», суперкомпьютерные технологии и прикладные программные продукты отечественного производства, ориентированные на повышение эффективности работы стратегических отраслей промышленности, охрану окружающей среды, электронную медицину, электронную коммерцию, космическую связь.

Задачи формирования технологической платформы «Стратегические информационные технологии» подчинены развитию и практическому использованию научно-технологического потенциала России на стратегических направлениях: суперкомпьютеры и высокопроизводительные вычисления, новые методы хранения, обработки, передачи и защиты информации, разработка и внедрение предметно-ориентированных инновационных разработок в ключевых отраслях народного хозяйства, а также глубокой модернизации образовательного процесса в рассматриваемой сфере.

Объединение трех составляющих: науки, образования и инноваций в единое целое должно обеспечить в текущем десятилетии достойное место России в новой экономике, построенной на знаниях.

Усилия участников Платформы будут сосредоточены на направлениях, отвечающих следующим основным требованиям:

-являются наиболее востребованными практикой;

- могут быстро пройти стадию НИОКР и стать основой для эффективного бизнеса;

- позволят обеспечить качественную научно-исследовательскую, образовательную и внедренческую базу для создания условий технологического прорыва.

ИТ-индустрия в России обладает возможностью стать движущей силой модернизации экономики страны, сформировать фундаментальные условия для информационного общества будущего, заметно изменить структуру экспорта в пользу интеллектуальных продуктов и тем самым открыть для себя новые рынки сбыта, выгодно использовать главный – человеческий ресурс российской ИТ-индустрии, пока еще конкурентоспособный на мировом рынке.

Информационные технологии, используемые в настоящее время в России, в подавляющем большинстве разработаны и произведены в зарубежных научных центрах и инновационных предприятиях. При этом многие из них базируются на результатах фундаментальных исследований, полученных российскими учеными.

Россия занимает незначительный процент мирового рынка ИТ. За последние десятилетия утрачены конкурентные преимущества, связанные с системой инженерно-технического образования и подготовки высококвалифицированных кадров в информационно-технологической сфере; велик масштаб «утечки умов» в сфере ИТ; практически не осталось тех сегментов высокотехнологичного производства, на базе которых можно было развернуть производство современной ИТ- продукции; утрачен по многим позициям научный потенциал в ИТ, хотя Россия продолжает занимать ведущие позиции по ряду направлений вычислительной математики и математического моделирования.

Особенностью российской ИТ-индустрии является неравномерное географическое распределение участников рынка. Большая часть ИТ-компаний сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге.

Тем не менее, в России есть основания для развития:

- Россия достаточно успешно и быстро импортировала ряд важных ИТ-технологий;

- в РФ успешно функционируют ведущие мировые компании – IBM, Microsoft, HP, Intel и других;

- страна располагает вполне конкурентоспособными в глобальном измерении ИТ-кадрами, все еще воспроизводимыми системой образования;

- достаточно велики потребности внутреннего рынка в освоении передовых информационных технологий.

В связи с этим в сегодняшних макроэкономических условиях особое значение имеют консолидация усилий государства, научно-образовательного и бизнес сообществ в форме технологической платформы, деятельность которой должна быть направлена на активное формирование государственной политики в ИТ-сфере, инициации и экспертное сопровождение научно-технических и инновационных проектов, повышение уровня ИТ-образования в обществе, продвижение Российской ИТ-продукции и сервисных услуг на мировом рынке.

Максимально эффективное решение вышеперечисленных проблем и задач и достижение поставленных целей возможно только в рамках Платформы.

Основные результаты

В рамках технологической платформы «Стратегические информационные технологии» в Российской Федерации будет налажена инновационная кооперация между наукой и высокотехнологичным бизнесом по модели «открытых инноваций» с включением всех участников в международную кооперацию, позволяющую российским организациям занять в ней достойное место.

Результаты инновационных проектов, формируемых и реализуемых участниками Платформы при поддержке экспертного сообщества Платформы, будут способствовать модернизации и инновационному развитию экономики, обеспечению технологической независимости и безопасности Российской Федерации.

Основные результаты деятельности Платформы:

долгосрочные:

  • снижение рисков работы для всех основных участников ИТ-рынка;

  • обеспечение ускоренного развития стратегических информационных технологий, входящих в состав компетенций Платформы;

  • создание более продуктивной среды для проведения НИР и НИОКР отечественными предприятиями и организациями;

  • создание условий и возможности для широкого использования результатов отдельных НИР и НИОКР в различных отраслях экономики.

  • формирование открытого экспертного сообщества, способствующего созданию инноваций в ИТ-сфере;

  • развитие ИТ-образования в стране;

  • расширение возможностей трудоустройства в профессиональной среде;

  • реализация новых форм солидарности, партнерства и сотрудничества между органами государственной власти, гражданами и организациями;

среднесрочные:

  • разработка проектно-конструкторской документации на технологические процессы и соответствующее оборудование;

  • разработка конкурентоспособных технологий и технологических процессов, предназначенных для последующей коммерциализации;

  • разработка математических методов защиты информации, теории интеллектуальных систем и приложений;

  • применение интегрированных возможностей суперкомпьютерных технологий, теоретических и экспериментальных методов в области наук о материалах и энергосбережении;

  • создание инновационной технологии рациональной разработки новых лекарственных препаратов с применением методов суперкомпьютерного молекулярного моделирования;

  • прорывные исследования в области наук о Земле и экологии на основе моделирования всего комплекса явлений, в том числе с учетом влияния космической погоды, а также моделирования глобальных процессов в земной системе;

  • интеграция участников Платформы в международную кооперацию, позволяющую российским организациям занять в ней достойное место;

краткосрочные:

  • кооперация между наукой и высокотехнологичным бизнесом в области информационных технологий;

  • разработка стратегических приоритетов в области создания и внедрения информационных технологий;

  • создание и развитие центров коллективного пользования, центров трансферта технологий;

  • создание дорожных карт в предметных областях Платформы;

  • подготовка предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы в целях эффективного проведения разработки, испытаний и внедрения продуктов ТП;

  • создание системы информационного и коммуникационного сопровождения функционирования и развития Платформы, включая создание интернет ресурса для публикации материалов работы Платформы, приема заявок на участие в работе Платформы, сбора информации от участников Платформы;

  • оценка состояния отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области суперкомпьютерного моделирования и создания супервычислительных систем с целью содействия продвижению перспективных разработок; сопоставление отечественных разработок зарубежными;

  • анализ существующей кадровой базы.

Созданная Платформа обеспечит эффективное взаимодействие крупного высокотехнологичного бизнеса, как Заказчика, с научными коллективами. В результате этого взаимодействия, а также на базе экспертных прогнозов, будут сформулированы задания на научно-исследовательскую деятельность, скорректированы тематики научных исследований в сторону получения результатов, имеющих уровень спроса со стороны реального сектора уже в настоящее время или потенциальный спрос в ближайшей перспективе. Кроме того, это позволит сформировать эффективные смешанные исследовательские коллективы (междисциплинарные группы из представителей различных организаций). Формирование таких междисциплинарных исследовательских коллективов, ориентация на получение конкретных результатов для реального сектора будут являться хорошей базой для создания новых высокотехнологичных компаний, расширения высокотехнологичного малого и среднего бизнеса и улучшения условий для его роста, формирования новых индустрий. При такой системе выработки решений можно будет с большой долей уверенности говорить о востребованности полученных результатов исследований.

Реализация настоящего Проекта позволит создать эффективно функционирующую инновационную среду в научном и бизнес-сообществах, заинтересованных в развитии стратегических информационных технологий, и завершить формирование полного инновационного цикла от генерации знаний до создания конкурентоспособного высокотехнологично продукта в рамках Платформы.

Итогом реализации Проекта должно стать решение значимых социальных проблем, таких как экология, безопасность, энергоэффективность, включая существенное увеличение доступности современных отечественных высокопроизводительных аналитических технологий, и как следствие, увеличение качества жизни населения Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (7)

    Публичный отчет
    О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Документация об аукционе
    Открытый аукцион на право заключения Государственного контракта на поставку литературы (формирование книжных фондов центральной отраслевой библиотеки) для нужд РГУФКСиТ.
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (3)

    Документ
    Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (4)

    Документ
    Материалы сборника могут быть использованы в научных исследованиях, практической деятельности сотрудников правоохранительных органов и органов государственной и муниципальной власти, в преподавании социально-гуманитарных, философских
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (6)

    Документация об аукционе
    Открытый аукцион на право заключения Государственного контракта на поставку литературы (формирование книжных фондов центральной отраслевой библиотеки) для нужд РГУФКСиТ.

Другие похожие документы..