Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3 января 1903 (21.12.1902) родился Александр Альфредович Бек. Он написал ряд замечательных романов, среди которых наиболее известным является «Волокол...полностью>>
'Лекции'
«Любовь, брак и семья» – тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, «горизонтальной» стороны жизни человека, в современных условиях ...полностью>>
'Документ'
Название центра: Информационно-консультационный Центр по трудоустройству в структуре сектора по работе с выпускниками Управления качеством непрерывног...полностью>>
'Лекции'
Острые кишечные инфекции (ОКИ) достаточно часто встречаются у детей, по данным Исаевой (1986) составляют 60 – 65% всех случаев заболеваний, значитель...полностью>>

Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на ис­пользование: учебника «История России. Сдревнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова

Главная > Календарно-тематический план
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального ком­понента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года.

Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на ис­пользование:

  • учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова,
    Л. Г. Косулиной, 2008;

  • дополнительных пособий для учителя:

  • Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд.,
    перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;

  • Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия
    школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999;

  • История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -
    М.: Русское слово, 1997;

  • Короткова, М. В. История России ГХ-ОСУШ в.: дидактические материалы / М. В. Корот-
    кова. - М.: Дрофа, 2002;

  • Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся
    8 класса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;

  • Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епи­
    фанов, О. П. Епифанова. - М.: Просвещение, 1989;

  • для учащихся:

  • Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.:
    пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;

  • Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. /
    И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.

Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государ­ственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года.

Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:

  • учебника «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донского. - М.: Просвеще­
    ние, 2008.

  • Дополнительные пособия для учителя:

  • Хрестоматия по истории средних веков/ под ред. В. Е. Степанова, I часть;

  • Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся /
    Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990;

  • Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд.,
    перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;

  • Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экза­
    мен, 2006.

  • Для учащихся:

  • Петрова, Н. Г. История средних веков: рабочая тетрадь / Н. Г. Петрова. - М: ООО «ТИД
    Русское слово-РС», 2006;

  • Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся /
    Н. Л Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990.

Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 40 учебных часов. На изучение всеобщей истории всего 68 часов. Тематическое планирова­ние предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного про­цесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М. В. Короткова; О. В. Давыдова по ис­тории средних веков.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается ис­пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью ком­пьютера: СП-проект «Романовы» и «Мировая историческая энциклопедия»; видеофильмов: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;

должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический ис­точник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические со­бытия и явления по указанному признаку.

владеть компетенциями:

  • коммуникативной компетенцией;

  • смыслопоисковой компетенцией;

  • компетенцией личностного саморазвития;

  • информационно-поисковой;

  • рефлексивной компетенцией;

  • учебно-познавательной компетенцией;

  • профессионально-трудовой компетенцией.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использо­вание знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми дру­гой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из раз­нообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.

Всеобщая история (28 ч)

Тема уроков

Содержание темы

Планируемый результат

Педагогические

Вид деятельности

Информационно-методическое

урока

средства

учащихся

обеспечение

1

2

3

4

5

6

7

Раздел I . РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (12 ч)

Тема 1. Западная Европа в У-Х1 вв. (7 ч)

1

Введение (1ч)

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Вводная лекция

Индивидуальная.

«Средние века».

Называть хронологические рамки

с элементами беседы

Анализ иллюст-

Исторические источни-

периода Средневековья.

раций учебника,

ки: письменные, веще-

Продуктивный уровень:

с. 6-11

ственные, изобразитель-

Объяснять значение понятий, со-

ные

ставлять описание средневековых

памятников по историческим ис-

точникам

2

Великое переселе-

Основные понятия: Ве-

Репродуктивный уровень:

Изложение нового

Индивидуальная.

Рабочая тет-

ние народов и обра-

ликое переселение на-

Показывать на исторической кар-

материала с элемен-

Решение про-

радь для уча-

зование варварских

родов, государство.

те территорию расселения гер-

тами организации

блемных зада-

щихся, с. 3-5,

государств. § 1

Исторические факты:

манских племен на территории

самостоятельной

ний.

задания 1, 2, 3.

Западной Римской империи; опи-

деятельности уча-

Брандт, М. Ю.

образование германских

государств

сывать образ жизни, быт герман-

щихся

Тесты и зада-

ских племен.

ния по истории

Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий; на-

Составление

средних веков / М. Ю. Брандт. -

зывать существенные черты про­цесса образования государства

схемы, сравни­тельной таблицы

С.6,№6,8

у германцев; систематизировать

исторический материал в виде

схемы «Управление государст-

вом франков».

1

2

3

4

5

б

7

Творческий уровень:

Участие в дис-

излагать суждения о деятельно-

куссии

сти и личности вождя франков

Хлодвига

3

Королевство фран-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Изучение и первич-

Групповая фор-

Карта «Раздел

ков. Возникнове-

франки, государство,

называть характерные черты по-

ное закрепление

ма работы.

империи Карла

ние, расцвет и рас-

империя.

литического устройства империи

новых знаний

Великого».

пад империи Карла Великого. § 2, 3

Исторические факты: образование и распад государства Каролингов.

Исторические лично­сти: Хлодвиг, Карл

Карла Великого.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государ­ством при Хлодвиге и Карле Ве-

Индивидуальная работа: состав­ление сравни­тельной таблицы

Рабочая тет­радь для уча­щихся: с. 10-13, задания 2, 3,4,5.

Мартелл, Карл Великий

ликом, анализировать причины

Брандт, М. Ю.

распада империи Карла Великого.

Тесты и зада-

Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого

Участие в дис­куссии

ния по истории средних веков / М. Ю. Брандт. -С. 8, №13, 14,

18, 19.

Энциклопедия

школьника.

Всемирная ис-

тория в лицах

(раннее Сред-

невековье). -

М.,1999.-

.

С. 7, 17,31

4

Христианская цер-

Основные понятия: цер-

Репродуктивный уровень:

Изложение нового ма-

Индивидуальная

Рабочая тет-

ковь в раннее

ковь, католичество, пра-

описывать устройство Христиан-

териала с элементами

форма работы:

радь для уча-

Средневековье.

вославие, Библия, цер-

ской церкви; давать определение

самостоятельной ра-

составление

щихся, с. 5-8,

§ 2, с. 23-26

ковная иерархия, духо-

понятий

боты учащихся

схемы;

задания 1,5

венство, монастыри

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты:

Продуктивный уровень:

выполнение за-

изменения в положении

систематизировать исторический

даний в рабочих

Церкви, структура и ие-

материал в виде схемы; органи-

тетрадях.

рархия духовенства, мо-

зация Христианской церкви.

нашество, жизнь сред­невекового монастыря

Творческий уровень: излагать суждения о роли Хри-

Участие в дис­куссии

стианской церкви в период ран-

него Средневековья

5

Складывание фео-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Комбинированный

Индивидуальная

Рабочая тет-

дальных отноше-

сеньоры, вассалы, фео-

описывать занятия и образ жизни

урок с элементами

работа: выполне-

радь, с. 13,

ний в странах

дальная лестница, фео-

разных социальных слоев ранне-

анализа историче-

ние заданий в ра-

задание.

Западной Европы.

дальная раздроблен-

феодального общества.

ских документов

бочей тетради.

Хрестоматия

§ 3, с. 33-37

ность.

Продуктивный уровень:

Работа по состав-

по истории

Исторические факты:

систематизировать исторический

лению схемы.

Средних веков,

усиление власти майор-

материал в виде схемы «Фео-

Анализ фрагмен-

с. 43-49

домов; бенефиций

дальная лестница»

тов историческо-

и феод

го документа

6

Западная Европа

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Комбинированный

Работа в парах.

Историческая

в ГХ-Х1 вв. § 4,

норманны, викинги.

показывать на исторической кар-

урок с элементами

Составление

карта «Европа

с. 37-44

Исторические факты:

те направления походов норман-

самостоятельной

сравнительной

в конце

норманнское завоева-

нов и территорию Священной

и исследовательской

таблицы.

К-Х1 в.».

ние, создание Священ-

Римской империи.

работы учащихся

Работа по вы-

Рабочая тет-

ной Римской империи.

Продуктивный уровень:

полнению зада-

радь, с. 14-16,

Императоры и церковь

сравнивать политическую власть

ний в рабочих

задания 1, 2, 3,

короля и власть крупных феода-

тетрадях

4,6.

лов; определять роль церковной

Энциклопедия

власти и власти короля в ранне-

школьника.

феодальном обществе

Всемирная ис-

тория в лицах

(раннее Средне-

вековье). - М,

1999. -С. 85

1

2

3

4

5

б

7

7

Повторение

Систематизация и обобщение

Урок контроля,

Брандт, М. Ю.

изученного материала

оценки и коррекции

Тесты и зада-

знаний

ния по истории

Средних веков /

М. Ю. Брандт. -

С. 13, №24

Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

8

Византийское

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Изложение нового

Групповая рабо-

Брандт, М. Ю.

тысячелетие. § 6-7

басилевс, торговый путь

называть существенные признаки

материала с элемен-

та: анализ текста

Тесты и зада-

из варяг в греки, бази-

политического устройства

тами анализа текста

и иллюстраций

ния по истории

лика, иконопись, фре-

Византии.

учебника

учебника,

Средних веков/

ска.

Продуктивный уровень:

с. 55-59.

М. Ю. Брандт. -

Исторические факты:

сравнивать управление государ-

Участие в дис-

С. 25, №19, 20.

политика Византии,

ством в Византии и в империи

,

куссии

Энциклопедия

торговые и культурные

Карла Великого.

школьника. Все-

связи Византии и Руси, рождение христианского храма.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к личности

мирная история в лицах (раннее Средневековье). -

М1ООО Г1

Исторические лично­сти: Юстиниан

и деятельности императора Юстиниана

М.,1999.-С.23

Видеофрагмент

«Собор Святой

Софии»

9

Образование сла-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Изучение нового ма-

Групповая фор-

Историческая

вянских государств.

миссионеры, глаголица.

показывать на исторической кар-

териала с элемента-

ма работы: уча-

карта «Визан-

§8

кириллица.

те средневековые славянские го-

ми самостоятельной

стие в беседе,

тийская импе-

Исторические факты:

сударства.

работы учащихся

дискуссии.

рия в 1У-Х1 вв.»

создание Болгарского

Продуктивный уровень:

Работа с фраг-

Рабочая тетрадь

царства, образование

сравнивать занятия и образ жиз-

ментами истори-

для учащихся,

л л | *- » •• л м

Чехии, Польши.

ни германцев и славян в первые

ческого доку-

с. 14-16, № 1-7.

Исторические личности:

века н. э.; определять характерные

мента

Энциклопедия

Кирилл, Мефодий, Симе­он, Болеслав Храбрый

черты процесса создания Вели-коморавского, Чешского и Поль-

школьника. Всемирная ис-

*ПП»О м тэт»» та у

ского государств.

тория в лицах

* /">

Творческий уровень:

(раннее Средневековье. —

высказывать и аргументировать

М., 1999. –С.69

свое отношение к деятельности

60

и личности Кирилла и Мефодия

1

2

3

4

3

б

7

Хрестоматия

по истории

Средних веков.

с. 93-100

10

Культура Западной

Историческое факты:

Репродуктивный уровень:

Комбинированный

Групповая форма

Энциклопедия

и Центральной

достижения в области

называть существенные черты

урок с элементами

работы:

«Изобрази-

Европы в У-Х1 вв.

образования, искусства,

представлений средневекового

самостоятельной

участие в беседе.

тельное искус-

§5,7

архитектуры и литера-

человека о мире.

работы учащихся

ство». - М.:

туры

Продуктивный уровень:

Мир книги.

составлять описание средневеко-

2005. -С. 22

вых памятников: храмов, произ-

ведений искусства и литературы;

сравнивать современное обуче-

ние и обучение в период раннего

Средневековья.

Творческий уровень:

Сообщения уча-

на основе дополнительной лите-

щихся по данной

ратуры подготовить сообщения

теме

Т е м а 3. Арабский мир в У1-Х1 вв. (2 ч)

11

Арабский халифат

Исторические факты:

Репродуктивный уровень:

Изложение нового

Работа в парах:

Историческая

и его распад. § 9

территория, занятия

показывать на исторической кар-

материала с поста-

анализ фрагмен-

карта «Арабы

арабских племен, заво-

те территорию проживания ара-

новкой проблемного

та исторического

в УП-ГХ вв.».

евания арабов в Азии,

бов и территорию Арабского ха-

задания

документа.

Рабочая тет-

Северной Африке,

лифата; называть основные собы-

Решение про-

радь для уча-

Европе

тия истории халифата.

блемного зада-

щихся, с. 28-

Продуктивный уровень:

ния.

31, №3,4.

объяснить причины военных ус-

Выполнение

Хрестоматия

;

пехов арабов и причины распада

заданий в рабо-

по истории

халифата; охарактеризовать па-

чих тетрадях

Средних веков.

мятники арабской культуры и ее

для учащихся

с. 143-150

влияние на европейскую культуру

1

2

3

4

5

6

7

12

Возникновение

Основные понятия: мо-

Репродуктивный уровень:

Комбинированный

Работа в парах

Брандт, М. Ю.

ислама. § 10

нотеистическая религия,

давать определение понятий; на-

урок с элементами

Тесты и зада-

Коран, Сунна, шариат.

зывать имя основателя ислама.

анализа текста учеб-

ния по истории

Исторические факты:

Продуктивный уровень:

ника и фрагмента

Средних веков /

путь пророка, распро-

характеризовать причины и про-

исторического доку-

М. Ю. Брандт. -

странение ислама.

цесс возникновения и распро-

мента

С. 30-31, №4, 7;

Исторические личности:

странения исламской религии;

с. 35, №13.

Мухаммед

сравнивать религиозные пред-

Хрестоматия

ставления мусульман и христиан

по истории

Средних веков,

с. 142

Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (10 ч)

Т е м а 4. Феодальное общество (5 ч)

13

Крестьяне

Исторические факты:

Репродуктивный уровень:

Комбинированный

Индивидуальная

Рабочая тет-

и сеньоры. § 12

крестьянская община:

описывать занятия и образ жизни

урок

работа: выпол-

радь для уча-

ее функции и значение,

крестьян; характеризовать основ-

нение заданий

щихся, с. 39-41,

повинности, быт и куль-

ные признаки феодального обще-

в рабочей

№1,2,3.

тура крестьян.

ства.

тетради.

Брандт, М. Ю.

Основные понятия:

Продуктивный уровень:

Тесты и зада-

барщина, оброк, нату-

анализировать исторические

ния по истории

ральное хозяйство

явления на примере положения

Средних веков /

различных сословий.

М. Ю. Брандт. -

Творческий уровень:

Составление

С. 42, №9, 8,

составлять рассказ «День феода-

рассказа о быте

11, 12.

ла», включив в него описание

и жизни феода-

Хрестоматия

различных сторон жизни данного сословия

лов, используя текст учебника

по истории Средних веков,

и хрестоматии

с. 69-77

14

Рыцарство: на вой-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Урок-реконструкция

Групповая форма

не и дома. § 11

рыцарь, турнир, герб,

описывать образ жизни рыцар-

исторического про-

работы

замок, рыцарская

ского сословия на основе текста

шлого

культура

и иллюстративного материала

учебника

1

2

3

4

3

б

7

Исторические факты:

Продуктивный уровень:

Брандт, М. Ю.

вооружение и боевая

раскрывать особенности рыцар-

Тесты и зада-

тактика рыцарей, воспи-

ской культуры.

ния по истории

тание, занятия и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести

Творческий уровень: на основе текста учебника и до­полнительной исторической ли-

Средних веков / М. Ю. Брандт. -С. 44-45, №15, 17, 18.

тературы составить кодекс ры-

царской чести

Хрестоматия

по истории

Средних веков,

с. 83

15

Возникновение

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Изложение нового

Групповая форма

Брандт, М. Ю.

и расцвет средневе-

отделение ремесла

описывать средневековый город;

материала с элемен-

работы

Тесты и зада-

ковых городов.

от сельского хозяйства,

называть характерные черты по-

тами лабораторной

ния по истории

§13-14

коммуна, бюргеры,

литического устройства средне-

работы

Средних веков,

буржуа, городское

векового города.

с. 50-54, №3,

самоуправление.

Продуктивный уровень:

7,12.

Исторические факты:

раскрывать причинно-

Рабочая тет-

борьба городов с сеньо-

следственные связи на примере

радь для уча-

рами, социальная струк-

процесса возникновения и роста

щихся, с. 44,

тура города, организа-

городов; анализировать фрагмент

№4.

ция управления, облик

исторического документа

Хрестоматия

средневекового города

по истории

Средних веков,

с. 172-183

16

Ремесло и торговля

Основные понятия: мас-

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповая фор-

Брандт, М. Ю.

в средневековой

тер, подмастерье, цех,

описывать занятия и образ жизни

применения ЗУН

ма работы.

Тесты и зада-

Европе.

шедевр, ярмарка, рос-

городских ремесленников и куп-

Решение про-

ния по истории

§13, с. 109-115

товщики, менялы, банк

цов

блемного зада-

Средних веков /

ния.

М. Ю. Брандт. -

Анализ фрагмен-

С. 54, № 13, 14, 15

та исторического

документа

1

2

3

4

5

- ., 6 .

7

Исторические факты:

Продуктивный уровень:

Рабочая тет-

средневековое ремесло.

характеризовать роль ремеслен-

радь для уча-

цехи и их организация.

ных цехов в развитии средневе-

щихся, с. 44-

торговые пути, возник-

кового производства; раскрывать

45, №5, б.

новение банков, миро-

особенности ведения средневеко-

Хрестоматия

вой торговли; сравнивать поло-

по истории

воззрение горожан

жение различных слоев общества

.

Средних веков.

на примере городского населения

с. 161-168,

186-187, 189-

190

17

Повторение

Обобщение и систематизация

Урок контроля.

изученного материала

оценки, коррекции

знаний

Т е м а 5. Католическая церковь в Х1-ХШ вв. (2 ч)

18

Католическая цер-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Изучение нового

Работа в парах.

Брандт, М. Ю.

ковь: путь к верши-

индульгенция, Католи-

называть существенные черты

материала с поста-

Тесты и зада-

не могущества.

ческая церковь, Право-

религиозных воззрений людей в

новкой проблемного

ния по истории

§15, 14. с. 129-132

славная церковь, отлу-

данную эпоху; называть причины

задания

Средних веков/

чение от церкви, анафе-

существования двух Христиан-

М. Ю. Брандт. -

ма, хождение в Каноссу.

ских церквей.

С. 62-66, №1,3

Исторические факты:

Продуктивный уровень:

Составление

7,10.

разделение церквей.

раскрывать роль церкви в сред-

схемы.

Хрестоматия

борьба папства и импе-

невековом обществе на примере

по истории

рии в XI в, основы мо-

хождения в Каноссу; системати-

Средних веков,

гущества церкви, ереси.

зировать исторический материал

глава 5

борьба церкви с ерети-

в виде схемы.

ками

Творческий уровень:

излагать суждения о связи сред-

Участие в дис-

невековой истории с современно-

куссии

стью

1

2

3

4

5

6

7

19

Крестовые походы.

Основные понятия: кре-

Репродуктивный уровень:

Комбинированный

Индивидуальная

Исторические

§16

стоносцы, духовно-

показывать на исторической кар-

урок с элементами

форма работы.

карты «Кресто-

рыцарский орден.

те направления Крестовых похо-

организации само-

Анализ текста

вые походы

Исторические факты: причины крестовых по-

дов; называть участников рели­гиозных движений.

стоятельной дея­тельности учащихся

учебника, работа с исторической

в Х1-Х1 вв.»; «Четвертый

ходов, участники кре-

Продуктивный уровень:

картой.

Крестовый

стовых походов, госу­дарства крестоносцев

выявлять причинно-следственные связи на примере участия различ-

Составление таблицы

поход». Брандт, М. Ю.

на Востоке, значение

ных слоев населения в Крестовых

Тесты и зада-

крестовых походов

походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участ-

ния по истории Средних веков /

МТ/"Ч Т*

ников Крестовых походов; систе-

. Ю. Брандт. -

С** ^г\ Т-г 1 1

матизировать исторический мате-

. 66-69, №11,

и\ Л

риал в виде таблицы

, 14—15.

Хрестоматия

по истории

Средних веков,

с. 214, 232

Тема 6. Страны Западной Европы в ХI-ХIV вв. (3 ч)

20

Франция: объеди-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Урок изучения

Групповая форма

Историческая

нение страны. § 17

Генеральные штаты,

показывать на исторической кар-

и первичного закре-

работы

карта «Англия

сословная монархия.

те процесс объединения страны;

пления новых знаний

и Франция

Исторические факты:

называть основные события, свя-

в Х1-Х1У вв.».

слабость и сила коро-

занные с процессом создания го-

Рабочая тет-

левской власти, сослов-

сударства

радь для уча-

ная монархия, возник-

щихся, с. 58-

л

новение Генеральных

60, №1,3, 4, 5.

штатов, конфликт с пап-

Хрестоматия

ством.

по истории

Средних веков,

Исторические лично-

с. 235, 240

сти: Филипп П Август,

Филипп IV Красивый.

Бонифаций VIII

1

2

3

4

5

6

7

Продуктивный уровень:

выявлять причинно-следственные

связи на примере выяснения инте-

ресов различных групп населения

в объединении страны; анализиро-

вать причины возникновения

Генеральных штатов; системати-

зировать исторический материал

в виде таблицы

21

Англия: от нор-

Основные понятия: ше-

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповая форма

Историческая

маннского завоева-

риф, «щитовые деньги»,

показывать на исторической кар-

применения ЗУН

работы

карта «Англия

ния до парламента.

суд присяжных, хартия,

те направления походов норман-

и Франция XI-

§18

парламент.

нов; называть последствия нор-

XIV вв.».

Исторические факты: воздействие норманн-

маннского завоевания на разви­тие феодальных отношений

Рабочая тет­радь для уча-

ского завоевания на раз-

в Англии; называть существен-

щихся, с. 61-63,

витие феодальных от-

ные признаки сословно-предста-

№1-4.

ношений в Англии, ре-

вительной монархии.

Брандт, М. Ю.

формы Генриха Пяанта-

Продуктивный уровень:

Тесты и зада-

генета, великая хартия

раскрывать сущность реформ

ния по истории

вольностей, отличи-

Генриха Плантагенета; сравни-

Средних веков /

тельные черты англий-

вать процесс развития различных

М. Ю. Брандт. -

ского парламента.

государств на примере Англии и

С. 79, №11;

Исторические лично-

Франции

с. 81, № 16;

с 82 № 17

сти: Генрих II Планта-генет, Иоанн Безземель-

V. О4, ЛХ 1 / •

Энциклопедия.

ный

Всемирная ис-

тория в лицах

(раннее Сред-

невековье),

с. 135, 149

22

Германия

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Комбинированный

Групповая форма

Рабочая тетрадь

вХП-Х1Увв.§23

междоусобица, кур-

показывать на исторической кар-

урок с постановкой

работы

для учащихся.

фюрст

те местоположение государств,

проблемного задания

с. 77-78

входящих в состав Священной

Римской империи.

1

2

3

4

5

б

7

Исторические факты:

Продуктивный уровень:

Энциклопедия.

борьба Папства и импе-

раскрывать причины сохранения

Всемирная ис-

раторов, колонизация

феодальной раздробленности

тория в лицах

земель западных славян,

в Германии; сравнивать истори-

(позднее Сред-

усиление князей и ос-

ческие процессы на примере осо-

невековье)

лабление императорской

бенностей развития Германии.

власти во 2-й половины

Творческий уровень:

ХШчХТУ вв.

высказывать свои суждения об

Исторические лично-

оценке деятельности историче-

сти: Фридрих I Барба-

ских личностей с политической

росса, Фридрих П Го-

и моральной стороны

генштауфен

Раздел III. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч)

Тема 7. Страны Западной Европы в ХIV-ХV вв. (3 ч)

23

Крестьянские вос-

Основные понятия: ра-

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые фор-

Историческая

стания во Франции

бочее законодательство,

показывать на исторической кар-

применения ЗУН

мы работы.

карта «Англия

в Англии. § 20

ростовщичество.

те ход восстаний; рассказывать

Индивидуальная

и Франция во

Исторические факты:

о события и о бедствиях в жизни

работа

время Столет-

ухудшение условий

европейцев в Х1У-ХУ вв.

ней войны».

жизни европейцев в XIV в.,

Продуктивный уровень:

Хрестоматия

освобождение крестьян

выявлять причинно-следственные

по истории

от личной зависимости,

связи на примере воздействия

средних веков,

обострение противоречий

последствий эпидемии чумы

с. 248.

между крестьянами

на экономику и общество;

Книга для чте-

и сеньорами. Жакерия.

сравнивать исторические процес-

ния по истории

Восстание Уота Тайлера.

сы на примере восстаний Жаке-

средних веков,

Исторические лично-

рия и Уота Тайлера; системати-

с. 111

сти: Уот ТаЙлер

зировать исторический материал

в виде таблицы

1

2

3

4

5

6

7

24

Столетняя война.

Основные понятия: до-

Репродуктивный уровень:

Изучение и первич-

Групповые фор-

Историческая

§19

фин, национальная неза-

показывать на исторической кар-

ное закрепление

мы работы

карта «Англия

висимость.

те ход войны; называть имена

новых знаний

и Франция во

Исторические факты:

наиболее известных участников

время Столет-

причины, этапы, ход,

данного события; рассказывать

ней войны».

итоги войны.

о причинах, ходе и итогах войны.

Хрестоматия

Исторические лично­сти: Жанна д' Арк

Продуктивный уровень: анализировать причины, характер

по истории Средних веков,

. ЪЛЪ *ЪАС

войны и последствия.

с. 242-245

Творческий уровень:

высказывать свое суждение

о деятельности Жанны д'Арк

и Карпа УП

25

Усиление королев-

Основные понятия: цен-

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые фор-

Историческая

ской власти

трализация, неограни-

рассказывать о завершении про-

применения ЗУН

мы работы

карта «Англия

во Франции,

ченная власть короля,

цесса централизации Франции;

и Франция

в Англии.

уния.

о событиях войны Алой и Белой

во 2-й полови-

§21

Исторические факты:

розы; показывать на историче-

не XV в.».

завершение объедине-

ской карте процесс завершения

Рабочая тетрадь

ния Франции, усиление

объединения страны.

для учащихся,

королевской власти в

Продуктивный уровень:

с. 69-71,

Англии. Война Алой

сравнивать процесс объединения

№2,3,5.

и Белой розы в Англии.

в различных странах Европы; да-

Хрестоматия

Исторические лично­сти: Людовик XI, Ген-

вать оценку деятельности Людо­вика XI и Генриха УП

по истории Средних веков,

«. 1Ё.А ^Т<

рих УП Тюдор

с. 254-271

Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в Х1У-ХУ вв. (2 ч)

26

Гуситское движе-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Изучение нового

Групповые фор-

Историческая

ние в Чехии. § 25

сейм, гуситы, табориты,

показывать на исторической кар-

материала на основе

мы работы

карта «Развитие

умеренные

те ход гуситского движения; на-

анализа теста учеб-

ремесла и тор-

зывать участников гуситского

ника и беседы

говли в Европе

движения

в XIV в.»

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты:

Продуктивный уровень:

«Чехия

социальные, этнические,

анализировать причины, сущ-

и Польша

религиозные противоре-

ность гуситских войн; выявлять

вХГУ-ХУвв.».

чия, гуситские войны

причинно-следственные связи на

Рабочая тет-

и их значение.

примере причин и итогов гусит-

радь для уча-

Исторические лично-

ских войн; систематизировать

щихся, с. 82-

сти: Ян Гус, Ян Жижка

исторический материал в виде

83, №2,3.

таблиц и схем.

Энциклопедия.

Творческий уровень:

Всемирная ис-

тория в лицах

давать оценку деятельности руководителям гуситских войн

(позднее Сред-

невековье),

с. 71

27

Завоевание турка-

Основные понятия: тур-

Репродуктивный уровень:

Организация само-

Индивидуальная

Историческая

ми-османами Бал-

ки-османы, янычары,

показывать на исторической

стоятельной работы

работа

карта «Осман-

канского полуост-

блокада, церковная

карте территории, завоеванные

учащихся

ская империя

рова. §26

уния.

турками-османами; рассказывать

вХГУ-ХУвв.».

Исторические факты:

о событиях, связанных с завоева-

Рабочая тетрадь

усиление Османской

ниями турков-османов, о послед-

для учащихся,

империи, османские за-

них веках существования Визан-

с. 83-85, №2-4

воевания на Балканах,

тийской империи.

Флорентийская уния

Продуктивный уровень:

выявлять причинно-следственные

связи на примере падения Визан-

тийской империи и образования

Османской империи

28

Повторение

Обобщение и систематизация

Урок закрепления

изученного материала

знаний

1 2

3

4

5

6

7

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (22 ч)

Тема 1. Русь Древняя (12 ч)

29

Введение. Что изучает исто­рия Отечества (IХ-ХV вв.), с. 5-6

Исторические события: история России - часть всемирной истории, ис­тория края - часть исто­рии России

Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Продуктивный уровень: выявлять типологию историче­ских источников по истории Рос­сии

Вводная лекция с элементами беседы

30

Восточные славяне.

§1

Основные понятия: родовая община, племя, производящее хозяйст­во, Великое переселение народов, индоевро­пейцы.

Исторические факты: происхождение и рассе­ление восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отно­шения

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

Продуктивный уровень: анализировать фрагмент истори­ческого документа; сравнивать разные точки зрения о происхож­дении славян

Изучение нового материала

Групповые фор­мы работы

Рабочая тет­радь для уча­щихся по ис­тории России,

с.3-6

Хрестоматия по истории России

31

Соседи восточных славян. § 2

Основные понятия: колонизация, каганат, дань. Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаи­моотношения славян, аваров, хазар, болгар

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей

Изучение нового и первичного закре­пления нового мате­риала

Индивидуальная работа

Рабочая тет­радь для уча­щихся по ис­тории России, с. 6-8

1

2

3

4

5

б

7

32-

Формирование

Основные понятия: го-

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые фор-

Рабочая тет-

33

Древнерусского

сударство, Русь, варяги,

показывать на исторической кар-

применения ЗУН

мы работы.

радь для уча-

государства. § 3-4

норманнская теория,

те процесс объединения восточ-

щихся по Ис-

дань, полюдье, печенеги.

ных славян; путь «из варяг в гре-

тории России,

Исторические факты:

ки»; называть предпосылки обра-

с. 9-10.

причины образования

зования государства у восточных

Энциклопедия.

государства, образова-

славян; излагать норманнскую

Всемирная ис-

ние 2 политических

точку зрения происхождения го-

тория в лицах,

центров Руси: Новгород

сударства восточных славян.

с. 41.

и Киев, путь «из варяг

Продуктивный уровень:

Хрестоматия

в греки», объединение

сравнивать процесс образования

по истории

Олегом двух русских

государств в Европе и у восточ-

России

государственных цен-

ных славян; систематизировать

тров, управление

исторический материал в виде

в Древнерусском

схемы; анализировать фрагмент

государстве

исторического документа.

Творческий уровень:

Индивидуальная

проводить поиск необходимой

работа

информации в дополнительной

.

литературе

34-

Первые русские

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Комбинированный

Групповые фор-

Рабочая тет-

35

князья. § 4-5

дань, полюдье, погосты,

давать определение понятий; по-

урок с постановкой

мы работы

радь для уча-

уроки, Крещение, хри-

казывать на исторической карте

проблемного задания

щихся по ис-

стианство. Русская Пра-

походы первых русских князей;

тории России,

вославная церковь

рассказывать о главном событии

с. 10-12.

правления князя Владимира.

История Рос-

Продуктивный уровень:

сии в лицах,

объяснять мотивы, цели, резуль-

с. 15-20.

таты политики первых русских

Энциклопедия.

князей; выявлять общие черты

Всемирная ис-

и различия между язычеством

тория в лицах.

и христианством.

с. 59, 75

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты:

Раскрывать прогрессивное значе-

походы Олега на Визан-

ние принятия христианства на

тию, реформа Ольги,

Руси.

походы Святослава,

Творческий уровень:

Крещение Руси.

высказывать свои суждения

Исторические личности:

о деятельности первых русских

Князь Олег, князь

князей

Игорь, князь Святослав,

княгиня Ольга, князь

Владимир

36-

Расцвет древнерус-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Комбинированный

Индивидуальная

Рабочая тет-

37

ского государства

усобица, политика, по-

рассказывать об основных собы-

урок с элементами

работа

радь для уча-

при Ярославе

садник, наместник, ди-

тиях правления Ярослава Мудро-

лабораторной рабо-

щихся по исто-

Мудром. § 5-6

настический брак, фео-

го; называть основных участни-

ты по документу

рии России,

дальные владения, древ-

ков междоусобных войн.

с. 12-14, 15-18.

нерусская народность.

Продуктивный уровень:

Хрестоматия

Исторические факты:

анализировать фрагмент истори-

по истории

усобица сыновей Свято-

ческого документа Русская Прав-

России.

слава, внешняя и внут-

да; давать характеристику лично-

История Рос-

ренняя политика Яро-

сти и оценку деятельности Яро-

сии в лицах,

слава Мудрого. Склады-

слава Мудрого.

с. 26

вание крупной земель­ной собственности. Свободное и зависимое

Творческий уровень: проводить поиск нужной инфор­мации из дополнительной лите-

Энциклопедия. Всемирная ис­тория в лицах,

<ч<с

население.

ратуры

с. 95

Исторические лично-

сти: Ярослав Мудрый,

Борис, Глеб

38

Культура Древней

Основные понятия: ми-

Репродуктивный уровень:

Урок выступлений

Рабочая тетрадь

Руси. § 7

ниатюра, патриотизм,

составлять описание памятников

учащихся с само-

для учащихся,

житие, фреска, мозаика

древнерусской культуры

стоятельно подго-

с. 17-20

товленными сооб-

щениями

1

2

3

4

5

б

7

Исторические факты: особенности древнерус­ской культуры, устное

Продуктивный уровень: выявлять особенности русской культуры данного времени; рас-

народное творчество,

крывать влияние христианства

письменность, литера-

на древнерусскую культуру.

тура, художественное ремесло, зодчество.

Творческий уровень: на основе дополнительной исто-

Исторические лично­сти: летописец Нестор

рической литературы подгото­вить реферат «Культурное насле-

дие восточных славян»

39

Быт и нравы Древ­ней Руси. § 8

Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, скла­дывание местных осо­бенностей культуры в период раздробленно-

Репродуктивный уровень: описывать быт, образ жизни раз­ных слоев населения Древней Руси.

Продуктивный уровень: выявлять особенности местной

Урок с элементами анализа и самостоя­тельной деятельно­сти учащихся

Рабочая тетрадь для учащихся, с. 20-23

сти

культуры.

Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации из дополнительной

литературы

40

Повторение

Урок контроля,

оценки, коррекции знаний

Т е м а 2. Политическая раздробленность Руси (10ч)

41

Начало периода раздробленности на Руси. § 9

Основные понятия: раз­дробленность экономи­ка, эксплуатация, удел

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те крупнейшие русские земли периода политической раздроб­ленности;

Урок изучения и первичного закре­пления новых знаний

Индивидуальная

работа

Рабочая тет­радь для уча­щихся по ис­тории России, с. 26-29

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты:

экономические, соци-

альные, политические

причины распада, поло-

жительные и отрица-

тельные последствия

периода раздробленно-

сти, образования само-

стоятельных княжеств

и земель.

Исторические лично-

сти: {Владимир Моно-

мах

давать определение понятий; на-

зывать причины междоусобной

борьбы русских князей.

Продуктивный уровень:

выявлять причины феодальной

раздробленности; раскрывать ре-

форматорский характер деятель-

ности Владимира Мономаха.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах,

положительных и отрицательных

последствиях политической раз-

дробленности русских земель

История Рос-

сии в лицах.

с. 35.

Энциклопедия.

Всемирная ис-

тория в лицах,

с. 115

42-

Главные политиче-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые фор-

Рабочая тет-

43

ские центры Руси.

удел, аристократия, рес-

показывать на исторической кар-

применения ЗУН

мы работы

радь для уча-

§10-11

публика, дворянство,

те крупнейшие политические

щихся по ис-

посадник, тысяцкий.

центры; описывать занятия, образ

тории России,

Исторические факты:

жизни населения, нравы, отно-

с. 30-33

особенности развития

шения между князьями в Галиц-

Галицко-Волынской и

ко-Волынской, Владимиро-

Владимиро-Суздальской

Суздальской, Новгородской

земель. Новгородская

землях.

земля: особенности эко-

Продуктивный уровень:

номического и полити-

сравнивать политическое и эко-

ческого развития. Ари-

номическое развитие крупней-

стократическая респуб-

ших политических центров пе-

лика. Основание

риода феодальной раздробленно-

Москвы

сти; выявлять особенности поли-

тического развития каждого кня-

жества

1

2

3

4

5

б

7

Исторические лично-

сти: Ярослав Осмо-

мысл, Юрий Долгору-

кий, Андрей Боголюб-

ский, Всеволод Большое

Гнездо

Творческий уровень:

на основе дополнительной исто-

рической литературы подгото-

вить сообщение «Политический

портрет русских князей»

Индивидуальная

работа

История Рос-

сии в лицах.

с. 40, 38, 41, 42.

Энциклопедия.

Всемирная ис-

тория в лицах.

с. 127

44-

Монголо-татарское

нашествие на Русь.

§12

Основные понятия:

монголо-татары, стан,

Золотая Орда.

Исторические факты:

территория расселения,

хозяйство, военная ор-

ганизация монголо-

татар. Завоевательные

походы. Нашествие хана

Батыя. Оборона русских

городов. Зависимость

Руси от Золотой Орды.

Исторические лично-

сти: Чингисхан,

хан Батый

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической кар-

те территорию расселения и на-

правления походов монголо-

татар; описывать образ жизни,

военную организацию монголо-

татар.

Продуктивный уровень:

выявлять особенности и цели

монгольского государства; рас-

крыть историческое значение

борьбы русского народа против

монголо-татарских завоевателей.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах

и последствиях зависимости Руси

от Орды

Урок комплексного

применения ЗУН

Групповые фор-

мы работы

Рабочая тет-

радь для уча-

щихся по ис-

тории России,

с. 33-37.

Энциклопедия.

Всемирная ис-

тория в лицах.

с. 159

45

46-

Борьба Руси с за-

Основные понятия: кре-

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые и ин-

Рабочая тет-

47

падными завоева-

стоносцы, духовно-

давать объяснение понятий; по-

применения ЗУН

дивидуальные

радь для уча-

телями.

рыцарский орден, опол-

казывать на исторической карте

формы работы

щихся по ис-

§ 13-14

ченцы

завоевания крестоносцев в При-

тории России,

балтике

с. 38-40

1

2

3

4

5

б

7

Исторические факты:

Продуктивный уровень:

Хрестоматия.

завоевания крестонос-

раскрывать значение отпора для

Страницы бое-

цев в Прибалтике. Обра-

Руси немецкой и шведской агрес-

вого прошлого

зование немецких орде-

сии; определять историческое

нашей страны,

нов и Литовского кня-

значение Невской битвы и Ледо-

с. 50.

жества. Невская битва.

вого побоища.

История Рос-

Ледовое побоище. При-

Творческий уровень:

сии в лицах,

г 48

чины успешного отра­жения агрессии с запада.

Исторические лично-

высказывать суждение о деятель­ности и личности Александра Невского

V. *гО.

Энциклопедия. Всемирная ис-

сти: Александр Нев-

тория в лицах, с 169

ский

169

48

Русь и Золотая Ор-

Основные понятия: бас-

Репродуктивный уровень:

Урок изучения

Индивидуальная

Рабочая тет-

да в ХШ веке. § 14

как, владычество, вы-

называть формы зависимости

и первичного закре-

работа

радь для уча-

ход, ярлык, резиденция,

русских княжеств от Золотой Ор-

пления новых знаний

щихся по ис-

иго.

ды; рассказывать о борьбе рус-

тории России,

Исторические факты:

ского народа против установле-

с.40-42.

формы зависимости

ния ордынского владычества.

Энциклопедия.

русских княжеств от Зо-

Продуктивный уровень:

Всемирная ис-

лотой Орды. Последст-

раскрывать экономические и по-

тория в лицах,

вия ига. Политика рус-

литические последствия ордын-

с. 169

ских князей по отноше-

ского владычества для Руси

нию к Золотой Орде.

Восстания в русских

городах.

Исторические лично-

сти: Александр Нев-

ский

49

Культура русских

Основные понятия: ар-

Репродуктивный уровень:

Выступление уча-

земель в ХП-ХШ

хитектурный ансамбль,

составлять описание памятников

щихся с самостоя-

веках. § 16

аскетизм, канон, уни-

русской культуры в данный

тельно подготовлен-

кальный

период.

ными сообщениями

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Исторические личности: Дмитрий Солунский

Продуктивный уровень: раскрывать особенности культу­ры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Творческий уровень: выявление исторических процес­сов на основе произведения «Слово о полку Игореве»

50

Повторение

Систематизация и обобщение материала

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (Х1У-ХУ1 вв.) (18 ч)

Тема 1 . Русь Московская (6 ч)

51-52

Предпосылки объ­единения русских земель. Усиление Московского кня­жества. § 17, 18

Основные понятия: вот­чинное землевладение, централизация, русское государство.

Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за пер­венство Москвы и Твери.

Исторические лично­сти: Иван Калита

Репродуктивный уровень: давать определение понятий; по­казывать начало процесса возро­ждения Северо-Восточной Руси.

Продуктивный уровень: выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси

Урок изучения и первичного закре­пления новых знаний

Групповые фор­мы работы

Рабочая тет­радь для уча­щихся по ис­тории России, с. 3-6.

История Рос­сии в лицах, с. 51.

Энциклопедия. Всемирная ис­тория в лицах, с. 169

53-

54

Москва -центр борьбы с ордын­ским владычеством

Основные понятия: цен­трализация, националь­ное самосознание

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те процесс объединения страны вокруг Москвы.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые фор­мы работы

Рабочая тет­радь для уча­щихся по ис­тории России, с. 51-57

1

2

3

4

5

6

7

Куликовская битва.

Исторические факты:

Продуктивный уровень:

Анализ учебного

Индивидуальная

Буганов, В. И.

§ 19-20

рост территории и влия-

выявить причины победы Моск-

текста и фрагментов

работа

Страницы бо-

ния Московского кня-

вы над Тверью; раскрыть значе-

исторического доку-

евого Прошлого

жества. Москва - центр

ние Куликовской битвы как ве-

мента

нашей страны:

объединения русских

личайшего события в русской

хрестоматия

земель. Превращение

культуре.

для учащихся

Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ор­дой.. Причины победы русских войск. Значение

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свою оценку исторических собы­тий и личностей в данный

8 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. -М.: Просвеще­ние, 1972.

Куликовской битвы.

период

История России

Исторические лично-

в лицах, с. 55

сти: Дмитрий Донской.

Энциклопедия.

Сергий Радонежский

Всемирная ис-

тория в лицах,

с. 169

55

Создание единого

.Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые фор-

Рабочая тет-

Русского государ-

единое русское государ-

показывать на исторической кар-

применения ЗУН

мы работы

радь для уча-

ства и конец ор-

ство, уния, «государь

те процесс завершения объедине-

щихся по ис-

дынского владыче-

всея Руси».

ния Северо-Восточной Руси во-

тории России,

ства. §20

Исторические факты:

круг Москвы.

с. 57-63

подчинение Новгорода

Продуктивный уровень:

Москве. Стояние на реке

раскрыть историческое значение

Угре. Патриотический

свержения ига золотоордынских

подъем на Руси и роль

ханов; характеризовать князя

Православной церкви.

Ивана Ш как первого «Великого

Свержение ордынского

князя Всея Руси»; систематизи-

ига. Присоединение

ровать исторический материал

Всемирная ис-

Твери, Пскова, Рязани

в виде схемы, таблицы.

тория в лицах

.

к Москве.

Творческий уровень:

(позднее Сред-

Исторические

на основе дополнительной исто-

невековье),

Личности: Иван III,

рической литературы составить

с. 47

Василий III

политический портрет Ивана III,

Василия III

1

2

3

4

5

6

7

56

Повторение

Обобщение и систематизация

Урок контроля,

знаний

оценки, коррекции

знаний

Т е м а 2. Россия в XVI веке (12 ч)

57

Московское государ-

Основные понятия: Бо-

Репродуктивный уровень:

Изучение нового

Индивидуальная

Рабочая тет-

ство в конце XV-

ярская дума, кормление,

давать определение понятий.

материала

работа

радь для уча-

начале XVI века.

местничество, налоги,

Продуктивный уровень:

щихся по ис-

§21

пожилое, поместье, по-

систематизировать исторический

тории России,

мещик. Юрьев день.

материал в виде схемы, таблицы.

с. 64-67

Исторические факты:

Выявить связь между политиче-

Энциклопедия.

становление централи-

скими процессами и изменени-

Всемирная ис-

зованного государства

ями в экономических отношениях

тория в лицах,

и самодержавной вла-

с. 47

сти. Поместная система

и служилые сословия.

Начало закрепощения

крестьян. Судебник 1497 г.

Исторические лично-

сти: Иван Ш

58

Церковь и государ-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Изучение нового

Индивидуальная

Рабочая тет-

ство в конце XV -

благотворительность,

давать определение понятий.

материала

работа

радь для уча-

начале XVI века.

дьякон, нестяжатели

Продуктивный уровень:

щихся по ис-

§22

и иосифляне, ересь.

раскрывать роль Православной

тории России,

Исторические факты:

церкви в создании единого цен-

с. 67-70.

распространение мона-

трализованного государства; оп-

История Рос-

стырей. Попытка созда-

ределять причины противоречий

сии в лицах,

ния унии Католической

церковной и светской властей.

с. 67

и Православной церквей.

Творческий уровень:

Взаимоотношения Церк-

высказывать суждение о значе-

ви и великих князей. Цер-

нии деятельности церковных

ковь и ереси. Избрание

деятелей

митрополита

1

2

3

4

5

б

7

Исторические лично-

сти: Нил Сорский,

Иосиф Волоцкий, Зосим

59

Начало правления

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Урок изучения

Индивидуальная

Рабочая тет-

Ивана Грозного

боярское правление,

рассказывать о правлении

и первичного закре-

работа

радь для уча-

и реформы Избран-

дворяне, дети боярские,

Е. Глинской, детстве Ивана IV;

пления новых знаний

щихся по ис-

ной рады. § 23

Земский собор, приказы,

описывать условия, влиявшие

тории России,

централизованное госу-

на формирование личности Ива-

с. 70-74.

дарство.

на IV.

Энциклопедия.

Исторические факты:

Продуктивный уровень:

Всемирная ис-

реформы 50-х гг.

систематизировать исторический

тория в лицах

Избранная рада.

материал в виде схемы, таблицы.

(позднее Сред-

Земские соборы.

Сравнивать систему правления

невековье),

Сословно-

государством при Иване Ш

с. 59

представительная

и Иване IV; характеризовать цели,

монархия. Стоглавый

сущность и значение реформ

собор..

Избранной рады.

Исторические лично-

Творческий уровень:

сти: Елена Глинская,

составление характеристики

Иван IV, А. Курбский,

Ивана IV с точки зрения взглядов

А. Адашев

современников Ивана IV и совре-

менной исторической науки

60-

Внешняя политика

Основные понятия: за-

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые фор-

Рабочая тет-

61

Ивана Грозного.

сечная черта, протекто-

показывать на исторической кар-

применения ЗУН

мы работы

радь для уча-

Ливонская война.

рат, Речь Посполитая,

те направления походов Ивана

щихся по ис-

§24

острог

IV; рассказывать о причинах, хо-

тории России,

де и итогах Ливонской войны.

с. 75-79.

Продуктивный уровень:

История Рос-

характеризовать причины успе-

сии в лицах,

хов и неудач внешней политики.

с. 72

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты:

Раскрывать значение присоеди-

Энциклопедия.

присоединение Казан-

нения территорий к Московскому

Всемирная ис-

ского и Астраханского

государству Казанского и Астра-

тория в лицах,

ханств, строительство

ханского ханств

с. 59

засечных черт, оборона

России от набегов со

стороны Крымского

ханства. Ливонская вой-

на. Причины успехов

внешней политики Рос-

сии на Востоке и неудач

на Западе.

Исторические личности:

Иван IV, И. П. Шуйский,

А. Курбский

62-

Внутренняя поли-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые фор-

Рабочая тет-

63

тика Ивана Грозно-

опричнина, земщина,

называть существенные черты

применения ЗУН

мы работы

радь для уча-

го. Опричнина. § 25

неограниченная дикта-

политического устройства при

щихся по ис-

тура, посад, крепостное

Иване IV.

тории России,

право.

Продуктивный уровень:

с. 79-81.

Исторические факты:

раскрывать причины падения

История Рос-

причины появления оп-

Избранной рады и введения оп-

сии в лицах,

ричнины, ее сущность.

ричнины; характеризовать сущ-

с. 72

Митрополит Филипп.

ность опричнины; выявлять по-

-

Опричнина в ряду ана-

следствия опричнины для эконо-

логичных событий в

мического и политического раз-

других странах Европы

вития России

XVI века.

,

Исторические лично-

сти: Иван IV

1

2

3

4

5

6

7

64-

Русская культура

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Урок выступлений

История Рос-

65

и быт XVI века.

кафтан, полати, шатро-

составлять описание памятников

учащихся с само-

сии в лицах,

§26-28

вый стиль, эпос.

русской культуры.

стоятельно подго-

с. 69, 79

публицистика,

Продуктивный уровень:

товленными сооб-

«Домострой».

выявить влияние событий

щениями

Исторические факты:

XVI века на характер русской

влияние событий XVI

культуры.

века на характер рус-

Раскрывать историческое значе-

ской культуры. Народ-

ние возникновение книгопечата-

ное творчество и его

ния.

герои, Зарождение рус-

Творческий уровень:

ского книгопечатания.

на основе разных исторических

XVI век - век публици-

и литературных источников под-

стики. Рождение шатро-

готовить сообщение о быте рус-

вого стиля.

ского народа в XVI веке

Исторические лично-

сти: Дионисий, И. Фе-

доров, Феофан Грек,

Андрей Рублев

66

Повторение

Обобщать и систематизировать

Урок контроля,

исторический материал

оценки, коррекции

знаний

67-70 - резервное время



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по «всеобщей истории и истории россии с древности до XVI века» (6 класс)

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального ком­понента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А.
  2. Рабочая программа По предмету изобразительное искусство для 5 класса (количество часов в неделю 1час, в год 35 часов)

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» автора Л.А. Неменская, под ред.
  3. Рабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс) (1)

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основ­ного общего образования по истории и авторской программы А.
  4. Рабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс) (2)

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основ­ного общего образования по истории и авторской программы А.
  5. Программа развития Школы №1209 Юго-Восточного административного округа города Москвы на период 2009 2013 годы

    Программа
    «Программа развития Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка № 1209 ЮВОУО ДО города Москвы на период 2009 – 2013 гг.

Другие похожие документы..