Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» Белгородской области к...полностью>>
'Методическая разработка'
артистичность; В) Воспитывающие: -воспитывать нравственные качества личности; -воспитывать интерес к чтению; -создать творческую атмосферу сотрудниче...полностью>>
'Документ'
Перевод: Муравьевой Г. Оригинальное издание: Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982. Сканировано с: Макиавелли Н. Государь. М.:Плане...полностью>>
'Реферат'
Начало ХХI в. характеризуется дальнейшим увеличением масштабов мирохозяйственной деятельности, экономическим прогрессом общества, расширением взаимос...полностью>>

Можно ли обжаловать решение суда, вступившее в законную силу?

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Можно ли обжаловать решение суда, вступившее в законную силу?

майор юстиции Сас Я.О., юрисконсульт юридической службы Военно-Морского Флота

В редакцию журнала от читателей неоднократно поступают вопросы о порядке и условиях пересмотра решений судов, вступивших в законную си­лу, в порядке надзора. Ответом на эти вопросы, возможно и послужит настоящая статья.

Действительно, многие военнослужащие и граждане, обращающиеся в суд, считают, что решение суда первой инстанции и есть «истина в послед­ней инстанции". К сожалению это не так, и судьи, даже самые квалифици­рованные, с большим опытом практической работы, могут ошибаться.

Именно по этой причине законом предусмотрена возможность лиц, участвующих в деле, в случае их несогласия, обжаловать решения судов, не вступивших в законную силу. Порядок обжалования решений судов в кассационном порядке кратко уже был изложен в рубрике "Дела судебные" журнала "Право в Вооруженных Силах" N 3 за прошлый год. В этой же статье указывалось и на возможность пересмотра решений судов в порядке надзора.

В настоящей статье более подробно постараюсь изложить условия и порядок пересмотра решений, вступивших в законную силу в порядке над­зора. Надеюсь, что статья окажет практическую помощь читателям, и нарушенные права все-таки будут восстановлены, если этого не сделали суды первой и второй инстанции.

В соответствии со ст.319 ГПК РСФСР вступившие в законную си­лу решения, определения и постановления всех судов РФ могут быть пе­ресмотрены в порядке надзора. Статьей 333 ГПК РСФСР предусмотрена так­же возможность пересмотра решений, вступивших в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам. Условия и порядок пересмотра решений, вступивших в законную силу в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам несколько отличаются друг от друга и по этой причине в статье будут рассмотрены эти отличия отдельно.

Пересмотр решений, вступивших в законную силу, осуществляется не по заявлению лиц, участвующих в деле, а с помощью особого акта - протеста, который может быть принесен строго определенными должностными лицами.

Лица, имеющие право принесения протеста, указаны с ст.320 ГПК РСФСР. К ним, в частности, относятся:

- Генеральный прокурор Российской Федерации и Председатель Верховного суда Российской Федерации - на решения, определения и постановления любого суда РФ, за исключением постановлений Президиума Верховного суда РФ;

- Председатели Верховных судов республик в составе Российской Федерации, а также председатели краевых, областных судов, председатели судов автономных округов и автономной области, а также председатели Московского городского и Санкт-Петербургского городского суда - на решения и определения районных (городских) судов, вступивших в законную силу, а также на определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономного округа и автономной области, рассматривавших дело в кассационном порядке;

- Прокуроры республик в составе Российской Федерации, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов и автономной области - на решения и определения районных (городских) судов, вступивших в законную силу, а также на определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономного округа и автономной области, рассматривавших дело в кассационном порядке.

Что касается органов военных судов и военной прокуратуры, то необходимо отметить, что принцип распределения полномочий остается таким же. Председатель Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации и Главный военный прокурор вправе приносить протесты на решения, определения и постановления всех военных судов Российской Федерации. Председатели военных судов военных округов и военные прокуроры военных округов вправе приносить протесты на решения соответствующих военных судов гарнизонов, входящих в состав военного округа.

По общему принципу и в силу ст.321 ГПК РСФСР протесты вносятся управомоченными должностными лицами в вышестоящие судебные органы по отношению к суду решение, определение, постановление которого подлежит пересмотру в порядке надзора.

Лица, указанные в ст.320 ГПК РСФСР имеют право приносить протесты как по своей инициативе, так и по ходатайствам других лиц, в том числе участвующих в деле, при его рассмотрении и иных заинтересованных лиц. Естественно, для принесения протеста на вступившее в законную силу решение, определение, постановление суда , должны иметься определенные основания.

Вывод о наличии, либо отсутствии основания для принесения протестов делают должностные лица, имеющие право на его принесение. Для этого указанные должностные лица истребуют из соответствующих судов судебные дела для их изучения и принятия решения о необходимости принесения протеста. Истребовать дело для разрешения вопроса о необходимости принесения протеста имеют право и прокуроры районных административно-территориальных образований (городов) РФ, а по делам, рассматриваемым в военных судах - прокуроры гарнизонов. При наличии оснований для принесения протеста эти должностные лица входят с представлением о принесении протеста к лицам, указанным выше (ст. 322 ГПК РСФСР).

Таким образом, из приведенных выше норм гражданского процессуального законодательства следует, что лица, участвующие в деле и иные заинтересованные лица, не согласные с решением, определением, постановлением суда, даже если они получили отказ на кассационную жалобу в суде второй инстанции, могут попытаться инициировать их пересмотр в порядке надзора. Важным фактором при этом является тот факт, что количество ходатайств и сроки их подачи законодательством не регламентируются. Исходя из этого гражданин (военнослужащий) вправе обращаться с ходатайствами о принесении протеста неограниченное количество раз к различным, но перечисленным в ст.320 ГПК РСФСР должностным лицам, не зависимо от прошедшего срока с момента вступления в законную силу решения, определения, постановления суда.

Как указывалось выше, определенные должностные лица вправе вносить протесты как по своей инициативе, так и по ходатайствам заинтересованных лиц. Составляя ходатайства, заинтересованные лица должны постараться убедить должностное лицо, к которому они обращаются, в наличии оснований и необходимости принесения протеста. Для этого необходимо знать и понимать что может являться основанием для принесения протеста.

Отдельно законодательством не установлены основания для принесения протеста, но, на мой взгляд, ими могут и должны являться основания к отмене судебных решений, определений, постановлений в надзорном порядке. Эти основания установлены статьей 330 ГПК РСФСР. К ним относятся:

- неправильное применение или толкование норм материального права;

- существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, определения, постановления;

- рассмотрение дела судом в незаконном составе;

- рассмотрение дела судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного заседания;

- при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судопроизводство;

- если суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

- если при вынесении решения были нарушены правила о тайне совещания судей;

- если решение не подписано кем-либо из судей или если решение подписано не теми судьями, которые указаны в решении;

- если решение вынесено не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

- если в деле отсутствует протокол судебного заседания.

Таким образом, составляя ходатайство о принесении протеста, необходимо точно указывать на те нарушения суда первой или второй инстанции, которые имели место при рассмотрении дела и указать чем эти нарушения подтверждаются. Для этого необходимо достаточно серьезно проанализировать судебное дело и, естественно, знать и понимать в чем состоят ошибки судов первой и второй инстанции. Для этого постараюсь дать очень краткий анализ отдельных оснований к отмене судебного решения.

Нормами материального права являются нормы регулирующие правоотношения, в сфере которых возник спор. Как правило, эти нормы служат основаниями требований истца или возражений ответчика. Они ложатся в основу решения и на них ссылается суд.

Признак существенности нарушения норм процессуального права - понятие оценочное, и окончательную оценку такого нарушения может дать только суд. По общему правилу и здравому смыслу существенное нарушение норм процессуального права - это те нарушения, которые не позволили какой-либо из сторон полностью реализовать свои права, либо однозначно их нарушили. На мой взгляд, это прежде всего нарушения, связанные с основными принципами судебного разбирательства, например принципом состязательности, принципом непрерывности судебного разбирательства, но не только они.

Последующие основания к отмене решения суда достаточно тесно связаны с существенными нарушениями норм процессуального права, поскольку все относятся к нарушениям процессуального права и служат безусловными основаниями для отмены решения, определения, постановления. Таким образом напрашивается вывод, что к существенным нарушениям могут быть отнесены почти все нарушения процесса. Главное - убедить должностное лицо, обладающее правом принесения протеста, а в последующем и суд в их значимости и существенности, в том, что именно эти нарушения нарушили права одной из стороны и послужили причиной вынесения незаконного решения, определения, постановления.

Что касается разрешения судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, то это нарушение достаточно очевидное. Суд не вправе разрешать вопрос о правах и обязанностях лиц, которых он не привлекает к участию в деле и не извещает о месте и времени судебного заседания. Даже если в начале судебного разбирательства вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к делу, не стоит, а в ходе заседания выясняется, что решение по делу может повлиять на их права и обязанности, то в соответствии со ст.38 ГПК РСФСР они могут вступить в дело до вынесения решения как по своей инициативе, так и по ходатайству сторон, прокурора, или по инициативе суда.

Характеризовать другие основания на мой взгляд не целесообразно, поскольку это прямые нарушения конкретных норм процессуального права. Любой гражданин (военнослужащий), принявший решение ходатайствовать о принесении протеста вполне сможет найти в ГПК РСФСР статьи регулирующие правила о языке (статья 8), правила о тайне совещания судей (статья 193), правила составления и подписания решения суда (статья 196), правила о протоколе судебного заседания (статья 226), нормы, регулирующие состав суда (статья 6 и другие).

Как представляется, основанием для принесения протеста также может служить и необоснованность решения суда, даже если решение законное. Следует отметить также, что в силу ст.330 ГПК РСФСР решение суда не может быть отменено лишь по формальным соображениям, а значит одни только формальные основания не могут способствовать принесению протеста.

В соответствии со ст.323 ГПК РСФСР должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста, могут приостановить исполнение соответствующих решений, определений, постановлений суда до окончания производства по делу в порядке надзора, за исключением решений, которые обращены судом к немедленному исполнению (ст.211 ГПК РСФСР). Таким образом, в случае, когда это имеет значение для лиц, ходатайствующих о принесении протеста, они также должны просить об этом в своих ходатайствах.

Поскольку военнослужащие больше других связаны с обжалованием неправомерных в отношении них действий органов военного управления, то именно им небезынтересно будет узнать, что принесение протеста на решение суда, принятое по жалобе на такие действия, нарушающие права и свободы, приостанавливает исполнение решения до окончания производства в порядке надзора в силу закона (статья 323). В этом случае просить обо этом в ходатайстве не обязательно.

Составляя ходатайство о принесении протеста, заинтересованным лицам необходимо принимать во внимание, что это не исковое заявление и не жалоба, и ссылаться на новые обстоятельства дела, не рассматриваемые в суде первой инстанции, либо на новые доказательства не следует, поскольку они не смогут лечь в основу протеста и не будут приняты во внимание не только судом, но и должностным лицом , имеющим право принесения протеста. Методически не правильно будет в очередной раз пытаться доказать и обосновать свою правоту в этом деле. Необходимо иметь в виду, что в этом случае противоположной стороной является решение, определение, постановление суда.

Статья 327 ГПК РСФСР устанавливает, что при рассмотрение дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанции только по имеющимся в деле материалам и в пределах доводов протеста. Суд, конечно, в интересах законности может выйти за пределы протеста, но на практике это случается редко.

Таким образом, из всего выше изложенного представляется возможным сделать вывод, что для обжалования решения, определения, постановления суда, вступившего в законную силу, необходимо обратиться с просьбой о принесении протеста к строго определенным должностным лицам. В своем ходатайстве необходимо указать решение какого суда и по какому делу Вами обжалуется и кратко изложить суть спора. Затем, принимая во внимание основания к отмене решения (они же - основания для принесения протеста), необходимо указать какие же конкретно причины Вашего несогласия с решением суда и какие конкретно ошибки и нарушения законодательства допустил суд при его вынесении и в процессе судебного разбирательства. При этом, как и в исковых заявлениях либо в жалобах, необходимо указывать чем эти нарушения и ошибки подтверждаются.

Завершать свое ходатайство следует конечно же просьбой об истребовании дела, его изучении и, при наличии оснований, принесении протеста. Как отмечалось выше, можно просить приостановить исполнение данного решения, но и эту просьбу, естественно, необходимо обосновывать.

После подачи такого ходатайства, гражданину (военнослужащему) ничего не остается как ждать ответа. Должностное лицо, которому адресовано ходатайство, обязано ответить заявителю в любом случае и известить либо о принесенном протесте, либо дать мотивированный отказ в принесении протеста.

ГПК РСФСР не устанавливает сроки на рассмотрение таких заявлений и для принесения протеста. Но если для истребования дела, его изучения и принятия решения о наличии основания для принесения протеста необходимо более месяца (что, как правило, бывает на практике), то заявителю сообщается, что дело истребовано для изучения и его вопрос рассматривается. О принятом решении сообщается дополнительно.

Как уже отмечалось, решения определения, постановления , вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены также и по вновь открывшимся обстоятельствам. Само название порядка пересмотра решений, определений, постановлений говорит само за себя. Что же относится к вновь открывшимся обстоятельствам?

В соответствии с ст.333 ГПК РСФСР основаниями для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам относится:

- существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

- установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного решения;

- установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении данного дела;

- отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.

В отличие от пересмотра дел в порядке надзора, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам может осуществляться не только по заявлению прокурора, но и по заявлению лиц, участвующих в деле. Данные заявления подаются в суд, вынесший решение, определение, постановление, что также является отличительной особенностью пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам.

Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что лица, участвующие в деле, могут подать такое заявление в течении трех месяцев со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра (ст.334 ГПК РСФСР).

Заявления о пересмотре решений, вступивших в законную силу, подаются в суд, вынесший это решение. В случае необходимости пересмотра определения или постановления суда кассационной или надзорной инстанций, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение, заявление подается в этот суд.

Суд, в который подано заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, рассматривает заявление в судебном заседании и либо удовлетворяет его и отменяет решение, определение, постановление, либо отказывает в пересмотре. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам обжалованию не подлежит. В случае отмены решения, определения, постановления дело рассматривается судом по правилам установленным для соответствующей инстанции.

Далее приведу примерную форму заявления о пересмотре решения, вступившего в законную силу, в порядке надзора. При его составлении я ставил своей целью включение нескольких оснований для отмены решения суда и в меньшей степени обращал внимание на их обоснованность. Хочется также отметить, что текст заявления вымышленный, и любые совпадения в каждом конкретном случае будут нуждаться в дополнительном обосновании в зависимости от обстоятельств дела.

Председателю Военной Коллегии

Верховного Суда Российской Федерации

От военнослужащего войсковой части

__________________________________

проживающего по адресу:___________

__________________________________

Х О Д А Т А Й С Т В О

О принесении протеста на решение военного суда

войсковой части _______ от _________1998 года

___________1998 г. военным судом - войсковая часть_________ была рассмотрена моя жалоба на неправомерные действия должностных лиц войсковой части __________, выразившиеся в нарушении в отношении меня жилищного законодательства и Закона РФ "О статусе военнослужащих".

Решением данного военного суда мои требования были удовлетворены частично.

На решение военного суда в/ч _________от ______1998г. мною была подана кассационная жалоба в военный суд ____________военного округа, который своим определением от ________1998 г. N _______ решение военного суда - войсковая часть________от _______1998г. оставил без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Считаю, что отказ суда в удовлетворении моих требований по предоставлению жилого помещения в трехмесячный срок с момента прибытия к новому месту службы в соответствии с Законом РФ 1993г. "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом 1998г. "О статусе военнослужащих", не восстановил мои нарушенные жилищные права.

Закон "О статусе военнослужащих" является актом прямого действия, который устанавливает срок предоставления жилых помещений военнослужащим и членам их семей и является отсылочной нормой по порядку предоставления. Я и члены моей семьи в порядке, установленном жилищным законодательством, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в списки части. Таким образом, порядок был соблюден, однако грубо нарушается срок предоставления - 3 месяца.

Суд войсковой части _______ согласился с доводами ответчика, что в порядок предоставления входит и очередность, которая не может ограничиваться 3-х месячным сроком. Данное утверждение прямо противоречит требованиям указанных законов "О статусе военнослужащих". Таким образом считаю, что судом применено неправильное толкование материального права.

В результате неправильного толкования судом норм материального права и вынесения указанного решения, в отношении меня нарушен п. 3 ст. 3 Закона РФ и п.5 статьи 3 Федерального закона “О статусе военнослужащих.” в которых сказано, что никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах гарантированных Конституцией РФ и настоящим Законом. Решением военного суда - войсковая часть ________ я ограничен в праве получения жилого помещения в 3-х месячный срок, как это установлено в законах.

В ходе судебного разбирательства я также настаивал, что подтверждается протоколом судебного разбирательства, на истребовании судом у ответчика и приобщении к материалам дела "Списка нуждающихся в улучшении жилищных условий" с 1991г., для проведения судебного исследования, но "списки" почему-то не были приобщены к делу и судом не рассматривались. Предоставить данные доказательства нарушения не только сроков предоставления мне и членам моей семьи жилого помещения, но и порядка учета самостоятельно я не мог, поскольку они находятся у ответчика и он мне их не предоставлял. О данных фактах я также информировал суд, однако в нарушение статьи 50 ГПК РСФСР суд не оказал мне содействие в истребовании этого доказательства и фактически нарушил принцип состязательности судебного разбирательства, т.е. существенно нарушил мои права как заявителя, предусмотренные процессуальным законодательством.

Не согласен я с решением военного суда по и поводу перерасчёта ранее выданной денежной компенсации за поднаем жилья с __________ в соответствии с минимальным размером заработной платы на день фактической выдачи, так как я ранее подавал рапорта с указанием даты поднайма, адреса и конкретной суммы моих затрат. Законом РФ 1993г. "О статусе военнослужащих", действовавшим на момент рассмотрения дела в суде, ст.15 п.3, предусмотрена выплата денежной компенсации в размере, оговоренном договором поднайма жилья.

Мною были собраны и предоставлены суду документы, подтверждающие, что я действительно снимал жильё за сумму, указанную в рапортах, ранее предоставленных командованию части. Однако суд этот факт во внимание не принял и применил постановление Правительства РФ, ограничивающее эту сумму и нормы Приказа Министра обороны РФ 1994 года № 331, который в соответствии с Определением Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.1996г. N 3Н-407/95 признан незаконным.

Применением подобных правовых норм суд также не восстановил мои нарушенные права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения и, на мой взгляд, допустил ошибку в применении норм материального права, т.е. применил ненадлежащую и не подлежащую применению норму права.

Кроме того постановление Правительства Российской Федерации 1995 года №604 устанавливает, что договор поднайма может быть заключён, как в письменной, так и в устной форме, что не противоречит ст.76 Жилищного Кодекса РСФСР. Считаю, что военный суд неправильно сделал вывод , что я намеренно недобросовестно отнесся к своим процессуальным правам по собиранию и предоставлению доказательств и посчитал, что документы, представленные заявителем (мною), не являются допустимыми доказательствами. Таким образом, суд существенно нарушил нормы процессуального права.

В своем заявлении в военный суд войсковая часть ___________ я просил признать нарушенными мои права и права членов моей семьи по обеспечению жилыми помещениями в 3-х месячный срок, а действия командования войсковой части ___________ незаконными.

Отказывая в удовлетворении этой просьбы суд разрешил вопрос о правах членов моей семьи, в том числе и моих малолетних детей. При этом, ни члены моей семьи, ни органы опеки и попечительства к участию в судебном заседании не привлекались.

Данными действиями суд нарушил требования пункта 4 статьи 308 ГПК РСФСР, что в силу статьи 330 ГПК РСФСР является безусловным основанием к отмене данного решения суда.

Также, после удаления суда в совещательную комнату и до вынесения решения, я наблюдал председательствующего по делу в коридоре суда, беседующего с представителем войсковой части ____________, в чем усматриваю нарушение судом тайны совещания судей, установленной статьей 193 ГПК РСФСР, что, на мой взгляд, также является безусловным основанием к отмене решения суда.

Что касается возмещения причиненного мне морального вреда, то суд не принял во внимание принесенные мне лично физические и нравственные страдания, хотя мною в суде обосновывались наличие причиненного непосредственно мне морального вреда, наличие вины в неправомерных действиях органов военного управления и их причинно-следственные связи. Однако суд в решении обосновал отсутствие морального вреда, причиненного членам моей семьи и на этом основании отказал мне в возмещении причиненного морального вреда. Тем самым, в этой части решение суда войсковая часть _________ считаю необоснованным.

Таким образом, на основании выше изложенного считаю, что военный суд войсковая часть________, вынося решение применил ненадлежащие и не подлежащие применению нормы материального права, произвел неправильное толкование норм материального права, существенно нарушил нормы процессуального права. При этом судом был разрешен вопрос о правах лиц, не привлеченных к участию в деле, нарушена тайна совещания судей. Также суд необоснованно отказал мне в возмещении причиненного морального вреда. В соответствии со статьей 330 ГПК РСФСР данные ошибки суда являются основанием для отмены решения.

В соответствии со статьями 320, 322, 324 ГПК РСФСР прошу Вас истребовать решение военного суда войсковая часть _______ от _______ и при наличии оснований принести протест на вступившее в законную силу, указанное решение военного суда войсковая часть _______ .

Дата.

Подпись.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Судопроизводству, которое существенно отличается от известной судам общей юрисдикции одноименной стадии проверки не вступивших в законную силу судебных решений

    Закон
    Создание в 1995 г. в системе арбитражных судов кассационной инстанции в виде федеральных арбитражных судов округов явилось значительным шагом на пути судебной реформы, потребовавшим интенсивного практического и теоретического освоения
  2. Закону "об опеке и попечительстве" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 года Издание второе, переработанное и дополненное

    Закон
    Андропов Вадим Владимирович, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Семейного кодекса РФ.
  3. Закону от 6 октября 2003 г. N 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

    Закон
    "Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  4. Закон от 05. 08. 2000 n 118-фз

    Закон
    Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.11.2011 N 359-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации - 01.
  5. Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права. Положения иных закон

    Закон
    Сноска. Порядок введения в действие УПК - см. Закон РК от 13.12.1997 N 207. Сноска. По тексту слова "образцов для исследования", "образцов для экспертного исследования", "образцы для экспертного исследования"

Другие похожие документы..