Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен...полностью>>
'Документ'
Любая услуга, выведенная на рынок, постепенно теряет свою конку­рентоспособность и вытесняется другой, более совершенной услу­гой. Этот процесс обусл...полностью>>
'Документ'
   Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других. Детская ответственность начинается с нашей бе...полностью>>
'Планы семинарских занятий'
Цель – Закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в часы самоподготовки, а так же более детальное рассмотрение вопросов, не вынесенных н...полностью>>

Кондратьев А. С

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство по делам молодежи, спорту

и туризму Республики Татарстан

Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ

«Патриотизм и формирование

морально-нравственных ценностей молодежи, формы профилактики экстремизма

в молодежной среде»

Материалы социологического исследования

Казань, 2010

ББК 60.54

П 20

Под общей редакцией

министра по делам молодежи, спорту и туризму

Республики Татарстан

Бариева М.М.

Авторский коллектив:

Кондратьев А.С.

- заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Алексеев С.А.

– доцент кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета, к.с.н

Петрухина Н.В.

– директор РЦМИПП

Сагдиева Э.А.

– ст. методист РЦМИПП

Николаева О.В.

– социолог РЦМИПП

Аверина Ю.В.

– социолог РЦМИПП

Сунгатова Ф.М.

– методист РЦМИПП

П 20 Патриотизм и формирование морально-нравственных ценностей молодежи, формы профилактики экстремизма в молодежной среде: Материалы соц. исслед. / Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. центр молод., инновац. и проф. программ; Под ред. Бариева М.М. – Казань: РЦМИПП, 2010. – 40 с. (Сер. «Молодежь. Спорт. Туризм». Вып. 23).

© Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

© Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Глобальные изменения российского социокультурного пространства в XXI веке отразились на всех сферах жизнедеятельности населения. Переход к гражданскому обществу обозначил ряд вопросов, в том числе и воспитание гражданственности, патриотизма, профилактику экстремизма в условиях обновленной России. Патриотизм является базой для формирования гражданской позиции личности и основой взаимоотношений между государством и гражданами.

Термин «патриотизм» в современном обществе имеет множество трактовок и значений, что объясняет сложность социальной природы и многоаспектность его содержания: любовь к отечеству, чувства привязанности к родине и родному народу, гражданские позиции, любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В научных и информационных общественных сферах существует мнение, что сегодня недостаточно внимания уделяется проблеме государственного самосознания граждан и в первую очередь формирования патриотических чувств среди российской молодежи, а качество патриотического воспитания детей и молодежи резко снизилось.

В последние годы мы можем наблюдать большое разнообразие маргинальных субкультур, развивающихся в молодежной среде. Экстремистские проявления в молодежной среде, в особенности, откровенно фашистского и националистического характера, становятся реальной угрозой социальной и межнациональной стабильности в Татарстане и в обществе в целом. Последствиями таких течений являются: антироссийская направленность системы ценностей современной молодежи, низкий уровень патриотических чувств.

В связи с этим, сегодня актуально проанализировать особенности формирования патриотического, морально-нравственного и толерантного мировоззрения у молодежи Республики Татарстан для дальнейшей разработки рекомендаций в работе по патриотическому воспитанию, формированию толерантности и гуманистических ценностей у различных групп молодежи.

Объектом исследования является молодежь Республики Татарстан.

Предметом исследования является степень сформированности патриотического, морально-нравственного и толерантного мировоззрения у современной молодежи.

Целью исследования является выявление особенностей формирования патриотического, морально-нравственного и толерантного мировоззрения у молодежи.

Задачи:

  • Выявить степень проявления патриотизма у молодежи Республики Татарстан;

  • Раскрыть содержание патриотизма в представлении молодежи;

  • Выявить содержание и степень эффективности мероприятий по патриотическому воспитанию;

  • Выявить степень гражданской идентичности для молодежи;

  • Проанализировать мнение молодежи об эффективных формах патриотического воспитания, существования в Республике Татарстан;

  • Выявить степень сформированности морально-нравственных ценностей и толерантности в мировоззрении у молодежи республики;

  • Определить эффективные формы профилактики экстремизма в молодежной среде;

  • Выявить значимость Победы в Великой Отечественной Войне для современной молодежи.

Методика исследования:

Выборочная совокупность исследования составила 1000 человек и имеет следующие критерии классификации населения:

1. Возрастной (группы от 14 до 29 лет);

2. Половой (мужской, женский);

3. Социально-экономический (студенты вузов, учащиеся ссузов).

Достижение целей и задач исследования предусматривает проведение массового анкетного опроса (1000 чел.), вторичный анализ исследовательских данных по схожей проблематике (научные публикации, Интернет-ресурсы и периодическая печать).

Этапы реализации исследования

I этап (подготовительный) – март-апрель 2010 год

  • Подготовка документации;

  • Написание программы исследования;

  • Разработка инструментария (анкета);

  • Расчет и обоснование выборочной совокупности;

  • Подбор социологических исследований проведенных в РФ и РТ за последние два года в области патриотического воспитания;

  • Налаживание контактов с регионами.

II этап (основной) – март-апрель 2010 год

  • Анкетирование по регионам Республики Татарстан;

  • Проведение вторичного анализа данных по проведенным социологическим исследованиям.

III этап (заключительный) – апрель 2010 год

  • Создание электронной базы с последующей математической обработкой данных;

  • Подведение итогов и подготовка аналитического отчета.

Выборочная совокупность:

Города и районы

ССУЗЫ

ВУЗЫ

Городская местность

Казань

139

514

Набережные Челны

80

121

Альметьевск

40

54

Сельская местность

Лениногорский район

28

-

Буинский район

19

-

Зеленодольский район

32

-

Мензелинский район

21

-

Бугульминский район

34

-

Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казанский государственный энергетический университет, Казанский государственный финансово-экономический университет, Казанский государственный университет культуры и искусств, Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Казанский государственный технологический университет, Академия социального образования (Казанский социально-юридический институт); Казанский речной техникум, Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденного, Казанский экономико-юридический техникум.

Набережные Челны: Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, Набережночелнинский институт управления, Набережночелнинский государственный педагогический институт; Набережночелнинский государственный торгово-технологический колледж, Камский авто-механический колледж.

Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, Альметьевский политехнический техникум.

Лениногорский район: Лениногорский политехнический техникум.

Буинский район: Буинский ветеринарный техникум.

Зеленодольский район: Зеленодольский механический колледж.

Мензелинский район: Мензелинский педагогический колледж.

Бугульминский район: Бугульминский профессионально-педагогический колледж.

Ожидаемый результат: По результатам научно-социологического исследования планируется выработать рекомендации для работы по патриотическому воспитанию, формированию толерантности и гуманистических ценностей у различных групп молодежи: школьников, студентов вузов и ссузов.

Качественные показатели:

  • Структура ценностей современной молодежи;

  • Представление современной молодежи о патриотизме;

  • Представление молодежи о наиболее эффективных формах патриотического воспитания;

  • Представление молодежи о наиболее эффективных формах профилактики экстремизма;

  • Особенности кластеризации молодежной среды в зависимости от степени сформированности в мировоззрении молодежи установок на патриотизм, толерантность и морально-нравственных ценностей.

Количественные показатели:

  • Степень сформированности патриотического мировоззрения у различных групп молодежи;

  • Степень сформированности морально-нравственных ценностей у различных групп молодежи;

  • Степень сформированности толерантного мировоззрения у различных групп молодежи;

  • Степень значимости Победы в Великой Отечественной Войне в мировоззрении современной молодежи.

1. ПАТРИОТИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В целом молодежь Республики Татарстан проявляет достаточный патриотический настрой (Рис.1).

В той или иной степени считают себя патриотами Российской Федерации 73% респондентов. В то же время, доля опрошенных, не относящих себя к патриотам Российской Федерации, тоже является значительной и составляет примерно пятую часть опрошенных (20,3%). Затруднились охарактеризовать свою позицию по данному вопросу 6,7% респондентов.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос

«Считаете ли вы себя патриотом Российской Федерации?»

Чуть меньше респондентов (67,6%) считают себя патриотами Республики Татарстан (Рис.2).

. В то же время, доля опрошенных, не относящих себя к патриотам Республики Татарстан, тоже является значительной и достигает примерно четверти опрошенных (24,9%). Затруднились охарактеризовать свою позицию 7,5% респондентов.

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос

«Считаете ли вы себя патриотом Республики Татарстан?»

Причины, по которым представители молодежи республики не считают себя патриотами, разнообразны. В ответах респондентов проявляются различные позиции, от меркантильных - «европейский образ меня устраивает больше», «готов уехать заграницу и прожить там всю жизнь», до полного безразличия к судьбе России - «мне все равно, что будет с Российской Федерацией». Для большинства же молодежи, не считающей себя патриотами, таковыми причинами являются вполне конкретные проблемы, сопутствующие развитию Российской Федерации – «Российская Федерация не заботится о гражданах своей страны», «государство практически не защищает меня, а наоборот заставляет чувствовать, что я незащищен», «невыносима коррумпированность власти», «я разочаровался в российской армии», «какое отношение страны к своим гражданам, такое же отношение граждан к своей стране», «мы вынуждены выживать, а не жить», «слишком много не справедливости допускает государство по отношению к своим гражданам».

Несколько иная ситуация наблюдается в отношении Республики Татарстан. Для тех, кто не ощущает себя патриотом Татарстана, характерно, в первую очередь, осознание Татарстана как части Российской Федерации и превалирование значимости России. Типичные высказывания представителей этой группы – «Татарстан - маленькая частица России», «я не отделяю Республику Татарстан от Российской Федерации», «прежде всего, я гражданин Российской Федерации». Ответы некоторых респондентов указывают на наличие некоторой национальной напряженности – «у русских меньше привилегий», «ощущаю на себе давление национального фактора и правительства». Часть респондентов ассоциирует патриотические чувства по отношению к Республике Татарстан исключительно с ценностями татарской культуры – «я не знаю татарского языка, поэтому не могу это прочувствовать», «я не татарка и не очень люблю татарскую культуру», «разные взгляды и интересы с татарами». Наличие таких ответов свидетельствуют об определенных пробелах в формировании толерантности у некоторой части молодежи.

Ответы респондентов о наличии у них патриотического настроя в определенной степени кореллируют с ответами об отношении к своей Родине.

Для 57,3% опрошенных Российская Федерация выступает в качестве единственной и любимой Родины, в которой они хотят жить (Рис.3). Для четверти опрошенных (24%) Россия выступает в качестве страны, в которой они родились и вынуждены жить. Негативное отношение к России наблюдается у 8,8% опрошенных – Россия определяется ими как страна, из которой хотелось бы уехать как можно скорее. Также надо отметить, что 6,6% опрошенных (предложивших свой вариант ответа) отметили, что в целом их отношение к Российской Федерации положительное, но нашему государству необходимо укрепить свое социально-экономическое положение и обеспечить соблюдение законности.

Рис. 3. Отношение респондентов к Российской Федерации

В этой связи интересно отметить те события и достижения нашей страны, которые вызывают у молодежи чувство гордости за свою родину (Таб.1). К таким событиям молодежь, прежде всего, относит победу нашей страны в Великой Отечественной войне. Доля респондентов, отметивших именно это событие, значительна - 75,1%. Также значимыми для современной молодежи оказываются достижения великих российских поэтов, писателей, композиторов (50,5%), полет Ю. Гагарина в космос и достижения отечественной космонавтики (43,9%), достижения российских спортсменов (42,7%), российских ученых (39,8%).

Таблица № 1

Наиболее значимые события и достижения из истории нашей страны в представлении респондентов

Событие/достижение

Доля ответивших

Победа в Великой Отечественной войне

75,1%

Достижения великих российских поэтов, писателей, композиторов

50,5%

Полет Ю. Гагарина в космос и достижения отечественной космонавтики

43,9%

Достижения российских спортсменов

42,7%

Достижения российских ученых

39,8%

Российская армия

23,2%

Авторитет России на международной арене

15,6%

Мощь и богатство дореволюционной России

10,1%

Отечественная система образования

8,9%

Послевоенное восстановление страны

8,1%

Октябрьская Революция 1917 года

4,1%

Индустриализация и коллективизация времен

И. Сталина

2,9%

Перестройка и гласность периода

М. Горбачева

2,0%

Результаты исследования свидетельствуют также и о том, что значительная часть молодежи Республики Татарстан разделяет точку зрения о том, что молодое поколение имеет определенные обязанности перед своей родиной (Рис.4). Доля респондентов, считающих, что у современной молодежи есть определенные обязанности перед родиной, достигает почти трех четвертей от всех опрошенных – 74, 3%. Лишь 11,9% опрошенных не считают, что у молодого поколения есть какие-либо обязанности перед родиной.

Рис. 4. Распределение ответов респондентов

на вопрос «Имеет ли современная молодежь

какие-либо обязанности перед родиной?»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кондратьев Александр Алексеевич (11 1876 г., С-п. 26. 51967 г., Сша) поэт, прозаик, переводчик, критик, мемуарист. Из чиновничьей семьи, сын потомственного дворянина. Перу Кондратьева принадлежит книга

    Книга
    Из чиновничьей семьи, сын потомственного дворянина. Перу Кондратьева принадлежит книга «Граф А.К.Толстой. Материалы для истории жизни и творчества», изданная в Санкт-Петербурге в 1912 г, она является несомненной библиографической редкостью.
  2. Кондратьев является одним из крупнейших экономистов начала двадцатых годов. Он в силу своих способностей сумел получить достойное образование

    Документ
    Кондратьев является одним из крупнейших экономистов начала двадцатых годов. Он в силу своих способностей сумел получить достойное образование. Сначала Кондратьев учится в Церковной сельской школе, затем в семинарии, но её он был вынужден
  3. Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси, доктор исторических наук, за разработку научной концепции, позволившей выявить основные закон (1)

    Закон
    Безнюк Дмитрий Константинович, профессор Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, – за создание методологии комплексного социологического изучения социодинамики взаимодействия белорусского государства
  4. Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси, доктор исторических наук, за разработку научной концепции, позволившей выявить основные закон (2)

    Закон
    Безнюк Дмитрий Константинович, профессор Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, – за создание методологии комплексного социологического изучения социодинамики взаимодействия белорусского государства
  5. А. В. Чаянов защитник трудового крестьянства и кооперации. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства. Теория крестьянской кооперации. Вопросы организации аграрного сектора. Н. Д. Кондратьев: исследование

    Исследование
    Господство ортодоксального марксизма, представленного столь громкими именами, как Н. И. Бухарин, Г. М. Кржижановский, Е. А. Преображенский, Г. Я. Сокольников, тогда еще не исключало развития альтернативных течений.

Другие похожие документы..