Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Такое позиционирование курса в общей системе подготовки специалистов прикладных экономических специальностей создаст наилучшие предпосылки для усвоен...полностью>>
'Литература'
1. Иванова Л.К., Терешина В.А. О проведении устной итоговой аттестации по литературе выпускников 11 класса образовательных учреждений Ленинградской об...полностью>>
'Документ'
Із збудження яких рецепторів починаються рефлекси, що зумовили розвиток хвороби? A *Вестибулярні B Зорові C Дотикові D Смакові E Нюхові 4 Для дослідж...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Осознание мировым сообществом всей сложности природно-общественных отношений привело к необходимости смены парадигмы цивилизационного развития на прин...полностью>>

История спасения история спасения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

о. Михал Магда, SVD

ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ

ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ

С помощью этого термина, - может быть, и не совсем точного, но существующего в повседневном пользовании - пытаются определить Божественное вмешательство в историю, конечной целью которого является спасение человека, то есть, полноту осуществления человека, как индивидуума, так и общины. Для лучшего описания этой идеи, мы представим два аспекта истории. Первый будет более синтетическим, где проблемы будут сокращены до минимума и упрощены, однако второй будет более полным.

ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ – это встреча человека с Богом. Она состоит из событий, напрвленных к спасению человека (в случае его положительного ответа) или ведет его к полному уничтожению (в случае отказа человека). С позиции человека - это история всех опытов спасения человечества.

Данное определение, является обобщением, более того, оно остается неоднозначным. События, касающиеся человека, различных эпох и стран почти не возможно определить и рассчитать. Человек тоже, в каком-то смысле, чувствуется себя творцом своей истории: проектирует ее, осуществляет, достигает предвиденные цели. Кажется, что он ограничен в осуществлении своего предназначения. Тогда рождается вопрос: Не светская ли это история, которой господствует человек? Ведь она существует во всей действительности. Но ответ верующего человека должен всегда быть отрицательным. Каждый человеческое действие является одновременно действием спасения, однако на самом деле человек и все, что является «миром» не господствует спасением (у атеиста может не быть такого осознания, и он может отчетливо отрицать такое утверждение).

Однако история, планируемая и управляемая Богом в сотрудничестве с человеком, находится в эсхатологическом, вне-мировом измерении. Не существует другой истории, кроме той единственной, которая является историей спасения. Для верующего человека в истории человечества существуют особенные моменты: фундаментальные события и события, самые важные в его вере, каковым, например, является личность Христа. Существует также ключ для понимания и объяснения этих событий: Слово Боже, то есть, Библия. Каждый факт истории спасения содержит в себе целое, неисчерпаемое богатство. Но оно неоднозначно, поэтому необходимо открыть настоящее значение путем интерпретации.

Следует различать историю конкретного народа от всеобщей истории. Первая описана и интерпретирована Библией и содержит два особенных опыта, которые охватывают В.З. и Н.З. Как выполнение самой себя длится она от сотворения до эсхатона (последнее время). В ней выделяются четыре периода (kairoi):

а) райский;

б) общины Израиля (где грешное человечество встречается со Христом);

в) радикально новый, т. е. Христа и Церкви;

г) эсхатона, т. е. окончательных времен.

События, описанные в Библии, представляют собою лишь малую часть уже пережитых событий, как и тех, которые еще будет переживать все человечество. Однако, интерпретированные Библией, они становятся нормативными для универсальной истории. Божье Слово в них становится точкой, где каждое прошлое, нынешнее и будущее события приобретает свое окончательное значение. Библия разъясняет значение всей истории, хотя делает это лишь косвенно, но в то же время согласно божественной инспирации и жизненным обычаям. Каждый момент универсальной истории поддается оценке Божьего слова, которое становится провоцирующей силой и одновременно спасает.

Выражение «история спасения» (Heilsgeschichte) появляется в эпоху Нового времени. Впервые оно было употреблено в области немецкой теологии и было тесно связано с философией Гегеля. Поэтому к этому термину относились с некоторым недоверием. Некоторые предлагали даже отбросить его или заменить библейскими или патристическими определениями такими как: «мистерия» спасения, «экономия» спасения. Другие избегали его из-за своих теологических концепций. Двузначность выражения «история спасения» появляется тогда, когда поддаем анализу два образующих ее понятия: «история» и «спасение». Человек, которого считают органическим единством в своей индивидуальности и общественном бытии, живет во времени и пространстве. Это пространственно-временное измерение человека является существенным аспектом его существования и продолжается в его «историческом» бытии.

Первая трудность, которую мы встречаем: - это концепция времени. В теологии мы пользуемся двумя концепциями времени. Первое является концепцией линейного времени, которую приняли в западной культуре; второе, которое придает двузначность самому понятию «истории», происходит из Библии, где различают так называемое «время Бога» и «время людей». Кроме этого, пользуются и другими категориями, часто неадекватными, из-за чего история смешивается с метаисторией. Библия подходит к времени линейно, в отличие от всей своей среды, где время воспринималось циклично. И это стоит подчеркнуть. Библия находится в постоянной полемике с концепциями вечного возвращения и выразительно подчеркивает теологическое и эсхатологическое измерение истории. Бог живущий, главный актер всей истории, кроме выражения своего спасительного присутствия через вторжение в прошлом и постоянную ее актуализацию в нынешнем, является, прежде всего «Богом, который придет». К этому добавляются выражения времени: «Бога» и «людей». В Библии не существует понятие, соответствующее понятию «вечности», которое происходит от Платона. Еврейское понятие «olam» (rp. aion) в пространно-временном значении указывает всегда на связь со временем. В случае «времени Бога» не исключается начало и конец. Таким образом, выделяются два существенно различных плана истории, которые в библейских категориях мы называем «временем человека», или земным, и «временем Бога», или небесным. На языке понятий, соответственно, - «историей» и «метаисторией». Обе стремятся встретиться в мистерии спасения.

В антропологической перспективе спасение заключается в полной реализации человека, что можно передать с помощью различных понятий (счастье, любовь, уверенность...). Все это остается неясным и зависит от концепции человека. Но в нашем случае речь идет о спасении, управляемом Богом и телеологически направленном на внеземную действительность.

История спасения показана как опыт веры. Речь идет о тотальной встрече человека с Богом, т. е. встрече двух таинственных реальностей, которые можно принять только с помощью веры. Речь не идет об отрицании возможности встречи с Богом без Его сверхъестественного откровения; смотря исторически, только через откровение и через веру возникает встреча с Богом. Через откровение человеком познаются разные опыты веры. Библия показывает историю опыта веры Израиля и первоначальной Церкви. Она это показывает с помощью встречи Авраама с Богом, или Апостолов с Воскресшим Иисусом. Опыт веры, будучи по своей натуре чем-то трансцендентным, никогда не передается полностью. Религиозный опыт Авраама невозможно познать иначе, как только через Библию. Историк, имея в виду все данные исторической науки (ономастика, обычаи среды, историческая обстановка данного времени) может придти к утверждению существования патриарха, образа его жизни и, более или менее исторически правдоподобного, опыта. Если он неверующий, то не может признать историческими события сверхъестественного характера (вторжение живого Бога в историю), но именно это Библия считает главными в опыте Авраама. Даже верующий и принимающий Библию как Божье Слово исследователь, достигающий более глубокого познания богатства и значения этих событий, не может достичь полноты опыта, потому что оно переведено на человеческий язык. Библия является великой рефлексией над историей спасения, является Божьим Словом, которое стало телом в истории (incarnatio) в разных моментах и различными способами, чтобы показать само откровение живого Бога и ответ на него, данный человеком. Самой сложной проблемой здесь является достижение аутентичного значения библейских событий. Фундаментом библейского откровения является гармония обоих Заветов и их единство, воскресший Христос - это свет, который освещает весь замысел спасения (1 Кор 15,1-8). Библия является синтезом прогрессивного откровения живым Богом самого Себя, позволяющего познать Себя через Духа, что объединяет и освещает В. З. и Н. З.

Итак, Библия является привилегированным местом, в котором освещается история спасения. В связи с этим встает проблема интерпретации Библии. Писание - это Божье Слово, воплощенное в человеческом языке в определенных исторических рамках, что дает нам почувствовать сложность темы. Итак, каковы правила интерпретации? Первый шаг - сделать текстуальную критику, которая должна привести нас к наиболее вероятной реконструкции оригинального текста (вдохновенного). Следующим этапом является литературная критика. Она заключается в поиске и выделении наименьших литературных единиц текста, определении их видов (литературных жанров), а также связей между отдельными литературными единицами. При этом принимается во внимание до-литературная стадия (традиция, особенно устная), а также редакционная стадия отдельных блоков и сочинений. На третьем этапе делается теологическая интерпретация текста, в которой оцениваются его содержание, предпосылки и значение. Вообще, мы анализируем текст в трех аспектах: литературном, историческом и теологическом. Как это делается, мы увидим на конкретных примерах анализа библейских текстов во время курса.

I ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ - ВЕТХИЙ ЗАВЕТi

В истории В.З. на много легче заметить различные этапы до-литературной стадии, равно как и возникновение отдельных собраний текстов, образующих традицию Израиля (сочинения исторического, пророческого, и сапиенциальногоii содержания). История спасения имеет эволюционный характер. Бог открывается в истории и принимает ее как основной компонент своего спасительного замысла. Вера Израиля, а затем и Церкви, развивается силой особенного исторического опыта. В своей педагогии Бог осуществляет выбор одного народа (стадия патриархов является только подготовкой планов Бога) - с его менталитетом, категориями оценки, формами выражения - и открывается ему как живой Бог и спаситель. Осуществление этого замысла связано с поворотными моментами истории (заключенный на Синае завет и вавилонский плен, связанный с попытками восстановления царства после изгнания скептицизм и период мучеников). Традиции и книги, образующие Библию, принимают участие во всем этом воспитательном процессе народа. Во время этого процесса углубляется и одновременно очищается идея Бога и человека. Евреи, наряду с Божьим призванием, сохраняли также свойственные им представления о жизни и предназначении человека. Итак, человек живет исключительно на земле, смерть вводит его в шеол (несчастливое существование). Бог, который их избрал, является тем, который их спасает на земле и одаряет их различными материальными и духовными ценностями. Одаряет их длинной жизнью и своего рода бессмертием в многочисленном потомстве и народе, который продолжает жизнь как каждого в отдельности, так и общины. Бог является справедливым, когда награждает справедливого, т. е. своего верного, но наказывает безбожника за его грехи. Со временем появляются также дифференцированные утверждения (ср. книги Иова и Екклесиаста), представляющие понятия, противоположные до сих пор существующей идеи вознаграждения.

1. ПРИЗВАНИЕ ПАТРИАРХОВ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИЗВАНИЯ БОЖЬЕГО НАРОДА

Через призвание Авраама мы входим в процесс новой истории, истории спасения. С этой личностью начинается опыт веры, данный, чтобы стать частью «традиции веры» Божьего народа, которая с этого времени будет постепенно образовывать Библию. Здесь мы имеем дело с «библейским» откровением истории спасения, потому что Авраам включен в общемировую историю, он, в некоторой степени, может считаться историческим лицом. Тексты книги Быт 1-11, хоть и говорят о ранней истории человечества, происходят из позднейшей традиции, из эпохи после изгнания. Под понятием «история» мы подразумеваем науку, которая реконструирует прошлые события, сохраненные в письменных документах или устной форме. Письмо знали в Месопотамии и в Египте уже 3000 лет до Христа. С этого момента история патриархов находится полностью в исторической эпохе.

Прочитай текст Быт 11,27-50,26

Этот текст содержит историю Авраама (11,27-25,18), Исаака и Иакова (25,19-37,1), а также историю Иосифа (37,2-50,26). В истории Авраама следует обратить внимание на его генеалогию, призвание, завет, а также жертву Исаака. В истории Исаака надо подчеркнуть: рождение Иакова и Исава, присвоение Иаковом первородства, далее его действия в Вефиле вместе с принятием имени Израиля.

Литературная критика

Первое, что обращает на себя наше внимание при чтении этих текстов, является их литературный жанр. Просто в глаза бросается так называемая генеалогия, которую на еврейском языке называют toledot (происхождение, потомство). Историю Авраама образуют древние передачи традиций (J, Е, Р., к которым О. Eissfeldt добавляет еще L (светскую традицию), отличающуюся от других источников, например Р, тем, что содержит старый и жесткий материал, с сильным религиозным акцентом, при этом она не заинтересована или почти не заинтересована культом).

Традиция J возникла на переломе X/IX в. во время Давида/ Соломона или в начале раздела царства. Продолжает она линию традиции Быт 2-4; 6-9; 10-11, т. е. проблему зла, а также Божье вторжение в мессианской перспективе Бога спасителя. В ней прославляется спасающее присутствие живого Бога, который возвеличивает имя Авраама, благословляет его и заключает с ним завет. Развивает тему потомства, продолженную затем в истории Исаака и Иакова, и завершенную в истории Иосифа. Подчеркивается здесь существование санктуариев (святилищ) в Мамре, Вифиль и Сихем, что еще предполагает существование единого царства.

Традиция Е возникла под конец IX в. в царствие Израиля. Это традиция, которая опирается на завет и вместе с которой начинаются «исторические периоды» в Библии. Основным акцентом тут является Божье благословение, которое легло на призванных. С теологической точки зрения, эта традиции самая возвышенная и более развитая. Возникла она в Северном царстве, где рядом с еврейской религией, находящейся в состоянии деградации и упадка, существовали также другие религии, которые стремились к синкретизму с религией Израиля. Этим объясняется забота об образе Бога (Бог живой, единственный), и подчеркивание моральных аспектов, вытекающих из влияния пророков. В этой традиции Вифиль и Сихем являются главными санктуариями.

Традиция Р, которая происходит из VI в. возникла в месопотамско - палестинской среде и подчеркивает она тему избрания и завета, вводя двухсторонний характер договора с Авраамом через обряд обрезания. На нее могли повлиять, прежде всего, священнические круги. Она придает спасению универсальный характер: все народы приглашены на встречу с Мессией, но сразу же появляется националистическое течение, выражающиеся в том, что обращенные должны идти на Сион. Итак, избранный народ исполняет здесь роль посредника. Только через него другие народы могут придти к познанию Мессии и достичь спасения.

Историческая критика. Историческая среда патриархов.

Перед тем, как мы перейдем к библейской истории, необходимо рассмотреть географию, в которой эта история развивается. Это Ближний и Средний Восток, а особенно земля Ханаан. Вероятно, на этой территории возникли старейшие цивилизации всего мира. Имелось два основных очага цивилизации: долина рек Тигра и Евфрата, т. е. Месопотамии, и долина Нила, или Египет. Точкой соприкосновения этих двух очагов был сиро-палестинский коридор, с востока он ограничен Сирийской пустыней, с запада - Средиземным морем. На этом перешейке пересекались торговые пути, через эту территорию проходили армии, здесь передвигались цивилизационные течения, и так по сей день. Из-за своей позиции эта территория всегда имела сильно смешанное население и очень нестабильные политические деления. Эта территория делилась на четыре большие зоны; сельскохозяйственную, смешанную, степную и пустынную. Урожайная полоса земли, которая тянулась от Месопотамии по Ханаан, называли «урожайным полумесяцем».

Мы должны также набросать историю этих двух цивилизаций:

а) Месопотамия - после исчезновения Шумеров (3000-2000) и первой волны амореев (2350-2200), наступает вторая волна, которая дала начало двум империям: Ассирии и Вавилонии. Среди великих царей самым важным был Хаммурапи (1728-1686), царствующий в Вавилонии.

б) Египет - после окончания до-династического периода (3200-3000) и соединения двух царств, т. е. Верхнего и Нижнего Египта (2900) наступает период фараоновских династий. С 2900 до 342 их насчитывается целых 30. III-IX династии - это так называемый период Старой Империи из Мемфис (2600-2150), затем мы имеем дело со Средней Империей из Фив (2100-1600), которую образуют династии XI-XX. На эту эпоху приходится время патриархов.

в) Палестина - во время раннего бронзового века (300-2100) на территории Палестины возникают многочисленные города-государства: Иерихон, Гезер, Мегиддон, Гай. В эпоху средней бронзы (2100-1600) наступает переход от раздробленной власти к более централизованной организации государства, в зависимости от влияния Египта или Месопотамии.

Утверждение Вельгаусена (Wellhausen) в конце восемнадцатого столетия, что в истории патриархов нет ничего исторического, и ничто в ней недостижимо историческими методами, поставило вопрос радикальным образом, но одновременно спровоцировало тщательные исследования в этой области. Авторы, отрицавшие историчность патриархов и событий, описанных в Библии, оставили различные гипотезы об их происхождении, принимая их за ханаанские божества, культовых героев, легендарные герои отдельных поколений или кланов. На такие утверждения следует ответить так: как патриархи, так и их жизнь полностью соответствуют истории этого периода, чем подтверждается их историческое значение. Имена, выступающие в Библии, соответствуют семитской ономастике второго тысячелетия, подобные законы и обычаи находим у полуномадических народов этого периода. Отсюда вывод, что патриархи являются западными семитами, принадлежащими к группе протоарамейцев. Эта, первоначально номадическая, группа переходит в оседлое состояние через полуномадическую стадию. Итак, патриархов следует поместить именно в этом периоде времени.

Теологическая интерпретация (прочитать так называемые «исповедания веры» Израиля находящиеся в: Втор 26,5-9; 6,20-24; Ис Нав 24)

Желая образовать настоящую теологию спасения, следует подтвердить важность и необходимость существования исторической базы «credo Израиля». Уже в еврейской древности существовали такие исторические формулы веры. Можно их найти в культе, в котором отмечались основные спасительные деяния живущего Бога на благо своего народа. Одной из таких формул является «Ягве вывел нас из Египта». Из этих старых культовых формул происходят формулы, возникающие в книге Второзакония.

История спасения является личной встречей Я и Ты, безусловным союзом с живым Богом, который требует в ответ определенной жизненной позиции. Здесь возникает вполне обоснованный вопрос, касающийся монотеизма патриархов. Хотя Авраам происходил из политеистической семьи, кажется возможным полагать, что он стоял на позиции монотеистической. Не потому, что он был теоретически убежден в невозможности существования других Богов, но, скорее всего, он переживает свое призвание живым Богом, как отсутствие интереса других богов. Его отвержение политеизма является больше результатом его жизненной позиции, чем религиозных убеждений, или личного размышления. Встреча между Я и Ты преобразовывается в союз (завет), который является центральной темой истории спасения. В этом контексте надо поместить обетование Божьего благословения. Союз требует от человека ответа веры, рассматриваемой как доверие Божьему Слову (Быт 12,4). Он является авто-откровением Бога как обещание спасения, основанного на присутствии Бога - Господина истории. Такому присутствию соответствует вера, как личный и совершенный дар, включение в спасительный замысел через жизненный опыт. Отсюда вера становится источником спасения (Быт 15,6; 3,23-25; 4,3; Гал 3,6). Вера патриархов ведет к опыту по существу аналогичному вере Н.З. и содержит ту же самую спасительную ценность. Бог пользуется историей, или развитием человеческих событий, чтобы создать историю спасения. Человеческие судьбы, понятия и обычаи становятся средствами, с помощью которых осуществляется Божий план. Передача завета и обетований, подтвержденных Божьим благословением, показывает линейный характер истории спасения и напряжение отдельных моментов по направлению к кульминации этой истории. (Как дополнение текстов В.З. указывающих Авраама как отца верующих прочитать тексты Н.З.: Ин 8; Рим 4, Гал 3-4)

2. СОЗДАНИЕ БОЖЬЕГО НАРОДА

Понятие «bara» (творить) используется для обозначения вмешательства Бога, избирающего народ и заключающего союз со своим народом. Таким образом подчеркивается важность периода исхода в В.З. Это центральный момент надежды, и одновременно осуществление и ключ для последующих периодов. По мнению теологов, творческая сила Бога в творении своего народа является сотериологическим моментом и превышает Божье действие в начале творения мира, где имеем дело с сотериологическим космическим моментом, а также является залогом и гарантией мессианского исхода. Опыт исхода, как каждый момент истории спасения, является встречей: Бог открывается, а человек отвечает верой или неверием. В этом периоде появляется элемент фундаментальный и оригинальный -Тора, дар Бога и одновременно ответ народа, выражющийся в повседневной практике жизни и достигающий своей кульминации в литургическом культе. Целостность событий этого периода можно разделить на три части:

а) Бог создает свой народ;

б) народ отвечает Ему при помощи Торы;

в)направление на будущее.

Для чтения предлагаются следующее тексты: Исх 1-24; 32-34; Числ 9-14; 20-25; 31-34; Втор 10,1-11,17. Эти тексты оговаривают следующее события: пребывание в Египте, откровение Божьего имени, знаки, пасха и пресные хлеба, освобождение из неволи (рабства), переход через пустыню, Завет на Синае, переход к обетованной земле (Ханаан). К традициям, которые оговаривают эти события, кроме тех, которые уже нам известны J, Е, Р, присоединяется еще традиция D.

Традиция D восходит к рубежу VIII/VII в., была сформирована в конце в. VI и включает элементы из периода после изгнания. Она связана с пророческой средой Северного царства. После разрушения Самарии (722) эта традиция оказалась в царстве Иуды, что способствовало ее редакции. Это рефлексия над прошедшей историей, в литературном жанре прощальной речи, и одновременно - современный и типичный пример актуализации. Она не является воспоминанием прошлого, это - напоминание Завета с Богом в литургическом контексте. В ней даны некоторые теологические принципы для правильного чтения истории, понятой как присутствие живого Бога и Спасителя через Завет (на Синае, в Моаве, в Гиль Галь, в Сихем) со своим избранным народом ради бескорыстной и верной любви. Израиль становится народом Бога, Его наследством, Его особенной собственностью, что осуществляется через процесс интериоризации Торы и является условием Божьего благословения, реализующим обетование. Четыре исторических традиции веры Израиля образуют фундамент двойного литературного произведения, которое содержит исторические книги Библии от начала до Вавлинского пленения. Первым является так называемый тетратеух, возникший из слияния традиции J, Е, Р и некоторых деотерономистических элементов. Вторым является деотерономистическое произведение, которое охватывает Втор, Ис Нав, Суд, 1-2Царств, 3-4Царств. Оба произведения получают окончательную форму более или менее в период Вавилонского пленения (рабства).

Историческая критика

Библейские документы не позволяют определить точной хронологии или найти непосредственное подтверждение фактов этой истории. Нельзя с полной уверенностью назвать фараона, о котором говорит Библия, указать очередность событий, количество евреев, или другие детали. История, рассказанная Библией - это приближение событий, которое имеет теологическую цель. Подтверждение аутентичности одного из важнейших событий библейской истории мы можем искать в проникновении Гиксосов на территорию Египта, что произошло в 1730-1720 гг. (во время XIII династии), в так называемой эре Танис. В 1700-1600 (династии XIV-XVI) Египтом управляют Гиксосы, распростаняя свое влияние до Верхнего Египта. Скорее всего, именно в этот период евреи приходят в Египет. Во время XVII династии из Фив (1600-1570) начинается война против Гиксосов и в 1565 г. происходит частичное освобождение Египта фараоном Амосисом. В 1550-1100 гг. династии XVII-XX образуют так называемую новую империю из Фив. Если взять во внимание библейские описания, фараонами, при которых произошел исход, могут быть Тутмосис Ш (1501-1447) и Аменофис II (1447-1420), оба происходящие из XVIII династии. По другому исчислению это могли бы быть Сети I (1314-1298) и Рамзес II (1298-1232), оба из XIX династии. Или угнетателем должен был быть Рамзес П, а освобождение должно было наступить во время правления Мернептаха (1234-1224), тоже из XIX династии. Однако, наиболее вероятным временем исхода должен был быть период правления Рамзеса II. Весьма вероятно, что лишь некоторые колена, прежде всего - южные, участвовали в исходе, в то время как другие (например, колена Иссахара, Завулона и Неффалима) не были в Египте, а вели оседлый образ жизни в Палестине. Это позволяет лучше понять некоторые библейские события и явления, как, например, различие религиозности в государствах Севера и Юга, единство царства при Давиде и раскол после Соломона... Только в эпоху Судьей и царей религиозный опыт Исхода расширился на все колен. Некоторые из библистов пытаются утверждать, что два важнейших момента, каковыми были исход и завкт на Синае принадлежат разным эпохам и разным человеческим группам, которые вышли из Египта. Однако традиция Синая является такой же древней, как и традиция Исхода. Характер библейской истории объясняет сложность реконструкции событий того периода так, как мы бы этого желали сегодня. С этим же связаны трудност в определении числа евреев, казней, маршрута выхода.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История Христианской Церкви (1)

    Документ
    С благодарностью к нашему Богу передаем мы второйтом „Истории христианской Церкви" в руки читателей. Дапочиет благословение Господа над всей книгой и укрепитмногие сердца в познании Его верности и милости во славуСвоего имени.
  2. История (2)

    Документ
    Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада.
  3. История философии: Запад Россия Восток (2)

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.
  4. История христианства

    Документ
    Читатель, по-видимому, удивится, прочитав, что эту книгу я в значительной мере считаю автобиографической. Но это именно так - ведь Ортега-и-Гассет сказал, что каждое новое поколение стоит на плечах своих предшественников, подобно акробатам
  5. История возносит победителей и бичует побежденных. Маккавеи сумели выстоять в борьбе с империей Антиоха и наградой им были лавры победителей

    Документ
    История возносит победителей и бичует побежденных. Маккавеи сумели выстоять в борьбе симперией Антиоха - и наградой им были лавры победителей. Защитники Гамлы, Иерусалима и Масады не смогли противостаять римлянам - и никого из них
  6. История русской церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240)

    Документ
    Русская Церковь есть только часть Церкви Восточной, православно-кафолической. С этою последнею она всегда имела со времени происхождения своего самое полное внутреннее единение, содержа одну и ту же православную веру, одни и те же

Другие похожие документы..