Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нахожу, что справочные материалы полезны не только из-за самой справки о факте и событии, но, прежде всего тем, что возбуждают интерес и стимулируют ...полностью>>
'Статья'
Статья 23. Градостроительная подготовка территорий и земельных участков в части информации о технических условиях подключения к сетям инженерно-техни...полностью>>
'Методические указания'
Русское устное народное творчество один из основных предметов, изучаемых на отделении русского языка и литературы в течение первого семестра. Цель да...полностью>>
'Документ'
23-24 января Челябинск посетит буддийский Лама Оле Нидал, который в сопровождении 350 учеников путешествует по России с лекциями об истории и философи...полностью>>

История спасения история спасения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Иеремия

Как сама личность пророка, так и его послание, а также особенный период; в истории Иуды, в котором пророк действует, отчетливо отражаются в его сочинениях, где Иеремия производит собственную рефлексию. Он, как сам признается, является человеком «соблазненным» Богом на должность пророка. Он - Божий человек и носитель Слова в противоречивых ситуациях и в преследованиях. Он, с одной стороны, является верующим, констатирующим Бога и данную ему миссию, и одновременно живет в глубоком единстве с Ним. Проповедует он в период самого драматического кризиса, какого до сих пор не испытывал избранный народ, и он сам в него замешан. Речь идет об уничтожение царства Иуды и вавилонском плене. В 626 г. Иеремия начинает свою пророческую миссию, а умирает после 587 г. Действовал он во время правителей: Иосии и его трех наследников; Иоакима, Иехонии и Седекии.

В 609 г. Иозия выступает против египетского фараона Нехао, торопящегося на помощь гибнущей Ассирии, и в битве при Мегиддоне терпит поражение, сам погибая на поле боя. Фараон низлагает его наследника Иоахаза, склоняющегося на сторону Вавилонии, и на престол сажает Иоахима, склоняющегося к Египту, а в знак его подчинения меняет его прежнее имя (Елиякима) на Иоаким. После смерти Иоакима на престол вступает его брат Иехония, в свое время сброшен из престола Навуходоносором и увезеный в плен. После него на престол вступает Седекия. Иеремия интенсивно участвует во всех этих переворотах. Поддерживает Иосию в его религиозной реформе, однако резко борется с Иоакимом против его идолопоклоннического духа и разрыва между религией и жизнью.

Самой великой проблемой сочинений Иеремии является отсутствие хронологии, невозможность хронологически связать между собой даты его исторической активности и нынешнюю композицию литературного произведения. Предложенные хронологии являются только гипотетическими. Исходной точкой мысли Иеремии является понятие ситуации вины как лишенного надежды Божьего народа. У Иеремии острое чувство греха, который он анализирует глубоким образом. Совершая грех, Израиль отдаляется от Бога и совершает идолопоклонничество, что в свою очередь ведет к новому конкретному злу: распущенности, насилию, обману, воровству, лжи, общественной несправедливости. Эти преступления пророк безжалостно собирает почти в каждой главе. Вина – это не простой бунт против Бога, более или менее продолжительный во времени, или же частичный, больше всего она является разрушением Божьего плана, в который включен Израиль через свои черты и свою сверхъестественную миссию.

Центральной темой, которой касается пророк, является завет (союз). Образ Бога, указанный Иеремией, похож на образ Бога у Осии. Бог чувствителен и полон любви как супруг, или отец. Это Бог Творец, Господин истории, справедливый и милосердный. Эти черты лежат в фундаменте призыва к обращению, понятому как возвращение к интимности с Богом, или как очищение сердца, которое, по словам пророка «не обрезано». Религия у Иеремии является религией сердца. Относится она к индивидууму, но ее первый адресат - это община Божьего народа. К Израилю направляется послание спасения, которое у Иеремии {30-33) наиболее суггестивно изо всего В.З. Пророк подчеркивает, что спасение является делом Ягве, потому что Он - абсолютный Господин истории. Спасение не связанно с Его свободным действием, или же с храмом. Вмешательство Бога, после очищения изгнанием, будет завершено радостным возвращением на восстановленный Сион. Это возвращение является новым союзом «записанным на сердце», который вызовет интимное познание Бога, и тогда будет заключен союз вечный и безусловный. Это обновление будет сделано «праведной отраслью», потомком Давида, в мессианские времена, в которые Израиль станет народом Бога в полноте смысла этого понятия, а чужие народы будут также участвовать в этом. У пророков развивается также тема «дня Ягве» и «остатка Израиля». В картине истории появляются так же темы универсализма и национализма Израиля, антропокосмической солидарности и индивидуальной ответственности. Потом эти мысли будут углублены в Н.З. Пророки развивают мысль о том, что Израиль, являясь избранным народом, должен проводить политику, которая полностью отличается от ранее принятых схем. Единственным источником политики должна быть вера в Бога и в Его таинственные планы, а не чисто человеческий расчет. Ягве является Господом истории, и следовательно: а) история представлена осуждению Бога; б) Бог управляет историей по своему плану, который выше всякой конкретизации, достижимой человеком. Последним словом у пророков об истории является надежда.

6. КРИЗИС ИЗГНАНИЯ И ВЕЛИКИЕ ВОПРОСЫ ИЗРАИЛЯ

Оговоренный нами период, с одной стороны, является временем кризиса, но с другой - великой рефлексией. История описывает положение евреев, оставшихся в Палестине, а так же изгнанных в Вавилонию. Хуже этого уже нельзя было представить. Эта ситуация заставляла евреев к постановке радикальных вопросов, касающихся веры Божьего народа: Остается ли еще Ягве живым Богом -Спасителем? В свете испытанных неудачи, ярким примером чего является рабство, остается ли Ягве Богом верным и Богом обетований? Эти вопросы пытались разрешить различными способами, в зависимости от типа традиции. Деотерономическая традиция находит ответ, что опыт Божьего народа в свете Божьего союза, является ничем иным, как только следствием двустороннего союза. Священническая традиция размышляет над миссией и назначением Израиля в универсальной истории спасения. Пророческая традиция направляет свою рефлексию на «минувшие дела» и «новые», указывая Божье действие как ряд событий, перерастающих и «старое», и «сегодняшнее», и открытых надежде на Бога. Сапиенциальная (дидактическая) традиция, черпая из неприятных опытов изгнания, осуществляет широкую рефлексию над человеческим существованием. Период кризиса является временем очищения, потому что ведет к новому осознанию веры в живущего Бога и Его действий в истории, хотя наступает это через медленные мучения и противоречия. Изгнание - это время сева, потому что сейчас возникают зачатки принятия нового рода рефлексии последующего периода после изгнания. Это также время подготовки религии сердца, которая принесет плоды в мессианскую эпоху в области духа. Анализируя состояние остающихся в Палестине, мы замечаем у них упадок и отсутствие политической активности, которым сопутствует религиозное обеднение, ставшее причиной синкретизма. Так случилось, потому что изгнана была как политическая, так и религиозная элита, а ее место заняли люди, проживающие на соседних территориях, и те, которые были переселены властями Ассирии (на территорию царства Израиля), а затем Вавилонии (Иуда). Состояние изгнанных в Вавилонию, после трудностей переселения, со временем пришло в норму. Их поместили в регионе довольно ограниченном, и им было легко создать собственную общину, чего были лишены евреи в Ассирийском плену, где они полностью рассеялись и потеряли свою идентичность. Их взяли на работы, связанные с канализацией, водоснабжением и строительством. Самыми важными центрами их сосредоточения был регион Ниппур и сама Вавилония. Это давало им возможность постепенного, однако устойчивого и постоянно идущего вперед, хотя и связанного с трудностями, прогресса и хорошей экономическо-политической организации. Имеются даже примеры основания еврейских фирм, занимающихся торговлей, а позднее - получение должностей в дворце монархов (Даниил, Неемия, Ездра).

Как тексты для чтения, представляющие вышеуказанный период, предлагаются: Втор 4; Быт 1-11; Иез 16.18.20.23; Ис 41-42.45; Иов 1-2.42; Иер 31; Иез 36.

Читая Втор 4 и анализируя свою историю, Израиль должен осознать, что спасение не может придти от «образов» божеств, но от живого Бога, который находится в союзе с ним. Таким образом, Втор представлено в целой своей актуальности и абсолютной важности, оно способно говорить об этих делах непосредственно сегодняшнему человеку. Можно сделать тройное прочтение Втор с теологической точки зрения:

а) законно-литургическое, где Втор представляется как кодекс
Завета (союза) и как текст, литургически вспоминающий спасительное событие;

б) исторически, где на книгу смотрится ретроспективно. В этом
прочтении Завет (союз) приобретает значение момента истории спасения, который
начинается на Синае и переживается в Израиле, через различные
превратности судьбы вплоть до отвержения его в грехе идолопоклонничества.
Эффектом такого поведения Израиля является плен, в котором сильно
акцентируется отлучение от Бога и идолопоклонничество... возвращение
к Богу и получение заново земли.

в) законно-культовой, где Завет (союз) является основой новой общины.
Втор становится частью Торы, на которой происходит реконструкция
Божьего народа.

Внимательное чтение Быт 1-11 позволяет нам заметить две традиции (J и Р), которые начали образовать редакционное единство в этих главах после изгнания. Этот текст является чем-то вроде вступления в Быт, а его непосредственное задание заключается в том, чтобы поместить историю Израиля и его исключительную роль в полноту всеобщей истории спасения. Эти тексты редактировались в момент самого великого кризиса избранного народа, который, казалось, потерял свое значение и стал похожим на другие народы, или же был предопределен к исчезновению. Традиция J указывает синтез развития человечества: созданное Богом, оно поселилось в месте, приготовленным Творцом (рай), изгнанное - строит город, развивается в своей силе и высокомерии, создавая себе «имя» и образуя империи. Однако оно глубоко разделено и стремится к краху, потому что грех подстерегает его у ворот (Быт 3-4.6-9.11). Только благодаря Аврааму человечество будет соединено и благословленно, и вновь достигнет идеала, указанного в саду Эдема.

Священнический автор (традиция Р) придает учреждениям Израиля универсальное значение, помещая его в общих исторических рамках, где события направляются теологией Божьего присутствия и ее требованиями. Эффективное присутствие Бога как творца-спасителя, или как Господина и всеобщего Спасителя является фоном веры в закон Ягве и надежды на возвращение в обетованную землю. Автор указывает таблицы народов, собранных в генеалогические линии, что дает картину фундаментального единства в человеческом различии соединенным кровью и предназначением. Эти описания являются приготовлением истории призвания Авраама и дальнейших деяний истории спасения. Израиль имеет в истории миссию представления всего человечества во встрече с Богом, который приходит. Даже самая трагическая ситуация, какой было изгнание, или же очень трудный период после изгнания, не уничтожает этих заданий Израиля. Этот маленький народ имеет силу возрождения, потому что он богат присутствием верного Бога.

Пророк Иезекииль действует в 593-570 годах, но мы не знаем, где именно. Может быть, он действовал как на территории Иерусалима до изгнания, так и в Вавилонии, о чем должно бы свидетельствовать его сочинение. В нем замечается очень сильные священнические влияния и литературный жанр утопии. Интерпретирует он историю пророческо-священническим образом. Не принимает участия в событиях и не допускает их развития. Смотрит на историю, стоя над ней, и как будто пытается сознательно ею управлять. Оценивая его описания, мы приходим к выводам, что пророк является историком в самом глубоком значении этого слова или «теологом» истории. История спасения является инициативой Бога, который действует с силой как Господин славы и ведет к спасению, потому что является Богом любви (супружеские образы). Причиной катастрофы является вина. Иезекииль разоблачает грех, особенно идолопоклонничества, который является нечистотой в наивысшем смысле. Корнем же этого греха является религия, извращенная в магию. Пророк подтверждает всеобщность греха, который связан с человеком и его историей, одновременно подчеркивая индивидуальную ответственность. Поэтому пророк обращается к описанию дня гнева Ягве. Его заданием является быть «датчиком» Бога и подчеркивать индивидуальную ответственность при оценке истории. Заданием «датчика» должно быть постоянное бодрствование, чтобы выполнился Божий план (Иез 3.18.33). Пророк становится ответственным инструментом спасения (предложения спасения), которое Бог адресует человеку. Его заданием является не спасение города, предназначенного к гибели, но спасение его жителей. Это утверждение наглядно показывает нам суть. Пророк касается темы индивидуальной ответственности, и это является решающим этапом образующейся доктрины в этой области. Бог в своих спасительных планах не связан ни с прошлым, ни с нынешним человека, не связан с индивидуумом. Спасение в конечном итоге зависит от Него. Итак, Бог указывается во всей полноте своего милосердия. Божье вмешательство акцентирует мессианское будущее, а также храм. Иезекииль интерпретирует всю историю как присутствие любви Бога, живущего в человеке, и все народы приглашены к участью в ней. Местом же эффективного присутствия Бога должен быть храм. Грехом Израиля до изгнания было идолопоклонничество, или отвержение служения Богу и проституция с другими богами. Однако новый Израиль, очищенный изгнанием, должен образовать культовую общину.

Вторым пророком, касающимся темы изгнания, является Деотеро Исайя. Анализируя его, надо обратить внимание на литературные жанры, образующие это литературное произведение. Кроме видения, рассуждений над историей, сатир, судебных процессов, в произведении сильно распространенны еще два литературных жанра, а именно: гимны и предсказания спасения. Эти литературные единицы были потом соединены в одно. В пророческой мысли различаются два аспекта: универсализм, а также осуществление спасения с помощью Кира, правителя Мидиян. Через призму этих двух аспектов надо смотреть на целое послание Дт-Ис. Указание Кира, языческого царя, инструментом спасения было соблазном для многих евреев, но такие мысли появились среди изгнанных. Он назван помазанным Ягве, Его пастырем, Другом, заданием которого стало освобождение возлюбленного слуги, Израиля. Итак, миссия Кира приобретает универсальное значение. Новые факты, которые должны были открыться, связаны с деятельностью объявляющей Божью силу самого Кира. Пророк показывает также все страдание изгнанных, и в этой перспективе освобождение является «союзом народа и светом народов». С помощью акта освобождения Бог осуществляет новый момент спасения, заключает как будто новый союз.

  1. Чтение Иова и Притчей вводит нас в блок сапиенциальной или дидактической литературы. Понятие «hokmah» (мудрость) не тождественно научному знанию или теоретическому познанию, но означает практическое познание законов жизни и мира, основывающееся на опыте, которое увлекает всего человека к тому, чтобы овладеть всем, что существует. Такое понятие мудрости было общим для всего Ближнего Востока, начиная с Шумеров, и заканчивая Египтом. Мудрость Израиля своею оригинальностью обязана религиозному контексту, который соединяется с историей спасения. Тезис древней мудрости утверждал, что Бог награждает справедливого и наказывает безбожного, сохраняя отношения заслуг или же вин, уже здесь, на земле. Иов не согласен с таким мнением. По его мнению, Бог является Тайной, и как таковой имеет собственные планы, которые человек должен только прославлять. Дидактические тексты вводят двойное понятие эсхатологии:

земную эсхатологию;

внеземную эсхатологию.

Связь Бога, живущего с Иовом (безукоризненным, справедливым, слугой Ягве) ясна. Изобилие благ, окружающих его, начиная от материальных ценностей и семьи, долгая жизнь и дружба с Богом является как будто логичным ответом на его набожность. Даже справедливый может быть поддан испытанию страданием, но после его блага вернутся к нему и в избытке. Это понятие земной эсхатологии. Здесь земля принадлежит живущим, но после смерти враг человека, которым является шеол, поглотит всех без различий. Так представляет дело Иова прозаическая часть книги. Поэтическая часть имеет свою концепцию Божьей справедливости, т. к., следуя земной эсхатологии, можно придти к выводу, что Бог несправедлив и неверен своим спасительным обещаниям. Если бы Бог руководился логикой друзей Иова, тогда справедливый терпел бы бессмысленно, а Бог вел бы себя как деспот, тиран, который поддает испытанию невиновных, а Его действие негуманно. Подданный испытанию Иов никогда не теряет надежды до конца. Бог представляется как таинственное Бытие, разоблачает мелочность человеческого мышления и человеческой мудрости, которые не в состоянии понять тайны Бога. Его справедливость бесконечно превышает самого человека Итак, человеку нельзя задавать Богу вопросы или оценивать Его действия. В отношении Божьей тайны и мудрости человек единственно может молчать и прославлять Его.

7. ИЗРАИЛЬ - БОЖЬЯ ОБЩИНА

Время после изгнания или персидская эпоха (538 - 332) характеризуется двумя позициями:

  1. доверие истории спасения;

  1. разочарование и скептицизм в отношении одного из способов
    интерпретации этой истории.

Возвращение из изгнания было восторженной точки зрения было многообразным, но его эффектом было часто разочарование. Плодом такого понятия была идеализация будущего, к которому надо стремиться. В этой области особенно активными являются пророки из эпохи после изгнания, имея задание побуждения к возрождению народа. Они в своем посланничестве акцентируют эсхатологическое видение и великое открытие апокалиптики. Дидактическая традиция довольно скептическая. Мессианские ожидания того периода поднимают тексты, говорящие о Слуге Ягве. Эти тексты дают новое значение понятии ожидаемого царя - Мессии.

В качестве лектуры предлагается следующие библейские тексты: Езд 1.3-4.6-7.10; Неем 1-6.8-10; Шар 28-29; 2Пар 6.8; Ис 61.63.65-66; Зах 9.12; Екк 3-4.6; Пс 136; Ис 42,1-4; 49,1-6; 50,4-9; 52,13-53,12;

Сам вавилонский плен и возвращение из него в 538 г. полностью изменили прежнюю ситуацию еврейской общины. Образовались четыре типа позиции, которые позволяют понять непосредственную историю, или же то, что случилось в дальнейшем будущем:

1) оседлые изгнанники -многочисленные евреи, которые не смотря на освобождающий указ Кира предпочитали остаться в Месопотамии, руководясь чисто эгоистическими причинами (хорошо устроены владельцы торговых обществ, советники и чиновники дворца и т. п.), однако другие из них становились постоянным косвенным толчком к проведении реставрации.

  1. возвращающиеся евреи - это были люди побужденные религиозным и националистическим энтузиазмом, которые возвратились в Палестину в различных эмиграционных волнах и создали там территориальную теокрацию. Среди них великим престижем пользовалась священническая каста, которая держала власть от имени Бога, будучи государственным (официальным) переводчиком Торы.

  2. остающиеся в Палестине - эти евреи имели меньшее значение в процессе реставрации, потому что были потомками людей оставленных там Набуходоносором. Кроме них были и чужие, которые постоянномешали процессу реконструкции.

  3. евреи диаспоры - это были евреи, которые сбежали на другие территории (колония в Элефантине - Египет, Тафни - в дельте Нила, или в позднейшее время евреи елленисты), а сыграли они великую роль в следующих периодах истории.

Книга Паралгтоменон вместе с книгами Ездры и Неемгш образуют одно сочинение медитаций над историей. Это не хроника событий, но сочинение наиболее смелое теологии истории. Происходит оно из кругов деотерономическо-пророческо-священнических и подчеркивается в ним значение храма и Торы. Времением возникновения произведения была эпоха Птоломеев (конец III в.)- Евреи переживали эпыт периода после изгнания вплоть до времен завоеваний осуществленных Александром Великим Македонским и во время мирного правления Птоломеев (312-198). Это было время, в котором они могли сделать рефлексию над прошлым после изгнания. Те, которые вернулись сизгнания, реконструировали царство и хотели восстановить Израиль как Божью общину. Таким образом эти дела понимают Езд и Неем. Однако восстановленное царство не является тем идеальном, но представляет себе, каким оно должно быть, имея образец, напр., царство Соломона, но в не исторической действительности, а идеализированное в перспективе будущего. Основным заданием возвращающихся было восстановление Израиля как Божьей общины. В ней подчеркивались две темы: союза и святости. Эти действительности переживались в культе, основанном на Торе и храме. В этой общине произошло глубокое слияние религии с моральностью, что вело к обязанностям в моральной жизни, как выражении проявлений религиозности. Особенным временем этой общины было литургическое собрание, т. к. она пыталась быть молящейся общиной. Восстановление общины опиралось на великих личностях того периода: Зоровавеле - восстановителе храма, Неемии -восстановителе святого города Иерусалима и Ездре - священнике Торы. Особенное избрание Израиля должно заключаться в полной сепарации от других народов (эндогамия). Существует постоянное напряжение между актуальной и реальной реализацией. Период восстановления был периодом постоянной реформы и обновления. Этот религиозный импульс к восстановлению привел к образовании теокрации, в которой под влиянием священников Моисеев закон обнял всю жизнь, присваивая каждой его ситуации религиозный и сакральный характер. Также понятие царства набирает теократический, идеализированный (образец Давидовой монархии), националистический и одновременно универсальный характер. Пророки этого периода являются творческим элементом реформы и совершенным: средством понятия ситуации, трудностей и направлений реставрации. В этом периоде действуют: Аггей, Захария, Исайя Ш, Малахия, Иона, Иоиль, Авдий. В профетизме замечается глубокая эволюция. Делается упор на Божью трансценденцию, а также духовное направление на основании храма и Торы. Подчеркивается эсхатологию с темами: суда, дня Ягве, возвращения Илиии, Геенны и т. д. Пророки, которые возвратились с Зоровавелом ободряли в деле восстановления и замечали культовое пробуждение храма как испытание действительности мессианского храма. Каждый из них обращал внимание на отменные элементы, напр., очищение, национализм, универсализм, духовность, централизм, Божье отцовство, остаток Израиля, и вопрос anawim (убогих). Его послашшчество касается: отмены мира и освобождения тем, которые знают свою бедность и узнает необходимость спасительного присутствияБога. Контекст периода после изгнания здесь совершенно подходит. Миссия пророка аналогична миссии Слуги Ягве. Ответ не может опираться на человеческих силах (упование на Тору и храм), ни даже на привилегии бытия избранным народом (националистические тенденции), но на позиции смирения и религиозного ожидания, что было типичной чертой anawim (вера - надежда).

Пророк обращает внимание на две важные вещи, которые были сильно акцентированные возвращающимися: храм и закон. Оба эти института сами по себе хорошие, если их удерживать в их простоте, но опасные, если считать их средствами спасения оторванными от Бога (магическими). В этой ситуации позиция anawim является чем-то аутентичным и позитивным. Они готовы принять объявление Слуги Ягве, справедливого и убогого. Он избран и послан Богом, чтобы спасти не только свой народ, но все человечество. Его бытие в распоряжении Бога является живым образцом религиозного человека. Его позиция и чрезвычайная миссия становятся единственной дорогой спасения. Таким образом происходит инставрация эсхатологического царства. Этот текст был потом поднят Иисусом в синагоге в Назарете и Он осуществляет поверенную Ему Богом миссию. Итак, Божье Царство окончательно реализуется. Прибытие Христа ведет к другому типу контактов человека с Богом и людьми. Это новый тип религиозности -религии сердца и духа. Это становится возможным, т. к. любовь Бога объявилась полностью и в наивысшей степени в Христе, для всех людей без разницы. Люди обожающие Бога полностью перемененные, а единственным законом, который отменяет старый закон является закон, которым руководит Дух. Это все содержится в Новой Заповеди, которую Иисус дал своим ученикам (Ин 13,34).

Также Захария поднимает тему будущего Мессии, приносящего мир и свою власть. Он сделает, что дом Давида будет полностью обновлен.

Дидактическое течение занимается темой предназначения человека, как тайной жизни и существования. Особенно интересно занимается этим Екклесиаст. С одной стороны имеет он какой-то опыт жизни, который сталкивается с глубокими проблемами, которые кажутся быть не решаемыми. Ими являются особенно смерть и несправедливость. При них жизнь кажется абсурдом. С другой стороны в его сердце глубоко укоренилась вера набожного Израильтянина, которая мешает ему в том, чтобы не верить в справедливость и верность своего Бог?., но которого не знает другим, как только таким, каким Его представила древняя мудрость.

Вопросы, которые ставит Екклесиаст возникают во время Птоломеев. Роскошь и греческая культура сильно тянут и одновременно позволяют забыть о великих проблемах существования. Израиль как бы остановился и уже не ожидает Бога, который приближается. Ситуация способствует возникновению синкретизмов и открытию на греческую культуру. Все является суетой - восклицал Екклесиаст. Вся Книга Екклесиаста опирается на очень жестком опыте, ее выражения мощные, а решения может быть слишком радикальные. Безжалостно разделывается с циклическим понятием времени, которое отрицает историю. Критикует также магически - сакральную концепцию Древнего Востока, которая не решала проблем жизненных мучений, так само поддает критике 1радиционнуто мудрость Израиля в этой области, потому что она только земная и поддающаяся цикличности и фатализму жизни. Сутью дела у Екклесиаста являются: ценности и смерть. Вся жизнь — это фатализм. В отношении того, что наступает автор ставит себе вопросы, на которые не в состоянии сам себе ответить, и которые тоже ничего не решают. Спрашивает: «чему служит?» и «что получается?» Эти вопросы показывают наиболее радикальный бунт, какой мы знаем, в древней мудрости. Утверждает, что человек после удовлетворения своих желаний становится более несчастливым, чем был раньше. Он верит в мир таких ценностей, как: красота, удовольствие, дружба, любовь, мудрость. Но в отношении смерти эти ценности становятся относительными. Она является сравнительной мерой всего. В отношении ее все ценности перестают считаться. Екклесиаст не отрицает нынешнего времени, но релативизирует его. Какое значение может иметь нынешний момент в конфронтации со смертью, которая ведет к небытию? Екклесиаст является человеком глубоко верующим, но своей позицией заставляет раздумывать. Чтобы присвоить соответствующее значение земному существованию человека, предлагает обращение к другому термину конфронтации, которым является противоположность смерть - жизнь.

Лектура Псалма 136 делает синтез всего посланничества спасения. Это подчеркивает также еврейская литургия, которая пользуется этим текстом с целью толкования живой веры Израиля. Использованная литанийская форма подтверждает литургический характер псалма. Важную роль играет также припев, подчеркивающий вечную верную любовь Бога. История Божьей любви на много старше, т. к. была начата творческим актом, а не только в событиях Исхода. Через соединение в псальме спасительной деятельности с творческой достигается исторический колорит произведения. История, которая ныне существует, продолжается также в будущем и не имеет границ (пределов), подобно как и любовь и милосердие Бога. Вся вера Израиля опирается на «hesed» Бога. В Песнях о Слуге Ягве, которые произнес Исайя имеем дело с переходом от земной эсхатологии к вне земной эсхатологии. Деотеро-Исаия, как мы уже знаем, прославлял Кира освободителя в эпохе ссылки. Однако его деятельность не принесла в Израиле той необыкновенной перемены, какая ожидалась, ни внутри самого народа, ни для других народов. Возвращение из изгнания было частичным и до сих пор еще не оконченным. Самого физическое возвращение Израиля, очищенного неприятными испытаниями, в Палестину, не хватало, надо также сделать духовное возвращение. Только тогда наступит новый союз Божьего народа, который станет знаком для всех народов. Чтобы это сделать и возобновить Израиль необыкновенным образом, послан был Слуга Ягве. Дело его было полное противоположностей, вплоть до жертвы окончательного посвящения, которой является смерть. После нее должно было наступить преклонение Слуги, который таким образом должен был стать инструментом спасения. Кем является Слуга Ягве?

Из описания его личности вытекает, что это личность с плавными очертаниями: от коллективного значения по сильно подчеркнутую персонификацию. Он был отчетливо идентифицирован с Израилем, но только часть Израиля имела задание спасения всего народа. Может быть речь идет о знакомом святом остатке, который очищен и идеализирован. Таким «остатком» является община со своим настоятелем, который стоит в ее главе. Этот Слуга не отделяется от исторического Израиля, но пытается превысить его. Его черты не исчерпывают никакой из предложенных исторических личностей, за исключением Иисуса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История Христианской Церкви (1)

    Документ
    С благодарностью к нашему Богу передаем мы второйтом „Истории христианской Церкви" в руки читателей. Дапочиет благословение Господа над всей книгой и укрепитмногие сердца в познании Его верности и милости во славуСвоего имени.
  2. История (2)

    Документ
    Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада.
  3. История философии: Запад Россия Восток (2)

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.
  4. История христианства

    Документ
    Читатель, по-видимому, удивится, прочитав, что эту книгу я в значительной мере считаю автобиографической. Но это именно так - ведь Ортега-и-Гассет сказал, что каждое новое поколение стоит на плечах своих предшественников, подобно акробатам
  5. История возносит победителей и бичует побежденных. Маккавеи сумели выстоять в борьбе с империей Антиоха и наградой им были лавры победителей

    Документ
    История возносит победителей и бичует побежденных. Маккавеи сумели выстоять в борьбе симперией Антиоха - и наградой им были лавры победителей. Защитники Гамлы, Иерусалима и Масады не смогли противостаять римлянам - и никого из них
  6. История русской церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240)

    Документ
    Русская Церковь есть только часть Церкви Восточной, православно-кафолической. С этою последнею она всегда имела со времени происхождения своего самое полное внутреннее единение, содержа одну и ту же православную веру, одни и те же

Другие похожие документы..