Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Освітня діяльність у Київському районі функціонує в правовому полі, що ґрунтується на Конституції України, Законах України "Про освіту", &q...полностью>>
'Документ'
Второй день визита президента Януковича в Японию. Начало – снова встреча с предпринимателями, украинско-японский инвестиционный семинар «Инвестиционн...полностью>>
'Документ'
Стремительное развитие информационных и коммуника­ционных технологий (ИКТ) является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового сообщест...полностью>>

История спасения история спасения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теологическая интерпретация

Имя Ягве выражает активное и таинственное присутствие Бога в истории спасения. Все традиции подчеркивают Его силу, могущество и спасение, которое содержит это имя, и одновременно приглашают к преклонению перед этой мистерией и прославление ее. Традиции Е и Р подчеркивают прежде всего эффективное и спасительное присутствие живого Бога, которое проявляется прежде всего в освобождении и союзе, но в традиции Е и J Бог остается таинственным и недоступным. Полнота жизни и таинственность Бога живого подчеркивается запретом творения Божьих образов и пользованием антропоморфизмами. Присутствие Ягве как Господина истории и Спасителя особым образом указана в «знаках», которые являются откровением Его сверхъестественной интервенции. Египетские казни являются типичным проявлением этого, потому что возвещают, что Ягве находится среди своего народа (Исх 8,18). Путешествие через пустыню является продолжением этого откровения, при этом в нем подчеркивается педагогия Бога в отношении народа (Втор 1,31; 4,37; 7,8). Переход через «Море тростников» означает окончательное освобождение Израиля из опасности, а также конкретное отделение Божьего народа от других народов. Это событие эхом отражается особенно в Псалмах (77; 80; 104; 105; 11 ЗА). Пребывание в пустыне – это время «интимного» сближения Бога со своим народом, но совершение этого единства наступило на Синае. Для углублении этой проблемы надо развить следующии темы: значение Shekinah (Шекинах), скинии и ковчега, а также откровение Бога как Отца.

История спасения - это диалог между Богом и человеком, вершиной и центром которого является Завет. Благодаря этому, понята важность Синайского союза для В.З. Предшествующая история подготовливает заключение Завета и помещает его в универсальной перспективе. Все грядущее относиться к этому событию, которое как-будто управляет прошлой историей и является прообразом будущего. Вместе с освобождением из египетского плена начинается Божье избрание народа Израиля, освящение которого наступает на Синае. Здесь Израиль становится полностью «особенной собственностью Ягве - segullah (сэгуллах)», Его «наследством - nahalah (нахалах)», Его «народом -ha am (ха ам)», «царством священников - mamleket kohanim (мамлекет коханим)», «святым народом - goj qadosz (гой кадош)». Избрание Израиля конкретизируется и набирает значения в акте Синайского союза.

Избранный Богом народ получает миссию подготовки человечества к пришествию Мессии, становится Народом Бога и связан с Ним интимными связями, единственными в истории. Синайский Завет, будучи двухсторонним, вытекает из бескорыстной (свободной) инициативы со стороны Бога. Фундаментом этой инициативы являются два аспекта личности Бога: любовь верная и постоянная (настоящая) «hesed we emet (хэсэд вэ эмэд)» (Исх 34,6), а также святость и ревность «qadosz e qanna (кадош э канна)» (Исх 19; 24,34). Выступающие при заключении завета (союзе) ритуалы (союз крови и мирная жертва с пиром (Исх 24)) подчеркивают исключительную принадлежность народа Богу и одновременно являются взаимной клятвой (Исх 19,5; Втор 28,9). Завет создает Божий народ. Божье благословение является последствием этой новой кондиции и одновременно является причиной поддержания союза, т. е. мира (shalom) (Исх 23; Втор 28; Лев 26). Ответ народа на выше указанный акт дается троякий:

а) в лице Моисея;

б) через Тору;

в) через культ.

Ad а) В ответе Богу на Завет огромную роль играет Моисей. Он посредник. Он представляет Бога как освободитель из Египта, как начальник и предводитель на пустыне, как тот, который заступается, как законодатель, а прежде всего, выступает как человек Завета. Кроме того, он является пророком, Божьим человеком, который воспитывает народ.

Ad б) Тора является даром Бога и ответом Израиля. Закон понимается Израилем в двух аспектах, взаимно друг друга дополняющих. Во первых, он корень всего, во вторых, он дар Бога и выражение свободы. Это потому, что у его оснований (начала) находится освобождение из Египта, или потому, что он делает Израиль автономическим и единственным в отношении всех остальных народов. Он является даром, т. к. является знаком союза, в контексте которого и возник. Является даром также потому, что он - источник жизни: ибо его заповеди «справедливые», т. к. оправдывают (Пс 18; 118). В свете этой концепции легче понять св. Павла, ведущего полемику с законом, приобретшим чисто магический характер. Закон является ответом Израиля, т. к. в контексте Завета он - путь, позволяющий в совершенстве осуществить его в каждом секторе жизни, что подтверждают тексты напоминающие событие Синая (Ис Нав 24; 4Царств 23). Душою Закона и его прототипом, внутренним подражанием моральности, вершины которого достиг в Н.З., является никто другой, как только Христос.

Ad в) Вся жизнь Израиля понимается как «служение - abodah (абодах)» Ягве. Характерным аспектом такого освящения является литургический культ, понятый как типичное служение Богу в шатре, в скинии, а позже в храме. Включение культа в союз и в историю изменяет их первоначальное значение. Литургия становится ритуализацией испытания веры, примером чего являются литургическо - исторические псалмы.

Исход находится в центре истории и, таким образом, обозначает два этапа истории спасения: историю, как нынешнее присутствие и историю, понятую как ожидание.

Спасение как-будто в зародыше (семени) присутствует уже в теме Завета - общины (комунии) с Богом, а именно в осуществленных обетованиях (потомство, земля, благословение). Это происходило во время встречи с Богом с помощью закона и литургии. Реализация этого не была полной и всегда была направлена на будущее. Реализация истории происходит как бы по «спирали», в которой поворот к событиям прошлых времен становится точкой отражения, чтобы двинуться вперед. Поэтому ожидается новый Исход. Особенным моментом такого опыта в В.З. является освобождение и возвращение изгнанных из вавилонского плена. Бог спасает свой народ и ведет его с любовью к обетованной земле. Это постоянное напряжение разрешается в Н.З., где в евангелических сочинениях и других текстах часто возвращается тема нового исхода, эсхатон только начинается смертью и воскресеньем Иисуса Христа, а его выполнение является последним этапом истории спасения предсказанным Откровением.

3. ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ

Завоевание Палестины и заселение в ней евреев образуют два события, последовательные и дополняющие друг друга. Их соединили в одну тему «обетованной земли» благодаря теологической рефлексии. Итак, мы проанализируем книги Ис Нав и Суд, объединенных деотерономической редакцией, известной нам уже по книге Втор. Книга Ис Нав начинает историческое произведение деотерономической традиции, а продолжает его Суд, 1-2 Царств и 3-4 Царств. Для чтения предлагается Ис Нав 1-24; Суд 1-21.

Книга Ис Нав состоит из двух секторов: повествовательного (глл. 1-12 + 22-24), в котором обсуждаются события, связанных с завоеванием Цисиордании, а также содержатся последние приказы Иисуса Навина. Главы 13-21 содержат географические данные, связанные с разделом территории завоеванной земли и списки колен. К важнейшим событиям можно добавить служение литургии в Гиль Галь и Сихем, чудо солнца и завоевание северных земель.

Книга Судей по-своему рассказывает историю Израиля со времен Иисуса Навина до начала монархии. Тогда на политической сцене возникают лица называемые судиями. Они являются харизматическими лидерами, специально призванными Богом в критических ситуациях для отдельных колен или союза нескольких из них. Последние главы рассказывают об основании санктуария в Дан,, а так же о трагическом событии, связанном с поколением Вениамина.

Литературная критика

Материал, из которого возникли эти книги, древнего происхождения. Перед тем, как зафиксировать написанное, материал был передан устно, а потом частично записан. Сначала существовали отдельные рассказы, собранные партиями, которые потом соединялись в блоки и записывались. Конечная редакция материала книги Иисуса Новина наступила во время изгнания.

Книга Судей образовалась из традиций отдельных поколений. Потом эти традиции собрали в два независимых сборника: первый в Северном царстве (3,12-9,57) и второй в царстве Юга (7; 3,7-11; 10,6-16; 21). Конечная редакция, включающая вступление (2,6-3,6), а также многочисленные вставки - имеет деотерономическое происхождение. Редактором был человек, который происходил из пророческих кругов.

Историческая критика

Кроме подчеркивания исторических рамок, обязательно следует обратить особенное внимание на религиозную среду Ханаана, т. к. она сильно повлияла на религиозный опыт Израиля (это осуждается в библейской литературе). Библия часто осуждает идолопоклоннические склонности и отступления Божьего народа, побуждаемого к этому ханаанской религией. Много внимания посвящено непосредственным и резким полемикам с этими культами. Однако, сравнвая религию Израиля с этими культами, важно подчеркнуть сверхъестественную оригинальность ее религиозного опыта. Перенятие религией Израиля некоторых форм ханаанских культов (обрядов, учреждений., управлений...) делает необходимым познание ханаанской религии Изучение этого помогает лучше понять дальнейшую историю Израиля, равно как и тексты В.З., которые были написаны в эти периоды и связаны непосредственно с прошедшей эпохой.

В момент входа евреев в Палестину примерно в 1190 г. до Христа. достигается равновесие сил великих держав тех времен. Египет теряет значение и медленно утрачивает свое влияние на Ханаан, особенно после походов Мернептаха (1232-1224) и Рамзеса III (1198-1116). Выше указанные вооруженные вмешательства ослабили Египет. Завоевание земель евреями наступило с востока, а не с юга, наверное, для того, чтобы не встретить по дороге египетских отрядов или войск Народов моря, которые захватили на эти территории. Империя Хеттов тоже склонялась к падению, и вскоре совсем исчезла, но Сирия осталась бдительной на своей территории. Политическое равновесие в Ханаане обязано так называемым Народам моря, которые осуществили вторжение. Это связанно с переменами, историческими революциями и огромным миграционным движением населения. В Палестину прибывает одна из групп народов моря, которых называют Филистимлянами. Эта группа очень часто вспоминается в Библии. Она поселилась на побережье Средиземного моря. Хананеи жили на территории Палестины в своих городах-государствах. В Трансиордании проживали арамейцы и аморреи, маленькие группы образовывали жители Палестины: аммонитяне, моавитяне, едомитяне, а также амалекитяне.

Ханаанская религия не была чем-то оригинальным, т. к. своим литургическим и мифологическим содержанием была аналогичной религиям, происходящим с территории Месопотамии. Подобно той она была натуралистической, магической, мистической. Происходила, так же как и предыдущие, из того же древнего семитского источника. Однако различалась тем, что она более подчеркивала свою близость с натурой, будучи включенной в деревенскую цивилизацию географическими факторами (горы, тенистые деревья, лесочки, цикл пор года, с которыми были связанны плодотворные дожди...). Основные задачи, которые стояли перед ней были таковы: обеспечить земную жизнь людям и сохранить жизнь божествам. Эта религия не была однородной, а являлась смесью двух слоев, взаимно накладывающихся друг на друга. Первый слой был астрального происхождения (El - Aszerat /эль - ашерат/ - «бог и богиня неба»), второй слой был атмосферного происхождения (Ва al - Anat /ба аль - анат/ в борьбе против Мот). Мифология осуществляет синтез, собирая действия разных божеств, напр., Эль является творцом «богов милых и красивых», Ба аль, его сын, после создания земли, борется против Мот, бога смерти, который в начале побеждает и наступает сошествие Ба ала в шеол, потом поднимается и побеждает Ба аль с помощью Анат (помощницы, сестры - жены); доходит тогда до причитания природы и пробуждения плодородности. Элементами ритуала являются возвышенности (bamah - bamot), святые места, где осуществлялся культ и где пребывали боги, однако привилегированным местом было своего рода «табу», где верные входили в контакт с божеством. В святом месте находился алтарь, место жертвоприношения, святой лесок и гроб. Чем-то типичным являлись символы святости: каменный обелиск, который является знаком присутствия божества, «домом Бога» и символ фаллический, срубленное дерево (aszerah - /ашерах/ как символ плодородности, т. е. богини Ашерат), распознавательные знаки Аштарты, а так же змея. Обряд состоял из дифференцированных актов, таких как: жертва, сакральная проституция, процессия, а также выбранные песнопения. Происходит некоторое упрощение при попытках введения (теоретического) праздника нового года. Имелось две различные фазы:

1. фаза смерти - где представляется Ба аль в его сошествии в шеол через причитание, причинение телесных ран, жертвы - в древних временах так же и человеческие;

2. фаза жизни - где Ба аль был сотворен как плод святого супружества.

Через ритуал человек достигает «архетипа», т. е., первичных актов иницированных богами и героями, в которых реализуется спасение. Здесь мы имеем дело с «вечным возвращением» это значит с цикличной концепцией времени, что является радикальным отрицанием истории. Целью ханаанской религии было обеспечение и развитие жизни. Разница с библейской концепцией наблюдается при сравнении концепции времени, т. к. библейская имеет направленность эсхатологическую, хотя в первоначальной форме ориентирована на земную действительность и только в развитии направляется на внеземную действительность. Притягательным в религии Ханаана для Израиля была конкретность: как божества, так и культовые обряды были очень близки примитивному менталитету. Природа религии была отчетливо «человеческой». Представляется она как творимая человеком, по его мере и образу, в конечном итоге приводящая к магии. Над божествами и над их действиями господствует человек. Однако Бог Израиля таинственный, это Он призывает, ведет, создает человека и его историю, когда хочет и как хочет. Это что-то совсем новое и оригинальное в еврейской религии. В книге Иисуса Навина имеются эпические отрывки такие, как: завоевание Гая, Иерихона, битва за Гаваон и другие. С религиозной точки зрения, это описание подтверждает Божий замысел, подтверждает осуществление Его завета. События интерпретируются довольно эластично: мы имеем дело с чудом солнца, схематизмами, большими числами и т. п. В то же время подчеркивается человеческая тактика, завоевание считается медленным, но систематическим и т. д. У нас нет небиблейских документов, описывающих завоевание обетованной земли. Это можно довольно легко объяснить. Соседи Израиля отмечают этот факт только тогда, когда вступают в непосредственный контакт с избранным народом. Если не было этих контактов, значит нет и документов, их отмечающих. Историческое значение книги Ис Нав подтверждается внешней средой. Однако археология «разочаровывает» нас, потому что не подтверждает падения, напр., Иерихона или Гая, но подтверждает их более поздний захват, что связанно со стратегической ситуацией городов. Очень трудно, с исторической точки зрения, оценить право анафемы (herem). Мы не уверенны, пользовался ли ним Израиль на практике, или только частично. Тексты Ис Нав и Суд в этой области противоречат друг другу. Книга Суд показывает сожительство жителей Ханаана с евреями, или даже вхождение с ними в союз. Читая выше названные тексты, можно задуматься о так называемой обратной деотерономической проекции, оценивая ее как чисто идеальную и символическую. Это было эффектом того, что Израиль должен был быть отделен от других народов и это должно было формировать и защищать религиозную чистоту общины. Только в эпохе царей, когда возникает деотерономическая редакция, евреи начали создавать связи и союзы сожительства с ближними народами, таким образом, довольно легко склоняясь к принятию их идолопоклоннических культов. Автор же предлагает идеализированное прочтение завоевания обетованной земли и выразительно подчеркивает как что-то типичное факты «herem». Идея «herem» должна была подчеркнуть отсутствие какого-либо контакта завоевателей с населением, почитающим идолов, дабы не впасть им в ту же ошибку, что и их потомки. «Herem» существовал в этот период времени как в Израиле, так и у соседних народов. Многие этот факт связывают с существованием до сих пор на этой территории так называемой «святой войны», что имело место во время завоевания, как вспоминает сама Библия.

Очень трудно определить литературный жанр Книги Судей из-за ее фрагментарного и композиционного характера. В Книге существуют различные типы рассказов (Аод, Гедеон, Авимелек, Девора...): популярные (народные), анекдотические, напр., касающиеся Самсона. Книга описывает ситуацию, в которую попал Израиль, укрепляясь в Палестине. Это время надо поместить между завоеванием земель Иисусом Навином и Саулом. Некоторые эпизоды, легендарные на первый взгляд, имеют, кажется, историческое основание и вполне вписываются в среду тех времен.

Теологическая интерпретация

Обетованная земля является первым испытанием, наступающим после событий Синая. Это как будто перевод Завета, заключенного между живым Богом и Его народом, на язык конкретной действительности. Можно выделить некоторые элементы:

  1. Бог дает землю;

  2. Народ принимает дар, отвечая на него Богу верой;

  3. Надежда на будущее.

Божья инициатива приводит к кульминации образ Бога, акцентированный в Исходе. Ягве является «мужем брани» «личностью войны». Он спасает свой народ, борется от его имени, Тема земли дополняет Божественный акт освобождения из Египта. Это подчеркивается в собрании народа в Сихем, где тема земли и освобождения соединены в том же исповедовании веры. Ягве является Богом, настоящим начальником, начальником своего народа и Его инициатива проявляется, прежде всего, в завоевании земли. Иисус Навин, как и Моисей, имеет задание представлять Бога, но настоящим предводителем является Бог. Это Он объявляет Иисусу Навину планы действия в многочисленных деталях и предлагает, как опытный стратег своим подчиненным, тактику завоевания. Он побуждает и ободряет Иисуса Навина в борьбе, когда тот стареет. Он также советует разделить территорию между отдельными коленами, хотя она (территория) еще не завоевана, потому что Он дает ее в их руки. Божье вмешательство замечается в сверхъестественных действиях, «знаках» Его как Господина истории и они являются подтверждением Его активного присутствия. К таким знакам принадлежит переход через Иордан, захват Иерихона, победа у Гаваона. Пс 134 и 135 акцентируют это деяние Бога, описанное в Книге Иисуса Навина: «[Ягве] отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему». Он является Богом освободителем. Даже искушение, самое великое и самое частое для Израиля, которым являлось идолопоклонничество, побуждает народ прибегать к спасительному могуществу Бога, который спешит помочь поддавшимся искушению.

Теологическая мысль Книги Судьей выражается понятиями: грех, наказание, покаяние, освобождение. Народ, который осел в Ханаане, не знал больше Ягве, ни дел, которые сделал Он Израилю, поэтому ассимилировался он с жителями Ханаана и почитал их богов. Поэтому вскоре последовало наказание: соседние народы (едомитяне, моавитяне, мадианитяне, аморреи и филистимляне) становятся инструментом в руке Бога, с целью наказания неверных. За карой следует обращение, и Господь посылает Судей. Их задачей является освобождение Израиля от врагов под Божьим командованием. Ягве - истинный освободителем, поэтому подчеркиваются средства с человеческой точки зрения недостаточные для проведения выше указанных операций. Подчеркивается особое вмешательство Бога с помощью Своего Духа. В рассказах о Самсоне подчеркиваются темы Духа, плодородного бесплодия, назорейства. Плодом Божьего вмешательства является земля. Вместо негостеприимной пустыни Израиль обретает плодородную землю, где плывет молоко и мед. Обетованная земля является местом, где человек встречается с Ягве, тот, кто на ней находится, является другом Бога, находящийся за пределами этой земли, хотя не является лишенным возможности объединения с Богом, находится в менее привилегированном положении (Пс 15). Итак, можно заметить два уровня:

1) Земля как материальный дар, настолько, насколько осуществляется обетование, данное Аврааму и патриархам, вместе с осуществлением верности Бога в Синайском союзе;

2) Земля как духовный дар. Перед тем, как она стала наследие (nahalah) народа, она была собственностью Бога, поэтому Бог является настоящим Господином земли. Принадлежность к ней тождественна причастности к Ягве, тот же, кто находится далеко от ее рубежей, находится далеко от лица Бога.

Ответом Божьего народа на Божий дар является: посвящение Богу и отделение народа от других народов. Посвящение совершается с помощью ритуальных жестов пред тем, как наступило завоевание Цисиордании, истинной обетованной земли. Эти жесты являются выражением посвящения - очищения с помощью обрезания, как знака принадлежности к святому народу, а также литургическое служение Пасхи (Ис Нав 5). Второй акт, т. е. отделение от других народов, подчеркнуто обновлением обрезания и обязанностью соблюдения закона, особое выражение находит в это время в herm и эндогамии (заключения супружеских союзов внутри клана). Herem обозначает полный разрыв отношений с другими народами и является последствием союза с Богом, кто нарушает право herem, расторгает союз. Когда какая-либо часть народа склоняется к идолопоклонству, или совершает другие грехи против святости Бога, народ Божий должен выступить против той группы людей. Эндогамия, применяемая по клановым причинам, становится средством изоляции Божьего народа. Идолопоклоннический соблазн культов других народов - столь близких и столь увлекающих - является постоянным искушением для Израиля в эту эпоху. Искушение начинается с событий в Ва ал Пе ор (Числ 25) и часто повторяется, оставляя глубокие следы, которые побуждают народ к бдительности и постоянному очищению.

Нынешняя земля соотносится с грядущей землей, надеждой, направленной в будущее, что является убеждением, которое медленно созревает внутри Божьего народа благодаря долгим испытанием. Израиль принимает землю как Божий дар. Вся эпоха В.З. направлена на землю, ту физическую, или как конечную точку, как задачу и преображение, или же в желании возврата к ней. Недостаточность полного ее обладания, что подтверждается и в нынешнее время, возбуждает в людях надежду на «землю будущего»: землю как новое творение, землю интегрально освященную (Иез 43-48), землю, предназначенную для праведных (Пс 24 и 36). Н.З. указывает тему земли в двойной эсхатологической форме:

а) «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5,5)

б) «новая земля» (Откр 21,1).

Вместе с пришествием Христа начинается новый мир, который Он возвещает и осуществляет. Эта преображение подобно преображению семени, которое медленно созревает, достигая своего предела и полноты в последних временах, во время парусии воскресшего Христа и всеобщей славы, которая будет этому сопутствовать.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История Христианской Церкви (1)

    Документ
    С благодарностью к нашему Богу передаем мы второйтом „Истории христианской Церкви" в руки читателей. Дапочиет благословение Господа над всей книгой и укрепитмногие сердца в познании Его верности и милости во славуСвоего имени.
  2. История (2)

    Документ
    Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада.
  3. История философии: Запад Россия Восток (2)

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.
  4. История христианства

    Документ
    Читатель, по-видимому, удивится, прочитав, что эту книгу я в значительной мере считаю автобиографической. Но это именно так - ведь Ортега-и-Гассет сказал, что каждое новое поколение стоит на плечах своих предшественников, подобно акробатам
  5. История возносит победителей и бичует побежденных. Маккавеи сумели выстоять в борьбе с империей Антиоха и наградой им были лавры победителей

    Документ
    История возносит победителей и бичует побежденных. Маккавеи сумели выстоять в борьбе симперией Антиоха - и наградой им были лавры победителей. Защитники Гамлы, Иерусалима и Масады не смогли противостаять римлянам - и никого из них
  6. История русской церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240)

    Документ
    Русская Церковь есть только часть Церкви Восточной, православно-кафолической. С этою последнею она всегда имела со времени происхождения своего самое полное внутреннее единение, содержа одну и ту же православную веру, одни и те же

Другие похожие документы..