Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа...полностью>>
'Примерная программа'
Примерная программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Она конкретизи...полностью>>
'Программа'
В Архангельской области началась реализация федеральной программы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, которая включена в при...полностью>>
'Документ'
Положення про проведення практики студентів Львівської державної фінансової академії (далі - Положення) розроблено у відповідності до Закону України ...полностью>>

На уроках литературы как средство развития творческой личности учащихся

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ»

Управление образования администрации Вейделевского района

Исследовательская деятельность

на уроках литературы как средство развития творческой личности учащихся

Бут Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Вейделевская СОШ

Вейделевка

2011г.

Содержание:

Раздел I. Информация об опыте…………………………………………….3

Раздел II. Технология опыта…………………………………………………7

Раздел III. Результативность опыта…………………………………………..11

Библиографический список………………………………………17

Приложение к опыту……………………………………………...18

Раздел I

Информация об опыте.

Условия возникновения и становления опыта.

Формирование и апробирование опыта проходило на базе МОУ «Вейделевская СОШ».

По результатам предварительного изучения уровня креативности (по методике М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А.Воловича) оказалось, что низкий уровень творческой активности характерен для большинства учащихся:

  • Чувство новизны – в среднем у 55% учащихся

  • Критичность – в среднем у 61% учащихся

  • Способность преобразовать структуру объекта – в среднем у 56% учащихся

  • Направленность на творчество – в среднем у 50% учащихся.

Большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5-6 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного движения в информационных полях.

Снижение интереса школьников к изучению литературы, понижение творческой активности учеников заставило автора опыта задуматься над этой проблемой. Более глубоко была изучена методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме мотивации учения и сделан вывод о необходимости развития творческой составляющей у учащихся.

На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении учащихся к исследовательской деятельности на уроках литературы.

Актуальность опыта

Проблема творческой самореализации личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе.

На современном этапе организации образовательного процесса в школе всё большей популярностью пользуется исследовательская деятельность. Эта технология способствует развитию самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.

В последнее время интерес учеников к изучению литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока.

Ещё одну серьёзную причину снижения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы автор опыта видит в преобладании репродуктивных заданий в большинстве учебников. Может ли подобная ситуация способствовать развитию творческих способностей?

Таким образом, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника.

Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение исследовательской технологии на уроках литературы.

Ведущая педагогическая идея опыта

В процессе исследовательской деятельности происходит формирование и развитие важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности учащихся. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию интеллектуальных способностей учащихся, усиление их мотивации в изучении литературы на основе использования проектно-исследовательского метода как средства творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом - 4 года.

1 этап (2007 г) – возникновение идеи опыта, определение цели, постановка задач; знакомство с технологией;

2 этап (2008-2010 гг) – активное внедрение исследовательского метода в образовательный процесс;

3 этап (2011 г) – диагностика.

Диапазон опыта

Представленный опыт работы является единой системой «урок-внеклассная работа», направленной на развитие креативности школьника через использование исследовательского метода.

Теоретическая база опыта

В настоящее время в качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера (В.И. Андреев, З.И. Васильева, Е.И. Казакова, И.А. Колесникова, О.Е. Лебедев, А.С. Роботова, Г.С. Сухотская, А.П. Тряпицына и др.). При этом овладение учащимися методами исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.

В исследованиях В.И. Андреева, С.П. Арсенова, Л.В. Гурьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Л.М. Федоряк, З.А. Хайретдиновой, Д.Б. Эльконина и др. подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний. Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов учащегося. Вместе с тем по–прежнему актуальна более узкая трактовка, согласно которой обучение в целом есть вид (или часть) научного познания и исследовательская деятельность школьников является результатом выявления особенности обучения по сравнению с научным исследованием.

Исследовательская деятельность обучаемых, как творческая по характеру, проходит следующие этапы:

- возникновение идеи или проблемы;

- решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование);

- реализация идеи на практике.

Творческая деятельность предполагает создание нечто качественно нового, ранее неизвестного. Английским ученым Г. Уоллсом (1924) были выделены четыре фазы творческого процесса: подготовка, созревание (идеи), озарение и проверка. Таким образом, учебно-исследовательская и творческая деятельность взаимно дополняют друг друга.

При изучении и оценке качества знаний, умений и навыков учащихся ученые выделяют три уровня: репродуктивный, конструктивный и творческий. Многолетней практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- значительно расширяется кругозор в предметных областях;

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;

- наилучшим образом развиваются творческие задатки.

К основным видам творческой деятельности школьников относятся следующие виды работ:

- информационно-реферативные;

- проблемно-реферативные;

- экспериментальные;

- натуралистические и описательные;

- исследовательские.

Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего компиляция литературных данных. В случае реферативных работ компиляция является основным содержанием работы, в случае трех последних выступает в качестве литературного обзора. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

В результате изучения методической и психолого-педагогической литературы автором опыта был сформулирован вывод: чтобы добиться повышения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы, нужно сделать обучение желанным процессом. А это возможно благодаря развитию творческих способностей школьников. Возник новый вопрос: какая технология может способствовать развитию у детей творческих способностей, поможет ученику стать творческой личностью?

Для решения этой проблемы мы определились со спектром способностей, которыми должна обладать творческая личность. В этом нам помогла найти книга «Поиск новых путей: из опыта работы» (С.Н.Громцева). К творческим способностям следует отнести:

- стремление исследовать и открывать новое;

- гибкость в мышлении;

- способность находить нестандартные пути решения проблемы.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения для развития творческой личности недостаточно, нужны современные образовательные  технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса и продуктивно развивать креативную личность, является исследовательский метод, представляющий собой систему обучения, гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных возможностей, волевых качеств в процессе исследования под контролем учителя. Результаты ученического исследования должны иметь практическую значимость.

Именно этими идеями педагогической науки и руководствуется автор данного опыта.

Новизна опыта

Новизна состоит в использовании системы работы, основанной на применении методики поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности на уроках литературы с целью формирования творческой личности, способной к самореализации.

Раздел II

Технология опыта

2.1. Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством внедрения исследовательской деятельности на уроках литературы.

Учитывая, что организовать ученическую деятельность, связанную с решением творческой задачи, нужно так, чтобы школьники сами делали свои первые учебные открытия, выделим задачи, способствующие формированию и развитию творческой личности:

  1. развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике;

  2. развивать познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве; умение видеть проблему и прогнозировать способы её решения.

Выполнение исследования в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Подобный вид деятельности в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным и литературоведческим текстом, обогащает читательский опыт, формирует лингвистическую компетентность, способствует развитию творческих способностей ученика.

2.2. Организация учебно-воспитательного процесса

Опыт исследовательской и творческой работы является сегодня самым важным приобретением ребенка. Исследовательская деятельность учащихся предоставляет большие педагогические возможности, так как любое исследование (равно как и его элементы в классно-урочной системе) играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и навыки.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:

  • широкое использование на уроках проблемного метода и дискуссий;

  • работа в творческих группах;

  • приемы самообразования и взаимообучения;

  • создание ситуации успеха;

  • постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся (творческие конкурсы и исследовательские проекты типа «Письмо моей семье», «История моей семьи в истории моего края» и др.).

Основными формами работы с учащимися являются:

  • уроки-исследования разных типов;

  • организация учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии, отдельных исследовательских методов и приемов;

  • практические занятия по освоению элементов технологии (как в урочное время для учащихся всего класса, так и во внеурочное – для всех желающих);

  • индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнения проекта или исследования;

  • работа в русле школьного научного общества «НОУ-ХАУ», ставящего целью популяризацию исследовательской деятельности среди учащихся;

  • деловые игры с исследовательской направленностью;

  • участие школьников в разнообразных конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального и Всероссийского уровней;

  • разнообразные формы презентации результатов исследовательской работы.

Выбор форм, приемов и средств работы определяется принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное (для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям), а также принципами развивающего обучения: проблемности, диалогичности, индивидуализации (важным условием является диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от преподавателя навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода).

В процессе обучения активно используются и технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка, а именно: исследовательские методы в обучении; технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых и других обучающих игр); обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; система инновационной оценки «портфолио»; технология дистанционного обучения и др.

2.2.1. Содержание образования

Этимологически слово «исследователь» восходит к корню след. Действительно, исследователь – это тот, кто наследует опыт поколений, оставляет свой собственный след в истории, нападает на след и идет к цели, совершенствуется, учится на своих и чужих ошибках.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Ценность установки на истину в исследовательской деятельности имеет две особенности: во-первых, её конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, т.е. истина должна быть обнаружена самим учеником через организацию собственной деятельности, а не доведена до него как имеющийся факт; во-вторых, лёгкость «технической» развёртки установки на истину применительно к индивидуальному педагогическому стилю учителя, т.е. учитель, стремящийся привести ученика к истине, сам выбирает удобный путь.

В результате использования исследовательских приемов и методов на уроках русского языка и литературы школьники самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения и системное мышление.

Развитие ведущих интеллектуальных умений (например, умение школьниками выделить главную мысль, владение мыслительными операциями сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения) ведет к развитию самостоятельности мышления, его критичности, гибкости, что немаловажно в условиях модернизации российского образования.

Развитие организационных умений (например, планирование познавательной деятельности, рациональная организация познавательной деятельности, самоконтроль, умение работать в определенном темпе) обеспечит адаптированность ученика в системе высшего образования, создаст условия для лучшей реализации индивидуальных познавательных и творческих способностей.

2.2.2. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы. Работа ведется по трем направлениям: 1) прежде всего, это собственно уроки-исследования, полностью или частично построенные с помощью методов и приемов исследовательской работы; 2) использование отдельных исследовательских методов и приемов на различных этапах уроков, при организации групповой и самостоятельной работы учащихся, при выполнении домашнего задания и т.п.; 3) исследовательская работа с одаренными детьми во внеурочное время.

Задания исследовательского характера используются автором опыта на всех этапах изучения литературы и включаются в структуру урока уже в пятом классе. Так, например, при изучении творчества А.С.Пушкина ребята получают задания проблемного характера и работают в группах. 1-я группа работает над проблемой: какие жизненные обстоятельства способствовали написанию цикла сказок: «…о мёртвой царевне и семи богатырях», «…о рыбаке и рыбке», «…о попе и его работнике Балде»? 2-я группа - какие русские народные сказки легли в основу сюжета литературных пушкинских сказок? 3-я группа - найти незнакомые слова, встречающиеся в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», объяснить их значение, пользуясь толковым словарём. Учащиеся работают самостоятельно с биографическими источниками, отбирают необходимый материал, опираясь на уже известные им из курса начальной школы биографические факты, приходят к выводу, что именно благотворное влияние няни поэта Арины Родионовны способствовало созданию А.С.Пушкиным его замечательных сказок. Также они отмечают присутствие автора, учатся отличать произведения устного народного творчества от авторских. Такая ежеурочная работа развивает внимательность к слову, приучает наблюдать за стилевыми особенностями. Уже в пятом классе ребята безошибочно определяют путем сопоставления и исследования текстов слог Бажова, Лескова, Пушкина, Паустовского. Ученики в процессе исследования устанавливают истины, которые пока являются для них открытием, занимаются исследованием в том направлении, которое интересно для них, что обеспечивает прочное усвоение материала.

Прежде чем приступить к исследовательской работе (групповой или индивидуальной) учащимся даются предварительные задания разной степени сложности, для того, чтобы выяснить устойчивость и глубину их знаний, умение сравнивать, анализировать, отбирать главное, то есть выявить степень подготовленности детей к исследовательской работе. Затем с учётом индивидуальных особенностей используются индивидуальные задания, чтобы в урочной деятельности у каждого из них возникло ощущение нужности, чувство сопричастности к происходящему. Кто-то из ребят увлекается музыкой, другие – историей, некоторые пробуют себя в качестве поэтов. Задача педагога – научить ребят мыслить самостоятельно, приучить их к исследовательской деятельности, вызвать интерес к творчеству изучаемого поэта или писателя. Как это сделать? Для этого и определяется круг интересов учащихся. Так, при изучении творчества А.А.Ахматовой учащимся предлагается вести исследовательскую работу в нескольких направлениях: «Биографы», «Литературоведы», «Языковеды». Биографы в течение нескольких дней занимаются изучением биографии поэтессы, цель своей работы они формулируют самостоятельно: отметить факты биографии поэтессы, необходимые для понимания жизненной позиции и тематики произведений А.А.Ахматовой. «Литературоведы» занимаются исследованием непосредственно творчества поэтессы, ставя пред собой цель: отметить основные темы лирики Ахматовой, распределив произведения по датам написания. «Языковеды» в течение нескольких уроков проводят исследовательскую работу с целью – выявить особенности стиля поэтессы. К группе «Языковедов», как правило, примыкают ребята, которые пробуют себя в качестве поэтов - они получают задание творческого характера: написать стихотворение-стилизацию Ахматовой. В результате совместной деятельности на протяжении нескольких уроков каждая группа собирает свои наработки, ребята принимают активное участие в обсуждении и рецензировании работ своих товарищей, подводят итоги своей деятельности, отмечаются типичные ошибки, выявляются трудности, с которыми столкнулись учащиеся в ходе исследования. А на заключительном уроке каждый из них готовится к публичному выступлению, которое может сопровождаться презентацией, иллюстрациями, сообщениями, статьями, произведениями собственного сочинения - стилизация авторских.

На старшей ступени ученики, подготовленные к научно – исследовательской работе и желающие попробовать силы в поисковой деятельности, предпочтение, как правило, отдают рефератам, носящим поисковый характер, и исследовательским работам, например: «Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон», Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова, «Особенности лирики А.А.Ахматовой»

Задачу учителя автор опыта видит в грамотно организованных этапах деятельности учащихся по подготовке к созданию исследовательских работ.

Этапы приобщения учащихся к исследовательской деятельности:

  1. Ознакомительный (введение понятия «исследовательская деятельность», «реферат», объяснение целей и задач внедрения исследовательского метода; знакомство со структурой исследовательской работы).

  2. Подготовительный:

- изучение темы

- формулировка проблемы

- выдвижение гипотезы

- определение целей и задач

- составление плана работы и определение временных рамок

- определение и распределение обязанностей в группе

3. Деятельностный:

- сбор и анализ информации

- обработка информации

- разработка собственного варианта решения проблемы (оформление)

- защита работы (реферат, исследовательская работа, доклад, презентация)

Основные этапы организации учебной деятельности

при использовании исследовательского метода:

Первый этап работы – ознакомительный. Учащимся даётся понятие «исследовательская деятельность», объясняются цели и задачи внедрения исследовательской технологии в процесс обучения, происходит знакомство правилами оформления исследовательских работ (рефератов, буклетов, проектов). Цель данного этапа – вызвать желание учащихся заниматься исследованием.

Второй этап – подготовительный: выбор области исследования, определение проблемы и темы будущей исследовательской деятельности. Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки совместно с учеником и библиотекарем подбирается необходимая литература. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, последовательно доказать её решение (например: «Нужно ли любить, чтобы писать стихи?»). Обращение к литературоведению, воспоминаниям А.С.Пушкина, адресатам любовной лирики, основным трактовкам произведений, обязательно, как это принято в научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт школьная работа.

Автор опыта отмечает значимость ряда моментов (особенно на начальном этапе исследовательской деятельности): консультирование школьника, помощь ему в выделении главного, составлении плана, в соответствии с которым пишется черновик. Затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции. Конечно, более наглядно, интересно будет выглядеть защита исследовательской работы, подготовленная с использованием компьютерных технологий.

Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

  • Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.

  • Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).

  • Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и выступлений, сопровождающиеся компьютерной презентацией. Например, ученица выполняла проект «Любовная лирика А.С.Пушкина» (Приложение №2). Сначала представлен план исследования:

Введение.1. Любовь - источник поэзии А.С.Пушкина: а) адресаты любовной лирики Пушкина; б) Дон-Жуанский список Пушкина; в) преображение Дон-Жуана. 2. Своеобразие любовной лирики. Заключение.

Далее определялся объект и предмет исследования (объект - любовная лирика А.С. Пушкина, адресаты любовной лирики А.С. Пушкина (Анна Керн, Е.К.Воронцова, Наталья Гончарова, предмет - монографии, посвящённые Пушкину, письма поэта, воспоминания современников); выявлялись хронологические рамки (с 1811 по 1837 гг.); указывалась теоретико-методологическая основа исследования (при работе по данной теме были использованы: «Непричесанная биография Пушкина» Л.М. Аринштейна, редакция «Отечество» Москва 1999; «Дон-Жуанский список Пушкина» П. Губер, Харьков «Дельта» 1993; «Поэзия и судьба» В. Непомнящий, АО «Московские учебники» 1999: «О Пушкине» В.П. Авенариус, Москва «Школа-Пресс» 1998; определялся метод исследования – анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации.

Выявлялся круг задач (изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; познакомить с адресатами любовной лирики; представить «Дон-Жуанский» список Пушкина; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; способствовать укреплению интереса к личности великого русского поэта).

Нужно заметить, что большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. Автор опыта считает необходимым на этом этапе оказывать помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

Включение учащихся в такие этапы исследовательской деятельности как поиск и обнаружение проблемы, знакомство с дополнительными источниками, составление плана поиска, наблюдение, систематизация собранного материала, обдумывание, рассуждения, доказательства, формулировка выводов требуют самостоятельной умственной деятельности школьников. Основная нагрузка в обучении при применении данного метода переносится на факты действительности, их анализ. Сами учащиеся используют разнообразные источники: лекции, текст учебника, дополнительная литература, периодическая печать, документы, ресурсы Интернета. Очень важно при этом, что ребёнок новые знания добывает не для сведений, а для решения проблемы или проблем, что вырабатывает умения и навыки самостоятельного научного поиска, включает его творческое мышление, отучает пользоваться шаблонами, формирует всесторонне развитую личность.

Раздел III

Результативность

Диагностика уровня развития творческой активности проводилась по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича в начале включения учащихся в исследовательскую деятельность и в конце четвёртого года работы с использованием исследовательского метода.

Замеры осуществлялись по четырем критериям, указанным в данной методике:

  • чувство новизны;

  • критичность;

  • способность преобразовать структуру объекта;

  • направленность на творчество

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию.

Согласно данной методике выделяется три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

Диагностируемые критерии

8 «Г» класс 2007-2008 уч.г.

11 «В» класс 2010-2011 уч.г.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Чувство новизны

11уч. - 55%

8 уч. – 40 %

1 уч – 5%

7 уч – 35%

11 уч – 55%

2 уч – 10%

Критичность

12 уч – 60%

7 уч – 35%

1 уч – 5%

6 уч – 30%

12 уч – 60%

2 уч – 10%

Способность преобразовать структуру объекта

10 уч – 50%

9 уч – 45%

1 уч – 5%

8 уч – 40%

9 уч – 45%

3 уч – 15%

Направленность на творчество

10 уч – 50%

7 уч – 35%

3 уч – 15%

9 уч – 45 %

6 уч – 30%

5 уч – 25%

Диагностируемые критерии

5 «Б» класс 2007-2008 уч.г.

8 «Б» класс 2010-2011 уч.г.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Чувство новизны

14уч. - 54%

8 уч. – 31%

4 уч – 15%

5 уч – 19%

14 уч – 54%

7 уч – 27%

Критичность

16 уч – 62%

6 уч – 23%

4 уч – 15%

7 уч – 27%

11 уч – 42%

8 уч – 31%

Способность преобразовать структуру объекта

15 уч – 58%

7 уч – 27%

4 уч – 15%

6 уч – 23%

10 уч – 38,5%

10 уч – 38,5%

Направленность на творчество

12 уч – 46%

9 уч – 35%

5 уч – 19%

6 уч – 23 %

8 уч – 31%

12 уч – 46%

Библиографический список:

  1. Intel «Обучение для будущего». Учебное пособие. – М.: Русская словесность, 2004

  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998

  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000

  4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001

  5. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989

  6. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст./ Под общей редакцией А.С.Обухова.-М.: НИИ школьных технологий, 2006

  7. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности. – СПб.: Нева, 2005

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2009

  9. Поиск новых путей: из опыта работы – Сост. С.Н.Громцева – М.: Просвещение, 1990

  10. Хромов А.А. Метод проектов в начальной школе //Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998

Приложение

Немаловажным свидетельством развития творческих способностей учащихся является участие школьников в творческих, научно-исследовательских конкурсах и конференциях

Победители, призеры, лауреаты творческих конкурсов

п/п

Ф.И.О.

Класс

Год

Название конкурса, смотра, соревнования и т.п.

Уровень конкурса, смотра, соревнования

(муниципальный, областной, всероссийский, международный)

Занятое место (присвоенное звание)

1.

Ларина Ольга

9 «В»

2009-2010

Участие в научной конференции школьников образовательных учреждений Белгородской области

региональный

Исследовательская работа

Сертификат участника

2.

Маркова Юлия

9 «В»

2009-2010

Участие в научной конференции школьников образовательных учреждений Белгородской области

региональный

Исследовательская работа

Сертификат участника

3.

Бут Антон

7 «Б»

2009-2010

Конкурс творческих работ «Если бы не было электричества»

региональный

Номинация «Поэзия»

Диплом за оригинальность

4.

Костенко Александр

8 «Б»

2009-2010

Конкурс сочинений «Морской венок славы: вклад моряков и судостроителей в победу над фашизмом»

межрегиональный

Сертификат активного участника

5.

Кордубайло Ирина

8 «Б

2009-2010

Конкурс сочинений «Морской венок славы: вклад моряков и судостроителей в победу над фашизмом»

межрегиональный

Сертификат активного участника

6.

Костенко Александр

8 «Б»

2010-2011

Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

всероссийский

Номинация «Литературное творчество»

Грамота участника

7.

Кордубайло Ирина

8 «Б»

2010-2011

Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

всероссийский

Номинация «Литературное творчество»

Грамота участника

8.

Кондрак Жанна

11 «Б»

2008-2009

Региональный конкурс «История моей семьи»

региональный

Сочинение

Диплом лауреата

9.

Черноволова Виктория

8

«Б»

2008-2009

Конкурс сочинений, посвящённых 200-летию Н.В.Гоголя

муниципальный

Номинация «Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слёзы…»

2 место

9.

Маркова Юлия

9

«Б»

2009-2010

Районный этап 11 Всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов

муниципальный

Номинации:

«Моё завтра»,

«Моя команда»

Грамота участника

10.

Ларина Ольга

9 «Б»

2009-2010

Районный смотр-конкурс юных талантов России «Новые имена»

муниципальный

Номинация «Поэзия»

3 место

11.

Маркова Юлия

10 «Б»

2010-2011

Районный конкурс творческих работ «Моя семья»

муниципальный

Номинация «Мой самый близкий человек»

3 место

12.

Бут Антон

8 «Б»

2010-2011

Районный конкурс творческих работ «Моя семья»

муниципальный

Номинация «Семейная реликвия» 2 место

13.

Зарудняя Дарья

11 «В»

2011-2012

Районный конкурс творческих работ «Моя семья»

муниципальный

Номинация «Мой самый близкий человек»

3 место

14.

Маркова Юлия

11 «В»

2011-2012

Районный конкурс творческих работ «Моя семья»

муниципальный

Номинация «Мой самый близкий человек»

2 место

15.

Бут Антон

7 «Б»

209-2010

Открытая заочная гуманитарная олимпиада -2010

всероссийский

Сертификат участника

Черноволова Карина

8 «Б»

Районный конкурс творческих работ «Край, в котором я живу»

муниципальный

Номинация «На звёздных и земных орбитах»

2 место

16.

Ларина Ольга

11 «В»

2011-2012

Олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

муниципальный

2 место

17.

Кордубайло Ирина

9 «Б»

2011-2012

Конкурс сочинений-эссе по теме «Актуальные проблемы формирования правовых и общественных механизмов противодействия коррупции»

муниципальный

2 место

18.

Бут Антон

9

«Б»

2011-2012

Конкурс сочинений «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

муниципальный

3 место

Победители и призёры предметных олимпиад

п/п

Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиад

Занятое место

Уровень олимпиады

(муниципальный, областной, всероссийский, международный)

1

Бут Антон

2009-2010

7 класс

Русский язык

1 место

муниципальный

2

Кордубайло Ирина

2009-2010

7 класс

Литература

1 место

муниципальный

3

Мазко Ксения

2009-2010

7 класс

Литература

2 место

муниципальный

4

Мазко Ксения

2010-2011

8 класс

Литература

1 место

муниципальный

5

Кордубайло Ирина

2010-2011

8 класс

Литература

2 место

муниципальный

6.

Сумина Екаткрина

2010-

2011

8 класс

Русский язык

2 место

муниципальный

7.

Мазко Ксения

2011

8 класс

Открытая заочная гуманитарная олимпиада -2011

Побе-дитель

всероссийский

8.

Мазко Ксения

2011-2012

9 класс

литература

1 место

муниципальный

9.

Кордубайло Ирина

2011-2012

9 класс

литература

2 место

муниципальный

Процент качества знаний учащихся по русскому языку и литературе за последние три года

Качество знаний обучающихся итоговой аттестации в форме ГИА в 2008-2009 учебном году

Результаты итоговой аттестации по русскому языку

в формате ГИА в 2008-2009 учебном году в 9Г классе

Всего учащихся

На «5»

На «4»

На «3»

19

-

12

7

Результаты государственной (итоговой) аттестации в новой форме учащихся 9 «Г» класса по русскому языку

Учеб-ный год

Кол-во уч-ся в классе, изуч. данный предмет

Кол-во уч-ся, сдававших предмет в новой форме

Результаты

На «5»

На «4»

На «3»

На «2»

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2008-2009

19

19

0

0 %

12

63%

7

37%

-

Качество знаний составило 63 %, успеваемость – 100%



План-конспект урока литературы

Класс: 5

Программа: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина, 2006 г. /.

Учебник: Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях Авторы-составители: М.А.Снежневская, О.М.Хренова. - Мнемозина 2008 г

Тема урока: «Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева»

Цели:

образовательная: формировать первоначальные навыки интерпретации лирического произведения, умение находить в тексте средства художественной выразительности , понимать настроение, чувства поэта;

развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;

воспитывающая: прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.

Методические приёмы: аналитическая беседа.

Тип урока: урок-исследование

Используемые учебники и учебные пособия: толковый словарь русского языка И.С.Ожегова, листы с текстами (стихи Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», «Чародейкою Зимою…»).

Оборудование: компьютер, учебники, презентация, репродукция картины И.И.Шишкина «Зима», музыка А.Вивальди «Времена года».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Вступление.

- Ребята, я рада встрече с вами на этом уроке, думаю, что он станет уроком настроений, раздумий, доброты и красоты. Помогать нам в этом будут поэзия, музыка и живопись.

- За окном царствует Зима, заставляет нас кутаться в шубы. Поднимите руки, кому нравится это время года? А почему вам нравится зима? Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?

Ребята, сегодняшний урок у нас необычный, потому что нас ждёт удивительная встреча с поэтическим миром, который воссоздал для нас прекрасный поэт Фёдор Иванович Тютчев.

  1. Объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока «Особенности изображения природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…»

- А как вы думаете, каковы цели нашего урока?

Мы познакомимся со стихами о природе, «услышим» их музыку, исследуем поэтические тексты, нарисуем для себя неповторимые пейзажи и образы.

Эпиграф к уроку – это слова Фёдора Ивановича Тютчева:

«Не то, что мните вы – природа…

В ней есть душа, в ней есть свобода»

  • Может быть не все слова вам понятны? Я объясню:

Мните (устар.) – думаете, полагаете

Душа – внутренний, психический мир человека

Свобода – отсутствие ограничений, стеснений в чем-нибудь

В конце урока мы возвратимся к эпиграфу и выясним, что имел в виду поэт.

II. Вступительное слово учителя сопровождается презентацией.

(Первая часть презентации посвящена жизни, творчеству поэта).

Поздней осенью 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье Тютчевых Ивана Николаевича и Екатерины Львовны родился сын Федор.

Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Огромное влияние на юного поэта оказала природа, на лоне которой он рос и воспитывался.

Окончив Московский университет, он уехал на диплома­тическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе живут в стихотворениях тех лет.

После возвращения на родину Тютчев служил в Петер­бурге и писал стихи, не для печати, а для себя.

Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но когда Пушкин был уже прославленным поэтом, Тютчев еще не был известен широ­кому кругу читателей. Пушкин один из первых оценил стихи Тютчева и напечатал их в 1836 году в своем журнале «Совре­менник». А первый сборник стихов поэта вышел в свет почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда Тютчеву исполнилось уже пятьдесят лет.

Стихи Тютчева высоко ценили В.Жуковский, А.Пушкин, Н.Некрасов, Л.Толстой.

И.С.Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений поэта, писал о Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно».

Именно Фёдор Иванович Тютчев поможет нам сегодня постичь красоту окружающего мира.

III. Работа в группах. Словарная работа. Повторение теории литературы.

- Ребята, вы уже знаете, что писатели и поэты при создании своих произведений пользуются изобразительно-выразительными средствами. Стихи Ф.И.Тютчева открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. Но, чтобы лучше почувствовать настроение стихотворения, нарисовать в своём воображении чудесные пейзажи, нам необходимо вспомнить средства художественной выразительности.

Для этого поработаем в группах.

На слайде вы видите определения средств выразительности, зашифрованные в руге, а вы должны правильно соотнести цифры (1,2,3,4) с названием средства выразительности.

1.Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.

2.Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

3.Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

4.Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Проверка выполнения работы.

- Спасибо, ребята, вы отлично справились с заданием. И теперь в течение всего урока каждой группе будет светить яркое солнышко.

А мы начинаем знакомство со стихотворением «Чародейкою Зимою»

4. Выразительное чтение стихотворения «Чародейкою Зимою…» (музыка, картинки на слайдах) Прослушайте стихотворение и постарайтесь погрузиться в атмосферу зимнего пейзажа.

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит

И стоит он околдован –

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой,

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой

В нем ничто не затрепещет

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Вам встретилось незнакомое слово.

Мещет-устаревшая форма слова метать, что значит бросать, кидать, сейчас мы говорим мечет

5. Беседа. Эмоциональный настрой. А теперь приступим к исследованию текста.

-Понравилось стихотворение?

Повторение теории. Что такое тема и идея?

Тема стихотворения – это то, о чем рассказывает писатель - события, факты, жизненные явления

Идея стихотворения (основная мысль) – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор

6. Исследование текста.

- Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов.

Сейчас мы проведём исследовательскую работу с текстом стихотворения и выясним, какие слова помогли Тютчеву нарисовать великолепие зимнего леса. Вы будете делать записи в рабочих листах.

Первое задание рабочего листа: определить тему стихотворения.

Давайте назовём тему. (Ответы) Запишем в рабочий лист.

- Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Много ли она изменила, побывав в лесу?

- Прочитаем первую строфу.

-Какие картины вы себе представили после прочтения первой строфы?

-Лес живой или мертвый?

(Лес как живой организм, загадочной, чудной жизнью он блестит даже под зимним покровом.)

-Как вы понимаете слово чародейка?

(Колдунья. Волшебница. Зима – волшебница околдовала, очаровала лес. Зима – чародейка очаровывает, гипнотизирует, погружает в сон)

-Под снежной бахромою... Что это за средство выразительности? (Метафора)

-А что такое бахрома?

(Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями)

-А здесь снежная бахрома у леса, как вы это понимаете?

(Снежной бахромой поэт переносно называет покрытые снегом ветки деревьев, которые переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)

-Какой названа жизнь зимнего леса ? (Неподвижная, немая, чудная жизнь)

-Как вы понимаете слово немая? Какое это средство выразительности? (Эпитет)

(Не имеющая способности говорить, высказать словами свои мысли и чувства)

Это слово в стихотворении употреблено в переносном значении тихий, безмолвный.

- В лесу глубокая тишина, ветви деревьев не колышутся, и ничто не нарушает покоя леса

-Чудная жизнь... От чего образовано это слово? (Чудо)

-А что оно обозначает? (Что-то очень красивое, необычное. Зимнее чудо совершается в состоянии сна)

-Подберем слова - синонимы: прекрасная, удивительная, волшебная

Выпишем в рабочий лист эпитеты и метафоры, которые нам встретились.

Читаем вторую строфу.

-Итак, лес как живое существо очарован... Чем же ?

(Сном волшебным.)

-Давайте пофантазируем, что ему снится?

(Может быть, весна?)

-С помощью каких слов Тютчев создает завораживающий образ леса? Какие колдовские слова он использует?

(Тютчев мастерски подбирает колдовские слова: чародейка, очарован, околдован, чудная, ослепительная краса)

-Давайте сравним слова очарован и чародейка. Есть ли у них что–либо общее?

(Общий корень чар - волшебство, обаяние)

-О чем говорят эти слова? Какую картину рисуют в воображении?

(О сказке, о сказочном описании зимнего леса)

- А кто из вас был очарован подобной картиной?

-Обратимся к слову цепь...Что такое цепь? (Цепь – ряд колец, крепко соединенных друг с другом)

-Опутать цепью. Какое это средство выразительности? (метафора)

- Что значит в стихотворении опутать цепью? Как вы себе это представляете?

(Снег, который лежит на ветвях деревьев, очень легкий, Оковать цепью - это значит окружить, накрепко опутать).

-Какой названа цепь в стихотворении? (Легкой, пуховой, т.е .состоящая из пуха) Выпишем найденные средства выразительности из второй строфы (рабочий лист)

- Читаем последнюю строфу.

-Что же мещет солнце? (Солнце мещет свой луч косой ) Это какое средство выразительности? (эпитет)

-Почему же луч назван косым?

(Зимой солнце низко стоит над горизонтом, и поэтому его лучи падают сбоку )

-Что же происходит с лесом, когда солнце на него мещет свой луч?

(Лес весь вспыхнет и заблещет. Снежинки под лучами солнца засияют, и от этого лес начнет искриться. Лес становится очень красивым, сверкающим разноцветными огоньками. Мы словно попали в сказку)

- Ребята, а слова вспыхнет, заблещет в прямом или в переносном значении употреблены? Какое это средство выразительности? (метафора)

-Какой автор назвал красу леса? (Ослепительной)

- Какое это средство выразительности? (эпитет)

- Какие чувства передаёт этот эпитет? (Чувство восхищения зимним лесом)

Выпишите в рабочий лист эпитеты и метафоры из последней строфы.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

- Проведём физкультминутку. Встаньте с мест и повторяйте за мной движения. Попробуем почувствовать себя в роли леса.

Осенью лес сбрасывает листья, кутается в тёплую снежную шубу, засыпает сладким сном. А весной лес просыпается, снимает снежную одежду и радуется ласковому солнышку.

Продолжим работу.

- Какое ещё средство выразительности использовал автор для создания образа зимнего леса? Что позволило нам говорить о нём как о живом существе? (Это олицетворения)

Запишите в рабочий лист. Выполните задание до конца.

Самостоятельная работа (3 минуты)

Эпитеты: неподвижная, немая, чудная (жизнь), волшебным (сном), лёгкой, пуховой (цепью), косой (луч), ослепительной (красой)

Олицетворения: чародейка Зима, лес стоит, лес очарован, околдован, окутан; солнце мещет

Метафоры: снежной бахромою, цепью пуховой, лес вспыхнет, заблещет.

- Зачитайте итог своей работы. В ходе исследования мы получили анализ стихотворения «Чародейкою Зимою…»

7. Работа с репродукцией картины И.И.Шишкин «Зима» (слайд). Работа в группах.

Ребята, в начале урока мы с вами говорили, что красота природы воодушевляла композиторов и художников, поэтов на создание бессмертных шедевров. Перед вами картина известного художника И.И.Шишкина «Зима».

- Что вы видите на картине? (Зимний пейзаж)

- Каким изобразил лес художник?

- И стихотворец, и живописец, независимо друг от друга, увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красой»

-А сейчас поработаем в группах. Каждая группа подберёт в качестве подписи к картине такие строки из стихотворения Тютчева, которые особенно близки полотну живописца. («Сном волшебным очарован», «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» и т.д.)

- Молодцы, вы все превосходно справились с заданием!

8. Просмотр видеоролика.

- Не менее впечатляют музыкальные произведения. Давайте послушаем музыкальный фрагмент «Зима» итальянского композитора А. Вивальди.

- Какие мысли, чувства вызвала у вас музыка?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- А теперь попробуйте прочитать выразительно стихотворение «Чародейкою зимою…».

- Спасибо, молодцы, ребята!

А теперь обратимся к эпиграфу.

«Не то, что мните вы – природа…

В ней есть душа, в ней есть свобода»

– Какова его мысль? О чём заставляет нас задуматься Тютчев?

– Природа – живое существо, она свободна, у нее есть душа.

-Итак, внимательно исследовав тексты стихотворений, мы убедились, что Тютчев изображая природу, пытается понять её душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо

Стихи Ф.Тютчева превращаются в звуки, в цвет, в запахи. Они широко открывают двери в мир природы, охватывают прекрасные мгновения. Поэт словно хотел сказать нам: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись, порадуйся».

Рефлексия.

Ребята, каждая группа получила картинки с изображением различных состояний погоды. Посовещайтесь и выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению и прикрепите его на доске.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

1.Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

2. Прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды», заполнить рабочий лист №2

План-конспект урока литературы

Класс 11

Программа: «Литература. 5-11 кл.» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого М.: «Мнемозина», 2006 соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004г).

Учебник: Литература 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) в двух частях/ Под ред. Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого, Л.Б.Воронина-2-е изд.-М.: Мнемозина, 2011

Тема: Обобщающий урок то творчеству С.А.Есенина (защита проектов)

Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный по теме, формирование навыка использования проектной методики в подготовке материала; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство патриотизма, чувство прекрасного

Оборудование: компьютерное оборудование, карты анализа проектов

Эпиграф: Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души С.Есенин

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока, целей и задач.

Ребята, мы с вами изучили творчество замечательного поэта С.А.Есенина. Сегодня мы проведём обобщающий урок по его творчеству в форме защиты проектов.

- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Ответы учащихся)

Объявление целей урока.

Слово учителя.

Сергей Есенин – лирик, который самой природой был создан для поэтического творчества, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире.

Слова самого поэта, которые я взяла эпиграфом к уроку, как нельзя лучше передают глубину есенинской поэзии, её предназначение.

В конце урока мы вернёмся к эпиграфу, подумаем над его смыслом.

Вы предварительно получили задание выбрать тему своего проекта, подобрать материал и представить его в виде презентации.

На сегодняшнем уроке будут представлены два проекта:

  1. Тема Родины в лирике С.Есенина

  2. Любовная лирика С.Есенина

Ваша задача быть предельно внимательными на уроке и оценить исследовательскую и творческую работу своих товарищей, заполнив карту оценки презентаций.

1.Защита проекта «Тема Родины а лирике С.А.Есенина»

Проект: « Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Проект подготовили уч-ся 11Б класса:

Задубина Т., Кондрак Ж., Филиппова Ю., Зинченко Ю., Павлюкова Т

Содержание презентации

Актуализация темы

  • Тема Родины актуальна во все времена

  • Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

Цели и задачи

  • Исследовать творчество С.Есенина

  • Отметить особенности изображения природы в стихотворениях

  • Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О, Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую

С.Есенин

С.Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины».

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин

Тема Родины

- народные истоки

- пейзажная лирика

- философские размышления о судьбе Родины

  • С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье

«Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

Народные истоки

  • Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника.

  • Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С.Есенина

Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

(Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…»

Природа в лирике С.Есенина

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели — дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, —

Я одурманен весной.

Особенности пейзажной лирики

- Олицетворение

- Цветопись

- Звукопись

Особенности изображения природы

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба

И с хрустом мысленно кусаю огурцы,

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Здесь даже мельница - бревенчатая птица

С крылом единственным - стоит, глаза смежив

(Чтение стихотворения «С добрым утром!» Анализ стихотворения

Использование цветописи в лирике С.Есенина

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки

«Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(«Чёрная, потом пропахшая выть!»)

«Задремали звёзды золотые/ Задрожало зеркало затона/

Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России…

  • Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком

Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом...»

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом.

Использование звукописи

Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина:

«Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных».

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

( Стихотворение «Топи да болота…». Анализ)

Философская лирика

Особенности философской лирики:

- душевное состояние лирического героя

- исповедальность

- глубокий смысл

Лирика последних лет жизни

Особенности философской лирики заключаются в том, что в последние годы жизни стихи отличаются печальным настроением лирического героя, исповедальностью, глубоким смыслом

  • 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

(Чтение стихотворения «Спит ковыль, равнина дорогая….», анализ)

Философские размышления о судьбе Родины

Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

Исповедальность лирики
последних лет

Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно

звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

(Чтение и анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»)

Заключение

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

И в заключение хотелось бы привести слова Н.С.Тихонова: «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо».

2.Защита проекта «Любовная лирика С.Есенина

Проект: Любовная лирика С.Есенина

Проект подготовили уч-ся 11Б класса:

Башарин Р., Башарина Н., Нелюбова Л., Колесник Д.

Содержание презентации

Актуализация темы:

- Любовная лирика присутствует в творчестве многих поэтов и писателей

- Тема любви актуальна во все времена

Цели и задачи:

- исследовать стихи Есенина, относящиеся к любовной лирике

- познакомить с адресатами любовной лирики

- показать динамику развития темы любви

Любовная лирика

- народно-песенные истоки ранней лирики

- адресаты любовной лирики

- философичность любовной лирики

Народно-песенные истоки ранней лирики

Тема любви в творчестве С.Есенина развивается не последовательно, а с пропусками и ретроспективными возвращениями в прошлое. Вначале была сказочно далёкая девушка в белом, неясная для читателя, но, безусловно, возвышенная для поэта

Где-то за садом несмело

Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых в песенном русском фольклоре.

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, берёзы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейно трепал ветерок

Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «Я» неизбежно воспринимается как традиционное «Я» народной лирической песни.

Адресаты любовной лирики

- Айседора Дункан

- Шаганэ

- Августа Миклашевская

Айседора Дункан

Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Есенина захватило необычайное искусство танцовщицы, её темперамент, обаяние её личности. Вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США.

(Чтение и анализ стихотворения «Дорогая, сядем рядом...»

Августа Миклашевская

В 1923-м году, когда поэт вернется из-за границы, именно любовь к женщине исцелит страдающую душу поэта, прольется осенью того же года циклом стихотворений «Любовь хулигана».

Рождение этого произведения связано с именем актрисы Камерного театра – Августой Миклашевской.

(Чтение и анализ стихотворения «Заметался пожар голубой…»

Шаганэ

Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина.

В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». Стихи этого цикла - попытка обрести согласие с самим собой, с миром. В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной сказочной страны. (Чтение и анализ стихотворения «Шаганэ»)

Философичность любовной лирики

Стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью и презрением ко всяческого рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести.

(Чтение и анализ стихотворения «Листья падают…»)

Стихи о любви последних лет
Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Лирический герой мечтает о чистой и возвышенной любви, в последние годы эта мечта трансформировалась в идеал первозданного, радостного, животворящего чувства.
Философские размышления о жизни, о любви, о Родине отмечаются в лирике последних лет жизни поэта

(Чтение и анализ стихотворения «Плачет метель…»)

Заключение

Стихи Есенина о любви различны по степени художественного совершенства, они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию. Стихи эти обладают большой притягательной силой.

«Жажда человеческой нежности» - явление непреходящее, а только изменяющее свои формы. И стихи о любви, написанные С.Есениным, находят свой отзвук в душе читателя. Чувство, излитое поэтом, принадлежит

уже не ему одному – оно становится достоянием многих…

3.Заполнение карты оценки презентаций, обсуждение проектов.

Слово учителя. Возвратимся к эпиграфу.

Как вы понимаете значение этих слов? Каким образом они характеризуют С.А.Есенина как поэта и как человека?

С.А.Есенин - лирик необыкновенной искренности, влюбленный в Россию, создавший богатый мир своего поэтического языка. Он вошел в историю литературы как один из лучших русских поэтов, и творения его будут вечно жить, потому что каждый новый читатель будет открывать в них какие-то только ему понятные мысли и переживания. И в образе лирического героя будет иногда узнавать себя, и будет у него при этом радостно и тревожно биться сердце. Возможно, в этом и есть секрет бессмертия лирики Есенина.

  1. Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-миниатюру «Особенности поэтики С.Есенина»

  2. Изучить материал учебника о жизни и творчестве О.Э.Мандельштама.

  3. Индивидуальные задания: подготовить сообщение-презентацию «Жизненный и творческий путь О.Э.Мандельштама»

36

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Татьяна Сергеевна Кабанова Итоговая аттестационная работа икт как средство реализации творческого потенциала учащихся на урок

    Урок
    На современном этапе возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, она обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие,
  2. Проектный метод как средство развития творческого потенциала учащихся

    Документ
    Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высоко-образованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения.
  3. Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство развития творческих способностей учащихся Сечко О. В оглавление

    Документ
    Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
  4. Повышение интереса учащихся на уроках литературы приемами театральной педагогики Бетретдинова А. В

    Урок
    Проблема интереса – одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта и явления, к овладению
  5. Творчество на уроках литературы

    Урок
    Методические подходы к изучению предметов эстетического цикла, каким и является литература, во многом определяется специфичностью их содержания. Наиболее эффективным путем овладения учебным материалом современная психология признает

Другие похожие документы..