Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” относит местные финансы к экономической основе местн...полностью>>
'Документ'
Формування і подальший розвиток тоталітарної громадсько-політичної системи, яку заснував у 1917 році більшовицький жовтневий переворот, вимагали від ...полностью>>
'Документ'
«Крепкий семейно медицинский роман, по нынешним временам до неприличия интеллигентский, опоздавший как минимум лет на двадцать пять. История размывани...полностью>>
'Документ'
15,50%*3 годовых в гривне - для клиентов – физических лиц, которые получают заработную плату на текущий или карточный счет в учреждениях ПАО «КРЕДИ АГ...полностью>>

На уроках литературы как средство развития творческой личности учащихся

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Качество знаний обучающихся итоговой аттестации в форме ГИА в 2008-2009 учебном году

Результаты итоговой аттестации по русскому языку

в формате ГИА в 2008-2009 учебном году в 9Г классе

Всего учащихся

На «5»

На «4»

На «3»

19

-

12

7

Результаты государственной (итоговой) аттестации в новой форме учащихся 9 «Г» класса по русскому языку

Учеб-ный год

Кол-во уч-ся в классе, изуч. данный предмет

Кол-во уч-ся, сдававших предмет в новой форме

Результаты

На «5»

На «4»

На «3»

На «2»

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2008-2009

19

19

0

0 %

12

63%

7

37%

-

Качество знаний составило 63 %, успеваемость – 100%



План-конспект урока литературы

Класс: 5

Программа: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина, 2006 г. /.

Учебник: Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях Авторы-составители: М.А.Снежневская, О.М.Хренова. - Мнемозина 2008 г

Тема урока: «Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева»

Цели:

образовательная: формировать первоначальные навыки интерпретации лирического произведения, умение находить в тексте средства художественной выразительности , понимать настроение, чувства поэта;

развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;

воспитывающая: прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.

Методические приёмы: аналитическая беседа.

Тип урока: урок-исследование

Используемые учебники и учебные пособия: толковый словарь русского языка И.С.Ожегова, листы с текстами (стихи Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», «Чародейкою Зимою…»).

Оборудование: компьютер, учебники, презентация, репродукция картины И.И.Шишкина «Зима», музыка А.Вивальди «Времена года».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Вступление.

- Ребята, я рада встрече с вами на этом уроке, думаю, что он станет уроком настроений, раздумий, доброты и красоты. Помогать нам в этом будут поэзия, музыка и живопись.

- За окном царствует Зима, заставляет нас кутаться в шубы. Поднимите руки, кому нравится это время года? А почему вам нравится зима? Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?

Ребята, сегодняшний урок у нас необычный, потому что нас ждёт удивительная встреча с поэтическим миром, который воссоздал для нас прекрасный поэт Фёдор Иванович Тютчев.

  1. Объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока «Особенности изображения природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…»

- А как вы думаете, каковы цели нашего урока?

Мы познакомимся со стихами о природе, «услышим» их музыку, исследуем поэтические тексты, нарисуем для себя неповторимые пейзажи и образы.

Эпиграф к уроку – это слова Фёдора Ивановича Тютчева:

«Не то, что мните вы – природа…

В ней есть душа, в ней есть свобода»

  • Может быть не все слова вам понятны? Я объясню:

Мните (устар.) – думаете, полагаете

Душа – внутренний, психический мир человека

Свобода – отсутствие ограничений, стеснений в чем-нибудь

В конце урока мы возвратимся к эпиграфу и выясним, что имел в виду поэт.

II. Вступительное слово учителя сопровождается презентацией.

(Первая часть презентации посвящена жизни, творчеству поэта).

Поздней осенью 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье Тютчевых Ивана Николаевича и Екатерины Львовны родился сын Федор.

Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Огромное влияние на юного поэта оказала природа, на лоне которой он рос и воспитывался.

Окончив Московский университет, он уехал на диплома­тическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе живут в стихотворениях тех лет.

После возвращения на родину Тютчев служил в Петер­бурге и писал стихи, не для печати, а для себя.

Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но когда Пушкин был уже прославленным поэтом, Тютчев еще не был известен широ­кому кругу читателей. Пушкин один из первых оценил стихи Тютчева и напечатал их в 1836 году в своем журнале «Совре­менник». А первый сборник стихов поэта вышел в свет почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда Тютчеву исполнилось уже пятьдесят лет.

Стихи Тютчева высоко ценили В.Жуковский, А.Пушкин, Н.Некрасов, Л.Толстой.

И.С.Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений поэта, писал о Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно».

Именно Фёдор Иванович Тютчев поможет нам сегодня постичь красоту окружающего мира.

III. Работа в группах. Словарная работа. Повторение теории литературы.

- Ребята, вы уже знаете, что писатели и поэты при создании своих произведений пользуются изобразительно-выразительными средствами. Стихи Ф.И.Тютчева открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. Но, чтобы лучше почувствовать настроение стихотворения, нарисовать в своём воображении чудесные пейзажи, нам необходимо вспомнить средства художественной выразительности.

Для этого поработаем в группах.

На слайде вы видите определения средств выразительности, зашифрованные в руге, а вы должны правильно соотнести цифры (1,2,3,4) с названием средства выразительности.

1.Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.

2.Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

3.Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

4.Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Проверка выполнения работы.

- Спасибо, ребята, вы отлично справились с заданием. И теперь в течение всего урока каждой группе будет светить яркое солнышко.

А мы начинаем знакомство со стихотворением «Чародейкою Зимою»

4. Выразительное чтение стихотворения «Чародейкою Зимою…» (музыка, картинки на слайдах) Прослушайте стихотворение и постарайтесь погрузиться в атмосферу зимнего пейзажа.

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит

И стоит он околдован –

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой,

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой

В нем ничто не затрепещет

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Вам встретилось незнакомое слово.

Мещет-устаревшая форма слова метать, что значит бросать, кидать, сейчас мы говорим мечет

5. Беседа. Эмоциональный настрой. А теперь приступим к исследованию текста.

-Понравилось стихотворение?

Повторение теории. Что такое тема и идея?

Тема стихотворения – это то, о чем рассказывает писатель - события, факты, жизненные явления

Идея стихотворения (основная мысль) – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор

6. Исследование текста.

- Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов.

Сейчас мы проведём исследовательскую работу с текстом стихотворения и выясним, какие слова помогли Тютчеву нарисовать великолепие зимнего леса. Вы будете делать записи в рабочих листах.

Первое задание рабочего листа: определить тему стихотворения.

Давайте назовём тему. (Ответы) Запишем в рабочий лист.

- Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Много ли она изменила, побывав в лесу?

- Прочитаем первую строфу.

-Какие картины вы себе представили после прочтения первой строфы?

-Лес живой или мертвый?

(Лес как живой организм, загадочной, чудной жизнью он блестит даже под зимним покровом.)

-Как вы понимаете слово чародейка?

(Колдунья. Волшебница. Зима – волшебница околдовала, очаровала лес. Зима – чародейка очаровывает, гипнотизирует, погружает в сон)

-Под снежной бахромою... Что это за средство выразительности? (Метафора)

-А что такое бахрома?

(Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями)

-А здесь снежная бахрома у леса, как вы это понимаете?

(Снежной бахромой поэт переносно называет покрытые снегом ветки деревьев, которые переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)

-Какой названа жизнь зимнего леса ? (Неподвижная, немая, чудная жизнь)

-Как вы понимаете слово немая? Какое это средство выразительности? (Эпитет)

(Не имеющая способности говорить, высказать словами свои мысли и чувства)

Это слово в стихотворении употреблено в переносном значении тихий, безмолвный.

- В лесу глубокая тишина, ветви деревьев не колышутся, и ничто не нарушает покоя леса

-Чудная жизнь... От чего образовано это слово? (Чудо)

-А что оно обозначает? (Что-то очень красивое, необычное. Зимнее чудо совершается в состоянии сна)

-Подберем слова - синонимы: прекрасная, удивительная, волшебная

Выпишем в рабочий лист эпитеты и метафоры, которые нам встретились.

Читаем вторую строфу.

-Итак, лес как живое существо очарован... Чем же ?

(Сном волшебным.)

-Давайте пофантазируем, что ему снится?

(Может быть, весна?)

-С помощью каких слов Тютчев создает завораживающий образ леса? Какие колдовские слова он использует?

(Тютчев мастерски подбирает колдовские слова: чародейка, очарован, околдован, чудная, ослепительная краса)

-Давайте сравним слова очарован и чародейка. Есть ли у них что–либо общее?

(Общий корень чар - волшебство, обаяние)

-О чем говорят эти слова? Какую картину рисуют в воображении?

(О сказке, о сказочном описании зимнего леса)

- А кто из вас был очарован подобной картиной?

-Обратимся к слову цепь...Что такое цепь? (Цепь – ряд колец, крепко соединенных друг с другом)

-Опутать цепью. Какое это средство выразительности? (метафора)

- Что значит в стихотворении опутать цепью? Как вы себе это представляете?

(Снег, который лежит на ветвях деревьев, очень легкий, Оковать цепью - это значит окружить, накрепко опутать).

-Какой названа цепь в стихотворении? (Легкой, пуховой, т.е .состоящая из пуха) Выпишем найденные средства выразительности из второй строфы (рабочий лист)

- Читаем последнюю строфу.

-Что же мещет солнце? (Солнце мещет свой луч косой ) Это какое средство выразительности? (эпитет)

-Почему же луч назван косым?

(Зимой солнце низко стоит над горизонтом, и поэтому его лучи падают сбоку )

-Что же происходит с лесом, когда солнце на него мещет свой луч?

(Лес весь вспыхнет и заблещет. Снежинки под лучами солнца засияют, и от этого лес начнет искриться. Лес становится очень красивым, сверкающим разноцветными огоньками. Мы словно попали в сказку)

- Ребята, а слова вспыхнет, заблещет в прямом или в переносном значении употреблены? Какое это средство выразительности? (метафора)

-Какой автор назвал красу леса? (Ослепительной)

- Какое это средство выразительности? (эпитет)

- Какие чувства передаёт этот эпитет? (Чувство восхищения зимним лесом)

Выпишите в рабочий лист эпитеты и метафоры из последней строфы.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

- Проведём физкультминутку. Встаньте с мест и повторяйте за мной движения. Попробуем почувствовать себя в роли леса.

Осенью лес сбрасывает листья, кутается в тёплую снежную шубу, засыпает сладким сном. А весной лес просыпается, снимает снежную одежду и радуется ласковому солнышку.

Продолжим работу.

- Какое ещё средство выразительности использовал автор для создания образа зимнего леса? Что позволило нам говорить о нём как о живом существе? (Это олицетворения)

Запишите в рабочий лист. Выполните задание до конца.

Самостоятельная работа (3 минуты)

Эпитеты: неподвижная, немая, чудная (жизнь), волшебным (сном), лёгкой, пуховой (цепью), косой (луч), ослепительной (красой)

Олицетворения: чародейка Зима, лес стоит, лес очарован, околдован, окутан; солнце мещет

Метафоры: снежной бахромою, цепью пуховой, лес вспыхнет, заблещет.

- Зачитайте итог своей работы. В ходе исследования мы получили анализ стихотворения «Чародейкою Зимою…»

7. Работа с репродукцией картины И.И.Шишкин «Зима» (слайд). Работа в группах.

Ребята, в начале урока мы с вами говорили, что красота природы воодушевляла композиторов и художников, поэтов на создание бессмертных шедевров. Перед вами картина известного художника И.И.Шишкина «Зима».

- Что вы видите на картине? (Зимний пейзаж)

- Каким изобразил лес художник?

- И стихотворец, и живописец, независимо друг от друга, увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красой»

-А сейчас поработаем в группах. Каждая группа подберёт в качестве подписи к картине такие строки из стихотворения Тютчева, которые особенно близки полотну живописца. («Сном волшебным очарован», «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» и т.д.)

- Молодцы, вы все превосходно справились с заданием!

8. Просмотр видеоролика.

- Не менее впечатляют музыкальные произведения. Давайте послушаем музыкальный фрагмент «Зима» итальянского композитора А. Вивальди.

- Какие мысли, чувства вызвала у вас музыка?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- А теперь попробуйте прочитать выразительно стихотворение «Чародейкою зимою…».

- Спасибо, молодцы, ребята!

А теперь обратимся к эпиграфу.

«Не то, что мните вы – природа…

В ней есть душа, в ней есть свобода»

– Какова его мысль? О чём заставляет нас задуматься Тютчев?

– Природа – живое существо, она свободна, у нее есть душа.

-Итак, внимательно исследовав тексты стихотворений, мы убедились, что Тютчев изображая природу, пытается понять её душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо

Стихи Ф.Тютчева превращаются в звуки, в цвет, в запахи. Они широко открывают двери в мир природы, охватывают прекрасные мгновения. Поэт словно хотел сказать нам: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись, порадуйся».

Рефлексия.

Ребята, каждая группа получила картинки с изображением различных состояний погоды. Посовещайтесь и выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению и прикрепите его на доске.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

1.Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

2. Прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды», заполнить рабочий лист №2

План-конспект урока литературы

Класс 11

Программа: «Литература. 5-11 кл.» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого М.: «Мнемозина», 2006 соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004г).

Учебник: Литература 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) в двух частях/ Под ред. Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого, Л.Б.Воронина-2-е изд.-М.: Мнемозина, 2011

Тема: Обобщающий урок то творчеству С.А.Есенина (защита проектов)

Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный по теме, формирование навыка использования проектной методики в подготовке материала; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство патриотизма, чувство прекрасного

Оборудование: компьютерное оборудование, карты анализа проектов

Эпиграф: Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души С.Есенин

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока, целей и задач.

Ребята, мы с вами изучили творчество замечательного поэта С.А.Есенина. Сегодня мы проведём обобщающий урок по его творчеству в форме защиты проектов.

- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Ответы учащихся)

Объявление целей урока.

Слово учителя.

Сергей Есенин – лирик, который самой природой был создан для поэтического творчества, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире.

Слова самого поэта, которые я взяла эпиграфом к уроку, как нельзя лучше передают глубину есенинской поэзии, её предназначение.

В конце урока мы вернёмся к эпиграфу, подумаем над его смыслом.

Вы предварительно получили задание выбрать тему своего проекта, подобрать материал и представить его в виде презентации.

На сегодняшнем уроке будут представлены два проекта:

  1. Тема Родины в лирике С.Есенина

  2. Любовная лирика С.Есенина

Ваша задача быть предельно внимательными на уроке и оценить исследовательскую и творческую работу своих товарищей, заполнив карту оценки презентаций.

1.Защита проекта «Тема Родины а лирике С.А.Есенина»

Проект: « Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Проект подготовили уч-ся 11Б класса:

Задубина Т., Кондрак Ж., Филиппова Ю., Зинченко Ю., Павлюкова Т

Содержание презентации

Актуализация темы

  • Тема Родины актуальна во все времена

  • Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

Цели и задачи

  • Исследовать творчество С.Есенина

  • Отметить особенности изображения природы в стихотворениях

  • Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О, Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую

С.Есенин

С.Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины».

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин

Тема Родины

- народные истоки

- пейзажная лирика

- философские размышления о судьбе Родины

  • С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье

«Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

Народные истоки

  • Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника.

  • Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С.Есенина

Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

(Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…»

Природа в лирике С.Есенина

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели — дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, —

Я одурманен весной.

Особенности пейзажной лирики

- Олицетворение

- Цветопись

- Звукопись

Особенности изображения природы

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба

И с хрустом мысленно кусаю огурцы,

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Здесь даже мельница - бревенчатая птица

С крылом единственным - стоит, глаза смежив

(Чтение стихотворения «С добрым утром!» Анализ стихотворения

Использование цветописи в лирике С.Есенина

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки

«Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(«Чёрная, потом пропахшая выть!»)

«Задремали звёзды золотые/ Задрожало зеркало затона/

Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России…

  • Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком

Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом...»

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом.

Использование звукописи

Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина:

«Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных».

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

( Стихотворение «Топи да болота…». Анализ)

Философская лирика

Особенности философской лирики:

- душевное состояние лирического героя

- исповедальность

- глубокий смысл

Лирика последних лет жизни

Особенности философской лирики заключаются в том, что в последние годы жизни стихи отличаются печальным настроением лирического героя, исповедальностью, глубоким смыслом

  • 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

(Чтение стихотворения «Спит ковыль, равнина дорогая….», анализ)

Философские размышления о судьбе Родины

Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

Исповедальность лирики
последних лет

Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно

звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

(Чтение и анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»)

Заключение

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

И в заключение хотелось бы привести слова Н.С.Тихонова: «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо».

2.Защита проекта «Любовная лирика С.Есенина

Проект: Любовная лирика С.Есенина

Проект подготовили уч-ся 11Б класса:

Башарин Р., Башарина Н., Нелюбова Л., Колесник Д.

Содержание презентации

Актуализация темы:

- Любовная лирика присутствует в творчестве многих поэтов и писателей

- Тема любви актуальна во все времена

Цели и задачи:

- исследовать стихи Есенина, относящиеся к любовной лирике

- познакомить с адресатами любовной лирики

- показать динамику развития темы любви

Любовная лирика

- народно-песенные истоки ранней лирики

- адресаты любовной лирики

- философичность любовной лирики

Народно-песенные истоки ранней лирики

Тема любви в творчестве С.Есенина развивается не последовательно, а с пропусками и ретроспективными возвращениями в прошлое. Вначале была сказочно далёкая девушка в белом, неясная для читателя, но, безусловно, возвышенная для поэта

Где-то за садом несмело

Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых в песенном русском фольклоре.

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, берёзы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейно трепал ветерок

Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «Я» неизбежно воспринимается как традиционное «Я» народной лирической песни.

Адресаты любовной лирики

- Айседора Дункан

- Шаганэ

- Августа Миклашевская

Айседора Дункан

Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Есенина захватило необычайное искусство танцовщицы, её темперамент, обаяние её личности. Вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США.

(Чтение и анализ стихотворения «Дорогая, сядем рядом...»

Августа Миклашевская

В 1923-м году, когда поэт вернется из-за границы, именно любовь к женщине исцелит страдающую душу поэта, прольется осенью того же года циклом стихотворений «Любовь хулигана».

Рождение этого произведения связано с именем актрисы Камерного театра – Августой Миклашевской.

(Чтение и анализ стихотворения «Заметался пожар голубой…»

Шаганэ

Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина.

В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». Стихи этого цикла - попытка обрести согласие с самим собой, с миром. В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной сказочной страны. (Чтение и анализ стихотворения «Шаганэ»)

Философичность любовной лирики

Стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью и презрением ко всяческого рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести.

(Чтение и анализ стихотворения «Листья падают…»)

Стихи о любви последних лет
Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Лирический герой мечтает о чистой и возвышенной любви, в последние годы эта мечта трансформировалась в идеал первозданного, радостного, животворящего чувства.
Философские размышления о жизни, о любви, о Родине отмечаются в лирике последних лет жизни поэта

(Чтение и анализ стихотворения «Плачет метель…»)

Заключение

Стихи Есенина о любви различны по степени художественного совершенства, они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию. Стихи эти обладают большой притягательной силой.

«Жажда человеческой нежности» - явление непреходящее, а только изменяющее свои формы. И стихи о любви, написанные С.Есениным, находят свой отзвук в душе читателя. Чувство, излитое поэтом, принадлежит

уже не ему одному – оно становится достоянием многих…

3.Заполнение карты оценки презентаций, обсуждение проектов.

Слово учителя. Возвратимся к эпиграфу.

Как вы понимаете значение этих слов? Каким образом они характеризуют С.А.Есенина как поэта и как человека?

С.А.Есенин - лирик необыкновенной искренности, влюбленный в Россию, создавший богатый мир своего поэтического языка. Он вошел в историю литературы как один из лучших русских поэтов, и творения его будут вечно жить, потому что каждый новый читатель будет открывать в них какие-то только ему понятные мысли и переживания. И в образе лирического героя будет иногда узнавать себя, и будет у него при этом радостно и тревожно биться сердце. Возможно, в этом и есть секрет бессмертия лирики Есенина.

  1. Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-миниатюру «Особенности поэтики С.Есенина»

  2. Изучить материал учебника о жизни и творчестве О.Э.Мандельштама.

  3. Индивидуальные задания: подготовить сообщение-презентацию «Жизненный и творческий путь О.Э.Мандельштама»

36



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Татьяна Сергеевна Кабанова Итоговая аттестационная работа икт как средство реализации творческого потенциала учащихся на урок

    Урок
    На современном этапе возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, она обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие,
  2. Проектный метод как средство развития творческого потенциала учащихся

    Документ
    Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высоко-образованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения.
  3. Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство развития творческих способностей учащихся Сечко О. В оглавление

    Документ
    Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
  4. Повышение интереса учащихся на уроках литературы приемами театральной педагогики Бетретдинова А. В

    Урок
    Проблема интереса – одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта и явления, к овладению
  5. Творчество на уроках литературы

    Урок
    Методические подходы к изучению предметов эстетического цикла, каким и является литература, во многом определяется специфичностью их содержания. Наиболее эффективным путем овладения учебным материалом современная психология признает

Другие похожие документы..