Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Как гарант сохранения любой социальной системы, личность должна быть ограждена от различных дезорганизующих факторов, в том числе от пагубного информ...полностью>>
'Документ'
В то же время Ваше мнение о гомеопатии, высказанное в последнем выпуске рассылки, меня удивило. Конечно, метод Фолля - это ерунда, вполне возможно, ч...полностью>>
'Реферат'
В умовах переходу до ринкової економіки перед кожним виробником гостро постає проблема формування ціни на свою продукцію. При цьому виробник ризикує, ...полностью>>
'Документ'
Межгосударственный стандарт ГОСТ 17380-2001 (ИСО 3419-81)"Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Об...полностью>>

На уроках литературы как средство развития творческой личности учащихся

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Этапы приобщения учащихся к исследовательской деятельности:

  1. Ознакомительный (введение понятия «исследовательская деятельность», «реферат», объяснение целей и задач внедрения исследовательского метода; знакомство со структурой исследовательской работы).

  2. Подготовительный:

- изучение темы

- формулировка проблемы

- выдвижение гипотезы

- определение целей и задач

- составление плана работы и определение временных рамок

- определение и распределение обязанностей в группе

3. Деятельностный:

- сбор и анализ информации

- обработка информации

- разработка собственного варианта решения проблемы (оформление)

- защита работы (реферат, исследовательская работа, доклад, презентация)

Основные этапы организации учебной деятельности

при использовании исследовательского метода:

Первый этап работы – ознакомительный. Учащимся даётся понятие «исследовательская деятельность», объясняются цели и задачи внедрения исследовательской технологии в процесс обучения, происходит знакомство правилами оформления исследовательских работ (рефератов, буклетов, проектов). Цель данного этапа – вызвать желание учащихся заниматься исследованием.

Второй этап – подготовительный: выбор области исследования, определение проблемы и темы будущей исследовательской деятельности. Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки совместно с учеником и библиотекарем подбирается необходимая литература. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, последовательно доказать её решение (например: «Нужно ли любить, чтобы писать стихи?»). Обращение к литературоведению, воспоминаниям А.С.Пушкина, адресатам любовной лирики, основным трактовкам произведений, обязательно, как это принято в научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт школьная работа.

Автор опыта отмечает значимость ряда моментов (особенно на начальном этапе исследовательской деятельности): консультирование школьника, помощь ему в выделении главного, составлении плана, в соответствии с которым пишется черновик. Затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции. Конечно, более наглядно, интересно будет выглядеть защита исследовательской работы, подготовленная с использованием компьютерных технологий.

Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

  • Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.

  • Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).

  • Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и выступлений, сопровождающиеся компьютерной презентацией. Например, ученица выполняла проект «Любовная лирика А.С.Пушкина» (Приложение №2). Сначала представлен план исследования:

Введение.1. Любовь - источник поэзии А.С.Пушкина: а) адресаты любовной лирики Пушкина; б) Дон-Жуанский список Пушкина; в) преображение Дон-Жуана. 2. Своеобразие любовной лирики. Заключение.

Далее определялся объект и предмет исследования (объект - любовная лирика А.С. Пушкина, адресаты любовной лирики А.С. Пушкина (Анна Керн, Е.К.Воронцова, Наталья Гончарова, предмет - монографии, посвящённые Пушкину, письма поэта, воспоминания современников); выявлялись хронологические рамки (с 1811 по 1837 гг.); указывалась теоретико-методологическая основа исследования (при работе по данной теме были использованы: «Непричесанная биография Пушкина» Л.М. Аринштейна, редакция «Отечество» Москва 1999; «Дон-Жуанский список Пушкина» П. Губер, Харьков «Дельта» 1993; «Поэзия и судьба» В. Непомнящий, АО «Московские учебники» 1999: «О Пушкине» В.П. Авенариус, Москва «Школа-Пресс» 1998; определялся метод исследования – анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации.

Выявлялся круг задач (изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; познакомить с адресатами любовной лирики; представить «Дон-Жуанский» список Пушкина; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; способствовать укреплению интереса к личности великого русского поэта).

Нужно заметить, что большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. Автор опыта считает необходимым на этом этапе оказывать помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

Включение учащихся в такие этапы исследовательской деятельности как поиск и обнаружение проблемы, знакомство с дополнительными источниками, составление плана поиска, наблюдение, систематизация собранного материала, обдумывание, рассуждения, доказательства, формулировка выводов требуют самостоятельной умственной деятельности школьников. Основная нагрузка в обучении при применении данного метода переносится на факты действительности, их анализ. Сами учащиеся используют разнообразные источники: лекции, текст учебника, дополнительная литература, периодическая печать, документы, ресурсы Интернета. Очень важно при этом, что ребёнок новые знания добывает не для сведений, а для решения проблемы или проблем, что вырабатывает умения и навыки самостоятельного научного поиска, включает его творческое мышление, отучает пользоваться шаблонами, формирует всесторонне развитую личность.

Раздел III

Результативность

Диагностика уровня развития творческой активности проводилась по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича в начале включения учащихся в исследовательскую деятельность и в конце четвёртого года работы с использованием исследовательского метода.

Замеры осуществлялись по четырем критериям, указанным в данной методике:

  • чувство новизны;

  • критичность;

  • способность преобразовать структуру объекта;

  • направленность на творчество

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию.

Согласно данной методике выделяется три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

Диагностируемые критерии

8 «Г» класс 2007-2008 уч.г.

11 «В» класс 2010-2011 уч.г.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Чувство новизны

11уч. - 55%

8 уч. – 40 %

1 уч – 5%

7 уч – 35%

11 уч – 55%

2 уч – 10%

Критичность

12 уч – 60%

7 уч – 35%

1 уч – 5%

6 уч – 30%

12 уч – 60%

2 уч – 10%

Способность преобразовать структуру объекта

10 уч – 50%

9 уч – 45%

1 уч – 5%

8 уч – 40%

9 уч – 45%

3 уч – 15%

Направленность на творчество

10 уч – 50%

7 уч – 35%

3 уч – 15%

9 уч – 45 %

6 уч – 30%

5 уч – 25%

Диагностируемые критерии

5 «Б» класс 2007-2008 уч.г.

8 «Б» класс 2010-2011 уч.г.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Чувство новизны

14уч. - 54%

8 уч. – 31%

4 уч – 15%

5 уч – 19%

14 уч – 54%

7 уч – 27%

Критичность

16 уч – 62%

6 уч – 23%

4 уч – 15%

7 уч – 27%

11 уч – 42%

8 уч – 31%

Способность преобразовать структуру объекта

15 уч – 58%

7 уч – 27%

4 уч – 15%

6 уч – 23%

10 уч – 38,5%

10 уч – 38,5%

Направленность на творчество

12 уч – 46%

9 уч – 35%

5 уч – 19%

6 уч – 23 %

8 уч – 31%

12 уч – 46%

Библиографический список:

  1. Intel «Обучение для будущего». Учебное пособие. – М.: Русская словесность, 2004

  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998

  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000

  4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001

  5. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989

  6. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст./ Под общей редакцией А.С.Обухова.-М.: НИИ школьных технологий, 2006

  7. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности. – СПб.: Нева, 2005

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2009

  9. Поиск новых путей: из опыта работы – Сост. С.Н.Громцева – М.: Просвещение, 1990

  10. Хромов А.А. Метод проектов в начальной школе //Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998

Приложение

Немаловажным свидетельством развития творческих способностей учащихся является участие школьников в творческих, научно-исследовательских конкурсах и конференциях

Победители, призеры, лауреаты творческих конкурсов

п/п

Ф.И.О.

Класс

Год

Название конкурса, смотра, соревнования и т.п.

Уровень конкурса, смотра, соревнования

(муниципальный, областной, всероссийский, международный)

Занятое место (присвоенное звание)

1.

Ларина Ольга

9 «В»

2009-2010

Участие в научной конференции школьников образовательных учреждений Белгородской области

региональный

Исследовательская работа

Сертификат участника

2.

Маркова Юлия

9 «В»

2009-2010

Участие в научной конференции школьников образовательных учреждений Белгородской области

региональный

Исследовательская работа

Сертификат участника

3.

Бут Антон

7 «Б»

2009-2010

Конкурс творческих работ «Если бы не было электричества»

региональный

Номинация «Поэзия»

Диплом за оригинальность

4.

Костенко Александр

8 «Б»

2009-2010

Конкурс сочинений «Морской венок славы: вклад моряков и судостроителей в победу над фашизмом»

межрегиональный

Сертификат активного участника

5.

Кордубайло Ирина

8 «Б

2009-2010

Конкурс сочинений «Морской венок славы: вклад моряков и судостроителей в победу над фашизмом»

межрегиональный

Сертификат активного участника

6.

Костенко Александр

8 «Б»

2010-2011

Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

всероссийский

Номинация «Литературное творчество»

Грамота участника

7.

Кордубайло Ирина

8 «Б»

2010-2011

Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

всероссийский

Номинация «Литературное творчество»

Грамота участника

8.

Кондрак Жанна

11 «Б»

2008-2009

Региональный конкурс «История моей семьи»

региональный

Сочинение

Диплом лауреата

9.

Черноволова Виктория

8

«Б»

2008-2009

Конкурс сочинений, посвящённых 200-летию Н.В.Гоголя

муниципальный

Номинация «Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слёзы…»

2 место

9.

Маркова Юлия

9

«Б»

2009-2010

Районный этап 11 Всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов

муниципальный

Номинации:

«Моё завтра»,

«Моя команда»

Грамота участника

10.

Ларина Ольга

9 «Б»

2009-2010

Районный смотр-конкурс юных талантов России «Новые имена»

муниципальный

Номинация «Поэзия»

3 место

11.

Маркова Юлия

10 «Б»

2010-2011

Районный конкурс творческих работ «Моя семья»

муниципальный

Номинация «Мой самый близкий человек»

3 место

12.

Бут Антон

8 «Б»

2010-2011

Районный конкурс творческих работ «Моя семья»

муниципальный

Номинация «Семейная реликвия» 2 место

13.

Зарудняя Дарья

11 «В»

2011-2012

Районный конкурс творческих работ «Моя семья»

муниципальный

Номинация «Мой самый близкий человек»

3 место

14.

Маркова Юлия

11 «В»

2011-2012

Районный конкурс творческих работ «Моя семья»

муниципальный

Номинация «Мой самый близкий человек»

2 место

15.

Бут Антон

7 «Б»

209-2010

Открытая заочная гуманитарная олимпиада -2010

всероссийский

Сертификат участника

Черноволова Карина

8 «Б»

Районный конкурс творческих работ «Край, в котором я живу»

муниципальный

Номинация «На звёздных и земных орбитах»

2 место

16.

Ларина Ольга

11 «В»

2011-2012

Олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

муниципальный

2 место

17.

Кордубайло Ирина

9 «Б»

2011-2012

Конкурс сочинений-эссе по теме «Актуальные проблемы формирования правовых и общественных механизмов противодействия коррупции»

муниципальный

2 место

18.

Бут Антон

9

«Б»

2011-2012

Конкурс сочинений «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

муниципальный

3 место

Победители и призёры предметных олимпиад

п/п

Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиад

Занятое место

Уровень олимпиады

(муниципальный, областной, всероссийский, международный)

1

Бут Антон

2009-2010

7 класс

Русский язык

1 место

муниципальный

2

Кордубайло Ирина

2009-2010

7 класс

Литература

1 место

муниципальный

3

Мазко Ксения

2009-2010

7 класс

Литература

2 место

муниципальный

4

Мазко Ксения

2010-2011

8 класс

Литература

1 место

муниципальный

5

Кордубайло Ирина

2010-2011

8 класс

Литература

2 место

муниципальный

6.

Сумина Екаткрина

2010-

2011

8 класс

Русский язык

2 место

муниципальный

7.

Мазко Ксения

2011

8 класс

Открытая заочная гуманитарная олимпиада -2011

Побе-дитель

всероссийский

8.

Мазко Ксения

2011-2012

9 класс

литература

1 место

муниципальный

9.

Кордубайло Ирина

2011-2012

9 класс

литература

2 место

муниципальный

Процент качества знаний учащихся по русскому языку и литературе за последние три года



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Татьяна Сергеевна Кабанова Итоговая аттестационная работа икт как средство реализации творческого потенциала учащихся на урок

    Урок
    На современном этапе возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, она обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие,
  2. Проектный метод как средство развития творческого потенциала учащихся

    Документ
    Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высоко-образованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения.
  3. Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство развития творческих способностей учащихся Сечко О. В оглавление

    Документ
    Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
  4. Повышение интереса учащихся на уроках литературы приемами театральной педагогики Бетретдинова А. В

    Урок
    Проблема интереса – одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта и явления, к овладению
  5. Творчество на уроках литературы

    Урок
    Методические подходы к изучению предметов эстетического цикла, каким и является литература, во многом определяется специфичностью их содержания. Наиболее эффективным путем овладения учебным материалом современная психология признает

Другие похожие документы..