Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
АНО ИИЦ «Статистика России» Федеральной службы государственной статистики для разработки предложений по обновлению программы Стратегия 2020 для Прави...полностью>>
'Конкурс'
Каждая нотка занимает своё положение на нотном стане – свою удобную квартиру. Внимательно смотри на нотный стан и постарайся запомнить, на каком этаже...полностью>>
'Реферат'
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVI...полностью>>
'Документ'
2) Сбрасываем настройки на модеме кнопкой reset если он уже был настроен в bridge (нажимаем и держим reset не менее 6 сек), потом нужно выключить и вк...полностью>>

«Безопасность жизнедеятельности (раздел Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях)»

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный

технический университет им. Р.Е.Алексеева

Кафедра «Инженерная экология и охрана труда»

Устойчивость функционирования объекта экономики при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени

Часть 1. Основы устойчивости функционирования

объекта экономики в ЧС

Методическая разработка

для студентов всех специальностей

дневной формы обучения

Н.Новгород 2009

Составители: В.А. Горишний, В.Б. Чернецов, Л.Н. Борисенко

Устойчивость функционирования объекта экономики при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Основы устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС: метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; сост.: В.А. Горишний, В.Б. Чернецов, Л.Н. Борисенко, Н.Новгород, 2009. 26с.

Методическая разработка написана в соответствии с требованиями программы обучения студентов вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности (раздел 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях)». Даны определения, сущность устойчивости работы объекта экономики (ОЭ) и основные требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне и ЧС (ГОЧС) к объектам экономики. Рассмотрена организация, последовательность и содержание исследования устойчивости работы объекта экономики.

Предназначена для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов вузов всех специальностей.

Редактор Э.Б. Абросимова

Подписано в печать 04.2009. Формат 60х 84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,75. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 300 экз. Заказ

____________________________________________________________________

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. Типография НГТУ. 603950, Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

© Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2009

Введение

Защита населения, территорий и объектов экономики в ЧС является важнейшей функцией государства в области его безопасности и нормальной жизнедеятельности. Проблема обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС – это одна из проблем национальной безопасности страны. Она определяет возможность обеспечения экономической, военной, социальной и др. видов безопасности РФ.

В настоящее время наибольшую опасность представляют ЧС техногенного и природного происхождений. Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и окружающей природной среды в ЧС и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обусловливается тем, что в РФ насчитывается около 45000 потенциально опасных объектов (ПОО) различного типа и ведомственной подчиненности. В зоне непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения ЧС проживает около 80 млн человек, т.е. более 50% населения страны[ 1-3].

Экологические, социальные и политические последствия природных и техногенных источников ЧС, как показывает опыт, могут быть очень тяжелыми, если ОЭ не способны предупреждать аварии, катастрофы и противостоять действию их поражающий факторов, т.е. не обладают устойчивостью в ЧС.

В современных условиях проблема повышения устойчивости работы ОЭ в ЧС приобретает все большее значение по следующим причинам[5,1]:

  • ослабление механизмов государственного регулирования и безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины производства на всех уровнях, а также снижение противоаварийной устойчивости производства, произошедшие в результате затянувшейся структурной перестройки экономики России;

  • высокий прогрессирующий износ основных производственных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, метал-лургической, горнодобывающей промышленности и ядерной энергетики с одновременным снижением темпов обновления этих фондов;

  • повышение технологической мощности производства, продолжающийся рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных веществ, материалов и изделий, а также накопления отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

  • недостаточность в РФ законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей в новых экономических условиях устойчивое и безопасное функционирование промышленно опасных производств, стимулирующей мероприятия по снижению риска ЧС и смягчению их последствий, а также повышающей ответственности владельцев потенциально опасных объектов;

3

  • отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ анализа приемлемого риска в управлении безопасности и предупреждения ЧС;

  • снижение требовательности и эффективности работы органов государствен-ного надзора и инспекций;

  • повышение вероятности возникновения террористических актов и военных конфликтов.

Современные ОЭ оснащены сложным инженерно-техническим комплексом (ИТК) (технологическое оборудование, системы КЭС и т.п.). Стремление избежать их поломок и выхода из строя оборудования вызвало применение теорий надёжности, безопасности, предметом интереса которых стало выявление причин отказов и их закономерностей, разработка методов и способов предотвращения отказов не только в нормальных условиях, но и в ЧС.

Следует отметить, что для обеспечения и повышения устойчивости ОЭ в условиях ЧС важным является также и заблаговременное проведение комплекса эффективных инженерно-технических мероприятий (ИТМ) ГОЧС, направленных на максимальное снижение воздействия поражающих факторов ЧС мирного и военного времени, создание условий для быстрой ликвидации их последствий.

1. Сущность устойчивости функционирования (работы) объекта экономики (ОЭ) в ЧС, основные понятия и определения

Обеспечение устойчивости объектов экономики является одной из проблем национальной безопасности страны. Экономическая, социальная, военная и др. виды национальной безопасности непосредственно связаны с устойчивой, стабильной работой ОЭ в условиях ЧС. Экономические, социальные и политические последствия ЧС могут быть очень тяжелыми, если ОЭ не способны предупреждать аварии, катастрофы и противостоять действию их поражающий факторов, то есть не обладают устойчивостью в ЧС.

Повышение устойчивости работы ОЭ в ЧС мирного и военного времени является также основной задачей МЧС РФ.

Так как наибольшую опасность в РФ представляют ЧС техногенного и природного характера, повышение устойчивости функционирования (работы) ОЭ с 90-х годов в РФ рассматривается применительно к ЧС не только военного, но и мирного времени. В современных условиях на первое место вышли проблемы предупреждения ЧС мирного времени и смягчения их последствий.

Промышленный ОЭ представляет собой инженерно-технический комплекс (ИТК), включающий совокупность отдельных элементов: зданий и сооружений; технологического оборудования; сетей коммунально-энергетического снабжения (КЭС); инженерных, технологических и транспортных коммуникаций; зданий, сооружений административного, хозяйственного и бытового назначения.

4

Примечание. Объект экономики (ОЭ) – это государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы, объединённое единой системой управления и расположенное на единой площадке[10].

Функционирование ОЭ при ЧС во многом зависит от способности элементов его ИТК противостоять разрушающему воздействию поражающих факторов ЧС мирного и военного времени, то есть от физической устойчивости отдельных элементов. Поэтому различают два понятия: устойчивость ОЭ и устойчивость функционирования (работы) ОЭ в ЧС, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под устойчивостью ОЭ в ЧС понимают способность всего ИТК противостоять воздействию поражающих факторов в условиях ЧС. Следовательно, устойчивость определяет способность ОЭ продолжать работу в ЧС мирного и военного времени[2-3].

Под устойчивостью функционирования (работы) ОЭ понимается его способность предупреждать возникновение аварий и катастроф, противостоять воздействию их поражающих факторов в целях предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала, населения, снижения материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в короткие сроки[5-4].

При этом ОЭ при воздействии поражающих факторов ЧС должен обладать способностью выпускать установленные виды продукции в необходимом объеме и номенклатуре, а объекты же непроизводственной сферы (транспорт, связь, научно-исследовательские институты, вузы и др.) –­ выполнять в условиях ЧС свои функции в соответствии с предназначением.

Под термином «короткие сроки» подразумевается, что ОЭ при ЧС выпуск продукции не прекращает и повреждения или разрушения могут быть восстановлены своими силами.

Каждый объект экономики (организация) в зависимости от его структуры, технологического процесса, производства и других характеристик имеет свои особенности. Однако большинство объектов экономики имеют и много общего:

  • район расположения объекта;

  • внутренняя планировка и застройка его территории;

  • системы и сети КЭС (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение);

  • технологический процесс;

  • производственные связи объекта;

  • система управления производством;

  • подготовленность к восстановлению.

На устойчивость ОЭ в ЧС влияют (т.е. она и зависит) следующие основные факторы:

  • надёжность защиты рабочих и служащих;

5

  • способность инженерно-технического комплекса объекта противостоять воздействию поражающих факторов ЧС;

  • район размещения ОЭ и его исторические особенности;

  • социально-экономическая ситуация (состояние экономики, благосостояние людей и т.п.);

  • надёжность системы материально-технического снабжения (МТС) всем необходимым для производства продукции;

  • надёжность систем коммунально-энергетического снабжения (КЭС);

  • надёжность и оперативность управления производством;

  • подготовленность объекта к восстановлению в случае повреждений, разрушений;

  • подготовленность объекта к ведению АС и ДНР по восстановлению нарушенного производства.

Данные факторы определяют основные требования к устойчивости работы ОЭ в условиях ЧС, пути её повышения, а также и общие принципы проектирования ОЭ, разработки инженерно-технических мероприятий (ИТМ) ГОЧС по повышению устойчивости работы строящихся и реконструируемых ОЭ в ЧС мирного и военного времени. Эти требования заложены и представлены в следующих основных регламентирующих нормативных документах:

1.Строительные нормы и правила. Инженерно-технические мероприятия (ИТМ) ГО (СНиП 2.01.51 – 90).

Примечание. В настоящее время взамен СНиП 2.01.51.90 подготовлен и прошел согласования другой документ - «Инженерно-технические мероприятия ГО и предупреждение ЧС». Он будет учитывать произошедшие в последнее время изменения социально-экономической ситуации в РФ, военно-политической обстановки в мире и др.

2. Инструкция о порядке разработки согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-05-95).

Она включает и требования об обязательной разработке в проектной документации специального раздела, трактующего вопросы обеспечения защиты населения и территорий в ЧС мирного и военного времени.

3. Свод правил по проектированию и строительству. Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» проектов строительства /СП 11-107-98(СП-98)/. Он определяет состав, принципы разработки ИТМ ГОЧС и устанавливает порядок получения исходных данных, требований, состав и содержание, а также порядок проведения экспертизы раздела «ИТМ ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» (далее ИТМ ГОЧС) проектов строительства предприятий, зданий и сооружений на территории РФ независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

6

На основе этих СНиП, СП разработаны и ведомственные нормативные документы, дополняющие требования применительно к той или иной отрасли. Например, СНиП 2.01.51–93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»; СНиП 2.05.13–93 «Нефтепроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов» и др.

2. Основные требования норм проектирования (НП) инженерно-технических мероприятий (ИТМ) ГОЧС к объектам экономики

    1. . Назначения, содержание и применение «Строительных норм и правил (СНиП)»

Выше было отмечено, что сходство и однотипность основных элементов ОЭ позволяет выделить ряд общих факторов, которые определяют устойчивость работы ОЭ в ЧС.

Реализация указанных факторов и мероприятий по повышению устойчивости функционирования (работы) ОЭ в ЧС достигается строгим выполнением соответствующих нормативных документов (нормы, нормы и правила, стандарты, инструкции, руководства, наставления и т.п.) как на стадии проектирования ОЭ, так и во время его эксплуатации и вывода из эксплуатации.

Примечание. Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) объекта экономики - это комплекс мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи населения, и материального ущерба в ЧС, а также подготовке ОЭ к проведению АС и ДНР в зоне ЧС[10,5].

Первоначально устойчивость работы ОЭ в ЧС закладывается на стадии проектирования его ИТК /здания, сооружения, технологической линии, промышленной установки, сетей коммунально-энергетического снабжения (КЭС)/, а также обеспечивается и на стадиях строительства, реконструкции и эксплуатации.

«Строительные нормы и правила (СНиП 2.01.51-90)» являются документом, содержащим основополагающие требования в области обеспечения устойчивости ОЭ и всего народного хозяйства страны в условиях военного времени. Выполнение этих требований также обеспечивает устойчивость ОЭ и при стихийных бедствиях, производственных авариях, катастрофах в условиях мирного времени. Требования содержатся в отдельной главе СНиП 2.01.51-90, которая носит название «Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМ) гражданской обороны» (НП ИТМ ГО).

Под нормами проектирования ИТМ ГО понимают перечень обязательных требований, предъявляемых в интересах ГОЧС:

  • к проектированию, строительству городов и ОЭ;

7

  • к размещению ОЭ;

  • к строительству систем КЭС;

  • защите населения и снижения возможных потерь населения при ЧС;

  • обеспечение устойчивости работы ОЭ, отраслей и народного хозяйства в целом в этих условиях;

  • создание благоприятных условий для проведения АС и ДНР в зонах ЧС.

Следовательно, требования СНиП-90 направлены (предназначены) на:

  • снижение возможности разрушений и потерь на ОЭ при ЧС;

  • обеспечение защиты персонала ОЭ и населения;

  • создание условий для восстановления объекта.

Объем и содержание НП ИТМ ГО определяются в зависимости от группы городов и категорий ОЭ по ГО с учетом зонирования территорий по возможному действию поражающих факторов ЧС военного и мирного времени.

Примечание:

  1. В соответствии с постановлением Правительства РФ (19.09.1998 г. №1115) «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО» установлены, в зависимости от роли ОЭ (организации) в экономике города, степени потенциальной опасности в возникновении ЧС, следующие категории ГО объектов экономики (организаций): особой важности, первой категории и второй категории.

  2. Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке отнесения территорий к группам по ГО» (3.10.1998, №1149) города РФ делятся на группы: особая группа (г. Москва и г. Санкт-Петербург), первая группа, вторая группа, третья группа.

СНиП 2.01.51-90 и их НП ИТМ ГО определяют также и планировку, застрой­ку города, размещение в нем объектов и защитных сооружений.

2.2. Зонирование территорий

Для рационального и дифференцированного решения задач по предупреждению, реагированию и ликвидации ЧС территории, на которых могут действовать поражающие факторы, зонируются.

При этом удаление границ зоны возможных сильных разрушений (ЗВСР) и внешних границ зоны возможных слабых разрушений (ЗВСлР) от границ проектной застройки категорированных городов (ГПрЗГ), а также объектов вне категорированных городов (КГ), принимают по табл.1. Она также представлена и на рис.1, рис.2.

Так, для г. Нижнего Новгорода определена ГПрЗГ и в городскую черту включена территория обшей площадью 36446 га. В границы г. Нижнего Новгорода включены населённые пункты: Новая, Подновье, Кузьминка, Кузнечиха, Мордвинцево, Ближнее Константиново, Ляхово, Бешенцево, Ольгино, Луч [12].

8

Территория с расположенными на ней категорированными городами (особой, 1, 2, 3 группы) и объектами особой важности, на которой могут возникать избыточное давление во фронте воздушной ударной волны ∆Pф = 10 кПа (0,1 кгс/см2) и более (∆Pф ≥ 10 кПа) составляет зону возможных разрушений (ЗВР).

Территория ЗВР (табл. 1, рис. 1, рис. 2) делится на зону возможных слабых разрушений и зону возможных сильных разрушений. Часть территорий ЗВР, в пределах которой ∆Pф = 30 кПа (0,3 кгс/см2), составляет зону возможных сильных разрушений. Часть же территорий ЗВР (табл. 1, рис. 1, рис. 2), в пределах которой возможно ∆Pф от 10 кПа до 30 кПа, составляет зону возможных слабых разрушений, т.е. это территория, заключённая между границами ЗВСР и ЗВР.

Следовательно, граница ЗВСР располагается (табл. 1, рис. 1) в границах проектной застройки категорированных городов и на удалении 3 км от ГПрЗ города в случае объектов особой важности, расположенных вне категорированных городов (табл. 1, рис. 2), граница ЗВСлР – соответственно на удалении 7 и 10 км от ГПрЗ города (табл. 1, рис. 1, рис. 2).

Таблица 1

Требования СНиП к размещению промышленных объектов

№ п/п

Категорированные города

(КГ) и объекты

Границы зон возможных разрушений

Сильных (ЗВСР)

Слабых (ЗВСлР)

1

Категорированные города особой, 1, 2, 3 групп

В границах проектной застройки города (ГПрЗ)

7 км от ГПрЗ

города

2

Объекты особой важности, расположенные вне категорированных городов

3 км от ГПрЗ города

10 км от границы проектной застройки города


Территория, прилегающая к химически опасному объекту (ХОО), в пределах которой при разрушении ёмкостей с АХОВ возможно их распространение с концентрациями, вызывающими поражение незащищённых людей, составляет зону возможного опасного химического заражения (ЗВОХЗ).

Зона возможных разрушений (рис. 1, рис. 2) категорированного города и ООВ (вне КГ) с прилегающей к ней полосой территории 20 км составляет зону возможного опасного радиоактивного заражения (ЗВОРЗ).

9

Рис. 1. СНиП и размещение промышленных объектов

1– категорированный город (КГ); 2 – граница проектной застройки города (ГПрЗГ); 3 – зона возможных разрушений (ЗВР); 4 – зона возможных сильных разрушений (ЗВСР); 5 – зона возможных слабых разрушений (ЗВСлР); 6 – зона возможных опасных РЗ (ЗВОРЗ); 7 – зона возможных сильных РЗ (ЗВСРЗ); 8 – загородная зона (ЗЗ); 9 – объект экономики (ОЭ)

10

Рис.2. СНиП и размещение промышленных объектов (вне КГ)

1 – объекты особой важности; 2 – граница проектной застройки города; 3 – категорированный город; 4 – граница проектной застройки города (ГПрЗГ); 5 – зона возможных сильных разрушений; 6 – зоны возможных слабых разрушений; 7 – зона возможных опасных РЗ (ЗВОРЗ); 8 – зона возможных сильных РЗ (ЗВСРЗ); 9 – загородная зона (ЗЗ); а – расстояние от АС (АЭС, АТЭЦ) до ГПрЗГ


11

Однако для атомных станций (АС) ЗВОРЗ составляет зона её возможного разрушения и прилегающие к этой зоне полосы территорий шириной 20 км для АС установленной мощности до 4000 МВт включительно и 40 км для АС установленной мощности более 4000 МВт (табл. 2) и зависит, следовательно, от численности населения в городе и мощности реактора[3-4].

Полоса территории шириной 100 км, прилегающая к границе ЗВОРЗ, составляет зону возможного сильного радиоактивного заражения (ЗВСРЗ).

Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждения или уничтожения других материальных ценностей, составляет зону возможного катастрофического затопления (ЗВКЗ).

Территория в пределах административных границ субъекта РФ или района, расположенная вне зон возможных разрушений, опасного радиоактивного заражения, химического заражения, возможного катастрофического затопления и пригодная для жизнедеятельности местного и эвакуированного населения, образует загородную зону.

    1. Основные требования норм проектирования инженерно – технических мероприятий гражданской обороны и ЧС (НП ИТМ ГОЧС) к планировке города, размещению в нем объектов экономики и защитных сооружений

Рассмотрим кратко основные требования НП ИТМ ГОЧС к размещению объектов, к проектированию и строительству производственных зданий, систем КЭС (водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения) и защитных сооружений.

I. Требования к размещению объектов экономики

Объекты должны размещаться рассредоточено с учётом возможных разрушений. При выборе места строительства ОЭ необходимо учитывать: районирование территорий по степени опасности; наличие на территории ПОО; естественные условия прилегающей местности – рельеф, лесные массивы, возможность селевых потоков, опасность лавин; наличие дорог; сейсмичность района; метеорологические условия района – направление ветра, характер грунта, глубина залегания почвенных вод и др. С учётом всех этих условий НП ИТМ ГОЧС рекомендуют размещать (рис. 1,2):

  1. В зоне возможных сильных разрушений (ЗВСР) категорированного города и в некатегорированных городах (НКГ) в пределах ЗВСР:

  • ОЭ, связанные с обслуживанием населения (узлы связи, почтовые отделения, телеграф, ателье, магазины, бани, химчистки и т.п.);

  • склады и базы текущего снабжения;

  • пассажирские и грузовые железнодорожные станции;

  • автопарки, гаражи, депо.

12

  1. В зоне возможных слабых разрушений (ЗВСлР):

  • склады продовольствия и промтоваров первой необходимости областного, краевого значений;

  • некатегорированные объекты;

  • склады ГСМ;

  • сортировочные железнодорожные станции;

  • больницы восстановительного лечения;

  • электрические, водонапорные, газораспределительные станции.

  1. В загородной зоне (ЗЗ):

  • склады и базы государственных материальных и продовольственных резервов;

  • вновь строящиеся категорированные объекты (нефтеперерабатывающей, химической, металлургической промышленности);

  • базисные склады для хранения АХОВ и взрывоопасных веществ. Они располагаются на расстоянии не менее 100 метров от берегов рек и 200 метров ниже поселений по течению рек. Особо важные объекты могут размещаться и в горных выработках (хранение АХОВ и др.);

  • пансионаты, санатории, дома и базы отдыха, детские оздоровительные учреждения;

  • объекты, которые могут использоваться в условиях ЧС для размещения в них эвакуированных населения и учреждений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» (раздел программы «Безопасность жизнедеятельности») для студентов всех направлений и специальностей спбГУ

    Программа
    Целью дисциплины является формирование качеств личности безопасного типа, мировоззренческих установок, базовых знаний, навыков и умений специалиста с высшим профессиональным образованием в области обеспечения всесторонней защиты человека,
  2. Правовые нормативно-технические и организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Н. Новгород 2008

    Методическая разработка
    Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения.
  3. Методические рекомендации федеральным органам исполнительной власти и организациям по разработке материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

    Методические рекомендации
    Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти и организациями при подготовке материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий
  4. Рабочая программа подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (медицинских) в Объединенном учебно-методическом центре Управления мероприятий защиты населения и территорий Тюменской области

    Рабочая программа
    Рабочая программа обучения руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (медицинских) (далее – руководителей медицинских формирований) разработана на базе Рабочей программы обучения должностных лиц и специалистов гражданской
  5. Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

    Закон
    Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изм.

Другие похожие документы..