Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации ко...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «16» апреля 2010 г. в « » часов на заседании диссертационного совета Д 001.018.01 при Учреждении Российской академии медицинских наук...полностью>>
'Задача'
Одной из главных задач инженера-технолога поэтому является правильное (т.е. соответствующее стоящей производственной цели) использование технологичес...полностью>>
'Урок'
Целеполагание. Сегодня на уроке мы будем учиться выявлять полезные и вредные привычки. Постараемся найти пути борьбы с вредными привычками. Рассмотрим...полностью>>

Приоритетность современных информационно коммуникационных технологий и их использование в обучении иностранному языку в вузах республики таджикистан 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ГАРАЕВА АЛЬФИЯ КАХИРОВНА

ПРИОРИТЕТНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

(педагогические науки)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата

педагогических наук

Душанбе - 2011

Работа выполнена в Академии образования Таджикистана

Научный руководитель: –

доктор педагогических наук, академик Академии образования Таджикистан,

профессор

Каримова Ирина Холовна

Официальные оппоненты: –

доктор педагогических наук, профессор

Исломов Озод Розыкович

кандидат педагогических наук, доцент Шарипов Фаридун Файзуллаевич

Ведущая организация: Таджикский

технологический университет

им. М.С.Осимӣ

Защита состоится «10» декабря 2011 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного Совета Д.047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук в Академии образования Таджикистана по адресу: 734024,Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект С. Айни, 45.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана и на сайте www.aot.tj

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ

www.referat_vak@mon. 4 ноября 2011 г.

Предполагаемая дата защиты диссертации – 10 декабря 2011 года

Автореферат разослан «8» ноября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Негматов С.Э.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность для науки и практики

На современном этапе развития системы образования Республики Таджикистан приоритетную роль в обучении играет поступательное внедрение информационно-коммуникационных технологий и инновационных методов. Известно, что для конкурентоспособности на современном мировом рынке нужно знать не только иностранные языки, но и компьютеры. Информационные технологии становятся определяющим фактором социально-экономического прогресса стран, сообществ и отдельных людей. Вместе с тем, внедрение современных технологий в образование, зависит от решения общих проблем и тенденций развития инфраструктуры страны, подготовки квалифицированных кадров в сфере применения информационно-коммуникационных технологий.

Информатизация высшего образования – реализация комплекса мер, направленных на повышение уровня подготовки специалистов путём расширения сферы использования информационно-коммуникационных технологий в учебной и научно-исследовательской работе, в управлении учебным процессом. Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационно-коммуникационных технологий обусловили необходимость использования современных технологий в обучении. Для нынешнего студента, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, современные информационно-коммуникационные технологии должны стать неотъемлемой частью в процессе обучения. Информатизация создаёт дополнительные возможности для стимулирования у студентов творческого мышления, усиливает значимость их самостоятельной работы, упрощаются контроль и самоконтроль самостоятельной работы. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования.

Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. В последние годы термин «информационно-коммуникационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационно-коммуникационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационно-коммуникационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационно-коммуникационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационно-коммуникационные технологии».

Информационно-коммуникационные технологии - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».

Современные информационно-коммуникационные технологии обладают колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной информацией входят в ту группу средств коммуникационных технологий, с помощью которых мы не только узнаём о проблемах, происходящих вокруг нас, но и получаем дополнительную информацию, открываем для себя новые горизонты, пополняем багаж своих знаний, необходимых для изучения иностранных языков.

В руководящих документах Правительства Республики Таджикистан и Министерства образования Республики Таджикистан в качестве приоритетной цели информатизации образования провозглашается глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий, радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов с современным типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

Для достижения поставленной цели должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование информационной культуры путем индивидуализации образования. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал в сентябре 2009 года Указ «Об объявлении 2010 года - Годом образования и технического знания», с целью придания нового импульса в развитии этой сферы, пропаганды точных наук и развития технических знаний и грамотности учащихся. Эта цель является по своей сути долгосрочной, и потому будет сохранять свою актуальность на протяжении нескольких ближайших десятилетий. Все это обусловило разработку и принятие целого ряда государственных документов.

Эти документы являются подтверждением того, что развитие современных информационно-коммуникационных технологий является не только приоритетной социально-экономической задачей, но и важной государственной и политической задачей, поставленной главой государства. Обеспечение её реализации - долг всех властных структур и просто граждан, желающих видеть Таджикистан развитым и процветающим.

Таким образом, в исследовании ставится задача качественного изменения всей информационной среды системы высшего образования и использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении. За последние годы значительно повысилась компьютеризация вузов, в университетах и институтах давно уже имеются современные компьютеры, электронные доски, электронные библиотеки, электронные учебники, компьютерные классы, объединенные в локальные сети.

Сегодня нужны современные методы обучения, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний студентам, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с учебным материалом, повышали производительность учебного труда как педагога, так и студента. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях позволит придать изучаемой информации такую форму, благодаря которой она быстрее и лучше воспринимается или делается более пригодной для использования в конкретных образовательных целях.

Степень разработанности проблемы

Теоретическим, методологическим и практическим вопросам информатизации образования посвящены многочисленные исследования зарубежных, российских и отечественных специалистов.

В настоящее время имеется ряд трудов отечественных ученых-педагогов и методистов, исследовавших дидактические аспекты инновации, такие как гуманизация, интеграция и дифференциация учебных дисциплин, которые четко прослеживаются в трудах М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода, У. Зубайдова, А. Пахлавонова, Дж. Шарифова, И.Х.Каримовой, Х.С. Афзалова, А.М. Миралиева и др.. Вопросам подготовки педагогов к компьютеризации учебно-воспитательного процесса и использованию новых информационных технологий обучения посвящены работы Т.А. Шукурова, Н.Н. Шоева, М. Муллоджанова, К. Тухлиева, Ш. Шодмонова, Ф.С. Комилова, А.Р. Додихудоева, Н.Н. Мехмонова, К. Кодирова, А. Мирзоева, Ф.Шарипова.

Исследованиям различных аспектов информатизации образования привлекли внимание отечественных ученых: Х.Ю.Джураевой, Эль-Амин Муххамед Абдалла Халафалла, И.Олимова, Ф.Ф.Шарипова, Л.В.Бирюковой.

Не менее важна для нашей работы монография К.Кодирова и А.Мирзоева «Дидактические аспекты применения информационных технологий обучения в вузе», в которой исследуются дидактические особенности применения информационных технологий в вузах, а также барьеры, препятствующие их внедрению в учебный процесс.

На постсоветском пространстве (СНГ) подвергались исследованию проблемы информатизации высшего профессионального образования. Так, инновационным методам обучения посвящены работы А.А. Андреева, Г.П. Андреева, М.В. Булгакова, Б.С. Гершунского, И.В. Гребнева, В.В. Гусева, В.П. Давыдова, О.В. Долженко, И. Калягина, В.В. Михаэлиса,П.И.Образцова,О.П.Околелова, И.В Роберта, В.А.Садовничего, И.А.Скальского, Н.Ф.Талызиной, А.Н.Тихо­нова, Ю.Г.Фокина, Д.В. Чернилевского, В.Ф.Шолоховича и др.Что касается проблем информатизации образования в обучении иностранному языку, то им посвящены работы многих российских ученых, в частности, М.К.Бордулина, Т.В. Карамышевой, А.С.Карпова, Е.И.Пассова, М.Э.Сергеева, Е.С.Полата, Е.В. Пушкерева, Н.М. Синегубовой и др.

Педагогический анализ монографической литературы, диссертационных исследований, материалов конференций, в которых отражается использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, а также собственный педагогический опыт позволяют констатировать, что использование средств современной технологии является приоритетным направлением в образовании. В практике высшего образования в Таджикистане в настоящее время доминируют традиционные методы и средства обучения, сохраняется классическая структура учебного процесса, в которой остается мало места дидактическим инновациям и информационным технологиям. Причиной этого, с одной стороны, является отсутствие разработанных методик внедрения программных средств учебного назначения и контроля знаний для учреждений высшего образования, а также соответствующей методической литературы по их созданию. С другой стороны, существует проблема психологической готовности и методической подготовки преподавателей и студентов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий обучения и контроля.

Изучение опыта работы вузов республики показало, что студенты и преподаватели не имеют необходимого уровня информационных знаний, что не соответствует современным требованиям в подготовке специалистов. Поэтому использование современных информационно-коммуникационных технологий должно найти своё заслуженное место в базовой подготовке будущих специалистов и педагогов.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранного (немецкого) языка рассматривается как инновационный подход в построении обучения и, по мнению ученых, именно он войдет в XXI век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки студентов. Это обусловлено тем, что именно компьютеризация и применение современных информационно- коммуникационных технологий является той возможностью, которая поможет создать новую систему образования.

Наше исследование посвящено разработке подготовки студентов к жизни в современном информационном обществе, созданию методик формирования профессиональных знаний и навыков с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. Наиболее важным в этом вопросе является подготовка студентов в области поиска, анализа и использования информации как важнейшего жизненного ресурса. Только специальная подготовка и информационное образование гарантируют человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в архивах, библиотеках, музеях, учебных и научных учреждениях мира.

Таким образом, есть основания утверждать, что имеется противоречие между необходимостью изучения иностранного (немецкого) языка с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и недостаточностью научно-методической разработки и практической реализации этой задачи в вузовской системе Республики Таджикистана.

Актуальность решения задачи – внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания иностранного (немецкого) языка в вузах РТ, недостаточная исследованность ее теоретических и практических аспектов, наличие огромных перспектив и большая значимость для дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий в целом обусловили выбор темы и ее проблему: какими должны быть на практике условия использования информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего профес­сионального образования, и каково их влияние на качество подготовки студентов вузов. Решение данной проблемы представлен в настоящем диссертационном исследовании, на примере использования мультимедийных обучающих программ и сети Интернет при изучении дисциплины «Немецкий язык».

Цель исследования - обосновать применение современных информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании как одного из приоритетного и эффективного направления в обучении.

Объект исследования - студенты высших учебных заведений Республики Таджикистан.

Предмет исследования - применение средств современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-педагогической деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что качество профессиональной подготовки и, соответственно, конкурентоспособность выпускников учреждений высшего образования, изучающих немецкий язык будет выше, если:

  • в учебном заведении будет сформирована информационная среда, позволяющая развивать и совершенствовать общетеоретическую и профессиональную подготовку будущих специалистов;

  • процесс формирования информационной среды будет проводиться на основании использования современных информационно-коммуникационных технологий, с учетом организационно-педаго­ги­ческих условий;

  • будет обеспечено современное материально-техническое оснащение вузов средствами мультимедийных технологий и сетью Интернет, позволяющими реализовать информационно-коммуникационные технологии в обучении немецкому языку;

  • студенты будут овладевать профессиональными знаниями и навыками с помощью современных методик поиска и обработки информации;

  • будет достигнут высокий уровень информационной культуры преподавателей и студентов для осуществления образовательного процесса с использованием информационных технологий;

  • будет разработана система психолого-педагогической диагностики качества учебно-воспитательного процесса;

  • будет задействован административно-управленческий ресурс, способствующий созданию, функционированию и развитию современных информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  • определить теоретико-методологические основы использования современных информационно-коммуникационных технологий для преподавания немецкого языка в вузах Таджикистана;

  • выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие использование информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего образования Республики Таджикистан;

  • раскрыть особенности учебного процесса учреждений высшего образования в условиях внедрения современных технологий;

  • разработать систему психолого-педагогической диагностики качества учебного процесса;

  • построить рациональную модель использования современных информационно-коммуникационных технологий при изучении немецкого языка в вузах;

  • осуществить экспериментальную проверку эффективности предложенной модели использования современных информационно-коммуникационных технологий в вузах.

Методологической основой исследования являются современные теории педагогики и психологии, исследования ученых по теории и методологии информатизации вузов, законодательные акты, программные документы, приказы и постановления правительства, затрагивающие вопросы приоритетного направления процесса информатизации образования.

В диссертационном исследовании были использованы следующие методы:

  • теоретический анализ научно-педагогической литературы;

  • анализ стандартов, программ, учебных пособий, методических материалов по основам информатики и процесса информатизации в учреждениях высшего образования;

  • наблюдение за ходом образовательного процесса, за учебной деятельностью студентов вузов;

  • анкетирование и интервьюирование студентов и преподавателей;

  • беседы с преподавателями и студентами, анализ и обобщение экспериментальной работы.

Базой исследования выступила общеуниверситетская кафедра немецкого и французского языков Таджикского Национального Университет и кафедра иностранных языков Российско-Таджикского (Славянского) Университета.

Основные этапы исследования

Исследование проводилось в 3 этапа:

На первом, поисковом, этапе (2005-2006гг.) проводились изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение состояния проблемы преподавания при помощи современных информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования и сформулированы гипотеза, цели и методы исследования.

На втором, констатирующем, этапе (2007-2009гг.) был изучен опыт и определился уровень компетентности преподавателей немецкого языка и студентов в использовании современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высших учебных заведений Республики Таджикистан.

На третьем, формирующем, этапе (2009-2010гг.) осуществлялась экспериментальная работа по внедрению в обучении немецкому языку средств современных информационно-коммуникационных технологий (мультимедийные обучающие программы и сеть Интернет), обобщались результаты экспериментальной работы, сформулированы общие выводы исследования и проводилось оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • рассматривается место обучения немецкому языку с использованием средств современных информационно-коммуникационных технологий в вузах Республики Таджикистан, позволяющее обеспечить высокое качество образовательного процесса;

  • подтверждена эффективность использования новых методов, приёмов и средств современных информационно-коммуникационных технологий в обучении немецкому языку в вузах Республики Таджикистан.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в обучении немецкому языку в вузах, способствующая интенсификации подготовки студентов; определена система психолого-педагогической диагностики качества учебно-воспитательного процесса; в процесс изучения предмета внедрены мультимедийные обучающие программы и сеть Интернет. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе обучения немецкому языку в вузах страны. Рекомендации данной диссертации могут служить хорошим подспорьем для улучшения качества обучения немецкому языку в вузах РТ.

На защиту выносятся следующие положения:

  • под приоритетным направлением информатизации высшего профессионального образования мы понимаем многоаспектную реальность, включающую современные информационно-коммуникационные технологии и программно-методические средства обучения, построенные на основе современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющие развивать и совершенствовать общетеоретическую и профессиональную подготовку будущих специалистов, способствующих формированию информационной культуры студентов и успешной адаптации выпускников к жизни в информационном обществе;

  • организационно-педагогические условия применения современных информационно-коммуникационных технологий включают в себя: системное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в различные виды учебной деятельности, а также повышение квалификации педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий; материально-техническое оснащение вузов средствами информационно-коммуникационной технологии; наличие административно-управленческого ресурса, способствующего созданию, функционированию и развитию информационной среды вузов;

  • модель процесса применения современных информационно-коммуникационных технологий в вузах, включающая принципы построения, содержание, деятельность преподавателя, деятельность студента и дидактические средства, обеспечивающие эту деятельность;

  • система психолого-педагогической диагностики качества учебно-воспитательного процесса вуза при внедрении современных мультимедийных обучающих программ и сети Интернет;

  • анализ результатов экспериментального обучения немецкому языку при помощи современных информационно-коммуникационных технологий содействует значительному повышению мотивации в учебной деятельности, эффективности обучения и повышению информационной культуры студентов.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологией системного подхода, научной концепцией педагогической диагностики, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, анализом условий и результатами опытно-экспериментальной работы, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе, сочетанием комплекса методов, адекватных задачам каждого этапа исследования, личным опытом работы автора в качестве педагога.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры французского и немецкого языков и кафедры педагогики Таджикского Национального Университета (ТНУ). По материалам исследования автор выступила на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского Национального Университета и Российско-Таджикского (Славянского) Университета (РТСУ) в период 2005-2011гг.

Результаты исследования изложены в 13 публикациях, которые стали достоянием широкой педагогической общественности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений, в которых представлены методические и экспериментальные материалы. В диссертацию вошло 7 таблиц и 19 диаграмм.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. II. Дистанционное обучение в России: история и перспективы функционирования в обучении русскому языку в странах СНГ и Балтии

    Реферат
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ СНГ И БАЛТИИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ
  2. Авторефера тдиссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Душанбе 2010

    Документ
    Защита состоится « 04 » декабря 2010 года в 900 часов на заседании Диссертационного совета Д 047.016.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.
  3. Образование на протяжении всей жизни: модельная программа подготовки андрагогов аналитическая записка

    Программа
    4. Технологизация личностно и профессионально ориентированного процессов в системе образования взрослых: обзор зарубежной и отечественной литературы (Янчук В.
  4. Приоритетные направления программы Укрепление и сохранение здоровья детей. Развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инноваций. Создание условий для получения качественного образования

    Документ
    Проблема школы: развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление их здоровья, обеспечение их безопасности, сохранение, дальнейшее развитие и модернизацию системы образования и воспитания учащихся, способствующей
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации (59)

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.

Другие похожие документы..