Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Кандидат економічних наук з 2005 року. Дисертацію захистив у спеціалізованій вченій раді Д 26.239.01 Інституту економічного прогнозування НАН України...полностью>>
'Конкурс'
11 октября на экраны кинотеатров «Современник» и «Победа» выходит фильм-концерт «Дмитрий Хворостовский и Рене Флеминг. Музыкальная одиссея в Петербур...полностью>>
'Документ'
Аудиторні заняття проводяться по суботах з 9.00 згідно з розкладом занять на заочному відділені. Відвідування занять забезпечує більш якісну підготов...полностью>>
'Документ'
О мотивации говорят тогда, когда хотят объяснить причины поведения человека. Когда мы говорим об учебной мотивации студента, мы, прежде всего, опреде...полностью>>

План: Расселение, характер занятий и социальные отношения восточных славян. Образование Древнерусского государства. Политика первых киевских князей. Крещение Руси

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Межрегиональный открытый социальный институт

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Контенты лекций

Йошкар-Ола

20

Лекция 1. Происхождение и расселение славян. Образование, становление и распад Киевской Руси.

План:

  1. Расселение, характер занятий и социальные отношения восточных славян.

  2. Образование Древнерусского государства.

  3. Политика первых киевских князей. Крещение Руси.

  4. Распад Киевской Руси. Русские княжества в XIIXIII вв.

  1. Расселение, характер занятий и социальные отношения восточных славян.

Вопрос о происхождении Киевской Руси интересовал многих историков и летописцев. Нестор в своей «Повести временных лет» (начало XII в.) начинал рассказ, согласно сложившимся традициям, с «сотворения мира» и расселения рода человеческого после всемирного потопа. Согласно этой библейской версии, славяне восходят к младшему сыну Ноя Иафету, который разделил землю с братьями, получив в удел северные и западные страны. Нестор пересказал предание, по которому славяне, теснимые волохами (под ними следует понимать римлян), покинули свою дунайскую прародину – римскую провинцию Норик, расположенную между верховьями Дуная и Дравы, и обосновались на новых местах.

Летописная версия о дунайском происхождении славян получила широкое распространение среди отечественных историков XIX века. С.М.Соловьев, отстаивая эту точку зрения, опирался не только на древнерусские летописи, но и на различные иностранные источники, в частности, труды Тацита о венедах (славянах), живших около Вислы. В.О.Ключевский в своем «Курсе русской истории» вносит некоторые уточнения. По его мнению, восточные славяне, прежде чем с Дуная попасть на Днепр, долго, - на протяжении пяти веков - оставались на северо-восточных склонах и в предгорьях Карпат. Затем, в VII в. н.э. восточные славяне постепенно расселились по современной Русской равнине.

Академик Б.А.Рыбаков, на основе преимущественно археологических данных, считал, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы.

Нестор называет около 15 союзов восточнославянских племен – поляне, северяне, волыняне, бужане, древляне, уличи, тиверцы, дреговичи, радимичи, вятичи, полочане, кривичи, словене.

В хозяйстве восточных славян преобладали четыре главные отрасли – земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. Характер занятий того или иного племени зависел, главным образом, от природно-географических условий. В Поднепровье в земледелии использовался перелог: участок земли обрабатывался до истощения, затем забрасывался до появления дерна. В VII – VIII вв. у славян происходил переход к двухпольному и трехпольному севообороту. Совершенствовались орудия труда. Использовались соха, плуг, рало с полозом, борона. В северных районах получила распространение подсечно-огневая система земледелия. Выращивали в основном пшеницу, ячмень, просо и овес. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве служили лошади и волы. В лесных районах занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Изобилие чистых рек и озер позволяло заниматься рыбной ловлей, богатство животного мира – охотой. Шкура ценных зверей – пушнина – высоко ценилась при торговых обменах.

В VIII – IX вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», - так называли его древние летописцы. Начинался он в Византии, затем через Черное море шел вверх по Днепру. Далее часть пути купцы были вынуждены перетаскивать ладьи волоком до реки Ловать. Пересекая Ильменское и Ладожское озера, путешественники достигали Невы, оттуда, наконец – Балтийского моря. Волжский торговый путь позволял вести активную торговлю со странами Востока.

Славяне жили родовыми общинами. Во главе рода были старейшины, призванные управлять и решать конфликтные вопросы. Существовала кровная месть. Важную роль в жизни племени играло народное собрание – вече. Родовая община постепенно сменялась территориальной, или соседской. Исчезало равенство членов племени, происходило имущественное и социальное расслоение. Период VIII – первой половины IX вв., предшествующий образованию государства, обычно называют военной демократией. Изменяется положение племенных вождей, - они возвышаются над своими соплеменниками, приближают к себе воинов, составляющих дружину. Складываются крупные племенные объединения – союзы племен.

Славяне были язычниками. Характер занятий славян отразился на их религиозных верованиях. Особенно почитались божества – покровители земледелия. Бог Род – один из самых почитаемых – был богом неба, земли и плодородия. Ярило считался богом пробуждающейся природы, покровителем растительного мира. Важную роль играл бог Велес (Волос) – покровитель скотоводства.

2. Образование Древнерусского государства.

На рубеже VIII – IX вв. у восточных славян на основе племенных и межплеменных союзов возникли предгосударственные образования – племенные княжения. Исследователи традиционно выделяют два центра государственности на Руси – Среднее Поднепровье с Киевом и северо-западные земли с Новгородом. Согласно источникам восточного происхождения, накануне образования Древнерусского государства имелось три крупных объединения славянских племен: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань, либо Чернигов).

Предпосылки образования Древнерусского государства

  • рост производительных сил

  • широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа

  • распад родовой общины и превращение ее в соседскую

  • рост числа городов, необходимость защиты территории от внешней опасности и регулирования общественных отношений

  • углубление социального расслоения среди восточных славян

  • необходимость объединить политически территорию на пути «из варяг в греки»

В процессе происхождения Руси, согласно летописям, принято выделять две ключевые даты – 862 год (призвание варягов) и 882 (объединение Киева и Новгорода). Легенда о призвании варяжских братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, содержащаяся в «Повести временных лет», легла в основу сложившейся в исторической науке так называемой норманнской теории. Возникновение последней связано с исследованиями работавших в XVIII веке в России немецких ученых Байера, Миллера и Шлецера. Исходя из содержащихся в летописях рассказах о призвании на Русь варягов в качестве правителей, ученые заключали, что государство восточных славян обязано своим происхождением иноземцам. Отсюда делались выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию, образованию государственности. С критикой норманнской теории выступали такие известные русские историки, как М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, В.Г. Васильевский. В лагере норманистов были такие не менее известные исследователи, как Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев. Большинство советских ученых выступало с критикой норманнской теории. Надо заметить, что идеи норманизма, утверждения о неславянском происхождении Руси носят многоаспектный характер. Далеко не все приверженцы этой теории акцентировали внимание на якобы неспособности славян создать свое государство.

3. Политика первых киевских князей. Крещение Руси.

Согласно летописи, в 862 г. было призвано три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти двух последних утвердился Рюрик. О его жизни известно немного. Именно с его именем связано происхождение династии русских князей, правивших в стране до конца XVI века - Рюриковичи. В 879 г. после смерти Рюрика власть перешла к его родственнику, либо воеводе князю Олегу. Правил он в Новгороде. В 882 г. он хитростью захватил Киев, обложив данью подвластные территории. Это событие стало одним из ключевых в процессе образования Древнерусского государства.

Игорь Старый (912–945 гг.) – третий русский князь, сын Рюрика и фактический основатель династии киевских князей Рюриковичей. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Погиб в древлянской земле при попытке повторного сбора дани («на полюдье»).

Ольга (945–964 гг.) – жена князя Игоря, первая женщина-правительница русского государства (регентша при сыне Святославе). В 946 г. установила первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (957 г.) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство.

Святослав (964–972 гг.) – вошел в историю как один из наиболее воинственных князей. Практически весь период своего правления он провел в завоевательных походах. Вместе со своим многочисленным войском он начал присоединять земли вятичей, разбил Хазарский каганат. Совершал походы против Дунайской Болгарии и Византии.

Значительное укрепление могущества Древнерусского государства связано с правлением князя Владимира (980 – 1015 гг.). Он уделял больше внимания вопросам внутренней политики – построил сеть оборонительных крепостей на границе со степью. Владимир ограничил права союзных княжеств и отнял у местной знати бразды правления, ввел единое судопроизводство, наладил налоговую систему.

Главной заслугой Владимира стало крещение Руси. Почти до конца Х века господствующей религией у славян оставалось язычество. С усложнением общественной жизни, социальной структуры язычество устаревало, как религиозная система оно не отражало идеологических перемен, не было способно консолидировать общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а духовные и нравственные ценности выстраивались в соответствии с родоплеменными отношениями. В первый же год своего правления Владимир попытался провести религиозную реформу. Утверждался культ главного дружинного бога – Перуна. Это должно было символизировать идею главенства князя, идею целостности государства. Однако языческие верования, пусть даже некоторым образом измененные, все же не соответствовали идеологии крепнувшего государства и вскоре князь отказался от реформы.

Основной причиной выбора православия была необходимость тесного союза с Византией.

Общепризнанной датой принятия христианства является 988 год. Однако в источниках сообщается и о других датах – 982, 989, 990 и др. Новая религия утвердилась не сразу. Население ряда городов оказывало сопротивление действиям властей. Многие, приняв христианство, продолжали верить языческим богам, поклоняться идолам и выполнять прежние обряды. Двоеверие еще длительное время оставалось характерной чертой духовной жизни на Руси. Тем не менее, утверждение христианства в качестве государственной религии было событием большого исторического значения.

Последствия принятия христианства:

  • Русь упрочила свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и странами Западной Европы.

  • Ускорилась консолидация древнерусской народности.

  • Углублялась социальная дифференциация древнерусского общества. Укрепилась центральная власть киевского князя.

После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная кровопролитная война между его многочисленными сыновьями. В 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (прозванный впоследствии Мудрым). Продолжалось строительство оборонительных укреплений на границе со степью. В 1036 г. русские войска нанесли решительное поражение печенегам под Киевом. Ярослав укреплял династические связи Руси с другими странами. Был сделан важный шаг на пути к независимости церковной организации. Ранее митрополитами на Руси были греки, направляемые из Византии. В 1051 г. впервые митрополитом был избран церковный деятель, русский по происхождению – Иларион. В годы правления Ярослава строились новые города, открывались школы, расширялась грамотность, появились первые библиотеки.

Одной из главных его заслуг стало введение единого свода законов - «Русской Правды». Русская Правда является ценнейшим источником для характеристики социального строя Древней Руси. На примере Правды Ярослава мы видим, как сосуществовали нормы обычного права и правовые установления периода ранней государственности.

В Русской Правде упоминаются различные категории феодально-зависимого населения – люди (свободные общинники), смерды (несвободные или полусвободные княжеские данники), закупы (ушедшие в долговую кабалу, получавшие определённую ссуду («купу»), за которую должны были работать на господина), рядовичи (заключившие договор (ряд), изгои (лишившиеся своего социального статуса). Упоминаются также и рабы – челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Рабы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию.

Механизм передачи великокняжеской власти ещё не был достаточно чётким и стройным. Власть передавалась по наследованию от отца к сыну, по старшинству, по завещанию, а также в результате призвания князя жителями того или иного города – центра данного княжества. Иногда княжеская власть захватывалась и удерживалась силой. Это свидетельствовало о неустойчивом, переходном характере всего общества. Тем не менее, государственная власть на Руси XI – XII вв. значительно окрепла. Большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило не только богатства, но и власть. Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работавшего на земле, было полюдье, позднее – регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Дань являлась первой на Руси формой зависимости населения от государства. Завоёванные и присоединённые к Киеву земли становились данническими, а жившие на них люди – данниками. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли.

Вопрос о времени возникновения на Руси феодального землевладения является спорным. Некоторые исследователи относят его к IX – X вв., однако большинство авторов считает, что феодальная вотчина (наследственное земельное владение) складывалась примерно с XI века. С этого времени образуются собственные земельные владения, личные большие хозяйства бояр и дружинников. Великие князья давали им право сбора дани, - это был один из путей обогащения древнерусской верхушки.

Во главе Древнерусского государства стоял наследственный князь. Он был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и адресатом дани. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли постоянный совет, «думу» князя. Они именовались боярами. У некоторых из них могла быть своя дружина. Для обозначения младшей дружины применяли термины «отроки», «чадь», «гриди». Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов. В обществе сформировалось три основных властных элемента: княжеская власть, дружина (боярство), народное вече.

4. Распад Киевской Руси. Русские княжества в XIIXIII вв.

Ярослав Мудрый умер в 1054 г. на 76 году жизни, перед смертью разделив земли между своими сыновьями. Свой престол оставил старшему сыну Изяславу. Впоследствии участились междоусобные войны. В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей, на котором говорилось о необходимости прекратить междоусобицы. Князья условились, что за каждым сохранятся земли их отцов – детей Ярослава. Кроме того, было положено начало военному объединению сил против могущественных кочевников – половцев. Одним из последних киевских князей, настойчиво пытавшихся приостановить распад страны, был Владимир Мономах (1113-1125 гг.). Однако уже после смерти его старшего сына Мстислава в 1132 г., со вступлением на престол Ярополка распад страны стал реальностью.

Начиная с 30-х гг. XII в. на Руси наступает полоса феодальной раздробленности. В середине XII в. насчитывалось 15 княжеств, в начале XIII в. их стало уже около 50.

Ряд исследователей (Б.Греков, С.Юшков) процесс раздробленности связывали с ростом крупной частной собственности на землю, который приводил к экономическому и политическому усилению местной знати, способной содержать свои дружины и держать зависимое население в подчинении. Сторонники теории «государственного феодализма» (Л.Черепнин и др.) также связывали политический распад с развитием феодального землевладения. Появление вотчинного землевладения в конце XI – начале XII вв. приводило к оседанию князей и их дружин, бояр в княжествах, что в условиях господства натурального хозяйства способствовало наряду с географическим фактором экономическому обособлению и вычленению отдельных земель, выделению городов. Петербургская школа (И. Фроянов) предложила свою концепцию, согласно которой причина распада русских земель – в формировании с XI в. территориальных связей, пришедших на смену родоплеменным, и складывании на этой основе городских волостей, своеобразных городов-государств.

Раздробленность была закономерным процессом в истории Руси. Она была обусловлена целым комплексом социально-экономических и политических причин:

  • С развитием земледелия, ремесла и торговли росли доходы не только в киевскую казну, но и в казну удельных княжеств. Обогащалась верхушка удельной знати. Её экономическое могущество, в свою очередь, способствовало укреплению политических позиций. Происходило обособление крупных городов. Кроме того, малым княжеством было легче управлять. Порядок предоставления земли князем своим приближённым за военную службу укреплял позиции местной знати.

  • Одной из причин феодальной раздробленности было перемещение основных торговых путей. Значение Киева как крупного торгового центра постепенно падало. Могущество Византии в конце XI века было подорвано нашествием турок-сельджуков, а с завоеванием Палестины крестоносцами во время первого крестового похода итальянские купцы смогли выстроить новый, альтернативный торговый путь с востока в Европу. Упадок могущества столицы также был связан с постоянными набегами кочевых племён, т.к. Киевское княжество находилось в непосредственной близости от южных степей.

  • Распаду русских земель способствовало также отсутствие чёткого механизма передачи княжеской власти, что, в свою очередь, порождало постоянные распри и междоусобные войны. Этот фактор также способствовал ослаблению могущества центральной власти, росту сепаратизма.

Несмотря на распад единого Древнерусского государства, развитие центробежных настроений, сохранялись и центростремительные факторы. Оставались общими язык, культура, обычаи, нравы. Сохранялась, хоть и призрачная, власть великих князей. За единство русских земель выступала церковь.

Наиболее крупными выделились следующие княжества: Киевское, Черниговское, Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское, Новгородская земля.

Киевское княжество в ранний период раздробленности оставалось по-прежнему столицей, «матерью городов русских», церковным центром. Мягкий тёплый климат и наличие плодородных земель способствовали активному развитию сельского хозяйства. Кроме того, через Киев проходили важные торговые пути, относительно близкими были границы с соседними странами. В ходе борьбы враждующих сторон Киев неоднократно переходил из рук в руки, что привело к его упадку к середине XIII века.

Новгородская земля занимала огромную территорию от Балтийского моря до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. Новгород возник прежде всего как торгово-ремесленный центр. Здесь появились объединения купцов и ремесленников, развивалась кредитная система. Находясь в значительном отдалении от южных степей, Новгород долгое время не знал внешней опасности. Это создавало условия для ускоренного развития хозяйства и роста культуры. Правда, суровый климат не позволял активно заниматься земледелием. Новгород зависел от поставок хлеба из соседних княжеств.

В ходе развития вечевого строя Новгород в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал князей по собственному выбору. В результате к власти окончательно пришла аристократия в лице крупного боярства, богатого купечества и архиепископа. Сложилась аристократическая республика. Высшим органом власти являлось вече, главными правительственными лицами были посадник и тысяцкий. В пределы полномочий вече входило:

- рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики;

- приглашение князей и заключение с ними договоров;

- избрание должностных лиц – посадника, тысяцкого и др.

Новгород был городом высокой культуры. Повсеместно строились деревянные мостовые, власти проявляли заботу о чистоте улиц. Найденные археологами берестяные грамоты свидетельствуют о высоком уровне развития грамотности среди рядового населения города.

В конце XII в. с объединением двух ранее независимых княжеств образовалось достаточно сильное Галицко-Волынское княжество. На его развитие оказали влияние следующие особенности и условия:

- плодородные земли для земледелия и обширные лесные массивы для промысловой деятельности;

- значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны;

- выгодное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю;

- находившиеся в относительной безопасности от кочевых племён земли княжества;

- наличие влиятельного местного боярства, которое вело борьбу за власть не только между собой, но и с князьями.

Галицкое княжество значительно усилилось в правление князя Ярослава Осмомысла (1153-1187). Его преемнику – волынскому князю Роману Мстиславичу – в 1199 г. удалось объединить оба княжества. Сын Романа – Даниил Галицкий (1221-1264) сломил боярское сопротивление и в 1240 г., заняв Киев, сумел объединить юго-западную и Киевскую земли. Князь проводил политику централизации власти, подавлял боярский сепаратизм, содействовал развитию городов. Однако в том же 1240 г. Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а спустя столетие эти земли оказались в составе Литвы и Польши.

На северо-востоке Руси сформировалось могущественное Владимиро-Суздальское княжество (ранее называлось Ростово-Суздальским). На его становление повлияли следующие факторы:

- удалённость от степных кочевников на юге;

- ландшафтные препятствия для лёгкого проникновения варягов с севера;

- обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; благоприятные возможности для экономического развития;

- значительный приток населения с южных земель;

- развитая сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др.);

- активная и честолюбивая политика местных князей.

Существовала прямая зависимость между географическими особенностями Северо-Восточной Руси и становлением сильной княжеской власти. Регион осваивался по инициативе князей. В результате земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, - в качестве его слуг. Вассально-дружинные отношения, характерные для периода Киевской Руси, сменились княжеско-поданническими. Сложилась вотчинная система власти.

Со становлением и развитием Владимиро-Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1125-1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев (за это получил прозвище Долгорукий). Он захватил Киев и стал великим князем киевским; активно вмешивался в дела Новгорода Великого. Под влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром. Долгорукий вёл широкое строительство укреплённых городов на границах своего княжества (Ростов, Суздаль, Рязань, Ярославль и др.). Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.

Сын и преемник Юрия – Андрей Боголюбский (1157-1174), стремился объединить русские земли, перенёс центр политической жизни из Ростова в город Владимир-на-Клязьме. В загородной резиденции Боголюбово в июле 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого были Кучковичи, бывшие владельцы Москвы. В 1177-1212 гг. княжеством управлял сводный брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо, прозванный так за своё большое семейство. Он вёл довольно активную политику, - вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил Рязань. В 1183 г. совершил успешный поход против Волжской Булгарии. Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси и одним из крупных феодальных государств в Европе, ядром будущего Московского государства. Заметно укрепилась княжеская власть. Её опорой в большей мере становится дворянство, которое составляли служилые, военные, дворовые люди, прислуга, зависевшие от князя и получавшие от него землю во временное пользование (поместье), денежно-натуральную плату или право сбора княжеских доходов.

Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы: Владимирский, Ярославский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский. Княжества Северо-Восточной Руси в XIV-XV вв. стали основой формирования Московского государства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине отечественная история (С древнейших времён до наших дней)

    Учебно-методический комплекс
    Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
  2. Рабочая учебная программа дисциплины "Отечественная история"

    Рабочая учебная программа
    Программа составлена на основе примерной программы и в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям (направлениям) –– 080504.
  3. Рабочая программа по дисциплине «отечественной истории» Федерального компонента гсэ по направлению

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Отечественная история» Федерального компонента цикла ГСЭ составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по
  4. Рабочая программа по курсу «Отечественная история» для специальность 010701 и направлению (010400) -физика Физического факультета

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Отечественная история» Федерального компонента цикла ГСЭ. Ф.03 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности
  5. Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян

    Документ
    Предки славян относятся к индоевропейцам, заселявшим Цент­ральную и Восточную Европу. Позже они стали населять территории в бассейнах рек Одер, Висла, Днепр и Дунай.

Другие похожие документы..