Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
ТЕМА УРОКУ. Загальна характеристика теми. Програми опрацювання електронних таблиць (ЕТ). Призначення i функцiї ЕТ. Координати комірок. Введення i ред...полностью>>
'Документ'
Авторы современных работ о поэзии нередко упоминают известное изречение Гёте: «Кто хочет понять поэта, должен отправиться в его страну». Но «страну п...полностью>>
'Методические указания'
Настоящие Методические указания по организации деятельности в области обращения с отходами и установлению порядка сбора отходов на территории муницип...полностью>>
'Исследование'
Исследование выполнено при поддержке фонда Герды Хенкель (Gerda Henkel Stiftung), Дюссельдорф, Германия (Программа поддержки нового поколения историко...полностью>>

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-31 02 01 География (по направлениям)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

____________________ А.И. Жук

_08 января 2011 г._____

Регистрационный № ТД-G350_ /тип.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОГОДЫ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-31 02 01 География (по направлениям)

направления 1-31 02 01-01 География (гидрометеорология)

СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методического

объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

__________________ В.В. Самохвал

____________________

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

Министерства образования Республики Беларусь

__________________ Ю.И. Миксюк

__________________

Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

__________________ В.И. Шупляк

__________________

Эксперт-нормоконтролер

____________ _____________

________________________

Минск 2010

Составители:

О.А. Федотова, главный синоптик Государственного учреждения «Республиканский гидрометеорологический центр»;

Д.М. Курлович, ассистент кафедры почвоведения и геологии географического факультета Белорусского государственного университета

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра физической географии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»;

С.В. Какарека, заведующий лабораторией трансграничного загрязнения и климатологии Государственного научного учреждения «Институт природопользования» Национальной академии наук Беларуси, доктор технических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой общего землеведения Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 22.03.2010 г.);

Кафедрой почвоведения и геологии Белорусского государственного университета

(протокол № 8 от 19.03.2010 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 12.05.2010 г.);

Научно-методическим советом по специальности 1-31 02 01 «География» Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

(протокол № 4 от 14.05.2010 г.).

Ответственный за выпуск: Д.М. Курлович

I. Пояснительная записка

Наличие своевременной, полной и объективной гидрометеорологической информации является обязательным условием устойчивого развития государства. Учет складывающихся и ожидаемых погодных условий, своевременное реагирование на предупреждения о неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлениях позволяет сберечь материальные, в том числе производственные и общественные ценности, а иногда и жизни людей. Успешное решение задачи обеспечения гидрометеорологической безопасности во многом определяется качеством и заблаговременностью выпускаемой прогностической гидрометеорологической продукции, оперативностью ее распространения. В связи с этим очевидна важность задачи подготовки специалистов в области прогнозирования погоды.

Курс «Методы прогнозирования погоды» предполагает наличие у студентов сформированных компетенций по дисциплинам естественнонаучного цикла («Общее землеведение», «Основы информатики», «Геоинформатика») и цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин («Метеорология и климатология», «Картография», «Методы дистанционных исследований», «Введение в гидрометеорологию», «Физическая метеорология»).

В соответствии с образовательным стандартом ОСРБ 1-31 02 01-2008 по специальности 1-31 02 01 География (по направлениям) данный курс подразумевает формирование у студентов ряда компетенций в области прогнозирования погоды.

Основная цель курса «Методы прогнозирования погоды» – это изучение основ синоптической метеорологии, способов и методов прогнозирования погоды, а также неблагоприятных и опасных метеорологических явлений, в том числе и в ГИС.

В задачи дисциплины входят:

- изучение методов прогнозирования погоды;

- формирование у студентов практических навыков техники синоптического анализа, проведения атмосферных фронтов, построения аэрологических диаграмм, в том числе и в ГИС Метео;

- изучение типов основных барических образований, атмосферных фронтов, особенностей фронтогенеза;

- рассмотрение методов использования спутниковой и радиолокационной информации при прогнозировании погоды, использование ГИС Метео для текущего анализа и прогноза погоды;

- изучение базовых требований к технологии подготовки прогнозов погоды;

- приобретение практических навыков синоптического анализа с использованием ГИС Метео, необходимого при прогнозировании погоды.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- методы сбора, контроля и первичной обработки гидрометеорологической информации; численного анализа синхронной метеорологической информации;

- требования к метеорологической информации, получаемой с метеорологических спутников Земли.

Студент должен уметь:

- использовать численные методы анализа метеорологической информации для составления прогностических моделей атмосферы;

- применять результаты численного анализа и прогнозы на короткие и средние сроки;

- решать основные прогностические уравнения и модели и методы;

- пользоваться численным анализом метеорологических полей;

- решать основные прогностические уравнения, использовать модели.

В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач прогнозирования погоды, в том числе и с помощью современных геоинформационных систем, следует выделить: контекстное обучение, имитационное обучение, проблемное обучение, модульное обучение, полное усвоение знаний, дистанционное обучение. Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности преподавателям рекомендуется использовать сетевую образовательную платформу e-University (разработчик компания IBA, Беларусь, сайт http://www.iba.by) в которой реализуются несколько видов инновационного образования. Так, в данной системе дистанционного образования эффективно исполнены принципы модульного обучения в сочетании с моделью полного усвоения знаний: содержание обучения возможно удобно структурировать в учебные модули, а условия обучения (темп усвоения, количество повторов, проведение тестовых процедур и пр.) варьировать на основе модели полного усвоения знаний.

Объём учебного курса – 226 часов, из них 102 аудиторных, в том числе 56 – лекционных; 46 – практических (семинарских) занятий. Итоговый контроль знаний рекомендуется осуществлять в форме экзамена.

ii. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название разделов и тем

аудитор-ных часов

лекций

практ. (семин)

Часть I. Методы прогнозирования погоды

60

34

26

1

Введение в курс «Методы прогнозирования погоды»

2

2

2

Техника синоптического анализа

8

2

6

3

Синоптический анализ полей метеорологических элементов

2

2

4

Воздушные массы и общая циркуляция атмосферы. Высотная фронтальная зона

2

2

5

Атмосферные фронты

4

2

2

6

Циклоны

4

2

2

7

Антициклоны

4

2

2

8

Использование спутниковой информации в прогностической деятельности

2

2

9

Методы прогноза синоптического положения. Базовые требования к технологии подготовки прогнозов погоды

4

2

2

10

Прогноз ветра и явлений погоды, связанных с ветром

4

2

2

11

Прогноз температуры, влажности воздуха и заморозков

4

2

2

12

Прогноз гололеда, гололедицы, изморози

4

2

2

13

Прогноз тумана и видимости

4

2

2

14

Методы прогноза неконвективной облачности и моросящих осадков

4

2

2

15

Методы прогноза конвективной облачности, ливневых осадков, гроз, града, шквалов

4

2

2

16

Современные технические средства и численные модели атмосферы, применяемые при прогнозировании погоды

2

2

17

Опасные и неблагоприятные явления погоды. Гидрометеорологическая безопасность. Метеорологическое обеспечение отраслей экономики средств массовой информации

2

2

Часть II. ГИС-методы прогнозирования погоды

42

22

20

18

Введение в ГИС. Назначение и основные возможности программного комплекса ГИС Метео

6

6

19

Интерфейс и объекты ГИС Метео

4

2

2

20

Компоненты ГИС Метео

8

4

4

21

Получение и хранение метеорологической информации в базах геоданных

4

2

2

22

Приемы анализа и прогноза погоды в среде ГИС Метео

16

6

10

23

Режимы работы ГИС Метео. Вывод данных

4

2

2

Итого

102

56

46

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Часть I. Методы прогнозирования погоды

Тема 1. Введение в курс «Методы прогнозирования погоды»

Предмет «Методы прогнозирования погоды». Понятие погоды; периодические и непериодические изменения погоды и их причины. Связь понятий погоды и климата. Синоптическая метеорология и синоптический метод исследования и предсказания погоды. Основные приемы и принципы синоптического анализа. Сущность методов научного прогноза погоды и пути их совершенствования. История и современное состояние синоптической метеорологии и службы погоды

Возникновение синоптического метода и службы погоды. Основные этапы развития синоптической метеорологии и методов краткосрочных прогнозов погоды. Служба погоды в Беларуси и ее хозяйственное значение. Международное сотрудничество по вопросам организации и техники службы погоды. Всемирная служба погоды. Характеристика метеорологической информации. Наземная сеть синоптических и аэрологических станций, требования к ней, сроки наблюдений. Сбор и распространение метеорологической информации. Общая характеристика средств синоптического анализа; приземные и высотные карты, вертикальные разрезы, аэрологические диаграммы, данные авиационной разведки погоды, радиолокация и метеорологические спутники. Централизованный анализ и передача синоптических карт. Виды и характер синоптических прогнозов. Задачи службы погоды на современном этапе. Перспективы дальнейшего развития.

Тема 2. Техника синоптического анализа

Задачи анализа карт погоды. Составление и анализ приземных карт погоды. Последовательность операций при обработке карт погоды. Проведение линий фронтов. Выявление и исправление ошибок на приземных картах. Составление и анализ карт барической топографии. Выявление и исправление ошибок на картах барической топографии, обработка вспомогательных карт. Составление аэрологических диаграмм, их обработка и анализ. Использование спутниковых и радиолокационных данных. Задача автоматизации составления и анализа аэросиноптического материала.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 02 01 «География» (по направлениям) (2)

    Программа
    Б. А. Фурман, заместитель главного инженера Республиканского Унитарного предприятия аэрокосмических методов в геодезии «Белаэрокосмогеодезия», кандидат технических наук
  2. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 02 01 «География» (по направлениям) (1)

    Программа
    Б. А. Фурман, заместитель главного инженера Республиканского Унитарного предприятия аэрокосмических методов в геодезии «Белаэрокосмогеодезия», кандидат технических наук.
  3. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-31 02 01 География

    Программа
    СоставителИ: П.А. Митрахович, доцент кафедры физической географии материков и океанов и методики преподавания географии Белорусского государственного университета,
  4. Программа для поступающих в магистратуру по специальности 1-24 80 01 «юриспруденция»

    Программа
    Учебная программа для поступающих в магистратуру по специальности «Юриспруденция» разработана на основе государственного образовательного стандарта в соответствии с типовыми учебными программами для высших учебных заведений по специальности
  5. Учебная программа для географических специальностей высших учебных заведений согласовано

    Программа
    Некриш В.В. - доцент кафедры экономической географии Беларуси и государств Содружества Белорусского государственного университета, кандидат географических наук, доцент.

Другие похожие документы..