Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
История управленческой мысли: Программа дисциплины для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра «Государс...полностью>>
'Книга'
О.Л. Лейбович, доктор исторических наук, профессор; А.С. Кимерлинг, кандидат исторических наук, доцент; Г.Ф. Станковская, Л.С. Бортник, И.Ю. Федотова,...полностью>>
'Программа'
1.1. Цель изучения дисциплины: Обучение студентов методам математического анализа; формирование у студентов доказательного, логического мышления; под...полностью>>
'Документ'
13 октября 2005 года Шведской королевской академией наук объявлены лауреаты Нобелевской премии. В области литературы им стал британский драматург и с...полностью>>

Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (36)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

кандидатского экзамена по курсу

«История и философия науки»

«История литературоведения»

 

Введение

 Настоящая программа разработана Институтом мировой литературы им. М.А. Горького РАН и одобрена экспертнымм советом ВАК Минобразования России по филологии и искусствоведению.

 

1. Основные понятия и представления

 Понятие и принцип историзма, основанные на вскрытии диалектики процессов действительности, их генезиса и тенденций развития; изучение явлений в развитии и в сопоставлении с другими. Историческая природа литературоведения, как науки, имеющей дело с закономерно развивающимся материалом. Историческое и логическое; их соотношение. Теоретическое мышление всякой эпохи как продукт исторический. Научность и историзм: их неразрывность и взаимообусловленность в системе литературоведения. Зависимость развития историко-литературного мышления от развития  литературы. Новое историческое сознание эпохи Возрождения. Пробуждение филологического интереса к произведениям литературы, преимущественно национальным, для обслуживания духовных интересов современности. Возникновение новой русской литературы в первой трети  XVIII в. как начало этого процесса.

Историзм в России как  методологический принцип и как тип мышления применительно к теории и истории литературы. 

Разрозненность и случайность знаний о литературе в донаучный период. Изучение  произведения как его элементарное описание, библиографирование и приведение в известность, иногда - толкование, узкий грамматический и фактографический комментарий,  без всякой мысли о его историческом значении. Рассмотрение произведений литературы вне связи с социально-историческими процессами, как господство случайности и личной воли. Расширение понятия “литература” до объема всей письменности.

Интерес Феофана Прокоповича к древнегреческим и древнеримским, а потом и к современным ему европейским писателям как первые проблески историко-литературного сознания в России. Исторические по своему характеру примечания Кантемира к собственным сатирам и его первый в России историко-биографический очерк  “Житие Квинта Горация Флакка” (1742). Тредиаковский о преимуществах хронологического познания литературы, открывающего ее развитие. Периодизация Тредиаковским русской стиховой культуры как “древней”, “средней” и “новой” -  первый подступ к историческому изображению русской поэзии.

Становление индивидуального, именного авторства как  предпосылка к определению роли и значения каждого в развитии литературы. Первые русские словари писателей.

 “Социальность” и “историзм”   в сочинениях Новикова, Карамзина.

Открытие “Слова о полку Игореве”, его издание и утрата оригинала - как стимуляторы историко-литературных изысканий (труды Востокова, Максимовича; интерес Пушкина к “Слову о полку Игореве”).

 

Активизация исторической тенденции  в 30-40-годы XIX в.  

 Исторический взгляд на искусство в сознании  европейских философов  и искусствоведов (Вико, Гердер, Винкельман, Шлегель, де Сталь). Влияние их на Радищева, на Карамзина.

Историческая  идея  на русской почве в 30-40-е годы XIX в. в связи с новым этапом  демократизации общества и становлением реалистической литературы. Введение в русских университетах преподавания истории русской литературы (с 1835 г.), включая новую и новейшую. “Русская христоматия” А.Д.Галахова (1842), вводившая в гимназическое преподавание сочинения Лермонтова, Гоголя, Тургенева.  Смена   умозрительной “эстетической” теории “прекрасного” исторически обоснованными суждениями. Революционно-демократическая критика о социально-исторической обусловленности литературы и ее общественного предназначения.

Эклектические высказывания Вяземского, Никитенко. Пропаганда исторического подхода к литературе Н.Полевым. Надеждин о преимуществе  “высшей”  критики, рассматривающей явления  в соответствии с законами исторического развития.

Вклад писателей 30-х годов, которые часто были и серьезными филологами (Даль, Вельтман, Сенковский) в укрепление исторической идеи. П. Вяземский о исторической взаимосвязи литературы  разных эпох и стран. Внимание к биографии писателя. Биографические разработки Вяземского о Державине, Фонвизине, Озерове. Исторический метод в книге Вяземского ”Фонвизин”. Полемическое возражение на нее “эстетической” критики.                “Размышления и разборы” П.Катенина (1830). Декабристская  установка на народность и гражданственность литературы.  Историческая оценка литературных явлений Пушкиным с указанием их значения для своего врнмени - как начало историко-литературной критики, которую вскоре предпринял Белинский.

Влияние философских систем Канта, Шеллинга, Гегеля.  Признание московскими “любомудрами”  общественно-исторического и научного значения народного творчества.   Новые методы собирания и исследования фольклора.

30-е и 40-е годы XIX века как “эпоха русского начального филологизма” (Б.Эйхенбаум).

 

Становление русской науки о литературе  с середины XIX века

 Новые веяния в преподавании истории русской словесности в Московском университете с приходом на кафедру С.П.Шевырева. Значение работ Шевырева: “История поэзии”, “Теория поэзии в историческом развитии  у древних и новых народов”. Изучение и преподавание древнерусской словесности на основе первоисточников и   в связи с общественной жизнью народа.

Церковно-догматические  и  охранительные тенденции работ Шевырева в духе “официальной народности”.

Ф.И.Буслаев как ученик и воспреемник научных идей Шевырева. Творческое восприятие Буслаевым работ В.Гумбольдта и братьев Гримм применительно к новому материалу и с постановкой новых задач.

Методологические искания Буслаева. Взгляд  на литературу как на один из видов искусства.  Усвоение сравнительного метода бр. Гримм.  Изучение всех фактов литературного развития, включая народное творчество и древнюю литературу. Проведение  исторического принципа. Изучение мотивов и сюжетов для вскрытия преемственности литературных преданий и истории литературы в целом. Историко-социологический взгляд Буслаева  на литературу как на выразительницу духовной жизни народа. Установление исторической связи между  фактами литературы и  веками как общая задача науки о литературе.  Буслаев о значении языка и народной поэзии  как исторического источника.

Наследие Буслаева как начало нового периода в истории русской науки о литературе.  Методологическая вертикаль: Шевырев - Буслаев - Тихонравов - Пыпин; преемственность и развитие.

 

Мифологическая школа

 Идеи Шеллинга о национальном духе как  проявлении реальной жизни. Мифологическая теория братьев Гриммов. Взгляд на мифологию как на  создание “бессознательно творящего духа”. Труд Я.Гримма “Немецкая мифология”   (1835)  -  обоснование основных положений мифологической школы.

Буслаев о мифологии как о народном сознании природы и духа, выразившемся в языке и в образах народной поэзии.  Представление о мифологической (доисторической, дохристианской) эпохе по данным языка и народной поэзии.

Специфика русской мифологической школы: ее общественная позиция. Роль русской мифологической школы  в становлении науки о литературе, особенно  фольклористики.  Мифологические разыскания как этап  на пути к исследованию исторических и этнографических основ народной поэзии.

Крайности мифологической теории и ее недостаточность. Возникновение на почве “мифологизма”  теории “литературного заимствования” (Т.Бенфей). Ее преимущества: рассмотрение  литературного общения народов при учете их исторической жизни и сравнительного  анализа источников.

Развитие “теории заимствования” Ф.Буслаевым.

Буслаев об изучении древней письменности с учетом областного характера ее развития. Расширение Буслаевым объема древнерусской литературы включением в нее  “житий”,   “лечебников”, “травников”, народных поверий,  переводных сочинений.

Восприятие этих принципов “младшими” мифологами (А.Н.Афанасьев, О.Миллер, А.А.Котляревский). 

Труд Афанасьева “Поэтические воззрения славян на природу” (1869) как сравнительное изучение славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других народов. Постановка вопроса о происхождении мифа и его последующей трансформации.

“Народные русские сказки” Афанасьева с комментариями,  раскрывающими мифологическое содержание сказок  при возведении их к доисторическим  представлениям.

Значение мифологических теорий XIX века для работ А.А.Потебни, для последователей Н.Я.Марра, изучавших язык палеонтологическими методами, для современных нам структуралистов и семиотиков.

Критика теории заимствования  (Э.Тейлор, А.Лэнг). Выдвижение  теории самозарождения, допускающей неконтактное  возникновение  мифов в  аналогичных условиях. Значение этой теории для  последующих  сравнительно-исторических исследований

 

Культурно-историческая школа и ее ответвления

 И.Тэн, как основоположник и теоретик культурно-исторического направления на Западе.  Предшественники  Тэна  в европейской науке (Эйхгорн, Гердер, Спенсер).  Писатели и историки - предшественники Тэна:Лессинг, Вальтер Скотт, Шатобриан, Тьери, Мишле, Стендаль.  Сент-Бев - чуждый методологии накопитель  биографического материала.

Позитивизм, как философская основа культурно-исторической школы. Цель позитивизма - преобразование наук на началах социологии.

И.Тэн в поисках объективной основы для объяснения явлений искусства. Утверждение идеи закономерности развития явлений, закона причинности, метода аналогий.

80-е годы XIX в.  - апогей европейского и русского позитивизма и расцвет культурно-исторической школы.  Натуралистические, описательные тенденции в литературе этого времени.

И.Тэн в поисках объективной основы для объяснения явлений искусства. Идея закономерности развития явлений, закона причинности, метода аналогий.

Заслуга Тэна и культурно-исторической школы в разработке методологии истории литературы как науки. Системный характер выведенных Тэном закономерностей.  Установление связей искусства с другими проявлениями духовной жизни, с эпохой  и с обществом в целом.

Общая черта культурно-исторической школы - доступность и легкость изложения (Тэн, Брандес, Пыпи н, Венгеров, Коган).

Влияние Тэна на европейское искусствознание. Его последователи во Франции (П.Лакомб: Ж.Ренар, Г.Лансон), в Германии (Г.Геттнер, В.Шерер, К.Лампрехт), в Дании (Г.Брандес),  в Италии (Де Санктис), в Испании (М.Менендес-и-Пелайо) и др.

Ограниченность европейской культурно-исторической школы: в произведениях литературы видели только культурно-исторические памятники, документирующие общественную жизнь. Идеографические выжимки, выдаваемые за подлинное слово художника.  Оставалась без внимания вся сложность  и внутренняя художественная  структура произведений.  Третьестепенные, устаревшие, эстетически стертые  произведения как  наиболее удобный материал  для исследований этого типа (интерес Тэна к песням старинного трувера Рено де Монтабана, Пыпина - к Лукину, Тихонравова - к Ростопчину, и т. д.).  Соответствие метода характеру литературы эпохи:  жанровая форма романа (Бальзак), реалистическая драма, “экспериментальный” роман Золя (инспирированный Тэном),  натуралистический “документализм” Гонкуров.

Благоприятная почва для культурно-исторической методологии  в России, где литература  была почти единственным средством  выражения общественных идей.

А.Н.Пыпин и Н.С.Тихонравов как наиболее значительные фигуры культурно-исторической школы в России и представители "научного реализма" (П.Сакулин), свободные от националистического сентиментализма Шевырева и романтических увлечений Буслаева.

Высокая оценка Пыпиным деятельности И.Тэна при несовпадении с ним в ряде методологических положений.  Указание на сомнительный характер выдвинутых Тэном “первоначальных сил” (“расы, среды и момента”).

Демократизм,  яркая публицистичность  Пыпина, активного сотрудника журнала “Современник”. Связь его  деятельности с общим подъемом национального сознания и общественной мысли в середине XIX в.  Влияние идей Чернышевского (двоюродного брата Пыпина), без выхода за рамки буржуазно-демократического просветительства.

Исходные положения Пыпина: историческая обусловленность литературы жизнью общества и народа; связь литературы и жизни;  произведение - памятник определенной эпохи и культурно-исторического развития, в котором отражается время;  всякая литература национальна, носит на себе черты общественных особенностей и идеалов;   время выдвигает для своего выражения крупные писательские фигуры. Принцип детерминизма, который “не знает границ”. Преемственность в  развитии литературы  -  закономерное следствие общеисторических тенденций и сил.

Пыпин против теорий “чистого искусства” и “эстетической” критики середины XIX в.  Характеристика Пыпиным “официальной народности” (им  пущен в ход и сам этот  термин).

Преимущественный интерес Пыпина к общественному значению   литературы, вследствие чего литературоведение  не получило у него четкого отграничения от других областей идеологии и культуры. “История русской литературы” Пыпина - почти без литературных анализов, -  история русской культуры с опорой на литературный материал, социальный  смысл литературного творчества.

Открытие Пыпиным  новых исследовательских направлений и тем, которых не хотела знать “эстетическая” критика (древнерусские апокрифы, старинные русские сказки и повести, писатели второго и третьего ряда). Установка на свободу научной мысли.  Преодоление многих табу ( Радищев и Новиков, скептицизм Чаадаева,  “западники” и “славянофилы”, бесцензурная “потаенная” литература).    Интерес  к этнографии и народному творчеству.

Интерес Пыпина к  сравнительно-историческим анализам литературы, которые он включал в систему культурно-исторических (“общественно-исторических”) изучений.

Представления Пыпина (и Тихонравова) о развитии русской литературы как одна из самых достоверных историко-литературных концепций, творчески воспринятая и современными исследователями литературного процесса: единство, связь и непрерывность, преемственность  исторического и культурного (включая литературное) развития России на всем протяжении ее истории.

Антиславянофильская: “западническая” установка Пыпина; апология деятельности Петра I. Историческая неизбежность заимствований и подражаний в развитии русской литературы, завершающихся периодом произведений глубоко национального характера.

Гражданственность и общественно-политический идеал, публицистичность  метода Пыпина и его научная объективность. Соответствие и оптимальная применимость такого метода к новейшей, послегоголевской литературе,  проникшейся  общественным элементом. Новое понимание Пыпиным  истории как объективной науки, основанной на изысканиях, с преимущественным вниманием к внутренней жизни народов и органическим требованиям развития.      Популярность “пыпынианства” в России до начала  XX века, когда оно подверглось критике интуитивистов (Евлахова и др.).

Широкая постановка вопроса о задачах и методах истории литературы Н.С.Тихонравова, совпадающая с установками Тэна и культурно-исторической школы. Соединение историко-литературных исследований с общественными;  исторический ход литературы и отраженное в нем умственное и нравственное состояние общества.  Отказ Тихонравова от  “чисто-эстетического” изучения литературы  в пользу “подробностей”, способствующих уяснению истории.   Любовь к полным  изданиям писателей, собиранию биографических данных, изданию рукописей и старопечатных книг. Расширение тематики исследований с включением источников, отразивших явления народной жизни (“отреченные” книги народного чтения, раскол, обличительно-сатирические  начала в литературе, народный театр, листовки 1812 г.  и пр.).

Высказанная (еще до Пыпина) мысль Тихонравова о непрерывности и преемственности литературного развития. Указание на первые проблески западной культуры в России еще в XV в. - в подкрепление  беспристрастной оценки  Петровских реформ и всего XVIII в.

Разбор Тихонравовым “Истории русской словесности”  А.Д.Галахова (“Задачи истории литературы и методы ее изучения”) -  отрицание “эстетического”догматизма и изложение исторического метода изучения литературы для выявления “национальности в слове”.  Тихонравов о ценности дреанерусской письменности и об изучении византийских памятников, древнерусские переводы которых сохраняют  для исследователей утраченные греческие оригиналы.

Открытия Тихонравовым неизданных древнерусских памятников, в их числе  списка старорусской повести “Девгениево деяние”.

Обогащение Тихонравовым культурно-исторического метода   всесторонним филологическим изучением  памятников по их источникам. Изучение первоисточников, доказательность  и индуктивизм -  яркая особенность исследовательской работы Тихонравова.

Исторические ограниченности деятельности Тихонравова: недооценка  эстетического анализа и художественной специфики произведений литературы, оперирование понятием “среды”,   не покрывавшим понятия “социальной среды”;  переоценка безымянной письменной и бесписьменной старины, агиток Ростопчина  и т.п.

 Ученики и последователи культурно-исторической школы, ее историческая судьба

 Широкая популярность в России трудов И.Тэна.  Переводы и русские издания его трудов. Г.Брандес в России и собрания его сочинений.  Переводы сочинений П.Лакомба и др.

Ученики и последователи культурно-исторической щколы в России (Н.И.Стороженко,И.Н. Жданов, С.А.Венгеров, В.М.Истрин,А.А. Шахов).

Основанная Тихонравовым школа исследователей древней литературы и письменности (П.Н.Сакулин,М.Н. Сперанский,В.М.Истрин,    В.Е.Якушкин, А.А.Шахматов).

Н.П.Дашкевич о преимуществах “содержания” и неслучайности красоты формы.

Расширение исследуемого  материала и   превращение школы в “отдел социологии” (А.А.Шахов, А.И.Кирпичников), изучавший не индивидуальное творчество, а социальную, групповую психологию, литературу целого общества или нации в определенную эпоху (“История английской литературы” И.Тэна, “Гете и его время” А.Шахова, “Героический характер русской литературы” С.Венгерова, “Литературные направления Александровской эпохи” Н.Котляревского), вследствие чего изложение приобретало качества описательности и суммарности, не оставляя места для поэтических, стилистических и т.п. наблюдений.  Снижение литературоведческого интереса к стиху. Накопление огромного количества фактов (специальная установка И.Тэна), обобщаемых в форме многотомных монографий (три “великих свода” А.Пыпина).  

Литература как предмет изучения историков (В.И.Герье, В.О.Ключевский, Н.И.Кареев), ценивших литературу как аккумулятор “идей разных веков” , орган общественной мысли и настроений. Н.И. Кареев о личном творчестве как главном факторе литературной эволюции, недостаточно ценимом И.Тэном. Разграничение Кареевым задач историка и историка литературы. Историографические анализы Ключевского на литературном материале (“Евгений Онегин и его предки”).  Историком выступал и сам Тихонравов (как и Пыпин): “Боярыня Морозова”, “Московские вольнодумцы XVIII века и Стефан Яворский”).

Близость методологии культурно-исторической школы Г.В.Плеханову, создателю многотомной “Истории русской общественной мысли” - почти целиком на литературном материале. Критика Плехановым методологии Тэна, который “почти марксист”, но только наполовину историчен и принципиально отличен от методологии Маркса.

“Базовый” характер культурно-исторической школы, от которой отпочковывались сравнительно-историческая, психологическая и другие литературоведческие школы.

 

Сравнительно-историческое литературоведение

 

Формирование единой мировой литературы, потребность в изучении  этого процесса:   изучение связей литератур, их национальных различий,  объяснение независимо возникающего сходства. Осуществление этих задач возникшим во второй половине XIX в. сравнительно-историческим литературоведением.

Труд Ф.Буслаева “Перехожие повести” (1874). Ученик Буслаева  Всеволод Миллер, возглавивший  историческую школу в фольклористике.

Занятия  Александра Н. Веселовского фольклором всего мира,  почти всеми европейскими и некоторыми восточными литературами, как  один из симптомов выхода русской культуры на мировую арену.

Лекция Веселовского “О методе и задачах истории литературы как науки” (1870). Взгляд на литературу как на отражение массового движения.  Критика  позитивистского взгляда на историю. Опровержение теории заимствования Т.Бенфея,  указание на возможность независимого возникновения сходных черт в литературе разных народов.  Веселовский о самостоятельном развитии народа, который сам создает идеи. Народное содержание всякой литературы. Взгляд на народность как на   исторически развивающееся явление.

“Историческая поэтика” А.Н. Веселовского как капитальная  разработка исторической эволюции поэтического сознания и его форм.

Теоретическое обоснование Веселовским истории всеобщей литературы как науки исходя из единства мира и общности законов исторического развития.  Веселовский о  литературе и ее  художественных формах как порождениях исторической эпохи. Критика попыток объяснять индивидуальное творчество личными качествами художника.

Преобразование и развитие  Веселовским культурно-исторических традиций: переведение  культурно-исторического плана в план сравнительно-исторический и в план исторической поэтики, предметом рассмотрения при котором  стало само произведение, а не отражение в литературе общественного сознания. 

Критический пересмотр и синтетизация Веселовским всего лучшего культурно-исторической и “мифологической” школ, теорий заимствования и самозарождения. Обусловленность “влияния” “внутренним согласием” воспринимающей  среды. Теория “встречных течений”, заинтересованности нации-реципиента исходя из особенностей  ее самостоятельной жизни.

Алексей Н.Веселовский - разносторонний ученый культурно-исторической школы,  знаток западных литератур.

Книга Алексея Веселовского “Западное влияние в новой русской литературе” (1883) - реализация идеи Пыпина о  заимствованиях в литературе, попытка определить место русской литературы в мировом литературном процессе.  Мысль исследователя (со ссылкой на Ф.И.Буслаева) о невозможности при современном развитии изолированно изучать немецкую, французскую и русскую литературы.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (4)

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (15)

    Программа
    Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской работой в области экономических наук, к экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки».
  3. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (10)

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  4. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (16)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  5. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (7)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  6. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (17)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

Другие похожие документы..