Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Налогообложение является одной из важнейших проблем современности. Оно затрагивает все социально-экономические сферы жизни общества. Ни одно государс...полностью>>
'Документ'
Летательный аппарат: штурмовик "Белый ворон", бортовой номер 204; затем клонский торпедоносец "Фраваши" (бортовой номер 03-112); з...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными планами специальности 080201 «Регионо...полностью>>
'Документ'
Изучение дисциплины «Бюджетная политика и бюджетный процесс в РФ» является важной частью профессиональной подготовки слушателя магистерской программы...полностью>>

Интеллигенция и революция

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Отдел образования Нижнетуринского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижнетуринская гимназия

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ

Конспект интегрированного урока

истории и литературы

Гордеева Е.Н.,

учитель истории

МОУ Нижнетуринской гимназии

Чепикова Л.Н.,

учитель литературы

МОУ Нижнетуринской гимназии

Нижняя Тура 2007

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ

интегрированный урок (история + литература)

Тип урока: урок усвоения нового материала

Вид урока: урок-размышление

Класс: 11

Цели:

1. Познавательная

  • Создание условия для формирования объективного изображения трагедии русской интеллигенции в годы революции.

  • Познакомиться с «Несвоевременными мыслями» М. Горького.

2. Развивающая

  • Создать условия для развития критического мышления учащимся путём сравнения результатов выполненных работ.

  • Развитие познавательной активности учащихся.

3. Воспитательная

  • Воспитание уважительного отношения к истории страны и её литературному наследию.

  • Создать условия для повышения информационной культуры учащихся путём знакомства со взглядами на февральскую и Октябрьскую революции различных писателей.

Задачи:

1. Дать определение понятиям «интеллигенция» и «революция». Выяснить, как отнеслись различные писатели к февральской и Октябрьской революциям; выявить причины неприятия интеллигенцией Октябрьской революции.

2. Раскрыть сущность представлений Горького о революции, культуре, личности, народе, показать отношение писателя к русской жизни 1917-1918 годов.

3. Сделать выводы о несовместимости интеллигенции с насильственными методами революции.

Предварительное задание.

Найти в «Несвоевременных мыслях» ответы на вопросы:

- Против чего направлен пафос «Несвоевременных мыслей» - против самой революции или против того, как большевики понимают её цели и задачи? В связи с поисками ответа на поставленный вопрос раскройте понятия, введённые Горьким: «вечный революционер», «революционер на время». (Используйте статьи от 18.05.1917; 18, 19.11.1917; 17.05.1918; 26.05.1918; 06.06.1918.)

-Каково отношение Горького к событиям революции? (21.04.1917.; 22.04.1917; 06.05.1917; 07.12.1917; 21.12.1917; 18.05.1918; 20.04.1917; 01.05.1918; 12.11.1917; 23.12.1917; 17.01.1918; 17.03.1918; 26.03.1918; и др.)

- В чём состоит, по-вашему, горьковская «линия расхождения с безумной деятельностью народных комиссаров»?

- Претерпели ли изменения гуманистические идеалы, которые Горький провозглашал в прежние годы?

2. Прочитать статью А. Блока «Интеллигенция и Революция». Каково отношение Блока к России? Как оправдывает Блок «чёрную злобу» народную?

3. Индивидуальные задания. Учащиеся выбирают писателя из списка, предложенного учителем, и готовят сообщение, отвечая на вопросы: как принял февральскую и Октябрьскую революции, каковы причины неприятия? Список писателей: В. Короленко, В. Вересаев, А. Куприн, И. Бунин, М. Горький, А. Блок.

4. Прочитать и охарактеризовать события Февральской и Октябрьской революций

Эпиграф:

Интеллигенция - извечный носитель инакомыслия,

инакомыслие - хорошее оружие в борьбе за власть.

Но когда власть завоёвана, опираться на интеллигенцию нельзя –

орудие власти не инакомыслие, а единомыслие.

А. Рыбаков

Одно из непосредственных последствий большевизма –

обеднение России интеллигенцией. Одни погибают как инакомыслящие,

другие - как прямые противники, третьи - прямо как «буржуи»,

четвёртые - потому, что выбиты из колеи.

В. Короленко

Оборудование: портреты писателей, репродукции событий 1917 года, карта «Россия. 1917г. Февраль-Октябрь», видеофильм «Февральская революция 1917 года», «От Февраля к Октябрю 1917 года», раздаточный материал по истории - революционный бюллетень, «Несвоевременные мысли» М. Горького.

Революционный бюллетень

Имя писателя

Отношение к революции

Февральской

октябрьской

Причины неприятия

Ход урока

I. Организационный момент.

Словарная работа.

Интеллигенция - (от лат. понимающий, мыслящий, разумный). Общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры. II. Слово учителя.

Обратимся к словам А. Рыбакова (первый эпиграф): «Интеллигенция - извечный носитель инакомыслия, инакомыслие - хорошее оружие в борьбе за власть». Наверное, поэтому большая часть интеллигенции выступала против существующего порядка, желала изменить его. Многие из российских интеллигентов примыкали к различным партиям. Особенно большое число интеллигенции было среди кадетов и умеренных социалистов. Большевики уступали в этом плане им, хотя к концу 1917 г. и 8 их рядах было около 10% работников умственного труда.

Историческая справка. По подсчётам С. А. Федюкина, из более чем 500 активных участников вооружённого восстания в Петрограде свыше 40% составляли интеллигенты. Среди них видные деятели партии: В. И. Ленин, Н. К. Крупская, Г. В. Чичерин, А. С. Бубнов, Ф. Э. Дзержинский, Я. М. Свердлов, А. М. Коллонтай, А. В. Луначарский, В. В. Боровский и др.

Здесь были офицеры-большевики, юрист Н. И. Подвойский, историк-культуровед М. Н. Покровский, учёный П. К. Штернберг, актриса Художественного театра М. Ф. Андреева и др.

Итак, интеллигенция была рядом с теми, кто приближал революцию. Как же она её приняла? Рассмотрим этот вопрос на примере знакомых нам писателей. Для наглядности составим революционный бюллетень.

Ш. Составление бюллетеня. Реализация домашнего задания.

Учащиеся называют имена писателей и зачитывают ответ на вопросы: как приняли ФБД и Октябрьскую революцию? Если не приняли, то почему?

Учитель заполняет бюллетень на доске, учащиеся - в тетради.

Ответы учащихся и комментарий учителя.

Владимир Галактионович Короленко

6,5 лет своей молодости он отдал познанию народной жизни с изнаночной стороны тюрем, ссылок и поселения. После, отойдя от прямого революционного подвижничества, Короленко тем не менее числился в качестве неблагонадёжного для царской охранки.

Первые раскаты февральской бури, разметавшие твердыни самодержавия, принесли «деду Короленко» (64 года) уже радость за достигнутую победу.

Но радость быстро сменилась тревогой, которая была вызвана опасностью дальнейшего разжигания в стране партийного соперничества. «Забудем распри... Долой призыв к раздорам!»- таков был наказ своим соотечественникам. И не должна вызывать удивление резко отрицательная оценка писателем «мятежного движения», вспыхнувшего в Петрограде в октябре 1917 года. В статье «Испытание» (28 октября 1917) Короленко определил события в стране как «новый смерч», «большевистскую авантюру», попытку «одностороннего течения» партийной мысли навязать свою волю стране, не дожидаясь Учредительного собрания. Писатель отвергал путь насильственного решения социальных вопросов. «Есть одна печальная русская поговорка, вынесенная из позорного прошлого нашей самодержавной истории: «Кто палку взял, тот и капрал». Пора ей потерять прежнюю силу».

Драматизм истории привёл писателя к конфликту с захватившими власть большевиками именно по тому вопросу о «человечности», в котором ранее он видел свою близость к марксистам. Но даже в самые ранние месяцы после Октябрьских событий, когда Короленко проявил наибольшее неприятие новой власти, он не призывал к насильственному её' свержению. «Какая польза была бы от убийства Ленина?»

Первые же шаги новой власти вызвали у писателя настолько сильный протест, что он сделал для себя печальное обобщение облика новых правителей: «Большевик - это наглый «начальник», повелевающий, обыскивающий, реквизирующий, часто грабящий и расстреливающий без суда и формальностей».

Вывод. Февральскую революцию Короленко принял с радостью, так как она «разметала твердыню самодержавия». Октябрьский же «смерч» писатель принять не мог из-за монополии большевиков на мысль, из-за насильственных методов решения социальных вопросов, из-за разгона Учредительного собрания. И вообще он разошёлся с большевиками по вопросу «человечности».

Викентий Викентьевич Вересаев

Октябрьскую революцию Вересаев (ему было тогда 50 лет), как и многие интеллигенты, воспринял неоднозначно. С одной стороны, он увидел в ней силу, пробудившую народ, а с другой - стихию, «взрыв» подспудных тёмных начал в массах. Тем не менее писатель активно сотрудничал с новой властью: в 1917 году он стал председателем художественно-просветительской комиссии при Совете народных депутатов. Затем его избрали председателем Всероссийского союза писателей. Однако в творческом отношении время это было кризисным для художника, о чём свидетельствует роман «В тупике» (1920-1923). Это одно из первых произведений о гражданской войне. Более всего, пожалуй, писателя волновала в романе тема крушения традиционного гуманизма, гуманной морали. Он готов был осознать это крушение, но принять не мог.

Вывод. Увлечённый марксистской идеей, врач по профессии и писатель по призванию, В. Вересаев принимает революцию как сбывшуюся мечту о свободе народа. Но и приняв её', гуманист по натуре не может смириться с крушением гуманной морали, т. е. не может принять революционную мораль.

Александр Иванович Куприн

Революция 1917 г. поставила Куприна (47 лет), как и многих представителей российской интеллигенции, перед нелёгким выбором: с кем быть? Будучи человеком далёким от политики, Куприн подходил к этому вопросу скорее эмоционально, чем идеологически. Революция настораживала его, она казалась ему преждевременной и непредсказуемой по своим социальным последствиям. «Пусть учение Ленина в своей идеологии высоко, - писал он. - Но оно отворяет широко двери русскому бунту - бессмысленному и беспощадному».

В суровой послереволюционной действительности многое было писателю чуждо и непонятно. Когда Гатчину, где жил писатель, в 1919 году захватили войска Юденича, Куприн был мобилизован в армию и вместе с разгромленными остатками белых покинул Родину.

Вывод. Далёкий от политики, Куприн воспринял революцию эмоционально. Он считал её русским бунтом, бессмысленным и беспощадным, преждевременным и непредсказуемым.

Иван Алексеевич Бунин

Февральские события И. А. Бунин воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания.

Октябрьскую революцию Бунин (47 лет) встретил откровенно враждебно. Непримиримо относясь к происходящему в стране, Бунин считал, что в России вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество». Неприятие большевизма отразилось в дневнике Бунина «Окаянные дни», написанном в ту пору.

В 1920 году Бунин эмигрировал и поселился во Франции.

Вывод. Бунин не принимал революционную мораль, возведение насилия в норму повседневной жизни, что, по его словам, противоречило законам «человеческого общества».

Максим Горький

Свержение самодержавного режима 27 февраля 1917 года Горький встретил восторженно. После февральской революции литературно-общественная и культурная деятельность Горького получила новый размах. Он становится преимущественно публицистом. Однако первые же революционные события вызвали и первые разочарования. Романтическая концепция революционной культуры приходит в столкновение с грубой реальностью жизни.

По признанию самого Горького, с «осени 16-го года по зиму 22-го» он «не написал ни строчки» художественных произведений. Все его мысли были связаны с бурными событиями, потрясавшими страну. Вся его энергия была обращена на непосредственное участие в общественной жизни: он вмешивался в политическую борьбу, старался выручать из застенков ЧК ни в чём не повинных людей, добивался пайков для умирающих от голода учёных и деятелей искусства, затевал дешёвые издания шедевров мировой литературы... Публицистика была для него одной из форм прямого общественного действия.

Краткая историческая справка.

«Несвоевременные мысли»- это серия из 58 статей, которые были опубликованы в газете «Новая жизнь», органе группы социал-демократов. Газета просуществовала чуть больше года - с апреля 1917 г. по июль 1918г., когда она была закрыта властями как оппозиционный орган печати.

Беседа по тексту книги М. Горького «Несвоевременные мысли» (вопросы см. в предварительном задании).

Примерный ход беседы.

В ранних произведениях Горького мы отмечали надежды, которые он связывал с революцией. О них Горький говорит и в «Несвоевременных мыслях»: революция станет тем деянием, благодаря которому народ примет «сознательное участие в творчестве своей истории», обретёт «чувство родины», революция должна «возродить духовность» в народе.

Но вскоре после октябрьского переворота (в статье от 7 декабря 1917 года), уже предчувствуя иной, чем он предполагал, ход революции, Горький с тревогой вопрошает: «Что же нового даст революция, как изменит она звериный русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни?» Эти вопросы были адресованы победившему пролетариату, который официально встал у власти и «получил возможность свободного творчества».

Происходит столкновение идеалов, во имя которых Горький призывал к революции, с реалиями революционной действительности. Из их несовпадения вытекает один из главных вопросов:

- В чём состоит, говоря словами Горького, «линия расхождения с безумной деятельностью народных комиссаров»?

Главная цель революции, по мнению Горького, нравственная -превратить в личность вчерашнего раба. А в действительности, как с горечью констатирует автор «Несвоевременных мыслей», октябрьский переворот не только не принёс «в себе признаков духовного возрождения человека», но, напротив, спровоцировал «выброс» самых тёмных, самых низменных - зоологических инстинктов.

Далее ученики приводят примеры о самосудах и погромах, о беззастенчивом вывозе за границу культурных ценностей, об аресте честных людей, виновных только в том, что они мыслят иначе, чем велит новая власть и т. д.

«Атмосфера безнаказанных преступлений» не способствует воспитанию гражданина, - утверждает писатель.

Одно из самых принципиальных расхождений Горького с идеологией «народных комиссаров» - это вопрос о культуре. Не случайно же название статей было «Заметки о революции и культуре».

Революция бесплодна, если она не займётся культурным строительством, предупреждает автор. По аналогии с распространённым лозунгом «Отечество в опасности!» выдвигает свой лозунг «Культура в опасности!».

Ни один факт ущемления культуры не проходит мимо внимания писателя:

• он протестует против «грязной» литературы, «особенно вредной именно теперь, когда в людях возбуждены все тёмные инстинкты»;

• выступает против решения Совета народных депутатов по вопросу отправки на фронт артистов, художников, музыкантов, потому что страшится: «с чем мы будем жить, израсходовав свой лучший мозг?»

• сетует по поводу исчезновения с книжного рынка «хорошей честной книги», а «книга - лучшее орудие просвещения»;

• узнав о запрете на издание оппозиционных газет и журналов, искренне тревожится за «молодую Русь, только что причастившуюся даров свободы»;

• протестует против ареста И. Д. Сытина, которого за его пятидесятилетнюю издательскую деятельность называет подлинным «министром просвещения»...

-Кто же оказался во главе Октябрьской революции - «вечный революционер» или «революционер на время, на сей день»?

«Вечный революционер» знает и верит, что человечество имеет силу бесконечно создавать из хорошего - лучшее», «его единственная и действительно революционная цель» - «оживить, одухотворить весь мозг мира».

Но на мощной волне революции выплеснулся на поверхность и другой тип общественного деятеля, которого Горький хлёстко назвал «революционером на время». Таких людей он увидел прежде всего среди участников октябрьского переворота. «Революционер на время» - это человек, «принимающий в разум, а не в душу внушаемые временем революционные идеи», и поэтому он «искажает, низводит до смешного, пошлого и нелепого культурное, гуманистическое, общечеловеческое содержание революционных идей». Они переводят в сведение счётов с бывшими реальными и мнимыми обидчиками («за каждую нашу голову...»). Это они провоцируют в возбуждённой толпе «хватательный инстинкт» («грабь награбленное»). Это они, насаждая новую - «пролетарскую»- мораль, по сути, отрицают мораль общечеловеческую. «Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта, простой народ для них - та лошадь, которой учёные-бактериологи прививают тиф для того, чтоб лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт производят комиссары над русским народом...» «Реформаторы из Смольного... забыли, что идеи не побеждают приёмами физического насилия».

Вывод. Идея духовного совершенствования владела Горьким полностью. Поэтому не удивительно, что Октябрь он воспринял резко отрицательно, увидев разгул кровопролитной стихии, гибель культуры. Такие взгляды были выражены в публицистическом цикле «Несвоевременные мысли». Позже главной темой «Жизни Клима Самгина» станет отступничество интеллигенции от революции. (Связь с эпиграфом.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблема «Интеллигенция и революция» в анархистской публицистике начала XX века

    Статья
    Проблема роли радикальной интеллигенции в истории России начала XX в. была и остается одной из наиболее дискуссионных в исторической литературе. Интеллигенция как выразитель политических настроений в обществе и активная социальная
  2. Интеллигенция как культурный феномен России

    Документ
    «…Я не берусь решить, что такое русская интеллигенция, чудо ли она или чудовище, - я только знаю, что это, в самом деле, нечто единственное в современной европейской культуре».
  3. Н. А. Бердяев "Самопознание" Революция, коммунизм, свобода. Книга

    Книга
    представляет собой уникальное свидетельство этапов духовного становления самобытнейшей личности русского философа, дающая полной грудью вдохнуть трагический воздух европейской истории первой половины 20 века и прочувствовать всю глубину
  4. Емтыль, З. Я. Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца ХIХ в начала 30-х гг. ХХ в. / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Краснодар: Издательский Дом Юг, 2010. С. 18 66

    Документ
    Емтыль, З.Я. Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца ХIХ в. – начала 30-х гг. ХХ в. / Науч. ред. Э.А. Шеуджен.
  5. Б. А. Успенский (Москва/Неаполь) Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры

    Документ
    67 Н.А.Богомолов (Москва) Творческое самосознание в реальном бытии (интеллигентское и антиинтеллигентское начало в русском сознании конца XIX — начала XX вв.

Другие похожие документы..