Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В процессе разработки систем автоведения пассажирских электровозов возникла проблема автоматического управления тормозами электровоза и поезда. Сущес...полностью>>
'Документ'
Постановка задачі. Нехай маємо m пунктів відправлення (або виробництва) деякого ресурсу (наприклад, комп‘ютерів, меблів і т.і.) — А1, А2, , Аm і n пу...полностью>>
'Доклад'
В настоящее время в Российской Федерации весьма значительное количество участков для строительства приобретается именно из государственных или муници...полностью>>
'Документ'
В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежн...полностью>>

Конференция в Женеве и подписание итогового соглашения без участия США сша встают на путь нарушения Женевских соглашений

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

www.diplomrus.ru ®

Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок

Содержание

Введение ...2

Глава I. Женевское совещание министров иностранных дел 1954 года и активизация вьетнамской политики США...27

§ 1. Французская война в Индокитае и позиция США... 27

§2. Конференция в Женеве и подписание итогового

соглашения без участия США ...40

§3. США встают на путь нарушения Женевских соглашений...50

§4 Миссия Коллинза и американо-французское

соглашение__64

Глава 2. Американская политика в Южном Вьетнаме в условиях относительного мира (1955-1959) ...73

§ 1. Борьба с оппозиционными сектами...73

§2. Сайгон при поддержке США отказывается от переговоров с

ДРВ...89

§3. Южный Вьетнам в 1956-1959: США и "стабильный" режим Дьема...106

Глава 3. Попытки администрации Кеннеди найти оптимальное решение вьетнамской проблемы...135

§1. Внутренняя политика Дьема и начало гражданской

войны...135

§2. Попытки администрации Кеннеди взять ситуацию во Вьетнаме под контроль... 145

§3. От буддистского кризиса до Тонкинского инцидента...167

Заключение...189

Библиография...194

Введение

В 1954 году заключением Женевских соглашений завершилась длительная война Франции в Индокитае. Народы Вьетнама, Лаоса и Камбоджи наконец-то получили долгожданный, но как это выяснилось позже, краткосрочный мир. Прошло всего 5 лет, и на вьетнамской земле вспыхнула новая война.

Важным итогом Женевской конференции было разделение страны на две части. Северный Вьетнам оказался во власти коммунистического правительства. Чтобы удержать юг страны в орбите своего влияния, американское руководство поставило перед собой цель создания там антикоммунистического государства.

Главной задачей настоящего исследования является изучение процесса принятия решений вашингтонской администрацией в период с 1954 по 1964 год. Представляется необходимым проследить, каким образом вырабатывался внешнеполитический курс Соединенных Штатов Америки в отношении Вьетнама в годы президентства Дуайта Эйзенхауэра, Джона Кеннеди и Линдона Джонсона. Насколько отличалась политика президентов-демократов от действий республиканца Эйзенхауэра. Можно ли говорить о преемственности курса в условиях смены администрации в Белом доме? Ответ на этот вопрос позволит проследить некоторые тенденции в американской внешней политике конце 1950-х - начале 1960-х годов.

На основании изучения доступных нам источников и литературы представляется возможным раскрыть суть так называемой "вьетнамской проблемы" во внешней политике США и показать, каким образом Белый дом пытался ее решить.

Данное исследование затронет отдельные аспекты внутриполитической ситуации в Южном Вьетнаме, а также деятельности, развернутой американскими представителями в этой стране. Это поможет ответить на вопросы о том, какую роль США

играли в реализации решений Женевской конференции 1954 года, а также какое влияние Белый дом оказывал на правительство в Сайгоне. Кроме того, изучение внутриполитической ситуации в Южном Вьетнаме необходимо для объяснения причин начала гражданской войны в 1959 году.

Большой интерес вызывает и тот факт, что Вьетнам стал одной из первых стран Азии, где Соединенные Штаты Америки попытались установить устраивавший их режим. По мнению вашингтонских политиков, Южный Вьетнам надлежало превратить в надежного союзника, в ещё один бастион в борьбе с распространением коммунистической идеологии наряду с Южной Кореей, Филиппинами, Таиландом, Тайванем. Выяснить, насколько адекватными были действия американцев в малознакомом для них регионе, насколько сам Индокитай был важен для американских внешнеполитических интересов - также задача данной работы. Все это, конечно же, можно понять лишь в контексте развития международных отношений.

Американскую политику в "третьем мире" нельзя рассматривать вне контекста "холодной войны". В этой связи наибольший интерес будут интересовать позиция, которую в процесс решения вьетнамской проблемы занимали советское правительство и руководство КНР.

Анализ действий Соединенных Штатов во Вьетнаме может позволить найти аналоги решения в том числе и современных проблем, что подчеркивает актуальность выбранной темы. За последние десятилетия локальные конфликты стали играть все большую роль. Война во Вьетнаме, вобравшая в себя черты этнического, религиозного противостояния, гражданской войны и конфликта за сферы влияния в этом плане очень показательна. Стоит к тому же упомянуть, что бывший "третий мир" играет сейчас все большую роль в международных отношениях, что никак не могут игнорировать государства-лидеры.

Новизна диссертации заключается в том, что в исторической науке существует определенный пробел в изучении предыстории войны США

во Вьетнаме. Причем это касается как отечественных, так и зарубежных исследований. Это особенно заметно на примере периода 1954-1959 гг. Абсолютное большинство авторов ставят рассматриваемые в диссертации проблемы в тень более ранних или, наоборот, более поздних событий в Индокитае. Кроме того, в настоящей работе вьетнамская проблема рассматривается как симбиоз целого ряда факторов — общего внешнеполитического курса Вашингтона, деятельности американских советников на местах и внутренней политики сайгонских властей. Лишь соединив все эти вопросы можно добиться выполнения поставленных задач.

В основу аналитической работы над фактическим материалом были положены принципы историзма, системности, объективности, теории конфликтологии. Действия США во Вьетнаме рассматриваются в исторической динамике, с выявлением основных этапов и тенденций развития, во взаимосвязи с другими явлениями, развивающимися во времени. Кроме того, предлагается оценка явлений и фактов исходя из конкретных исторических условий того времени (в данном случае 1950-60-х годов XX века).

Принцип системности в данном случае предполагает исследование вьетнамской проблемы в общем контексте международных отношений в изучаемый период времени. Речь идет о так называемом "конфликтном взаимодействии" двух полюсов мировой политической системы - типа отношений, определявшего динамику поведения в рамках биполярной системы международных отношений. В соответствии с принципом системности, региональные кризисы (в том числе и Индокитайский) стали нормой в первое послевоенное десятилетие, когда биполярная система находилась на стадии становления, а две "супердержавы" еще не выработали модус взаимоотношений.1

Основной метод исследования - сравнительно-исторический.

1 Маныкин А.С. Системность в международных отношениях: причины, формирование и этапы развития. //Вестник МГУ. Серия История. #6.1992. с. 10.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки и структура исследования обусловлены следующими соображениями. 1954 год - дата заключения Женевских соглашений, ставшая точкой отсчета нового периода в истории Индокитая. 1964 - это год принятия Тонкинской резолюции, которая дала "зеленый свет" на отправку американских солдат во Вьетнам. Вместе с тем, в исследовании имеется параграф, который возвращает нас к проблемам французской колониальной войны во Вьетнаме. Его наличие обусловлено стремлением автора показать картину, которая сложилась в стране к началу мирных переговоров в Женеве. Заранее оговоримся, что вопросы франко-американских отношений не входят в непосредственную задачу исследования, и мы будем касаться их лишь по мере необходимости.

Первая глава настоящего исследования завершается началом 1955 года. В ней рассмотрены итоги Женевской конференции, а также показаны первые шаги США по активизации своей политики во Вьетнаме.

Вторая глава охватывает период 1955-1959, то есть фактически тот отрезок времени, который в зарубежных исследованиях называется межвоенным периодом в истории Вьетнама. В нем показано, каким образом Соединенные Штаты способствовали нарушению Женевских соглашений и созданию в Южном Вьетнаме проамериканского режима. Третий параграф второй главы, характеризующий внутриполитическое развитие Южного Вьетнама в конце 1950-х, необходим для того, чтобы продемонстрировать деятельность американских представителей в условиях относительного мира.

Наконец, третья глава повествует о событиях 1959-1964 гг. - в основном речь идет о политике администрации Д.Кеннеди Первый параграф третьей главы затрагивает события 1956-1959 гг., дабы показать причины, приведшие к началу гражданской войны. В третьем

параграфе затрагивается один год администрации Линдона Джонсона, ставшего президентом после убийства Джона Кеннеди.

Источники

Основной круг источников, привлеченных к данной работе -документы Министерства обороны США, Государственного департамента, Совета национальной безопасности.

Основным источником к данной работе является многотомная публикация под названием "Американо-вьетнамские отношения в 1945-1967". Поскольку она была подготовлена министерством обороны США, то более известна под названием "Документы Пентагона". Появившийся в 1971 году, этот труд до сих пор является наиболее полной документальной историей американских действий во Вьетнаме. "Документы Пентагона" показывают, как Соединённые Штаты оказались вовлечены в самую затяжную войну за пределами их территории.

В "Документах Пентагона" содержатся свидетельства поддержки Трумэном и Эйзенхауэром французской колониальной войны в Индокитае, а позже - политики, по сути, направленной на срыв Женевских соглашений. Источник предоставляет необходимые данные по военной, экономической и политической помощи правительству Нго Динь Дьема при Эйзенхауэре и Кеннеди.

Существует несколько версий "Документов Пентагона". Самая ранняя из них вышла в свет благодаря Дэниелу Эллсбергу, незаконно скопировавшему часть документов, предназначенных для служебного пользования в Министерстве обороны США. Несмотря на противодействие чиновников Пентагона, они были опубликованы в газете New York Times, а позже и в других американских СМИ, вызвав большой резонанс в обществе и способствовав тем самым росту антивоенных настроений в Соединенных Штатах.2

2 The Pentagon Papers. - New York: Bantam Books, 1971.

Позднее появились более полные варианты бумаг Пентагона. В 1971 вышла версия сенатора от штата Аляска Майка Грэйвела, опубликованная бостонским издательством "Бикон" и включающая в себя значительно большее число документов3. В следующие годы были изданы фактически все "Документы Пентагона". В частности, это официальная версия, изданная министерством обороны под названием "Американо-вьетнамские отношения 1945-1967", включающая в себя некоторые интересные документы, не попавшие в ранние издания.4 Нельзя не отметить, что версия министерства обороны была самой поздней. Военные, очевидно, посчитали, что дальше скрывать правду бесполезно.

Данная работа будет опираться практически на все версии "документов Пентагона", ибо, лишь сложенные воедино, они дают достаточную информацию об интересующих нас событиях.

Ещё одним важным источником для данной темы является издание "Foreign Relations of the United States", опубликованное государственным департаментом США. Специальные тома, посвященные американо-вьетнамским отношениям в 1955-1963 годах, увидели свет в 1985, 1986 и 1990 гг.5 Помимо значительного фактологического материала, представленного в хронологическом порядке, эти документы содержат в себе большой объем информации, необходимой для того, чтобы проследить отдельные, но очень существенные стороны процесса выработки внешнеполитических решений. Особую ценность содержат тексты телеграмм и дипломатических донесений, которые сотрудники Государственного департамента присылали своему начальству из Сайгона, Парижа,

3 The Senator Gravel Edition. The Pentagon Papers: The Defense Department History of United States Decisionmaking on Vietnam, vol. 1 - Boston: Beacon press, 1971.

4 United States-Vietnam relations 1945-1967. - Washington: US government printing office. 1971.

5 Foreign relations of the United States (FRUS) 1955-1957:vol.1 Vietnam, Washington 1985, FRUS 1957-1960: vol.1 Vietnam, Washington: US government printing office.1986; FRUS. 1961-1963: vol. 2. Vietnam. - Washington: US government printing office, 1990.

Манилы и других городов мира. Несмотря на официальный характер этих публикаций, они позволяют ознакомиться с личными взглядами американских политических деятелей на те или иные события, а затем, в сопоставлении с конкретными фактами, проследить их влияние на политику по отношению к Юго-Восточной Азии.

Среди официальных источников отметим стенограммы заседаний совета национальной безопасности США, рассекреченные в 1986 году. Не публиковавшиеся в печати, они предоставляют интересные факты, проливающие свет на процесс принятия решений по индокитайскому вопросу в администрации Президента США.6

Тексты важнейших соглашений: договорённости 1954 года в Женеве, Манильский пакт и дополнительный протокол к нему изучались нами по материалам сенатского комитета по международным отношениям Конгресса США, а также многочисленным сборникам внешнеполитических документов этого периода.7

Отношение к проблеме Индокитая со стороны американской законодательной власти прослеживалось в основном по стенограммам заседаний сенатского комитета по международным отношениям конгресса США. Они включают в себя речи госсекретаря Д. Ф. Даллеса, оценки и мнения сенаторов. Особенно надо учитывать тот факт, что материалы этих заседаний были рассекречены лишь в 1977 году и долгое время были недоступны для широкого круга исследователей даже в США.8

6 Declassified Documents Reference Science 1986, Fiche 120, 1986.

7 См., например, Vietnam and America: a Documented History. - New York: Grove Press, 1995; Background information Relating to Southeast Asia and Vietnam (4th Revised Edition): Committee on Foreign Relations. United States Senate. - Washington: Government Printing Office, 1968;

8 United States Senate. Committee on Foreign Relations. Executive Sessions of the Senate Foreign relations Committee (Historical Series). Vol.6. 83 rd Congress - Washington: Government Printing Office, 1977.

Кроме того, в качестве официального источника использовались стенограммы заседаний Конгресса США, на которых обсуждались вопросы вьетнамской политики Соединенных Штатов.9

В работе также были использованы стенограммы пресс-конференций президентов Д. Эйзенхауэра и Д. Кеннеди, опубликованные в сводном издании. Эти документы представляют не самый большой интерес для анализа исследуемой нами проблемы, так как были рассчитаны на внимание самых разных категорий населения. Интерес в данном случае представляет то, как преподносилась общественности вьетнамская проблема.10

Новейшие технические достижения позволяют исследователям пользоваться документами, которые недоступны в отечественных архивах. Например, документы заседаний Совета Национальной Безопасности возможно прочесть и получить для изучения в глобальной сети Интернет.11

В качестве еще одного источника необходимо назвать многотомное издание "Правительство США и война во Вьетнаме" под редакцией Уильяма Конрада Гиббона. Приведенные там сведения также были использованы при написании данной работы.12

В настоящем исследовании были использованы советские дипломатические документы. В частности, речь идет о сборниках "Внешняя политика Советского Союза и международные отношения", которые ежегодно издавались внешнеполитическим ведомством СССР.

9 Congressional record proceedings and debates of the 86-th congress, 1st session Washington, Congressional Record Proceedings and debates of the 90-th congress 1st session vol.113. Washington: Government Printing Office, 1979.

10 Public Papers of the Presidents: Dwight Eisenhower, 1954. -Washington: Government Printing Office, 1955, Public papers of the Presidents.John F. Kennedy, 1963. - Washington D.C: Government Printing Office, 1984.

11 NSC Progress Report by Operations Coordinating Board. -

12 Gibbon W, The US Government and the Vietnam War, part II, 1961-1964. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1986.

Здесь наибольший интерес представляли документы, посвященные отношениям Советского Союза с США и Северным Вьетнамом.13

Кроме того, в качестве источника был привлечен сборник "Советский Союз - Вьетнам: 30 лет отношений". Документы, представленные в нем, показывают развитие связей между СССР и ДРВ после 1950 года. Наибольший интерес представляют официальные выступления лидеров двух стран, тексты договоров между Москвой и Ханоем, а также заявления советского руководства касательно нарушений США и Южным Вьетнамом Женевских соглашений.14

При написании работы были использованы документы МИД Франции. Несомненно, что некоторые события рассматриваемого периода, как, например, материалы по борьбе с религиозными сектами Южного Вьетнама весной 1955 года, нельзя изучать без французских документов. В этом издании собраны донесения послов Франции в США, СССР, ДРВ, а также послания генерального представителя Франции в Индокитае Поля Эли.

Документы МИД Франции позволяют взглянуть на события в Юго-Восточной Азии со стороны американского союзника в Европе. Возможно, что потеря Францией своих позиций во Вьетнаме заставляет сомневаться в объективности оценок, содержащихся в этих источниках. Тем не менее, давние связи Франции с Индокитаем не позволяют обойти данное издание стороной.15

В работе использованы документы внешнеполитического ведомства Канады, опубликованные на официальном сайте МИД этой страны в сети Интернет. Данный источник необходим для изучения деятельности

13 Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1961. - М. 1962; Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1962. -М. 1963; Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1963. -М. 1964.

14 Советский Союз - Вьетнам: 30 лет отношений. 1950-1980. - М. 1982.

15 Documents diplomatiques Francais 1955 v.1. - Paris: Imprimente Nationale, 1981.

наблюдательной комиссии, в которую входил, в том числе и представитель Канады.16

Благодаря сотрудничеству с Центром изучения войны во Вьетнаме в американском городе Любек к работе были приобщены материалы из Южного Вьетнама. В частности, речь идет о пропагандистской литературе, а также о данных, которые публиковал МИД Южного Вьетнама. Несмотря на очевидную претенциозность сайгонских властей, этот источник весьма интересен, поскольку позволяет взглянуть на ситуацию в Индокитае со стороны проамериканского режима.

Важным источником является мемуарная литература. Конечно, не следует забывать, что произведения этого жанра всегда отмечены печатью субъективности. Не является исключением и книга полковника Эдварда Лэнсдейла, который долгое время проработал советником в Южном Вьетнаме.17 Взгляды этого человека, несомненно, важны для полного анализа ситуации. Лэнсдейл пытается опровергнуть мнение о себе как о "тихом американце", прототипе знаменитого оперативника ЦРУ из одноимённого романа Грэма Грина. Книга Лэнсдейла была издана в самом начале 1970х, и лишь позже стало известно, что полковник действительно был связан со спецслужбами.

Воспоминания проливают свет на взаимоотношения между главой американской миссии в Сайгоне Коллинзом и Лэнсдейлом, а также помогают понять роль последнего в событиях 1955 года, в становлении сайгонского режима. Некоторые моменты биографии полковника Лэнсдейла настолько важны, что на них ссылаются даже государственный департамент в "Документах внешней политики" и военные аналитики в "Документах Пентагона".

Лэнсдейл раскрывает черты характера южновьетнамского лидера Нго Динь Дьема, объясняет истинные мотивы некоторых его решений.

18 Documents on Canadian external relations Vol.21.- http://wnww.dfait-maeci.gc.ca/department/history/dcer/details-en.asp?intRefid=360 17 Lansdale E. In the I Harper & Row, 1972.

17 Lansdale E. In the Midst of Wars: An American Mission to Southeast Asia. - New York:

Полковник всячески пытается убедить читателя в правильности решений Вашингтона, и, конечно же, показать свою положительную роль в событиях. Тем не менее, следует сказать, что мемуары бывшего резидента ЦРУ помогают исследователю восстановить панораму событий полувековой давности.

В качестве источника использованы воспоминания бывшего руководителя ЦРУ Уильяма Колби. Этот человек работал в Сайгоне в конце 1950-х — начале 1960-х сначала в качестве главы местного отделения американской разведки, а затем и в должности руководителя ЦРУ на Дальнем Востоке. Его мемуары позволяют проследить за тем, каким образом менялась ситуация в Южном Вьетнаме в годы администрации Джона Кеннеди, как именно реагировали на эти события и в Вашингтоне, и в Сайгоне.18

В настоящем исследовании, кроме того, использовано интервью автора с бывшим культурным атташе советского посольства в Ханое Ф. А Филипёнком. Оно позволило глубже ощутить ту атмосферу, которая царила в 1954 году во Вьетнаме, а также выявить некоторые моменты в отношениях между ДРВ и странами социалистического лагеря.19

И, наконец, еще одним источником для данной работы служит пресса. В работе использовался большой круг американских периодических изданий. В основном это материалы общенациональных газет "New York Times" и "Washington Post".20 Однако и региональная пресса не была обойдена вниманием. В частности, речь идет о калифорнийской газете Monterrey Peninsula Herald, владельцы которых соглашались на публикацию статей откровенно заказного характера.21

18 Colby W. Honorable Men. My Life in CIA. - New York: Simon & Schuster, 1978; Colby W. The turning points in Vietnam war, •

www.vietnam.ttu.edu/vietnamcenter/events/1996 Symposium/William Colby Speech.html 18 Личное интервью автора с Ф.А.Филипенком.

20 The New York Times 1954-1955,1957,1961-1963, The Washington Post 1961-1963.

21 Monterrey Peninsula Herald 1959.

Особо стоит упомянуть использование в работе публикаций сайгонской газеты "Times of Vietnam". Это - правительственное издание, в котором излагалась точка зрения лидера Южного Вьетнама Нго Динь Дьема и его ближайшего окружения. Как и в случае с пропагандистской вьетнамской литературой, в данном случае интересен аспект, под которым рассматривается ситуация в регионе.22

Соответственно, взгляд ДРВ на события в Южном Вьетнаме можно почерпнуть из издания Etudes Vietnamiennes, которое выходило в Ханое на французском языке.23

При написании работы также использовался авторитетный американский журнал "Foreign Affairs" и либеральные издания -"Nation", "New Republic".24 Для более объективного рассмотрения проблемы привлекались как консервативные издания ("Wall Street Journal"), так и журналы левацких организаций ("Mainstream")25.

Кроме того, определенный интерес представляют статьи, опубликованные "Le Monde", с которой сотрудничали многие французские эксперты по Индокитаю. К их числу, например, относятся известные авторы Жак Лакутюр и Филипп Девилье, которые писали статьи для "Le Monde", а позже издали несколько монографий, повествующих о событиях 1954-1955 годов.26

В данной работе использовались материалы советских газет "Правда", "Известия" за 1954-1964 гг. Здесь наибольший интерес представляли сообщения ТАСС и комментарии к ним, написанные не журналистами этих изданий, а профессиональными дипломатами. Этот источник позволяет увидеть точку зрения Москвы на отдельные события.27

22 Times of Vietnam 1957-1958.

23 Etudes Vietnamiennes 1962,1963.

24 Foreign Affairs 1954-1959, New Republic 1954-1957, Nation 1954-1956.

25 Walt Street Journal 1954, 1956. Mainstream 1962-1963.

28 Le Monde 1957. J. Lacourture De la guerre francaise a la guerre amehcaine. Paris, 1966; Lacourture J. Le fin d'une guerre Paris, 1960. 27 Правда 1954-1964, Известия 1954-1964.

Зарубежная историография

Неудачи американских войск во время боев во Вьетнаме уже в середине 1960-х, публикация бумаг Пентагона, рассекречивание документов внешней политики, заседаний конгресса вызвали настоящую волну публикаций в США. Когда исследователи в США и в мире получили возможность ознакомиться с процессом принятия решений по индокитайской проблеме, у них появилась возможность разрешить возникшие ранее вопросы. Большой интерес к вьетнамской проблеме был также связан с тем, что миллионы американцев хотели узнать, зачем США ввязались в войну, унёсшую десятки тысяч жизней американских солдат.

Как и следовало ожидать, американским исследователям не удалось прийти к общему знаменателю по поводу оценок вьетнамской войны. И здесь необходимо выделить несколько основных направлений.

Полностью оправдывала действия американских администраций группа "реалистов", к которой можно причислить Бернарда Фолла, Трэгера Франка, Нормана Подгореца.28 Эти авторы занимали достаточно жесткую позицию по отношению к ДРВ и доказывали правильность силового вмешательства США во вьетнамский конфликт. По их мнению, основными нарушителями Женевских соглашений являлись северные вьетнамцы и их покровители из СССР и КНР, стремившиеся включить Южный Вьетнам в зону коммунистического влияния.

Здесь конечно необходимо учитывать тот факт, что работы вышеупомянутых авторов в основном относятся к концу 1960-х -началу 1970-х и носят идеологический подтекст. В них очевидно

28 Fall В. The two Viet-Nams NY: Ргавдвг, 1964; Frank Т. Why Viet-Nam? London, 1963; Podhoretz N. Why we were in Vietnam N.Y: Simon and Schuster, 1982.

прослеживается попытка обвинить коммунистические страны в развязывании войны.

Менее жесткую позицию занимали представители консервативного крыла школы политического реализма и неотрадиционалисты. Среди основных представителей этого направления здесь можно назвать Уолта Ростоу, Генри Киссинджера.29 Эти авторы в целом выражали официальную точку зрения, хотя и признавали наличие отдельных ошибок как у Д. Эйзенхауэра, так и у Д. Кеннеди. К этой же группе можно отнести и ряд военных историков - в частности генерал-лейтенанта в отставке Филиппа Дэвидсона.30 Представители данного направления согласны с идеей использования военной силы как законного средства решения спорных проблем. Позиция Белого дома в работах военных историков критикуется как "излишне мягкая".

В 1960-е - 1970-е годы в американской историографии преобладали работы историков - либералов. К этому направлению можно отнести Джозефа Батгинджера, Роберта Шлезингера младшего.31 В своих работах они отрицают основополагающую роль фактора вооруженной мощи и настаивают на необходимости распространения идей демократии. В частности, либералы уверяли, что неудачи американской политики во Вьетнаме в основном связаны с авторитарным характером режима в Сайгоне.

Монументальное исследование Джозефа Батгинджера "Вьетнам: Дракон воюет" явилось одной из первых и довольно удачных попыток отойти от официальной американской историографии, которая пыталась выгораживать действия вашингтонской администрации во Вьетнаме. Баттинджер, а также Роберт Сильяно в работе "Страна под гнетом" попытались сравнивать государственный строй Южного Вьетнама и

89 Rostow W. The Diffusion of Power. - New York: Macmillan, 1972; Kissinger H. The White House Years. - Boston: Little Brown, 1979.

30 Davidson Ph, B. Vietnam at War /h/davidson

31 Schlezinger Jr A. M, A 1000 days. - Boston: Houghton Miffin, 1965; Schlezinger Jr A. M. The Bitter Heritage: Vietnam and American Democracy 1941-1968. - New York: A Fawcett Premier Book, 1968.

ДРВ. При этом симпатии авторов нередко склонялись именно в сторону северян, что было настоящим прорывом в американской литературе.32 При этом необходимо учесть тот факт, что Баттинджер опубликовал свои книги в 1967 году, когда еще не появились "Документы Пентагона", а значит, не были доступны многочисленные документы, проливающие свет на политику США.33

Работа Р. Соренсена, посвященная Джону Кеннеди и основанная, в том числе и на личных воспоминаниях, позволяет нам увидеть механизм принятия решений в годы администрации 35-го президента США. В этой монографии автор всячески оправдывает демократов и возлагает всю вину за неудачное развитие событий на предыдущую администрацию Эйзенхауэра и военных, чересчур жестко подходивших к решению очень сложных вопросов.34

Автор книги "Время войны", известный американский историк Роберт Шульзингер признает ошибку политиков в отношении Дьема и объясняет действия государственного департамента непониманием ситуации.35 К сожалению, автор не уделяет большого внимания 1950-м годам. В целом, монография Шульзингера - попытка создать ещё одну историю вьетнамского конфликта на основе новых источников.

В 1980-1990-е появились многочисленные монографии, авторов которых можно отнести к неоревизионистскому направлению. На основе изучения документальных источников и фактов они пришли к выводам, которые противоречили основным посылкам официальной литературы и таким образом фактически переписали историографию войны во Вьетнаме.

32 Buttinger J. A Dragon Embattled ЫУ. Ргавдвг, 1967; Scigliano R. South Vietnam: Nation under Stress Boston. Houghton Mifflin, 1963.

33 В конце 1950-х Дж. Баттинджер входил в число сторонников южновьетнамского правительства, но затем разочаровался в его методах и перешел в противоположный лагерь.

34 Sorensen R. Kennedy. - New York: Harper and Row, 1965.

35 Schulzinger R. A time for war. - New York-Oxford: Oxford University Press, 1994.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие опирается на материалы специализированных учреждений оон, Европейского Союза, Всемирной туристской орга­низации (вто), национальных туристских администраций, Госком­стата России и пр.

    Учебное пособие
    Учебное пособие опирается на материалы специализированных учреждений ООН, Европейского Союза, Всемирной туристской орга­низации (ВТО), национальных туристских администраций, Госком­стата России и пр.
  2. Книга на сайте (2)

    Книга
    Аннотация издательства: Авторы книги еще недавно принадлежали к верхнему эшелону руководства страны, вплотную стояли к принятию важнейших внешнеполитических решений.
  3. Т утверждает, что после окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки использовали свои вооруженные силы в интересах своей внешней политики 262 раза

    Документ
    Согласно подсчетам американского института Брукингса, за последние 38 послевоенных лет США прибегали к демонстрации "военного кулака" 215 раз, при этом в 19 случаях они угрожали ядерным оружием.
  4. Николай Стариков Кто заставил Гитлера напасть на Сталина

    Книга
    Мне много приходилось заниматься историями войн, и во все времена я видел одно: современники относили войну в неопределенное будущее, тогда как она уже стояла у порога их стран.
  5. Страницы отечественной истории: 1917-1941 гг. Хрестоматия Ставрополь 2009

    Документ
    Сложные внутриполитические, международные, экономические и социальные процессы первых десятилетий Советской власти вызывают неоднозначные трактовки и интерпретации в исторической науке и в обществе.

Другие похожие документы..