Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого по...полностью>>
'Документ'
Дисциплинарный устав определяет сущность служебной дисциплины, обязанности сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики 1) см. примечание...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Одним із обов’язкових елементів державності країни, атрибутом її самостійності, суверенітету, а також суб’єктом міжнародного життя, до сьогодні залиш...полностью>>
'Документ'
С конца девятнадцатого века в американской экономике и в некоторых западноевропейских странах наблюдались (с интервалом в 15-20 лет) периодические во...полностью>>

Вывод в графическом режиме, используя функции bios

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вывод в графическом режиме, используя функции BIOS

Для выполнения практического задания по «Практикуму на ЭВМ» достаточно прочитать разделы: «Введение», «Видеоподсистема компьютера», «Режимы работы видеоадаптеров» (подразделы «Страницы видеопамяти», «Режим 0Dh»), «Архитектура видеоадаптеров EGA и VGA» (подразделы «Видеопамять», «Режимы 0Dh и 0Eh»), «Использование функций BIOS для работы с видеоадаптерами», «Примеры».

Вывод в графическом режиме, используя функции BIOS 1

Введение 2

Видеоподсистема компьютера 2

Режимы работы видеоадаптеров 3

Страницы видеопамяти 4

Режимы 4 и 5 5

Режим 6 5

Режим 0Dh 5

Режим 0Eh 6

Режим 0Fh 6

Режим 10h 6

Режим 11h 7

Режим 12h 7

Режим 13h 7

Архитектура видеоадаптеров EGA и VGA 8

Монитор 9

Видеопамять 9

Режимы 4 и 5 10

Режим 6 11

Режимы 0Dh и 0Eh 12

Режим 0Fh 13

Режим 10h 14

Режим 11h 15

Режим 12h 16

Режим 13h 17

Использование функций BIOS для работы с видеоадаптерами 18

Выбор режима работы - функция 00h 19

Выбор активной страницы видеопамяти - функция 05h 19

Установка цветовой палитры (режимы 4,5,6) - функция 0Bh 20

Вывод пиксела - функция 0Ch 20

Чтение пиксела - функция 0Dh 21

Определение текущего режима работы видеоадаптера - функция 0Fh 21

Приложение 21

Задержка программных операций 21

Примеры 23

Пример 1 23

Пример 2 24

Литература 25

Предварительные замечания. При подготовке реферата использовалась книга 1993 года издания. Поэтому информация может оказаться частично устаревшей. Однако мы можем придать реферату исторический оттенок и считать, что данные, содержащиеся в нём, относятся к компьютерам того времени. Более современные сведения можно найти в книге: Кулаков В. Программирование на аппаратном уровне: специальный справочник (+дискета). 2-е издание. – СПб.: Питер, 2003. – 847 с.: ил.

Введение

Мы изучаем язык ассемблера. Программа на языке ассемблера содержит последовательность команд для процессора. Наша задача – выяснить, какие команды должен выполнить процессор для осуществления вывода графической информации на дисплей компьютера.

Видеоподсистема компьютера

За вывод на дисплей отвечает видеоподсистема компьютера. Видеоподсистема любого компьютера состоит из двух основных частей – видеоадаптера и монитора, подключаемого к видеоадаптеру.

Видеоадаптер включает в себя видеопамять, в которой хранится изображение, отображаемое на экране монитора, постоянное запоминающее устройство, в котором записаны наборы шрифтов, отображаемые видеоадаптером в текстовых и графических режимах, а также функции BIOS для работы с видеоадаптером. Кроме того, видеоадаптер содержит сложное управляющее устройство, обеспечивающее обмен данными с компьютером, формирование изображения и выполняющее некоторые другие действия.

Видеоадаптеры могут работать в различных текстовых и графических режимах, различающихся разрешением, количеством отображаемых цветов и некоторыми другими характеристиками.

Сам видеоадаптер не отображает данные. Для этого к видеоадаптеру необходимо подключить монитор. Изображение, создаваемое компьютером, формируется видеоадаптером и передается на монитор для предоставления ее конечному пользователю.

Можно выделить несколько наиболее общих типов или подмножеств видеоадаптеров. Деление проводится по основным характеристикам видеоадаптеров, таким как поддержка текстовых и графических режимов, максимальное количество одновременно отображаемых цветов, максимальная разрешающая способность, наличие специализированных схем управления - акселераторов или графических сопроцессоров, а также по способу подключения к компьютеру и монитору.

Большинство видеоадаптеров может работать как в текстовых, так и в графических режимах. Возможность отображения графической информации отсутствует только у самого первого видеоадаптера фирмы IBM – MDA. Он использовался вместе с монохромным монитором.

Отсутствие возможности отображения графической информации ограничивало сферу использования компьютеров и вскоре небольшая фирма Hercules Computer Technology, Inc. выпустила монохромный видеоадаптер Hercules, который уже мог выводить графику и обеспечивал большую разрешающую способность. Также как и адаптер MDA, видеоадаптер Hercules можно было подключить к монохромному монитору.

Вскоре появился и первый видеоадаптер, позволяющий отображать не только монохромную, но и цветную информацию, как в текстовом, так и в графическом режиме. Этим видеоадаптером стал адаптер CGA. С его помощью компьютер мог выводить 16-цветную текстовую и 4-цветную графическую информацию. Однако он имел очень низкую разрешающую способность – 320x200 пикселов (пиксел – элементарный элемент изображения, точка). В результате такой низкой разрешающей способности изображение на экране представляло собой совокупность видимых точек и быстро утомляло глаза пользователя.

Видеоадаптер CGA можно использовать с композитными мониторами (обычными цветными или черно-белыми бытовыми телевизорами), а также со специальными цифровыми цветными мониторами.

Затем прогресс пошел по пути увеличения разрешающей способности и количества одновременно отображаемых цветов. Были созданы видеоадаптеры EGA и VGA. Видеоадаптер EGA уже мог отображать 16-цветную графическую информацию с разрешением 640х350 пикселов, а VGA – даже с разрешением 800х600 пикселов. Кроме того, в видеоадаптере VGA появился графический режим с разрешением 320х200 пикселов при возможности одновременного отображения 256 различных цветов.

С видеоадаптером EGA можно было использовать либо цветной монитор, либо улучшенный цветной монитор. К видеоадаптерам VGA нужно подключать специальные многочастотные аналоговые мониторы.

Однако с появлением операционной системы Windows требования к видеоподсистеме компьютера многократно возросли. Ни видеоадаптер EGA, ни видеоадаптер VGA не обеспечивают необходимой разрешающей способности и количества одновременно отображаемых цветов. Поэтому многие фирмы приступили к выпуску собственных расширенных версий видеоадаптера VGA. Они получили общее название SVGA (Super VGA). Видеоадаптеры SVGA не являются устоявшимся стандартом, наподобие EGA и VGA. Различные фирмы выпускают адаптеры SVGA, имеющие различные возможности. При этом они не всегда совместимы друг с другом.

Появились видеоадаптеры SVGA, которые работают в режимах High Color и True Color. В режиме High Color видеоадаптер может одновременно отображать на экране 32768 или 65536 различных цветов. Режим True Color еще более многоцветный. В этом режиме видеоадаптер может одновременно отображать более чем 16,7 миллионов различных цветов. Качество изображения, достигаемое такими видеоадаптерами (при условии использования с ними соответствующих мониторов), почти не уступает качеству цветных слайдов.

Режимы работы видеоадаптеров

Режимы работы видеоадаптеров характеризуются типом информации, которую они отображают – текстовая или графическая, количеством используемых цветов, разрешающей способностью и размерами символов.

Существуют несколько стандартных режимов работы видеоадаптеров, поддерживаемых практически всеми адаптерами. Список стандартных режимов работы видеоадаптеров представлен в следующей таблице:

Режим работы

Тип информации

Количество цветов

Разрешение, пиксел x пиксел

Размер символов, пиксел x пиксел

0, 1

Текстовый цветной

16

40x25

8x8

0*, 1*

Текстовый цветной

16

40x25

8x14

0+, 1+

Текстовый цветной

16

40x25

9x16

2, 3

Текстовый цветной

16

80x25

8x8

2*, 3*

Текстовый цветной

16

80x25

8x14

2+, 3+

Текстовый цветной

16

80x25

9x16

4, 5

Графический цветной

4

320x200

 

6

Графический цветной

2

640x200

 

7

Текстовый монохромный

2

80x25

9x14

7+

Текстовый монохромный

2

80x25

9x16

8, 9, 0Ah

Используются видеоадаптерами компьютера PC jr, и в настоящее время интереса не представляют

 

0Bh, 0Ch

Зарезервировано

0Dh

Графический цветной

16

320x200

 

0Eh

Графический цветной

16

640x200

 

0Fh

Графический монохромный

2

640x350

 

10h

Графический цветной

16

640x350

 

11h

Графический цветной

2

640x480

 

12h

Графический цветной

16

640x480

 

13h

Графический цветной

256

320x200

 

Для видеоадаптеров EGA, VGA и SVGA режимы 0 и 1, 2 и 3, 4 и 5 не различаются. Отличие этих режимов существенно только для видеоадаптера CGA. В режимах 0, 2 и 5 не выполняется разбивка цветов (color burst) для композитного видеосигнала. В результате изображение на монохромных мониторах становиться более качественным.

Стандартные режимы работы не включают в себя все режимы, в которых могут работать видеоадаптеры. Видеоадаптеры SVGA могут также работать в режимах, имеющих улучшенные характеристики. Характеристики этих режимов отличаются у видеоадаптеров разных фирм.

Такие различия значительно усложняют программирование видеоадаптеров в режимах с высоким разрешением и большим количеством цветов. Программа должна распознавать тип видеоадаптера и использовать соответствующие методы работы с видеоадаптером. Примером может служить графический пакет CompuShow. Он содержит специальные драйверы для каждого типа видеоадаптеров. Во время установки пакета он определяет тип видеоадаптера и подключает соответствующий драйвер.

Чтобы преодолеть несовместимость и избавить разработчиков программного обеспечения от необходимости создания собственных драйверов, ассоциация VESA (Video Electronics Standards Association) разработала одноименный стандарт VESA.

Режимы работы видеоадаптеров, соответствующих стандарту VESA, имеют номера 100h, 101h, …, 11Ah. Количество цветов может быть равным 16, 256, 32768, 65536, 16777216, разрешение – 80x60, 132x25, 132x43, 132x50, 132x60 для текстовых режимов и 640x400, 640x480, 800x600, 1024x768, 1280x1024 для графических режимов. Подробности см., например, в книге [1].

Страницы видеопамяти

Страницей называется часть видеопамяти, полностью определяющая содержимое одного экрана монитора. Одна из страниц является активной. Ее содержимое отображается на экране. Для изменения активной страницы можно вызвать соответствующую функцию BIOS или непосредственно изменить содержимое регистра начального адреса, расположенного в контроллере электронно-лучевой трубки.

К каждой странице видеопамяти можно обратиться как через функции BIOS, так и напрямую. Во втором случае процессор записывает необходимую информацию непосредственно в видеопамять.

Видеоадаптеры VGA и SVGA в режимах с низким разрешением используют двойное сканирование. Двойное сканирование заключается в том, что при работе видеоадаптера в режимах с разрешением 200 строк, каждая из строк отображается на экране дважды, увеличивая разрешение по вертикали до 400 строк. В результате улучшается восприятие текста на экране, так как фактически увеличивается разрешающая способность. Двойное сканирование реализуется в режимах 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 0Dh и 0Eh.

Режимы 4 и 5

В этих режимах отображается цветная графическая информация. Экран монитора имеет разрешение 320 пикселов по горизонтали и 200 пикселов по вертикали. При отображении могут использоваться либо четыре основных, либо четыре альтернативных цвета:

Стандартные цвета

Альтернативные цвета

Черный

Черный

Светло-синий

Зеленый

Малиновый

Красный

Белый

Коричневый

В режимах 4 и 5 поддерживается только одна страница видеопамяти. Ее начальный адрес равен B800:0000h.

Режим 6

В этом режиме отображается графическая информация. Экран монитора имеет разрешение 640 пикселов по горизонтали и 200 пикселов по вертикали. Поддерживаются только два цвета. Для видеоадаптера CGA режим 6 является режимом с максимальным разрешением.

Определена только одна страница видеопамяти, имеющая начальный адрес B800:0000h. Если видеоадаптеры VGA или SVGA работают в режиме 6, то они используют двойное сканирование.

Режим 0Dh

Режим 0Dh используется для отображения графической информации. При этом разрешающая способность составляет 320 пикселов по горизонтали и 200 пикселов по вертикали. Данный режим похож на режим 4, но в нем видеоадаптер может отображать 16 цветов.

В зависимости от объема памяти видеоадаптера, поддерживается различное количество страниц видеопамяти:

Объем видеопамяти

Количество страниц видеопамяти

256 Кбайт

8

128 Кбайт

4

64 Кбайт

2

Страницы видеопамяти располагаются по следующим адресам:

Страница 0 - B800:0000h

Страница 1 – B800:1000h

Страница 2 - B800:2000h

Страница 3 – B800:3000h

Страница 4 - B800:3000h

Страница 5 – B800:5000h

Страница 6 - B800:4000h

Страница 7 – B800:7000h

Если видеоадаптеры VGA и SVGA работают в режиме 0Dh, то для увеличения разрешающей способности они используют двойное сканирование.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Назначение программы для обучения работе в графическом режиме Роль ЭВМ в учебном процессе спгуап

    Реферат
    Обучение - очень важный процесс в современном обществе. От того насколько качественно и эффективно оно будет осуществляться зависит благосостояние народа.
  2. Справочник по настройкам bios 0-9

    Справочник
    1st Boot Device - первое загрузочное устройство[xxx Drive] [Disabled]Указанное в данном пункте устройство станет первым, с которого BIOS попытается загрузить операционную систему.
  3. Оптимизации настроек bios setup

    Задача
    то беспорядочное изменение параметров не только не приведет к увеличению скорости работы (скорее уж наоборот), но и может вызвать временную неработоспособность компьютера.
  4. Фигурнов В. Э. Ф49 ibm pc для пользователя. Изд. 7-е, перераб и доп

    Книга
    д. Книга включает множество иллюстраций и таблиц.
  5. Как претворить в жизнь идею компьютерной игры? Приходилось ли вам, играя в свою любимую игру, мечтать о том, как можно было бы ее улучшить

    Документ
    Как претворить в жизнь идею компьютерной игры? Приходилось ли вам, играя в свою любимую игру, мечтать о том, как можно было бы ее улучшить? Задумывались ли вы в процессе игры о том, как она устроена? Эта книга откроет вам путь к созданию

Другие похожие документы..