Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сердечно-сосудистые заболевания, в основе которых лежит атеросклероз, справедливо называют эпидемией ХХ- ХХI веков. В России в 2 г. смертность от сер...полностью>>
'Программа'
Опыт внедрения «1С:Медицина. Финансово-хозяйственная деятельность» в фармацевтическом отделе ГУП «Медицинский центр управления делами Мэра и Правитель...полностью>>
'Документ'
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны...полностью>>
'Документ'
ООО «ЛАТЕСТ» (Украина, Луганская обл., г. Северодонецк), именуемое в дальнейшем Перевозчик, в лице директора Кувыклина Игоря Владимировича, действующ...полностью>>

Научно-методическое сопровождение процессов информатизации образования в Сахалинской области

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Научно-методическое сопровождение процессов информатизации образования в Сахалинской области

Доклад кафедры НИТ на научно-методическом совете СОИПиПКК, май 2005г

Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать появление нового направления образовательной деятельности, связанного с информатизацией образования. Новые педагогические технологии требуют и нового профессионального качества.

Анализ современных глобальных и региональных ситуаций показывает, что определяющим условием конкурентоспособности товаров и услуг становится их качество. С проблемой повышения качества столкнулась и система образования. Главная трудность, которую сегодня переживает система образования, заключается в обеспечении гарантий на получение качественного образования.

Именно поэтому в последние 5 лет кафедрой активно реализуются решения Правительства РФ, основанные на постановлениях и приказах, направленных на модернизацию всей системы образования и ее новых инструментах деятельности.

В последнее время многие школы приступили к разработке самых разнообразных планов и программ оценки деятельности своих систем образования. Вопросы обеспечения качества, ее оценки и диагностики сегодня являются определяющими в системе отношений учреждений и служб повышения квалификации и их заказчиков. Одним из критериев оценки своей деятельности и является активное включение в живую «ткань» образования информационных технологий.

Лаборатория по реализации федеральной целевой программы «Создание единой информационно - образовательной среды (ЕИОС)» в Сахалинской области, определив три основных цели инновационной деятельности:

- организационно-управленческую, направленную на разработку перспективной модели организации эффективного обмена образовательной информацией;

- функциональную, способствующую повышению эффективности деятельности образовательных подсистем

- и продуктовую, направленную на создание и реализацию новых информационно-образовательных технологий,

в течение трех лет анализировала влияние инновации не только на обновление конечного продукта- качества образования, но и на изменения мотивационные, кадровые.

География инновационной лаборатории с 2003г постоянно расширяется не только в связи с повышением интереса к процессам информатизации, но новыми возможностями внебюджетного финансирования в Сахалинской области. В программу включились подсистема образования Корсаковского района и еще одна городская инновационная площадка г. Южно-Сахалинске, получает новый потенциал развития центр дистанционного образования в Александровском районе.

Результаты и механизмы реализации деятельности в 2005 году определялись на основании основных направлений информатизации, определенными нормативными документами Министерства образования и науки и задачами программы лаборатории по реализации ФЦП.

Анализируя достижения лаборатории, можно уверенно говорить, что в области накапливается опыт организации инфраструктур информатизации и обеспечения управления образованием на основе информационных технологий. Даже отдельные активно работающие образовательные подсистемы области (школы повышенного типа в Южно-Сахалинске, опыт информатизации образования в Александровском, Холмском, Корсаковском районах) позволяют говорить о возможности трансляции имеющихся моделей и подходов в рамках создаваемой единой образовательной среды. Уже активизированы несколько аспектов информатизации образования:

1) через информационно- методическую систему распространялись основные концептуальные аспекты единой информационно-образовательной среды в области (публикации в журнале «Сахалинское образование», методические рекомендации к новому учебному году, материалы на сайте ).

2) разработаны и реализуются программы информатизации в Корсакове (куратор Семенова О.В., главный специалист управления образованием), в г. Южно-Сахалинске (куратор Деменко И.Н., ведущий специалист департамента образования администрации). Программы, сохраняя единство с ФЦП, имеют отличия, соответствующие финансовым, кадровым, интеллектуальным ресурсам и особенностям районов.

3) в рамках региональной конференции «Стратегия и тактика обновления содержания образования в Сахалинской области» обобщен передовой опыт ресурсного обеспечения процессов информатизации (Береговая И.Ю., Семененко Е.Ю., Глаголев В.В., Чехонина С.А.),

4) в рамках курсовой переподготовки учителей-предметников и управленцев проводилось первичное обучение использованию новых информационных технологий, что создавало условия для обновления профессиональных качеств педагогов области. Именно эти изменения в течение последних трех лет, наряду с объективными условиями информатизации, постепенно меняют мотивацию учителя и ведут к появлению новых целей и задач в дидактике.

5) продолжается работа по обновлению педагогического инструментария, что приводит к повышению эффективности учебного труда. Учителям предложены новые учебные модули:

«Использование НИТ на уроках: формы и методы новой образовательной деятельности»

«Ресурсы Интернет как средство самообразования»

«Ресурсы дистанционного образования как новая педтехнология»

6) пропагандируются элементы автоматизированного рабочего места управленца (базы данных, программы для эффективного анализа диагностик, банк данных достижений ОУ). Изменение парадигмы управленческой деятельности наиболее ярко выражена в Южно-Сахалинске, Корсакове, Александровском районе. В течение двух лет систематизируется имеющийся в области передовой опыт технологизации управленческого труда по направлениям:

  • оценка эффективности использования автоматизированных систем управления,

  • методы эффективного контроля, диагностики и мониторинга достижений ОУ,

  • анализ программно-методического обеспечения (медиатек) ОУ,

  • способы планирования деятельности с использованием средств информатизации,

  • методы непрерывного образования в структурах ОУ,

  • методы мотивации и стимулирования деятельности организаторов информатизации.

7) в рамках лаборатории продолжена деятельность двух инновационных площадок по наработке нового педагогического опыта (обновление информационно-технологического образования учащихся и формирование новой технологической педагогической компетенции учителя)

Практика показывает, что эффективность профессиональной деятельности специалиста практически в любой отрасли во многом связана с его возможностями уверенно действовать в современной информационной среде.

Основная функция системы переподготовки на современном этапе заключается в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для работы с использованием информационных технологий

В связи с информатизацией образования, настало время пересмотреть роль и место информационных технологий в профессиональной деятельности педагога. Принципиальное новшество, вносимое информационно-коммуникативными технологиями в образовательный процесс: интерактивность, позволяющая развивать активно‑деятельностные формы обучения. Благодаря как государственным, так и спонсорским программам компьютеризации школ, созданы все условия для того, чтобы активно использовать информационные технологии в образовательном процессе в ряде школ любого района области: это и компьютерные мультимедийные классы, мультимедиа проекторы, комплекты электронных учебных ресурсов.

Кадровое обеспечение информатизации образования для нас означает появление новых целей и задач, связанных с переориентацией учителя от традиционных информационных источников урока к новым, использующим эффективные способы передачи и хранения данных. Требуется не просто научить учителя работать с компьютером. Нужно, чтобы компьютер стал инструментом повышения эффективности учебного труда.

Новый вид профессиональной деятельности рождается только при «проживании» своего, личного проекта урока. Деятельность инновационной площадки «Применение новых информационных технологий в учебном процессе» в рамках лаборатории «Создание единой информационно-образовательной среды» и площадки по освоению нового содержания дисциплины Информатика и ИКТ помогает учителю получить необходимую теоретическую помощь, проконсультироваться в практическом использовании освоении новых видов деятельности

Внедрение новых информационных технологий, конечно, должно удовлетворять стандартным методическим требованиям: реализовывать принципы фундаментальности и гуманитаризации образования и, кроме того, необходимо постоянное совершенствование способов передачи знаний по каждому учебному предмету, что требует повышения уровня квалификации и профессионализма педагога. Эффективность использования информационных технологий может быть достигнута только при выполнении условий, обеспечивающих комплексную деятельность в процессе обучения, а не только на внедрение компьютерных средств обучения. Кроме того, информационные технологии должны быть направлены прежде всего на развитие личности обучаемого.

В базе данных кафедры содержится более 50 разработанных уроков с новыми технологическими подходами и половина из них области накапливается опыт активного использования средств ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Уже опробированные элементы в различных образовательных учреждениях (школы повышенного типа в Южно-Сахалинске, сельские школы в Александровском, Холмском, Корсаковском районах, Курильская СОШ) позволяют говорить о возможности трансляции имеющихся моделей и подходов в рамках создаваемой единой образовательной среды. апробирована и представлена педагогической общественности школ.

Очень интересен опыт использования Интернет-ресурсов в выстраивании личной образовательной траектории ребенка. Дистанционные олимпиады «Эйдос» и конкурсы, активно задействованные как педагогический ресурс развития образовательного потенциала ученика школах г.Южно-Сахалинска позволяют в будущем значительно повысить эффективность деятельности различных образовательных подструктур, например, научного общества школы. Несколько лет уже в лицее «Надежда» г. Холмска осваивается использование ресурсов Дистанционных олимпиад по информатике в качестве нового способа получения образования.

Модернизацию педагогического образования нельзя осуществлять без анализа тенденций развития современной образовательной практики. К этим тенденциям относится информатизация образования, центральным звеном которой является преподаватель, использующий ИКТ в образовательном процессе. Критерии и показатели уровня развития информационной культуры преподавателя определяются в соответствии с современными трактовками..

Научно-методическое обеспечение и сопровождение изменения форм и методов обучения в условиях информатизации затрагивают как условие не только профессионализм учителя, но и наличие новых учебных навыков ученика. В связи с этим кафедрой реализуется программа инновационной площадки «Освоение авторской программы информатика 5-9». За два года создана концепция формирования информационно-технологической компетенции, разработан и внедрен авторский УМК, включающий полную поддержку не только ученика, но и учителя; разработаны адекватные диагностические материалы для определения эффективности изменения содержания; моделируются и апробируются новые форм учебных занятий в рамках предметной области «Информатика».

Экспериментальная деятельность площадки направлена на создание системы формирования информационно- коммуникативной компетенции учащегося. Являясь ключевой компетенцией и базой для информационной культуры, такие умения и навыки позволят выпускнику школы соответствующей ступени осознанно применять новый информационный инструментарий в условиях быстро меняющегося мира и быть адаптивным в выборе своего будущего.

Результаты деятельности площадки за три года ознаменованы активизацией творческой деятельности учителей, задействованных в данной инновационной деятельности

    1. Развиваются подходы к единой образовательной концепции развития информационной культуры обучаемого

Подготовлены методические рекомендации с проектом регионального стандарта На базовой городской инновационной площадке были организованы практические семинары с выходом в школы для реализации сетевых форм переобучения. В рамках конференции «Стратегия и тактика развития содержания образования в Сахалинской области» на секции «Региональный стандарт в предметной области» обобщен опыт освоения содержания авторской программы.

    1. Создание системы непрерывной подготовки и переподготовки учителей для эффективного внедрения авторской программы.

Новый подход к профессионализму требует от учителя непрерывной самоподготовки. Сетевые семинары организованные на площадке – это возможность решения методических проблем. Менеджеры проекта посещают не менее одного урока у каждого учителя в течение года, проводятся и плановые тематические проверки эффективности инновационной деятельности.

    1. Создание системы научно- методической поддержки инновационных мероприятий.

Исследования качества знаний и уровня освоения программного материала по авторскому курсу не менее 2 раз в год позволяют определить не только качество преподавания, но и качество обучения. Анализ контрольных работ в течение трех лет показывают успешность освоения детьми авторской программы, ее наиболее сложных теоретических аспектов.

Различный уровень задач – основа системной работы. Процесс информатизации образования наиболее эффективен, если ИКТ постоянно вводятся в использование как для решения наиболее существенных задач наиболее готовыми к этому участниками образовательного процесса (индивидуальными и коллективными - прежде всего - целыми образовательными учреждениями), так и отчасти готовыми, но хорошо мотивированными участниками образовательного процесса.  Неэффективно ожидать уже в ближайшие годы продуктивного использования ИКТ большинством учащихся и учителей, но необходимо обеспечить возможность такого использования для всех, кто может, или хочет в ближайшее время, использовать ИКТ.

 Таким образом, в областной образовательной системе параллельно идут процессы:

  • Проектирования и корректировки планов информатизации

  • Обеспечения технологической инфраструктуры ОУ

  • Экспериментальной, пилотной, инновационной работы по внедрению НИТ в УП

  • Подготовки и методической поддержки кадров

  • Формирования образовательного сообщества и квалифицированной вариативной потребности

  • Реального массового использования при нормативно-финансовой поддержке такого использования.

Направление

информатизации

Районные управления образованием (РУО)

Образовательные учреждения (ОУ)

Координатор по информатизации в ОУ

Учитель в ОУ

Поддержка региональных программ информатизации

Создание районных программ информатизации образования. Проектирование и сопровождение процессов информатизации.

Определение приоритетных направлений деятельности и разработка планов для реализации программ информатизации ОУ.

Координирует деятельность учителей по реализации школьной программы информатизации.

Планирует свою деятельность по обновлению содержания образования и изменению своих профессиональных компетенций.

Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования

Разработка и финансовое обеспечение планов компьютеризации ОУ. Оснащение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

Оснащение специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов. Организация системы технического обслуживания. Организация эффективного использования средств ИКТ

Определяет необходимые материальные и программные ресурсы для реализации школьной программы информатизации.

Организует эффективную работу средств ИКТ, компьютерных сетей. Следит за техническим состоянием средств ИКТ

Знакомиться с возможностями применения средств ИКТ в УВП.

Определяет заказ на приобретение программных средств образовательного назначения по предмету.

Подготовка кадров для информационного общества

Разработка в районе системы переподготовки педагогических и управленческих кадров для использования средств ИКТ.

Изменение профессиональной компетенции кадров для формирования квалифицированного пользователя, осознающего потребность в применении ИКТ.

Организация свободный доступ всех участников образовательного процесса к средствам ИКТ для формирования устойчивого навыка использования ИКТ.

Включает в рамки своей профессиональной компетенции использование новых информационных технологий обучения

Использование электронных образовательных ресурсов

Оснащение образовательных учреждений лицензионными и сертифицированными программными продуктами, предоставление услуг по их сопровождению

Организация системы методической работы по освоению новых информационных технологий обучения в рамках учебного плана и во внеурочной деятельности

Координирует деятельности творческих групп учителей по проблеме «Применение ПСОН; (ЭУ, ЭЭ, образовательные порталы и др.) в образовательном процессе» Организует совместную деятельность на уроке учителя-предметника и координатора информатизации

Активно использует программные средства образовательного назначения на уроках

Развитие информационных систем управления образованием

Создание единой системы информационного и научно-методического обеспечения управления образованием в районе.

Определение структуры единой информационной и научно-методической системы в школе

Определение механизмов оплаты труда педкадров, реализующих программу информатизации

Организует систему информационного обеспечения на основе ИКТ (сбор, структурирование, обработка, передача информации в системе школьного управления),

Расширяет виды деятельности педкадров с использованием ИКТ

Включается в обмен информацией в единой информационной и методической системе школы.

Предоставляет методические материалы для размещения в ресурсах единой информационной системы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет центра дистанционного образования детей-инвалидов (за 2011 год)

    Публичный отчет
    Организационное, педагогическое и технологическое обеспечение процессов использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе детей-инвалидов.
  2. Научно-методическое пособие «Реформа системы образования и здравоохранения» содержание опыт модернизации образования в США 96 Образовательные реформы в Германии 99

    Учебно-методическое пособие
    Состояние сфер образования и здравоохранения прочно вошло в научный инструментарий индустриально развитых стран и международных специализированных организаций при оценке цивилизованности национальных социальных систем, призванных
  3. Научно-методическое обеспечение и организация многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования (на примере Дальневосточного федерального округа) 13.

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Институте информатизации образования Российской академии образования, в лаборатории проблем информатизации профессионального образования
  4. Осостоянии и перспективах развития системы образования Сахалинской области: публичный доклад. Южно-Сахалинск, 2011. 84 с

    Доклад
    В настоящем докладе представлены основные направления, показатели и результаты развития системы образования Сахалинской области за 2010/2011 учебный год, определены ключевые задачи деятельности на 2011/2012 учебный год.
  5. А. А. Опедагогическом образовании • Фурсенко А. А. Огосударственной молодежной политике Нормативные и методические документы по общему образованию • Мониторинг федерального закон

    Закон
    • Киселева Н.П., Литвинцева Э.В., Павлов А.Г. Выбери будущее сегодня: книга для тех, кому жить в 21 веке (в данное пособие для учителей включены методические рекомендации по проведению уроков и дополнительных занятий в рамках осуществления

Другие похожие документы..