Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Прогнозирование финансового состояния организации – это важнейшая составляющая анализа, представляющая собой исследование и разработку возможных путе...полностью>>
'Доклад'
Одним из важных направлений реализации антикоррупционной политики в Чесменском муниципальном районе является противодействии коррупции в сфере размещ...полностью>>
'Реферат'
20. Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской рели­...полностью>>
'Документ'
Государство функционирует, реализует себя через государственный аппарат, который должен соответствовать экономическим, социальным, политическим и ины...полностью>>

Программа дисциплины физиология человека и животных новосибирск

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 2

Программа дисциплины

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Новосибирск

2004

Программа дисциплины «Физиология человека и животных (Гомеостаз)» составлена в соответствии с требованиями (вузовский компонент – ОПФ) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по направлению «Экология и рациональное природопользование» по циклу «Общие профессиональные дисциплины» и дипломированных специалистов по специальности «Химия» (специализация «Химия окружающей среды») по циклу «Специальные дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Автор Бельченко Людмила Анатольевна, к.б.н., доцент, Новосибирский государственный университет

Рецензент: Лавриненко Валентина Александровна, к.б.н., профессор, Новосибирский государственный университет

1. Организационно-методический раздел

1.1 Цель курса – сформировать у студентов представление о функционировании организма как целостной системы.

1.2 Задачи курса – дать базовые представления о гомеостазе и рассмотреть основные функции организма с точки зрения их роли в поддержании основных параметров гомеостаза; охарактеризовать роль управляющих систем и особенности управления на разных уровнях организации; рассмотреть особенности осуществления функций в условиях взаимодействия с окружающей средой.

1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По окончании изучения указанной дисциплины студент должен

  • иметь представление о роли различных органов и систем в поддержании основных параметров гомеостаза; об основных регуляторных механизмах;

  • знать, как осуществляются функции органов и их систем, каковы механизмы, обеспечивающие реализацию конкретных функций организма, как работают основные управляющие системы (нервная и эндокринная);

  • уметь использовать полученные знания для решения проблемных ситуативных задач (поиск путей восстановления гомеостатических параметров после их отклонения при различных воздействиях внешней среды).

1.4 Формы контроля.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен письменный экзамен.

Текущий контроль. Курс преподается по рейтинговой системе, или системе индивидуальных кумулятивных индексов (ИКИ)), и содержит не только информационно-познавательный лекционный, но учебно-тренинговый материал: тесты, упражнения, проблемы, контрольные вопросы. В изучаемом материале выделено 5 основных модулей, в т.ч. 2- по лекционному материалу и 3 – по материалу семинаров. Материал, рассматриваемый на семинарах, излагается в сжатой форме, с использованием опорных схем. Студентам предлагается самостоятельное изучение рекомендуемой литературы с последующим обсуждением различных вопросов в ходе семинарских занятий. Семинарские занятия включают в себя следующие виды проверки знаний изложенного материала:

● интенсивный устный опрос у доски в соответствии с разработанной программой курса;

● активное вовлечение студентов из аудитории в опрос отвечающих у доски; организация дискуссий;

● проведение на каждом семинаре 15-минутных контрольных работ, которые включают базовые понятия и представления, тесты, задачи разной степени сложности;

● проведение семестровой контрольной по материалу семинаров, включающую вопросы и задачи повышенной сложности, обобщающего характера.

Системой ИКИ предусмотрена также индивидуальная сдача в течение семестра материала семинарских и лекционных модулей, в т.ч.:

● сдача коллоквиумов по лекционному материалу;

● сдача материала по модулям семинарских занятий;

● самостоятельная подготовка студентами реферативных обзоров по дополнительным вопросам, связанным с особенностями функционирования организма при различных средовых воздействиях;

Результаты текущего контроля служат основанием для выставления оценок в ведо-

мость контрольной недели на факультете и для выставления итоговой предварительной оценки за семестр в соответствии с полученным рейтингом.

    1. В основе курса - гомеостатический подход к изучению основных процессов и функ-

ций организма, что не исключает знакомства с традиционными разделами курса физиологии человека и животных, посвященными рассмотрению деятельности отдельных систем органов. Традиционный подход используется на семинарских занятиях, при подготовке к которым студенты пользуются традиционными учебниками. Лекционный курс является авторским и его задача - формирование у учащихся определенного мировоззрения. Требования к уровню освоения содержания курса – знание базовых представлений о функциях организма и основных процессах жизнедеятельности в их взаимосвязи; умение анализировать последствия отклонений гомеостатических параметров от нормы при различных типах воздействий на организм и прогнозировать возможные пути восстановления гомеостаза и характер адаптации.

2. Содержание курса

    1. Разделы курса

Курс включает 5 разделов

● Процессы возбуждения и особенности возбудимых тканей.

● Кровь и кровообращение.

● Основные принципы регуляции и структурно-биохимические основы поддержания гомеостаза.

● Системы, обеспечивающие обмен веществами и энергией с внешней средой (дыхание, пищеварение, выделение).

● Поддержание основных параметров гомеостаза.

    1. Тематический план курса (распределение часов).

Наименование разделов и тем

К о л и ч е с т в о ч а с о в

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Всего

часов

Гомеостаз, его механизмы и значение

2

0

1

3

Нервная система и гомеостаз

4

0

3

7

Эндокринная система и гомеостаз

2

0

5

6

Биохимические основы механизмов гомеостаза

2

0

1

3

Структурные основы гомеостаза

2

0

1

3

Температурный гомеостаз

2

0

1

3

Иммунологические механизмы клеточного гомеостаза

3

0

3

6

Детоксикация как один из механизмов гомеостаза и резистентности

3

0

3

6

Физико-химический гомеостаз

2

0

1

3

Стресс

2

0

1

3

Возбуждение и возбудимые ткани

0

12

6

18

Кровь и кровообращение

0

9

6

15

Дыхание, пищеварение и выделение

0

9

6

14

Итого по курсу:

24

30

38

92

    1. Содержание отдельных разделов и тем.

Лекционный курс:

Тема1. Гомеостаз, его механизмы и значение

Исторические основы учения о гомеостазе. Представления У. Кеннона. Основные компоненты гомеостаза. Роль нервной и эндокринной систем в регуляции гомеостаза (общие представления). Свойства организма как саморегулирующейся системы. Функциональная система (по П.К. Анохину).

Тема 2. Нервная система и гомеостаз. Общая физиология центральной нервной системы. Структура и функции нейронов. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Нервные центры. Свойства нервных центров (суммация возбуждений, центральное облегчение, окклюзия, рефлекторное последствие, рефлекторный тонус и т.д.). Торможение в ц.н.с. Механизмы торможения (постсинаптического, пресинаптического, пессимального, вслед за возбуждением). Координация рефлекторных процессов. Основные принципы (конвергенция, принцип общего конечного пути, реципрокная иннервация, иррадиация возбуждения, принцип доминанты, обратная связь, пластичность нервных центров, компенсаторные приспособления).

Роль нервной регуляции в поддержании гомеостаза.

Гомеостатические реакции организма, опосредуемые нервными механизмами. Регуляция артериального давления (АД) как классический пример гомеостатических реакций организма. Адаптационный прессорный рефлекс – пример нарушения саморегуляции АД? Перенастройка барорецептивного механизма. Значение холинергической вазодилатации. Система барорецептивной отрицательной обратной связи. Два основных типа гомеостатического регулирования, опосредованных ц.н.с.

Тема 3. Эндокринная система и гомеостаз

Особенности гуморальной регуляции. Структура и функции гормонов. Механизмы действия гормонов. Типы гормонопродуцирующих образований.

Железы, входящие в состав эндокринной системы. Гомеостаз эндокринной системы (основные принципы). Регуляции активности щитовидной железы. Регуляция концентрации кальция в крови. Регуляция уровня глюкозы в крови.

Зависимые и независимые от аденогипофиза эндокринные железы, гипоталамо-гипофизарный комплекс. Прямая нервная регуляция эндокринных функций.

Тема 4. Биохимические основы механизмов гомеостаза

Основные формы регуляции обмена. Гормональная индукция биосинтеза белков. Регуляция распада и ферментов. Оперативная регуляция активности ферментов в тканях (влияние гормонов, кофакторов, роль циклоАМФ и других внутриклеточных посредников). Биохимические основы нервной трофики.

Тема 5. Структурные основы гомеостаза

Уровни развертывания регенерации. Внутриклеточный гомеостаз. Основные принципы структурного гомеостаза. Внутриклеточная реперативная регенерация. Тканевой (органный) гомеостаз. Характер регенерации в различных органах: в желудочно-кишечном тракте, печени, миокарде, ц.н.с. Связь формы регенераторной реакции со структурно-функциональными особенностями органов. Формирование регенераторных реакций в онто- и филогенезе. Роль нервно-гуморальной регуляции.

Тема 6. Температурный гомеостаз

Механизмы поддержания теплового гомеостаза. Схема терморегуляции. Химическая терморегуляция. Механизмы термогенеза. Физическая терморегуляция. Механизмы. Терморегуляция при мышечной работе и лихорадке. Адаптация к холоду. Адаптация к высоким температурам.

Тема 7. Иммунологические механизмы клеточного гомеостаза

Иммунитет. Основные типы клеток иммунной системы и их функции. Формирование Т- и В- лимфоцитов. Антигены. Антитела: типы, структура. Реакции гуморального и клеточного иммунитета. Теории антителообразования. Нейрогуморальная регуляция иммунитета. Поражения иммунной системы и нарушения гомеостаза.

Тема 8. Детоксикация как один из механизмов гомеостаза и резистентности

Поступление, распределение токсикантов. Пути устранения токсикантов. Роль печени. Типы метаболических превращений токсикантов. Конъюгация, ее значение и механизмы. Взаимодействие токсикантов в организме. Различия в чувствительности к токсикантам. Физиологические различия. Генетические различия (сравнительновидовые и индивидуальные). Избирательная токсичность. Фармакогенетика и экогенетика. Возможность адаптации к токсикантам.

Тема 9. Физико-химический гомеостаз

Газовый гомеостаз. Узловой пункт газового гомеостаза. Регуляция по кислороду. Регуляция по кислороду в условиях гипоксии и гипероксии. Регуляция по углекислому газу. «Кислотная» теория. Гомеостатические свойства гемоглобина (факторы, влияющие на диссоциацию оксигемоглобина).

Кислотно-щелочной гомеостаз (КЩГ). Основные гомеостатические механизмы поддержания КЩГ. Буферные системы крови и тканей. Гомеостатические обменные процессы. Гомеостатическая функция легких. Роль почек в КЩГ. Ацидогенез. Аммониогенез. Рль желудочно-кишечного тракта. Нарушения кислотно-щелочного равновесия.

Осмотический гомеостаз. Осмотическое давление плазмы крови. Водно-солевой баланс. Афферентное звено осморегулирующего рефлекса (типы и локация рецепторов). Волюморецепторы. Барорецепторы. Осморецепторы. Схема осморегуляции. Регуляция диуреза. Регуляция натрийуреза.

Тема 10. Стресс Стадии стресса. Психический и соматический стресс. Роль нейро-гуморальных факторов в формировании стресса. Классификация типов действия гормонов при стрессе. Основные эффекты гормонов ГГНС. Стресс как адаптивный механизм восстановления гомеостаза. Стадия истощения - переход к патологии. Пути ее предотвращения.

Основная литература:

  1. Бельченко Л.А. Введение в курс физиологии человека и животных. В 2-х частях. Н.: 2003 г.

  2. Гомеостаз /Под ред. П.Д. Горизонтова. М. : Медицина, 1981.

Семинары:

Семинары 1 и 2 Возбудимые ткани.

Биологические реакции. Возбудимость. Раздражимость. Типы раздражителей. Порог раздражений.

Возбуждение.

Потенциал покоя, его происхождение. Величины мембранного потенциала в нервных и мышечных клетках. Потенциал действия. Механизм возникновения ПД. Фазы ПД. Изменение возбудимости при возбуждении. Рефрактерность, лабильность. "Парабиоз" Введенского. Амплитуда и длительность ПД в нервных и мышечных волокнах разного типа. Проведение возбуждения в безмякотных и мякотных нервных волокнах. Законы проведения возбуждения в нервах. Обмен веществ при возбуждении. Источники энергии.

Семинар3 Синаптическая передача возбуждения.

Строение и свойства синапсов. Механизмы синаптической передачи возбуждения. Особенности ВПСП по сравнению с ПД. Лабильность нервных и мышечных волокон, синаптического аппарата. Пессиум Введенского.

Семинар 4 Мышечное сокращение.

Типы мышечной ткани. Функции мышц. Моторные единицы. Механизмы мышечного сокращения. Источник энергии для сокращения. Суммация сокращений и тетанус. Применимость закона "все или ничего" к мышечному сокращению.

Физиологические особенности гладких мышц. Утомление.

Семинар 5 Кровь

Состав крови. Плазма. Функции белков плазмы. Форменные элементы (строение, функции, место образования). Схема кроветворения. Регуляция кроветворения.

Буферные системы крови, их значение. Свертывание крови. Антисвертывающая система. Лимфа (образование, функции, циркуляция).

Семинар 6 Кровообращение. Сердце.

Система циркуляции крови. Сердце. Основные физиологические свойства сердечной мышцы. Возбудимость, автоматия. Типы ПД: пейсмекерный, предсердный, желудочковый, атрио-вентикулярный. Закон "все или ничего", усвоение ритма, рефрактерность. Сократимость (феномен лестницы, зависимость от исходной длины волокон). Особенности сокращения сердечной мышцы по сравнению со скелетной. Проведение возбуждения в сердце.

Сердечный цикл. Систолический, минутный объем кровотока.

Нервная и гуморальная регуляция работы сердца.

Семинар 7 Кровообращения. Сосуды.

Типы сосудов, особенности их строения. Объемная скорость кровотока. Сопротивление сосудистого русла. Линейная скорость кровотока. Артериальное давление. Регуляция сосудистого тонуса. Регуляция давления крови (нервная, гуморальная). Обменные процессы в капиллярах.

Семинар 8 Дыхание.

Значение дыхания для поддержания гомеостаза, рольв обмене веществ.

Дыхание млекопитающих и человека. Основные этапы.

Регуляция дыхания (схема дыхательного рефлекса).

Химизм дыхания. Транспорт газов кровью. Диффузия газов в легких. Диффузия газов в тканях. Внешнее дыхание (механизм). Отрицательное давление в плевральной полости. Эластическая тяга легких. Сурфактант. Легочная вентиляция. Дыхательные объемы, МОД и МОАВ. Значения отношения В/К.

Семинар 9 Пищеварение.

Функции пищеварительного аппарата. Основные вещества пищи и их переваривание. Трехзвенная схема деятельности пищеварительного тракта: полостное пищеварение, мембранное пищеварение, всасывание. Переваривание в разных отделах ЖКТ. Роль НСl и желчи. Транспорт аминокислот и глюкозы.

Регуляция пищеварения.

Голод. Механизмы возникновения. Регуляция питания.

Семинар 10 Процесс выделения.

Вещества, подлежащие выделению. Почка – орган регуляторного выделения.

Строение нефрона. Макроструктура почки. Строение фильтрующего и канальцевого аппаратов.

Фильтрация. Факторы, определяющие ее уровень.

Реабсорбция. Пассивная и активная реабсорбция. Локализация процессов реабсорбции в нефроне. Реабсорбируемые вещества и нереабсорбируемые вещества. Реабсорбция глюкозы. Реабсорбция аминокислот. Массобменный максимум (порог выделения).

Секреция. Локализация в нефроне процессов секреции. Секретируемые вещества.

Неионная диффузия в нефроне. Транспорт белков. Коэффициент очищения. Методы определения фильтрации, реабсорбции, секреции, кровотока через почку.

Реабсорбция натрия. Особенности реабсорбции Na в разных отделах нефрона. Регуляция процессов реабсорбции Na. Механизм действия альдостерона.

Реабсорбция воды. Проницаемость различных участков нефрона для воды. Регуляция проницаемости. АДГ. Механизм действия.

Осмотическое разведение и концентрирование мочи. Взаимосвязная реабсорбция Н О и Na в различных сегментах нефрона. Противоточный умножитель – петля Генле.

Типы рецепторов. Регуляция секреции альдостерона. Регуляции секреции АДГ. Антидиуретический и антинатрийуретический рефлексы, их взаимосвязь (мочеобразование при изменениях осмотической концетрации или объема внеклеточной жидкости).

Основная литература:

  1. Физиология человека /Под ред. Т.И. Косицкого. М.: Медицина, 1985.

  2. Физиология человека/Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1980. Т. 1 – 4.

  3. Общий курс физиологии человека и животных. В двух книгах/Под ред. А. Д. Ноздрачева. М. : Высшая школа, 1991.

  4. Физиология человека. В двух томах / Под ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько. М. : Медицина, 1998.

    1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы и прохождения точек промежуточного контроля (в объеме часов, предусмотренных образовательным стандартов и рабочим учебным планом данной дисциплины).

Вопросы к модулю “Возбуждение и возбудимые ткани”

Блиц-вопросы

  1. Что такое ЭХГ в возбудимой клетке (определение и формула)? Как он меняется в покое и при возбуждении? А концентрационный градиент?

  2. Перечислите особенности проведения возбуждения в синапсе (по сравнению с нервом).

  3. Выполнение принципа “все или ничего” для возбуждения скелетной мышцы (волокно, моторная единица, мышца)

  4. Отличия ПСП от ПД.

  5. Условия расслабления скелетной мышцы.

  6. Положение ворот Na-каналов в разные фазы ПД (схематически).

  7. Как происходит синаптическая передача (медиатор – ацетилхолин; кратко – основные этапы)?

  8. Условия возбудимости клетки (перечислить ).

  9. Принцип “все или ничего ” для сокращения скелетной мышцы (волокно, моторная единица, мышца).

  10. Условия возникновения тетануса.

  11. Общий вид уравнения Ходжкина-Хаксли.

  12. Отличия проведения возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах (перечислить).

  13. Законы проведения возбуждения по нервам. Во всех ли возбудимых тканях они соблюдаются?

  14. Природа пессимума (одной фразой).

  15. Вид уравнения Ходжкина-Хаксли в стадию деполяризации.

  16. Может ли в возбудимой клетке исчезать ЭХГ? А концентрационный градиент?

  17. Вид уравнения Ходжкина-Хаксли для стадии реполяризации.

  18. Отличия насосов от каналов (по характеру функционирования).

  19. Отличия тонуса от тетануса.

  20. Чем обусловлен эффект медиатора?

Репродуктивные вопросы

  1. Механизм мышечного сокращения (включая фазу расслабления).

  2. На мембране –30 мв. Опишите состояние клетки и протекающие в ней процессы, если ЕрNa = +60, а ЕрK = -80 мв.

  3. Два основных механизма действия возбуждающего медиатора.

  4. Роль Са2+ в возбуждении и сокращении мышц.

  5. Формирование мембранного потенциала покоя.

  6. Всегда ли возбуждение подчиняется принципу “все или ничего”? А мышечное сокращение? (с подробностями)

  7. Где и на что тратится энергия в сокращающейся мышце?

  8. Каковы преимущества и недостатки двух основных путей (механизмов) действия медиатора?

  9. Будет ли нейрон отвечать на пороговое раздражение, если заблокировать мембранные насосы? Отличаются ли в этом “тонкие” и ”толстые” аксоны?

  10. Отличия гладких мышц от скелетных.

  11. Природа утомления при выполнении мышечной работы.

  12. Механизмы синаптической передачи в норадреналиновом синапсе.

  13. Что будет на экране осциллографа при прохождении ПД по нерву? (отведение внеклеточное).

  14. Функциональные особенности гладких мышц.

  15. Как заблокировать синаптическую передачу?

  16. Изобразите графически изменение возбудимости в разные фазы ПД. Чем оно обусловлено?

  17. Нарисуйте графики ПД и мышечного сокращения для следующих случаев:

  18. интервал между пороговыми раздражениями (мсек) 5 100

длительность ПД (мсек) 10 200

длительность мышечного сокращения (мсек) 100 200

(переберите все возможные сочетания)

  1. Чем пессимум отличается от парабиоза и что между ними общего?

  2. Почему амплитуда сокращений при тетанусе возрастает?

Проблемные вопросы

  1. Что происходит под катодом при длительном действии подпорогового постоянного тока? Как меняется возбудимость? Почему?

  1. Напишите простейшее уравнение для заряда конденсатора. Используя закон Ома, трансформируйте его в уравнение для клеточной мембраны возбудимых клеток. Дайте необходимые пояснения.

  1. На мембране +10мв. ЕрNa = +60 мв, ЕрK = -90 мв. Опишите происходящие процессы и состояние клетки. Что изменится, если а) исходная концентрация Na+ была снаружи в 5 раз меньше?

б) исходная концентрация К+ снаружи была увеличена в 20 раз?

  1. А – раздражитель пороговой силы. В – такой же по силе, но сила раздражителя нарастает гораздо медленнее, чем в первом случае. Будут ли отличаться результаты воздействия в случаях А и Б?

  1. В покое проводимость для К+ (gK) примерно в 23 раза больше, чем для Na+ (gNa). Чему равен МПП, если ЕрК = -80 мв, ЕрNa =+40 мв? (g=1/R).

  1. К нейрону НЦ поступают редкие импульсы раздражения через разные синапсы. ПСП постепенно нарастает. Как при этом меняется возбудимость? Почему?

  1. Опишите реакции возбудимых тканей на снижение внеклеточной концентрации Са+..

  1. Каков будет МПП, если ЕрNa= +40 мв? ЕрK = -80 мв, а проницаемость для Na+ и K+ одинакова?

  1. Как может повлиять на возбудимость и характер возбуждения увеличение концентрации Са+ внеклеточно? Почему?

  1. При каком отношении проницаемостей при деполяризации на 5 мв возникает ПД, если МПП = - 75 мв? (Е рNa = -80, ЕрК = +40)

  1. Нарисуйте электрическую схему – аналог мембраны возбудимой клетки. Поясните ее применительно к мембране.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Темы рефератов

  1. Современные представления о механизмах функционирования мембранных транспортных белков

  2. Роль и механизмы эмоций

  3. Обмен кальция в организме

  4. Влияние алкоголя на организм человека

  5. Нарушения обмена железа в организме человека: причины и следствия.

  6. Роль калликреин-кининовой системы в поддержании гомеостаза

    1. Образцы вопросов для подготовки к экзамену

1. Опишите сдвиги в организме человека, выполняющего жизненно важную для него интенсивную физическую работу в условиях жаркой пустыни. Каким образом организм пытается поддерживать гомеостаз? 170 б

2. Опишите подробно все пути борьбы организма с вирусами. 50 б

3. Приведите примеры проявления принципа общего конечного пути (конкретные схемы с пояснениями). 30 б

4. Сравните структурно-функциональные особенности скелетных, гладких и сердечной мышц. Как скажется на их деятельности внеклеточное увеличение концентрации ионов а) Са2+; б) К+? Играет ли роль скорость изменения концентрации ионов? Поясните ответы. 50 б

5. Опишите подробно основные внутриклеточные механизмы действия гормонов (включая способы прекращения их действия). Сравните их с механизмами действия медиаторов. 50 б

6. Приведите примеры, иллюстрирующие принцип Бернара о необходимости существования в организме резервов для поддержания гомеостаза. С какими другими принципами он непосредственно связан? 30 б

7. Опишите детоксикацию в организме нафталина (последовательность реакций, их ферменты и коферменты, продукты каждой стадии) 42 б.

8. Как скажется блокада симпатических нервов на деятельности 1) слюнных желез; 2) желудка; 2)кишечника; 3) сердца; 4) почек; 5) сосудов? (описать конкретные проявления). Расположите эти органы по степени выраженности последствий (сильнее всего – слабее всего). Дайте пояснения. 15 б.

Всего: 437 б



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины экологическая физиология животных новосибирск

    Программа дисциплины
    Основной целью освоения дисциплины является формирование системных представлений о функционировании организма при различных воздействиях окружающей среды.
  2. Программа VII съезда казахского физиологического общества с международным участием

    Программа
    Организационный комитет объявляет о начале работы VII СЪЕЗДА КАЗАХСКОГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА с международным участием: «Современная физиология: от клеточно-молекулярной до интегративной - основа здоровья и долголетия», посвященного
  3. Программа «Дней молодёжной науки в Алтайском государственном университете» 16 апреля 2012

    Программа
    Организатор: отделение связей с общественностью, ООО «Креативная Лаборатория «Presentация», ООО Региональный информационный центр «Илан» (г. Красноярск).
  4. Программа итоговой конференции казанского (приволжского) федерального университета

    Программа
    РЕКТОРАТ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИГЛАШАЮТ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ИТОГОВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЗА 2010 ГОД «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА».
  5. Программы и задания фен по специальность «Биология» 3-й курс, VI семестр

    Документ
    История появления и развития микробиологии. Открытие А. ван Левенгуком мира микробов (XVII в). Доктрина абиогенеза самозарождения) и ее опровержение: опыты Ф.

Другие похожие документы..