Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Основная образовательная программа (далее – ООП) муниципального общеобразовательного учреждения Нижнеиргинская средняя общеобразовательная школа (дал...полностью>>
'Документ'
Функции науки и религии в культуре внешне выступают как противоположные, но при более внимательном анализе они предстают как дополнительные. Если рас...полностью>>
'Документ'
архитектуры бренда Коммуникации бренда Ренейминг и ребрендинг Позиционирование и репозиционирование Интегрированный брендинг Электронный брендинг Роль...полностью>>
'Урок'
-   обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, ис­пользуя знания по географии, литер...полностью>>

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи курса методики преподавания истории. Методика преподавания истории -научная педагогическая дисциплина, определяющая задачи, содержание, структуру школьных исторических курсов, методы, приемы, формы и средства обучения.

Место методики преподавания истории в системе педагогических наук. Связь методики преподавания с историей и философией.

Методы исследования процессов обучения истории.

РАЗДЕЛ 1. Возникновение и развитие методики обучения истории как науки.

Факторы, определяющие становление методики преподавания истории как науки. Изучение истории в 17 веке. Синопсис. Особенности преподавания истории в 18 веке.

Гимназия Глюка, школа Ф.Прокоповича. "Краткий Российский летописец" М. Ломоносова - первый учебник по русской истории.

Основные черты преподавания истории в 19 веке.

Учебники Н. Устрялова, С. Смарагдова, Н.Виноградова, И.Кайдакова. Репетиционный метод преподавания истории.

Состояние методики преподавания истории в конце 19 -начале 20 веков.

Учебники Д.Иловайского, И.Катаева, Н.Рожкова, Р.Виппера, С.Соловьева. Активные методы обучения истории в русской школе в начале 20 века (Рожков, Гартвиг, Жаворонков). Преподавание истории в Орловских гимназиях. Значение дореволюционной методики обучения истории.

Основные этапы становления и развития школьного исторического образования и методики обучения истории в СССР.

Создание новой, советской школы после победы октябрьской революции. Первая советская программа, учебники по истории.

Замена истории как учебного предмета политграмотой и обществоведением. Программа ГУСа по обществоведению.

Учебник М.Покровского "Русская история в самом сжатом очерке." Методическая система изучения истории по программам ГУСа.

Недостатки школьного исторического образования в 20-х годах.

Восстановление самостоятельного курса истории в начале 30-х годов. Содержание и структура школьных курсов истории в конце 30-х годов.

Создание первых стабильных учебников по истории и их характеристика.

Изучение истории в школе в годы Великой Отечественной войны и усиление ее воспитательного значения. Введение курса новейшей истории. Переход к обязательному 8-ми летнему образованию 1959-1965 годах.

Новые тенденции в развитии методики обучения истории: работы методистов историков А.И. Стражена, В.Г. Карцева. М.А. Зиновьева, А.А. Вагина, П.С. Лейбенгруба. Переход ко всеобщему среднему образованию. Изменения в преподавании истории с 1965 года. Научная разработка проблем воспитывающего и развивающего обучения истории. ( Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер). Создание нового типа учебников по истории в 60-е годы. (Ф.П. Коровкин, Е.В.Агибалова). Противоречивый характер развития школьного исторического образования в конце 70-х - 80-х годах.

РАЗДЕЛ 2. Содержание и структура современного школьного исторического

образования.

Новые цели и задачи обучения истории, связанные с социально-политическими изменениями в России, изменениями в исторической науке и в системе среднего образования.

Специфика исторических знаний и новые принципы отбора исторического содержания.

Основные содержательные линии школьного исторического образования. Базовый уровень учебного материала по каждому школьному историческому курсу.

Переход на концентрическую структуру преподавания истории. Положительные и отрицательные стороны концентрического принципа преподавания истории. Возможные альтернативные варианты школьного исторического образования.

Перспективы развития содержания и структуры школьного образования.

Программа по истории - основной документов, в котором определяются содержание и структура школьных исторических курсов.

Характеристика федеральных программ по истории. Отличительные черты вариативных, альтернативных и авторских программ по истории.

РАЗДЕЛ 3. Учебно - методический комплекс по истории.

Значение учебно-методического комплекса в процессе обучения истории.

Составные части учебно-методического комплекса.

Методический комплекс для учителя: общие методики, частные методики, поурочные разработки, хрестоматии, книги для чтения, дидактический материал (сборники задач), журнал "Преподавание истории в школе".

Система учебных пособий для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, словари, справочники, энциклопедии, книги для чтения, иллюстрированная история, система наглядных средств обучения.

Особая роль ученика в процессе изучения истории. Характеристики основных учебников по истории России и по всеобщей истории. Перспективы развития школьных учебников истории.

Тенденции развития учебно-методического комплекса по истории.

РАЗДЕЛ 4. Процесс формирования исторических знаний.

Структура и функции исторических знаний.

Компоненты учебного исторического материла: исторические факты, представления, понятия, причинно-следственные связи, закономерности исторического развития.

Специфика исторических фактов и их роль в обучении истории. Виды исторических фактов. Соотношение конкретных фактов и обобщений в процессе обучения истории. Методика изучения исторических фактов.

Исторические представления, их виды и значение в системе исторических знаний учащихся. Освещение в методической структуре вопроса о методике создания исторических представлений. Приемы и средства формирования исторических представлений.

Исторические понятия как важнейший компонент учебного материала. Классификация исторических понятий. Этапы формирования исторических понятий. Условия эффективности формирования исторических понятии.

Объективные исторические связи и закономерности общественного развития. Виды исторических связей: локальные, временные, причинно-следственные. Понятия об исторической закономерности. Методические условия усвоения учащимися причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития. Постепенное углубление знаний об исторических законах и повышение теоретического уровня обучения в старших классах. Формирование у учащихся мировоззренческих оценок и выводов.

РАЗДЕЛ 5. Методы, приемы, средства обучения истории.

Определение понятия "метод обучения". Различные точки зрения на классификацию методов обучения истории. Взаимосвязь двух сторон методов обучении: преподавание учителя > и познавательная деятельность учащихся. Критерии оптимального выбора методов обучения:

Соотношение понятий "метод" и '"прием" обучения.

Взаимосвязь средств обучения и методических приемов в процессе обучения истории.

Характеристика методов обучения истории по степени активности познавательной деятельности учащихся на уроках истории.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивным, проблемный, частично поисковый, исследовательский методы.

Характеристика методов обучения по источнику исторических знании.

Метод устного обучения. Функции слова на уроках истории. Виды изложения исторического материала: описание, повествование, характеристика, объяснение. Требования к устному наложению.

Роль беседы в обучении истории. Виды беседы, требовании к ней.

Метод текстового обучения. Значение текста в процессе обучения истории. Виды исторических текстов и их специфика. Общие приемы работы с историческим текстом: комментирование, чтение и разбор, решение познавательной задачи, преобразование текста в таблицу и схему, преобразование текста в персонификацию и драматизацию, использование текста с наглядными средствами обучения.

Специфические приемы работ с историческими документами и художественной литературой на уроках истории.

Возможности использования справочной литературы в учебном процессе. Обучение учащихся умению пользоваться справочным материалом учебников, научных книг.

Наглядный метод обучения. Роль и особенности наглядного обучения в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения истории.

Классификация наглядных средств обучения.

Правила отбора и демонстрации учебно-наглядных пособий. Предметная наглядность и приемы ее использования.

Разнообразие и особенности изобразительной наглядности.

Приемы работы с учебной картиной и произведениями живописи.

Специфика условно-графической наглядности. Методика работы с историческими картами, таблицами, схемами, графиками, диаграммами. Экранная наглядность. Использование диапозитивов, диафильмов и кинофильмов на уроках истории.

Комплексное использование средств обучения.

РАЗДЕЛ 6. Формы организации обучения истории.

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Классификация уроков истории. Требования, предъявляемые к современному уроку истории.

Факторы влияющие на выбор того или иного методического варианта урока.

Подготовка учителя к уроку. Тематическое планирование. План-конспект урока, его основные компоненты.

Особенности планирования и проведения лекций, семинарских и практических занятий.

Особенности планирования и проведения нетрадиционных видов уроков: уроки, основанные на игровых методиках; уроки, имитирующие деятельность общественно-политических организаций; уроки, имитирующие деятельность культурно-просветительских учреждений; уроки, основанные на фантазии; уроки, повышенной эмоциональной насыщенности, интегрированные уроки, уроки на основе блочной системы, уроки с использованием опорных сигналов, уроки с применением тестовой методики, уроки и обучающим использованием музыки.

Значение последующего анализа урока. Критерии оценки урока. Комплексный, структурный, проблемный анализ урока истории.

РАЗДЕЛ 7. Развитие учащихся в процессе обучения истории.

Характеристика развивающего обучения. Развитие способностей и умение учащихся в процессе обучения истории. Различные точки зрения на классификацию умений в дидактической и методической литературе.

Преемственность и усложнение формирования умений и навыков учебной деятельности по годам обучения.

Развитие интеллектуальных умений в процессе обучения истории: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, систематизировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать. Планы подготовительных задач, направленных на развитие исторического мышления учащихся. Развитие репродуктивного и творческого мышления.

Характеристика учебных умений: локализировать исторические события; соотносить процессы с периодом, эпохой, формацией на основе знаний научной периодизации истории; работать с различными источниками знаний; излагать материал по сквозным вопросам курса; конспектировать, тезировать, реферировать исторический материал; рецензировать ответы.

Формирование организационных умений: правильно планировать и использовать учебное время, быстро переключаться с одного вида учебной деятельности на другой.

Диагностика уровня сформированности умений.

РАЗДЕЛ 8. Проверка и оценка знаний и умений учащихся а процессе обучения истории.

Цели и задачи систематической проверки и оценки знаний и умений учащихся.

Система повторения и обучения истории как важнейшее условие обобщения, систематизации и углубления знаний учащихся.

Виды проверки: текущая, итоговая, экзаменационная. Условия эффективности проверки знаний и умений учащихся. Критерии оценки знании и умений учащихся.

Приемы текущей проверки. Методика проведения итоговой сценки. Особенности организации и проведения экзаменов по истории.

Домашнее задание по истории.

Возможные варианты домашних заданий по истории. Учет дифференцированного подхода к учащимся при подготовке домашнего задания. Методические условия правильного объяснения домашнего задания.

РАЗДЕЛ 9. Кабинет истории в школе.

Значение кабинета истории в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения.

Оформление, оборудование и оснащение кабинета истории. Новые подходы к проблеме оформления и оснащения кабинета истории. Наиболее интересные кабинеты истории в г.Орле и Орловской области. Организация учебного процесса в условиях кабинета.

РАЗДЕЛ 10. Внеурочная работа по истории.

Понятие внеурочной работы по истории. Значение внеурочной работы для воспитания и развития учащихся. Роль внеурочной работы в развитии устойчивого интереса к, истории и творческих способностей учащихся.

Содержание внеурочной работы, ее связь с курсами истории.

Виды внеурочной работы по степени охвата учащихся и систематичности проведения.

Характеристика основных организационных форм внеурочной работы по истории: исторические общества, кружки, лекционные группы, поисковые отряды.

Краеведческая работа в школе и ее роль в формировании интереса учащихся к родному краю.

Экскурсионная работа в школе, виды экскурсий. Методика проведения исторических викторин, олимпиад, вечеров, конференций.

Внеурочные занятия, построенные на основе игровых методик: исторический КВН, исторические посиделки, «Что? Где? Когда?», устный журнал, исторический альманах.

Характеристика нетрадиционных форм проведения внеурочных занятий по истории.

Перспективы развития внеурочной работы по истории.

РАЗДЕЛ 11. Учитель истории.

Особенности педагогической деятельности учителя истории. Должностные обязанности учителя истории. Требования к общественно-политическим, историческим, психолого-педагогическим знаниям и умениям учителя истории.

Преподавание истории как творческая деятельность учителя. Условия творческого роста учителя истории. Методы педагогического исследования в деятельности учителя, приемы анализа и обобщения своего педагогического опыта. Лучшие учителя история г.Орла и Орловской области.

Методическая работа в школе, ее формы, участие учителей истории в методической работе.

Повышение квалификации учителя в системе институтов усовершенствования учителей-Орловский ИУУ.

Аттестационные критерии учителей. Условия получения учителем истории той или иной категории.

Роль профессиональных конкурсов в развитии творческих возможностей учителя истории.

Непрерывное самообразование как основа повышения квалификации учителя истории.

РАЗДЕЛ 12. Особенности преподавания истории в средних учебных заведениях зарубежных

стран.

Цели изучения истории в США, Канаде, Франции, Англии и др. стран.

Принципы отбора содержания для школьного исторического образования в зарубежных странах, общие и отличительные черты.

Различные подходы к структуре школьного исторического образования в США, Канаде, Франции.

Характеристика американских учебников " История Америки" и "Всемирная история".

Особенности методики преподавания истории в зарубежных странах.

Примерные вопросы вступительных испытаний.

История России

  1. Образование и распад Древнерусского государства (lX – середина Xll вв.).

  2. Монголо-татарское нашествие. Русь и Золотая Орда во второй половине Xlll-XV вв.

  3. Образование единого государства: предпосылки, причины, основные этапы.

  4. Иван Грозный: внутренняя политика. Опричнина.

  5. Предпосылки, причины и начало «Смутного времени».

  6. Предпосылки и причины преобразований и реформ Петра Великого.

  7. Внешняя политика Петра l. Северная война.

  8. Внешняя политика Екатерины ll. Основные направления, особенности, итоги.

  9. Внешняя политика Александра 1 и Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии.

  10. Декабристы и зарождение общественной мысли и общественного движения в России.

  11. Реформы Александра ll и их последствия.

  12. Предпосылки, причины крушения Российской империи и основные события Февральской революции 1917г.

  13. Октябрьская революция 1917 г.

  14. Предпосылки, причины, решающие события гражданской войны в России.

  15. Христианизация Руси и ее значение.

  16. Основные направления социалистической модернизации СССР в 20-30-е гг. ХХ в.

  17. Социально-экономические, политические и социокультурные истоки, этапы становления и развития партийно-государственной системы И. Сталина.

  18. Внешнеполитические и внутриполитические предпосылки и причины Великой Отечественной войны. Поражения Красной Армии в 1941 и 1942 гг.

  19. Коренной перелом во Второй мировой и Великой Отечественной войне.

  20. Причины и цена Победы СССР в Великой Отечественной войне.

  21. Истоки и этапы системного кризиса социально-экономических отношений и политической системы в СССР в 50-80-е гг. ХХ в.

  22. «Смутное время». Особенности социальной борьбы. Отражение польско-шведской интервенции.

Всеобщая история.

  1. Социалистический эксперимент в странах Восточной и Юго-Восточной Европы (40-60-е гг. ХХ в.).

  2. Основная характеристика социально-экономического и политического развития стран Запада в конце XlX – начале ХХ вв. Территориальный раздел мира

  3. США в 1969-2007 гг. Основные проблемы внутренней и внешней политики.

  4. КНР в 1976-2007 гг. Реформы в Китае: сущность, содержание, итоги.

  5. «Холодная война»: ее сущность, особенности, основные этапы. Результаты.

  6. Крушение колониальной системы во второй половине ХХ века.

  7. Вторая мировая война: причины, характер, периодизация. Боевые действия на западно-европейском театре военных действий.

  8. «Новый курс» Ф. Рузвельта в США.

  9. Гитлеровская Германия (1933-1945 гг.). Социально-экономическая система, политический режим, идеология.

  10. Фашистская Италия (1922-1940 гг.). Социально-экономическая система, политический режим, идеология.

  11. Англия между мировыми войнами (1918-1939 гг.).

  12. Версальско-Вашингтонская система международных отношений.

  13. Первая мировая война. Русский фронт.

  14. Основные черты и особенности азиатской цивилизации. Взаимоотношения Запада и Востока.

  15. Основные направления развития международных отношений в 90-х гг. ХХ – начале ХХ1 вв.

  16. Гражданская война в США.

  17. Война за независимость в Северной Америке. Образование США.

  18. Объединение Германии во второй половине XlX века.

  19. Наполеон Бонапарт и его империя. Особенности и основные направления внутренней политики.

  20. Французская революция XVlll века. Основные этапы.

  21. Английская революция XVll века и ее место в истории европейской цивилизации.

  22. Основные тенденции развития европейской цивилизации в новое время.

2.3.3. Теория и методика обучения истории

  1. Предмет, задачи, специфика методики преподавания истории.

  2. Характеристика особенностей преподавания истории в России (XVII век – 1917 г.).

  3. Характеристика основных этапов развития школьного исторического образования в советский период.

  4. Отличительные черты преподавания истории в средних учебных заведениях в зарубежных странах.

  5. Новые подходы к проблеме отбора содержания и определения структуры школьного исторического образования. Государственный стандарт общего образования «история».

  6. Анализ действующих в настоящее время программ по истории и перспективы их развития.

  7. Основные параметры анализа школьного учебника истории. Общая характеристика положения с учебниками истории.

  8. Характеристика методического комплекса по истории для учителя.

  9. Характеристика учебного комплекса по истории для учащихся.

  10. Образовательные, развивающие, воспитательные задачи обучения истории.

  11. Анализ различных подходов к системе методов обучения истории.

  12. Виды исторических текстов, их специфика. Общие приемы работы с текстами в процессе обучения истории. Специальные приемы работы с историческими документами.

  13. Значение наглядности в процессе обучения истории, система наглядных средств.

  14. Современные требования к уроку истории.

  15. Классификация уроков истории.

  16. Проверка знаний и умений учащихся в процессе обучения истории. Организация выпускных экзаменов.

  17. Дидактические игры на уроках истории.

  18. Изучение хронологии на уроках истории.

  19. Планирование урока истории.

  20. Характеристика нетрадиционных видов уроков истории.

  21. Методика преподавания истории по опорным сигналам.

  22. Использование тестов в процессе обучения истории. Возможность преподавания истории блоками.

Основная литература для подготовки к вступительным испытаниям.

История России.

  1. Бердяев Н.А. Судьба России. М.,1990.

  2. Боффа Дж. История Советского Союза в 3-х тт. М.,1994-1997.( Достаточно хорошо изложен материал по теме: Техническая модернизация советских вооруженных сил в 30-е гг. в т.1).

  3. Верт Н. История советского государства. М.,1994.

  4. Вехи. Интеллигенция в России. 1909-1910 гг. М.,1991.

  5. Греков И., Шахмагонов Ф. Мир истории. М.,1988.

  6. Гумилев Л.Н.Древняя Русь и Великая Степь. М.,1989.

  7. Гумилев Л.Н.От Руси к России. М.,1992.

  8. Дмитренко В.П., Есаков В.Л., Шестаков В.А. История Отечества.20 век.(11 класс). М.,1995.

  9. Ионов И.Н. Российская цивилизация 9-начала 20 в. Учебная книга для 10-11 классов. М.,1995.

  10. История России. (Российский независимый институт социальных и национальных проблем. Экспериментальное учебное пособие для средних школ). С древнейших времен до 1682 г. М.,1998.

  11. История России. Советское общество... 1917-1991 гг. (Тот же институт). М.,1997. История России. Учебное пособие для гимназий, лицеев, колледжей, школ. (Авторский коллектив: Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др.), тт.1,2.М.,1995.

  12. История России.1682-1861 гг. - М.,1996. История России.1861-1917 гг. - М.,1996. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 8-15 вв. М., 1995. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры (в трех томах). М., 1993.

  13. Отечественная история .20 век. Под ред. проф. А.В.Ушакова. Учебное пособие для педучилищ и педагогических колледжей. М.,1996.

  14. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.,1993.

  15. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. СПб, 1999.

  16. Рыбаков Б.А.Мир истории М., 1985.

  17. Сахаров А.Н., Буганов В.Н. История России 18-первой половины 19 вв.М., 1995. Сахаров А.Н., Буганов В.Н.История России с древнейших времен до 17 в. М.,1995. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1995 гг.М.,1995. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. 10-11 классы. М.,1993.

Всеобщая история.

Новая история стран Запада

  1. Новая история стран Европы и Америки. Первый период /Под ред. А.В.Адо. М, 1986. Новая история стран Европы и Америки. Первый период /Под ред. Е.Е.Юровской и И.М.Кривогуза. М, 1997.

  2. Новая история стран Европы и Америки /Под ред. И.М.Кривогуза. М, 2002. Новая история. Второй период /Под ред. Н.Е.Овчаренко. М., 1984. Новая история. Второй период. Изд. 2. /Под ред. Е.Е.Юровской. М, 1984.

Новая история стран Азии и Африки

  1. Губер А.А., Ким Г.Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. — М., 1982. История стран Азии и Африки в новое время. — М., 1990. Ч. I-II. История Африки в XIX — начале XX вв. М., 1984. Хрестоматия по новой истории. 1640 — 1815. М., 1963. Т.1. Хрестоматия по новой истории. 1815 — 1870. М., 1965. Т. П.

Новейшая история стран Запада

  1. Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки. 1918-1945 гг. М., 1986. Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки. 1945-1986 гг. -М., 1988. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945 гг. - М, 1989. Новейшая история зарубежных стран, Европа и Америка. 1917-1945. - М, 1989.

Новейшая история стран Азии и Африки

  1. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. М., Т. 2. 1993. История стран Азии и Африки в новейшее время. В 2-х ч. М., 1976-1979. Новейшая история арабских стран /1917-1966/. М, 1968. История национально-освободительной борьбы народов Африки в новейшее время. М, 1978.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 080100. 68 «Экономика»

    Программа
    вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 080100.68 «Экономика» по магистерской программе 080100.68-21 «Государственные и муниципальные финансы»
  2. Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050100 «Физико математическое образование» по программе «Физическое образование» принято

    Программа
    - лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца;
  3. Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки: 050100. 68 Педагогическое образование

    Программа
    Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование по магистерской программе Историко-краеведческое образование составлена в соответствии с Федеральным государственным
  4. Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 030100 «Философия» по программе520410 «Философская антропология и философия культуры» Утверждено на заседании

    Программа
    Человек как предмет философского исследования. Проблема познаваемости человека. Специфика философского анализа. Основная проблематика философской антропологии.
  5. Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 030100 «Философия» по программе520410 «История зарубежной философии» Утверждено на заседании

    Программа
    Главные теоретические проблемы, поднимаемые философией наразных этапах развития человеческой мысли; принципы и методыфилософского конструирования реальности.

Другие похожие документы..